Электрификация

Справочник домашнего мастера

Вездеход гусеничный плавающий

Проект «Река», или Как ВАЗ решили научить плавать вездеход



Советская, а затем отечественная автомобильная отрасль всегда тесно сотрудничала с оборонной промышленностью, поставляя ей машины самого разного типа. Вот только легендарный ВАЗ эта практика долгое время не касалась. И чтобы исправить положение, автомобильные умы Тольятти решили придумать такую машину, которая бы точно заинтересовала командование. Результатом этих изысканий и стал проект «Река», в рамках которого разрабатывался настоящий вездеход-амфибия.

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле. /Фото: livejournal.com

Когда Министерству обороны СССР потребовался легкий водоплавающий вездеход в 1971 году, эту непростую задачу было решено поручить сразу двум автогигантам — УАЗу и ВАЗу. Первый в конечном итоге разработал прототип УАЗ-3907 «Ягуар». А вот второй развернул масштабный проект под названием «Река», с индексом 2122.
Интересный факт: на гражданском предприятии эта разработка, как и большинство оборонных, велась под грифом «секретно», а в документах проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Кроме того, художник Юрий Денисов, разрабатывая внешний вид вездеход-амфибии, сделал ее максимально неотличимой от обычного автомобиля.


По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

К 1976 году был собран первый опытный образец, который на самом деле абсолютно не был похож на плавающий вездеход. Своего собственного имени автомобиль не получил — ему был присвоен лишь индекс ВАЗ-2122. Машина была оснащена всем необходимым для безопасного и успешного преодоления водных преград.
Так, например, автомобиль имел гребные шины и герметичный корпус-лодку, а также насос для откачки воду за борт. А в левом переднем крыле расположилось сливное окошко, в днище тоже был люк-кингстон.

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

После удачных испытаний было решено разрабатывать амфибии второй, а затем и третьей серии. И, казалось, что необычный автомобиль вот-вот пополнит ряды автопарка советской армии. Однако на пути неожиданно встало сразу несколько препятствий. Так, стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей на ВАЗ не подходит для вездеход с индексом 2122. Дело в том, что конвейере мотор и трансмиссия устанавливаются снизу кузова, а, учитывая особенности конструкции машины, которая должна быть герметичной, это, по сути, не представлялось возможным.
Кроме того, тот же мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха и необходимости «крутить» тяжелые гребные колеса сильно перегревался. Разработчики пытались исправить этот серьезный недостаток, однако в необходимой степени им это так и не удалось.

Машина оказалась полна серьезных проблем. /Фото: topwar.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что третья серия ВАЗ-2122 все же претерпела серьезную модернизацию и даже могла выйти в производство. Однако этого так и не произошло. Причиной стало банальное отсутствие денег. Министерство обороны соглашались только выкупать готовые модели, без финансирования самого процесса сборки. Поэтому от проекта они отказались.
А вот на ВАЗ сдаваться не хотели. Было разраработано еще две серии вездеходов-амфибий, в том числе ориентированные на гражданский рынок. Однако, к сожалению, все эти попытки оказались бессмысленными: не только сама машина осталась не у дел, но и наработки по ней больше нигде не использовались, а подобные проекты так и не были реализованы.

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

В дополнение к теме: 7 внедорожников советской эпохи, которые можно считать лучшими в своем роде

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

4КОЛЕСА

За последние годы в России было создано немало эффективных вездеходов как для военных, так и для гражданских целей. И стоит отметить, что отечественный автопром справляется с созданием вездеходов куда более успешно, чем с созданием легковых авто. Каждая из машин, представленных в нашем обзоре, — настоящий шедевр.

1. «КамАЗ-мастер»


КамАЗ-мастер.

«КамАЗ-мастер» был представлен еще в 2010 году. Машина несется по бездорожью со скоростью почти в 200 км\ч, а при массе в 9.3 тонны разгоняется до «сотни» за внушительные 9. 8 секунд. Вездеход предназначен для езды в самых экстремальных дорожных условиях. Изначально же «КамАЗ-мастер» предназначался для военных целей.

2. «Трэкол-39294»


Трэкол-39294.

В рамках проходящего перевооружения российской армии пограничная службы и ФСБ получили на вооружение новый современный вездеход «Трэкол-39294». Этот полноприводной монстр является классическим представителем машин своего класса и предназначен для местности, где не пройдет автомобиль, а пускать гусеничный транспорт все еще не рентабельно.

3. «Барс»


Барс. УАЗ-овские мосты, ГАЗ-оновская раздатка.

Гражданский внедорожник «Барс» был создан в Красноярском крае. Автомобиль вобрал все лучшее от своих «коллег»: жигулевский двигатель, УАЗ-овские мосты, ГАЗ-оновская раздатка. Единственным недостатком машины является то, что из-за использования разных запчастей, все они сильно варьируются по своим параметрам и ресурсу использования.

4. «Водник»


Водник ГАЗ-3937.

Многоцелевое армейское транспортное средство ГАЗ-3937 с ласковым и странным названием «Водник» — самый загадочный автомобиль. Вездеход выпускается в гражданском и армейском (с бронированием) вариантах. Машина умеет плавать. В движение приходит благодаря 175-сильному, 6,0-литровый турбодизельному агрегату.

5. «Каратель»


Вездеход Каратель.

В середине 2015 года на российских дорогах был впервые замечен броневик «Каратель». О машине почти ничего не известно за исключением того, что она отличается простотой и высокой надежностью. Создавался сей аппарат для доставки десанта из сотрудников спецслужб.

6. ВИКИНГ


ВИКИНГ соответствует всем требованиям и резолюциям ООН.

Вездеходы класса «ВИКИНГ» российского производства отличаются своей высокой проходимостью и могут использоваться, как в военных, так и в гражданских целях. При этом машина в полной мере соответствует принципам доставки «от двери до двери». Вездеход также соответствует всем требованиям и резолюциям ООН.

7. Shaman 8*8


Вездеход-амфибия Shaman 8*8.

Вездеход-амфибия Shaman 8*8 способен справиться с любыми условиями, будь то болото, сугробы или даже песчаные дюны. Вдобавок ко всему машина умеет плавать. «Шаман» просто рожден для покорения российской глубинки при помощи свох восьми колес и мощного двигателя.

8. ТМ-140А


ТМ-140А.

Весьма специфический ТМ-140А был создан концерном «Тракторные заводы» и позиционируется универсальная плавающая гусеничная машина для перевозки военнослужащих в Арктике. Вездеход хорошо справляется не только со снегами, но и с условиями тундры, а также с болотами.

9. Вездеход из металлолома


Предназначен агрегат для езды по снегу и льду.

Российский энтузиаст из Кирова создал необычное транспортное средство буквально из того, что было у него в гараже. Детище изобретателя служит наглядным доказательством принципа: «было бы желание». Предназначен этот необычный агрегат для езды по снегу и льду.

AutoshowVIN-COD ›
Блог ›
Машины апокалипсиса. Гусеничные вездеходы УралСпецМаша

Машины апокалипсиса. Гусеничные вездеходы УралСпецМаша
Блог Артема Краснова
krasnov74.ru/blog/mashiny…kalipsisa/2017-01-20-1932
«Июнь выдался снежным. Сильные циклоны гнали массы влажного тропического воздуха к северу, где он выпадал токсичным снегом, покрывая деревья той безупречной белизной, словно не было никаких катастроф. Шел тринадцатый год ядерной зимы».
Такая вот ерунда лезет на ум. Неудивительно: каждая деталь этих машин требует форс-мажора. Решетки на окнах — это защита от веток, бревен и, возможно, зомби. Три люка в крыше — не дань комфорту, а способ выбраться из машины, утонувшей в радиоактивном болоте. Дизель в середине салона согревает и обеспечивает лучшую развесовку (незаменимое качество в том же болоте — утонешь геометрически ровно). Из радиаторных жалюзи по левому борту метет с такой силой, что когда проходишь мимо, сдувает. А еще эта штука плавает.

Новинка убедительно выглядит — на первый взгляд, качество не хуже, чем у иных серийных отечественных машин
Машины апокалипсиса строит местная компания «УралСпецМаш», и на фото вы видите два варианта: было и стало. Исходником для светлого автомобиля выступил многоцелевой вездеход ТГМ-126 (болотно-зеленый), корни которого уходят к известному и весьма удачному военному тягачу МТ-ЛБ, известному также как «Объект 6». У белой машины от «тэ-гэ-эма» заимствована нижняя часть, то есть шасси и силовая установка, а верх и салон спроектирован заново.

Это кабина полувоенного ТГМ-126
Смысл операции становится очевиден, стоит лишь втиснуться в узкий люк ТГМ, чтобы после приступа клаустрофобии выбраться обратно. Видимость аховая, пассажирский салон низкий, мрачный и тесный.
Белый вездеход кажется светлым и просторным, как современный коттедж после хрущевской коммуналки. Обзорность если не автомобильная, то близка к ней, а в задней части салона можно выпрямиться. А можно и спать — так и тянет переделать ТГМ в дом на колесах.

Кабина модифицированного вездехода

Подобные машины бесполезно судить мерками гражданских автомобилей, и посадка за рычагами далека от эргономических идеалов, однако после шоковой терапии полувоенной техникой, адаптированный вариант кажется без пяти минут роскошным.
Подкупает и минимализм салона. Кто сидел в танках или БМП, хорошая знает чувство смятения от количества тумблеров, рычагов, тяг и проводов. На ходу все это начинает лязгать и шевелиться. В нашем случае есть только два рычага для управления, рычаг коробки передач, педали да скромная щиток приборов. Справедливости ради, интерьер ТГМ-126 тоже не перегружен.

Трансмиссия находится в передней части машины

Тормозные механизмы обеспечивают поворот

Фрикционные ленты на складе
300-сильный дизель ЯМЗ-238 живет аккурат позади водителя в отдельной комнате. Под капотом — коробка передач в едином корпусе с главной передачей и механизмами поворота. Поворачивает машина за счет тормозных лент, которые перераспределяют момент на гусеницах. На первой передаче одна из гусениц полностью останавливается, что позволяет вертеться на месте.
Подобные машины оснащаются разными типами гусениц, и в данном случае стоит широкий вариант, обеспечивающий давление на поверхность в 0,15 кгс/кв. см. — меньше, чем пеший человек, но больше, чем лыжник.

«Асфальт окончательно потерялся под снегом, и Олег не заметил, как съехал в изъеденное мелкими оврагами поле. «Так даже лучше», — подумал он. — «Здесь не достанут». Грохот и качка, столь утомительные в первые дни, теперь казались колыбельной, которая затягивала его в послеобеденную дрёму. Четыреста литров топлива, думал Олег. Четыреста литров! Полный бак. Живём».
Пока апокалипсис не наступил, пересекать асфальт приходится по резиновым лентам. Но асфальт — это лишь краткий миг в жизни таких машин, потому что они рождены для свободы, не размеченной на карте. Едешь не по указателям, а по азимутам.

Перед коротким капотом вырастает снежный овраг, который через квадрат лобового стекла кажется набегающим девятым валом. Водитель Антон кивает нам «держитесь» и поддает. Уххх, аххх, ёппп… Ощущения становятся все более корабельными.
Ухабы, которые на обычной машине одолеваешь внатяг, вездеход пролетает полным ходом. Последний раз я испытывал похожую качку на катере в Красном море, которое становится недружелюбным, когда судно выходит в открытую воду из тени мыса Рас-Мохаммед. Продлись наше путешествие подольше, думаю, начало бы укачивать. На катере тогда укачало.

Сам по себе ход кажется довольно мягким, хотя при прыжках (а они случаются) что-то громко лязгает под днищем. Машина довольно остро реагирует на камни под снегом и пеньки, хотя как остро… Кроссовер бы оставил бампер, а тут лишь толчки.

Дизель за тонкой переборкой не оставил шансов предаться в дороге прослушиванию плеера. Впрочем, проблема шумности отступила на второй план, когда салон начало затягивать сизым дымком. Водитель некоторое время крепился, потом открыл люк, потом дверь, потом задержал дыхание, но потом, к счастью, остановился. Потому что мы уже были зеленые и ловили покмонов без смартфона.

Консилиум у открытого капота и ключ на 18 устранили причину задымления: как объяснили нам директор компании Антон Гусев, машина совершенно новая и не обкатанная, поэтому кое-где начинает обгорать краска, плюс требуют настройки тормозные ленты. Зато коркинский смог стал казаться нам вполне приличным воздухом.

Но какая свобода выбора! Вездеходы бороздят снег с такой непринужденностью, что даже скучно. Это заставляет искать овраги все круче и круче, и была у меня шальная мыслишка, вдруг удастся засадить целый вездеход… Но, увы. Признаки буксовывания появляются при попытках развернуться на узких пятаках, когда машина нагребает снежный бруствер боковиной и упирается в него. Но достаточно маневра в другую сторону, и она стряхивает с себя снег, точно собака.

Даже остановившись в неудобной части подъема, когда автомобильный ум советует сдать назад и попробовать с разгона, вездеходы трогаются играючи, чему в равной степени способствует как гусеничный ход, так и тяга дизелей.
«Если не врет старая карта, впереди еще 350 км. И если она не врет, Коркинский разрез удастся обогнуть с севера. Страшное место. Эта язва глубиной сотни метров появилась здесь еще до войны, была затоплена, и сейчас затянута густым туманом, который расползается по окрестностям и скрывает то, с чем Олег предпочитал не встречаться».

Заказчиками подобных машин являются, естественно, труженики российского Севера, нефтегазовый сектор, геологоразведка. Компания «УралСпецМаш» начинала как ремонтное предприятие и продолжает восстанавливать старые вездеходы — спрос на них стабилен. Со временем стало ясно, что есть смысл адаптировать технику под новые реалии, ведь приземистые ТГМы разрабатывались под иные задачи.
Вездеходы используют для перевозки персонала и оборудования, а также для постройки зимников — дорог поверх топей, которые существуют только зимой. Сзади к тягачу цепляют специальный клин из половинок труб, которым отгребают снег на обочины. Представляете, какая нужна тяга, чтобы по нетронутому снегу прогрызть дорогу шириной в автомобиль?

И конечно, невозможно избавиться от соблазна помечтать о путешествии на таком аппарате. При расходе топлива порядка 80-100 л/100 км, автономность, конечно, не рекордная — порядка 500 км на баке, однако и этого достаточно, чтобы забраться в честную глушь. Объем салона модифицированного вездехода вполне позволяет организовать пару спальных мест. Внутри тепло и есть розетка на 220В, так что многие удобства цивилизации, вроде микроволновки, будут доступны в дороге. Вот только примотать ее надо покрепче, чтобы не убила на ухабах.

Тема снегоболотоходов в России популярна, и я уже писал о спецмашинах, вроде «Петровича» и «Шамана» — колесных вездеходах на шинах низкого давления. Они экономичнее, могут ездить по асфальту и, вероятно, более эргономичны. Но на северах России до сих пор в почете не новая спецтехника, а проверенные гусеничные тягачи: неприхотливые, выносливые и, главное, ремонтопригодные. «У всех в кабине сварочный аппарат, если даже пробили кузов — заплатку можно поставить прямо в поле», — поясняет один из рабочих. Круто.

В дальнем цехе «УралСпецМаша» восстанавливают легендарный сочлененник «Витязь» — в свое время его задумывали как сухопутный аналог атомных подводных лодок: с баллистической ракетой на спине он должен был затеряться где-то в таежной глуши и ждать часа Х. Сегодня эти машины, размером с двухэтажный дом, востребованы в гражданском секторе — весной, быть может, познакомимся поближе.
«Олег растянулся в гамаке. Тихо стрекотал дизель, передавая дрожь по стропам. На крыше что-то назойливо скребло, будто кто-то пытался вставить нетрезвыми пальцами ключ в замочную скважину. «Летучая мышь… Голодная… Белая… Размером с курицу…», — думал Олег, засыпая».

По колее вездехода очень комфортно идти

С автомобильной точки зрения до застревания полметра. Но глазомер подводит — машина едет совершенно непринужденно
Левая гусеница вездехода провисала, но ход торсионной подвески в любом случае впечатляет

На территории предприятия много подобных машин — часть пойдет «на органы», часть восстановят

Снегоболотоходы

Наш интернет-магазин предлагает продажу снегоболотоходов, мотовездеходов, мотобуксировщиков, снегоходов и других видов внедорожной мототехники, предназначенной для активного отдыха, туризма, прокатного бизнеса и различных сфер профессиональной деятельности. Рыбалка и охота в труднодоступных местах, путешествия в отдалённые уголки нашей необъятной Родины, охрана лесов, геологические исследования, обслуживание трубопроводов – те области, где не обойтись без вездеходов.

Снегоболотоход – колёсное или гусеничное транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для транспортировки людей и грузов по пересечённой местности. Некоторые снегоболотоходы (их ещё называют вездеходы-амфибии) имеют герметичный кузов-лодку, и поэтому они способны преодолевать водные преграды вплавь. Как правило, болотоходы имеют полный привод и колёсную формулу 4×4, 6×6, 8×8. Реже встречаются вездеходы оснащённые только задним или передним приводом.

Любой снегоболотоход изначально создаётся для эксплуатации в тяжёлых условиях. Болото и трясина, грязь и вода, песок и гравий не должны стать непреодолимым препятствием для машины, основное предназначение которой – «работать» в условиях полного бездорожья. При этом, для перевозки грузов и пассажиров, вездеход должен быть экономически выгоден, то есть обладать достаточной грузоподъёмностью, а для безопасности – положительной устойчивостью и, если это амфибия, то и плавучестью.

В большинстве своём, для движения колёсных снегоболотоходов вне комфортабельных автомобильных дорог, применяются шины низкого или сверхнизкого давления, позволяющие увеличить площадь соприкосновения колеса машины с грунтом («пятно контакта») и устойчиво держаться на плаву. На шины или колёса некоторых вездеходов предусмотрена возможность установки съёмных гусеничных лент, что ещё заметнее снижает такой важный параметр транспортного средства этого типа, как удельное давление.

Гусеничные снегоболотоходы, как правило, оснащаются двумя гусеницами. За счёт максимально возможной площади соприкосновения гусеничных лент с поверхностью грунта или снега, болотоход, зачастую, является самым эффективным транспортным средством на бездорожье. Мотовездеход на гусеницах намного увереннее чувствует себя во время движения по любому снегу, вязкой трясине, песку и, бесспорно, на любом другом слабонесущем грунте, но выезд на автотрассу ему запрещён ПДД.

Купить снегоболотоход – удовольствие недешёвое. Хороший вездеход стоит дорого. К тому же, машина может дополняться различными полезными опциями (прицеп, фаркоп, лебёдка, накидные гусеницы на колёса, тент, каркас безопасности, помпа, отвал, отопитель салона, помимо прочего, автоприцеп для транспортировки болотохода и др.), которые существенно увеличивают его стоимость. Конечная цена снегоболотохода формируется именно этими, незаменимыми в том или ином случае, дополнениями.

В мире существуют сотни марок машин этого типа. Самые известные представители зарубежного производства – это канадские снегоболотоходы Argo (Арго) и американские мотовездеходы Max. Отечественный производитель представлен брендами Шерп (Sherp), Тингер (Tinger), ранее носивший название Викинг (Viking), Пелец, КИТ, Беркут, Трэкол, Петрович, Медведь, Тайга, Тундра, Шаман, Мамонтёнок, Аркуда, Атака, Нива Бронто, Вепс, Егерь, Унэкс, Ухтыш, Узола, Итлан, Мираж, а также многими другими.

Китайский производитель не упускает шанс получить прибыль и удовлетворить покупательский спрос на вездеходную технику, поставляя на российский рынок не только снегоболотоходы Montero (Монтеро), Bonai (Бонай) и Елисей, но и активно выпуская комплектующие для наших заводов. Правда, стоит отметить, что цена китайских снегоболотоходов вполне сопоставима со стоимостью вездеходов из России, США и Канады, однако их качество заметно хуже, что подтверждают и эксперты, и отзывы покупателей.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх