Электрификация

Справочник домашнего мастера

Усилительные схемы на транзисторах

Содержание

Транзисторные УНЧ

Транзисторные усилители мощности низкой частоты (УМЗЧ) для звуковой и аудио-аппаратуры. В разделе собраны принципиальные схемы самодельных усилителей мощности НЧ на биполярных и полевых транзисторах.

Здесь вы найдете схемы транзисторных усилителей разной сложности и с разным классом мощности:

Для самодельного аудио-комплекса или при ремонте музыкального центра можно изготовить многоканальный усилитель мощности в конфигурациях:

На транзисторах можно без лишних сложностей собрать небольшой самодельный усилитель для наушников. Присутствуют очень простые и доступные по себестоимости конструкции усилителей, которые прекрасно подойдут для изготовления начинающими радиолюбителями.

Простой усилитель ЗЧ на трех транзисторах, схема (КТ3102, КТ816, КТ817)

Усилитель построен по простой схеме на трех транзисторах. На выходе, на нагрузке сопротивлением 4 От выдает мощность 2W при питании от источника напряжением 12V. Входное сопротивление усилителя мало, и составляет 470 Ом. Столь малое входное сопротивление позволяет ему хорошо согласовываться …

3 444 0 Гибридный УМЗЧ на лампах ECC88, 6Н23П и микросхемах LM3875 (30Вт)

Схема самодельного гибридного усилителя звука на лампах и микросхемах с выходной мощностью 30 Ватт. Усилитель построен на лампе ECC88 (отечественный аналог — 6Н23П) и мощной микросхеме LM3875.

2 622 4 Схема мощного гитарного усилителя на транзисторах TIP142 и TIP147 (60Вт)

Принципиальная схема гитарного усилителя мощности низкой частоты с предусилителем и темброблоком. УМЗЧ собран на транзисторах TIP142 и TIP147, выходная мощность — 40Вт на 8 Ом, 60 Вт на 4 Ома.

3 781 2 Простые высококачественные усилители мощности НЧ на МДП-транзисторах

Несколько принципиальных схем высококачественных УМЗЧ на полевых транзисторах, привлекающие своей простотой и техническими характеристиками. Применение полевых транзисторов в усилителе мощности позволяет значительно повысить качество звучания при общем упрощении схемы…

5 1713 1 Стерео усилитель звуковой частоты на MOSFET транзисторах (200Вт)

Схема электрическая принципиальная усилителя приведена на рисунке (в скобках приведены замененные элементы). Данная конструкция является модернизациейразработки . Принципиальная схема УМЗЧ на MOSFET транзисторах (200Вт). Все основные части усилителя — трансформатор, радиаторы …

4 1699 0 Усилитель мощности звука со стабилизированным источником питания (200Вт на 4Ом)

При разработке усилителей ЗЧ с максимальной выходной мощностью более 100 Вт первостепенноезначение приобретает необходимость получения возможно большего КПД усилителя при достаточно малых нелинейных искажениях. Вопрос о допустимом проценте нелинейных искажений усилителя ЗЧ не раз обсуждался на …

2 1807 0 Несколько схем транзисторных УМЗЧ, хронология радиолюбителя

Свое знакомство с мощными усилителями я начал в 1958 году, когда учился в энергетическомтехникуме, и мне поручили обслуживать радиоузел. Он состоял из трех частей: малогабаритной радиотрансляционной установки “ТУ-100″, магнитофона “Днепр 9” и ЛАТРа на …

3 2094 0 Сборка УМЗЧ — на каком коэффициенте гармоик остановиться?

Уже давно разработчики УМЗЧ задают себе вопрос: до какого уровня необходимо снижать нелинейность усилителя? . Если проанализировать рекламные журналы по аудиотехнике, то гармонические искажения даже “топовых” моделей УМЗЧ в основном лежат в диапазоне 0,003…0,05% …

2 1748 0 Транзисторный усилитель мощности НЧ 4-й группы сложности 😉

Всем доброго времени суток! Вот с чем я осмелюсь с Вами поделиться. Тема для многих известна, и понятна. В чём она состоит. Дальше чисто моё ИМХО. Давно любителям звука внушают – если лампы, то в любом проявлении, а если транзисторы, то чтобы их было o-очень много! Иначе лапового звука не добьёшься. Например советские стандарты сначала классифицировали аудио-аппаратуру по кассам 4-й, 3-й, 2-й, 1-й!, и наконец…

5 2210 6 Очень простой УНЧ на трех транзисторах (2Вт, TIP31C, TIP32C)

Принципиальная схема простого трехтранзисторного усилителя мощности для применения в разнообразной малогабаритной аппаратуре. Зачастую, от «компьютерных колонок» требуется только воспроизведение каких-то звуковых сигналов, речевых сигналов, не требующих HI-FI или Hl-end качества …

Помогите проекту. Поделитесь с друзьями.

Усилитель звука относится к одному из наиболее интересных электронных устройств для начинающих электронщиков или радиолюбителей. И это не удивительно, ведь если устройство собрано правильно, то достаточно подключить динамик и сразу же раздастся звук, оповещающий о том, что усилитель мощности работает. Наличие звука приносить радость успешного завершения сборки усилителя звука своими руками, а его отсутствие – разочарование. Поэтому цель данной статьи – принести радость начинающему электронщику. Но сначала все по порядку…

Усилитель мощности на транзисторах. Базовые положения

Усилитель мощности на транзисторах присутствует в том или ином виде во многих электронных устройствах. Особенно ярко выделено его применение в звуковой технике.

Современный мир электроники полностью опутан различными запоминающими устройствами: флешки, жесткие диски и т.п. Для воспроизведения информации, хранящейся в памяти накопителей, нужно, прежде всего, преобразовать и усилить ее сигналы.

Главное назначение любого усилителя состоит в преобразовании маломощного сигнала в более мощный. При этом форма его должна сохраняться и не искажаться в процессе преобразования. Иначе произойдет частичная или полная утеря информации.

Начинающим электронщикам следует помнить очень важный момент. Усиление происходит не за счет каких-либо магических свойств транзистора, а за счет энергии блока питания. Транзистор лишь управляет потоком мощности от источника питания к нагрузке. Причем он выполняет свою работу в нужные моменты времени. Отсюда становится понятно, что мощность на нагрузке ограничена лишь мощностью блока питания. Если нагрузка, например динамик, имеет мощность 10 Вт, а источник тока способен выдать только 5 Вт, то нагрузка будет способна развить только 5 Вт.

Структура усилителя состоит из источника и узла, согласующего входной сигнал с источником тока. Такое согласование позволяет получить выходной сигнал.

Устройство транзистора

Поскольку главным элементом усилителя является транзистор, то рассмотрим вкратце устройство и принцип работы это полупроводникового прибора.

Среди довольно обширного выбора полупроводниковых приборов, как по характеристикам, так и по принципу действия, в данной статье мы рассмотрим, и будем применять исключительно биполярные транзисторы (БТ).

Такой электронный прибор состоит из полупроводникового кристалла и трех, подсоединенных к нему электродов. Вся конструкция помещается в корпус, который защищает прибор от разных внешних воздействий (пыль, влага и т.п.). От корпуса отходят три вывода: база (Б), коллектор (К) и эмиттер (Э).

Существуют принципиально два типа БТ n-p-n и p-n-p структуры. Принцип работы их аналогичен, а отличие состоит лишь в полярности подключения к их выводам источника питания и радиоэлектронных элементов, имеющих полярность, например электролитических конденсаторов.

Биполярный транзистор имеет два pn-перехода, поэтому конструктивно его можно рассматривать, как два последовательно встречно соединенных диода. Точка соединения диодов аналогична базе. Но если взять два любых диода и соединить их соответствующим образом, то в такой конструкции не будут проявляться усилительные свойства. Причина в том, что у «настоящего» транзистора слишком малое расстояние между различными полупроводниковыми структурами (база-эмиттер, база-коллектор). Расстояние равно единицам микрометра, то есть несколько тысячных миллиметра (1мкм = 0,001 мм = 0,000001 м). Именно за счет малого расстояния получается транзисторный эффект.

Как работает биполярный транзистор (БТ)

Принцип работы БТ упрощенно рассмотрим на примере ниже приведенной схемы.

Базу оставим не подключенной либо соединим ее с минусом источника питания. Последний вариант более предпочтительный, поскольку исключает появление наводок на выводе.

Чтобы исключить короткое замыкание в цепь коллектора следует установить резистор Rн, он же будет служить нагрузкой. Однако при подключении источника питания Uип, ток в цепи VT и Rн протекать не будет (обратный ток мы не берем в счет, поскольку его значение слишком мало и не превышает единиц микроампер). Отсутствие тока в цепи поясняется тем, что транзистор закрыт. И если вернуться к аналогии с диодом, то мы заметим, что один из них находится под обратным напряжением, поэтому он заперт.

Открыть БТ не составит большого труда. Следует на базу относительно эмиттера (для n-p-n структуры) приложить положительный потенциал, то есть подать напряжение, например от другого источника питания – батарейки. Величина напряжения должна быть порядка 0,6 В, чтобы скомпенсировать падение напряжения на эмиттерном переходе. Резистор Rб служит для ограничения тока, протекающего в цепи базы.

Таким образом, если подать небольшое напряжение на базу, то в цепи нагрузки Rн будет протекать ток коллектора Iк. При смене полярности блока питания VT закроется. Чтобы не запутаться и правильно подключать источник питания следует обратить внимание на направление стрелки эмиттера. Она указывает на направление протекания токов Iк и Iб. Для БТ n-p-n типа Iк и Iб входят в эмиттер, а для p-n-p – выходят.

Коэффициент усиления транзистора

Токи базы Iб и коллектора Iк находятся в тесной взаимосвязи. Более того, величина тока, протекающего в цепи коллектора помимо параметров Uип и Rн определяются величиной Iб в прямопропорциональной зависимости. Отношение Iк к Iб называется коэффициентом усиления транзистора по току и обозначается буквой β («бета»):

Коэффициент усиления является одним из важнейших параметров БТ и всегда приводится в справочниках. Для большинства маломощных БТ он находится в диапазоне 50…550 единиц. В общем, β показывает во сколько раз ток коллектора больше тока базы.

Усилитель звука на транзисторах

Усилитель звука на транзисторах предназначен для повышения мощности сигнала звуковой частоты, поэтому его еще называют усилитель мощности звуковой частоты или сокращенно УМЗЧ. Источником звука, подлежащего усилению, чаще всего служит микрофон или выход звуковой карты компьютера, ноутбука, смартфона и т.п. Мощность таких источников довольно низкая и составляет микроватты, а для нормальной работы динамика (громкоговорителя) необходимо обеспечить мощность единицы и десятки ватт, а то и сотни ватт. Поэтому главной задачей УМЗЧ является повышение мощности слабого входного сигнала в тысячи и десятки тысяч раз.

Звуки раздающейся мелодии или речи имеют сложный характер. Однако любой из них, даже самой сложной формы можно разложить в ряд сигналов синусоидальной формы, отличающихся как по частоте, так и по амплитуде.

Поэтому с целью упростить пояснение принципа работы схемы УМЗЧ будем применять входной сигнал синусоидальной формы uc. Нагрузкой на первых порах вместо динамика буде служить резистор Rн.

Однако приведенная выше схема применяется лишь для работы БТ в ключевом режиме, то есть когда полупроводниковый прибор VT находится в двух фиксированных состояниях – открытом и закрытом. Для усиления переменного сигнала данная схема непригодна, поскольку будет усиливаться только положительная полуволна входного сигнала. Для отрицательной полуволны транзистор будет закрыт. Кроме того, амплитуда входного сигнала должна быть не меньше 0,6 В, иначе просто останется незамеченным, поскольку не откроется эмиттерный переход.

Базовая схема входного каскада УМЗЧ

Чтобы схема УМЗЧ работала правильно, а это означает, усиливала без искажений положительные и отрицательные полуволны, изначально следует приоткрыть VT наполовину. Тогда положительная полуволна будет еще больше открывать БТ, а отрицательная – призакрывать его.

Приоткрыть БТ можно небольшим напряжением, поданным на базу, оно же называется напряжением смещения. Сам процесс называют установкой рабочей точки транзистора по постоянному току. Напряжение смещения зачастую подается от общего источника питания через токоограничивающий резистор Rб, согласно схемы, приведенной ниже.

Чтобы постоянное напряжение не воздействовало на источник переменного сигнала, а также не нарушался режим работы схемы по постоянному току, переменная составляющая отделяется конденсатором С1, а нагрузка подключается к коллектору через разделительный конденсатор C2 к клеммам uвых.

Правильная установка или настройка рабочей точки транзисторного усилителя звука имеет ключевое значение, поскольку если ее установить неверно, то выходной сигнал будет иметь искажения либо вовсе отсутствовать. Чтобы установить рабочую точку пользуются выходной статической характеристикой биполярного транзистора. Она характеризует зависимость тока в цепи коллектора от приложенного напряжения между выводами коллектор-эмиттер при разных значениях тока базы. На данной характеристике располагается нагрузочная прямая, на которой выделяют три участка: 1-2, 2-3 и 3-4. Участок 1-2 называется областью отсечки – здесь БТ полностью закрыт; 3-4 – область насыщения – БТ полностью открыт; 2-3 – активная область – здесь БТ находится в приоткрытом состоянии. Участки 1-2 и 3-4 используются для работы транзистора в ключевом режиме. Активный участок 2-3 соответствует работе БТ в режиме усиления. Именного на него ориентируются при настройке рабочей точки.

Расчет параметров элементов усилителя мощности

Расчет основных параметров усилителя мощности начинается с определения сопротивления резистора, который находится в цепи коллектора Rк. Чтобы его посчитать, согласно закону Ома понадобится прежде определить падение напряжения на нем URк и ток Iк:

Напряжение URк принимают из таких соображений, чтобы на полуоткрытом транзисторе оно было, равное половине напряжения источника питания Uип. Это соответствует половине нагрузочной прямой на выходной статической характеристике – точке А.

Если рабочая точка будет находится значительно выше или ниже точки А, например А1 или А2, то выходной сигнал с усилителя будет искажаться. Произойдет срез его нижних или верхних полуволн, что отразится на ухудшении качества звука. Поэтому стоит придерживаться средней точки – т. А. Однако это не всегда оправдано, особенно для сигналов очень низкой мощности. В таком случае рабочую точку принимают насколько ниже т. А, что позволяет снизить потребление электроэнергии без искажения формы выходного сигнала.

В нашем случае будем опираться на точку А. Примем напряжение источника питания Uип = 9 В (батарейка «крона»). Тогда напряжение на резисторе Rк равно:

Коллекторный ток, называемый током покоя коллектора, принимают для расчетов 0,8…1,2 мА. Возьмем среднее значение 1 мА = 0,001 А.

Сопротивление Rк равно:

Примем ближайший стандартный номинал резистора 4,7 кОм.

Теперь определит сопротивление в цепи базы Rб:

Коэффициент усиления БТ легко и с достаточной точность можно определить мультиметром. Для pn2222 я определил значение 170 единиц.

Более точную установку тока покоя коллектора устанавливают переменным резистором, включенным в цепь базы и изменяют его до тех пока, пока значение Iк станет равным 1мА. При этом ориентируются на показания миллиамперметра, установленного в цепь коллектора.

Ниже приведены схемы входных каскадов усилителей с полупроводниковыми приборами разной структуры.

Расчет емкости конденсаторов усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ)

При расчете УМЗЧ следует обратить внимание на емкость развязывающих конденсаторов С1 и С2. Если их принять слишком малыми, то плохо будут проходить токи низкой частоты. Поэтому емкость можно определить по следующему выражению:

где fн – нижняя граница частоты сигнала, Гц. Для УНЧ как правило принимают 20 Гц – нижний порог слышимости человеческого уха;

Rвх – входное сопротивление следующего каскада или нагрузки. Для усилителей, в которых применяется БТ, включенный по схеме с общим эмиттером это сопротивление равняется нескольким килоом. Примем Rвх = 4,7 кОм = 4700 Ом.

Таким образом емкости конденсаторов С1 и С2 следует принимать не менее 10 мкФ.

Однако рассмотренная выше схема усилителя звука имеет недостаток, который исключает применение ее в таком виде в электронных устройствах. В схеме отсутствует температурная стабилизация, поэтому любые изменение температуры могут привести к искажению формы выходного сигнала. Устранение данного недостатка и причины его возникновения подробно рассмотрено в следующей статье.

Помогите проекту. Поделитесь с друзьями.
Задача: все каналы в директ (без фанатизма и безвозвратно).
Немного не тянет на объем конструкции выходного дня… но тем не менее напишу здесь.
Усилитель рабочий.
Открываем.
Плата красивая, на ней установлены радиоэлементы пассивные и активные.

Два блока питания, не стабилизированные, от одного SG3525.
Один БП работает на сабовый канал, второй БП работает на 4 канала – это хорошо.
Сразу видно, что один из входных конденсаторов по питанию 1000,0*16 вспучился, но электролит еще не вытекал.. это тоже хорошо.
Проверяю на работоспособность – играет.. можно сказать, что усиливает. После прослушки осталось тягостное впечатление — есть проблемы в звуке в виде невнятности басов, никаких ВЧ и мыльной середины (3 и 4 каналы) и резких перемещений КИЗ влево вверх во всех каналах… сабовый канал вроде как все в норме, но как-то сухо.
Инструментальная проверка:
В 1-4 каналах на выходе видны какие быстрые скачки наводок, а в 4 канале на выходе постоянка 0,2 вольта.
Питание предварительных каскадов саба двухполярное 12 вольт, а 1-4 каналов двухполярное 18 вольт. Правда плюсовое 18 вольт показывает 19,5 вольт и кажется прыгает еще выше….
Ясно, будем разбираться.
Начну описывать переделку в директ с сабового канала.
В сабовом канале в стоке предусмотрена возможность дистанционного управления громкостью саба, поэтому в усилителе стоит THAT2181LC с буфером на одиночном ОУ 071. Выпаиваем их (красные галки) и обходим перемычками. На входе сабового канала стоит 074. Нам нужно только два ОУ – один входной и второй регулятор уровня, делать такой переходник нет желания, поэтому поставил счетверенный OPA4134 на переходнике, …. а два неиспользуемых ОУ соединил как обычно: минусовой и выход, а плюсовой на землю. Входной разделительный конденсатор меняю на Wima 0,47 мкФ.




Также в части платы, где расположены предварительне каскады 1-4 каналов, выпаиваем сумматор сабового канала, который состоит из сборки резисторов 100 кОм и сдвоенного ОУ 072. Также подрезаем на краю платы дорожку, по которой суммированный сигнал идет на вход сабового канала, чтобы исключить взаимные наводки от/на саб.







Теперь беремся за 1-4 каналы. Общий принцип одинаковый — выпаиваем ОУ, которые задействованы на фильтра, освобождаемся от всех лишних соединений в виде резисторов и конденсаторов, оставляем только входной ОУ и один ОУ на регулятор Level.
Входные ОУ в усилителе использованы в корпусе L.





Искать такой переходник долго, да и боюсь стандартный переходничок на DIP не влезет, надо только SMD, так как монтаж из-за резисторных сборок очень плотный. Легче сделать из универсальной дырявой платки. Вот так все получилось:


Вот так выглядит часть доработанной платы входов 1-4 каналов:





Красными галками помечены заменённые входные разделительные конденсаторы Elna Cerafine 10*16, ОУ LME49740 и LME49860.
В счетверенном ОУ 49740 задействованы только два ОУ, другие два нейтрализованы.
Заменяю электролиты в питании предварительных каскадов:



Более детально исследую стабилизаторы 7818 и 7918. Обнаруживаю проблему в виде переменного контакта (скорее всего это трещина в дорожке) среднего вывода (минусовой) стабилизатора 7818 с землей. Припаиваю средний вывод к земляному полигону платы. Включил – вот теперь плюсовое и минусовое питание предварительных каскадов одинаковое и составляет 18 вольт (точно — +18,3 и -18,4 вольта).
Вот так выглядит обратная сторона платы (уже отмытая от заводского флюса):



Немного возимся с блоком питания, по ходу исправляя обнаруженные дефекты в виде вздувшегося входного конденсатора:






Чтобы случайно при отключении межблоков 3 и 4 каналов сигнал с 1 и 2 каналов не прошел в 3 и 4 канал, нужно на плате разрезать дорожки указанные красными стрелками (выход предвара 1,2 канала), так как дорожки идут к красным точкам (вход 3,4 канала).


И еще.
Очевидно только в этом типе усилителей: выпрямительные диоды сабового канала совсем не прижимаются (там не предусмотрен прижимной винт) к радиатору.. при разборке видно, что диоды касаются к радиатору только краем корпуса — полоской в 1мм.
Поэтому при сборке нужно на эти диоды нанести толстенный слой термопасты.
*******************************************
Вот теперь усилитель зазвучал ровно и чисто.

Второй поход.

Через год усилитель вернулся.
Каким-то образом его конкретно залили водой во включенном состоянии……
После обследования — сгорели предохранители и выгорели клеммы внутри предохранителедержателей, прогорела плата под одним транзистором БП четырех каналов и сгорели все базовые резисторы, у конденсаторов на входе (после дросселей) отгорели ножки, в первом канале обуглились печатные дроссели в базах одного плеча, сгорели 22 омные резисторы по землям RCA…. и т.д. и т .п.
После восстановления и включения — в сабовом канале на выходе постоянка и сильно греются выходные транзисторы.
Итого: 16 транзисторов, не считая конденсаторов, прогоревшей платы и др.:
Вот так прогорела плата (это уже после восстановления):
Переделка предохранителедержателей:
Погонял — все работает, хотя из опыта — возможно еще на этом дефекты не закончатся…, кто его знает какие еще транзисторы потекли в результате перегрузки.





E.O.S. AE-620T

Разобраться непонятками работы усилителя и сделать полный директ.
Смотрим: до клипа по каналам пиковое 68 вольт, в мосту 136 вольт (нагрузка 4 Ом, питающее 12,2 вольта, на вторичке 36,2 вольта).
Flat — остается работать подъем басов.
Включаем L.P — работает, но если поставить регулировку фазы к ближе к нулю — выходная мощность падает в три раза.
На выходах по постоянке примерно по 22 милливольта, шум примерно 10 мВ и чисто — наводок от БП в шумах не видно.
Блок питания не стабилизированный, при входном 12 вольт — на вторичке плюс/минус 35,7 вольт, при входном 14,7 вольт — на вторичке 43,3 вольта.
На предварительные каскады по питанию стоит параметрический стабилизатор на стабилитронах…. при входных выше 14 вольт минусовое напряжение предвара выскакивает за 15,6 вольт, естественно стаб греется не по децки… (на плате нарисован номинал балластных резисторов по 390 Ом, а стоят по 270 Ом…..)
На плате есть четыре резистора напаянных навесным.. почему и для чего — разбираться нет времени.
Входной ОУ — AD712…. в фильтрах — JRC5532.
На холостую совсем не греется… при 12,2 вольтах ток ХХ — 0,62 А.



Входной ОУ меняю на 5532, все ОУ фильтров и фазовращателя выпаиваю, оставляю только крайний ОУ для ивертирования сигнала, чтобы усилитель мог работать мостом.



Соединяю перемычками (предварительно подрезав дорожки, чтобы сигнал не шёл туда, куда не надо), ОУ по питанию блокирую конденсаторами 0,1 мкФ.



Разделительные меняю на Nichicon Muse ES 22,0*50 вольт, в питании предвара ставлю по 1000,0*25 вольт (стояли 470,0).



Так, как нагрузка параметрического стабилизатора уменьшилась — пересчитываю балластный резистор и ставлю пяти ваттные по 560 Ом.
Но минусовой стабилитрон все равно выходит за зону стабилизации и греется. Меняю минусовой стабилитрон (заодно и плюсовой,… на всякий случай) — и все становится нормально — при входном 14,7 вольт (вторичное 43,3) на стабилитронах по 15,2 вольта (а при входном 12 вольт (вторичное 35,7) — на стабилитронах по 14,8 вольта)


Шум на выходе уменьшился до 5 мВ.
Теперь усилитель работает в директ и может мостится…. для баса как раз.
Улыбнуло: при раскручивании усилителя — под винтами прижимных планок мощных транзисторов стояло по две шайбы и одной гровер.. но под одним винтом стояло три шайбы, а шайбы гровер не было. Вот думаю, нехорошие какие сборщики…
Когда открутил и вынул плату из корпуса — гровер оказался прижатым под одним из выходных транзисторов.
Так что всё нормально, шайба гровер нашлась.
Хорошо, что изолирующая прокладка довольно толстая и не продавилась шайбой гровер на корпус.

GENESIS Profile Four Ultra

Задача: сделать в полный директ.
Усилитель будет работать в двухполоске (точнее: миды и СЧ/ВЧ пассивно), поэтому обратить внимание на мидбасовую область.
Смотрим: БП нестабилизированный, при входном 11,7 — вторичные 23 и 32 вольта, при входном 14,5 — вторичные 28 и 40 вольт.
Постоянка на 1 и 3 каналах по 40-45 мВ, на 2 канале 210 мВ, на 3 канале 130 мВ.
Достаточно большие пульсации с частотой БП на выходах УМ (гейны на максимуме) — 1-1,5 вольта.

Питание предварительных каскадов удивительно, но очень чистое, а вот двухполярное 37 вольт, которое поступает на предвыходные каскады УМ — в отрицательном напряжении откровенная пила в 3 вольта, в положительном чуть меньше — 1 вольт….



Вот так выглядит стоковый вариант входной части платы:


А это силовой части:

Делаем вначале 1 и 2 каналы, чтобы потом можно было сравнить звучание с 3 и 4 каналами:

1. выпаиваем 4 резистора по 100 кОм
2. выпаиваем два резистора 2,55 кОм
3. выпаиваем два конденсатора 150 нФ
4. Перерезаем 2 дорожки с обратной стороны платы, которые ведут к разъему HI Level IN
5. Ставим две перемычки (обозначены голубым цветом)
6. Ставим разделительные конденсаторы на входе Silmic II — 10 мкФ*25в
7. меняем два конденсатора 100 мкФ*16в
8. подрезаем две дорожки, которые идут на 3,4 каналы (отмечены красными кружочками 1 и 2)




9. Меняем микросхему предвара на OPA1654
10. Выпаиваем микросхему TL074, которая стоит на фильтрах


11. Меняем четыре конденсатора в УМ (отмечены красными галками), номинал тот-же 10 мкФ*16в.




Постоянка на выходе 1 и 2 каналов стала 36 мВ и 102 мВ.
Пульсации на выходе УМ 1 и 2 каналов стали в два раза меньше.
Включаем, греем и потом слушаем и сравниваем:
Очень явно глубина сцены стала в два раза глубже, появилась ясность на СЧ и ВЧ.
Пытаемся бороться с «пилой» в питании предвыходных каскадах УМ.
Выпаиваем два конденсатора 100 мкФ*50в.


Измеряем — один практически сдох и в нем осталась только треть емкости, второй наполовину… естественно ESR показывает 1,1 Ом и 0,5 Ом соответственно.
Ставим новые конденсаторы того-же номинала (низкоимедансные, с ESR ниже 0,1 Ом) и смотрим на предмет пилы — теперь «пила» составляет в амплитуде только 0,2-0,3 вольта.
Продолжаем дальше в таком-же духе:
…»сдуваем» лишние микросхемы (отмечены красными кружочками) и перепаиваем входную микросхему в 3 и 4 каналах на OPA1654.



Меняем конденсаторы в выходных каскадах УМ 3 и 4 канала:




Выпаиваем 0,22 мкФ, заменяем конденсаторы в фильтре питания предварительных каскадов на 220,0*16v…..
Желтыми линиями нарисован путь перемычек, которые запаяны с обратной стороны платы…
В результате предварительные каскады на плате после доработки выглядят так:




Перемычки на обратной стороне платы и разрезанные дорожки (1-6) выглядят так:



Постоянка на выходе 3 и 4 каналов стала 35 мВ и 60 мВ.
Шумы на входах УМ уменьшились как минимум в два раза.
Теперь немного о блоке питания.
Сделан он по обычной схеме на SG3525.




В стоке БП работает на частоте 41 кГц (период 24,4 микросекунды).
Меняем резистор на 6 ноге SG3525 номиналом 1,8 кОм на 1,5 кОм…. частота стала 47 кГц.
Идем дальше:
Выпаиваем на входе по питанию БП стоковые конденсаторы и впаиваем 4 штуки электролитов Hitano EXR номиналом 10000,0*16 вольт:





Наводки (пульсации БП) на выходе УМ всех каналов в результате всех вышеуказанных доработок (гейн на максимуме) уменьшились в пять раз.
Пометки для себя:
— еще бы заменить 79М12 и 78М12 на 15 вольтовые (стоят в корпусе D-PAK, но можно припаять и в TO-220).
— для уменьшения пульсаций по 37 вольтам заменить две штуки 10 мкФ*50 вольт (стоят по краям драйверов УМ) на что-то с низким ESR … можно 47 мкФ*50 вольт.
Была возможность заглянуть в усилитель еще раз.
Поменял конденсаторы 10 мкФ*50 вольт на 100,0*50 вольт. Пульсации стали на уровне 10 мВ…. в принципе так мало и не надо, то есть менять его нужно, но достаточно поставить 47,0*50 вольт… но обязательно 105 градусный.




Отзывы положительные — сцена стала глубокой, ясные СЧ/ВЧ… ну и к мидбасу теперь нет никаких замечаний.

Твик усилителей Helix А4, B2, B4

http://halin-odr.blogspot.com/2013/06/carrozzeria-odr-rs-a2x.html

Soundstream Van Gogh VGA 500.4

Задача: доработать усилитель безвозвратно в полный директ, на 1,2 каналах сделать раздельные гейны, на 3,4 каналах сделать просто вход на 4 вольта RMS (уровень будет рулиться с головы). Усилитель планируется работать на миды и два сабика.
Усилитель попал ко мне уже после небольшой доработки в директ, замены буферных ОУ на входе и обхода всех фильтров и гейнов, поэтому чувствительность усилителя из-за этого получилась примерно 11 вольт RMS и, естественно, никакая голова с линейного выхода никак не могла раскачать усилитель даже до половины. Вполне возможно, что усилитель планировался подсоединяться к выходу ресивера по высокоуровневому варианту через развязывающие трансформаторы…
Меняем конденсаторы, выпаиваем лишние ОУ и реле:
Вместо реле впаиваем перемычки.
На входе 1 и 2 каналов установлены ELNA Silmic II RFS 10 мкФ*25 вольт, на входе 3,4 каналов установлены Nichicon MUSE ES 22,0 мкФ *25 вольт.
Отмеченные синим — Panasonic FM
Отмеченные зеленым — Sanyo SE
Отмеченные красным — Panasonic FС
Отмеченные желтым — Nichicon KG
Доработка 3 и 4 каналов.
Входную микросхему ставлю AD823 и чтобы раскачать усилитель по полной ставлю её в усиление на три. При входном напряжении 3,5 вольта RMS усилитель выдает полное напряжение на выходе (до начала клиппа получается 68 вольт в размахе, при питающем 12 вольт и вторичном плюс/минус 35 вольт).
Усиление делаю с помощью резисторов 7,5 кОм и 15 ком, плюс 100 пиков.
В 1 и 2 каналах в повторителе (IC11) ставлю ОУ LME49860.
А вот дальше немного на гейнах я застрял и пришлось перебирать несколько вариантов ОУ.
Остановился на AD823, хотя очень хотелось поставить типа LME49860…..но очень уж получилось сухое звучание усилителя….
По питанию IC23 заблокирована пленкой 0,1 и на плату установил Panasonic FM 150,0*35v, заблокированный 0,1 NPO:
Также поменял потенциометры гейнов 50 кОм на 20 кОм (собственно это одна из небольших проблем в звучании усилителя… еще лучше поставить 10 кОм, но таких у меня не нашлось).
….описать как задействован второй резистор на гейн 2 канала (где резались дорожки, где ставились перемычки ..) тяжеловато, но все делается по месту на плате:
Резисторы R146 и R246 переносим на модуль гейнов.
Вот пожалуй и всё.
На выходах УМ постоянка в пределах 2-10 милливольт, наводки не больше 5 милливольт в размахе.
Ток потребления в холостом режиме — ровно 1 ампер …………
Примечания.
1. Не очень уж удачная конструкция, как для экспериментов, так и для звука модулей гейна, аттенюации и буста. Сигнал многократно гуляет между двумя платками и главной платой…. вначале не обратил внимания, но потом смотрю, что в первом канале (IC23, 6 и 7 нога) к блокировочному конденсатору в обратной связи 100 пиков дополнительно припаян конденсатор 1000 пиков (102)!!!! Явно давили возбуждение и при этом зарезали быстродействие и ВЧ. 🙁
Поэтому даже если и сохранять в усилителе фильтра, я бы сделал новую платку гейнов, выкинув басбуст. 2.На троечку прошел мой тест на проникновение наводок с входа бортового питания во вторичные цепи питания, поэтому пришлось поставить на входе бортового питания супрессор 1,5KE20A:


Не прошло и недели, а усилитель вернули обратно.
Планировалась система: VGA 500.4 на мид и сабы, а Harman Kardon CA260 на твиттера. После прослушки владельцем усилителя было принято решение вообще отказаться от сабиков, а на миды и твитера пустить только VGA 500.4. Поэтому потребовалось переделать 1 и 2 каналы под ВЧ, а 3 и 4 каналы под миды и все каналы должны быть с раздельными гейнами.
Вначале занимаемся вторым модулем гейна, аттенюации и буста (который пойдет на 1 и 2 каналы). Выпаиваем с него все лишние ОУ. Кто-то уже этот модуль распаивал (может его ремонтировали…), поэтому состояние его неважнецкое, но терпимое. В качестве ОУ гейна после небольшого перебора остановилcя на LM6172.
Блокировочные конденсаторы в обратной связи 100 пиков (тип NPO) установил непосредственно на ножках ОУ:
C потенциометрами гейнов поступил так — запараллелил ножки, получив таким образом потенциометр номиналом в 25 кОм.
Вот так все получилось в сборе:
Теперь главная плата….
В качестве буфера повторяю вариант 1 и 2 каналов — устанавливаю ОУ LME49860.
Естественно, на обратной стороне платы возвращаю все в исходное, меняются лишь точки подсоединения для правильного прохождения сигналов:
Вот теперь всё. Надеюсь, что больше усилитель не будет возвращаться. 🙂

BECKER ENERGY 600 LIMITED EDITION.

Собственно это повторение конструкции и превращение этого усилителя в супер лимитед эдишн, которое описано в этих сообщениях:

http://halin-caraudio.blogspot.com/2013/05/6.html
Задача: сделать и установить в усилитель активные двухполосные фильтра 4 порядка с частотой раздела НЧ/ВЧ 2850 Гц (номиналы частотозадающей цепи — 22 нФ и 2,54 кОм) и активный сабовый фильтр (сумматор, ФИНЧ, ФНЧ, плавный регулятор фазы и выходные буфера с переключателем S1, который позволит включать сабовые каналы в мост).
Разбираем усилитель (его номер 0044):
Все точно также как и у усилителя № 0169, только видно что на выходе УМ во всех каналах стоят катушечки индуктивности. Видимо в начале ставили, а потом в сабовом канале ставить не стали.
Блок питания:
Делаю плату активных фильтров:
Вставляю её в усилитель с вместе с новой изготовленной передней панелью:
Родная плата предварительных усилителей и фильтров остается в целости и сохранности, поэтому если вдруг понадобится — можно в течение пяти минут вернуть усилитель в стоковый вариант:
Новую плату фильтров, перед установкой в усилитель, подгоняю/стабилизирую свойства радиодеталей (приработка) до уровня деталей самого усилителя с помощью пирамиды Хеопса. При этом также гармонизируется звук, повышается надежность и в целом происходит тонкая настройка режимов электронной схемы. По времени плату фильтров выдерживал в пирамиде в течение 72 часов (с учетом того, что сам усилитель выпущен в середине девяностых).

Продолжение про доработки других усилителей смотрите в следующих сообщениях блога. 🙂

ostashv-evgeniyy ›
Блог ›
Что мы делаем для улучшения качества звука автомобильных усилителей.

Так как последнее время поток усилителей на доработку только увеличивается, так же увеличивается поток вопросов в личке:) «А что можно сделать с моим усилителем?»
Со всеми усилителями попавшими к нам в лапы:), мы делаем максимально все что считаем возможным:)
Вот, расписал по пунктам, что делаем с каждым аппаратом:
Установка Схемы саморегулирования тока покоя.

Регулировка тока покоя для снижения искажений.

Настройка глубины обратной связи, для снижения искажений.

Регулировка коррекции обратной связи, для расширения диапазона частот вверх.

Переключение входа УМ в инвертирующее включение, для подавления искажений вносимых входным дифф каскадом.

Замена ОУ на THS4052 или OPA1612 (и те и другие в наличии).

Установка шунтов Питания ОУ 0.1 мкф np0.

Замена параметрических стабилизаторов (резистор и стабилитрон) Питания ОУ и входных дифф каскадов УМ на компенсационные интегральные (7815/7915) от On Semiconductor, они имеют лучшие в классе коэффициент подавления пульсаций и шумов.

Замена эл.литических конденсаторов в питании ОУ на полимерные высокой емкости.

Замена межкаскадных (проходных) емкостей на аудиофильские Nichicon KZ, Elna Cerafine.

Увеличение емкости на вторичной стороне БП, для увеличения энергозапаса БП усилителя. Это существенно снижает искажения на пиках сигнала и увеличивает пиковую мощность, которая важна для звука. Улучшая контроль и уменьшая «кашу» на сложных композициях.

Установка шунтов Питания выходного каскада по ВЧ, для снижения помех на слаботочку от работы выходного каскада. Это делает звук мягче, естественней, при этом детализация и прорисовка ВЧ улучшается.

Замена теплопроводящей пасты и при необходимости прокладок, для профилактики.

Ещё один момент, при таком глубоком твике, вы получаете аппарат классом выше! Способный потягаться с топовыми усилками. И в принципе, разница в стоимости и классе исходного аппарата для твика- не так уж и важна.
Т.е. если мы возьмём исходный аппарат за 15 000₽ и за 50 000₽, то после твика разница в звуке будет гораздо меньше, чем была в стоке между ними:)))
Но, в любом случае, доработанный аппарат будет значительно превосходить по звуку стоковый за 50 000₽:)))

Соответсвенно, все подгонки и Настройки делаются под конкретный аппарат, так же количество ОУ и емкостей так же зависит от конструкции конкретного аппарата.
Опять же если аппарату лет 7…10 или ещё больше, то ему просто, необходима замена подвысохших емкостей (как минимум ВСЕХ силовых).

По этому, рабочего времени на каждый аппарат тратится не мало… И основная стоимость это работа.
Цена вопроса:
5 000₽ за моноблок и 2 канальник + комплектующие
7 000₽ за 4 канальник + комплектующие
9 000₽ за 5 (или более) канальник + комплектующие
Гарантия на нашу работу 12 месяцев.

Просторы интернета изобилуют вариантами модернизации усилителей для улучшения их звучания. Как только их не прокачивают!

На форумах по этому поводу разгораются целые баталии, новички одолевают бывалых аудиофилов вопросами, те парируют в ответ. От количества предлагаемых вариантов просто разбегаются глаза. Давайте же разберемся, что действительно может повлиять на качество звука, а что ближе к области фантастики.

Миф 1. Аудиофильские предохранители

Никто не знает, откуда это пошло, но уже давно по интернету ходят слухи что изобрели «волшебную пилюлю». Не хватало высоких, нечеткие средние, а басы так и вовсе не слышны? Вставил фирменные керамические предохранители и вуаля!

Почему в этом нет и не может быть никакого смысла?

Для качественного звучания в первую очередь важен источник питания, сглаживающий фильтр – электролиты, плюс четко стабилизированное питание предварительного каскада и цепей токового зеркала усилителя, а также сама схемотехника. На все эти критерии предохранители с позолоченными контактами и полатуненными корпусами никак не влияют.

Миф 2. Увеличение мощности усилителя заменой выходных транзисторов

Увеличение мощности усилителя всегда начинается с поднятия напряжение питания транзисторов, что влечт за собой увеличение мощности блока питания. сама по себе замена транзисторов на мощность не влияет никак. О том, как правильно увеличить мощность усилителя, мы поговорим ниже.

Также нужно помнить о том, что любой транзистор имеет такой параметр, как коэффициент усиления и после замены транзисторов на «мега»-мощные у предварительного усилителя может просто не хватить амплитуды. Что в целом, как ни странно, приведет к обратному результату – уменьшению мощности.

Миф 3. Замена силовых проводов на более толстые

На заре своего увлечения многие аудиолюбители терпят искушение открыть свой усилитель, выбросить оттуда все жиденькие проводки в цепи питания и заменить их «нормальными», потолще. Ведь явно на заводе сэкономили, сколько мощности пропадает! Еще встречается вариант – заменить провода – выходы на колонки.

Это бессмысленная затея, поскольку сечение провода будет оказывать влияние лишь в том случае, когда проводимый ток будет превышать допустимый ток данного проводника. Соответственно провода в 4 квадрата и выше в усилителе до 300 Вт своей роли не сыграют.

В лучшем случае после такой модернизации усилитель звучит как раньше, а в худшем попадает к нам на ремонт – запутаться в толстом разноцветном пучке не сложно.

Миф 4. Модернизация советского усилителя до уровня японского Hi-Fi

Бывает, в попытке извлечь достойное звучание из старенького советского усилителя, в нем меняют все: транзисторы, конденсаторы, и даже резисторы ставят дорогие, фирменные. Однако раскрыть потенциал все-таки не удается, а причина этому одна – советская схемотехника.

До тех пор, пока одну плату с другой соединяют жгуты проводов, что для отечественных усилителей типичная картина, в усилителе никогда не будет качественного звука. Бесспорно, многие советские усилители звучат неплохо, а некоторые, например Барк, очень достойно. Но если вам хочется услышать из Амфитона или Одиссея Hi-Fi звук, наш вам совет – не тратьте деньги, ищите новый усилитель.

Итак, с самыми распространенными мифами мы разобрались. Теперь давайте перейдем к способам реально улучшить звучание вашего усилителя.

Способ 1. Токи покоя и симметрии

Адекватные параметры тока покоя и симметрии – неотъемлемая составляющая качественного звука. Благодаря правильно выставленному току симметрии каждый транзистор проводит свою полуволну в целости и сохранности, не срезая ее пиков и не «деформируя» осциллограмму.

Адекватные параметры тока покоя отвечают за то, чтобы в момент прохода импульса транзисторы были достаточно открыты. Чрезмерное открытие приводит к перегреву транзистора и никакого улучшения звучания не даст.

Способ 2. Замена фильтров темброблока

С помощью замены фильтров можно успешно подстроить под себя частотные характеристики.

Правда, у этого метода есть ограничение – частота изменится в том пределе, в котором характеристики усилителя мощности позволяют ее разделить. Этот порог зависит от схемотехники и для разных усилителей будет отличаться.

Способ 3. Замена электролитов

У электролитов есть срок службы, по истечении которого они теряют заявленную емкость. Высохшие электролиты всегда приводят к измененным характеристикам блока усилителя. Кроме того есть смысл сменить электролитические конденсаторы малой емкости на пленочные для улучшения качеств звучания.

Пленочный конденсатор, в отличие от электролитического, полноценно пропускает сигнал – переменное напряжение. В то время как электролитический конденсатор, имеющий плюс и минус, идеален для работы с постоянным напряжением. Основные достоинства пленочных конденсаторов: высокие эффективные значения тока – до 1 A/мкФ; способность выдерживать выбросы напряжения, превышающего номинальное значение в два раза, а также выдерживать обратное напряжение и большие пиковые токи. Кроме того, в пленочных конденсаторах нет электролита (кислоты), у них большой ресурс работы.

Способ 4. Комплексное увеличение мощности усилителя

И напоследок рассмотрим комплексное повышение мощности усилителя. Как же правильно это сделать?

Вот краткий поэтапный план:

1 этап – повышение питания выходного каскада усилителя,

2 этап – замена транзисторов,

3 этап – увеличение емкостей электролитов,

4этап – усиление выходного каскада по току.

Следуя этому плану, вы «прокачаете» свой усилитель, улучшив качество звучания и продлив срок его службы.

Подбор транзисторов в усилитель JLH

Выходные транзисторы

  • Старые экземпляры, которые делались по меза-планарной технологии (2N3055), которую вытеснила эпитаксильно-паланарная современная (MJE3055) — очень музыкальные транзисторы.
  • Несмотря на АЧХ, звук 2n3055 звонче и прозрачнее, но у 2sc3281 звук более приглушённый и ламповый, что ли. Видимо, сказывается распределение гармоник
  • Самыми лучшими и стабильными в этом агрегате все-таки оказались MJ15024, MJ15003, 2N2773. Бэтта транзисторов выходного каскада при 4 Ом нагрузке должна быть не менее 120.
  • Супер транзисторы — MJ15026, 15027 за 27 $ один, в Штатах 7 $.

Ну и моторолловский клон 2SC3281 — это MJL3281A, он по линейности Кус вообще рекордсмен. Практически прямая «полка», а спад беты начинается с 5-6 Ампер!!! По звуку лидируют MJL3281A (NPN) MJL1302A (PNP) как самые интегрально-линейные мощные биполярные транзисторы для ЗЧ.

Очень хороший результат дает параллельное включение на выходе 2-х 3-х транзисторов средней мощности 2sc5707, предварительно отобранных по бэтте (она у них очень высокая – до 560). Паяем по 2-3 транзистора на общую медную пластину, а потом ее крепим к радиатору через прокладку, паять лучше легкоплавким припоем пос-61.

Не применяйте MJL21294, эти транзисторы не для этого усилителя. Тем более при 4 Ом нагрузке. Вот в однотактном повторителе Игоря Семынина или усилителях с составными транзисторами на выходе им самое место. В усилителе по схеме JLH чем выше Кус выходных транзисторов и предвыходного — тем лучше. MJL-21194 сейчас лучшие для звука но не для Худа, в JLH можно применить MJ15003, но у них корпус неудобный, как и у 2N3055

Смотрел характеристики аппарата на таком комплекте транзисторов: Выходные высокочастотные 2sc5200 + драйверный каскад на вс550bp, входной транзистор bc109b. Искажения получились 0,02…0,03 % при прекрасном меандре. При тех же условиях низкочастотные моторолы с невысокой бэтой дают искажения 0,08-0,1 % при сильно заваленном фронте меандра.

Схема с ВЧ транзисторами на выходе должна обязательно корректироваться от возбуждения установкой конденсаторов между базой и коллектором драйверного транзистора порядка 10-15 пФ и конденсатором емкостью 22-60 пФ параллельно резистору ООС R5 2,7 кОм. Если конденсатор ООС имеет номинал 470-680 мкФ, то делитель ООС 2,7 кОм/240 Ом лучше уменьшить до 1,2 кОм/120 Ом, что даст меньшие искажения и большую устойчивость.

Современные транзисторы проигрывают винтажным по качеству воспроизведения НЧ. Я считаю, что 2SA1943, 2SC5200 обеспечивают лучшее звучание, чем MJ15003, 15004 или MJ15024, 25.

MJL21194 сочетают в себе плюсы: плоский удобный для монтажа корпус и узкую полосу в 4-6,5 МГц. Правда они имеют два «минуса» — высокую стоимость и маленький коэффициент усиления. Мощные современные транзисторы с ft>30MHz ставить не рекомендуются — будет возбуд. Старые НЧ транзисторы лучше себя ведут, чем новодельные ВЧ. В этом смысле стоит попробовать наши Кт805-Кт819

У транзисторов серий: MJ, MJL, MJW – 21193, 21194, 21195, 21196… применена медная металлизация на поверхности кристалла для формирования вывода базы, что выравнивает температуру поверхности кристалла, улучшает распределение тока по площади кристалла и расширяет ОБР, особенно в области высоких напряжений.

Драйверный транзистор

Перепробовал множество транзисторов в драйвере, лучшие результаты показал 2sc2240, что закономерно т.к. у него 300-700 бэтта, при прекрасной линейности тока коллектора в диапазоне 1,0-50 мА и малая емкость 3 пФ, приклеиваем к нему медную пластинку получаем превосходный драйвер средней мощности = Ибуки

Если у вас выходные транзисторы с большой бэттой, то ток от драйверного транзистора нужен не очень большой 15-25 мА, так что не нужно туда ставить тупой конский транзистор. Из советских неплох кт602Б, но его нужно отбирать с бетой при токе 20-30 мА не менее 200.

Маломощный предвыходной транзистор показывает намного лучшие результаты по качеству меандра и искажениям чем BD139 и такие же «среднемощные» из-за более линейных характеристик при токах 10-30 мА, высокого h21э и малых межэлектродных емкостей. Особенно хорош прирост качества в классической схеме 1969 года.

В драйверный каскад лучше всего: 2sc5706, 2sc5707 с бетой 300-400, хуже 2sc2120 (эти нужно приклеить к радиатору), еще хуже 2sc5171, bd139. Попробуйте 2sc5707 для мощного варианта усилителя по два в параллель (имхо лучшие для этой схемы) только нужен грамотный монтаж, как ВЧ устройств и коррекция. Нужно собрать макет JLH, транзистор Т2 оставить без радиатора, через время замерить ток выходного каскада, а далее транзистор Т2 нагреть паяльником и снова замерить.

В качестве драйверного есть один хитрый супер — транзистор с бетой под 1000 2sd2165.

В схему 1969 года во второй каскад вместо биполярного транзистора можно попробовать поставить мосфет с небольшой входной емкостью (например — irf510). Сейчас напряжение на коллекторе первого транзистора меньше 2 В, а с мосфетом будет более 5 В, что уменьшит искажения. Плюс — усиление первого транзистора возрастет из-за большего входного сопротивления мосфета, только не забудьте в затвор полевика поставить резистор номиналом около 150 Ом

Входной транзистор

Входной транзистор должен быть с малым обратным током коллектора, высокой бэттой и малым коэффициентом шума, что позволяет ему работать при мизерном токе коллектора 100-300 мкА. В первом каскаде хорошо показали себя маломощные транзисторы с емкостью коллектора менее 30 пФ и бэттой более 250. Первый транзистор имеет маленький ток покоя 0.3 мA, тут должен быть транзистор с бетой 500–700 типов bc560c, 2sa970.

Переворот схемы на P-N-P

Несколько раз и у нас на форумах и на зарубежных ресурсах я встречал утверждение, что усилитель по схеме JLH на выходных транзисторах структуры P-N-P звучит намного лучше, чем на n-p-n. Также некоторые местные гуру были замечены в мимолетном восхвалении p-n-p транзисторов на выходе и не только. Не так давно на форумах я начал задавать вопросы на этот счет и дошел до грандов типа А. Никитина, Линкса и Алекса. Но внятных ответов не получил, типа «сам догадывайся» или «это всем и так известно», в таком духе. Иностранные товарищи оказались проще, но они не заморачивались обоснованием факта — просто взяли и перевернули, а оно оказалось лучше и все!

Многие иностранцы на форумах сообщают, что с PNP транзисторами на выходе звук намного лучше. Вполне можно попробовать поставить на выход любимые почти всеми MJ15003 проводимости NPN и сравнить их с 15024. Потом перевернуть питание и поставить на выход — PNP MJ21193, а на вход МАТ-12 от сборки AD, по половинке на каждый канал. Или провести натурные испытания двух вариантов JLH на полностью комплементарных выходных транзисторах типа MJL3281A (NPN) MJL1302A (PNP). Такого эксперимента я в сети не встречал, хотя сделать его не сложно и не дорого.

Транзисторы СССР

У меня схема работает на 8 Ом пр и напряжении питания 29 В под нагрузкой, в БП стоит C-L-C-R-C фильтр. Входной транзистор СССР 1975 года — МП 42 А (бету отбирал по максимуму), в драйверном каскаде — КТ 815В с бетой 120, выходные — 2Т908 с бетой 90 при токе коллектора 1 А. Пробовал КТ819 и КТ908, звук на КТ908 гораздо более прозрачный и ясный, нежели с 819, однако он имеет неудобный корпус и небольшую мощность. А восхваляемые КТ819 в моем усилителе звучали отвратно по сравнению с кт908а. И чем выше бэта и чем одинаковее для двух транзисторов, тем меньше искажения (нижний может иметь чуть большую бэта). Все электролитические конденсаторы (и в БП тоже) шунтированы плёнкой. Путем экспериментов выяснил, что в драйверном каскаде лучше, чем КТ815 звучат кт801 и особенно кт602. Звучание советских транзисторов с импортными не сравнивал т.к. у меня гора совка в наличие и результатом я доволен. Меня устраивает его звук, перепаивать усилитель на другой комплектации — это нужно подумать. Пока просто хочу к советским транзисторам поставить лучше пассивные компоненты и собрать его — по человечески, а то он сейчас «мохнатка».

У меня усилитель JLH-1969, нагрузка 8 Ом питание 25.5 В ток покоя 1-1.1 А, питание однополярное со средней точкой, 2 диода шоттки 17000 мкФ. Сначала был комплект советских транзисторов — на входе КТ3107, в драйверном каскаде КТ801, на выходе КТ805 и за ними КТ908. Крутил и так, и так, потом последовательно менял в каждом каскаде совок на импорт с подстройкой режимов. Промежуточные итоги описывать не хочу, а результат получился таким: На выходе SANKEN 2SC4064, драйверный каскад 2SC2236, входной транзистор 2sa1266. То есть от приборов СССР в моем случае ничего не осталось… Считаю, что если делать этот аппарат, то только на импорте и транзисторах с бэтой более 200 в предвыходном и более 120 в выходном каскаде.

P.S. Те, кто собрал JLH в оригинальной схеме, не нуждаются в каких-либо переделках, а иногда даже и в желании приобретать/делать какой-либо другой усилитель. Таким являюсь и я. Собрал 2005-ую версию, на выходе в порядке 30 Ватт. Звук — что надо, большего даже не желаю. Сейчас вот подключил оба канала, звучание меня просто убило, такой детальности я ещё не слышал… Звучит – чисто, мощно и супер прозрачно, не знаю, как ещё объяснить. Terra

Ссылки по теме

  • Усилитель JLH часть 1 — история разработки
  • Усилитель JLH часть 2 — оригинальная версия JLH-1969
  • Усилитель JLH часть 3 — версия автора JLH-1996
  • Усилитель JLH часть 4 — апгрейд JLH-1969 и JLH-1996
  • Усилитель JLH часть 5 — модель 2003 года JLH2003
  • Усилитель JLH часть 6 — правильный источник питания
  • Усилитель JLH часть 7 — тестирование JLH1969 на звук
  • Усилитель JLH часть 8 — тест на звук JLH1996 отзывы
  • Усилитель JLH часть 9 — качество звучания JLH
  • Усилитель JLH часть 12 — подбор транзисторов 1
  • Усилитель JLH часть 13 — подбор транзисторов 2
  • Усилитель JLH часть 14 — подбор транзисторов 3
  • Усилитель JLH часть 15 — подбор пассивных элементов
  • Усилитель JLH часть 16 — электрический монтаж
  • Усилитель JLH часть 17 — механический монтаж
  • Усилитель JLH часть 18 — авторская сборка
  • Заказ усилителя JLH от Николая — часть 1
  • Заказ усилителя Худа — Часть 1
  • Заказ усилителя Худа — Часть 2
  • Заказ усилителя Худа — Часть 3
  • Заказ усилителя Худа — Часть 4

Радиосхемы
Схемы электрические принципиальные

Схемы усилителей на транзисторах

В этом разделе Вы найдете разнообразные схемы транзисторных усилителей НЧ- от самых простых до сложных HiFi класса.

Если Вас интересует схемотехника построения транзисторных усилителей мощности, то тогда Вам вот сюда

Если у Вас вдруг возникли вопросы по сборке, регулировке или ремонту транзисторных усилителей- то заходите к нам на ФОРУМ, подумаем вместе

Итак, материалы в данной категории

Улучшение параметров усилителя Радиотехника У-101
Усилитель класса B
Низковольтный усилитель на транзисторах
термостабильный УНЧ класса B на микросхеме и транзисторах
симметричный усилитель на транзисторах с выходной мощностью 55 W
усилитель мощности 25 Ватт на транзисторах
Усилитель с электронной защитой от КЗ на выходе
Высоколинейный термостабильный УНЧ мощностью 100 Ватт
Усилитель с выходным каскадом на полевых транзисторах
простейший усилитель на трех транзисторах КТ315
Высококачественный 100 Ваттный усилитель мощности на 11 транзисторах
Самодельный усилитель на германиевых транзисторах
Трехполосный усилитель на транзисторах и ОУ (14 Вт)
Транзисторный усилитель мощности 36 Вт на 8 Ом
Высококачественный транзисторный усилитель НЧ класса В (30 Ватт)
Термостабильный усилитель с малыми динамическими искажениями (26 Ватт)
Транзисторный УНЧ с малыми динамическими искажениями (20 Ватт)
Транзисторный усилитель с синфазным стабилизатором режима (12 Ватт)
Простой усилитель на девяти транзисторах ( мощность 20 Вт)
Транзисторный усилитель с согласующим трансформатором (20Вт)
Усилитель для электрофона 6 Ватт
Мощный транзисторный усилитель с индуктивной фазовой коррекцией (70 Вт)
Высоколинейный УМЗЧ с внутренним истоковым повторителем (80 Вт)

УМЗЧ Penultimate Zen Нельсона Пэсса (25 Вт)
Мощные транзисторные усилители (300 и 550 Ватт)
Усилитель 32 Вт, 8 Ом с повышенным КПД
Транзисторный усилитель 50 Ватт
Усилитель с плавной амплитудной характеристикой на БСИТ транзисторах (60 Ватт)
Транзисторный усилитель Мэтта Такера (20 Вт)
Схема транзисторного усилителя Дугласа Селфа (50-200 Вт)
Симметричный Hi-Fi усилитель Димитра Костова и Йона Имануела (55 Вт)
High-End транзисторный усилитель Джованни Сточино (100 Вт)
Мостовой транзисторный усилитель 180 Вт
Схема усилителя А-9510 Onkyo (100 Вт)
Усилитель на полевых транзисторах Эндре Пирета
Усилитель 350 Ватт на полевых транзисторах HEXFET
Усилитель 300 Ватт Иштвана Урбана на четырех парах HEXFET
Усилитель 70 Ватт на транзисторах IGBT
Мостовой эстрадный усилитель 240 Ватт
Усилитель для электрогитары на транзисторах КТ818, КТ819 (35Вт)
Два усилителя (12 и 25 вт) на транзисторах КП801
Высококачественный усилитель 75 Вт с применением операционного усилителя
Усилитель QUAD 405 схема и описание
Схема транзисторного УНЧ для сабвуфера 300Вт
Усилитель мощности 60Вт на МОП транзисторах
Усилитель 100 Ватт для электрогитары
Сверхлинейный усилитель 80 Ватт, класса High-End
Усилитель 100 Ватт на полевых транзисторах
Транзисторный усилитель 100 Ватт с изолированным питанием выходного каскада
Усилитель 160 Ватт на МДП-транзисторах
Транзисторный усилитель 80 Ватт без общей ООС
Усилитель 100 Вт на транзисторах КТ819, КТ818 с многопетлевой ООС
Транзисторный усилитель 70Вт на основе Квод — 405
Высококачественный транзисторный УНЧ 60 Вт
УНЧ 25Вт с параллельным включением выходных транзисторов
Транзисторный УМЗЧ 25 Вт без общей ООС
Термостабильный УНЧ 30 Вт\ 8 Ом
УНЧ 25Вт с малыми нелинейными искажениями (ОУ и транзисторы)
Простой транзисторный усилитель 25 Вт с темброблоком
Усилитель на германиевых транзисторах без динамических искажений
Простые транзисторные усилители
Простой УНЧ HIFI класса
Усилитель на составных транзисторах
«Несжигаемый» УНЧ для автомагнитолы
Усилитель с питанием 3 Вольта
Усилитель 60 Вт класса HIFI
Эстрадный усилитель 2Х400 Ватт
Особенности УНЧ с высоким выходным сопротивлением (теория)
УМЗЧ с симметричным входом без общей ООС
Мощные усилители с режимом А+
Низковольтный УНЧ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх