Электрификация

Справочник домашнего мастера

Журнал юный моделист конструктор

Разработка урока «Прикладное программное обеспечение»

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями этого раздела темы: программным обеспечением, основными его составляющими. Рассмотреть состав прикладного программного обеспечения. Закрепить навыки работы с прикладными программами.

2. Дидактическая: в результате учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение, что в него входит; какие программы относятся к прикладному программному обеспечению, пользоваться полученными знаниями при работе на компьютере.

3. Развивающая: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.

4. Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Возраст учащихся: 7 класс.

Оборудование:

? технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, цветной принтер, экран, школьная доска, раздаточный материал.

? программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point.

? раздаточные материалы: памятки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация знаний (3 минуты)

3. Разъяснение нового материала (10 минут)

4. Первичное усвоение нового материала (5 минут)

5. Домашнее задание (2 минуты)

6. Выработка умений и навыков (9 минут)

7. Физкультурная пауза (3 минуты)

8. Закрепление усвоенного материала (10 минут)

9. Подведение итогов (2 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

Учитель:

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока:

“Сегодня мы перейдем к изучению второй части темы “Компьютер и программное обеспечение”, познакомимся с понятием программное обеспечение, узнаем, что включает в себя это понятие и какие программы относятся к прикладному программному обеспечению. Вспомним работу с прикладными программами и выполним в них несложные операции.

Цель нашего урока — в интересной форме получить новые знания по теме “Компьютер и программное обеспечение” и, выполняя практическую работу, закрепить полученные знания.

Ученики:

Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию. Записывают число и тему урока.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Учитель:

“Решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, есть набор основных устройств компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), подключенных в единый комплекс. Сможем мы выполнить поставленную задачу? Да и будет ли работать компьютер? Что еще необходимо для его работы?”

Ученики:

Как правило, начинают повторно перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п. И, наконец, самый внимательный ученик, обратив внимание на тему урока, говорит, что необходимо программное обеспечение.

Учитель:

“Правильно. Что же такое программное обеспечение? Запишите, пожалуйста, в тетрадь ПО — это совокупность программ общего пользования. Т.е все программы установленные на компьютере”.

Демонстрирует соответствующий слайд презентации (рисунок 3,4 слайды 1, 2)

Рисунок 4. Слайд 1: «Программное обеспечение»

Рисунок 5. Слайд 2: «Виды ПО»

3. Разъяснение нового материала (10 минут)

Учитель:

“Что же входит в понятие программное обеспечение?

Первое — системное программное обеспечение. Это программы, обслуживающие “железо”. Программы, без которых компьютер работать не будет. Сюда входит известная вам и очень важная программа — операционная система (у нас в классе Windows) и другие нужные компьютеру программы, о которых подробнее мы поговорим на следующем уроке.

Второе — прикладное программное обеспечение. Это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя. Если он создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если переводит, то — программа-переводчик и т.д. В эту группу входят и ваши любимые игровые программы.

И третье (иногда эти программы не выделяют, а относят к системному ПО) — это системы программирования — средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера.

Сегодня мы поговорим подробнее о прикладном программном обеспечении”.

“Какие же программы (их еще называют Приложениями) на наших с вами компьютерах относятся к прикладному программному обеспечению?

Их делят на программы общего назначения и специального назначения. Название групп говорит само за себя.

К программам общего назначения относятся:

Текстовые редакторы (процессоры) предназначены для создания текстовых документов. Вы знакомились с некоторыми из них в 5 и 6 классах (Блокнот,Word Pad, MS Word) Если необходимо, текстовые документы могут включать в себя графику, звук, видеоизображение и т.п. (рисунок 5, слайд 3).

Рисунок 6. Слайд 3: «Функции текстовых редакторов»

Калькуляторы и электронные таблицы предназначены для обработки числовых данных (рисунок 6, слайд 4 ).

Рисунок 7. Слайд 4: «Калькуляторы и электронные таблицы»

Графические редакторы позволяют создавать и редактировать рисунки (рисунок 7, слайд 5).

Рисунок 8. Слайд 5: «Графические редакторы»

Звуковые редакторы позволяют работать со звуком, а мультимедиа проигрыватели предназначены для воспроизведения звука, анимации и видео (рисунок 8,9, слайды 6, 7).

Рисунок 9. Слайд 6: «Звуковые редакторы»

Рисунок 10. Слайд 7: «Мультимедийные проигрыватели»

Программы для разработки презентаций (то, что вы сейчас видите на экране, называется презентацией и создана она с помощью прикладной программы PowerPoint) (рисунок 10, слайд 8).

Рисунок 11. Слайд 8: «Программы для разработки презентаций»

Базы данных позволяют превратить компьютер в справочник по любой теме (рисунок 11, слайд 9).

Рисунок 12. Слайд 9: «Базы данных»

Коммуникационные программы служат для обмена информацией с другими компьютерами (приложение №1, слайд 12).

Рисунок 13. Слайд 10: «Коммуникационные программы»

Название программ специального назначения указывает на направление их использования”.

Учитель дополняет объяснение демонстрацией соответствующих слайдов презентации (рисунки 13,14, слайды 11,12).

Рисунок 14. Слайд 11: «Прикладное программное обеспечение»

Рисунок 15. Слайд 12: «Программы специального назначения»

По ссылкам осуществляются переходы на рисунки демонстрирующие интерфейс и возможности Приложений.

1. Первичное усвоение нового материала (5 минут)

Учитель:

“Давайте теперь проверим вашу “оперативную память”. Кто сколько прикладных программ запомнил? Напишите на листах, лежащих на ваших столах, те программы, которые вспомните синими чернилами. Потом, пообщавшись с соседом по парте, добавьте те, которые есть в его списке, но нет у вас зелеными чернилами. А затем, посмотрев на слайд презентации, допишите недостающие программы красным”.

Временно закрывает перечень программ, а на третьем этапе высвечивает вновь.

Ученики:

Работают в парах, выполнив задание, сдают работы учителю.

2. Домашнее задание (2 минуты).

Учитель:

“Посмотрите на доске — домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники” § 1.5.2

Ученики:

Записывают домашнее задание

3. Выработка умений и навыков (9 минут)

Учитель:

Просит учеников пересесть за компьютеры.

Ученики:

Пересаживаются за свои компьютеры.

Учитель:

“Теперь посмотрите, какое задание вы должны будете выполнить на компьютере. На Рабочем столе каждого компьютера есть ярлык с названием “Прикладное ПО”

Запустите программу (дважды кликнув на ярлыке ЛКМ). Выбирая поочередно из списка прикладные программы, вы должны будете в каждой из них выполнить небольшое задание”.

Демонстрирует алгоритм выполнения аналогичного задания на примере Текстового редактора.

Ученики:

Внимательно слушают, наблюдая на экранах своих компьютеров процесс выполнения задания.

4. Физкультурная пауза (3 минуты)

Учитель:

Предлагает ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения.

Комплекс №1

Упражнения для развития межполушарных связей.

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак-ребро-ладонь». Последовательно менять три положения руки на плоскости стола: ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. Можно помогать себе командами («Кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование». Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «С точностью до наоборот»

Комплекс №2

Упражнения гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Дежурный по классу проводит зарядку.

Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

Ученики:

Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.

Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

5. Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (20 минут).

Учитель:

“Вторая часть урока у нас практическая. Ваша работа будет состоять в следующем. У вас на столах лежат листы с алгоритмом выполнения практической работы. Ваша задача, выполняя его, справиться с максимальным количеством заданий”.

Практическая работа

1. Запустите с Рабочего стола презентацию Прикладные программы (двойной щелчок ЛКМ по ярлыку).

2. Нажмите клавишу F5 для начала показа слайдов.

3. Откройте прикладную программу Текстовый редактор.

4. Выполните задания, закройте Приложение, сохранив результат.

5. Откройте прикладную программу Графический редактор.

6. Выполните задание, закройте Приложение, сохранив результат.

7. Откройте прикладную программу Электронные таблицы.

8. Выполните задание, закройте Приложение, предварительно распечатав результат.

9. Откройте игровую программу.

Учитель инструктирует учащихся о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером.

Собери картинку по образцу

Ученики:

Внимательно слушают, приступают к выполнению практической работы.

Из среды Power Point c помощью гиперссылок на соответствующие файлы осуществляются переходы в другие среды (пример задания указан на рисунке 15, остальные примеры по выбору учителя), в которых учащиеся выполняют работу.

Подведение итогов (2 минуты)

Учитель:

“Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Давайте подведем итоги нашей работы”.

Ученики:

Отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют листы с полученными результатами. Анализируют свою работу.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

Литература .

Разработка открытого занятия по теме «Программное обеспечение» с использованием ППС является примером построения занятия в профильном курсе информатики при изучении данной темы.

Тема: Программное обеспечение.

Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Какие процессы относятся к информационным?

2. Как компьютер передает и получает информацию?

3. Как компьютер хранит информацию?

4. Какое устройство обрабатывает информацию?

Вывод: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.

III. Теоретический материал.

Компьютер — это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией — получать ее, хранить, передавать, обрабатывать — его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить — значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ — это груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

Самые первые программы разрабатывались на машинном языке, где слова этого языка представляют собой последовательность нулей и единиц, и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.

Программа — это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.

Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.

Все программное обеспечение делиться на три класса:

Рисунок 16. Классификация программного обеспечения

Системное ПО — является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

Таблица 1

Системное программное обеспечение.

Программы

Пояснение

Примеры

Операционные системы

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Файловые менеджеры

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Windows Commander

Total Commander

Программы диагностики

Проверяют работу основных устройств компьютера

Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

Антивирус Касперского

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Архиваторы

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

Прикладное ПО — предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или инженера-конструктора, и многое-многое другое.

Таблица 2

Прикладное программное обеспечение

Программы

Пояснение

Примеры

Текстовые процессоры

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Microsoft Word

Табличные процессоры

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Microsoft Excel

1С: Бухгалтерия

СУБД

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Microsoft Access

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Adobe Photoshop

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Microsoft PowerPoint

Средства коммуникаций

Программы для работы в компьютерной сети

Internet Explorer

Outlook Express

The Bat!

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

КОМПАС

Обучающие программы

Помогают процессу обучения

Клавиатурные тренажеры

Тесты

Игры

Программы для организации досуга и обучения

Стратегии

Лабиринты

Логика

Инструментарий программирования — это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования.

Таблица 3

Инструментарий программирования

Программы

Пояснение

Примеры

Трансляторы

Переводчики программ языков программирования и машинные коды

Отладчики

Средства поиска и исправления ошибок

Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Visual Basic

Языки программирования

Средства создания программ для компьютера

IV. Закрепление изученного

Задание № 1. Найди лишнее

А) Тестовый процессор, Miсrosoft Access, графические редакторы, отладчик, переводчик.

Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.

В) Отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.

Задание № 2. Сравни, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?

Б) Антивирусных программ или системных программ?

В) Отладчиков или языков программирования?

Задание № 3. Работа по группам.

Таблица 4

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях:

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Инструментальное ПО

Первая группа

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсходом

Вторая группа

Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

Web-дизайнер создает сайт известной фирмы

Школьник играет в компьютерную игру

Третья группа

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

V. Итоги урока.

Оценить работу класса и назвать учащихся, отличавшихся на уроке.

Порядок работы:

На листе «Вопросы» необходимо заполнить поля «ФИО» и «Группа»

Ввод ответов на вопросы теста осуществляется путем выбора правильного варианта из списка

До тех пор, пока не введены все ответы результаты теста просмотреть не возможно

На листе «Результаты» помещается информация о количестве правильных и ошибочных ответов как в текстовой, так и в графической форме

В приведенном списке вопросов отмечаются красным цветом ошибочные ответы, а рядом помещаются правильные варианты.

На основании подсчета правильных ответов выставляется оценка.

Формирование списка вопросов

Количество вопросов: 10.

Количество вариантов ответов: до 4.

Содержание вопросов не является фиксированным.

Изменение списка вопросов осуществляется на листе «Настройки»

Рисунок 17. Форма «Инструкция»

Тестирование

ФИО

Иванов А.

Группа

Вопрос

Ответ

Программа должна обладать следующими свойствами:

системность, дискретность

Чем отличается программа от алгоритма?

уровнем реализации

Принцип однородности памяти предполагает:

хранение данных и программ в одной и той же памяти

Принцип программного управления предполагает:

наличие собственного адреса у каждой ячейки памяти

Взаимодействие пользователя с программной средой осуществляется с помощью:

Прикладное ПО

Непосредственное управление программными средствами пользователь может осуществлять с помощью:

файлового менеджера

В процессе загрузки операционной системы происходит?

копирование файлов ОС с СD на жесткий диск

Какие приложения относятся к прикладным программам общего назначения?

игры

Какие программы входят в системное ПО компьютера?

ОС, Тota Commander, антивирусные пр-мы

Системный диск необходим для:

систематизации файлов

Рисунок 18. Форма «Тестирование»

Программа должна обладать следующими свойствами:

упорядоченная последовательность

системность, дискретность

массовость, понятность

однозначность, точность

Чем отличается программа от алгоритма?

способом описания

уровнем реализации

различными исполнителями

всеми названными параметрами

Принцип однородности памяти предполагает:

кодирование в двоичной системе

управление данными с помощью последовательности команд

хранение данных и программ в одной и той же памяти

системность хранения данных

Принцип программного управления предполагает:

кодирование в двоичной системе

хранение данных и программ в одной и той же памяти

наличие собственного адреса у каждой ячейки памяти

управление данными с помощью последовательности команд

Взаимодействие пользователя с ПС осуществляется с помощью:

ОС

Прикладное ПО

Файловые системы

приложения

Непосредственное управление ПС можно осуществлять с помощью:

ОС

Прикладное ПО

файлового менеджера

пользовательского интерфейса

В процессе загрузки операционной системы происходит?

копирование файлов ОС с дискеты на жесткий диск

копирование файлов ОС с СD на жесткий диск

последовательная загрузка файлов ОС в оперативную память

Копирование оперативной памяти на жесткий диск

Какие приложения относятся к ПП общего назначения?

текстовый редактор

бухгалтерские программы

игры

ОС

Какие программы входят в системное ПО компьютера?

ОС, Тota Commander, бухгалтерские программы

Игры, электронные учебники, антивирусник

ОС, Тota Commander, антивирусные пр-мы

электронные таблицы, текстовый редактор, презентации

Системный диск необходим для:

загрузки ОС

хранения важных фалов

систематизации файлов

лечение компьютерных вирусов

Рисунок 19. Тестовая форма «Заготовка для учителя»

Результаты теста

Иванова А. группа № 1

Правильные ответы: 7

Правильно

Допущенные ошибки: 3

Ошибочно

Вопрос

Ваш

ответ

Правильный

ответ

Программа должна обладать следующими свойствами:

упорядоченная последовательность

Чем отличается программа от алгоритма?

всеми названными параметрами

Принцип однородности памяти предполагает:

хранение данных и программ в одной и той же памяти

Принцип программного управления предполагает:

управление данными с помощью последовательности команд

Взаимодействие пользователя с программной средой осуществляется с помощью:

Файловые системы

Непосредственное управление программными средствами пользователь может осуществлять с помощью:

файлового менеджера

Прикладное ПО

В процессе загрузки операционной системы происходит?

копирование файлов ОС с СD на жесткий диск

последовательная загрузка файлов ОС в оперативную память

Какие приложения относятся к прикладным программам общего назначения?

игры

текстовый редактор

Какие программы входят в системное ПО компьютера?

ОС, Тota Commander, антивирусные пр-мы

Системный диск необходим для:

загрузки ОС

Рисунок 20. Форма «Результаты тестирования»

Программное обеспечение методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Тема: «Программное обеспечение компьютера».
Цели урока:
Образовательная — ввести понятия программного обеспечения, прикладных программ; рассмотреть классификацию и примеры прикладных программ

Воспитательная — воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая — развитие познавательных интересов, навыков установки программного обеспечения, самоконтроля, умения конспектировать.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование:
Доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация, проверочная тестовая работа (по экземпляру на каждого ученика).

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (6 мин)
III. Теоретическая часть. (15 мин)

IV.Закрепление нового материала.(4 мин)

V. Практическая часть(15 мин)
VI.. Д/з (2 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка и актуализация знаний.
1.Для того чтобы проверить, как вы усвоили предыдущую тему, ответьте на вопросы теста.(2 варианта теста «СОСТАВ И РАБОТА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ»

Ученики отвечают отдельно на мои вопросы

1. Перечисли составные части системного блока (на разобранном системном блоке)?

2. Назовите основные характеристики микропроцессора?

3. Какое устройство обрабатывает информацию?

4.Как вы думаете, похож компьютер на человека?

5.Как называется принцип по которому организована информационная связь между устройствами компьютера?

6.Какие возможности человека воспроизводит компьютер?

Передают тесты.

Формирование проблемы:

Учитель задает вопросы ученикам:

Если мне нужно создать рисунок на компьютере, что мне потребуется?

Если мне нужно оформить доклад, без чего я не обойдусь?

Если мне нужно посетить сайт, что мне потребуется?

Программа! верно! нам нужны программы. Все, что мы с вами делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Даже сама операционная система – это программа, которая управляет работой компьютера. Вспомним, что на прошлых уроках мы с вами изучали аппаратное обеспечение компьютера – железо – устройства, которые обеспечивают работу компьютера. Сегодня же мы с вами изучим не менее важную тему – программное обеспечение компьютера.

Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока – «Программное обеспечение компьютера».

У компьютера должна быть начинка – программное обеспечение.

III. Теоретический материал.

В течение нескольких десятилетий создавались программы, необходимые для обработки различных данных. Совокупность необходимых программ составляет программное обеспечение компьютера.

Программное обеспечение представляет собой алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора.

В компьютерном жаргоне часто используется слово «софт» от английского software.

Слайд 2.Программное обеспечение — это совокупность всех программ, находящихся в долговременной памяти компьютера

Все программное обеспечение делиться на три типа:

Системное ПО – является основным ПО, которое руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

Системное программное обеспечение.

Программы

Пояснение

Примеры

Операционные системы

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Файловые менеджеры

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Windows Commander

Total Commander

Программы диагностики

Проверяют работу основных устройств компьютера

Служебные

Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

DrWeb, Nod32, Avast,

Антивирус Касперского

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Архиваторы

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

драйверы устройств

программы для согласования работы внешних устройств и компьютера.

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя не прибегая к программированию.

Прикладное программное обеспечение

Программы

Пояснение

Примеры

Текстовые процессоры

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Microsoft Word

Табличные процессоры

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Microsoft Excel

1С: Бухгалтерия

СУБД

Это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ.

Microsoft Access

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Adobe Photoshop

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Microsoft PowerPoint

Средства коммуникаций

Программы для работы в компьютерной сети

Internet Explorer

Outlook Express

The Bat!

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

КОМПАС 3D

Обучающие программы

Помогают процессу обучения

Клавиатурные тренажеры

Тесты

Игры

Программы для организации досуга и обучения

Стратегии

Логика

Системы программирования — программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера.

Системы программирования

Программы

Пояснение

Примеры

Трансляторы

Переводчики программ языков программирования и машинные коды

Отладчики

Средства поиска и исправления ошибок

Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Visual Basic

Языки программирования

Средства создания программ для компьютера

компиляторы

Программа, переводящая текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке

интерпретаторы

Программа или техническое средство, выполняющее интерпретацию.

Операционная система. Новые компьютеры обычно не оснащают прикладными программами, потому что ни производители компьютеров, ни продавцы не могут знать заранее, для каких целей компьютеры будут использоваться. Однако компьютеры должны быть готовы к тому, чтобы любой пользователь, не будучи специалистом в компьютерной технике, мог оснастить их необходимыми ему программами.

Операционная система позволяет человеку начать работать с компьютером, получить доступ к его устройствам, а затем устанавливать и запускать необходимые прикладные и служебные программы.

При включении компьютера операционная система загружается в память раньше остальных программ и затем служит платформой и средой для их работы.

С 1990-х наиболее распространёнными операционными системами являются ОС семейства Microsoft Windows и системы класса UNIX (особенно Linux).

Основные функции ОС:

  1. Загрузка приложений в оперативную память и их выполнение;
  2. Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройствам ввода-вывода);
  3. Управление оперативной памятью;
  4. Управление энергонезависимой памятью (жесткий диск, компакт-диски и т.д.), как правило, с помощью файловой системы;
  5. Пользовательский интерфейс.

Дополнительные функции ОС:

  1. Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность);
  2. Взаимодействие между процессами;
  3. Межмашинное взаимодействие (компьютерная сеть);
  4. Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от вредоносных действий пользователей или приложений;
  5. Разграничение прав доступа и многопользовательский режим работы (аутентификация, авторизация).

IV.Закрепление нового материала.

1.Для чего нужны программы?

2.Что такое ПО?

3.Что входит в ПО?

4.Что такое Операционная система?

5.Подумайте, какие программы вы установили бы на свой компьютер

V.Практическая работа.

Класс делится на три группы.

Задание.

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Система программирования

Первая группа

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Учёные научно-исследовательского института расшифровывают записи,переданные марсоходом

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Вторая группа

Выпускной 11 класса готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

Web-дизайнер создаёт сайт известной фирмы

Школьник играет в компьютерную игру

Третья группа

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

VI. Д/з

Задание на дом §9-10., стр.47-53, . Ответить на вопросы после параграфов
Знать, что такое программное обеспечение компьютера, его виды. Узнать, какие музыкальные и видео проигрыватели установлены у вас на домашнем компьютере, какие из них вам больше всего нравятся и почему.

VII. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что такое программное обеспечение компьютера, его виды.

Архив журналов Юный Моделист-Конструктор за 1962-1965 годы


Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №1:
Самолёт-амфибия «Ш-2».
История создания, основные данные, чертежи и рисунки первого советского серийного самолета-амфибии «Ш-2».
Модель чемпиона мира.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера, которая выполнена по международным нормам для класса чемпионатных моделей планера «А-2».
Крылатый корабль.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки советского двухвинтового теплохода на подводных крыльях «Метеор».
Плавающая модель судна на подводных крыльях.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция плавающей модели судна на подводных крыльях.
Автомобиль «ЗИЛ-111В».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского легкового автомобиля высшего класса «ЗИЛ-111В».
Модель легкового реактивного автомобиля.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели экспериментального автомобиля, которая выполнена в масштабе 1:15.
Модель автомобиля с микроэлектродвигателем.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простейшую модель легкового автомобиля.
Подводная лодка «Малютка».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самоходной модели подводной лодки с резиномотором.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №2:
Кордовая модель самолёта «ЯК-18П».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии советского самолёта «ЯК-18П» с двигателем МК-12В.
Резиномоторная модель «ША-61».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера с резиномотором.
«Северянка» — подводная лаборатория.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советской научно-исследовательской подводной лодки «Северянка».
Модель подводной лодки с резиновым двигателем.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с резиномотором.
Модель парусной яхты.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простейшую модель парусной яхты.
Микролитражный автомобиль «Юный сибиряк».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного легкового автомобиля с двигателем от мотоцикла «К-125».
Автомобиль, на котором ездил Ленин.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки легкового автомобиля «Роллс-Ройс» модель «Серебряный призрак».
Модель легкового автомобиля «ЗИЛ-110» с резиновым двигателем.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели советского легкового автомобиля высшего класса «ЗИЛ-110» с резиномотором.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1962, №3:
Морской богатырь.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки советского сухогрузного судна «Ленинский комсомол».
«Золотая рыбка».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки специальной лодки небольших размеров, которая предназначена для запуска самоходных моделей судов.
«Звёзды» на дорогах.
Подробный обзор самодельных гоночных автомобилей серии «Звезда».
Модельный двигатель «МД-2,5» «Москва».
В статье приведены подробное описание и технические данные микродвигателя «МД-2,5» «Москва».
Кордовая модель самолёта «Школьник».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели самолёта, предназначенной для постройки начинающими авиамоделистами.
Таймерные модели.
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления таймерной модели самолёта, сделанной из доступных материалов.
Участникам заочных соревнований.
Статья рассказывает о конструкциях трёх самолётов, которые легко моделировать на кордовых моделях.
Радиоуправляемая модель планера «Ласточка».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельной радиоуправляемой модели планера «Ласточка».
Модель ракеты с резиновым двигателем.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты с резиномотором.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №4:
«Пионер» из Тайнинки.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного малогабаритного катера, который может двигаться с помощью велосипедного мотора, под парусом и на вёслах.
Крыльчатый движитель.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели буксира с оригинальным крыльчатым движителем.

Микроавтомобили курских школьников.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного детского микролитражного гоночного автомобиля с двигателем от серийных мотоциклов.
О том, как подушка колесо заменила.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели транспортного средства на «воздушной подушке».
Гоночная модель с двигателем «МД-5».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция гоночной модели автомобиля, которая развивает скорость около 140 км/ч.
«Пчёлка».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского лёгкого транспортного самолёта «АН-14» «Пчёлка».
Настольный станок для обработки радиопанелей и гравировки.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный настольный станок, который будет очень полезен для кружка технического творчества.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №5:
Шестиканальная аппаратура управления моделями.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления различными моделями.
Модель одноступенчатой ракеты.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем.
Пороховой ракетный двигатель.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельного порохового двигателя для моделей ракет.
Радиоуправляемая модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению радиоуправляемой модели вертолёта «Б-02».
PZL — 104 «Wilga».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки польского лёгкого учебно-тренировочного самолёта PZL — 104 «Wilga».
Модели — помощники конструктора.
Статья рассказывает о том, как создаются модели будущих автомобилей в конструкторском бюро автомобильного завода.
Корабль поднялся в воздух.
Подробный обзор, основные данные и рисунки отечественного экспериментального вездехода на «воздушной подушке» «Нева».
Как построить катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1963, №6:
Рекордная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция рекордной модели вертолёта с поршневым двигателем «Харьков» рабочим объёмом 2,5 см3.
Кабина летчика.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке кабины лётчика на кордовых моделях-копиях самолётов.
«Муха» с фюзеляжем.
Чертежи, схемы и порядок сборки простейшей модели вертолёта с подвесным бумажным фюзеляжем.
Модель планера «Пионер-2».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки модели планера «Пионер-2», построенного по нормам спортивного класс моделей планеров «А-1».
Флагман ледокольного флота.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и фотографии советского атомного ледокола «Ленин».
Лодка из бумаги.
Подробный обзор процесса изготовления оригинальной лодки, которая сделана из бумаги с применением казеинового клея.
Модель одноосного тягача.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели одноосного тягача с электродвигателем типа «МУ-50».
«Юный сибиряк-62».
Технические характеристики и компоновка самодельного микролитражного грузовика с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».
Модель ТЭЦ с автоматическим управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению модели тепловой электростанции.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №7:
«ЯК-12А».
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского многоцелевого транспортного самолёта «ЯК-12А».
Микросамолёт «Ленинградец».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного микросамолёта с 4-х цилиндровым авиационным двигателем «Цюндапп».
Таймерная модель вертолёта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной модели вертолёта с двигателем «ВИЛО» объёмом 1,5 см3.
Конструкторы ЗИЛа – ребятам.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского малолитражного автомобиля с двигателем от мотоколяски «С-3-А».
Автомобиль-самосвал «БелАЗ-540».
Подробный обзор, основные данные, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского большегрузного самосвала «БелАЗ-540».
Модель сухогрузного судна.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели сухогрузного судна с резиномотором.
Управляемая звуком.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности оригинальной аппаратуры, предназначенной для управления различными моделями с помощью звука.
Конструктор по автоматике.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального модульного радиоконструктора.

Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №8:
Катера управляются по радио.
Для любителей судомоделизма представлена радиоуправляемая конструкция модели катера «Утёнок».
Как построить передатчик «РУМ-1».
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности передатчика шестиканальной аппаратуры управления моделями «РУМ-1».
На «воздушной подушке».
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления модели транспортного средства на «воздушной подушке».
Моторная лодка «Юность».
Технические характеристики и компоновка самодельной моторной лодки, предназначенной для туристических походов, а так же участия в спортивных соревнованиях.
Электролина «Светлана».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного клавишного электронного музыкального инструмента.
Птицелёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция несложной модели птицелёта, сделанной из доступных материалов.
Модель «СБ» .
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления кордовой модели-копии советского скоростного фронтового бомбардировщика АНТ-40 (СБ).
«Воробей».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать резиномоторную модель самолёта «Воробей».
Полумакет «МАЗ-200».
Для любителей автомоделизма представлена конструкция полумакета советского грузового автомобиля «МАЗ-200».
Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №9:
Радиоуправляемая модель корабля.

В статье представлен полный проект радиоуправляемой модели корабля, которую можно использовать для соревнований на дистанциях фигурного курса, прокалывания шаров и «морского боя».
Модель катера-ракетоносца.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция простейшей модели катера-ракетоносца с резиномотором.
Звонок-автомат.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности электронного автомата, предназначенного для автоматизации подачи школьных звонков.
Электрополотенце – автомат.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального электронного устройства, предназначенного для сушки мокрых рук в автоматическом режиме.
Кран с программным управлением.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению действующей модели башенного подъёмного крана с программным управлением.
Байдарка-катамаран.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного катамарана, сделанного из доступных материалов.
Летающее крыло.
В статье представлены различные конструкции моделей самолётов и планеров типа «летающее крыло».
Резиномоторная модель.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели самолёта, которая выполнена из отечественных материалов.
Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1964, №10:
Самолёты «летающее крыло».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советских самолётов «ХАИ-3» и «БОК-5», которые выполнены по схеме «летающее крыло».
«Летающее крыло» на корде.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция учебно-тренировочной скоростной кордовой модели самолёта асимметричной схемы.
Бесхвостки из Серпухова.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель планера «летающее крыло», которое имеет двухлонжеронное крыло с отъёмными стреловидными консолями.
Толькокрыл с программным управлением.
В статье подробно описана конструкция модели самолёта типа «летающее крыло», которое имеет программное управление, сделанное из часового механизма от маленького будильника.
Двухмоторная модель вертолёта.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной двухмоторной модели вертолёта с двигателями «МК-13В» объёмом 2,5 м3.
1-й АМО.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого советского серийного грузового автомобиля «АМО-Ф-15».
Моторная лодка «Мир».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки с подвесным лодочным мотором мощностью не менее 6 л. с.
Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №11:
Снежный мотороллер.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного малогабаритного лыжно-гусеничного снегохода с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».
Голубые зовут дороги.
В статье представлены подробные материалы, предназначенные для изучения теории по основам парусного дела, а так же даны теоретические и практические советы и рекомендации по постройке, управлению, а так же техническому обслуживанию различных типов яхт.
Учебно-тренировочный швертбот.
Подробное описание, чертежи, схемы, а так же конструктивные особенности самодельного учебно-тренировочного швертбота.
Мотопланер.
Автор статьи делится опытом по самостоятельной модернизации двухместного планера «Пионер» в мотопланер, используя двигатель от серийного мотоцикла мощностью 30-40 л. с.
На реактивных двигателях.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «L-29» с самодельным реактивным двигателем.
«Дельфин».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки чехословацкого двухместного учебно-тренировочного самолёта «L-29 Дельфин».
Радиоуправляемая модель корабля.
Продолжение статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9 и №10.
Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №12:
Как построить катамаран.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного катамарана «Отдых», на котором могут быть установлены двигатели от серийных мотоциклов или автомобиля «Запорожец».
Здравствуй, «Малыш».
В статье описан процесс изготовления самодельного микросамолёта «Малыш», даны его технические характеристики, а так же приведены чертежи для изготовления кордовой модели этого самолёта.
Пассажирский турбовинтовой.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского турбовинтового среднемагистрального пассажирского самолёта «АН-10А».
Кордовая «АН-10А».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта «АН-10А», на которой установлено четыре двигателя «ВИЛО» (ГДР).
Радиоуправляемая модель корабля.
Окончание статьи опубликованной в «ЮМ-К» №9, №10 и №11.
Симфония цвета.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной цветомузыкальной установки собранной на радиолампах.
Автомобиль на воздушной подушке.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция кордовой модели автомобиля на воздушной подушке с малогабаритными электродвигателями напряжением питания 28-30 Вольт и числом оборотов 5-6 тысяч в минуту.
Содержание журнала «Юный Моделист-Конструктор», 1965, №13:
Таймерные модели вертолётов.
Для любителей авиамоделизма представлены конструкции таймерных моделей вертолётов «Харьков-1», «Ленинград» и «Москва-2».
Комнатные модели.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению двух комнатных моделей самолётов: одна – простейшая, вторая – более сложная, рекордная.
Модель самолёта с электродвигателем.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального миниатюрного кордового самолёта, предназначенного для запуска в закрытых помещениях.
Парусные суда и их модели.
В статье приведены советы и рекомендации по постройке моделей парусных судов.
Быстроходные водные велосипеды.
В статье подробно описан процесс изготовления самодельных быстроходных велосипедов, сделанных из доступных материалов.
Радиоуправляемый скутер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели скутера с двигателем мощностью 0,2-0,3 л. с.
Разборный катер «Спутник».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трёхместного сборно-разборного катера с водяным движителем, сделанным на основе велосипедного двигателя.

Настольный сверлильный станок.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного малогабаритного сверлильного станка.


Скачать или читать онлайн
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

12 апреля в небо поднялся созданный в Златоусте самолет «Малыш»

День космонавтики имеет еще одну страницу для челябинской истории — 12 апреля 1968 года Лев Александрович Комаров совершил первый полет на созданном им в Златоусте самолете «Малыш».

Создателя самого легкого в мире самолета уже нет много лет среди нас, но память о нем живет — и среди тех ребят, кому он давал первые уроки полетов и всех тех, кто знал этого удивительного человека. … Из жилого дома в Челябинске “выехал”… самолет. Подобные “крылья” не встретишь на аэродроме – это самоделка. И все же у нее судьба, достойная отдельной страницы в истории отечественной авиации. Самолет этот называется “Малыш”. Он был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный “Малыш” оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело тогда страницы многих центральных изданий. Книга Алевтины Левиной, одного из самых известных репортеров “Комсомольской правды”, начинается очерком из Златоуста.
Есть в нем строки: «Пока прогревали мотор, они с трудом удерживали самолет на месте, а он рвался из рук, дрожа от нетерпения. Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты. И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная “Малышом”, не была ни моделью, ни планером. Это был их первый “взрослый самолет”.
Как-то, когда самолет уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова. Там заинтересовались новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор аж 32 лошадиные силы. Для взлета “Малышу” нужно всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации. Приходило много писем. Один чудак спрашивал, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта…
Комарова взяли – тогда еще без специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе – случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше. Там под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, “Искра”, АН-28. Комаров стал почетным гражданином Польши.А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков в нашем регионе.
Тогда я с ним и познакомился. Через справочное бюро нашел адрес, позвонил в дверь, а когда ее открыл убеленный сединами пожилой мужчина, спросил, здесь ли живет создатель “Малыша”. Тогда он уже работал директором клуба “Юный техник” производственного объединения “Полет”. Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз полетал на планере и я. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища. Местное водохранилище использовалось в качестве летного поля только зимой и ранней весной. Планеры в разобранном виде, на специальных тележках, руками толкали по дороге. Путь в несколько километров занимал около двух часов.

Еще одна цитата из “Комсомолки” более чем 40-летней давности: “Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?”
Спустя годы, эти же слова можно было повторить относительно многих челябинских мальчишек. Есть у “Малыша” и младший брат. Через 20 лет в Златоусте ученик Комарова Вячеслав Рябинин, преподаватель труда школы N 4, построил самолет “Школьник”. Изготовили его за полгода. К “Школьнику” приложили руки более 40 старшеклассников. “Малыш” одно время находился в Златоустовском краеведческом музее, пока Комаров занимался большой авиацией. Поселившись в Челябинске, Лев Александрович перевез свое детище сюда. Хотел его отреставрировать и подготовить к новым полетам.
Такая вот история про “златоустовские крылья”.
Экспозиция о Льве Комарове создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А еще в этом городе проводится конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.
Как-то сын Льва Александровича — Александр Комаров показал мне фотографии, связанные с историей авиации Южного Урала и жизнью Льва Комарова. Вот самолет «Малыш» выгравирован на сувенирном топорике. А вот он в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал ее сам Лев Комаров.
«Малыш» – был самый легкий в мире самолет, после него самоучкой из Златоуста заинтересовался знаменитый создатель «АНов» — Олег Антонов. На борту модели изображение бегущего Буратино. «Мне было четыре года, когда отец построил «Малыш», — пояснил Александр Львович, — я был малышом и самолет так получил свое имя». Самолет был одноместным, но однажды на нем Лев Александрович поднимался в небо над златоустовским прудом вместе с маленьким сыном на коленях. Так что память о Льве Комарове живет. Конечно, этот человек достоин книги о себе. Возможно, она появится — такая книга. «Крылья Комарова» — может называться . Ведь речь в ней пойдет и о самом Льве Александровиче, его необычной жизни, о человеке, гордиться которым можем мы с вами, и тем, что жили с ним в одном городе, ходили одними улицами, а кто-то и летал с ним в одном небе. А еще найдутся в ней страницы о людях, кто хранит в своем сердце память об этом человеке, кто называет себя его учеником.
Для справки:
Самолет «Малыш» — одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 километров от аэродрома. Размеры кабины – как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции.
Размах крыла – 6,9 метра, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.
Кстати.
12 апреля на главной площади челябинцы смогут «поднять голову». Челябинск примет участие во Всероссийской акции «Подними голову!», приуроченной к 55-летию первого полета человека в космос. 120 челябинских водителей выстроят своими автомобилями два полушария планеты Земля, а в небо поднимутся тысячи воздушных шаров. В центре города на площади Революции будет установлена кнопка с надписью: «Я люблю космос». Любой желающий сможет нажать на нее и оставить голос в поддержку Челябинска за звание города, который больше всех любит космос. Итоги акции «Роскосмос» подведет ближе к концу апреля. Увидеть грандиозное зрелище и принять участие в конкурсах и викторинах можно будет 12 апреля с 12-00 до 16-30. А накануне юбилейной даты Челябинский краеведческий музей открыл экспозицию, посвященную освоению космоса. На ней можно узнать о первом и последующих полетах человека в космос, о российских космодромах и космонавтах и о том, какой вклад внес Урал в освоение пространства за пределами земной атмосферы. В экспозиции представлены предметы, связанные с историей космонавтики: макеты ракет и космических кораблей, детали космического оборудования, сувенирные изделия, коллекции марок, значков, посвященные освоению космоса, а также фотографии космонавтов, посещавших Челябинск, и снимки с крупнейшего в мире космодрома «Байконур».

Партнер проекта челябинский микрорайон «Звездный».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх