Электрификация

Справочник домашнего мастера

Усилитель для домашнего кинотеатра

Как подключить домашний кинотеатр к компьютеру

С помощью компьютера пользователи смотрят фильмы, слушают музыку, проходят очередной уровень в игре. При этом особое внимание уделяется качеству звука. Зная, как подключить домашний кинотеатр к компьютеру, можно добиться высокой реалистичности воспроизведения.

Для чего это вообще нужно

Домашние кинотеатры позволяют ощутить эффект присутствия

Основные функции такой технической системы из компьютера и домашнего кинотеатра заключаются в следующем:

  • возможность смотреть фильмы и программы непосредственно в режиме онлайн;
  • усиление эффекта погружения в виртуальную реальность во время игр;
  • подключение караоке.

Варианты подключения

Вариант коммутации компьютера с домашним кинотеатром зависит от модели акустики и возможностей самого вычислительного агрегата.

Через локальную сеть

Если вы общаетесь с компьютером на ты, то подключение через локальную сеть не составит труда

Включение в локальную домашнюю сеть акустической системы 5.1 позволяет использовать компьютер по своему назначению (например, для работы), а медиацентр — для просмотра фильмов, собранных в папке с общим доступом на ПК. В этом случае смотреть кино и слушать музыку можно будет с любого другого устройства: ноутбука, смартфона и т.д.

Последовательность действий проста:

  1. Настроить адаптер кинотеатра на приём сигналов Wi-Fi от домашнего роутера.
  2. Ввести пароль (при его наличии).
  3. Провести тестовый запуск любого ролика.

Достоинства этого способа подключения в следующем:

  • использование техники по её назначению;
  • просмотр фильмов, скачанных из интернета в домашнюю фильмотеку на компьютере;
  • использование уникальных функций кинотеатра типа караоке.

Подключение монитора к домашнему кинотеатру

Задняя панель домашнего кинотеатра выглядит так

Для подключения к акустической системе 5.1. компьютерного монитора потребуется приобрести, в зависимости от модели монитора, либо кабель с разъёмами типа «тюльпан» на одном конце и VGA — на другом, либо HDMI-кабель.

В качестве монитора для демонстрации видео- и аудиофайлов можно использовать телевизор:

  1. К телевизору подключают акустическую систему кинотеатра традиционным образом.
  2. Производят подключение телевизора к компьютеру посредством HDMI-кабеля, доступного в любом магазине цифровой техники. Причём существует возможность приобретения кабеля заданной длины.
  3. Тестируют звучание.

Оправдан этот вариант подключения только в том случае, если владелец кинотеатра является страстным поклонником фильмов с большим количеством динамичных сцен. Современные дисплеи мониторов и телевизоров отличаются коротким временем отклика — это промежуток времени, за который происходит смена картинки на экране.

Разъёмы колонок домашнего кинотеатра отличаются от стандартных разъёмов, предусмотренных конструкцией компьютерных звуковых карт. Поэтому для усиления звука потребуется посредник — обычный DVD-плеер и кабель, на одном конце которого предусмотрены разъёмы типа «тюльпан», а на другом — миниджек. Последовательность действий при таком варианте подключения следующая:

  1. Миниджек подключают к стандартному входу компьютерной аудиокарты для колонок — он стандартно помечен зелёным оттенком цвета либо снабжён надписью out.
  2. «Тюльпаны» красного и белого цвета подключают к DVD-плееру к входам с пометкой in — их цвета соответствуют цветам разъёмов.
  3. Присоединяют акустическую систему к DVD-плееру набором аналоговых кабелей, идущих в комплекте с домашним кинотеатром — каждый вход и разъём снабжены идентичными цветовыми обозначениями.
  4. Во вкладке настроек звуковой карты компьютера «Звуковые входы/выходы» выбирают вариант с шестью динамиками.
  5. На DVD-плеере выбирают нужный канал звукового входа и проводят проверку звука.

Преимущества этого варианта коммутации в следующем:

  • лёгкость подключения;
  • отсутствие дополнительных расходов на покупку комплектующих.

Иные варианты

Приобретя в магазинах электроники специальный переходник, снабжённый миниджеком с одной стороны и гнёздами для колонок домашнего кинотеатра с другой, можно подключить акустическую систему 5.1 к домашнему компьютеру напрямую. Такой вариант возможен только в том случае, если на ПК стоит более продвинутая звуковая карта, способная к такой нагрузке.

Особенности подключения в зависимости от марки домашнего кинотеатра

Нюансы подключения связаны с комплектацией выбранной марки домашнего кинотеатра. Так, для передачи видеосигнала с ресивера на монитор или телевизор возможно оснащение коммутируемых устройств различными типами разъёмов:

  • HDMI;
  • COMPONENT VIDEO — три коннектора красного, синего и зеленого цвета;
  • SCART;
  • S-Video;
  • Video — коннектор с разъёмом «тюльпан» жёлтого цвета.

Для передачи многоканального звука также могут быть реализованы различные технологии и подходы:

  • оптоволоконный кабель;
  • коаксиальный кабель;
  • коннекторы с разъёмами типа «тюльпан» красного и белого цвета;
  • кабель с разъёмами на одном конце типа «тюльпан», а с другой — миниджек.

Сам алгоритм подключения при этом остаётся неизменен: соединение аудио- и видео- входов/выходов, расстановка и подключение колонок в соответствии с инструкцией производителя, проведение тестового запуска.

Что делать, если не получается подсоединить

Несмотря на кажущуюся простоту операции по подключению домашнего кинотеатра к компьютеру, могут возникать накладки, проявляющиеся в виде отсутствия картинки, некачественном звуке либо его полном отсутствии и т.д. Причин возникновения, как и вариантов их исправления, несколько:

  1. Несоответствие использованных кабелей и работающих адекватно разъёмов. В этом случае следует проверить работоспособность системы, воспользовавшись самым простым и «древним» вариантом подключения — через DVD-плеер в качестве усилителя.
  2. В настройках звуковой карты не указан тип акустической системы. Следует выбрать вариант с шестью динамиками, что позволит системе транслировать и дорабатывать качество звучания, придавая ему соответствующий объём, глубину и другие параметры.
  3. При подключении к телевизору в качестве монитора звук идёт от его встроенных колонок без участия акустической системы 5.1. Несоответствие моделей разных производителей — причина этого явления. Решить этот вопрос можно таким образом: телевизор и домашний кинотеатр соединить оптическим кабелем, а для повышения качества изображения телевизор соединить с ноутбуком или ПК посредством HDMI-кабеля.

Видео: Как подключить домашний кинотеатр к компьютеру

При любом варианте подключения домашнего кинотеатра к компьютеру потребуется доработать качество звучания при помощи эквалайзера. Однако не следует забывать, что у обладателя мощной акустической системы есть соседи, которым может не понравиться излишне громкое сопровождение игровых моментов, музыкальных хитов или новинок кинопроката.

Особенности подключения домашнего кинотеатра к компьютеру

Компьютер так плотно вошел в нашу повседневную жизнь, что заменил множество другой техники. Однако узкоспециализированные устройства обладают большими преимуществами, и по-прежнему остаются востребованными. Например, домашний кинотеатр идеально подходит для просмотра фильмов. В то же время, возможности обоих видов техники можно расширить за счет коммутации. Для этого нужно лишь знать, как подключить домашний кинотеатр к компьютеру, и сделать это правильно.

Для начала рассмотрим, каким же образом может вообще работать этот симбиоз техники, какие варианты использования могут быть, и как физически реализовать каждую из схем. Все зависит от модели видеосистемы и от возможностей компьютера. И если второй можно обновить, установить новые комплектующие и значительно повысить его функциональность, то с видеосистемой все немного сложнее.

Основные варианты совместной работы двух этих устройств:

  • DVD работает как усилитель звука, а комплект акустики создает объемный звук;
  • плеер подключается к монитору компьютера;
  • подключение к локальной домашней сети.

Каждый из вариантов хорош по-своему. Наиболее интересным будет третий способ: первые два подойдут в основном для старых моделей, которые в принципе не поддерживают другую технологию.

Домашний кинотеатр как усилитель звука

Компьютер является основным, на нем вы смотрите кино, а комплект колонок является лишь усилителем для более качественного звука. Такая схема наиболее актуальна для старых моделей домашних кинотеатров, которые менее функциональны. Для подключения нужно использовать кабель с двумя тюльпанами на одном конце и разъемом мини-джек на другом.

Как правило, такие провода лежат в комплекте с домашним кинотеатром.

Пошаговая инструкция:

  1. К DVD плееру подключаем тюльпаны в гнездо “Вход” (IN).
  2. На компьютере в свободное гнездо звуковой карты вставляем мини-джек.
  3. Проводим некоторые манипуляции с настройкой: необходимо определить появившийся кабель как выход на 6 колонок.

Звук будет автоматически распределяться на нужный динамик, создавая объемное звучание в комнате.

Несмотря на простоту, первый тип подключения имеет свои преимущества. Собственно, легкость подключения — это и есть основное из них. К тому же, не потребуется никаких дополнительных элементов. Таким образом можно смотреть кино онлайн или играть в компьютерные игры и наслаждаться хорошим звуком. Минусов, как таковых, нет, но можно отметить, что при подобном подключении функционально ничего не меняется: домашний кинотеатр лишь позволяет улучшить качество звучания.

Специально покупать новую систему для такого подключения к ПК бессмысленно, только если у вас уже есть давно простаивающий плеер. В противном случае выгоднее вложить деньги в модернизацию компьютера: для подключения хорошей акустики стоит докупить мощную звуковую карту.

Подключение через локальную сеть

Современные модели домашних кинотеатров очень часто имеют возможность подключения к домашней локальной сети. В данном случае есть отличный вариант для их совместной работы: медиацентр будет работать по своему прямому назначению — для просмотра фильмов. На компьютере можно открыть общий доступ к папке с фильмами, сериалами и музыкой и воспроизводить их через домашний кинотеатр.

Соединение может быть как проводным, так и беспроводным, функциональность от этого не меняется.

Удобнее, конечно, использовать сеть Wi-Fi. Настройки подключения будут зависеть от настроек вашего роутера. Достаточно выставить правильные параметры, ввести пароль при необходимости и наслаждаться любимыми фильмами. При желании можно сделать домашний мини-сервер, на котором будет храниться в общем доступе весь мультимедийный контент. Его можно будет смотреть и слушать с домашнего кинотеатра, со всех домашних компьютеров, мобильных устройств.

У такого варианта подключения много преимуществ:

  1. Домашний кинотеатр используется по своему назначению.
  2. Можно смотреть фильмы, скачанные из интернета на компьютер и хранящиеся в домашней фильмотеке.
  3. Можно использовать уникальные функции кинотеатра, например, караоке, подключив микрофон.

Из минусов разве что можно выделить невозможность смотреть видео непосредственно на компьютере, используя возможности домашнего кинотеатра.

Монитор к домашнему кинотеатру

Следующий способ подключения поможет тем, кто любит смотреть кино при помощи кинотеатра, находясь при этом за компьютером. Или, к примеру, если телевизор сломался. Для такого подключения есть 2 варианта:

  • использовать кабель с тюльпанами на одном конце и VGA разъемом на другом;
  • подключиться к HDMI разъему.

Первый способ нужен для старых мониторов, а второй относится к более новым моделям. Между режимами можно легко переключаться, выбирая источником изображения либо ПК либо домашний кинотеатра.

При подобном подключении нет особых преимуществ и расширенной функциональности, он подходит скорее для крайних случаев.

В некоторых случаях такой способ подключения будет оправдан. Компьютерные мониторы, как правило, имеют значительно меньшее время отклика, то есть время, за которое меняется картинка на экране. Это необходимо для работы с играми, которые имеют повышенные требования как к компьютеру, так и к монитору. При просмотре фильмов, используя монитор, сразу заметно более высокое качество динамичных сцен, чем при просмотре на телевизоре. Однако, последние модели телевизоров практически не уступают мониторам компьютеров по этому параметру (подробнее об этом можно узнать из статьи о выборе телевизора для PlayStation).

Комбинируем все варианты

Многие домашние кинотеатры позволяют подключить компьютер не одним, а иногда сразу всеми способами. Это позволяет не задумываться о выборе варианта подключения: смело используйте все возможные. Нюанс: смысл подключения будет, только если ПК и телевизор стоят в одной комнате и желательно рядом, тогда расположение колонок будет правильным. Впрочем, если ваша видеосистема позволяет подключиться к локальной сети, то необходимости подключать его в качестве усилителя просто не будет.

Шестиканальный усилитель звука

Идея создания шести канальной акустической системы существовала давно. Задавшись целью, я детально изучил характеристики звуковой карты и узнал, что она поддерживает целых 7каналов звучания. Так как неплохо разбираюсь в электрических схемах, я решил создать акустику 5.1 для компьютера. Для этого был задействован старенький китайский домашний кинотеатр, который был подключен к компьютеру в двухканальном режиме РС.


Чтобы сделать качественный звук мне понадобились: из инструментов отвертка, кусачки и паяльник, а из материала провод, акустический кабель с RCA-разъемами, и двухканальные переходники.

Очень важно! Обязательно выключайте любую электротехнику от сети перед тем, как будете ее разбирать, дабы не получить поражения электрическим током.

Отключив провода, я приступил к снятию верхней крышки, чтобы посмотреть на усилители звука. Нужно было взглянуть, можно ли вообще воплотить задуманное в жизнь. И вот что открылось моим глазам:

Буду выражаться как можно более простым языком для тех, кто в этом ничего не понимает, но мысль его заинтересовала. На фото 4 показано все устройство домашнего кинотеатра. Большая часть его составляющих мне не требовалось. Интересующей деталью является плата в верхней левой части фото 4. Это и есть блок усилителей, отвечающих за объемное звучание 5.1. Мне нужно было подвести шесть линейных сигналов звуковой карты к данному блоку. Благо на плате есть разъем с надписями всех каналов, к котором подходят сигналы с проигрывателя.

С этим разобрался, но теперь возник другой вопрос. Как сделать так, чтобы аккуратно подключать шесть RCA-кабелей с компьютера. И тут мне помогут линейные входы кинотеатра, которых как раз было много.

Из всех разъемов я выбрал наиболее подходящие, предварительно нацарапав возле них номер будущего входа. Затем они были вообще отсоединены от платы, чтобы не было замыкания в дальнейшем:

Теперь предстоял самый ответственный момент: припаять провод к каждому разъему и соединить с блоком усилителей.

Припаянные провода я соединил в разъеме, идущем от усилителей согласно цветности канала, питание для усилителей тоже пришлось подводить зеленым проводом
Вот такой оказалась вся работа. На фото 12 видно, что к проигрывателю подходят RCA-кабеля, которые белым проводом соединяются с разъемом, идущим от усилителей:
В компьютере были задействованы все три выхода звуковой карты, передающие по два звуковых канала: два фронтальных, два тыловых, центр и сабвуфер. Разделить выход на два канала помогла вот такая штучка:
С задней стороны компьютера все выглядит вот так:
Работой остался более чем довольным. Качество звука не сравнится с прежним.

Домашний кинотеатр своими руками

В феврале 1922 года Владимир Ильич Ленин в беседе с тогдашним наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским сказал: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Во всяком случае, именно так впоследствии утверждал Луначарский в своих воспоминаниях, а не верить Луначарскому у нас никакого резона нет.

Заметьте, на дворе 1922 год, в СССР в то время демонстрировались исключительно немые фильмы – первый фильм с озвучкой вышел только в 1931 году. Тем не менее, этот фактор мощного воздействия на население отмечался людьми, от действий которых судьбы этого самого населения и зависели.

Изначально кино демонстрировалось в специально отведенных для этого местах массового скопления народа, называемых кинотеатрами.

Поход в кино – это было целое событие. Но… потом пришло телевидение. Это было чертовски удобно, когда ты, не сползая со своего любимого дивана, мог посмотреть фильм – какой смысл идти в кинотеатр? И последние начали немножко пустеть, что категорически не устраивало кинопрокатчиков, которые, как и все хотели, кушать, а кушать они могли только тогда, когда люди ходили в кинотеатры и платили деньги за билеты.

Посему, прокатчики совместно с кинокомпаниями начали модернизировать аппаратуру кинотеатров – экраны становились больше, картинка качественнее, звук мощнее и реалистичнее. За счет все более изощренных технических ухищрений аудиторию начали загонять обратно в кинотеатры и аудитория вроде бы даже согласилась на это.

Но очевидно, что всегда остаются люди, которые фанатично преданы своему дивану и никуда они идти не хотят. Чтобы не оставлять без внимания эту часть аудитории (и что самое главное – их кошельки), решено было попробовать доставлять им развлекательный контент на дом, аккурат к дивану.

Для этого было придумано новое направление домашних развлечений – домашний кинотеатр.

Первый шаг – появление видеомагнитофонов формата VHS. Для тех, кто в силу возраста не застал это чудо инженерной мысли сообщаю: изображение записывалось на магнитную ленту и потом воспроизводилось специальным черным ящиком, подключенным к телевизору. Качество – кошмарное, вдвое хуже телевизионного. Потом, правда, к VHS добавили Super, получилось SVHS, качество стало более-менее сносным.

В конце 1970-х годов появились диски LaserDisc, которые получили некоторую популярность в США и Японии, но до нас не добрались.

В конце 1980-х появились аудио компакт-диски (CD/DA), на которые велась запись звука уже в цифровом формате. На их основе в начале 1990-х появились VideoCD, куда записывались фильмы в формате MPEG1 со стерео звуком и даже интерактивным меню для удобства использования.

Но это все было не то. Качество картинки все равно хромало, о многоканальном звуке вообще можно было только мечтать. В кинотеатрах, кстати, к тому времени многоканальный звук уже вовсю звучал. Первый фильм со звуком в формате Dolby Digital бы продемонстрирован в 1992 году, это был фильм «Бэтмен возвращается».

И вот, наконец, в 1995 свершилось, то, о чем так давно говорили большевики – революция! Ни больше, не меньше. В массовую продажу поступили диски DVD5 и проигрыватели этого формата. На такие диски влезало примерно в 10 раз больше информации, чем на стандартный CD, а это сразу позволило в разы повысить качество изображения и звука, а самое главное – писать на диск звук в новом многоканальном формате Dolby Surround, разработанный инженерным гением Рея Долби сотоварищи. 5 полноценных каналов, плюс один низкочастотный канал – система 5.1, дошедшая до нашего времени практически без изменений и доработок.

Итак, что же предложили диванному зрителю товарищи из Лаборатории Долби?

Давайте посмотрим на первую картинку в этой статье:

Это классическая схема расстановки акустических систем домашнего кинотеатра формата Dolby Surround.

Цифрами на картинке обозначено:

  1. Любимый всеми диванный зритель;
  2. Фронтальные акустические системы – левая и правая;
  3. Центральный канал;
  4. Сабвуфер;
  5. Тыловые акустические системы, так же левая и правая.

Что характерно, система получилась масштабируемой – она может использоваться в любых помещениях: и в квартире, и в кинотеатре – добавляете в каждый канал соответствующее количество динамиков, чтобы суммарная выходная мощность соответствовала озвучиваемой площади, – и готово.

Таким образом, звуковая дорожка при съемке фильма кодируется специальным образом и записывается в цифровом виде на DVD диск. При воспроизведении фильма дорожка считывается с диска, и цифровой поток подается на декодер сигнала, который занимается раскодированием сигнала и подает его на 6 отдельных аналоговых выходов, чтобы дальше его можно было усилить и наконец выдать на акустические системы.

Можно ли сделать домашний кинотеатр самому? Да запросто! В этом нет ничего сложного, и сейчас вы в этом убедитесь.

В простейшем случае нам понадобится DVD проигрыватель, шесть оконечных усилителей и шесть акустических систем, одна из которых – низкочастотная.

Подключаем все это проводами вместе и наслаждаемся процессом просмотра кино с мощными звуковыми эффектами. Правда, есть некоторый нюанс – чтобы отладить такую конфигурацию, вам придется потратить уйму времени и сил. Громкость каждого канала нужно настраивать отдельно, так же как и тембр. Увеличить/уменьшить громкость всей системы одновременно не получится. Настройка сабвуферного канала – это вообще отдельная тема. В общем, в нашем простейшем случае вы будете носиться электровеником между разными усилителями и настраивать их параметры так, чтобы они хоть как-то соответствовали просматриваемому фильму и при этом соседи не стучали по батарее.

Ну ладно, кино посмотрели, нам захотелось послушать музыку. Причем, не обязательно с CD диска. С компьютера, с приставки, радио, в конце концов! Ага, значит надо отключать наши усилители от DVD плеера и втыкать их в соответствующий источник звука.

В общем, этот вариант прекрасен с точки зрения поддержания оптимальной физической формы, но совершенно не выдерживает критики с точки зрения удобства использования.

Поэтому люди придумали специальную штуку, которая занимается тем, что собирает звук от источников, обрабатывает его по желанию пользователя и отдает на усилители мощности.

Называют такие штуки по-разному, чаще всего – ресивер, иногда саунд-процессор, иногда контроллер домашнего кинотеатра.

Давайте посмотрим на следующую картинку и поговорим подробно о том, чем занимается эта любопытная штуковина.

Итак, слева у нас расположены источники звука, которые могут быть как многоканальными (например проигрыватель DVD), так и двухканальными (стерео проигрыватель). Может быть даже один канал с какого-нибудь древнего радиоприемника.

Все они подключаются к селектору входов ресивера, чтобы не переключать каждый раз провода вручную. С помощью селектора входов мы можем выбирать тот источник звука, который мы хотим воспроизводить в данный момент. Причем, делать это можно с помощью пульта ДУ. Да-да, не вставая с дивана – тык-тык кнопочку.

Сигнал от выбранного источника поступает на Предварительный усилитель, который нормирует сигнал по уровню, необходимому для работы последующих блоков ресивера.

Ну а Блок индикации, очевидно, занимается у нас индикацией выбранного источника сигнала.

Далее сигнал приходит на блок обработки, где происходит основная трансформация сигнала согласно хотелкам зрителя. Здесь и регулировка уровня каждого канала, и регулировка уровня всех каналов сразу, и регулировка тембров, разного рода эффекты – объем, эхо, стерео-квадро, моно-псевдостерео и так далее. Тут все зависит от фантазии разработчика ресивера и его ценовой категории. Разумеется, все эти манипуляции со звуком производятся с пульта ДУ, а Блок индикации покорно отображает все эти издевательства на своем экранчике.

Одновременно с этим сигнал сабвуферного канала поступает на ФНЧ или блок обработки сабвуферного канала, который фильтрует лишние частоты и выдает в сабвуфер только тот частотный диапазон, который для него предназначен.

С блока регулировок сигнал проходит еще один предварительный усилитель, чтобы нормировать сигнал для последующего усилителя мощности (УМ), усиливается по мощности оконечным усилителем НЧ и, наконец, попадает в акустические системы.

Таким образом, если идти по пути создания своего домашнего кинотеатра, то очевидно, что нужно идти по этому пути. Ну, если хочется получить что-то путное, разумеется.

Но и тут есть развилка. Дело в том, что можно все вышеуказанные блоки собрать по отдельности, после чего соединить их в одном корпусе. Несомненно, это творческая работа, в процессе которой можно приобрести кучу полезных навыков и получить еще большую кучу полезных знаний. Но если у вас не очень много времени, а сделать своими руками все же что-то хочется, при этом это «что-то» не хочется затягивать года на полтора, можно воспользоваться специализированным решением, которое мы сейчас и рассмотрим.

Набор «Контроллер домашнего кинотеатра» NM0105 предназначен для сборки эдакого мини-ресивера, универсального решения, которое содержит в себе все необходимые компоненты для создания своего домашнего кинотеатра.

Давайте посмотрим на уже знакомую картинку:

Что-то изменилось, мне кажется… Да, вот именно так будет выглядеть блочный состав вашего ДК, если при его построении применить данный набор. Все блоки ресивера, которые мы рассматривали выше, уже включены в состав контроллера и вам нужно сделать только две вещи: подключить источники сигналов ко входам Контроллера и подключить усилители мощности к его выходам. Собственно и все – домашний кинотеатр готов.

Сам контроллер состоит из двух блоков, реализованных на двух отдельных платах для экономии места и логического распределения функций: блока управления и блока обработки сигнала.

Управлять контроллером можно как с помощью энкодера, расположенного на плате блока управления, так и удаленно, с помощью вот такого симпатичного пульта ДУ.

Блок обработки сигнала построен на двух специализированных микросхемах: PT2323 и PT2322.

Первая микросхема является селектором входов, у нее на борту четыре стерео входа и один шестиканальный вход специально для подключения DVD проигрывателя. У микросхемы есть режим эмуляции 6-канального звука, когда она раскладывает входящий стерео сигнал на шесть выходных каналов.

У микросхемы очень маленький коэффициент гармонических искажений: менее 0.005%. Да-да – пять ТЫСЯЧНЫХ процента.

Микросхема PT2322 – мощный 6-канальный аудиопроцессор с кучей эффектов, сигнал на который поступает с селектора входов.

Процессор обладает следующими функциями:

  • Регулировка громкости одновременно по всем 6 каналам в пределах от 0 до –79 дБ с шагом 1 дБ;
  • Индивидуальная регулировка громкости каждого из 6 каналов в пределах от 0 до –15 дБ с шагом 1 дБ;
  • 3-диапазонный регулятор тембра (низкие, высокие, средние) в пределах ±14 дБ с шагом 2 дБ.
  • Функция выключения звука (Mute);
  • Функция объемного 3D звучания;
  • Функция тонкомпенсации.

И немного электрических характеристик:

  • Входное сопротивление 60 кОм;
  • Коэффициент гармонических искажений 0.007%;
  • Отношение сигнал/шум (взвешенное) 100 дБ;
  • Потребляемый ток 35 мА.

Обе микросхемы управляются по шине I2C. Управлением занимается блок, выполненный на микроконтроллере. Блок управления является одновременно и блоком индикации – на борту ЖК дисплей 16×2 с подсветкой. Таким образом, все режимы работы контроллера хорошо видны даже с дивана.

Для управления, как уже отмечалось, можно воспользоваться энкодером, установленным на плате блока управления, а можно управлять совершенно всеми функциями контроллера с помощью пульта ДУ, который входит в комплект набора.

Основные функции, как то – выбор источника сигнала и регулировка громкости (в том числе функция Mute) привязаны к определенным кнопкам на пульте для оперативного доступа к этим функциям. Остальные функции доступны через меню контроллера.

При подаче питания на контроллер он включается в режиме пониженного энергопотребления (ST-BY), о чем честно пишет на дисплее. При этом подсветка дисплея горит в половину яркости.

При нажатии на кнопку энкодера или кнопки на пульте ДУ контроллер переходит в рабочий режим, выводя на экран основную информацию о состоянии контроллера.

Здесь показывается текущий уровень громкости (так называемый Master – для всех каналов) и текущий вход, сигнал с которого пойдет на акустические системы. Кстати сказать, все настройки, которые вы сделаете, не пропадут при выключении, а сохранятся, и при следующем включении контроллер выставит такой же уровень громкости, тембров и номер входа селектора, какой вы выставляли в предыдущий раз. Выставлять эти параметры при каждом включении не нужно.

Регулировка громкости происходит с шагом в диапазоне значений от 0 до 32, где 0 – минимальная громкость, 32 – максимальная.

Помимо цифрового значения уровня, дисплей показывает уровень с помощью простой графики.

Чтобы попасть в меню, необходимо нажать на кнопку энкодера и удерживать ее в течение примерно 1 секунды. Первый пункт меню, который появляется по умолчанию – выбор источника сигнала.

Переключать пункты меню можно вращая энкодер. Чтобы войти внутрь выбранного пункта, необходимо кратко нажать на кнопку энкодера.

Поворачиваем энкодер и выбираем другой источник сигнала – хоп:

Для выбора значения так же нажимаем на кнопку энкодера.

Тембр так же изменяется с помощью меню – мы можем выбрать один их диапазонов регулировки:

низкие частоты,

средние частоты

или высокие частоты. Входим кликом энкодера внутрь выбранного пункта и поворотом ручки выставляем нужное нам значение.

Для сохранения значения так же кратко нажимаем кнопку энкодера.

Функция объемного звучания включается/выключается так же из меню:

Сейчас она выключена.

Раздельная регулировка уровня сигнала для каждого канала тоже производится через меню.

Необходимо выбрать канал:

И после выбора нужного канала кликом энкодера выставить необходимый уровень.

Еще раз напомню, что, сделав один раз данные настройки, их не придется каждый раз выставлять заново при каждом включении контроллера – они сохраняются в памяти устройства.

Весь контроллер питается от удобного во всех смыслах постоянного напряжения +12 В. Причем, даже не обязательно стабилизированного. На обоих блоках контроллера установлен свой стабилизатор напряжения, от которого питаются микросхемы.

Таки образом, собрав данный контроллер, вы получаете универсальное, гибкое, легко настраиваемое решение для своего домашнего кинотеатра, которому нужен только источник сигнала и выходной усилитель мощности с акустикой.

Кстати, об усилителях. Довольно часто возникает вопрос – а какие именно усилители нужны для домашнего кинотеатра? А какая мощность должна быть у усилителя центрального канала/ фронта/тыла? А для сабвуфера 100 Вт мощности хватит или нет?

Именно об этом мы поговорим в следующий раз – какие усилители из наших наборов вы можете подключить к этому контроллеру, чтобы получить свой идеальный домашний кинотеатр, собранный собственными руками.

Схема аудиоконтроллера домашнего кинотеатра построена на базе многоканального аудиопроцессора PT2322 и многоканального аудикоммутатора PT2323 производства тайваньской компании PTC. Эти аудиомикросхемы обрабатывают 6 звуковых каналов, которые реализуют формат звука 5.1. Напоминаем для тех кто не в теме – речь идет о паре фронтальных каналов, паре тыловых каналов, центральном канале и канале сабвуфера.

Тайваньская компания Princeton Technology Corp., именуемая как PTC, является профессиональным разработчиком интегральных схем. Среди направлений разработки отдельное место занимают многоканальные аудиопроцессоры для мультимедийных устройств. Аудиопроцессоры PTC завоевывают популярность благодаря высоким характеристикам качества звука, низкой стоимости и легкого управления в конечном продукте.

Приведем примеры известных нам продуктов на указанных аудиопроцессорах: BBK DK-1004 S; HYUNDAI DR-8028 (DR-8606); Dowell SP-3001X5 (названия кликабельны). Каждый из этих кинотеатров может позиционироваться как продукт Hi-Fi класса. Описание и стоимость вы можете найти в Интернете. Замечу, что стоимость этих готовых изделий не детская.

Итак, рассмотрим нашу схему домашнего кинотеатра в части блока аудиопроцессора. В схеме нет оконечных усилителей, т.к. по этому вопросу на вкус и цвет все фломастеры разные.

Как видим, инженеры Princeton Technology старательно оптимизировали трассировку электрических соединений. Схема аудиопроцессора проста для понимания. Здесь на входе четыре канала и канал формата 5.1. На выходе, соответственно, формат 5.1. Коммутатор PT2323 выбирает соответствующий вход и при соответствующей настройке может обычный стереоканал разложить на 5.1. В свою очередь, аудиопроцессор PT2322 выполняет роль темброблока с дополнительными функциями обработки звука (сурраунд, частичное смешивание каналов и пр.).

Управление блоком аудиопроцессора осуществляется по шине I2C. Для управления был выбран микроконтроллер Microchip типа PIC16F887 как наиболее дешевый в корпусе DIP-40. Далее схема блока управления.

Блок управления состоит из индикаторных светодиодов, матричной клавиатуры, энкодера со встроенной кнопкой, ИК приемника для пульта ДУ. В схеме предусмотрено два дополнительных управляющих сигнала (вывод 21 и вывод 22 микроконтроллера). В выключенном состоянии на линии 21 лог. 1 (+5 вольт), а на линии 22 лог.0 (т.е. 0 вольт).

Для индикации используется светодиоды, впаянные в один ряд. Они работают в двух состояниях. В обычном состоянии они индицируют активность тех или иных настроек. В состоянии настройки, они включаются в виде столбика, по которому можно судить об уровне сделанной настройки. По рисункам ниже можно оценить эти состояния.

Например, нажав кнопку «1» вы выберете регулируемый параметр «громкость»; об этом свидетельствует включение 1-го светодиода. Затем вы можете энкодером увеличить или уменьшить значение параметра; уровень параметра будет отображаться в виде светящегося столбика светодиодов. После окончания настройки через 2-3 секунды вновь будут отображаться выбранные настройки.

Все настройки автоматически сохраняются и загружаются при включении. Настройка mute (приглушение) не сохраняется.
Использован энкодер со встроенной кнопкой. Этой кнопкой включается и выключается аудиоконтроллер, соответственно, на линиях 21 и 22 изменяется сигнал. При подаче питания состояние аудиоконтроллера «выключено».

Также вы можете использовать пульт дистанционного управления, работающий в формате RC5. Для этих целей был приобретен нонеймный пульт для телевизоров Philips. С пульта можно не только регулировать, но и включать/выключать аудиоконтроллер.

Для подключения источников сигнала используются типовые разъемы гнёзда RCA для монтажа на плату.

Платы сделаны из односторонне фольгированного текстолита. Платы соединяются ленточными кабелем или другими подходящими проводами. Ниже фотография устройства в сборе.

Печатные платы
Прошивка

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх