Электрификация

Справочник домашнего мастера

Управление одной кнопкой

Содержание

Включение и выключение нагрузки одной кнопкой

Многие бытовые электроприборы, будь то музыкальные центры, телевизоры, различные светильники, включаются и выключаются путём нажатия одной и той же кнопки. Нажал один раз – прибор включился, нажал ещё раз – выключился. В радиолюбительской практике часто возникает необходимость реализовать этот же принцип. Такие кнопки часто используют при построении самодельных усилителей в изящных корпусах, устройство с этим принципом включения и выключения выглядит уже куда более совершенным, напоминая заводской прибор.

Схема устройства

Схема включения и выключения нагрузки одной кнопкой представлена ниже. Она проста как валенок, не содержит дефицитных компонентов и запускается сразу. Итак, схема:

Её ключевое звено – популярная микросхема таймер NE555. Именно она регистрирует нажатие клавиши и устанавливает на выходе либо логическую 1, либо 0. Кнопка S1 – любая кнопка на замыкание без фиксации, т.к. через неё практически не протекает ток, требований к кнопке нет практически никаких. Я взял первую попавшуюся, советскую 60-х годов.

Конденсатор С1 и резистор R3 подавляют дребезг контактов кнопки, С1 лучше всего применить неполярный керамический или плёночный. Светодиод LED1 индицирует о состоянии нагрузки – светодиод горит, нагрузка включена, погашен – выключена. Транзистор Т1 коммутирует обмотку реле, здесь можно применить любой маломощный транзистор структуры NPN, например, BC547, КТ3102, КТ315, BC184, 2N4123. Диод, стоящий параллельно обмотке реле, служит для подавления импульсов самоиндукции, возникающих в обмотке. Можно применять любой маломощный диод, например, КД521, 1N4148. Если нагрузка потребляет небольшой ток, можно подключать её непосредственно к схеме вместо обмотки реле. В таком случае стоит поставить транзистор помощней, например, КТ817, а диод можно исключить.

Материалы


Для сборки схемы понадобится:

  • Микросхема NE555 – 1 шт.
  • Транзистор BC547 – 1 шт.
  • Конденсатор 1 мкФ -1 шт.
  • Резистор 10 кОм – 2 шт.
  • Резистор 100 кОм – 1 шт.
  • Резистор 1 кОм – 2 шт.
  • Кнопка без фиксации – 1 шт.
  • Диод КД521 – 1 шт.
  • Светодиод на 3 в. – 1 шт.
  • Реле – 1 шт.

Кроме того, необходим паяльник, флюс, припой и умение собирать электронные схемы. Электронные компоненты стоят почти копейки и продаются в любом магазине радиодеталей.

Сборка устройства

В первую очередь, необходимо изготовить печатную плату. Она выполняется методом ЛУТ, файл к статье прилагается. Отзеркаливать перед печатью не нужно. Метод ЛУТ неоднократно описывался в интернете, научиться ему не так уж и трудно. Несколько фотографий процесса:
Скачать плату:
pechatnaya-plata.zip (cкачиваний: 1165)




Если под рукой нет принтера, нарисовать печатную плату можно маркером или лаком, ведь она достаточно небольшая. После сверления отверстий плату нужно залудить, чтобы предотвратить окисление медных дорожек.
После изготовления платы можно приступать к запаиванию в неё деталей. Сначала запаиваются мелкие компоненты – резисторы, диоды. После этого конденсаторы, микросхемы и всё остальное. Провода можно как впаять напрямую в плату, так и соединить их с платой с помощью клеммников. Контакты питания и контакты OUT для подключения реле я вывел через клеммники, а кнопку впаял непосредственно в плату на паре проводков.

Таким образом, эту плату можно встроить в какой-нибудь прибор, будь то усилитель, самодельный светильник, или что-либо иное, требующего включения и выключения одной кнопкой без фиксации. В сети есть множество других подобных схем, построенных на советских микросхемах, транзисторах, однако именно эта схема с использованием микросхемы NE555 зарекомендовала себя как самая простая и одновременно с этим надёжная.

Смотрите видео

Принцип работы наглядно показан на видео.

С батарейным питанием все замечательно, кроме того, что оно кончается, а энергию надо тщательно экономить. Хорошо когда устройство состоит из одного микроконтроллера — отправил его в спячку и все. Собственное потребление в спящем режиме у современных МК ничтожное, сравнимое с саморазрядом батареи, так что о заряде можно не беспокоиться. Но вот засада, не одним контроллером живо устройство. Часто могут использоваться разные сторонние периферийные модули которые тоже любят кушать, а еще не желают спать. Прям как дети малые. Приходится всем прописывать успокоительное. О нем и поговорим.

▌Механическая кнопка
Что может быть проще и надежней сухого контакта, разомкнул и спи спокойно, дорогой друг. Вряд ли батарейку раскачает до того, чтобы пробить миллиметровый воздушный зазор. Урания в них для этого не докладывают. Какой нибудь PSW переключатель то что доктор прописал. Нажал-отжал.

Вот только беда, ток он маленький держит. По паспорту 100мА, а если запараллелить группы, то до 500-800мА без особой потери работоспособности, если конечно не клацать каждые пять секунд на реактивную нагрузку (катушки-кондеры). Но девайс может кушать и поболее и что тогда? Приматывать синей изолентой к своему хипстерскому поделию здоровенный тумблер? Нормальный метод, мой дед всю жизнь так делал и прожил до преклонных лет.

▌Кнопка плюс
Но есть способ лучше. Рубильник можно оставить слабеньким, но усилить его полевым транзистором. Например вот так.

Тут переключатель просто берет и поджимает затвор транзистора к земле. И он открывается. А пропускаемый ток у современных транзисторов очень высокий. Так, например, IRLML5203 имея корпус sot23 легко тащит через себя 3А и не потеет. А что-нибудь в DPACK корпусе может и десяток-два ампер рвануть и не вскипеть. Резистор на 100кОм подтягивает затвор к питанию, обеспечивая строго определенный уровень потенциала на нем, что позволяет держать транзистор закрытым и не давать ему открываться от всяких там наводок.

▌Плюс мозги
Можно развить тему управляемого самовыключения, таким вот образом. Т.е. устройство включается кнопкой, которая коротит закрытый транзистор, пуская ток в контроллер, он перехватывает управление и, прижав ногой затвор к земле, шунтирует кнопку. А выключится уже тогда, когда сам захочет. Подтяжка затвора тоже лишней не будет. Но тут надо исходить из схемотехники вывода контроллера, чтобы через нее не было утечки в землю через ногу контроллера. Обычно там стоит такой же полевик и подтяжка до питания через защитные диоды, так что утечки не будет, но мало ли бывает…

Или чуть более сложный вариант. Тут нажатие кнопки пускает ток через диод на питание, контроллер заводится и сам себя включает. После чего диод, подпертый сверху, уже не играет никакой роли, а резистор R2 эту линию прижимает к земле. Давая там 0 на порту если кнопка не нажата. Нажатие кнопки дает 1. Т.е. мы можем эту кнопку после включения использовать как нам угодно. Хоть для выключения, хоть как. Правда при выключении девайс обесточится только на отпускании кнопки. А если будет дребезг, то он может и снова включиться. Контроллер штука быстрая. Поэтому я бы делал алгоритм таким — ждем отпускания, выбираем дребезг и после этого выключаемся. Всего один диод на любой кнопке и нам не нужен спящий режим 🙂 Кстати, в контроллер обычно уже встроен этот диод в каждом порту, но он очень слабенький и его можно ненароком убить если вся ваша нагрузка запитается через него. Поэтому и стоит внешний диод. Резистор R2 тоже можно убрать если нога контроллера умеет делать Pull-down режим.

▌Отключая ненужное
Можно сделать и по другому. Оставить контроллер на «горячей» стороне, погружая его в спячку, а обесточивать только жрущую периферию.

Выделив для нее отдельную шину питания. Но тут надо учесть, что есть такая вещь как паразитное питание. Т.е. если вы отключите питание, например, у передатчика какого, то по шине SPI или чем он там может управляться пойдет питание, поднимется через защитные диоды и периферия оживет. Причем питания может не хватить для его корректной работы из-за потерь на защитных диодах и вы получите кучу глюков. Или же получите превышение тока через порты, как результат выгоревшие порты на контроллере или периферии. Так что сначала выводы данных в Hi-Z или в Low, а потом обесточивайте.

▌Выкидываем лишнее
Что-то мало потребляющее можно запитать прям с порта. Сколько дает одна линия? Десяток миллиампер? А две? Уже двадцать. А три? Параллелим ноги и вперед. Главное дергать их синхронно, лучше за один такт.

Правда тут надо учитывать то, что если нога может отдать 10мА ,то 100 ног не отдадут ампер — домен питания не выдержит. Тут надо справляться в даташите на контроллер и искать сколько он может отдать тока через все выводы суммарно. И от этого плясать. Но до 30мА с порта накормить на раз два.

Главное не забывайте про конденсаторы, точнее про их заряд. В момент заряда кондера он ведет себя как КЗ и если в вашей периферии есть хотя бы пара микрофарад емкостей висящих на питании, то от порта ее питать уже не следует, можно порты пожечь. Не самый красивый метод, но иногда ничего другого не остается.

▌Одна кнопка на все. Без мозгов
Ну и, напоследок, разберу одно красивое и простое решение. Его несколько лет назад набросил мне в комменты uSchema это результат коллективного творчества народа на его форуме.

Одна кнопка и включает и выключает питание.

Как работает:

При включении, конденсатор С1 разряжен. Транзистор Т1 закрыт, Т2 тоже закрыт, более того, резистор R1 дополнительно подтягивает затвор Т1 к питанию, чтобы случайно он не открылся.

Конденсатор С1 разряжен. А значит мы в данный момент времени можем считать его как КЗ. И если мы нажмем кнопку, то пока он заряжается через резистор R1 у нас затвор окажется брошен на землю.

Это будет одно мгновение, но этого хватит, чтобы транзистор Т1 распахнулся и на выходе появилось напряжение. Которое тут же попадет на затвор транзистора Т2, он тоже откроется и уже конкретно так придавит затвор Т1 к земле, фиксируясь в это положение. Через нажатую кнопку у нас С1 зарядится только до напряжения которое образует делитель R1 и R2, но его недостаточно для закрытия Т1.

Отпускаем кнопку. Делитель R1 R2 оказывается отрезан и теперь ничто не мешает конденсатору С1 дозарядиться через R3 до полного напряжения питания. Падение на Т1 ничтожно. Так что там будет входное напряжение.

Схема работает, питание подается. Конденсатор заряжен. Заряженный конденсатор это фактически идеальный источник напряжения с очень малым внутренним сопротивлением.

Жмем кнопку еще раз. Теперь уже заряженный на полную конденсатор С1 вбрасывает все свое напряжение (а оно равно напряжению питания) на затвор Т1. Открытый транзистор Т2 тут вообще не отсвечивает, ведь он отделен от этой точки резистором R2 аж на 10кОм. А почти нулевое внутреннее сопротивление конденсатора на пару с его полным зарядом легко перебивает низкий потенциал на затворе Т1. Там кратковременно получается напряжение питания. Транзистор Т1 закрывается.

Тут же теряет питание и затвор транзистора Т2, он тоже закрывается, отрезая возможность затвору Т1 дотянуться до живительного нуля. С1 тем временем даже не разряжается. Транзистор Т2 закрылся, а R1 действует на заряд конденсатора С1, набивая его до питания. Что только закрывает Т1.

Отпускаем кнопку. Конденсатор оказывается отрезан от R1. Но транзисторы все закрыты и заряд с С1 через R3 усосется в нагрузку. С1 разрядится. Схема готова к повторному включению.

Вот такая простая, но прикольная схема. Вот На сходном принципе действия.

Выключатель питания с нулевым потреблением мощности на основе нефиксируемой кнопки

Журнал РАДИОЛОЦМАН, декабрь 2015

Anthony Smith

ЕDN

Слаботочные выключатели без фиксации, подобные монтируемым на плату тактовым кнопкам, дешевы, доступны и отличаются большим разнообразием размеров и стилей. В то же время кнопки с фиксацией часто имеют бóльшие габариты, они дороже, а диапазон их конструктивных вариантов относительно ограничен. Это может оказаться проблемой, если вам потребуется миниатюрный недорогой выключатель для фиксации питания нагрузки. В статье предлагается схемное решение, позволяющее придать кнопке с самовозвратом функцию фиксации.

Ранее были предложены конструкции, схемы которых основывались на дискретных компонентах и микросхемах , . Однако ниже будет описана схема, которой для выполнения тех же функций потребуется всего пара транзисторов и горсть пассивных компонентов.

На Рисунке 1а приведен вариант схемы включения питания для случая нагрузки, подключенной к земле. Схема работает в режиме «переключателя»; это значит, что первое нажатие включает питание нагрузки, второе выключает, и так далее.

а) б)
Рисунок 1. Эта схема превращает кнопку без фиксации в выключатель питания.

Чтобы понять принцип работы схемы, представим, что источник питания +VS только что подключен, конденсатор C1 в исходном состоянии разряжен, и транзистор Q1 выключен. При этом резисторы R1 и R3 оказываются включенными последовательно и подтягивают затвор P-канального MOSFET Q2 к шине +VS, удерживая транзистор в закрытом состоянии. Сейчас схема находится в «деблокированном» состоянии, когда напряжение нагрузки VL на контакте OUT (+) равно нулю.

При кратковременном нажатии нормально разомкнутой кнопки затвор Q2 подключается к конденсатору C1, разряженному до 0 В, и MOSFET включается. Напряжение нагрузки на клемме OUT (+) немедленно увеличивается до +VS, через резистор R4 транзистор Q1 получает базовое смещение и открывается. Вследствие этого Q1 насыщается и через резистор R3 подключает затвор Q2 к земле, удерживая MOSFET открытым, когда контакты кнопки разомкнуты. Теперь схема находится в «зафиксированном» состоянии, когда оба транзистора открыты, нагрузка получает питание, а конденсатор C1 заряжается до напряжения +VS через резистор R2.

После повторного кратковременного замыкания переключателя напряжение на конденсаторе C1 (теперь равное +VS) окажется приложенным к затвору Q2. Поскольку напряжение затвор-исток Q2 теперь близко к нулю, MOSFET выключается, и напряжение нагрузки падает до нуля. Напряжение база-эмиттер Q1 также опускается до нуля, закрывая транзистор. В результате при отпущенной кнопке ничто не удерживает Q2 в открытом состоянии, и схема возвращается в «деблокированное» состояние, когда оба транзистора выключены, нагрузка обесточена, а C1 разряжается через резистор R2.

Шунтирующий выходные зажимы резистор R5 устанавливать необязательно. При отпущенной кнопке конденсатор C1 разряжается на нагрузку через резистор R2. Если импеданс нагрузки очень велик (то есть, соизмерим с величиной R2), или нагрузка содержит активные устройства, такие, скажем, как светодиоды, напряжение нагрузки во время выключения Q2 может оказаться достаточно большим, чтобы через резистор R4 открыть транзистор Q1 и не позволить схеме выключиться. Резистор R5 при выключении Q2 подтягивает клемму OUT (+) к шине 0 В, обеспечивая быстрое выключение Q1 и давая схеме возможность надлежащим образом перейти в закрытое состояние.

При правильном выборе транзисторов схема будет работать в широком диапазоне напряжений и может использоваться для управления такими нагрузками, как реле, соленоиды, светодиоды и т. д. Однако не забывайте, что некоторые работающие на постоянном токе вентиляторы и моторы продолжают вращаться и после выключения питания. Это вращение может создавать противоЭДС, достаточно большую, чтобы открыть транзистор Q1 и не позволить схеме выключиться. Решение проблемы показано на Рисунке 1б, где последовательно с выходом включен блокировочный диод. В этом случае также можно добавить в схему в резистор R5.

На Рисунке 2 изображена еще одна схема, предназначенная для нагрузок, подключенных к верхней шине питания, таких, например, как показанное в этом примере электромагнитное реле.

Обратите внимание, что Q1 был заменен p-n-p транзистором, а на месте Q2 теперь находится N-канальный MOSFET. Эта схема работает точно так же, как схема описанная выше. Здесь R5 выполняет функцию подтягивающего резистора, соединяющего выходной контакт OUT (-) с шиной +VS, когда транзистор Q2 выключается, и обеспечивающего быстрое закрывание Q1. Как и в предыдущей схеме, резистор R5 является необязательным компонентом, и устанавливается только при некоторых типах нагрузки, упомянутых выше.

Заметим, что в обеих схемах постоянная времени C1, R2 выбирается исходя из требуемого подавления дребезга контактов. Обычно нормальной считается величина от 0.25 с до 0.5 с. Меньшие постоянные времени могут привести к неустойчивой работе схемы, в то время как бóльшие увеличивают время ожидания между замыканиями контактов кнопки, за которое должен произойти достаточно полный заряд и разряд конденсатора C1. При указанных на схеме значениях C1 = 330 нФ и R2 = 1 МОм номинальная величина постоянной времени равна 0.33 с. Обычно этого бывает достаточно, чтобы устранить дребезг контактов и переключить нагрузку за время порядка пары секунд.

Рисунок 2. Схема, видоизмененная для нагрузки, подключенной к
положительной шине питания.

Обе схемы предназначены для фиксации и отпускания ключа в ответ на кратковременные замыкания контактов. Однако каждая из них проектировалась таким образом, чтобы гарантировать правильную работу даже при сколь угодно длительном нажатии кнопки. Рассмотрим схему на Рисунке 2, когда транзистор Q2 закрыт. Если кнопка нажимается для выключения схемы, затвор подключается к потенциалу 0 В (поскольку конденсатор C1 разряжен), и MOSFET закрывается, давая возможность общей точке резисторов R1 и R2 подключиться к шине +VS через резистор R5 и импеданс нагрузки. Одновременно Q1 также выключается, в результате чего затвор Q2 оказывается соединенным с шиной GND через резисторы R3 и R4. Если кнопку сразу же отпустить, C1 просто зарядится через резистор R2 до напряжения +VS. Однако если оставить кнопку замкнутой, напряжение затвора Q2 будет определяться потенциалом делителя, образованного резисторами R2 и R3+R4. Считая, что при разблокированной схеме напряжение на контакте OUT (-) приблизительно равно +VS, для напряжения затвор-исток транзистора Q2 можно записать следующее выражение:

Даже если напряжение +VS будет равно 30 В, результирующего напряжения 0.6 В между затвором и истоком не хватит, чтобы открыть MOSFET вновь. Следовательно, при разомкнутых контактах кнопки оба транзистора будут оставаться выключенными.

Схема на Рисунке 2 фиксируется в открытом состоянии кратковременным замыканием контактов кнопки, когда конденсатор C1 заряжен до напряжения +VS, в результате чего Q2 быстро открывается и потенциал клеммы OUT (-) падает до нуля, а вслед за ним быстро включается Q1. Нажатие кнопки после размыкания контактов позволило бы конденсатору C1 разрядиться до нуля через резистор R2. Однако если кнопка останется нажатой, напряжение на затворе Q2 будет определяться потенциалом, задаваемым делителем R2 и R3. Поскольку Q1 открыт и насыщен, напряжение в точке соединения R3 и R4 на коллекторе Q1 будет близко к +VS, а общая точка резисторов R1 и R2 через транзистор Q2 будет подключена к шине GND. Поэтому при удержании кнопки в замкнутом состоянии напряжение затвор-исток транзистора Q2 равно

Следовательно, если напряжение питания равно, по крайней мере, пороговому напряжению затвор-исток Q2, оба транзистора Q2 и Q1 будут включены до тех пор, пока контакты кнопки остаются разомкнутыми.

Обе схемы служат примерами недорого способа фиксации питания нагрузки с помощью нефиксируемой кнопки. Как и у механического переключателя, мощность, рассеиваемая схемами при отключенной нагрузке, равна нулю.

Управление нагрузкой одной кнопкой

Всем добрых начинаний. Сегодня я решил представить вам простую схему управления нагрузкой одной кнопкой. Не всегда хочется видеть на панели своего девайса какие-то выключатели, тумблеры, просто поставить одну кнопку включения-выключения. Схема очень надежная и простая в настройках не нуждается, главное собрать правильно из заранее проверенных рабочих деталей. На рисунке один представлен вариант без релейной коммутации, которая позволяет подключать нагрузку мощностью до одного киловатта, но при этом обязательно нужен радиатор охлаждения семистора. На рис. 2 показана схема замены на релейную развязку при которой можно управлять более мощной нагрузкой в зависимости от параметров реле.



Транзистор тоже желательно установить на радиатор охлаждения если предполагается длительное время работы во включенном режиме. Вопрос\тема автоматически публикуется в соц. сети сайта — следите и там за ответами:
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Включение и выключение нагрузки одной кнопкой без фиксации

Включение-выключение питания одной кнопкой, в том числе и нескольких устройств (видео)

Если перед вами стоит задача включать и выключать устройство или несколько устройств одной кнопкой, и вы в поисках такого варианта, то вы зашли к нам явно по адресу. Здесь вашему вниманию будет предложено несколько схем реализации подобных проектов на различных микросхемах, а значит с различными принципами действия, но с одним и тем же результатом. Что же, давайте обо всем по порядку!

Управление одним устройством (включение-выключение) от одной кнопки (NE555)

Первую схему мы не особо будем «мусолить» так как схема не является нашей оригинальной идеей, кроме того эта схема итак уже разобрана везде и всюду в интернете. Мы посмотрели, что на этот счет есть даже видео. Если есть желание, то можете поискать.

По сути это схема работает на микросхеме таймере NE555. Да, микросхемка уже легендарная и сыскавшая себе славу. Здесь из этого самого таймера организовали мультивибратор. Итак, если у таймера создать обратную связь, то получается мультивибратор.

А эта самая связь как раз и создается посредством нажатия на кнопку. В итоге таймер входит в режим мультивибратора и с определенной периодичность начинает выдавать на выходе импульсы то единичку, то нолик.

В итоге именно этот импульс и будет управляющим для силовой и индикационной цепочки на транзисторе с реле и светодиоде.

Какие здесь могут быть минусы. Ну, главный минус, что таймер так и остается таймером, то есть его не особо интересует сколько раз вы нажали на кнопку, ему более интересно как быстро зарядиться или разрядиться конденсатор в 1 МкФ.

То есть, возможно проскакивания включения выключения, не явное и неточное срабатывание. Некоторые радиолюбители называют это «дребезжанием контактов», но к этому термину это не имеет никакого отношения. Это штатная работа таймера, не более того.

Итак, с этим вариантом все понятно.

Управление несколькими или одним устройством (включение-выключение) от одной кнопки (К155ИЕ7)

Теперь вариант на счетчике. Здесь принцип такой. Есть двоичный счетчик на микросхеме К155ие7, на его выходе с подачей входного сигнала меняется потенциал. Опять же это либо единичка, либо нолик. Всего четыре выхода. Первый выход на ножке 3 меняет свой потенциал при каждом 1 нажатии, второй на ножке 2 при каждом 2 и т.д.

В итоге что получается? Выходит то, что одним нажатием можно управлять не только одним устройством, а сразу 4, то есть согласно количеству выходов. Здесь главное сигнал слабого тока преобразовать в сигнал высокого тока.

Именно для этого на нужную нам ножку-выход достаточно «повесить» силовой модуль, собранный на оптопаре 4n25, транзисторе и реле.

Также кроме управления одним, двумя, тремя или четырьмя устройствами можно будет применить такую схему и в качестве кодового ключа, то есть кодового замка. Здесь можно поставить второй счетчик и в зависимости от высоких потенциалов на определенных ножках обеспечить питание для срабатывания управляющего запорного элемента замка.

Мы не будем развивать эту тему, так как по этому поводу лучше сделать свою, тематическую статью. Можно лишь подытожить, что такая схема не намного сложнее первой при этом работает от одного нажатия четко и без отклонений, да к тому же может управлять сразу питанием 4 устройств.

Именно этого нам и надо было добиться!
А теперь кому лень было все это читать, разбираться, предлагаем посмотреть видео, в котором как раз и описано все тоже самое.

Видео о включении выключении одной кнопкой нескольких устройств (одного, двух, трех, четырех)

Включение Выключение нагрузки одной кнопкой – Сериал

2 лет назад

СССР микросхемы

2 лет назад

gl/r9jM6p Почта (для сотрудничества): daymon911@mail.

ru В этом выпуске вы узнаете: как сделать плавное включение и выключение света своими руками; как можно реализовать плавный свет и плавный розжиг светодиодов в салоне автомобиля; показана схема плавного включения и рассмотрен принцип работы устройства.

___ Смотрите наши видео, в которых мы простым языком рассказываем о радиотехнике, электронике и радиоэлектронике, а также об ардуино и товарах из Китая для радиолюбителей! Наши уроки будут особенно полезны как для начинающих радиолюбителей и студентов радиотехнических ВУЗов, так и для опытных электронщиков, которые паяют каждый день! В видеороликах мы даём основы электроники: определения, описания, схемы и принцип работы различных элементов радиотехники. На канале проводятся уроки по Ардуино / Arduino; разбираем программирование, подключение датчиков, модулей, дисплеев, двигателей; создаём различные проекты и устройства на ардуино.

3 лет назад

Начните изучение с первого урока: Урок 1 – Обзор программы Anime Studio Pro (Moho Pro). Создаём Вашу первую качественную анимацию: https://youtu.be/S56_0XYhrM0 ➤ Это мой первый урок в котором я в доступной и понятной форме объясняю принцип действия и работы транзистора.

Чтобы этот урок урок не был теоретически скучным и был понятен всем – мной был выбран формат ведения его как: 2d анимационный обучающий ролик.Также я рассматриваю режимы работы транзистора, такие как: ТТЛ логика и режим усиления, а также один из режимов включения транзистора – это режим с Общим Эмиттером ( ОЭ).

В этот урок пошел материал и на тему устройства pnp и pnp переходов и pn перехода отдельно. Этот учебный материал поможет новичкам лучше понимать преподавателей в школах, институтах и техникумах. Удачи на экзаменах )) ◓➤Сопутствующие материалы к урокам, на которые я ссылался в этой анимационной работе: 1.

Мой проект (социальная сеть) посвящен обучению создания 2d мультфильмов, персонажей, 2d/3d анимации, рисованной анимации, созданию 2d игр на языке javascript и flash, видеомонтажу, звучанию, постобработке видео и т.д. посредством публикации моих видео уроков на сайте моей социальной сети mult-uroki.ru , в группе ВКонтакте vk.com/mult_uroki и канале Youtube www.youtube.

com/c/Mult-urokiRu по программам 2d / 3d анимации и моделирования объектов анимации, местности и фонов в: Anime Studio Pro (Moho Pro) (ASP) (асп) (аниме студио про), Autodesk Maya 2013, Adobe After Effects CS6, Adobe Premier Pro, Adobe Photoshop, Adobe Audition, Adobe Flash, Toon Boom Animation, Cinema 4D, Blender и Poser Pro.

➤ По моим урокам вы узнаете как создаются мультфильмы и анимация, как делают липсинг персонажам и озвучание мультфильмов, какие бывают законы анимации и монтажа, как бывают виды планов и как их правильно чередовать, как создается раскадровка и аниматик, какие мультфильмы сделаны в программе Anime Studio Pro (Moho Pro) и какая программа лучше (проще) и что выбрать для создания своего первого 2д мультфильма в домашних условиях Anime Studio Pro (Moho Pro) или Adobe flash? ➤ Video tutorials: Creating of bone characters and 2d animation in Anime Studio Pro (Moho Pro 12) program. How to create and draw characters in Anime Studio Pro (Moho Pro)? how to make a 2d cartoon?

2 лет назад

В этом видео я рассказываю, как подключить сабвуфер для чайников) Музыка: omega – vowl

2 лет назад

2 лет назад

Плата защиты акб от разряда, включение выключение нагрузки, по напряжению, заказывал для автоматики в своей солнечной системы куплено было здесь https://ru.aliexpress.com/item/Free-Shipping-electronic-12V-battery-discharge-protection-automatic-recovery-low-voltage-low-voltage-protection/1000001394325.html?detailNewVersion=&categoryId=523

6 лет назад

Включение и выключение приборов одной кнопкой

Сегодня почти вся электронная аппаратура включается и выключается с помощью одной кнопки БЕЗ фиксации, это так называемые тактовые или тактильные кнопки, кнопки без фиксации, нажал – замкнулось, отпустил – разомкнулось или наоборот.

Предлагаю вашему вниманию простую схему для включения и выключения устройства с помощью одной кнопки. Схема построена на микроконтроллере attiny2313 и содержит всего пару навесных элементов.

Вы спросите, почему attiny2313? Почему не attiny13? Все дело в том, что эти микроконтроллеры по цене не сильно отличаются друг от друга, у нас в городе attiny2313 стоит дешевле attiny13 на 5 рублей. Схема выключателя представлена ниже:

Принцип работы схемы следующий, при первом включении устройства (после подачи питания на микроконтроллер) динамик издаст короткий прерывистый звук. После начнет мигать светодиод d2 с частотой примерно 0.

5 сек, который будет сообщать о том, что устройство, к примеру усилитель, в режиме ожидания – т.е. питание подано, но усилитель еще не включен. Дальше никаких действий не произойдет пока вы не нажмете на кнопку, после нажатия на кнопку загорится светодиод d1 а светодиод d2 перестанет мигать.

Вместо светодиода d1 можно подключить небольшое реле вольт на 5, естественно через транзистор. Динамик можно снять со старого будильника или нерабочей материнской платы компьютера. При прошивке микроконтроллерафьюзы устанавливать не нужно.

Для тех, кто хочет поковыряться в коде или изменить его, исходный код программы дан ниже, может быть он немного кривой, но все испытано и все работает прекрасно.

Выкладывать все варианты прошивок не буду, если кому то например не нужен мигающий светодиод, убираете соответствующие строки (с меткой pind.4) и компилируете код.Файл печатнойплаты лежит ниже в архиве, для своего варианта печатную плату я не изготавливал. Вообще, схему решил сделать и скинуть после того, когда после долгих поисков в интернете я не нашел ни одной подобной схемы на МК

Фото устройства:

АРХИВ:Скачать

Раздел:

Включение и выключение устройств одной кнопкой

Сейчас разрабатывается много устройств на аккумуляторах или батарейках. И хочется сделать включение этих устройств одной кнопкой без фиксации. В сети много таких схем, но все они требуют дежурного питания. И в ждущем режиме потребляют энергию. Разработанная мной схема лишена этих недостатков, т.е. в выключенном состоянии она не потребляет ничего.

При нажатии кнопки «SB» минус питания через диод VD1 подается на минусовую ногу питания микроконтроллера. Микроконтроллер включается и устанавливается в заданное исходное состояние, при котором на выводе 3 (РВ4) устанавливается логический «0» и открывается транзистор VT2. Ток протекающий через R1 и VT2 открывает VT1 и схема встает на самоподхват. R2 необходим для надежного закрытия VT1 в выключенном состоянии. При следующем нажатии кнопки запускается программа в микроконтроллере и на выводе 3 (РВ4) устанавливается логическая «1». VT2 и VT1 закрываются. При отпускании кнопки схема обесточивается. Выводы 5, 6 и 7 (РВ0, РВ1 и РВ2) используются для управления нагрузкой. Только одно но. Нагрузка должна управляться логическим «0», т.к. при отключенном минусе питания за счет внутренних схем на выводах микроконтроллера присутствует напряжение близкое к напряжению питания.

Программу писал в AtmelStudio

#define F_CPU 9600000 #include <avr/io.h> #include <util/delay.h> int main(void) { DDRB=0b11110111;// пин 3 на вход, остальные на выход PORTB=0b0001000;// пин 3 подтягиваем к питанию, на остальных формируем выходные сигналы во включенном состоянии _delay_ms(250);// задержка while(1) { if (!(PINB&0b00001000))//ждем нажатие кнопки { PORTB=0b0010111;//формируем выходные сигналы в выключенном состоянии } } }

При небольшой доработке программы можно сделать управление разными нагрузками и включать разные режимы. Также этот принцип можно использовать с другими микроконтроллерами.

Печатная плата не разрабатывалась. Прошивка прилагается. Фьюзы не трогал, установлены по умолчанию.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
МК AVR 8-бит ATtiny13A 1 Поиск в Utsource В блокнот
VT1 Биполярный транзистор BC547 1 Поиск в Utsource В блокнот
VT2 Биполярный транзистор BC557 1 Поиск в Utsource В блокнот
R1 Резистор 5.6 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R2 Резистор 10 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
SB кнопка тактовая 1 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

Инструкция по подключению кнопки к Arduino

Нам понадобится:

  • Arduino UNO или иная совместимая плата;
  • тактовая кнопка;
  • резистор 10 кОм (вот отличный набор резисторов с основными номиналами от 10 Ом до 10 МОм);
  • макетная плата (breadboard);
  • соединительные провода (рекомендую вот такой набор);
  • персональный компьютер со средой разработки Arduino IDE.

1 Виды кнопок

Кнопки бывают разные, но все они выполняют одну функцию – физически соединяют (или, наоборот, разрывают) между собой проводники для обеспечения электрического контакта. В простейшем случае – это соединение двух проводников, есть кнопки, которые соединяют большее количество проводников.

Виды кнопок, их внешний вид и обозначение на электрической схеме

Некоторые кнопки после нажатия оставляют проводники соединёнными (фиксирующиеся кнопки), другие – сразу же после отпускания размыкают цепь (нефиксирующиеся кнопки).

Также кнопки делят на:

  • нормально разомкнутые,
  • нормально замкнутые.

Первые при нажатии замыкают цепь, вторые – размыкают.

Сейчас нашёл широкое применение тип кнопок, которые называют «тактовые кнопки». Тактовые – не от слова «такт», а от слова «тактильный», т.к. нажатие хорошо чувствуется пальцами. Но этот ошибочный термин устоялся, и теперь эти кнопки у нас повсеместно так называют. Это кнопки, которые при нажатии замыкают электрическую цепь, а при отпускании – размыкают, т.е. это нефиксирующиеся, нормально разомкнутые кнопки.

2Дребезг контактов

Кнопка – очень простое и полезное изобретение, служащее для лучшего взаимодействия человека и техники. Но, как и всё в природе, она не идеальна. Проявляется это в том, что при нажатии на кнопку и при её отпускании возникает т.н. «дребезг» («bounce» по-английски). Это многократное переключение состояния кнопки за короткий промежуток времени (порядка нескольких миллисекунд), прежде чем она примет установившееся состояние. Это нежелательное явление возникает в момент переключения кнопки из-за упругости материалов кнопки или из-за возникающих при электрическом контакте микроискр.

Дребезг контактов в момент нажатия и отпускания кнопки

В следующей статье подробно описаны основные способы борьбы с «дребезгом» при замыкании и размыкании контактов. А пока что рассмотрим варианты подключения кнопки к Arduino.

3 Некорректное подключение кнопки

Чтобы подключить нормально разомкнутую тактовую кнопку к Arduino, можно поступить самым простым способом: один свободный проводник кнопки соединить с питанием или землёй, другой – с цифровым выводом Arduino. Но, вообще говоря, это неправильно. Дело в том, что в моменты, когда кнопка не замкнута, на цифровом выводе Ардуино будут появляться электромагнитные наводки, и из-за этого возможны ложные срабатывания.

Неправильное подключение кнопки к Arduino

Чтобы избежать наводок, цифровой вывод обычно подключают через достаточно большой резистор (10 кОм) либо к земле, либо к питанию. В первом случае это называется «схема с подтягивающим резистором», во втором – «схема со стягивающим резистором». Давайте рассмотрим каждую из них.

4Подключение кнопки по схеме с подтягивающим резистором

Сначала подключим к Arduino кнопку по схеме с подтягивающим резистором. Для этого один контакт кнопки соединим с землёй, второй – с цифровым выходом «2». Цифровой выход «2» также подключим через резистор номиналом 10 кОм к питанию +5 В.

Схема подключения кнопки к Arduino по схеме с подтягивающим резистором

Напишем вот такой скетч для обработки нажатий на кнопку и загрузим в Arduino.

// Задаём номера выводов: const int buttonPin = 2; const int ledPin = 13; void setup() { pinMode(ledPin, OUTPUT); pinMode(buttonPin, INPUT); } void loop() { int buttonState = digitalRead(buttonPin); // считываем состояние кнопки if (buttonState == HIGH) { digitalWrite(ledPin, HIGH); // зажигаем светодиод при нажатии кнопки } else { digitalWrite(ledPin, LOW); // гасим светодиод при отпускании кнопки } }

Встроенный светодиод на выводе «13» постоянно горит, пока не нажата кнопка. Т.е. на порте «2» Arduino всегда присутствует высокий логический уровень HIGH. Когда нажимаем кнопку, напряжение на «2» порте принимает состояние LOW, и светодиод гаснет.

5 Подключение кнопки по схеме со стягивающим резистором

Теперь соберём схему со стягивающим резистором. Один контакт кнопки соединим с питанием +5 В, второй – с цифровым выходом «2». Цифровой выход «2» подключим через резистор номиналом 10 кОм к земле. Скетч менять не будем.

Подключение кнопки к Arduino по схеме со стягивающим резистором

При включении схемы на цифровом порте «2» Arduino низкий уровень LOW, и светодиод не горит. При нажатии на кнопку на порт «2» поступает высокий уровень HIGH, и светодиод загорается.

Arduino. Подключение тактовой кнопки.

Для подключения светодиода к Arduino, нам нужно:

  1. Плата Arduino. x1
  2. Компьютер(для написания и загрузке кода, а так же мы будем брать с него электричество). x1
  3. Провод для соединения компьютера и платы. x1
  4. Тактовая кнопка.x1
  5. Резистор 10 КОм. x1
  6. Провода . x5
  7. Макетная плата (для удобства сборки) x1
  8. В схеме я указываю внешний источник питания, но питание можно брать с платы.

Схем подключения тактовой кнопки несколько, рассмотрим сначала две , схема со стягивающим резистором и схема с подтягивающим резистором.

Схема со стягивающим резистором:

питание берётся с платы Arduino

При использовании внешнего источника питания:

Данная схема работает следующим образом, при нажатии кнопки на штырьке будет напряжение равное напряжению источника питания. При отпускании кнопки, штырёк заземлится и напряжение снимется.

Схема с подтягивающим резистором.

Питание берётся с платы Arduino:

При использовании внешнего источника питания:

Здесь ситуация противоположная схеме со стягивающим резистором. При нажатии на кнопку штырёк заземляется и напряжения нет. При отпускании кнопки на штырьке появляется напряжение равное напряжению на источнике питания.

Скетч:

Для данных схем можно использовать один и тот же скетч. Возьмём стандартный скетч:

Файл -> Примеры ->02.Digital->Button;

C++

Убираем комментарии, и получаем вот такой код:

C++

Данный код выполняет следующие действие:

Если на штырьке 2 есть напряжение, загорается светодиод. Если напряжения нет светодиод тухнет. Большинство кода уже разобрано в статье Arduino. Подключение светодиода, по этому сосредоточимся на новых участках кода.

И так в блоке, где задаются глобальные переменные, кроме ledPin на 13 штырьке (не забываем, что на этом штырьке у большенства плат Arduino уже подключен светодиод. Иначе вам придётся его подключить.) Заданы переменные :

C++

1 const int buttonPin = 2;

В buttonPin будет хранится номер штырька, к которому подключена кнопка. Слово const обозначает, что эта переменная является константой, то есть она не будет меняться во время выполнения кода.

Вторая переменная

C++

1 int buttonState = 0;

И в ней будет хранится состояние кнопки, для дальнейшей обработки.

В функции setup инициализируются штырьки, уже известная pinMode(ledPin, OUTPUT); по скетчу «Blinc» и инициализируем штырёк с кнопкой:

C++

1 pinMode(buttonPin, INPUT);

Для инициализации штырька, для получения с него сигнала, так же используется функция pinMode. Первый параметр в нём как и раньше номер штырька, а второй INPUT (можно перевести как вход).

Теперь мы можем снимать с него значения, что мы и делаем в функции loop:

C++

Первая команда в этой функции:

C++

1 buttonState = digitalRead(buttonPin);

Мы заносим в переменную buttonState значение штырька. Наличие напряжения = HIGH = 1. Отсутствие напряжения = LOW = 0.

Дальше мы функцией if делаем разветвление в программе:

C++

1 if (buttonState == HIGH)

Если значение buttonState является HIGH, то есть на нашем штырьке есть напряжение, то

C++

1 digitalWrite(ledPin, HIGH);

Включаем напряжение на светодиод.

Иначе (если напряжение на штырьке нет):

C++

1 digitalWrite(ledPin, LOW);

Эта проверка будет бесконечно повторяться в цикле, до перезагрузки платы.

Скетч закончился.

Есть ещё одна схема, которую обычно рисуют перечёркнутым крестом и говорят, что так не правильно, посмотрим на неё, так как эфект очень интересный:

(На видео до нажатия кнопки светодиод моргает, после нажатия кнопки горит ровно.)

На видео видно, что при замыкании схемы, на штырьке есть напряжения. А в разомкнутом состоянии проводник играет роль антены, и происходят ложные срабатывания нажатия кнопки. Тоесть схема в размкнутом состоянии выглядит как то так:

И не известно, поймает она в данный момент сигнал или нет.

Но сделать «простую» схему подключения кнопки можно, суть такова, мы включим на ножку кнопки напряжение, а кнопрой будем заземлять её. На самом деле мы реализуем схему с подтягивающим резистором, только в этот раз мы используем подтягивающий ресистр на самой плате Arduino.

изменим схему подключения:

Теперь поменяем скетч:

C++

В этом скетче мы,в функции setup на штырьке с кнопкой включили напряжение:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх