Электрификация

Справочник домашнего мастера

Велосипед для рук

Содержание

17 интересных идей использования старых велосипедных деталей в интерьере


Креативные идеи использование ненужных велосипедных колес.

Если кто-то думает, что у старого велосипеда один путь — прямиком на свалку, то он радикально заблуждается. Даже пришедший в негодность велосипед, который уже не получится использовать в качестве транспортного средства, может послужить верой и правдой своему бывшему владельцу. Но уже в интерьере.

1. Стул


Стул в стиле стимпанк.

Колеса от старых велосипедов стали основой для создания поистине уникального стула в стиле стимпанк. Подобная вещь станет потрясающей деталью сада или загородного дома.

2. Подвесной держатель


Подвесной держатель для кастрюль и сковородок.

Хотите обзавестись оригинальной и практичной системой хранения, не потратив ни копейки? Вам понадобится только колесо от велосипеда, деревянные доски и несколько металлических крючков. Закрепите колесо на потолке и используйте для хранения кастрюль, сковородок, а также мелких кухонных девайсов.

3. Опора


Цилиндрическая опора для растений.

Два металлических велосипедных колеса могут стать прекрасной основой для создания нестандартной цилиндрической опоры, благодаря которой огурцы, помидоры и другие плетущиеся растения будут расти лучше.

4. Игрушка


Игрушечное колесо обозрения.

Забавная игрушка в виде колеса обозрения, сделанного из двух велосипедных колес, станет прекрасным подарком для ребенка или просто ценителя необычных штуковин.

5. Часы


Настенные часы из колеса.

Практика показывает, что фактически любой предмет круглой формы годится для создания часов. Велосипедная покрышка не исключение. Нужно только снабдить ее часовым механизмом, цифрами и можно вешать на стену. Часы в таком стиле прекрасно впишутся в индустриальный, скандинавский и рустикальный интерьер.

6. Столик


Кофейный столик из колес.

Колеса от велосипедов и их части можно использовать для создания стильного современного столика. Нужно только скрепить все элементы между собой и снабдить круглой стеклянной столешницей.

7. Венок


Венок из велосипедного колеса.

Потрясающий рождественский венок, который под силу сделать каждому из колеса от старого велосипеда, декорированного цветными веревками, гирляндой и бантом.

8. Садовая скамейка


Садовая скамейка с ножками из колес.

Велосипедные колеса станут прекрасной опорой для массивной деревянной скамьи. Подобный предмет мебели впишется в ландшафт любого загородного участка и станет любимым местом для отдыха.

9. Вешалка


Напольная вешалка из велосипедных деталей.

Креативная напольная вешалка, которую сможет сделать каждый из трех велосипедных колес и металлических трубок. Столь необычный предмет станет настоящей изюминкой просторной спальни или гостиной, оборудованной в современном стиле.

10. Обеденный стол


Обеденный стол с оригинальным дизайном.

Обеденный стол, стоящий на четырех велосипедных колесах, выглядит очень стильно и необычно. Такая деталь станет не только функциональным деталью кухни, но и настоящим ее украшением.

11. Декоративный элемент


Предмет декора из велосипедных деталей.

Запчасти от старого велосипеда можно использовать для создания уникальных предметов декора. Например, из сидушки и руля, прикрепленных к деревянной основе получится замечательно настенное украшение.

12. Скамья


Скамейка из бревна и велосипедных деталей.

Массивное бревно и несколько велосипедных сидушек — прекрасная альтернатива стандартным скамейкам и лавкам.

13. Настольные лампы


Настольные лампы из педалей.

Велосипедные педали — прекрасная основа для создания уникальных настольных ламп в стиле стимпанк. Такой предмет станет завершающей деталью мужского рабочего стола или комнаты подростка.

14. Барные стулья


Высокие стулья из колес.

Высокие барные стулья, сделанные из велосипедных колес, покрашенных в белый цвет, подойдут для оформления современной кухни с барной стойкой или тематического заведения общественного питания.

15. Люстра


Люстра из колеса.

Велосипедное колесо подойдет для создания оригинальной люстры в индустриальном стиле, которая в последствии станет настоящим украшением квартиры.

16. Полка


Полка под раковину.

Если у вас есть старый ненужный велосипед, используйте его для создания чудесной полки под раковину. Для этого, прикрепите велосипед к одной из стен ванной комнаты, сверху положите столешницу и установите накладную раковину.

17. Гирлянда


Настенное украшение из колес и гирлянды.

Несколько велосипедных колес подойдут для создания чудесного настенного украшения. Прикрепите их к стене, обмотайте гирляндой и наслаждайтесь красотой и волшебным светом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самоделки из велосипеда своими руками:  фотоподборка

Ваш велосипед уже пришёл в негодность? Не торопитесь его выбрасывать. Его ещё можно превратить в красивые и полезные вещи. Самоделки из велосипеда своими руками также оказывают хорошую услугу природе, ведь благодаря им уменьшается количество отходов. Что же можно сделать из старого двухколёсного транспорта?

Что вы скажете о столике в строгом индустриальном стиле?

Конструкция из старых колёс превращается в оригинальную опору для вьющихся растений в саду.

Настоящий велосипедный способ украшения фасада дома — облицовка старыми колёсами.

Стул из шин? Почему бы и нет?

Ещё один вариант столика, но уже посложнее.

Оригинальным декоративным элементом помещения может стать люстра из велосипедного колеса.

Несколько крючков — и получается кухонная система для хранения сковородок и прочей кухонной утвари.

Настенные часы (стрелки и механизм можно купить в интернете).

Оригинальным дополнением в интерьере будет люстра из цепей.

Весёлый разноцветный забор — весьма неординарное и бюджетное решение.

Уличная подставка для вазонов — необычно и стильно.

Вращающаяся подставка для завтрака — нестандартный подход к утренней трапезе.

Гибкие полки из старых шин — удобное место для хранения книг и полезных мелочей.

Вешалки для самых разных вещей — отличное применение велосипедного руля.

Проявите фантазию, чтобы создавать уникальные вещи. Здесь описаны ещё далеко не все идеи — их множество.

Как собрать велосипед своими руками: от теории к практике + видео

Contes Engineering, USA Athos Gen2 Sand & Snow Quad

В общем, ни для кого не секрет, что в качестве прототипа автомобиля Карл Бенц использовал именно велосипедную раму. Вопрос же, как собрать велосипед своими руками, может возникать в двух случаях. Как при необходимости экономии средств, так и желании сделать нестандартную модель.

Если вы хотите начать с чего-то начать и проектировать транспортные средства, рекомендуем начать с велосипедов. Затем можно будет посоревноваться с Кристианом Кёнигсеггом в создании гиперкаров или заняться сборкой эксклюзивных веломоделей. Их можно делать из доступных запчастей или деталей. Сборка велосипеда относительна сложна и вполне доступна даже без опыта. Запчасти можно изготовить самостоятельно и приобрести.

Многие скажут: «Зачем это нужно, если можно взять конструктор и собрать нестандартную модель». И это тоже правильно. Мы вам предлагаем подойти к вопросу творчески, а затем определиться с дальнейшими целями. Итак, как собрать велосипед своими руками? Нужно начать с конструкции и изучения принципов движения. Интерес к тому, что разработано другими людьми, часто становится частью успеха. В видео мы показываем только некоторые возможности. Заходите в наш раздел, чтобы познакомиться с новинками.

Конструкция велосипеда

Изобретать велосипед считается глупой задачей, но стоит сместить угол зрения, чтобы посмотреть на вопрос с другой стороны. Этот вид транспорта и сегодня сохраняет свою актуальность. Можно изменить его конструкцию, использовать дополнительные приспособления. Они сделают ежедневное передвижение более приятным и комфортным. Посмотрите видео, чтобы захотеть сделать себе подобное.

Хороший велосипед по современным меркам стоит дорого. Стоимость составляет примерно 1100 долларов. Так что приобретение стартового набора для сборки, например, за 3400 грн., будет неплохим началом. Можно выбрать более простой вариант – разобрать и усовершенствовать дешевую модель, как это показано в видео. Или же приобрести готовый набор для сборки, известный как Sandwichbikes.

Мы рассматриваем конструкцию на примере горного велосипеда, не делая акценты на конструкционных различиях – он показан на рисунке 1. Это другая тема для разговора, которой обязательно коснемся. Разобранный велосипед наглядно демонстрирует из каких деталей состоит транспортное средство. Основной несущей конструкцией является рама. Она может быть разной по конструкции и выполнена из разных материалов.

Рис. 1. Конструкция велосипеда

Рис. 2. Все детали велосипеда

Обычно она выполняется из стальной или алюминиевой трубы, но это может быть композитный материал, пластик или даже дерево. Стоит напомнить, что сразу велосипеды изготавливались из дерева, затем из металла. Уже в наше время их можно сделать из деталей, напечатанных с помощью 3D-принтера. Но начинать нужно с традиционной конструкции, осваивая одновременно 3D-моделирование, воплощая свои идеи в рисунках и чертежах.

Peugeot B1K Bicycle Concept

Cinneli Laser Pista Concept

Трансмиссия

Базовым элементом велосипеда является – трансмиссия. С ее помощью усилие с помощью цепной передачи с педалей передается на заднее и переднее колесо. Это достигается с помощью при участии шатунов, к ним крепятся педали, и каретки.

К шатуну также крепятся передние звезды, с помощью которых передается мощность на ведущее колесо. Передние и задние звезды, в свою очередь, соединены цепью. Трансмиссия позволяет управлять скоростью, а некоторые приспособления позволяют переключать передачи. То есть этот узел работает аналогично запчастям автомобиля. Причем любой классический велосипед является, в терминах автомобилистов, заднеприводным транспортным средством.

Основная задача разработчика состоит в том, чтобы при минимальных усилиях при кручении педалей передать максимальную мощность на колеса. Если это не реализуемо полностью на практике, то практикуется электропривод. Но цели можно достичь с помощью конструкционных особенностей.

Дизайнерский велосипед на фото выполнен бамбуковых стеблей. Это может быть и дерево. Но конструкционно и по сложности трансмиссии он достаточно прост в реализации. Можно выполнить и классическую конструкцию, рассчитанную на выполнение из металла. Обратите внимание, что несущий элемент по своему внешнему виду зависит от материала, из которого изготовлен. Некоторые дизайнеры предпочитают работать с фанерой при изготовлении рамы. Причем особенности этого материала влияют на конструкцию и крепления.

Чертежи велосипедов для самостоятельной сборки

Перед тем как собрать велосипед своими руками, нужно определиться с материалом изготовления и конструкцией. В качестве отправной точки вам понадобятся типовые чертежи велосипедов. Предлагаем несколько примеров конструкций с размерами. Они сделают сборку велосипеда более простой и подобрать запчасти.

Безопасная конструкция

Кажется, что понятие эргономики присуще только современным версиям и спортивным велосипедам. Отчасти это так и есть. Но даже при первых попытках разработки своего велотранспорта не помешает подробно разобраться в вопросах эргономики. Так как неправильная конструкция может привести к повреждениям суставов. Особенно у людей, длительно проводящих время за велорулем или находящихся в старшем возрасте.

Сборка велосипеда на примере

На видео вы посмотрите процесс сборки, и как из запчастей собрать современный велобайк. Это будет хорошим материалом, когда вы решите собрать велосипед своими руками.

От редакции: велоспорт – это модно

Велоспорт является очень важной частью европейской и голландской культуры. Традиция формировалась на протяжении века. Однако доступные модели не так давно исчезли с улиц. Это связано с трудоемкостью производства и переноса производства в Юго-Восточную Азию. Но традиция есть традиция.

Чтобы подтолкнуть к созданию своих проектов в сфере велодизайна, представляем вам впечатляющий дипломный проект выпускника Эйндховенской академии дизайна Боба Шиллера. Этот предмет инженерного искусства имеет имя Epo. Основной целью разработчика, по его мнению, является необходимость оживить местную промышленность и вернуть производство в Нидерланды. Сборка велосипедов для Европы будет весьма прибыльной.

Многие специалисты получили глубокое удовольствие от дизайна и амбиций, благодаря которым Боб Шиллер получил гран «Держи глаз». Дизайнер заимствовал идеи от автомобилей, копируя узлы и запчасти. Epo сделан из листов алюминия, спрессованных и спаянных вместе. Благодаря этому получена легкая и прочная конструкция.

Во многих современных мегаполисах велосипед остается средством передвижения. В Лондоне – в мировой столице моды – большие инвестиции делаются велосипедную инфраструктуру. Так что велотранспорт останется нашей реальностью надолго.

Рекомендуем нашим читателям насладиться и посмотреть, что такое великолепная сборка велосипеда.

Голландский студент очень успешно задался вопросом, как собрать велосипед своими руками, создав Epo Bicycle. Крепления тривиальны и просты для самостоятельной сборки Имеется электропривод, который повышает транспортную ценность велосипеда Ручные тормоза стандартны Есть трансмиссия Опять же трансмиссия

Как собрать велосипед из запчастей?

Любители велосипедов не стоят на месте, они постоянно в движении. Это касается не только дальних поездок и марафонов, но и технически-модельного аспекта. Одни покупают более совершенные модели, навсегда расставаясь с предыдущим байком. Другие постоянно совершенствуют свой байк, меняя родные запчасти на новые или б/у с других великов. А есть те, кто предпочтет собрать велосипед с нуля.

Вообще, как таковая, сборка велосипеда была всегда. Осталась она и сейчас, несмотря на широкое разнообразие моделей в продаже. Каждому не угодишь, хотя производители стараются, внося коррективы и меняя названия брендов. Собранный своими руками велик – это отличный вариант дотошному любителю, который строго подходит к выбору характеристик. Впрочем, заняться этим может любой желающий. Разберем, чем такой байк лучше купленного в магазине, как подойти к выбору деталей и, конечно, последовательность действий.

Преимущества сборочного велосипеда перед покупным

Модели велосипедов в магазинах делаются не под конкретного пользователя, а с учетом средних потребностей. Также у них жестко закрепленная комплектация – типы ободьев, покрышки, вилка, тормоза, седло и т.д. То есть у модели уже все прописано, а изменения хоть и вносятся, но нечасто. Что же делать покупателю, которому нравится модель в общем, но не устраивает тип вилки или качество тормозной системы?

Здесь можно пойти тремя путями:

  • купить велосипед, затем тюнинговать его по своему усмотрению;
  • заказать сборку байка с нуля;
  • собрать самому из запчастей.

Если идти первым путем, то придется выделить кругленькую сумму: покупка нового велосипеда + затраты на новые запчасти. Можно купить дешевый велик с рук, а затем совершенствовать его. Правда, затраты от этого не уменьшатся, наоборот, от б/у-шного байка пригодной может остаться только рама. Остальное придется покупать заново, считай, сборка велосипеда, только дорогая.

Велик на заказ – это здорово. Сложности кроются в цене всех запчастей и работ по сборке. Если кратко, стоить будет еще дороже, чем апгрейд купленного вела в магазине. Кроме этого, надо иметь точный план, что именно хочется получить в результате. А его может не оказаться.

Создание новой модели с нуля – более перспективное направление по сравнению с двумя предыдущими вариантами. Здесь есть возможность выбирать необходимые детали, сочетать новые запчасти с подержанными, а также получить сбалансированные характеристики.

Не понаслышке многие знают, как на покупных великах соседствуют долговечные и качественные детали с дешевыми подделками. Стоимость на это все будет существенно ниже, так как:

  • не нужно покупать новый велосипед;
  • не надо платить за работу самому себе;
  • многие хорошие детали можно купить недорого в интернет-магазинах;
  • возможно использование б/у запчастей.

Это все отлично, теперь стоит определиться, какие компоненты можно покупать с рук, а какие – только новые. Велосипед – это сложная система, поэтому подходить к его сборке нужно ответственно.

Как правильно сочетать новые и б/у детали

Для начала придется перечислить основные узлы будущего велосипеда. Допустим, собираем обычный скоростной байк. Для этого необходимы:

  1. Рама.
  2. Готовые колеса.
  3. Камеры и покрышки.
  4. Вилка.
  5. Руль и вынос.
  6. Седло и подседельный штырь.
  7. Каретка и шатунно-педальная пара.
  8. Трансмиссия: манетки, тросы, переключатели, кассеты, цепь.
  9. Тормозная система.
  10. Дополнительные навесы: крылья, багажник и т.д.

Подробная схема узлов велосипеда

Итак, что из них должно быть новым, а что можно и купить через доски объявлений и на барахолке?

На этапе выбора несущей конструкции сразу решается вопрос о том, какой будет велосипед: прогулочный, шоссейник, гибрид или горный. Раму можно покупать с рук при условии ее 100%-ного качества. Помним, что от рамы зависит, какой мы вообще получим велосипед – хороший или плохой в классическом понимании. Если б/у-шных вариантов поблизости нет или они не вызывают доверия, покупаем новую раму, так надежней. Скорее всего придется походить по магазинам. Там могут вообще склонять к покупке готовой модели. Идея собрать байк еще не исчезла? Тогда обязательно находим раму и продолжаем дальше.

Колеса. Такой же двоякий вариант, хотя их желательно покупать с завода, а не б/у. Почему? Покатанные колеса могут уже быть с дефектами ободьев или спиц. Берем подержанные колеса только в том случае, если они, действительно, отвечают всем требованиям безопасности. При покупке новых не стоит выбирать дешевые низкосортные варианты, лучше переплатить. А вот покрышки вполне можно купить с рук. Опять же, смотрим на качество резины и рисунок протектора.

Купить б/у можно вилку, руль, седло со штырем и дополнительные обвесы. Внимательно стоит отнестись к амортизационным вилкам. Они могут быть низкого качества. Штырь под седло – это, по сути, обычная металлическая труба, и если она успешно служила другому велосипеду долгое время, то почему она не послужит еще? С дополнительными навесами все и так ясно, главное, чтобы они подходили к собираемому велосипеду.

На скупке можно поискать хорошие переключатели скоростей, манетки и металлические тросики. При покупке внимательно нужно осмотреть их состояние, при любом подозрении лучше отказаться в пользу новых.

А вот остальные детали покупать с рук ни в коем случае нельзя! Здесь остаются технически важные компоненты, и к этим запчастям должны предъявляться максимальные требования.

Теперь немного о последствиях покупки их с рук:

  1. Изношенная каретка плохо скажется на скорости велосипеда и передаче крутящего момента.
  2. Обкатанные шатуны могут плохо держаться, битые вообще не будут держаться.
  3. Не стоит говорить, чем опасны случайно неисправные тормоза.
  4. Поношенная цепь и звездочки – это плохое переключение передач, проскальзывания, да и вообще плохая езда.

Итак, подведем итог, что можно покупать с рук, а какие компоненты необходимы только в новом виде:

Последовательность сборки велосипеда по частям

Сборка состоит из нескольких этапов:

  1. Установка кареточного узла, шатунов и передних звезд.
  2. Монтаж кассеты к заднему колесу.
  3. Вставка рулевой и вилки в передний стакан рамы.
  4. Установка руля в корпус вилки, подседельного штыря и седла.
  5. Монтаж камер и покрышек на колеса.
  6. Установка заднего колеса, переключателей и цепи.
  7. Прикручивание переднего колеса к вилке.
  8. Установка тормозов.

На первых этапах понадобятся специальные инструменты:

  • съемник каретки;
  • съемник звездочной кассеты;
  • хлыст (для кассеты).

Ось и подшипники каретки устанавливаются в нижний стакан рамы, затем с помощью инструмента устанавливаются шатуны. При установке кареточного узла потребуется хорошее усилие. То же касается и монтажа задней кассеты к втулке заднего колеса.

За установкой новой вилки желательно обратиться в веломастерскую: там понадобится точность запрессовки корпуса в стакан. Особым способом внутрь устанавливаются подшипники, таким образом, чтобы вилка смогла свободно проворачиваться вокруг оси при повороте руля. Впрочем, запрессовать вилку можно самому. Для этого нужно:

  1. Вставить рулевую колонку в стакан, запрессовав последовательно верхний и нижний стаканы.
  2. Аккуратно вставить шток вилки в рулевую колонку.
  3. Затянуть контрагайку до упора.

Положение колонки в стакане должно быть строго вертикальным, иначе и труба и вилка быстро износятся.


Вставка штока вилки в рулевую трубу

Следующий этап – это установка руля и подседельного штыря. Заранее определяется высота, на которой должны находиться седло и руль относительно друг друга. Для обычного велика это примерно на одной линии, для горного велосипеда седло будет располагаться выше руля, у шоссейника – еще выше. Также на шоссейном велосипеде нужно установить более длинный вынос руля.

Монтаж камер и покрышек. На внутреннюю поверхность обода кладется флиппер, чтобы защитить камеру от острых кончиков спиц. Если флиппера нет, можно воспользоваться обычной изолентой. Далее сосок камеры ставится в отверстие обода, камера равномерно распределяется по поверхности колеса. Сверху одним бортом надевается покрышка. Далее при помощи лопаток или других неострых инструментов поддевается второй край и с силой втаскивается за стенку обода. Накачиваем шины до нужного давления.

Заднее колесо вместе с кассетой монтируется на перья. Если крепление гайковое, то, скорее всего, для закручивания пойдет ключ на 15. Можно воспользоваться универсальным разводным гайковертом. Устанавливаем манетки на руль и переключатели на кассеты. Манетки соединяются с переключателями с помощью приводных тросиков. Заранее выбираем положение тросов, чтобы они не переплетались. На низшие передачи звезды надевается цепь, затем проверяется работа переключателей, по необходимости их нужно правильно отрегулировать. После этого можно прикручивать переднее колесо.

Установка тормозов. Это будет последним этапом, если ставится тип V-brake. Диски монтируются на колеса еще до того, как они будут надеты на велосипед. Последовательность сборки тормозов:

  1. Установить рычаги на ручки руля.
  2. Прикрутить корпус тормоза к вилке и перьям.
  3. Соединить прижимной механизм с рычагами.
  4. На корпус поставить тормозные колодки.
  5. Отрегулировать натяжение троса: тормоза должны срабатывать моментально после нажатия и сброса рычага.
  6. Настроить зазор между колодками и тормозной поверхностью: для дисковых – 0.3 мм, v-brake – до 3 мм.

Создание велосипедов с нуля – достаточно долгое мероприятие. Это поиск всех необходимых запчастей, подбор их друг к другу и сборка. Правильная последовательность помогает ускорить этот процесс, а также качественно установить каждый из узлов. После того, как велик собран, его самое время обкатать, выявить все недочеты, исправить их и насладиться, наконец, желаемыми результатами.

Как собрать велосипед

Многие прошаренные велосипедисты предпочитают собирать велосипед самостоятельно, отдельно покупая вилку и прочие запчасти. А есть те, кто просто покупает комплиты. У каждого метода есть плюсы и минусы, однако самостоятельная подборка компонентов позволяет вам быть более гибким и собрать именно то, что вы хотите.

Самостоятельная сборка обычно обходится дороже, чем покупка готового комплита, однако, при правильном подходе можно найти запчасти со скидкой или использовать старые компоненты, которые вас устраивают.

Стоит учитывать и совместимость компонентов. К сожалению, сейчас на рынке существует целый ворох стандартов и к подбору запчастей нужно будет отнестись очень ответственно. Наша рекомендация – придерживаться одной линейки одного производителя, обращая внимание на модельный год. К примеру современный переключатель Sram x.9 это совсем не тот переключатель x.9, что был в 2010 году.

Как всегда – вам понадобятся инструменты, среди них:

  1. Шестигранники
  2. Рожковые ключи
  3. Смазка
  4. Насос
  5. Отвёртка
  6. Кусачки
  7. Плоскогубцы

А вот список того, что нам понадобится для сборки:

  • Рама
  • Вилка
  • Вынос
  • Колёса
  • Руль
  • Каретка
  • Переключатели
  • Шатуны
  • Педали
  • Тормоза
  • Цепь
  • Седло и подседельный штырь.

Рама

Рама – это скелет вашего будущего велосипеда. Есть огромное количество размеров и множество дизайнов для выбора. Недавно мы писали о типах подвески, эта статья вам поможет, если вы подбираете себе подвес. Чтобы определиться с ростовкой – обязательно ознакомьтесь с инструкциями от производителя рамы. Зачастую рамы делаются с оглядкой на определенный рост, и одна и та же рама существует в нескольких размерах. После того, как у вас появилась подходящая рама, нужно «всего лишь» вставить в её отверстия подходящие запчасти.

Рулевая и Вилка

Вы не сможете установить вилку, если у вас не будет рулевой. Подробнее о её установке мы писали в соответствующей статье. После её установки можно ставить вилку. Не забудьте обрезать шток, если он слишком длинный.

Колёса

Существует целый ворох стандартов быстросъемных осей и втулок, а ещё же есть обода, 26, 27.5, 29 дюймов. Всё это должно быть совместимо со спецификациями вашей рамы. И не забудьте выбрать покрышки, а затем их правильно установить.

Руль

Выбор руля – это отдельная тема, подробно рассмотренная в одной из наших статей. Останется подобрать подходящий вынос и установить это на велосипед. Потом не забудьте правильно расположить элементы управления на руле.

Привод

Шатуны, педали, цепь, звёзды, переключатели и манетки – это всё приводит ваш велосипед в движение. После установки все эти элементы нужно правильно настроить.

Тормоза

Кто-то скажет, что тормоза придумали трусы, но мы свами заботимся о собственной безопасности и безопасности окружающих. Велосипед без тормозов – крайне травмоопасная штука. Не забудьте их настроить. У нас есть статья по настройке механических и гидравлических тормозов.

Седло и подседельный штырь

Правильная установка подседельного штыря поможет избежать многих проблем, начиная от проблем с велосипедом, и заканчивая проблемами с коленями. Выбор и установку седла тоже не стоит обходить стороной, ведь это одна из основных точек контакта с велосипедом.

Педали

Без педалей не получится никуда уехать. А если их неправильно установить, то потом не получится их снять, да и ещё и с резьбой там какие-то премудрости есть. Исчерпывающий ответ на этот вопрос даёт наша статья.

Проверка

Когда вы всё соберёте, не забудьте провести «предстартовую проверку». Проверьте давление в колёсах, работу переднего и заднего переключателя, затяжку всех болтов. На небольшой скорости проверьте тормоза, чтобы не оконфузиться в самый неподходящий момент.

Напоследок, вот вам очень красивое видео со сборкой байка:

Ремонт и настройка —
Полная сборка байка — от рамы до комплита

Я уже давно хотел написать мануал о том, как с нуля собрать байк. Разумеется, многие из читателей twentysix.ru способны собрать и разобрать свой байк с закрытыми глазами. Но, на самом деле, хватает и тех, кто боится что-нибудь испортить, несмотря на вполне прямые руки. Вообще в сборке байка, или замене той, или иной запчасти, нет ничего сложного, если компоненты совместимы между собой, то поставить их легко и просто. Хотя, во многих случаях, даже несовместимость удается победить по методу «тут подпилим, здесь подрежем», но это, конечно, уже более сложно. До сегодняшнего дня все мои велосипеды собирались и перебирались дома, в начале с помощью друзей, а затем самостоятельно. Однако для создания мануала по сборке я решил обратиться в мастерскую. Зачем? По двум причинам. Во-первых, самому собирать байк, и, при этом, еще и фотографировать процесс, достаточно сложно. Во-вторых, в мастерской имеются все инструменты, которые нужны для «правильной» сборки. Впрочем, если у вас нет некоторых специфичных инструментов, которые будут упомянуты в статье, ничего страшного — я расскажу и о том, как обойтись без них.
Куда отправиться собирать байк? Подумав, я решил выбрать сервис-центр компании «Велопробег». Почему именно его? Причин было несколько. Сервис-центр «Велопробега» открылся совсем недавно, и если о сервис-центрах того же «Веломира», «Байкмастера», «Тойбайка» и т.д. знают, пожалуй, все райдеры, живущие в Москве и области, то чего ждать от «Велопробега» было пока неясно, и мне хотелось посмотреть, что он из себя представляет. К тому же с этого года «Велопробег» стал официальным сервисным центром SRAM, Merida, Cannondale, Haro — гарантийные ремонты тех же вилок Rock Shox, тормозов Avid и т.д. выполняются именно в «Велопробеге», а это тоже повод присмотреться к сервис-центру поближе. Ну и, наконец, мне любезно предоставили возможность занять помещение сервис-центра ровно настолько, насколько оно понадобится нам с механиком, чтобы все аккуратно собрать, и сфотографировать. А это тоже важное условие, учитывая, что сейчас сезон, и работы у механиков выше крыши. Впрочем, одна операция была выполнена в другом месте — к сборке байка я решил приурочить замену ободов, поскольку мои 721е мавики после двух сезонов катания находились в совсем уж неприглядном состоянии. При этом надо учитывать, что сборка колес — достаточно специфический процесс, который лучше доверить механику. Стоит это не так дорого, а когда собираешь сам, времени уходит чересчур много, а сама работа весьма монотонна. По этим соображениям сборка (помимо ободов, я поменял еще и спицы) колес в мануал включена не была — я решил, что не стоит злоупотреблять терпением «Велопробега», т.к., в случае сборки колес, сборка байка могла растянуться на совсем большой срок, и собрал колеса в Mtbshop.ru, за что им (и лично Анзору Шухову) отдельное спасибо.
Для сборки были приготовлены следующие детали:

Рама Specialized Demo 8 2011. Ну, собственно, эта рама в представлении не нуждается. Выбор пал именно на нее из-за возникшего ажиотажа, а также интересной геометрии с очень короткими по дх-меркам перьями — скоро проверим, дают ли они какие-либо значительные преимущества.
Вилка Rock Shox Boxxer WC 2009. Проверенная и надежная воздушная вилка для даунхилла. Можно было бы купить вилку нового года, с 35мм ногами, но, пока эта работает, особого смысла в новой я не вижу.
Шатуны Truvativ Descendant. Новые дх-шатуны от Truvativ. Шатуны очень легкие, а внешне напоминают Stylo – посмотрим, действительно ли они готовы к даунхильным нагрузкам.
Трансмиссия SRAM X.0 10sp. К сожалению, дх-трансмиссии все еще находятся в статусе прототипов, поэтому от десяти передач деться никуда не удалось, хотя я и не понимаю, зачем мне столько на дх-велике. В общем, я позвонил официальному дистрибьютеру SRAM в России, и попросил продать мне комплект X.0 (а заодно те самые шатуны, и кассету с цепью) — они работают только с оптовиками, но пошли мне навстречу, продав нужные железки, за что им также спасибо. Из плюсов нового 10-скоростного X.0 стоит отметить несколько цветовых решений — вариант в черном цвете с бело-синим логотипом отлично подошел к остальным железкам будущего велосипеда.
Успокоитель цепи Straitline Silent Guide. Успокоитель не имеет привычных роликов — только пластиковые направляющие. При этом он абсолютно бесшумный! А отсутствие роликов автоматически означает то, что подшипники в них не умрут от грязи, что так раздражает в том же E13.
Колеса, собранные на ободах WTB Laserdisc Freeride, тянутых спицах Sapim Force MTB и втулках Hope Pro II. WTB пришли на смену Mavic, т.к. я слышал о них много хороших отзывов, и решил попробовать, так ли это на самом деле, спицы Sapim выступили в качестве альтернативы привычным DT, а Hope Pro II уже дефакто стали стандартом хороших универсальных втулок.
Покрышки Maxxis Highroller DH 26×2.5, 42A с даунхильными камерами Maxxis.
Тормоза Avid Code 5 с рычагами Straitline. Code 5 вполне устраивают меня своей мощностью, стоят разумных денег, а рычаги Straitline обеспечивают дополнительный комфорт и удобство.
Интегрированный вынос Straitline, 50мм. Легкий и очень красивый вынос руля.
Педали Straitline. Эти педали несколько тяжелее аналогов, но они очень прочны. А также красивы, и идеально подходят к велосипеду.
Руль Chromag Fubar OSX. Хороший, широкий руль, с отлично подходящей мне геометрией. Ширина 760мм, подъем 25мм. В будущем поставлю аналогичные рули на остальные свои велосипеды.
Грипсы WTB Lock-on. От привычных грипс стандарта Odi Lock-On отличаются пластиковыми фиксаторами, а также очень мягкой внутренней частью.
Подседельный штырь Thomson Elite 30.9. Шел в комплекте с рамой.
Седло Fizik Gobi XM
Загрузив детали в машину, я отправился в «Велопробег». И вот что я там увидел.
Сервис-центр находится в просторном помещении, заполненном целой кучей разнообразных инструментов.
Здесь есть даже фирменный съемник для такой экзотики, как шатуны E13 — не факт, что он вообще когда-либо пригодится, но его наличие определенно демонстрирует серьезный подход.
Большинство инструментов произведено именитой компанией Park Tool, инструменты которой можно увидеть в сервис-центрах всего мира. Помимо собственно инструментов, присутствуют несколько станков для обработки деталей — при необходимости, механик легко может выточить нужную деталь, или подогнать по месту уже имеющуюся.
Причем все работает — при мне на одном из станков вытачивали кастомные фторопластовые направляющие для успокоителя. Получилось красиво и аккуратно. В одном из углов установлен компьютер — при необходимости механик может быстро найти в интернете нужный мануал. Особенно мне понравилось то, что в помещении очень чисто, а инструменты висят и лежат на стеллажах вдоль стен, каждый на своем месте.
Такой подход к работе — признак действительно хорошего сервис-центра, до этого такой порядок и чистоту я видел разве что в сервис-центре «Веломира». Рядом есть еще одно помещение — в нем хранятся сданные в ремонт и уже отремонтированные велосипеды и запчасти, ждущие своих хозяев.
Еще в сервис-центре живет радиоуправляемая машинка с модным номером 🙂
Итак, рама зафиксирована на стойке, механик Никита рассказывает о том, что, и в каком порядке он будет собирать, а я делаю записи и фотографирую процесс.
Начнем мы, как ни странно, с замены штатной пружины на заднем амортизаторе Fox DHX RC4. По умолчанию рама ростовки М идет с пружиной жесткостью 400, что очень много для моих 70кг. Поэтому мы сразу заменим пружину на аналогичную, жесткостью 300, а если и она не подойдет, то, уже после сборки, будем заниматься регулировкой заднего амортизатора. Откручиваем крепление амортизатора к перьям (вместе со штатным удлиннителем) с помощью шестигранника на 8.
Затем откручиваем крепление амортизатора к переднему треугольнику (шестигранник на 6 + головка на 12), и аккуратно, не теряя никаких шайбочек, достаем амортизатор из рамы.
Меняем пружину. Для этого руками откручиваем кольцо на пружине со стороны бачка, которым регулируется прелоад, чтобы пружина начала болтаться, закручиваем максимально внутрь регулировку отскока, снимаем кольцо с другой стороны пружины и саму пружину. Повторяем операцию в обратной последовательности и вставляем амортизатор обратно. Не забываем про шайбочки!
Иногда их забывают поставить, и посадочное место амортизатора разбивается. Перед тем, как затянуть крепления амортизатора, ослабляем другие болты подвески, и пару раз качаем ее — это гарантия того, что все встанет ровно. После этого аккуратно затягиваем все болты. Теперь настает черед каретки. В Demo 8 2011 использована каретка стандарта Press-Fit. Т.е. резьбы в раме и чашках каретки нет — она просто запрессовывается внутрь, аналогично BMX-каретке.
Беда в том, что стандарт-то есть, а вот даунхильных шатунов, с шириной оси каретки 83мм, под этот стандарт еще нет — тот же Descendant Press-Fit появится только в следующем сезоне. В Specialized знают об этом, поэтому в комплекте с рамой поставляется пластиковый переходник для использования стандартных мтб-систем. Пластик, конечно, внушает некоторые сомнения, но альтернативы в любом случае нет. Так что Никита подготавливает специальный пресс, и плавно запрессовывает переходник в раму.
Внимание! Это единственная операция, которую стоит выполнять в мастерской, если у вас есть подобная рама с переходником, но нет пресса. Если в случае с запрессовкой рулевой колонки, ее можно забить в раму резиновой киянкой, то тут так не получится — пластик, скорее всего, не выдержит ударных нагрузок. В общем, лучше потратьте немного времени, и свозите раму в мастерскую.
Запрессовка проводится плавно и крайне аккуратно — переходник ни в коем случае нельзя повредить.
После того, как переходник запрессован, можно переходить к установке каретки. Для этого нам потребуется кареточный ключ для кареток с внешними подшипниками (у них единый стандарт, поэтому ключ подойдет к кареткам Shimano, Truvativ, Race Face и т.д.). Перед тем, как закручивать каретку внутрь, резьбу надо смазать густой смазкой. На чашках каретки есть отметки «R» и «L», т.е. «правая» и «левая», а также указатель того, в какую сторону их надо закручивать. Внимание! Перед установкой чашек обязательно посмотрите мануал к шатунам с кареткой — в нем указано, какое количество проставочных колец, идущих в комплекте, требуется использовать, в зависимости от ширины кареточного узла. Например, для Truvativ Descendant 83мм, при условии установки успокоителя в ушки ISCG, нужно использовать по одному кольцу с каждой стороны.
Если вы устанавливаете каретку не в мастерской, а дома, то кареточный ключ наверняка найдется у кого-то из ваших знакомых. В крайнем (именно крайнем!) случае можно закрутить чашки каретки газовым ключом, предварительно обмотав чашку тряпкой. Крутить нужно очень осторожно и аккуратно, так как велик риск повредить чашку. Я бы не рекомендовал так делать.
Теперь перейдем к установке цепегасителя. Она начнется с его разборки! Дело в том, что изначально Silent Guide поставляется с направляющими зеленого цвета. Я же хотел максимального цветового сочетания компонентов, поэтому вдобавок к успокоителю приобрел синие направляющие.
Их мы и установим вместо зеленых – для этого необходимо открутить по 4 болта на каждой направляющей. После этого устанавливаем на шатуны рокринг. Внимание! Если ваши шатуны изначально поставлялись с одной звездой, то, возможно, при установке рокринга вам понадобятся более длинные бонки. Но прежде, чем идти за ними, можно попробовать перевернуть звезду — с одной стороны у нее, как правило, есть выборка под бонки. Рокринг ставится снаружи, звезда — внутри. Переворачиваем звезду так, чтобы выборки смотрели на кареточный узел, и пробуем все собрать. Вполне вероятно, что получится. Теперь устанавливаем успокоитель в ушки ISCG.
Перед установкой изучаем мануал к успокоителю — там могут быть важные сведения о его правильной регулировке. Кстати, сразу стоит смириться с тем, что с первого раза успокоитель правильно не встанет, т.к. будет либо цепляться за раму, либо останется слишком большой боковой зазор между направляющими и звездой. Для того, чтобы все встало ровно, в комплекте с успокоителем поставляются проставочные шайбы разной толщины. Устанавливаем шатун со звездой и рокрингом и смотрим, что получилось.

Если получилось не очень — снимаем шатун, и подкладываем нужное количество шайб (Впрочем, на многих рамах можно подлезть к ушкам и без снятия шатуна, особенно если у вас большая звезда. В таком случае, ослабляем крепления успокоителя, по очереди ставим проставочные шайбы между успокоителем и ушком, и все затягиваем). Затем вновь устанавливаем шатун, еще раз все проверяем, и ставим второй шатун.
Кстати. Если у вас система Shimano, вам потребуется еще один специальный инструмент для того, чтобы закрутить пластиковую (алюминиевую в случае с Saint) заглушку в торец шатуна.
При отсутствии инструмента, эту операцию можно проделать плоскогубцами, вставив их внутрь заглушки и раскрыв, чтобы они уперлись в зацепы. Главное не переборщите – усилие при затяжке должно быть минимальным, оно указано в мануале к шатунам. В данном случае инструмент нам не понадобился — у Truvativ все фиксируется обычными шестигранником на 8.
Теперь займемся установкой вилки. На нашей раме рулевая колонка запрессована еще на заводе, что удобно. В случае, если рулевую нужно запрессовать, это можно сделать двумя способами. В мастерской вам запрессуют ее специальным прессом. Однако дома пресса, естественно, нет почти ни у кого. В этом случае вам потребуется резиновая киянка, а также дощечка. Прикладываем чашку рулевой к раме, достаем из нее подшипники, и аккуратно забиваем начало чашки внутрь, постукивая по чашке равномерно с разных сторон. Теперь накрываем чашку дощечкой, и бьем по ней уже со всей силы. Нижняя часть стакана, при этом, должна находиться на чем-то мягком — нам же не нужно ее повредить. Я пользовался большими губками и еще одной дощечкой. Забиваем чашку до упора, переворачиваем раму, и повторяем все то же самое со второй чашкой. Вставляем подшипники на место.
На вилке осталось кольцо от старой рулевой. Снимаем его специнструментом для снятия этих колец.
В домашних условиях можно воспользоваться отверткой, подковырнув ей кольцо, и аккуратно постучав по концу отвертки киянкой. После снятия кольца, очищаем основание штока от ржавчины, если она там есть, и напрессовываем новое кольцо.
Никита делал это все тем же специнструментом. В домашних условиях можно воспользоваться все той же резиновой киянкой, равномерно постукивая по кольцу со всех сторон. Будьте аккуратны – кольцо ни в коем случае не должно пострадать. При этом после напрессовки все должно стоять прямо и ровно. Переходим к установке вилки. Это очень просто. В случае, если в вилке не установлен якорь, то, перед установкой вилки на байк, нам надо его поставить. И поможет нам в этом — правильно, киянка. Устанавливаем якорь в шток, забиваем его внутрь киянкой (бьем по центральной части!). Затем берем шестигранник на 10, устанавливаем в центральную часть якоря, и делаем еще пару ударов так, чтобы якорь оказался на пару сантиметров ниже конца штока. Готово. В нашем случае якорь уже был внутри вилки. Ставим в рулевую подшипники, собираем все остальное согласно приложенному к рулевой мануалу, а затем просовываем шток вилки в стакан, и до конца поднимаем его. Если верхняя крышка рулевой будет сопротивляться, ей можно помочь, легонько постучав киянкой. Ставим проставочные кольца (я решил поставить два под корону, т.к. передняя часть Demo 8 ну очень низкая, а остальные — наверх, чтобы не пилить и так короткий шток), вынос и крышку якоря.
Не забываем о том, что верхнее кольцо, либо верх выноса, должны заканчиваться миллиметров на пять выше конца штока. Зачем? Очень просто — когда вы будете затягивать болт рулевой, конструкция будет стягиваться, а люфты — убираться. А если вынос, или верхнее кольцо, заканчиваются вровень со штоком, то стягиваться конструкции будет некуда, и все люфты останутся с вами. Теперь, с помощью якоря, нам надо стянуть рулевую, чтобы ничего не люфтило. Внимание! Перед началом процесса нужно удостовериться в том, что болты крепления к штоку и ногам вилки в верхней короне, а также болты в креплении выноса к штоку (если он не интегрированный) ослаблены — их нужно будет затянуть только после затяжки якоря, иначе конструкция не стянется. Закручиваем в якорь болт. Крутим сильно — конструкция будет стягиваться, поэтому в конце идти будет туго. Сначала тянем почти до упора, а потом ослабляем так, чтобы вилка свободно и без усилий могла вращаться. Готово. Через пару поездок рулевую еще нужно будет подтянуть (разумеется, предварительно ослабив болты верхней короны). Затягиваем болты короны и выноса.
Устанавливаем руль.
Тут все индивидуально – руль ставится под тем углом, который больше всего нравится райдеру. Обратите внимание на вынос – большинство выносов затягиваются так, чтобы зазор между крышкой и выносом был одинаковым сверху и снизу. Впрочем, в случае со Straitline, зазора сверху быть вообще не должно – об этом написано в инструкции.
Настал черед педалей. В случае со Straitline, педали поставляются отдельно от шипов. Причем шипы сделаны под внешний, а не внутренний, шестигранник. Не беда — у Никиты есть головка нужного размера. Аккуратно закручиваем шипы, в данном случае их 14 с каждой стороны педали.
Теперь смазываем посадочное место густой смазкой. И не забываем про проставочные шайбы!
Закручиваем педали специальным педальным ключом (выборки под него сделаны на оси педалей, между корпусом педали и шатуном), либо шестигранником, если это предусмотрено конструкцией педалей. Если отверстия под шестигранник в торце педали нет, а педального ключа тоже не оказалось под рукой, можно воспользоваться разводным ключом. Готово.
Теперь очередь колес. Начинаем с установки кассеты. Аккуратно наживляем все звезды, часть из них на пауке, часть сама по себе. Главное не перепутать последовательность! Если что — на звездах обычно указано, на сколько они зубов, так что рассортировываем их по принципу «от большего к меньшему» и надеваем.
На барабане втулки имеется система канавок и выпуклостей, аналогичная имеющейся на кассете. Совмещаем их, руководствуясь самой маленькой канавкой — она такая одна. Это, что касается Shimano-совместимого стандарта, де-факто являющегося стандартом мтб-втулок и кассет. С другими стандартами (например Campagnolo) при сборке маунтинбайка вы в любом случае не столкнетесь. После этого надеваем замочек и затягиваем его динамометрическим ключом, согласно маркировке на кассете.
После сборки байка, кстати, нелишним будет проверить моменты затяжки хотя бы критических узлов.

Ставим роторы — они у нас под шесть болтов. Как правило болты на роторах не под шестигранник, а под звездочку (хотя бывают и шестигранные болты). Часто такая звездочка есть в карманном наборе шестигранников, плюс она же поставляется вместе с тормозами, так что проблем с ее отсутствием возникнуть не должно.
У моих ободов есть недостаток — они под вентиль Преста (он же «велониппель»). Не беда — берем дрель, и аккуратно рассверливаем отверстия до нужного диаметра. Обода сверлятся очень легко.
После этого нелишним будет обработать края отверстий с помощью напильника. Натягиваем ободную ленту. Для облегчения процесса вставляем в дырку ниппеля шестигранник — он удержит ленту на месте. Это такая маленькая, но очень полезная хитрость.
Теперь надеваем камеру и покрышку. Тут, думаю, сложностей не возникнет ни у кого. Не забывайте использовать монтажки — можно, конечно, и без них, но, в случае с даунхильным кордом, они способны заметно облегчить жизнь. Накачиваем в колесо половину атмосферы — небольшое давление поможет нам ровно посадить покрышку на обод. Вращаем колесо, смотрим, где покрышка села неровно, и либо постукиваем по ней, чтобы она села глубже, либо наоборот чуть вытаскиваем ее. Новая покрышка должна сидеть на ободе абсолютно ровно. Устанавливаем колесо в раму. Повторяем все вышеперечисленное с передним колесом.
Настал черед трансмиссии. Начнем мы с того, что снимем штатную защиту петуха, и установим задний переключатель. Тут, в общем, все просто.
Затем манетку. Она, кстати, может стоять как справа от ручки тормоза, так и слева — по большому счету это дело исключительно личных предпочтений. Попробуйте и так и так, и решите, как вам удобнее.
Главное правило — когда рука лежит на грипсе, указательный палец должен дотягиваться до ручки тормоза без отрыва руки, а большой, опять же без отрыва руки, до рычажков манетки (в случае с триггерами). Иначе будет неудобно. На моем байке манетка стоит слева от тормоза, но, если у вас маленькие руки, возможно есть смысл попробовать поставить ее между тормозом и грипсой. Теперь нужно примерить рубашку. Вставляем один ее конец в задний переключатель, прокладываем по раме, делаем петлю, и отрезаем там, где рубашка проходит мимо манетки.
Для резки рубашек и тросиков лучше всего воспользоваться специальными кусачками. Если их нет, то стоит приобрести девайс — он недорог, и, в принципе, полезен в хозяйстве, благо перекусить такие кусачки могут множество самых разных вещей. Надеваем на рубашку наконечники, пропускаем через нее тросик, и фиксируем все в штатных местах. Кстати. Обратите внимание на то, что внешний диаметр рубашек (и, соответственно, наконечников) бывает разным. Так что при покупке не забывайте уточнить у продавца совместимость выбранной рубашки и наконечников, и, если есть какие-то сомнения, лучше все сразу же примерить.
Теперь займемся тормозами. Надеваем на руль тормозную ручку. Не забываем о правильной затяжке — к примеру, на Avid стрелочками помечен тот болт, который надо затягивать первым.
При этом «правильная затяжка» не значит «до упора» — это касается и манетки. Болты нужно затягивать так, чтобы при сильном ударе ручка тормоза и манетка могли провернуться — для того, чтобы это проверить, нужно сильно ударить ладонью по уже затянутой ручке. Если она проворачивается — отлично. При слабом ударе, разумеется, проворачиваться ничего не должно. Такая затяжка нужна для того, чтобы при падении и ударе манетка и ручка могли провернуться вокруг руля, избежав, таким образом, повреждений.
Раздвигаем колодки в калипере при необходимости.
Устанавливаем калипер с адаптером – он крепится к раме на двух болтах.
Не забываем, что под диски разного диаметра нужны разные адаптеры – в данном случае я поставил 203й диск спереди и 185й сзади. Также нужно учесть тип крепления тормоза к раме. Большинство современных тормозов имеют крепление Postmount. На многих современных вилках также используется Postmount – в этом случае болты вкручиваются внутрь вилки. Само крепление бывает разным – под 160, 185 и даже 203мм диск. Впрочем, де-факто стандартом является 160мм, и если ваш диск больше, придется использовать переходник. На большинстве рам пока используются ушки International Standart (хотя postmount встречается все чаще). В случае с IS на раме и тормозами с Postmount, вам потребуется переходник, который, впрочем, идет с тормозом. В любом случае – если вы не уверены насчет совместимости, лучше лишний раз уточните, т.к. тем, кто «не в теме» запутаться в стандартах и размерах очень легко.
Avid – самонастраивающиеся тормоза. Для того, чтобы все встало ровно, ослабляем болты крепления калипера к адаптеру, и дергаем калипер туда-сюда, убедившись, что он свободно двигается.
Теперь несколько раз нажимаем на ручку тормоза, после чего зажимаем ее, и, удерживая в нажатом состоянии, затягиваем болты калипера. Все, тормоз настроен (разумеется, если ваш диск ровный).
Повторяем операцию с передним тормозом. В данном случае, вместо использования штатной проводки гидролинии, мы решили зафиксировать ее с помощью защиты от грязи – все равно она там уже есть. Ослабляем липучки защиты, проводим гидролинию под ними, и вновь все закрепляем.
Переходим к установке цепи. У нас SRAM с замочком, но, в любом случае, ее длину придется подкорректировать.
Проводим цепь, ставим ее на среднюю передачу, лапку переключателя выгибаем перпендикулярно земле, прикладываем концы цепи друг к другу так, чтобы цепь шла ровно, и смотрим, сколько звеньев нужно убрать. Убираем их с помощью выжимки, и скрепляем цепь замочком.
Настраиваем задний переключатель. Натягиваем тросик, поставив манетку на 10ю передачу, фиксируем его в переключателе, и смотрим на то, что получилось. Если плохо переключается с 1й на 10ю – чуть подтягиваем тросик. Если проблемы при обратном переключении – чуть-чуть ослабляем. Для точной подстройки пользуемся регулировкой на манетке – она также способна в небольших пределах менять натяжение троса.
Не забываем про винтики H и L – они определяют диапазон перемещения переключателя. Если все настроено правильно, а переключатель все равно не хочет закидывать цепь на одну из крайних звезд, дело, скорее всего, именно в недостаточно широком диапазоне перемещения. Выкручиваем один из винтов до тех пор, пока диапазон не станет достаточным. Будьте внимательны – если переборщить, лапка на первой передаче может задеть спицы!
Устанавливаем грипсы. Не забываем про заглушки в руль – либо ставим те, которые идут в комплекте, либо покупаем их отдельно. Заглушки – очень важная деталь, способная защитить райдера от травмы живота при серьезном падении. Это я как-то проверил на собственном опыте.
Осталось совсем чуть-чуть. Примеряем подседельный штырь, и видим, что 367мм длины явно многовато. Надо пилить. Зажимаем штырь в специальных тисках – в них есть вырез для пилы.
Аккуратно отпиливаем ненужную часть штыря.
Главное – не переборщить с отпиливанием! Мода на сверхкороткие штыри, в случае с мтб, навсегда осталась в прошлом, вместе с трешками газзалоди и двухкоронками на хардтейлах. Почему? Во-первых, штырь, как ни странно, играет очень важную роль в управляемости байка – к нему крепится седло. А седло в поворотах – одна из точек опоры. Разумеется, райдер стоит, но упирается в него внутренней частью ноги. Если седло чересчур низко, нормально упираться в него не получится, и контролироваться байк будет заметно хуже. Во-вторых, если на байке нужно не только съехать с горки, но и доехать до нее, лучше, если седло можно будет поднять хотя бы немного – вкручивание на сильно опущенном седле сильно убивает колени, а нам же не нужны дополнительные проблемы! Так что главный принцип в этом деле – семь раз отмерь, один раз отрежь.
Теперь обрабатываем края, убирая заусенцы, чтобы все было ровно и гладко.
Устанавливаем седло и подседельный штырь. Дома для отрезания штыря можно воспользоваться труборезом (если он есть), либо обычной ножовкой по металлу, предварительно нанеся на подседельный штырь риску, чтобы распил получился ровным. Края легко обрабатываются напильником.
Все, велосипед собран:
Хотелось бы поблагодарить всех, благодаря кому этот материал стал возможным:
Veloprobeg.ru – за предоставленную площадь для съемок и сборки, уделенное время, и помощь с недостающими запчастями.

Сообщества ›
Сделай Сам ›
Блог ›
Дешевый и приличный велосипед своими руками

В моем блоге более 20-ти статей по велосипедам, написанные моим сыном Qirex-RD для моих читателей. В связи с наступившим велосезоном, я решил адаптировать и опубликовать здесь ту которая максимально соответствует тематике данного сообщества и будет полезна многим. Это реальный пример того как за дешево из некой приемлемой основы (а подобные велосипеды есть у большинства) можно своими руками собрать действительно приличный велосипед, именно под себя и свои нужды, а не довольствоваться тем «универсальным» решением из магазина.

Статей уже много и под каждой из них ни раз поднимался вопрос стоимости и актуальности затрат. Кто-то не обламывается, кто-то говорит что все дорого и не оправдано, а кто-то и вовсе считает что не понимая ничего можно покупать Б/У и экономить при этом. Идут разговоры о надежности и о былом, как кто-то когда-то давно успешно 69 лет ездил на советском недоразумении, а сейчас типа уже «не то», «зажрались» и т.д…
Но все сводится к обсуждению готовенького из магазина, или покупке некого убитого хлама с «авито», а может и того хуже — на алиэкспресс!

Пришло время пояснить что такое кастом и сломить стереотип что всё хорошее — дорого.

Кастом (custom) — сильно модифицированный базовый велосипед.
Фулл кустом (full custom) — велосипед построенный с нуля, начиная с голой рамы.

Сборка кастома на готовой основе — самое эффективное по цена/результат. Фулл кастом — крайне невыгоден экономически и применяется в случае с хай-энд байками, где бюджет крайне высок.

Техническое задание для данного велосипеда:
Вел для езды по городу и тропинкам в парках. В данном случае асфальт/тропинки: 80/20

— качественный
— надежный
— требующий минимум обслуживания
— комфортный
— достаточно быстрый
— с адекватной внешностью
— максимально дешевый

Что-то вообще нереальное, да? Особенно учитывая последний пункт.

Основа

Decathlon Kemmel, ростовка 21″, колеса 26″, 2016г. Произведен в России на заводе ВелоБалт, г. Калининград. В стоковом состоянии одной ногой говнобайк. Не едет, не тормозит, не управляется, посадка раком, разваливается. Но несмотря на все, это великолепная основа.

Почему именно он?

— жесткая стальная рама нужной ростовки
— жесткая вилка
— рулевая колонка 1 1/8
— трансмиссия 1х6 (картридж)
— приличное качество
— адекватный внешний вид
— низкая цена

Рама, вилка, рулевая колонка

Стальные, из выскоуглеродистой стали. Крайне переупрочнены (что свойственно для дешевых велосипедов), от того тяжелые но очень жесткие, это хорошо. Полноценная рулевая колонка размера 1 1/8 дюйма, а не резьбовое убожество — это мастхэв, и оно тут именно так.

Трансмиссия

Важно чтобы спереди была только одна звезда средних размеров (34-40Т), с высоким зубом. Все так и и есть, 38Т.
Система под квадрат, средней паршивости, длинна шатунов 170мм — что адекватно для маленьких 26-х колес, и пойдет для меня т. к. мой естественный каденс довольно высок. Каретка картриджная (на промах) — то что нужно.

Качество и внешность

Собран нормально, хотя колеса пришлось поправить. Но это в общем и не важно, т. к. он все равно пройдет под полную переборку.
Цвет черный, покрашен нормально, ничего лишнего, никаких пидерских расцветок и непонятных надписей. К слову Kemmel это городок в Бельгии.

Цена

В конце статьи. 😉

К делу…

Велосипед приходит не собранный, в коробке, это особо приятно когда он сразу попадает под переборку. Для начала всё разбирается и дефектуется (в данном случае косяков не было). То что остается — перебирается и смазывается высококачественной смазкой.
А на замену идут…

— руль, вынос, грипсы
— педали
— переключатель и манетка
— кассета-трещотка
— торомоза и тормозные ручки
— все тросы и рубашки
— резина и камеры

Руль, вынос, грипсы.

Рама у этого велосипеда длинная во всех отношениях, и заводская посадка с длинным выносом и низким рулем естественно не корректная, это проблема всех дешевых велосипедов. Ща поправлю, причем именно под себя.
За место родного 90мм выноса с подъемом ~7 градусов встает 60мм с подъемом 0, а нужная высота добавляется проставочными кольцами под ним (длинны рулевого штока хватает).
Родной 610мм руль с подъемом 20мм меняю на руль 640мм и подъемом 50мм.
В моем случае это компоненты Truvativ Hussefelt, которые долгое время лежали без дела. Это обеспечило нужную мне посадку и значительное улучшение управляемости из-за сокращения длинны выноса.
Грипсы Velobox Lock-On, ибо я использую только лок-он тип грипсов.

Педали.

Игрушечные и одноразовые меняются на приличные пластиковые, они травмобезопасны как для ног так и для обуви. Платформу беру самую большую, ибо катаю в скейтборд кедах + размер ноги 45. ODYSSEY Grandstand PC — то что нужно именно мне, они на втулках, а значит не подохнут зимой (данный байк эксплуатируется в любую погоду).

Переключатель, манетка, кассета-трещотка

Избавляюсь от родного Shimano RevoShift в пользу классической курковой манетки Shimano SL-M310, она удобней и четче. Жиденький задний переключатель Shimano SIS, уступает место современному Shimano Tourney RD-TX55 . Он может похвастаться перенаправляющим роликом для троса, что делает его идеальным для этой рамы, теперь трос идет по прямой а не петлей. Он надежен, а его средняя по длине лапка способствует на удивление хорошей стабильности цепи. Благодаря этому (средней лапке) и одной звезде спереди, цепь получается короткой и ее стабильность не хуже чем у Shimano Altus/Acera на системах с 2-3мя звездами спереди, лишь современная Acera Shadow лучше, но она втрое дороже.
Цепь остается родная KMC, она хорошая, лишь добавляю на нее замок KMC Missing Link и укорачиваю под новый сетап.
Родная 6-ти скоростная кассета-трещотка Shimano Tourney MF-TZ06 14-28Т уступает место 7-ми скоростной (новая манетка и переключатель естественно тоже на 7), Shimano Tourney MF-TZ31 14-34Т серии Mega Range, с супер короткой первой передачей, что позволит даже при отсутствии переднего переключателя лазить в довольно крутые горки. Колеса 26, для них такого передаточного вкупе с жесткой не раскачивающейся вилкой для города достаточно.

Тормоза и тормозные ручки.

Вся несуразная китайчатина которая не тормозит а лишь притормаживает, меняется на приличные Shimano Alivio BR-T4000 (ручки и тормоза). Т.к. рама и вилка ломовые, V-брейки их не разжимают, как это происходит с дешевыми амортизационными вилками и на сопливых дешевых алюминиевых рамах. Отсюда получаем шокирующую тормозную мощь и модуляцию, что позволяет пользоваться тормозами одним пальцем т. е. как у взрослых велосипедов с дисковой гидравликой. И нет они не перестают тормозить в мокрую погоду или зимой (как многие ошибочно считают) ведь я поставил всепогодные колодки.

Все тросы и рубашки.

Работа переключателей и тормозов напрямую зависит от них. В большинстве случаев на готовых байках стоят самые дешевые китайские так еще и проложены не правильно, у и тех кто не в курсе появляется ощущение того что «переключатели/тормоза — говно». А дело в тросах и рубашках. Меняю всё, заодно прокладываю рубашки нужных длин, это очень сильно сказывается на трении троса внутри них.

Резина и камеры.

Это самое главное и самое сложное в выборе. Именно резина задает характеристики любому велосипеду, то где и как он будет использоваться напрямую зависит от установленной резины (и наоборот). В данном случае надо обязательно брать во внимание отсутствие подвесок и несовершенство колес (одинарные обода).
Тут годы стрит катания напоминают о себе — вел обут в Kenda Kiniption 26×2.3 60TPI Wire.
Почему именно это верный выбор?

— накатистая
— мега зацеп на асфальте и укатанном грунте
— мощные боковины и мощный корд (нужно для обезопашивания дешевых ободов)
— большой воздушный объем (ширина 2.3 дюйма, комфорт)
— широкий рабочий диапазон давлений (2 — 5.5 бар)
— протектор по всей площади
— низкая цена

Камеры — CST 2.2-2.5 (дешевые и рабочие)
Камера? Да подумаешь камера… Нет! Камера это очень важно, ведь ею можно дополнительно корректировать поведение покрышки. Я использую тяжелые «полноценные» камеры 2.2-2.5″, а не универсальные тонкостенные (гандонообразные) по типу 1.5-2.3″. Фишка в чем — я хочу максимальный накат и минимальный пробой на гранях (об бордюр), и все это при минимальном давлении. Чуть дальше поясню что это дает и почему я сделал именно так.

То что осталось сток:

Рулевая колонка и каретка норм.
Колеса после переборки и настройки крутятся очень хорошо. Пойдут.
Седло средней ширины и средней жесткости, на удивление анатомическое и довольно удобное. Норм.
Подседельный штырь порадовал длинной, т. е. замены не требует.
Система хоть и простая но ее жесткости хватает. Вес небольшой из-за того что у нее одна звезда а не 3, которые бы весили целый килограмм.

Что получилось в итоге?

А получился велосипед по всем пунктам соответствующий изначальному техническому заданию.
Пройдусь по каждому из них, с пояснениями.

Качественный?
Да. Рама надежная, жесткая, покрашена хорошо. Компоненты трансмиссии Shimano. Остальные компоненты тоже на уровне.

Надежный?
Да! Он простой, в нем толком нечему ломаться. Может кто-то скажет про «пластилиновые» колеса с одинарным ободом? Да они такие, но теперь это не проблема, ведь обуты они в ломовые покрышки, которые великолепно распределяют ударные нагрузки и исключают вмятины при сильных ударах об острые грани. Именно для этого я и использовал толстостенные камеры, они создают дополнительное внутреннее трение внутри колеса, что делает резину «дубовей» на пробой при низком давлении.
Зачем нужно низкое давление? Так для комфорта и амортизации, ведь подвесок у нас «нема». Но при этом благодаря корду и толстым камерами, резина не превращается в соплю как на фэтбайках, т. е. сброс давления не ухудшает управляемость. Накат тоже остается хорошим из-за двойного компаунда покрышки (в центре жестче, на боковинах мягче).
А еще эти самые покрышки крайне стойки к проколам. На таких можно ехать по битому стелу и особо не заморачиваться, чего не скажешь о многих других дорожных и даже кантрийных.

Требующий минимум обслуживания?

Да. Семи-скоростная трансмиссия не чувствительна к загрязнениям как например 10-ти скоростная, посему цепь можно чуть ли вообще никогда не мыть. Ободные тормоза не нуждаются в особом уходе. А больше там и нет ничего.
Приятный бонус — трещетка а не втулка с барабаном. У дешевых велосипедов (30к рублей) одна и та же беда — разваливается все что связано с барабаном из-за некачественной смазки. Перебирать вплоть до нереального из-за отсутствия в продаже спец съемников и запчастей, т. е. попадос на втулку в сборе + переспицовку колеса (~3к за всё). А тут… открутил трещетку в сборе, выкинул, новую поставил, готово. Край 800р и никакого гемора.

Комфортный?

Да, он комфортный. Благодаря резине с большим воздушным объемом которая успешно работает на низком давлении (2 бар в моем случае), он легко справляется с неровностями дороги, а так же с сильными ударами при приземлениях на плоскость. Чётенько шагает по ступеням лестницы, и не дробит зубы на корешках в парках.
Посадка уже подогнана лично под меня и мои предпочтения (базовый байкфит), так что он мне удобен.

Достаточно быстрый?

Да, он достаточно быстрый. Взвешиваю — 14 кг (+/- 100 грамм). При таком весе (а столько весят некоторые АЛЮМИНИЕВЫЕ велосипеды за 35 000+ рублей)))) у него хороший накат, благодаря отсутствию пружинки спереди, стрит резине, пересобранным втулкам и правильно подобранным передаточным отношениям. А резина с равномерным протектором по всей поверхности и двойным компаундом (по центру жестче по краям мягче) позволяет на асфальте кренить его в поворотах как супер байк (мотоцикл). Управляемость, сцепление с дорогой и тормозной путь — отличные.

Адекватной внешности?

Да, он черный, без хохломы и гжели, но выделяется в толпе тем что он не сток. Это замечают даже те кто в велах не понимает, что он «не как все».

Очень дешевый?

О да! Сам велосипед был куплен новым за 6300р (вместе с доставкой) в соответствующей торговой сети.

Все остальные компоненты для него были куплены в Москве, новыми и в магазинах, и обошлись они суммарно в ~8000р. Те компоненты которые были заменены я продал на авито за 2000р.
Итого за 12 300р, получился не просто новый качественный велосипед, а велосипед который и был нужен.
Велосипеды схожей цены из магазина вообще рядом с ним не стоят. Не едут, не тормозят, не надежны, не удобны и зачастую выглядят ужасно (китайская петушня).
Даже в бюджете 25к мы получаем не все что может этот, все равно нужны будут доделки и доп вложения.

И тут кто-то скажет «погодь, а чем собирать-то, это надо тоже в стоимость вписывать!». Так в том-то и прикол что для сборки данного кастома не требуется НИКАКОГО спец инструмента, только обычные гаечные ключи и шестигранники. Самый край это если вы захотите снять шатуны и выкрутить каретку, два необходимых съемника обойдутся в 500р суммарно.

А еще кто-то скажет что мол «имея связи и скидки все можно». Обломитесь, все что было использовано в этом байке было намеренно куплено в России и по предложениям доступным всем и каждому, в интернет магазинах с доставкой по всей стране.

Итог

Кастом это когда каждый делает сам то что нужно ЕМУ, независимо от бюджета. Данный аппарат можно было собрать и с упором на внедорожное использование, выбрав другую резину и камеры, другие передаточные отношения и другую геометрию посадки. Байк бы получился другим, но цена бы не изменилась.
Если бы данный базовый байк не вписался в ТЗ, то я просто взял бы другой, более подходящий. Но суть всегда остается — получить именно то что нужно, рационально пользуясь ЛЮБЫМ бюджетом.

Дешево не значит плохо, просто уметь надо.

Хороший? Да! Дорогой? Нет, просто… уметь надо. 😉

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх