Электрификация

Справочник домашнего мастера

Стрелочный индикатор уровня

Стрелочный индикатор уровня выходного сигнала

Стрелочный индикатор уровня выходного сигнала


Сегодня в качестве индикатора уровня выходного сигнала для различной звуковоспроизводящей техники используют целые электронные устройства, что отображают не только уровень сигнала, но и другую полезную информацию. Но раньше для этого использовались стрелочные индикаторы, что представляли собой микроамперметр типа М476 или М4762. Хотя сделаю оговорку: сегодня некоторые разработчики так же используют стрелочные индикаторы, хотя выглядят они куда интереснее и отличаются не только подсветкой, но и дизайном. Раздобыть старый стрелочный индикатор сейчас, возможно, проблема. Но у меня была парочка М4762 от старого советского усилителя, и я решил их задействовать.

На Рис.1 представлена схема на один канал. Для стерео нам понадобится собрать два таких устройства. Индикатор уровня сигнала собран на одном транзисторе Т1, любом из серии КТ315. Для увеличения чувствительности использована цепь удвоения напряжения на диодах D1 и D2 из серии Д9. Устройство не содержит дефицитных радиодеталей, поэтому вы можете использовать любые, схожие по параметрам.
Установка показания индикатора, соответствующего номинальному уровню, проводится подстроечным резистором R2. Время интеграции индикатора 150-350 мс, а время обратного хода стрелки, определяемое временем разряда конденсатора С5, составляет 0,5-1,5 с. Конденсатор С4 один для двух устройств. Он используется для сглаживания пульсаций при включении. В принципе от этого конденсатора можно отказаться.

Устройство для двух звуковых каналов собрано на печатной плате размерами 100X43 мм (см. Рис.2). Тут же монтируются индикаторы. Для удобного доступа к построечным резисторам в плате просверлены отверстия (на рисунке не показаны), чтобы смогла пройти маленькая отвертка для настройки номинального уровня сигнала. Впрочем, только к этому и сводится настройка данного устройства. Возможно, понадобится подобрать резистор R1 в зависимости от силы выходного сигнала вашего устройства. Т.к. с другой стороны платы расположены стрелочные индикаторы, элементы Cl, R1 пришлось монтировать со стороны печатных проводников. Эти детали лучше взять как можно миниатюрнее, например, бескорпусные.
индикатор уровня

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Простой аналоговый индикатор уровня сигнала для УНЧ.
Аналоговый индикатор уровня сигнала
Многие радиолюбители, конструирующие звуковые усилители, задаются вопросом, как, и по какой схеме собрать стрелочный индикатор уровня сигнала, поэтому в этой статье мы решили сделать подборку нескольких вариантов подобных индикаторов.
Для начала рассмотрим простую транзисторную конструкцию, в которой можно применить КТ315 или КТ3102. Принципиальна схема индикатора уровня одного канала усилителя изображена на рисунке ниже:
Индикатор уровня сигнала_аналоговый
Напряжение питания 26…27 Вольт. Ниже на рисунке показана печатная плата для индикатора на 2 канала усилителя, которая предусматривает наличие микросхемы стабилизатора напряжения КР142ЕН9В (КР142ЕН9Е) для питания схемы.

Сигнал для индикатора снимается с входа усилителя (берется до регулятора громкости). Регулировка чувствительности производится подстроечными резисторами 47 кОм.
Индикатор уровня сигнала усилителя на ИС К157ДА1.
Второй вариант аналогового индикатора уровня сигнала реализован на интегральной микросхеме К157ДА1, она применялась раньше в различного рода стереофонических магнитофонах для индикации уровня записи. Внешний вид и назначение выводов показано на следующем рисунке:
Выводы микросхемы К157ДА1
Параметры К157ДА1
Схема двухканального индикатора на МС К157ДА1 с однополярным питанием:
Схема индикатора на К157ДА1 с однополярным питанием
Схема не сложная, и, надеемся, дополнительных пояснений не требует. Ниже — печатная плата к данной схеме.
Печатная плата индикатора уровня на К157ДА1
Питание схема получает от интегрального стабилизатора напряжением 9 Вольт. Указанный на схеме 7809 можно заменить на отечественный КР142ЕН8А. Плата предусматривает подключение светодиодов подсветки индикаторных головок, клеммы на плате обозначены “LED”. Номинал ограничительного резистора для светодиодов рассчитывайте индивидуально в зависимости от количества светодиодов и их тока. Для примера, четыре последовательно соединенных светодиода на напряжение 2,2 Вольта при напряжении питания 9 Вольт, подсоединяются к выходу 7809 через резистор порядка 20 Ом.
Подключение светодиодов подсветки индикатора
Внешний вид готовой платы выглядит так:
Плата индикатора в сборе _ 1
Плата индикатора в сборе _ 2
И в заключение, принципиальная схема индикатора уровня сигнала на К157ДА1 с питанием от двухполярного источника:
Схема индикатора на К157ДА1 с двухполярным питанием
Печатная плата для этого варианта выглядит следующим образом:
Печатная плата индикатора на К157ДА1 с двухполярным питанием

ИСИ на метрополитенах РФ/Сигнальные указатели и знаки

Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ

Маршрутные указатели

6.1. В тех случаях, когда необходимо указать путь приёма или направления следования поезда (состава), применяются маршрутные световые указатели молочно-белого цвета (буквенные, цифровые, а также буквенные в сочетании с цифрами).

Маршрутные указатели должны включаться и при открытом пригласительном сигнале.

Маршрутные указатели устанавливаются в тоннелях в головке светофора или рядом с ней (рис. 6.1), на наземных путях под основной головкой светофора (рис. 6.2).

Допускается применение маршрутных указателей в виде стрел, одна из которых должна освещаться только при открытом пригласительном сигнале. Значение их следующее:

  • светящаяся вертикальная стрела — маршрут установлен для движения по прямому пути (рис. 6.3);
  • светящаяся горизонтальная стрела — маршрут установлен для движения на отклонённый путь (рис. 6.4).
  • Рис. 6.1. Маршрутный указатель в головке светофора или рядом с ней

  • Рис. 6.2. Маршрутный указатель под основной головкой светофора

  • Рис. 6.3. Маршрутный указатель в виде стрелы установлен для движения по прямому пути

  • Рис. 6.3. Маршрутный указатель в виде стрелы установлен для движения на отклонённый путь

Стрелочные указатели

6.2. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:

  • стрелка установлена по прямому пути — днём белый прямоугольник узкой стороной указателя, ночью — молочно-белый огонь (рис. 6.5);
  • стрелка установлена на отклонённый путь — днём широкая сторона указателя, ночью — жёлтый огонь (рис. 6.6).

6.3. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:

  • стрелка установлена по прямому пути — стрелочный указатель стоит ребром вдоль пути (рис. 6.7);
  • стрелка установлена на отклонённый путь — на белом фоне стрелочного указателя видна чёрная стрела, направленная в сторону отклонённого пути (рис. 6.8).
  • Рис. 6.5. Освещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена по прямому пути

  • Рис. 6.6. Освещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена на отклонённый путь

  • Рис. 6.7. Неосвещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена по прямому пути

  • Рис. 6.8. Неосвещаемый стрелочный указатель одиночной стрелки: стрелка установлена на отклонённый путь

Указатели путевого заграждения

Рис. 6.9. «Путь заграждён»

6.4. Указатели путевого заграждения показывают:

  • «Путь заграждён» — днём виден белый круг с горизонтальной чёрной полосой, ночью — молочно-белый огонь с той же чёрной полосой (рис. 6.9);
  • «Заграждение с пути снято» — днём виден белый круг или прямоугольник с вертикальной чёрной полосой, ночью — молочно-белый огонь с той же чёрной полосой (рис. 6.10).

Указатели путевого заграждения на упорах размещаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону пути (рис. 6.11). Эти указатели в тоннелях должны быть освещаемые или со светоотражателями (светоотражающей поверхностью), а на наземных путях могут быть и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом станции.

В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.

  • Рис. 6.10. «Заграждение с пути снято»

  • Рис. 6.11. Указатель путевого заграждения на упоре


Указатель контрольно-габаритного устройства (указатель КГУ)

Рис. 6.12. Указатель КГУ: сигнал о нарушении габарита

6.5. Для передачи указания о нарушении нижнего габарита подвижного состава могут применяться контрольно-габаритные устройства. Сигнал о нарушении габарита передаётся указателем КГУ. Указатель устанавливается на светофоре в тоннеле рядом со светофорной головкой, имеет буквенное показание «КГУ» и при нарушении габарита высвечивается молочно-белым цветом. При этом светофор, связанный с контрольно-габаритным устройством, принимает запрещающее показание, а в рельсовую цепь передаётся сигнальная команда, запрещающая движение (рис. 6. 12).


Постоянные сигнальные знаки

Рис. 6.13. Предельный столбик Рис. 6.14. Предельная рейка Рис. 6.15. Знак «Граница станции»

6.6. Предельные столбики или рейки указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 6.13 и 6.14).

Предельные столбики устанавливаются посередине междупутья, а предельные рейки — в междупутье, в местах, где расстояние между осями сходящихся путей достигает размеров, предусмотренных Правилами технической эксплуатации.

6.7. Знаки «Граница станции» устанавливаются на границах станции с перегоном, соединительной ветвью (рис. 6.15).

6.8. Предупредительными сигнальными знаками являются:

  • знак «Предельно допускаемая скорость» (рис. 6.16) устанавливается в местах, определяемых приказом начальника метрополитена (места установки остальных предупредительных сигнальных знаков определяет проектная организация или Управление метрополитена);
  • световой знак «Т сбор» — место начала сбора схемы на тормоз для поезда, оборудованного устройствами автоматического управления (рис. 6.17); если световой знак «Т сбор» не горит — машинист должен остановить поезд на станции, применяя электрическое или пневматическое торможение; допускается установка неосвещаемого сигнального знака «Т сбор» на линиях, не оборудованных устройствами автоматического ведения, для обозначения места начала торможения перед станцией;
  • знак «С» перед кривым участком пути, стрелочным переводом, тоннелем требует подачи звукового сигнала хозяйственными поездами, первым электропоездом, а также всеми электропоездами при нахождении людей в тоннеле, при включённом освещении в тоннеле (рис. 6.18);

  • знаки «Включить тяговые двигатели» (рис. 6.19) и «Отключить тяговые двигатели» (рис. 6.20); в зависимости от режима вождения эти знаки могут дополняться буквами или цифрами;
  • знак «Т» — начало экстренного торможения, при входе на станцию или путь оборота состава, если машинистом не было своевременно применено служебное торможение (рис. 6.21); «Т начало» — место начала подтормаживания поезда на перегоне (рис. 6.22); «Т конец» — место конца подтормаживания поезда (рис. 6.23);
  • знак «Предельное место применения экстренного торможения» (рис. 6.24) — устанавливается в тоннеле с правой стороны по направлению движения за сигнальным знаком «Остановка первого вагона» на таком расстоянии от него, в пределах которого применение экстренного торможения обеспечит остановку поезда (состава) перед сигнальным знаком «4», «5», «6», «7», «8» (остановка первого вагона соответственно четырёх-, пяти-, шести-, семи- или восьмивагонного состава); знак указывает конец участка пути в пределах которого машинист должен применить экстренное торможение при обнаружении загорания подвижного состава с целью остановки и последующего осаживания поезда (состава) на станцию;
  • знак «Остановка первого вагона» устанавливается на пути у пассажирских платформ или на путевой стене на станциях открытого типа (рис. 6.25); освещаемый знак «Остановка первого вагона» устанавливается с правой стороны по ходу движения на станциях закрытого типа (рис. 6.26); рядом с освещаемым знаком располагается табличка с названием станции и номером пути; допускается размещение освещаемого (или неосвещаемого со светоотражателями, светоотражающей поверхностью) знака «Остановка первого вагона» на путях оборота станций;
  • знак «Опасно» (рис. 6.27) размещается с правой стороны по ходу движения поезда (в правильном и в неправильном направлении) на подходах к станциям закрытого типа, а также в местах стеснённого габарита опасных для нахожденя людей при прохождении по этим местам поезда; цифра под знаком «Опасно» указывает длину опасной зоны; расстановка знаков «Опасно» производится как указано на рис. 6.28; знак «Опасно» требует от машиниста принять меры к немедленной остановке поезда при нахождении людей в опасной зоне;
  • знаки «4», «5», «6», «7», «8» — остановка первого вагона соответственно четырёх-, пяти-, шести-, семи- или восьмивагонного состава; указанные знаки также используются для остановки головного вагона при следовании сцепа объединённых поездов для высадки пассажиров на станции (рис. 6.29);
  • знак «Телефон» показывает место расположения ближайшего телефона связи (рис. 6.30);
  • знак «Граница рельсовой цепи» указывает машинисту номер проследованной рельсовой цепи и место возможной смены сигнального показания АЛС в кабине управления поездом, составом (рис. 6.33 и 6.34); знаки устанавливаются у изолирующих стыков, а на бесстыковых рельсовых цепях — в точках подключения оборудования к рельсам; на главных путях перегонов и станций знаки устанавливаются с правой стороны по ходу движения в правильном направлении, а в пределах пассажирской платформы — на шпале между ходовыми рельсами; на остальных путях допускается установка знаков слева по ходу движения;
  • допускается установка знака «Ограждение сходного устройства на станционный путь» (рис. 6.35); знак устанавливается на шпале между ходовыми рельсами — на станции у сходных устройств с платформы на путь, а в тоннеле — на расстоянии 140 м от сходного устройства для четырёх-, пятивагонного состава и 200 м для шести-, семи-, восьмивагонного состава;
  • знак «Ограждение металлоконструкции (МК)» устанавливается перед металлоконструкцией с правой стороны по ходу движения в правильном направлении на расстоянии 100 м, а после МК — на расстоянии 200 м (рис. 6.36);
  • знак «Предел» — указывает место остановки первого вагона на пути оборота; устанавливается на путях оборота, оборудованных дублирующими электромеханическими автостопами (рис. 6.37).

6.9. В необходимых случаях в соответствии с указаниями Управления метрополитена некоторые сигнальные знаки могут быть световыми, со светоотражателями или со светоотражающей поверхностью.

  • Рис. 6.16. Предупредительный сигнальный знак «Предельно допускаемая скорость»

  • Рис. 6.17. Предупредительный сигнальный знак «Т сбор» (начало сбора схемы на тормоз)

  • Рис. 6.18. Предупредительный сигнальный знак «С» (сигнал)

  • Рис. 6.19. Предупредительный сигнальный знак «Включить тяговые двигатели»

  • Рис. 6.20. Предупредительный сигнальный знак «Отключить тяговые двигатели»

  • Рис. 6.21. Предупредительный сигнальный знак «Т» (начало экстренного торможения)

  • Рис. 6.22. Предупредительный сигнальный знак «Т начало» (место начала подтормаживания поезда на перегоне)

  • Рис. 6.23. Предупредительный сигнальный знак «Т конец» (место конца подтормаживания поезда на перегоне)

  • Рис. 6.24. Предупредительный сигнальный знак «Предельное место применения экстренного торможения»

  • Рис. 6.25. Предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона»

  • Рис. 6.26. Освещаемый предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона»

  • Рис. 6.27. Предупредительный сигнальный знак «Опасно». Длина опасной зоны — 300 м

  • Рис. 6.28. Схема расстановки знаков «Опасно»

  • Рис. 6.29. Предупредительный сигнальный знак «6» (остановка первого вагона шестивагонного состава)

  • Рис. 6.30. Предупредительный сигнальный знак «Телефон»

  • Рис. 6.31. Предупредительный сигнальный знак «1уп» (остановка первого вагона для отстоя составов)

  • Рис. 6.32. Предупредительный сигнальный знак «1о» (остановка первого вагона для отстоя составов)

  • Рис. 6.33. Предупредительный сигнальный знак «Граница рельсовой цепи»

  • Рис. 6.34. Предупредительный сигнальный знак «Граница рельсовой цепи»

  • Рис. 6.35. Предупредительный сигнальный знак «Ограждение сходного устройства на станционный путь» (схема установки)

  • Рис. 6.36. Предупредительный сигнальный знак «Ограждение металлоконструкции (МК)»

  • Рис. 6.37. Предупредительный сигнальный знак «Предел»

.
К оглавлению.

58. В тех случаях, когда необходимо указать железнодорожный путь приема или направление следования поезда или маневрового состава, применяются маршрутные световые указатели направления белого цвета (цифровые, буквенные или положения), помещаемые на мачтах светофоров или на отдельной мачте (рис. 123).

Рис. 123

Для указания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение поезду, на групповых выходных и маршрутных светофорах устанавливаются маршрутные световые указатели зеленого цвета (рис. 124).

Рис. 124

Эти указатели могут использоваться и для указания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.

59. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:

  • стрелка установлена по прямому железнодорожному пути – днем белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь (рис. 125);

Рис. 125

  • стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – днем широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь (рис. 126).

Рис. 126

60. Положение перекрестных стрелок обозначается двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены:

  • по прямому железнодорожному пути – днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой стороны указателей; ночью – молочно-белые огни (рис. 127);

Рис. 127

  • с пересечением прямого железнодорожного пути – днем на обоих указателях широкие стороны указателей; ночью – желтые огни (рис. 128);

Рис. 128

  • с прямого на боковой железнодорожный путь – днем на ближнем указателе видна широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь, а на дальнем – днем виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь (рис. 129);

Рис. 129

  • с бокового на прямой железнодорожный путь – днем на ближнем указателе виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь, а на дальнем – днем видна широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь (рис. 130).

Рис. 130

На железнодорожных путях необщего пользования положение стрелок, управляемых с локомотива, определяется стрелочными указателями, которые показывают:

  • стрелка установлена для движения по прямому железнодорожному пути – днем и ночью молочно-белый огонь (рис. 125);
  • стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – днем и ночью желтый огонь (рис. 126).

61. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:

  • стрелка установлена по прямому железнодорожному пути – стреловидный указатель направлен ребром вдоль железнодорожного пути (рис. 131);

Рис. 131

  • стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – стреловидный указатель направлен в сторону бокового железнодорожного пути (рис. 132).

Рис. 132

62. Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:

  • железнодорожный путь загражден – днем виден белый круг с горизонтальной черной полосой; ночью – молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 133);

Рис. 133

  • заграждение с железнодорожного пути снято – днем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой; ночью – молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 134).

Рис. 134

Места установки устройств сбрасывания (сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков или сбрасывающих стрелок) оборудуются указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеют контроля заграждающего положения.

Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону железнодорожного пути (рис. 135). Эти указатели могут быть освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.

Рис. 135

В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.

63. Указатель гидравлической колонки – фонарь – показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек железнодорожного пути; днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, окрашенная в красный цвет, – сигнал «Стой!» (рис. 136).

Рис. 136

Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль железнодорожного пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.

64. На участках железнодорожных путей, где установлены средства автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда применяются сигнальные световые указатели, помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 137) или речевые информаторы.

Рис. 137

При появлении на сигнальном указателе светящихся полос прозрачно-белого цвета, сигнализирующих о наличии неисправных вагонов в составе поезда, или получении соответствующего сообщения речевого информатора, а также при получении по радиосвязи от дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного) указания о возможности следования поезда на железнодорожную станцию или о необходимости немедленной его остановки на перегоне, машинист обязан:

  • принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на железнодорожный путь приема железнодорожный станции с остановкой независимо от показаний выходного сигнала;
  • остановить поезд служебным торможением на перегоне, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, осмотреть неисправные вагоны и доложить дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному) о возможности следования с поездом на железнодорожную станцию или затребования к составу осмотрщиков вагонов.

Дежурный по железнодорожной станции (диспетчер поездной) при этом принимает дополнительные меры, обеспечивающие безопасный пропуск поездов: информирует машинистов поездов, следующих по смежным железнодорожным путям и при необходимости задерживает отправление поездов с железнодорожной станции.

Нормально сигнальные указатели не освещаются и сигнального значения не имеют.

65. На участках железнодорожных путей общего пользования, где применяется автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи с фиксированными блок-участками, на границах таких блок-участков устанавливаются указатели границы блок-участков со светоотражателями и цифровыми литерными табличками для обоих направлений движения (рис. 138).

Рис. 138

На участках железнодорожных путей общего пользования, оборудованных автоматической блокировкой, где движение поездов по неправильному железнодорожному пути осуществляется по показаниям автоматической локомотивной сигнализации, границей блок-участков являются проходные светофоры, установленные для движения по правильному железнодорожному пути. На таких светофорах с обратной стороны устанавливаются дополнительные литерные знаки, соответствующие знакам, установленным на светофоре для движения по правильному железнодорожному пути (рис. 139).

На светофоре, являющимся предвходным, устанавливается литерный знак и оповестительная табличка в виде трех наклонных полос с отражателями белого цвета.

Рис. 139

66. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 140).

Рис. 140

При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками.

Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.

67. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 141, 142) устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей с нефте-, газо-, продуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).

Рис. 141 Рис. 142

Постоянные сигнальные знаки «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» (рис. 143, 144) устанавливаются в местах прохождения железнодорожных путей в закарстованных зонах непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на проследование огражденного участка с повышенным вниманием (бдительностью).

Рис. 143 Рис. 144

68. Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» (рис. 145) и «Конец торможения» (рис. 146) указывают машинисту локомотива места проверки действия автотормозов в пути следования.

Порядок расстановки таких сигнальных знаков утверждается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Рис. 145 Рис. 146

69. В случае применения сигнальных указателей «Опустить токоприемник» перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел» (рис. 147).

Постоянный сигнальный знак «Поднять токоприемник» с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 148).

Рис. 147 Рис. 148

Схемы установки сигнальных указателей «Опустить токоприемник» и постоянных сигнальных знаков «Поднять токоприемник» и «Внимание! Токораздел» приведены на рис. 149, 150. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

Рис. 149

Рис. 150

При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.

70. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак – чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 151).

Рис. 151

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 152). На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью железнодорожного пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

Рис. 152

На железнодорожных станциях стыкования разного рода электрической тяги для безостановочного пропуска поездов применяются сигнальные указатели и знаки. Порядок их применения устанавливается владельцем инфраструктуры.

71. Предельные столбики указывают место, далее которого на железнодорожном пути нельзя устанавливать железнодорожный подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 153, 154). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных железнодорожных путей должны иметь отличительную окраску (рис. 154).

Рис. 153 Рис. 154

72. Знак «Граница станции» (рис. 155) указывает границу железнодорожной станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.

Рис. 155

73. Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 156) и «Конец опасного места» (рис. 157) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».

Рис. 156 Рис. 157

74. Предупредительные сигнальные знаки:

  • знак «С» – подача свистка – устанавливается перед тоннелями, мостами, железнодорожными переездами и т.п. (рис. 158);
  • «Остановка локомотива» – устанавливается в местах, определяемых владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования (рис. 159).

Рис. 158 Рис. 159

75. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

  • «Отключить ток» (рис. 160) – перед нейтральной вставкой;

Рис. 160

  • «Включить ток на электровозе» (рис. 161), «Включить ток на электропоезде» (рис. 162) – за нейтральной вставкой.

Рис. 161 Рис. 162

Схема установки этих знаков приведена на рис. 163, 164.

Рис. 163

Рис.164

Сигнальный знак «Конец контактной подвески» (рис. 165) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

Рис. 165

На железнодорожных путях необщего пользования в местах, устанавливаемых владельцем железнодорожных путей необщего пользования, применяются предупредительные сигнальные знаки:

  • «Переход на боковую контактную сеть» – рис. 166;
  • «Переход на центральную контактную сеть» – рис. 167.

Рис. 166 Рис. 167

76. Предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона» (рис. 168) устанавливается на пассажирских платформах, где обращаются мотор-вагонные поезда.

Рис. 168

77. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

  • «Подготовиться к опусканию токоприемника» (рис. 169);
  • «Опустить токоприемник» (рис. 170);
  • «Поднять токоприемник» (рис. 171).

Рис. 169 Рис. 170 Рис. 171

Схема установки этих знаков на железнодорожных путях общего пользования указана на рис. 172, а на железнодорожных путях необщего пользования – на рис. 173.

Рис. 172

Рис. 173

Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из железнодорожных путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак «Опустить токоприемник» устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 172 схеме.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал «Опустить токоприемник» (рис. 174):

  • днем – повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;
  • ночью – повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

Рис. 174

Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

78. На участках, где работают снегоочистители, устанавливаются временные сигнальные знаки:

  • «Поднять нож, закрыть крылья» – перед препятствием (рис. 175);
  • «Опустить нож, открыть крылья» – после препятствия (рис. 176).

Рис. 175 Рис. 176 Рис. 177

На участках, где работают скоростные снегоочистители, перед знаками «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливаются, кроме того, временные сигнальные знаки «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев» (рис. 177).

Схемы установки знаков на участках, где работают снегоочистители, приведены на рис. 178, а где работают скоростные снегоочистители – на рис. 179.

Рис. 178

Рис. 179

При двух близко расположенных препятствиях, когда между ними работа снегоочистителя невозможна, на шесте помещаются два знака один под другим (рис. 180).

На участках железнодорожных путей общего пользования, где применяются счетчики осей и устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава, для обозначения места их установки должны размещаться временные сигнальные знаки с соответствии с порядком, устанавливаемым владельцем инфраструктуры.

Рис. 180

79. Отражатели, устанавливаемые на сигнальных знаках, должны изготовляться из прозрачно-белого стекла, а на отдельных сигнальных знаках в соответствии с техническими требованиями могут применяться отражатели из светоотражающего материала белого цвета.

Сигнальные знаки могут быть световыми или освещаемыми.

Как правило, в любительских усилителях мощности звуковой частоты балансировку стереозвучания осуществляют без использования специальных индикаторных устройств — либо на слух, либо ориентируясь на положение риски регулятора стереобаланса. При такой работе достаточно часто возникают ошибки, так как переменные резисторы имеют определенную степень нелинейности да и очень многое зависит от индивидуальных особенностей и вкуса оператора .

Схема одного из возможных вариантов индикатора стереобаланса для использования в любительской аппаратуре приведена на рисунке 1. Сигналы с выхода или входа каждого из каналов УМЗЧ (в последнем случае обязательно после регуляторов громкости и стереобаланса) подают соответственно на входы левого и правого каналов устройства. Конденсаторы С1 и С2 заряжаются соответственно через цепи делителей R1 VD1 R2 и R5 VD4 R4 до напряжения, пропорционального входным сигналам.

Рис.1.

Затем они сравниваются стрелочным индикатором с нулем посередине и разница вызывает отклонение стрелки в ту или иную сторону. Диоды VD2 и VD3 предохраняют измерительную систему от перегрузок при сильном разбалансе или пропадании сигнала в одном из каналов. Переменный резистор R3 служит для подстройки показаний при регулировании устройства. В качестве стрелочного индикатора применен миллиамперметр с током полного отклонения 1 мА и внутренним сопротивлением 500 Ом.

Детали

В конструкции устройства можно применить отечественные диоды КД503А (VD1, VD4) и КД521А (VD2, VD3).

Настройка

Начальную регулировку следует проводить при работе УМЗЧ в режиме «Моно» (входы каналов усилителей следует соединить между собой). При работе от генератора синусоидальных колебаний вначале необходимо проверить уровни сигналов в точках подключения индикатора и добиться их равенства. Затем подключить входы устройства индикации и регулировкой подстроечного резистора R3 добиться нулевых показаний. После этого проверяют работу устройства индикации в режиме работы УМЗЧ «Стерео».

М. Ангелов

Литература:

1. Баланс-индикатор — Млад конструктор, 1/92, май.

В настоящее время большинство недорогих промышленных усилителей мощности, активных акустических систем выпускаются без индикаторов выходной мощности. Минимализм в оснащении положительно сказывается на стоимости аппаратуры, поскольку нередко за наличие «перламутровых пуговиц» производитель — посредники — продавец неадекватно увеличивают стоимость товара. В отличие от обычных людей, радиолюбители имеют возможность самостоятельно дорабатывать промышленную аппаратуру. Отсутствующие индикаторы уровня мощности можно изготовить самостоятельно. Если же в индикаторах уровня мощности нет необходимости или нет возможности их разместить в аппарате, то можно ограничиться более простым индикатором наличия стереобаланса. Первое устройство, принципиальная схема которого приведена на рис. 1, представляет собой простейший индикатор равенства выходных мощностей для стереофонического усилителя мощности звуковой частоты.

Устройство не нуждается в отдельном источнике питания, подключается только к выходам УМЗЧ, что удобно, если срок гарантийного обслуживания аппарата ещё не закончился. Из-за отсутствия напряжения питания чувствительность этого устройства относительно небольшая, минимальная выходная мощность УМЗЧ, при которой этот индикатор начинает работать, около 4 Вт, и не менее 10 Вт, при которой его использование становится эффективным. На практике это не доставляет существенных неудобств, поскольку эффективность слухового контроля стереобаланса снижается именно на большой громкости. Работает первый индикатор следующим образом. Если выходная мощность одного из каналов больше, например, левого канала, то конденсатор СЗ заряжается до большего напряжения, чем соответствующий конденсатор правого канала С4. При разнице напряжений более 2 вольт начинает светиться светодиод HL1 (левый по схеме). Если уровень сигнала в правом канале больше, то будет светиться светодиод HL2. При примерном равенстве уровней сигналов в обоих каналах светодиоды не светятся. Печатная плата для этого индикатора на рис. 2.

Более совершенный, но более сложный индикатор стереобаланса можно собрать по схеме рис. 3.

Устройство подключают к выходам каналов УМЗЧ, его можно встроить в любой звуковоспроизводящий аппарат с выходной мощностью более 0,5 Вт на нагрузке 4 Ом, но для его питания нужен источник +12… +45 В. Наличие баланса сигналов отображается отсутствием свечения светодиодов HL1 — HL4. Работает это устройство следующим образом. Когда уровни сигналов звуковой частоты на обоих входах примерно равны, конденсаторы С1, С2 заряжаются одинаково, транзисторы VT1, VT2 закрыты, следовательно, закрыты и транзисторы VT3 — VT6 и светодиоды HL1 — HL4 не светят. Если же, например, левый канал станет звучать громче, конденсатор С1 заряжается сильнее, транзистор VT1 открывается, так как напряжение на его базе больше, чем на эмиттере. Тогда открывается и транзистор VT3 и загорается светодиод HL1. Если разбаланс сигналов станет еще больше, то VT1 откроется сильнее, и, как следствие, откроется транзистор VT5 и засветит светодиод HL3. Если уровень сигнала станет больше на выходе правого канала усилителя мощности, то до большего напряжения заряжается конденсатор С2, и описанные выше процессы протекают аналогично для VT2, VT4, VT6 и HL2, HL4. Одновременное свечение двух групп светодиодов невозможно. Диод VD1 и резистор R7 снижают нестабильность переключения светодиодов из-за возможных скачков напряжения питания, например, при большой выходной мощности усилителя. Кроме контроля стереобаланса, в паузах фонограммы это устройство сигнализирует свечением одной из групп светодиодов о появлении на выходе УМЗЧ напряжения положительной полярности величиной более 1,3 В, или о самовозбуждении одного из каналов на высоких частотах. Светодиод HL5 с жёлтым светом свечения можно разместить в центре между двумя группами светодиодов, что позволит с относительно большого расстояния определить, какой из каналов звучит громче. Печатная плата для этого индикатора показана на рис. 4.

Для компактности устройства мощные резисторы устанавливают вертикально. Любым из рассмотренных индикаторов можно оснастить усилитель, например, собранный на микросхемах TDA2051 и другие аналогичные. В обоих индикаторах можно применить постоянные резисторы типа МЛТ, С1-4, С1-14 С2-23, С2-33 или аналогичные. Подстроечные резисторы — любые малогабаритные, например, РП1-63М. Все оксидные конденсаторы — импортные аналоги К50-35. Неполярные конденсаторы — К73-17, К73-24. Диоды можно взять любые из серий КД247, КД258, КД102, TVR5G, 1N4935, 1S2471. Вместо прямоугольных светодиодов с высокой яркостью свечения серии L-383 фирмы «Kingbright» можно применить любые светодиоды с повышенной светоотдачей, например, из серий L1513, КИПД21, КИПД40 и аналогичные. Транзисторы VT1, VT2 можно заменить на КТ3102А, Ж, И, КТ6111А…Г, MPSA-42, MPSA-43. SS9011, 2SC1008. 2SC1009, 2SC1815 с любым буквенным индексом. Транзисторы КТ851А можно заменить на КТ9115А или любыми из серий КТ505, КТ644, КТ851, 2SA931, 2SA931, 2SA1370 с коэффициентом передачи тока базы не менее 80. Устройство, собранное по схеме показанной на рис. 3, нуждается в небольшой настройке. Подстроечными резисторами R16, R17 устанавливают порог зажигания светодиодов HL3, HL4. Если чувствительность этого индикатора окажется излишне высокой, то нужно увеличить сопротивление резисторов R1 и R2. Это целесообразно сделать и в том случае, если усилитель мощности большую часть времени будет эксплуатироваться на выходной мощности более 10 Вт. На индикатор должно поступать то напряжение питания, которым питается выходной каскад усилителя мощности. Если конструкция подключается к усилителю с однополярным питанием или с выходными каскадами, выполненными по мостовой схеме, т.е, на выходе УМЗЧ относительно общего провода нет нулевого потенциала, то входные сигналы на нее нужно подавать через разделительные конденсаторы емкостью 4,7… 10 мкФ типа К73-17, после которых устанавливают однополупериодные выпрямители на двух диодах, так, как это сделано в первом индикаторе. При напряжении питания, отличном от 25 В, сопротивления резисторов R14, R15, R18, R19 нужно пропорционально уменьшить или увеличить, чтобы ток через любой из светодиодов не превышал 5…20 мА. Подбором сопротивления резистора R20 устанавливают желаемую яркость свечения светодиода HL5. Размеры печатной платы второго индикатора позволяет без особых проблем установить это устройство в большинство недорогих устаревших автомагнитол, выполненных в корпусах стандартных размеров. В этом случае на передней панели магнитолы весьма эстетично смотрятся малогабаритные светодиоды диаметром 3 мм, например, серии L-934S.

Радиоконструктор №5 2009г стр. 24

Архив журналов Моделист-Конструктор за 1981 год

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №1:
Доспехи моторыцаря.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный мотошлем-«интеграл».
Режет… трение.
Автор статьи делится опытом по резке различных материалов (металл, стекло, дерево и др.) старым модернизированным диском от циркулярной пилы.
Настольный шлифовальный.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельного настольного шлифовального станка с электродвигателем P=0,75 Вт на 1400 об/мин.
Эсминец «Смелый».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского эскадренного миноносца «Смелый».
Схематическая модель планера.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция схематической модели планера.
Автожир на корде.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели автожира с модернизированным двигателем «Полёт».
Кордовая, скоростная 2,5 см3.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция скоростной кордовой модели автомобиля спортивного класса 2,5 см3.
Конец «непотопляемой» эскадры.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о японских тяжёлых и лёгких крейсерах 1925-1939 года.
Кто быстрее?
Принципиальные схемы и принцип работы различных вариантов электронной игры «Кто быстрее?».
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №2:
Дрель-косилка.
Автор статьи делится опытом по изготовлению самодельной роторной косилки с применением бытовой электрической дрели.
Картофелесажалка.
Небольшой обзор самодельного агрегата, предназначенного для посадки картофеля.
Только профиль.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке модели — полукопии самолёта.
Убирающееся шасси гоночной.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструктивных особенностях убирающегося шасси гоночной модели самолёта.
Гребные винты из пенопласта.
Для любителей судомоделизма представлен проверенный на практике способ изготовления гребных винтов.
Эсминец «Смелый».
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 1981 год.
Урал против «Рейнметалла».
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советской самоходной установки СУ-85.
Приёмник «лисолова».
Принципиальная схема и принцип работы самодельного приёмника для спортивной радиопеленгации, предназначенного для работы в диапазоне 28 Мгц.
«Питание» для микросхем.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать самодельный выпрямитель с выходным постоянным напряжением 12, 15 и 6,3 вольт.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:
Точить — так на станке.
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельного станка, предназначенного, для заточки различных деревообрабатывающих инструментов (ручных ножовок, лучковых пил и тд.)
Удар, ещё удар — пила готова!
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного приспособления, предназначенного для вырубания зубьев на полотнах для ножовок.
Микромотонарты, или Сани с мотором для самых маленьких.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальные детские гусеничные мотонарты с велосипедным двигателем Д-4.
Фрезеруем… делянку.

Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем рабочим объёмом 50 см3.
Стремительный снежный рейд.
Интересные факты из истории создания и боевого применения советских самоходных саней РФ-8-ГАЗ-98.
Один под парусами вокруг света.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию легендарной парусной яхты «Спрей».
В огне тихоокеанских сражений.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о тяжёлых, лёгких и линейных американских крейсерах 1933-1943 года.
Электробалалайка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению звукоснимателя для балалайки.
Бас-гитара: «жёсткая атака».
Принципиальная схема и принцип работы самодельной электронной приставки для бас-гитары, предназначенной для получения эффекта «жёсткая атака».
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:
Таким был «Запорожец».
История создания, основные данные, чертежи и рисунки одного из первых советских тракторов «Запорожец».
Имени вождя революции.
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного эскадренного миноносца «Ленин».
Ракета для «Востока».
В статье приведены развертки основных деталей модели-копии ракеты-носителя космического корабля «Восток».
Из «Спутников» — тандем.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению велотандема с использованием серийных велосипедов «Спутник».
Терменвокс.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального лампового музыкального инструмента Терменвокс.
В боях за Родину.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о крейсерах различных стран 1929-1945 года.
Искра без «капризов».
Принципиальная схема и принцип работы самодельной транзистороно-тиристорной системы электронного зажигания для автомобиля.
Частота на экране ТВ.
Небольшой обзор процесса изготовления частотомера, у которого индикация отсчёта отображается на экране телевизора.
Светильники? Это просто!
Советы и рекомендации по самостоятельному изготовлению различных оригинальных ламп и светильников.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:
Семейство «Стрижей» — для семейного отдыха.
В статье приведены три конструкции самодельных тримаранов «Стриж».
Пневмопарусник.
Советы и рекомендации по оснащению резиновой надувной лодки парусным оборудованием.
«Светлячок-2».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция учебно-тренировочной модели воздушного боя «Светлячок-2».
БАВ: первый послевоенный автомобиль класса «земля-вода».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского большого плавающего автомобиля-амфибии БАВ 485.
Эсминец «Ленин».
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №4 за 1981 год.
Созданный для перелётов.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советских двухместных самолётов АИР-3 и АИР-4.
На корде — скоростная А-1.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции скоростной кордовой судомодели спортивного класса А-1.
«Радиоточка» выходит в эфир.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного радиоприёмника, сделанного на основе абонентского громкоговорителя.
Индикатор стереобаланса.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинального стрелочного индикатора стереобаланса.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:
Сауна для пчёл.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинальной установки, предназначенной для обработки пчёл от варроатоза.
Газонокосилка ГК-1.
Описание оригинальных конструкций сегментной электрической газонокосилки с шириной захвата один метр.
Яхта из… байдарки.
Советы и рекомендации по переделки байдарки в парусную яхту.
По степи — под парусом.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельного колёсного парусного буера.
Со стапеля — в бой.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию бронированного морского охотника периода Великой Отечественной войны.
Вертолёт «бабочка».
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального вертолёта «бабочки».
Средиземноморские ветры «Мазератти».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки итальянского двухместного спорткупе «Maserati Khasmin».
Четыре реле — восемь команд.
Принципиальная схема и принцип работы самодельной приёмно-передающей аппаратуры для радиоуправляемых моделей с радиусом действия около 10 метров.
Электронный звонок для велосипеда.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать электронный звонок для велосипеда.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:
С ветром на одной доске.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного сборно-разборного парусного виндсёрфера.
«Вятич» из Подмосковья.
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления мотоагрегата для обработки почвы с двигателем от мотороллера «Вятка-150М».
Реактивный над колхозным полем.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского реактивного сельскохозяйственного самолёта М-15.
Подводные крейсера.
Интересные факты из истории создания и боевого применения советской крейсерской дизель-электрической подводной лодки времён Великой Отечественной войны К-21.
Пилотажка: маневренность плюс устойчивость.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой пилотажной модели самолёта.
И это все о «жуке».
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки немецкого малолитражного легкового автомобиля Фольксваген «Жук».
Радужный аккомпанемент «холодного» света.
Принципиальная схема и принцип работы оригинальной светомузыкальной установки, сделанной с применением люминесцентных ламп.
«Лиса» на ИМС.
В статье представлена конструкция самодельного передатчика для спортивной радиопеленгации, предназначенного для работы в диапазоне 3,5 и 28 Мгц.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:
Электромобиль формулы «Д».
Подробный обзор самодельного детского электромобиля «Алёнушка» с реверсивным электродвигателем напряжением 24 В, и мощностью 60 Вт.
Гидрокарт «Мустанг».
Особенности конструкции и процесс сборки самодельной спортивной мотолодки «Мустанг».
Воздушный лимузин.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского четырёхместного самолёта АИР-5.
Наш старый добрый «Товарищ».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного четырёхмачтового барка «Товарищ».
На трассе «Ленинград-2».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели гоночного автомобиля формулы III «Ленинград-2».
Универсальный блок питания.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного блока питания с плавной регулировкой выходного тока и напряжения.
«Лиса» на ИМС.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №7 за 1981 год.
Доска-невидимка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению комбинированного стола с гладильной доской.
Два размера сразу.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинального фиксатора для слесарной линейке.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:
«Микрус» — туристский автомобиль.
Технические характеристики и компоновка самодельного четырёхместного автомобиля с двигателем от мотоцикла К-750.
Пашем… электродрелью.
Подробный обзор процесса изготовления самодельной электролебёдки, предназначенной для буксировки плуга, сделанной с применением бытовой электродрели мощностью 600 Вт.
Первая броня. Т-26 — танк пехоты.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки советского лёгкого танка Т-26.
Первый линейный корабль России.
Рубрика «Знаменитые парусники» рассказывает о русском 58-пушечном линейном паруснике «Предестинация».
Радиоуправляемая пилотажная.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой пилотажной модели самолёта.
Скоростная полуторакубовка.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции скоростной кордовой модели автомобиля.
Мебельный «Конструктор».
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению унифицированных деталей для детского мебельного конструктора.
«Уходя, гасите свет!»
Принципиальная схема и принцип работы электронного автомата «Уходя, гасите свет!».
Чтоб гитара звучала лучше.
Советы и рекомендации по модернизации серийной электрогитары.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:
«Южанка»: мотолодка под… парусом.
Советы и рекомендации по установке парусного вооружения на моторную лодку «Южанка».
Автобиплан Грибовского.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского учебно-тренировочного самолёта Г-25.
«Предестинация».
Окончание статьи «Первый линейный корабль России» опубликованной в «М-К» №9 за 1981 год.
Трассовые — на поток.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельного комплекта приспособлений, предназначенных для ускоренной постройки трассовых автомоделей.
Крылатые моряки России.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об отечественных гидрокрейсерах и аэростатоносцах 1904-1918 года.
Подсказала фантазия.
Автор статьи делится опытом по изготовлению оригинальных фигурок из бросового материала.
Лампы включает… случай.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного генератора случайных чисел.
Защита от тока.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать защитно-отключающее устройство бытовых электроприборов.

Электронный метроном.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного свето-звукового электронного метронома.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:
Роторная тяпка.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного агрегата для обработки почвы с глубиной обработки 100-120 мм.
«Золушка» на покосе.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной малогабаритной роторной косилки.
Трёхоперационный настольный.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального настольного деревообрабатывающего станка.
Стружок.
Советы и рекомендации по модернизации серийного деревянного рубанка.
Нарты с пропеллером.
Подробных обзор самодельных лёгких аэросаней ПМ-5, которые построил конструктор-любитель М. И. Псарёв.
«Дорога жизни» восемнадцатого… .
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественной канонерской лодки «Волгарь-доброволец».
На корде – гоночная.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой гоночной модели самолёта спортивного класса F2C.
Новый класс ракетопланов — S8.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракетного планера спортивного класса S8A (S8B).
Покоритель пустынных пространств.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки французского трёхосного автомобиля повышенной проходимости «Рено-МН».
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:
Прибор утверждает: поспело.
Рубрика «Юные техники — сельскому хозяйству» рассказывает об оригинальном приборе, который предназначен для определения раннеспелости растений.
Сухое или влажное?
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать электронный измеритель влажности лекарственных растений.
Дрель-станок.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению различных деревообрабатывающих станков с использованием бытовой электрической дрели ИЭ1032-1.
Сёрфинг на снегу.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинальной зимней мотолыжи-сёрфера.
Летающие лодки Четверикова.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советских гидросамолётов СПЛ и ОСГА-101.
Союзники и враги авиации Гранд Флита.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских и французских авианесущих кораблях 1914-1915 года.
F3V — скоростная радиоуправляемая.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция скоростной радиоуправляемой модели катера спортивного класса F3V.
«Ракета» класса S-3-A.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракеты спортивного класса S-3-A.


Скачать или читать онлайн
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

ИНДИКАТОР ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТИ НА СВЕТОДИОДАХ

Приблизительно год назад загорелся идеей собрать преобразователь напряжения 12-220 вольт. Для реализации понадобился трансформатор. Поиски привели в гараж, где был найден усилитель Солнцева, собранный мною лет 20 назад. Просто извлечь трансформатор и таким образом уничтожить усилитель не поднялась рука. Родилась идея его реанимировать. В процессе оживления усилителя многое подверглось изменениям. В том числе индикатор выходной мощности. Схема прежнего индикатора была громоздкой, собрана на К155ЛА3 и т.д. Найти ее не помог даже интернет. Зато была найдена другая очень простая, но от того не менее эффективная схема индикатора выходной мощности.

Схема LED индикатора

Данная схема достаточно хорошо описана на просторах интернета. Здесь лишь вкратце расскажу (перескажу) о ее работе. Индикатор выходной мощности собран на микросхеме LM3915. Десять светодиодов подключены к мощным выходам компараторов микросхемы. Выходной ток компараторов стабилизирован, поэтому отпадает необходимость в гасящих резисторах. Напряжение питания микросхемы может находиться в пределах 6…20 В. Индикатор реагирует на мгновенные значения звукового напряжения. У микросхемы LM3915 делитель рассчитан так, что включение каждого последующего светодиода происходит при увеличении напряжения входного сигнала в v2 раз (на 3 дБ), что удобно для контроля мощности УМЗЧ.

Сигнал снимается непосредственно с нагрузки — акустической системы УМЗЧ — через делитель R*/10k. Указанный на схеме ряд мощностей 0,2-0,4-0,8-1,6-3-6-12-25-50-100 Вт соответствует действительности, если сопротивление резистора R*=5,6 кОм для Rн=2 Ом, R*= 10 кОм для Rн=4 Ом, R*= 18 кОм для Rн=8 Ом и R*=30 кОм для Rн=16 Ом. LM3915 дает возможность легко менять режимы индикации. Достаточно лишь подать на вывод 9 ИМС LM3915 напряжение, и она перейдет с одного режима индикации в другой. Для этого служат контакты 1 и 2. Если их соединить, то ИМС перейдет в режим индикации «Светящийся столбик», если оставить свободными — «Бегущая точка». Если индикатор будет эксплуатироваться с УМЗЧ с иной максимальной выходной мощностью, то нужно подобрать лишь сопротивление резистора R*, чтобы светодиод, подключенный к выводу 10 ИМС, светился при максимальной мощности УМЗЧ.

Как видите, схема проста и не требует сложной настройки. Благодаря широкому диапазону питающих напряжений для ее работы использовал одно плечо импульсного двухполярного блок питания УМЗЧ +15 вольт. На входе сигнала вместо подбора отдельных резисторов R* установил переменное сопротивление номиналом 20 кОм, что сделало индикатор универсальным для акустики разного сопротивления.

Для смены режимов индикации предусмотрел установку перемычки или кнопки с фиксацией. В финале замкнул перемычкой.

Сам усилитель Солнцева рассчитан на выходную мощность 70 Ватт на канал при 4 Омах нагрузки. В качестве акустических систем использую югославские HZK 12031 номинальной мощность 100 Ватт. Переменные сопротивления установил в значения 10 кОм для мощности 100 Ватт.

Печатные платы выполнены методом ЛУТ. Травление проводилось перекисью водорода, лимонной кислотой и поваренной солью из расчета 50 мл перекиси, 2 ч.л. кислоты и чайная ложка соли.

На плату, где размещены светодиоды, добавил светодиоды и их ограничительные резисторы для индикации аварии питания усилителя мощности. В случае нештатной ситуации по + 27 Вольт будут загораться верхние 11 и 12 светодиоды в верхнем ряду (красные), по -27 Вольт 23 и 24 светодиоды нижнего ряда (жаль не нашел светодиодов синего цвета для наглядности).

В случае, если эта часть индикатора не требуется, то всегда можно прибегнуть к услугам Sprint-Layout и убрать лишнее. Для удобства монтажа и главное доступности в случае ремонта разделил индикатор на две платы.

Как показали испытания и дальнейшая эксплуатация – схема проста, надежна и достойна рекомендаций к повторению.

Видео

Напоследок добавлю, что на основе данной схемы можно построить так же индикатор уровня звукового сигнала, т.е. подавать сигнал не с УМЗЧ, а, например, с предварительного усилителя. Для этого необходимо лишь раскачать входной сигнал дополнительными каскадами усиления. Автор материала — Кондратьев Николай, г. Донецк.

Светодиоды

Светодиодные индикаторы

Конструкция светодиодных индикаторов несколько сложнее. Конечно, при использовании специальной микросхемы управления ее можно упростить до предела, но тут притаилась маленькая неприятность. Большинство таких микросхем развивает на выходе ток не более 10 мА и яркость светодиодов в условиях автомобиля может оказаться недостаточной. Кроме того, наиболее распространены микросхемы с выходами на 5 светодиодов, а это только «программа-минимум». Поэтому для наших условий схема на дискретных элементах предпочтительней, ее можно расширять без особых усилий.

Простейший индикатор на светодиодах (рис.4) не содержит активных элементов и в питании поэтому не нуждается. Подключение — к магнитоле по схеме «mixed mono» или с разделительным конденсатором, к усилителю — «mixed mono» или напрямую.

Рис. 4

Схема предельно проста и не требует налаживания. Единственная процедура — подбор резистора R7. На схеме указан номинал для работы со встроенными усилителями головного устройства. При работе с усилителем мощностью 40…50 Вт сопротивление этого резистора должно быть 270…470 Ом. Диоды VD1…VD7 — любые кремниевые с прямым падением напряжения 0,7…1 В и допустимым током не менее 300 мА.

Светодиоды любые, но одного типа и цвета свечения с рабочим током 10…15 мА. Поскольку светодиоды «питаются» от выходного каскада усилителя, их количество и рабочий ток увеличить в этой схеме нельзя. Поэтому придется выбрать «яркие» светодиоды или найти для индикатора такое место, где он будет защищен от прямого освещения. Еще один недостаток простейшей конструкции — малый динамический диапазон.

Для улучшения работы необходим индикатор со схемой управления. Помимо большей свободы в выборе светодиодов можно простыми средствами сформировать шкалу любого типа — от линейной до логарифмической, или «растянуть» только один участок. Схема индикатора с логарифмической шкалой приведена на рис. 5. Пунктиром показаны необязательные элементы.

Рис. 5

Светодиоды в этой схеме управляются ключами на транзисторах VT1…VT5. Пороги срабатывания ключей задают диоды VD3…VD9. Подбирая их количество, можно изменять динамический диапазон и тип шкалы. Общую чувствительность индикатора определяют резисторы на входе. На рисунке приведены примерные пороги срабатывания для двух вариантов схемы — с одиночными и «сдвоенными» диодами. В основном варианте диапазон измерения — до 30 Вт на нагрузке 4 Ом, с одиночными диодами — до 18 Вт.

Светодиод HL1 светится постоянно, он обозначает начало шкалы, HL6 — индикатор перегрузки. Конденсатор C4 задерживает на 0,3…0,5 сек погасание светодиода, что позволяет заметить даже кратковременную перегрузку. Накопительный конденсатор C3 определяет время обратного хода. Оно, кстати, зависит от количества светящихся светодиодов — «столбик» от максимума начинает спадать быстро, , а потом «притормаживает». Конденсаторы C1,C2 на входе устройства нужны только при работе со встроенным усилителем магнитолы. При работе с «нормальным» усилителем их исключают. Количество сигналов на входе можно увеличить, добавив цепочки из резистора и диода. Количество ячеек индикации можно увеличить простым «клонированием», главное ограничение — «пороговых» диодов должно быть не больше 10 и между базами соседних транзисторов должен быть хотя бы один диод.

Светодиоды можно использовать любые в зависимости от требований — от одиночных светодиодов до светодиодных сборок и панелей повышенной яркости. Поэтому на схеме приведены номиналы токоограничивающих резисторов для разных рабочих токов. К остальным деталям никаких специальных требований не предъявляется, транзисторы можно использовать практически любые структуры n-p-n с мощностью рассеяния на коллекторе не менее 150 мВт и двукратным запасом по току коллектора. Коэффициент передачи тока базы этих транзисторов должен быть не менее 50, а лучше — больше 100.

Эту схему можно несколько упростить, при этом в качестве побочного эффекта появляются новые свойства, весьма полезные для наших целей (рис.6).

Рис. 6

В отличие от предыдущей схемы, где транзисторные ячейки были включены параллельно, здесь использовано последовательное включение «столбиком». Пороговыми элементами являются сами транзисторы и открываются они по очереди — «снизу вверх». Но в данном случае порог срабатывания зависит от напряжения питания. На рисунке показаны примерные пороги срабатывания индикатора при напряжении питания 11 В (левая граница прямоугольников) и 15 В (правая граница). Видно, что с ростом напряжения питания больше всего смещается граница индикации максимальной мощности. В случае использования усилителя, мощность которого зависит от напряжения аккумулятора (а таких немало), подобная «автокалибровка» может принести пользу.

Однако плата за это — возросшая нагрузка на транзисторы. Через нижний по схеме транзистор протекает ток всех светодиодов, поэтому при использовании индикаторов с током более 10 мА транзисторы тоже потребуются соответствующей мощности. «Клонирование» ячеек еще более увеличивает неравномерность шкалы. Поэтому 6-7 ячеек — это предел. Назначение остальных элементов и требования к ним — те же, что и в предыдущей схеме.

Слегка модернизировав эту схему, получим другие свойства (рис.7). В этой схеме в отличие от ранее рассмотренных, нет светящейся «линейки». В каждый момент времени светится только один светодиод, имитируя движение стрелки по шкале. Поэтому потребление энергии минимально и в этой схеме можно применить маломощные транзисторы. В остальном схема не отличается от рассмотренных ранее.

Пороговые диоды VD1…VD6 предназначены для надежного отключения неработающих светодиодов, поэтому если будет наблюдаться слабая засветка лишних сегментов, необходимо использовать диоды с большим прямым напряжением или включить последовательно по два диода. «Клонирование» ячеек уменьшает яркость свечения верхних по схеме сегментов, для устранения этого вместо резистора R9 нужно вводить генератор тока. А мы договорились — не усложнять. Поэтому в данном случае 8 ячеек — это максимум.

Рис. 7

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Индикатор №1
VD1-VD6 Выпрямительный диод 1N4007 6 Поиск в Utsource В блокнот
HL-HL6 Светодиод Любой 10-15 mA 6 Поиск в Utsource В блокнот
R1 Резистор 68 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R2 Резистор 33 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R3 Резистор 22 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R4 Резистор 15 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5 Резистор 12 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R6 Резистор 10 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
R7 Резистор 100 — 470 Ом 1 Поиск в Utsource В блокнот
С1 Электролитический конденсатор 100 мкФ на 16В 1 Поиск в Utsource В блокнот
Индикатор №2
VT1-VT5 Биполярный транзистор КТ315В 5 Поиск в Utsource В блокнот
VD1-VD9 Диод КД522А 9 КД503, 1N4148 Поиск в Utsource В блокнот
HL1-HL6 Светодиод До 30 мА 6 Поиск в Utsource В блокнот
C1-C4 Электролитический конденсатор 10мкФ на 16В 4 Поиск в Utsource В блокнот
R7-R11 Резистор 470 Ом 5 Поиск в Utsource В блокнот
R12-R13 Резистор 1 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 10 мА
R1-R6 Резистор 1 кОм — 1.2 кОм 6 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 20 мА
R1-R6 Резистор 470 Ом — 680 Ом 6 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 30 мА
R1-R6 Резистор 330 Ом — 390 Ом 6 Поиск в Utsource В блокнот
Индикатор №3
VT1-VT6 Биполярный транзистор КТ503А 6 Поиск в Utsource В блокнот
VD1-VD2 Диод КД522А 2 1N4148 Поиск в Utsource В блокнот
HL1-HL7 Светодиод до 30 мА 7 Поиск в Utsource В блокнот
C1-C4 Электролитический конденсатор 10 мкФ на 16В 4 Поиск в Utsource В блокнот
R1-R6 Резистор 1 кОм 6 Поиск в Utsource В блокнот
R14-R15 Резистор 1 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 10 мА
R7-R13 Резистор 1 кОм — 1.2 кОм 7 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 20 мА
R7-R13 Резистор 470 Ом — 680 Ом 7 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 30 мА
R7-R13 Резистор 330 Ом — 390 Ом 7 Поиск в Utsource В блокнот
Индикатор №4
VT1-VT8 Биполярный транзистор КТ315В 8 Поиск в Utsource В блокнот
VD1-VD8 Диод КД522А 8 1N4148 Поиск в Utsource В блокнот
HL1-HL9 Светодиод до 30 мА 9 Поиск в Utsource В блокнот
C1-C4 Электролитический конденсатор 10 мкФ на 16В 4 Поиск в Utsource В блокнот
R1-R8 Резистор 1 кОм 8 Поиск в Utsource В блокнот
R9-R10 Резистор 330 Ом — 1.2 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 10 мА
R9-R10 Резистор 1 кОм — 1.2 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 20 мА
R9-R10 Резистор 470 Ом — 680 Ом 2 Поиск в Utsource В блокнот
Ток светодиода 30 мА
R9-R10 Резистор 330 Ом — 390 Ом 2 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх