Электрификация

Справочник домашнего мастера

Схемы примочек для электрогитары своими руками

Содержание

Схемы для электрогитары

Схема фуз (Fuse) приставки для электрогитары (LM358)

Одной из наиболее часто применяемых приставок к электрогитарам является предлагаемая ‘примочка’. Она вносит характерное изменение звука и увеличивает его продолжительность. Приставка построена на двойном операционном усилителе LM358. Сигнал со звукоснимателей гитары подается на вход усилителя…

7 5087 0 Тремоло приставка к электрогитаре на двух транзисторах

Принципиальная схема самодельной тремоло приставки к электрогитаре, создающая эффект тремоло, значительно улучшает звучание электрогитары. Основой приставки является задающий генератор низкой частоты на транзисторе V1 и амплитудный модулятор на транзисторе V2. Частоту генератора изменяют переменным резистором R2. Входной сигнал поступает на…

1 4978 0 Схемы дисторшн (distortion) приставок к электрогитаре на ОУ и транзисторах

Дисторшн (distortion) приставки, схемы которых приведены в статье, предназначены для работы в тракте электронной гитары. Сущность дистошн-эффекта состоит в двустороннем ограничении входного сигнала (от звукоснимателей) и поддержании его на постоянном уровне в течение достаточно большого времени. Приставка содержит предварительный усилитель…

0 4823 0 Вау — приставка к электрогитаре (2 транзистора)

Схема простой Вау — приставки к электрогитаре, предназначена для создания одноименного эффекта, заключающегося в подъеме АЧХ в сравнительно узкой (0,5… 1,5 кГц) полосе частот, которую по желанию исполнителя можно смещать по частоте в ту или иную сторону. Приставка выполнена на транзисторах V1 и V2….

3 4519 0 Бустер приставка к электрогитаре на 5 транзисторах

Схема приставки к электрогитаре для бустер-эффекта, заключается в резком усилении звука в первоначальный момент после щипка струны (или нажатия на клавишу электронного музыкального инструмента). Затем громкость почти также быстро спадает, после чего следует обычное звучание инструмента. Благодаря этому при исполнении быстрых…

0 3897 0 Схема преобразователя спектра для электрогитары

Схема преобразователя спектра для электрогитары позволяет получить органное звучание и ряд других звуковых эффектов, в том числе удвоение частоты. В основу работы устройства положен принцип регистрового синтеза тембров. Сигнал звукоснимателя сначала преобразуется в прямоугольный, затем его…

0 4234 0 Самодельный транзисторный синтезатор для бас-гитар, схема

Приведена принципиальная схема синтезатора, который предназначен для электронных бас-гитар с неразвитой тембровой техникой. Он значительно расширяет их музыкальные возможности и приближает по разнообразию тембров к электронным бас-гитарам высокого класса. Устройство состоит из двух звукоснимателей …

1 3970 0 Электрическая часть электрогитары

Электрогитара предназначена для исполнения партий соло и ритма в ансамблях электронных музыкальных инструментов. Приведена принципиальная схема электрической части для электрогитары с использованием трех звукоснимателей. Ее электрическая часть состоит из …

1 4069 0 Morpheus G2D — схема дисторшн педали

G2D — фирма из Новой Зеландии (www.g2d.co.nz) занимается разработками в области гитарной электроники с 1984 года. Педаль G2D Morpheus была выпущена в 2003м году и позволяет получить сверхтяжелый дисторшн-эффект. Педаль имеет 4 ручки управления: Drive, Gate, Tone и Level.

7 5130 14 Krank Distortus Maximus — схема дисторшн педали

Принципиальная схема гитарной педали Distortus Maximus — первая педаль от Krank, коробочка-монстр с высоким коэффициентом усиления. Она описывается многими пользователями как более чем педаль с богатым гармоническим синтезом. Distortus Maximus оснащен 3-полосным эквалайзером, педаль переключения байпаса и 9В адаптер постоянного тока / батареи.

Примочка для гитары своими руками

Популярность электрогитары сегодня во многом объясняется возможностью подключать к ней электронные приставки, позволяющие получать самые разнообразные звуковые эффекты. Среди музыкантов-электрогитаристов можно услышать незнакомые для непосвященных слова «вау», «бустер», «дистошн», «тремоло» и другие. Все это — названия эффектов, получаемых во время исполнения мелодий на электрогитаре.

О некоторых приставках для получения подобных эффектов и пойдет рассказ. Все они рассчитаны на работу как с промышленными звукоснимателями, устанавливаемыми на обычную гитару, так и с самодельными, изготовленными по описаниям в популярной радиолюбительской литературе.

Примочка гитары. Бустер приставка

Если ударить медиатором по одной из струн гитары и посмотреть на осциллографе форму электрических колебаний, снимаемых с выводов звукоснимателя, то она напомнит импульс с заполнением. Фронт «импульса» более крутой по сравнению со спадом, а «заполнение» — не что иное, как почти синусоидальные колебания, промодулированные по амплитуде. Это значит, что громкость звука при ударе по струне нарастает быстрее, чем спадает. Время нарастания звука музыканты называют атакой.

Динамика исполнения на гитаре возрастет, если ускорить атаку, т. е. увеличить скорость нарастания звука. Примочка гитары получила название «бустер». Конструкция рассчитана на работу с бас-гитарой, которой обычно отводится важная роль в вокально-инструментальных ансамблях. Выполняя ритмический рисунок музыкальной композиции, бас-гитара нередко становится и солирующим инструментом.

Чтобы получить эффект «бустер», достаточно эффективно, воспроизвести нижние частоты (основной тон) и форманту высших частот в диапазоне 2000…5000 Гц для подчеркивания атаки, и подавить в определенной степени обертона в диапазоне частот 500… 1000 Гц. Эту задачу выполняет предлагаемая приставка.

Сигнал с датчика электрогитары поступает на разъем XS1, а затем на предварительный усилитель, выполненный на полевом транзисторе VT1. Со стока транзистора сигнал поступает через конденсатор С4 на разъем XS3, к которому подключают основной усилитель электрогитары.

В предварительном усилителе использовано два резонансных контура, поэтому частотная характеристика приставки неравномерна. Контур L1C1, включенный в стоковую цепь транзистора, настроен на частоту примерно 2800 Гц, в результате чего усиление приставки на этих частотах возрастает в 10… 15 раз. Контур L2C3 в истоковой цепи настроен на частоту около 500 Гц, и сигналы такой частоты ослабляются приставкой в 2…3 раза. На более низших частотах усиление приставки близко к единице.

Питается приставка от источника GB1, который подключается к усилителю при вставленной ответной части разъема XS2.


Примочка гитары. Схема бустер приставки

Катушки должны быть индуктивностью примерно 1 Гн. Удобно использовать готовые катушки, например вторичную обмотку согласующего трансформатора радиоприемника «Соната». Этот трансформатор выполнен на магнитопроводе Ш4Х6. его вторичная обмотка содержит 2X500 витков провода ПЭВТЛ-1 0,11, сопротивление обмотки примерно 70 Ом. Подойдут аналогичные трансформаторы и от других переносных или малогабаритных радиоприемников. При необходимости каждую катушку можно намотать на кольце типоразмера К20Х12Х6 из феррита 2000НН — она должна содержать 500 витков провода ПЭВ-1 0,1…0,12.

Настройка приставки заключается в подборе резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы ток стока транзистора составлял 0,8…1 мА.

Примочка гитары. ВАУ приставка

Если при прослушивании музыкальной передачи, скажем, через радиоприемник начать быстро и в широких пределах поворачивать ручку регулировки тембра, звук обретет новую окраску, появится модуляция, схожая со звуками «ква-ква» или «вау-вау». Такой эффект проявляется и при исполнении мелодии на электрогитаре, сигнал с которой проходит через специальную примочку для гитары. Недаром подобная примочка гитары нередко называется «квакушка».

Примочка гитары. Схема ВАУ приставки

Обычно «вау»-приставка устроена так, что ее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) может изменяться переменным резистором или автоматическим регулятором резонансной частоты. При этом в области низших частот на почти прямолинейной АЧХ возникает резонансный «горб» (он похож на резонансную кривую колебательного контура), который можно перемещать с помощью ножной педали, механически связанной с осью переменного резистора, по АЧХ в сторону высших частот.

Конструкций «вау»-приставок много, рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее доступные для повторения начинающими радиолюбителями.

Примочка гитары представляет собой однокаскадный избирательный усилитель, выполненный на транзисторе VT1. Между выходом и входом усилителя включена цепочка из резисторов R3 — R5 и конденсаторов СЗ — С5, образующая двойной Т-образный мост, — через него осуществляется отрицательная обратная связь. От параметров деталей цепочки зависит резонансная частота каскада (иначе говоря, его АЧХ). Переменным резистором R5 ее можно «сдвигать» по АЧХ в довольно широких пределах. С осью этого резистора связана ножная педаль, на которую нажимают во время игры. Когда педаль отпущена, движок резистора должен находиться в нижнем по схеме положении.

Полосу пропускания усилителя и усиление каскада регулируют переменным резистором R2: чем ниже по схеме находится движок резистора (т. е. чем больше введено сопротивление резистора), тем меньше усиление каскада и уже полоса пропускания.

Датчик электрогитары подключают к разъему XS1, а с разъема XS2 сигнал подают на основной усилитель.

Приставка экономична, потребляемый ею ток не превышает 0,7 мА, поэтому в качестве источника питания можно использовать батарею «Крона» (ее хватит на несколько сотен часов работы).

Транзистор может быть другой — из серий КТ315, КТ342В или аналогичный высокочастотный транзистор с коэффициентом передачи тока не менее 100. Конденсатор С2 — К50-6, остальные конденсаторы могут быть МБМ, КЛС. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменные — СП-I группы Б (с обратной логарифмической зависимостью изменения сопротивления от угла поворота оси). Разъемы и выключатель питания — любой конструкции.

Примочка гитары. Вариант ВАУ приставки

Она более универсальна по сравнению с предыдущей, поскольку позволяет получить не только эффект «вау-вау», но и «бустер», «вау-бустер», «мягкая атака». С эффектами «вау» и «бустер» вы уже знакомы. Эффект «мягкая атака» заключается в том, что после щипка струны громкость звука нарастает медленнее, чем это есть на самом деле.

Примочка гитары. Схема варианта ВАУ приставки

Она содержит резонансный усилитель на транзисторах VT2, VT3 с перестраиваемым Т-мостом в цепи отрицательной обратной связи, и манипулятор на транзисторе VT1. В показанном на схеме положении кнопочных переключателей SB1 и SB2 приставка работает в режиме «вау-вау». Входной сигнал подается на усилитель, а эффект «вау-вау» получают перемещением движка переменного резистора R10 (он связан механически с ножной педалью).

Когда нажимают кнопку переключателя SB1, подвижные контакты секций SB1.1 и SB1.2 соединяются с нижними по схеме неподвижными контактами и усилитель отключается. Вступает в действие манипулятор. Он управляется металлическим медиатором, которым теперь пользуются во время игры на гитаре вместо пластмассового. Такой медиатор может быть вырезан из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. К фольгированной поверхности припаивают тонкий многожильный монтажный провод в поливинилхлоридной изоляции. Еще лучше использовать тонкий экранированный провод, экранирующую оплетку которого соединяют с общим проводом приставки. Струны гитары в этом случае также должны быть соединены с общим проводом приставки — «заземлены».

При касании металлической стороной медиатора струны, замыкается цепь нагрузки элемента G1. Через резистор R1 заряжается конденсатор С1, а затем открывается транзистор VT1. Переменными резисторами R1 и R2 можно изменять продолжительность зарядки конденсатора и степень открывания транзистора. В зависимости от положения движков этих резисторов выполняется эффект «бустер» либо «мягкая атака». Но следует учесть, что во избежание влияния импульса зарядного тока на качество звука (появление щелчков) не рекомендуется выводить движок резистора R1 в крайнее левое (по схеме) положение.

Когда же понадобится эффект «вау-бустер», нажимают кнопку SB2, a SB1 устанавливают в показанное на схеме положение. Вместо переменного резистора R10 к Т-мосту подключается участок коллектор-эмиттер транзистора VT1. Теперь при касании медиатором струны по мере зарядки конденсатора, а значит, уменьшения сопротивления участка коллектор-эмиттер транзистора, Т-мост усилителя перестраивается на более высокую частоту. Подчеркиваются высокочастотные составляющие спектра сигнала. По мере разрядки конденсатора С1 после щипка струны сопротивление указанного участка транзистора VT1 увеличивается, и резонансный пик на АЧХ усилителя смещается в область нижних частот.

Если приставка работает с гитарой, спектр звучания которой содержит высокочастотные составляющие, а длительность перестройки моста невелика (например, при малых введенных сопротивлениях резисторов R1 и R2), на слух этот процесс будет восприниматься как быстрая смена звука «и» на «у».

При медленном темпе игры исполнитель может дополнительно реализовать еще один эффект — «тембровое вибрато», характерный «вибрирующим» по громкости звуком. Для этого нужно периодически прикасаться свободным пальцем правой руки к металлическому участку медиатора (конечно, после щипка струны).

Когда понадобится отключить все эффекты, достаточно нажать кнопку SB1 и извлекать звуки обычным медиатором или пальцами.

Конструктивно приставка может быть выполнена в виде небольшого корпуса с ручками управления на передней панели или в виде педали с ножным переключением режимов.

Примочка гитары. Упрощенный вариант ВАУ приставки

Нетрудно заметить, что участок коллектор-эмиттер транзистора VT2 выполняет роль переменного резистора в Т-мосте усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT3. Как и в предыдущем случае, управляют транзистором VT2 с помощью металлического медиатора, соединенного с базовой цепью транзистора. Как только медиатором касаются струны, сопротивление участка коллектор-эмиттер транзистора VT2 падает, а затем, по мере разрядки конденсатора СЗ, возрастает и становится исходным. При этом частота фильтра усилителя перестраивается примерно от 200 до 2500 Гц (она определяется в основном емкостью конденсаторов С2, С5 и сопротивлением указанного участка транзистора VT2). Одновременно изменяется атака звука. Формируется интересное звучание, несколько отличающееся от обычного «вау»-эффекта. Резистором R4 можно плавно изменять продолжительность перестройки частоты фильтра и атаку звука. Кроме того, совместно с конденсатором СЗ резистор R4 позволяет ослабить щелчки в динамической головке в момент касания медиатором струны.


Примочка гитары. Схема упращенной ВАУ приставки

Чтобы работа приставки меньше зависела от разницы в выходном сопротивлении различных датчиков или устройств, включаемых между датчиком и приставкой, на входе стоит согласующий резистор R1. Приставка хорошо работает при входном сигнале амплитудой около 5 мВ. Увеличение амплитуды вдвое может привести к появлению заметных на слух нелинейных искажений.

С целью уменьшить уровень собственных шумов транзисторы приставки работают в режиме малого тока. Это позволило также снизить потребляемый приставкой ток от источника питания до 0,3 мА.

Транзисторы КТ312Б можно заменить любыми из серии КТ315, а вместо МП42Б применить любой другой маломощный германиевый транзистор структуры p-n-р. Источник питания GB1 — батарея 3336 либо три элемента 332, 343, соединенные последовательно. Остальные детали — таких же типов, что и в предыдущей конструкции.

Детали приставки монтируют на плате, чертеж которой нетрудно составить самим, воспользовавшись чертежом платы предыдущей конструкции и расположением на ней аналогичных каскадов.

Налаживание приставки сводится к подбору режима транзисторов усилителя. Резистор R2 подбирают с таким сопротивлением, чтобы ток эмиттера транзистора VT1 был равен 40…50 мкА, а ток эмиттера транзистора VT3 — 250…300 мкА. Если усилитель склонен к самовозбуждению, следует зашунтировать резистор R5 конденсатором емкостью 10… 150 пФ.

Примочка гитары. ВАУ приставка с автоматическим формированием эффекта

Для работы этой гитарной примочки не используется металлический медиатор. Примочка гитары содержит два узла. С одним из них вы уже знакомы — это управляемый RC-фильтр, выполненный на транзисторах VT3, VT4 и содержащий Т-мост в цепи отрицательной обратной связи. Работа его ничем не отличается от подобных узлов предыдущих конструкций. Сигнал на фильтр поступает с разъема XS1, а снимается на основной усилитель электрогитары с разъема XS2.

Второй узел приставки — автоматического управления, собран на транзисторах VT1, VT2, VT5 — VT7. Работает он только при показанных на схеме положениях подвижных контактов секций переключателя SA1, когда через секцию SA1.1 на узел поступает питающее напряжение, а через секцию SA1.2 управляемый фильтр подключается к узлу-автомату.

Проследим за работой второго узла. Сигнал со звукоснимателя электрогитары поступает на предварительный усилитель автомата, выполненный на транзисторах VT1, VT2. Усиленный им сигнал выпрямляется диодами VD1, VD2. Образующееся при этом на конденсаторе С7 постоянное напряжение подается На ждущий мультивибратор, выполненный на транзисторах VT5, VT6. Мультивибратор срабатывает, и на нагрузке одного из его плеч — резисторе R16 формируется импульс положительной Полярности амплитудой около 1,2 В и длительностью 0,1 с. Через цепочку Cl 1VD3C12R17C13 он поступает на базу транзистора VT7. Сопротивление участка коллектор-эмиттер этого транзистора изменяется, в результате чего изменяется и частота управляемого фильтра.

Продолжительность действия эффекта «вау» зависит от емкости конденсатора С12. Если выключателем SA2 к нему подключить конденсатор С14, продолжительность возрастает до 1,5 с. Диод VD3 препятствует разрядке времязадающих конденсаторов через открытый транзистор VT6 (когда мультивибратор возвращается в исходное состояние).

Когда переключатель SA1 переводят в положение «Педаль», приставка работает в обычном режиме «вау-вау». Частоту фильтра в этом случае изменяют переменным резистором R12, смонтированным в ножной педали.

В предварительном усилителе автомата могут работать другие, кроме указанных на схеме, кремниевые транзисторы малой мощности, структуры n-р-n и со статическим коэффициентом передачи тока не менее 60. Транзисторы VT5, VT6 могут быть любые из серий МП35 — МП38. Вместо КТ301Е можно установить маломощные среднечастотные или высокочастотные кремниевые транзисторы с возможно большим коэффициентом передачи тока (но не более 100) и меньшими собственными шумами. Диоды — любые из серии Д9. Конденсаторы и резисторы могут быть таких же типов, что и в предыдущих приставках. Источник питания — две последовательно соединенные батареи 3336, хотя подойдет и «Крона». При выборе источника питания следует учесть продолжительность ежедневной работы приставки и потребляемый ею ток — около 3 мА.

Большинство деталей приставки монтируют на плате (рис. 96), размеры которой определены из расчета использования указанных деталей (в частности, резисторы МЛТ-0,25, оксидные конденсаторы К50-6).

Налаживание приставки начинают с регулировки режимов транзисторов управляемого фильтра. Переключатель SA1 устанавливают в положение «Педаль» и подбором резистора R5 добиваются на эмиттере транзистора VT4 постоянного напряжения 4…5 В. Проверяют работу приставки от педали. На вход приставки при этом должен поступать сигнал амплитудой не менее 40 мВ.

Затем переводят переключатель SA1 в положение «Авт.» и проверяют действие автомата. Подстроечным резистором R2 и подбором конденсатора С6 устанавливают оптимальную чувствительность узла управления, при которой приставка работает четко во всем диапазоне частот гитары и отсутствуют повторные срабатывания после щипка медиатором струны.

Если возникнут трудности в получении нужных результатов работы автоматики, следует проверить напряжение на эмиттере транзистора VT2 — оно должно быть около 3,8 В. В случае значительного отличия измеренного напряжения нужно заменить транзистор VT1 другим такого же типа, с меньшим или большим обратным током коллектора. Определить точнее, какой нужен транзистор, можно так: если напряжение на эмиттере транзистора VT2 больше заданного, понадобится транзистор VT1 с большим обратным током коллектора, и наоборот.

Примочка гитары. Приставка Вибрато

Напомним, что эффект «вибрато» проявляется в том, что основные колебания сигнала, снимаемого с датчика электрогитары, модулируются по амплитуде колебаниями весьма низкой частоты (от единиц до нескольких десятков герц), причем глубина модуляции небольшая.

Входной сигнал с датчика электрогитары поступает через конденсатор С1 на базу транзистора VT1, на котором собран каскад усиления звуковой частоты. С коллекторной нагрузки транзистора (резистор R4) усиленный сигнал поступает через конденсатор С6 на выходной разъем XS2.

Примочка гитары. Схема приставки «вибрато»

В эмиттерной цепи транзистора стоит резистор R5, обеспечивающий отрицательную обратную связь по переменному напряжению. На этот резистор поступает через конденсатор С2 переменное напряжение с генератора синусоидальных колебаний, выполненного на транзисторах VT2, VT3. Частота колебаний зависит от номиналов резисторов R7 — R10 и конденсаторов СЗ — С5 и может изменяться переменным резистором R9 в пределах от 3 до 30 Гц. Амплитуду подаваемого на усилитель сигнала с генератора можно плавно регулировать переменным резистором R6.

Поскольку через резистор R5 протекает общий ток каскада, изменения его благодаря подаче переменного напряжения отразятся и на сигнале, снимаемом с коллектора транзистора. Иначе говоря, сигнал на коллекторе окажется промодулированным сигналом генератора. Глубину модуляции изменяют переменным резистором R6, частоту — переменным резистором R9. А чтобы выходной сигнал приставки не искажался, рабочую точку транзистора можно подобрать точнее подстроечным резистором R2.

Транзисторы следует установить любые из серии КТ315 с коэффициентом передачи тока не менее 50. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменные R6 и R9 — СП-I, подстро-ечный R2 — СПЗ-16. Конденсаторы СЗ — С5 — МБМ, КМ или другие возможно меньших габаритов, остальные конденсаторы — К50-6. Источник питания — батарея «Крона» либо две последовательно соединенные батареи 3336.

Часть деталей смонтирована на плате, ее укрепляют в небольшом корпусе. На передней панели корпуса устанавливают переменные резисторы и выключатель питания, на задней — разъемы.

Перед проверкой и налаживанием приставки движок переменного резистора R6 следует установить в верхнее по схеме положение, a R9 — в нижнее. Ко входу приставки подключают датчик электрогитары, к выходу — основной усилитель. Играя на гитаре, перемещают движок подстроечного резистора в такое положение, при котором будет прослушиваться чистое звучание даже при сильном сигнале. Затем во время игры плавно перемещают движок резистора R6 вниз по схеме и прослушивают эффект «вибрато». Проверяют звучание при изменении частоты генератора, но движок резистора R9 не доводят до верхнего по схеме положения, иначе колебания генератора сорвутся. Если звук будет искажаться при наибольшей глубине модуляции, искажения устраняют более точным положением движка подстроечного резистора.

Возможно, в процессе работы приставки из-за снижения напряжения батареи появятся искажения звука. Их можно устранить или уменьшить подстроечным резистором либо заменой источника питания.

Примочка гитары. Приставка дистошн

Этот эффект — один из популярных и часто употребляемых в эстрадной музыке. Сущность его состоит в том, что сигнал с датчика электрогитары усиливается и ограничивается с обеих сторон, в результате чего на выходе появляются частоты, кратные основной частоте колебаний. Иначе говоря, появляются гармоники, обогащающие звучание электрогитары.

Примочка гитары. Схема приставки «дистошн»

Чтобы приставка вступила в действие, нужно перевести подвижные контакты переключателя SA1 в противоположное по сравнению с показанным на схеме положение. Теперь поступающий от датчика сигнал подается через конденсатор С1 на усилитель, выполненный на транзисторах VT1 и VT2. Это обычный усилитель с непосредственной связью между каскадами, он лишь усиливает сигнал с датчика до нужной амплитуды.

Далее следует каскад на транзисторе VT3, выполняющий роль двустороннего ограничителя сигнала. Поскольку вместе с полезным сигналом усиливаются различные помехи и особенно шумы первого транзистора, к выходу каскада подключен через конденсатор С4 диодный ограничитель на диодах VD1 и VD2, включенных встречно-параллельно. Они «срезают» усиленные шумы.

С резистора R7, являющегося регулятором громкости, сигнал поступает на фильтрующую цепочку из конденсаторов С5, С6 и резисторов R8 — R10, снижающую высокочастотные составляющие спектра сигнала (они несколько ухудшают звучание гитары с данной приставкой).

Когда эффект «дистошн» нужно выключить, переключатель SA1 устанавливают в показанное на схеме положение, и сигнал через контакты секций SA1.1, SA1.3 поступает непосредственно с датчика электрогитары на основной усилитель.

Примочка гитары. Приставка тремоло

Эффект «тремоло» схож с эффектом «вибрато». Отличие лишь в том, что при «тремоло» амплитудная модуляция колебаний электрогитары более глубокая (до 100 %), чем при «вибрато». Поэтому и вибрация звука при «тремоло» более ощутима.

Схема состоит из генератора инфранизких частот и модулятора. Генератор выполнен на транзисторе VT1 по схеме самовозбуждающегося избирательного каскада с двойным Т-образным мостом (R1R4C2 и C1R2R3C3) в цепи отрицательной обратной связи. Переменным резистором R2 можно плавно перестраивать частоту генератора в небольших пределах. Режим работы каскада, обеспечивающий его надежное самовозбуждение, подбирается резистором R5.

Примочка гитары. Схема приставки «тремоло»

С нагрузки каскада (резистор R7) сигнал генератора подается через конденсатор С5 на переменный резистор R9 — регулятор глубины модуляции. С движка резистора сигнал поступает на модулятор, выполненный на транзисторе VT2. Этот транзистор включен в цепь делителя, составленного резисторами R10, R11. Когда на базе транзистора VT2 нет сигнала или он мал для открывания транзистора, сигнал с датчика электрогитары поступает через входной разъем XS2, резистор R11 и выходной разъем XS1 непосредственно на основной усилитель. Когда же амплитуда переменного напряжения на базе транзистора VT2 достигает значения, при котором транзистор открывается, резистор R10 оказывается подключенным к общему проводу, и поступающий на разъем XS1 сигнал уменьшается в несколько раз — при указанных номиналах резисторов R10 и R11 — в 4 раза, без учета входного сопротивления основного усилителя. Иначе говоря, в такт с инфранизкой частотой транзистор VT2, подобно ключу, будет замыкать и размыкать левый по схеме вывод резистора R10 и общий провод.

Изменяя переменным резистором R9 амплитуду переменного напряжения на базе транзистора VT2, можно изменять степень его открытия, т. е. сопротивление участка коллектор-эмиттер, а значит, коэффициент передачи делителя и глубину модуляции. Этим способом можно плавно изменять характер проявления эффекта «тремоло» и переходить от «тремоло» к «вибрато».

Дилэй

Ленточный дилэй Roland RE-201.

Дилэй (англ. Delay — задержка) — эффект задержки звука, задержка происходит с помощью записи входного сигнала с последующим проигрыванием его через определённый период времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз для создания повторяющегося звука, похожего на распадающееся эхо.

Аналоговый дилэй

Схема дилэя на магнитной ленте.

До изобретения технологий задержки звука, для создания эффекта эха необходимо было производить запись в естественно звучащем помещении где присутствовало эхо, это доставляло большие неудобства для музыкантов и звукорежиссёров.

Первые эффекты дилэя создавались с помощью использования зацикленной магнитной ленты проигрываемой на магнитофоне. В начале ленты устанавливалась записывающая головка, а через определённый промежуток воспроизводящая, или несколько воспроизводящих для создания нескольких задержек. Путем сокращения или удлинения ленты и корректировкой записывающей и воспроизводящей головок, изменялся характер задержки.

Тонкая магнитная лента не совсем подходила для непрерывной работы, поэтому время от времени лента должна была заменяться для сохранения верности и качества задержанного звука.

Дилэй Binson Echorec на основе магнитного барабана.

Другие популярные блоки как носитель использовали вращающийся магнитный барабан (к примеру дилэй Binson Echorec). Это давало преимущество над магнитной лентой, потому как прочные барабаны были в состоянии работать в течение многих лет с небольшим ухудшением качества звука.

Хотя аналоговые дилэи менее гибки чем цифровые и в целом имеют меньшее время задержки, несколько классических моделей, такие как Boss DM-2 по-прежнему ценятся за их «тёплое», более естественное эхо. Кроме того, несколько компаний делают новые аналоговые дилэи, в их числе MXR Carbon Copy и Ibanez AD9, переиздавая свои педальные эффекты 1980-х годов.

Цифровой дилэй

Цифровой педальный дилэй Behringer Digital Delay DD400.

Наличие недорогой цифровой обработки сигнала в конце 1970-х и 1980-х годов привело к разработке первых цифровых дилэев. Цифровые системы создавали задержку с помощью сэмплирования входного сигнала через аналого-цифровой преобразователь, после чего сигнал проходил через серию цифровых сигнальных процессоров, записывая сигнал в буфер хранения, а затем воспроизводя на основе установленных пользователем параметров. Задержки могут быть смешаны с сухим сигналом после или перед тем как он отправляется в цифро-аналоговый преобразователь.

Многие современные цифровые дилэи имеют обширный набор вариантов настроек, включая контроль времени до воспроизведения задержек сигнала. Также большинство позволяют выбрать общий уровень обработанного сигнала по отношению к сухому (не обработанному), или уровень на котором задержанный сигнал подается обратно в буфер, который будет снова повторяться (обратная связь). Сегодня некоторые системы имеют более экзотические элементы управления, такие как возможность добавления фильтров, или воспроизведение содержимого буфера в обратном направлении.

Программный дилэй

Следующим шагом развития цифровых аппаратных дилэев было появление программных систем задержек. Программные дилэи во многих случаях предлагают гораздо большую гибкость, чем даже самые лучшие цифровое оборудование. Большое количество системной памяти современных персональных компьютеров предлагает практически безграничный буфер для хранения звука, и более натуральные алгоритмы задержки, предлагая возможность смещения или внесения случайности в задержки, или вставку других звуковых эффектов в процесс обратной связи. Многие разработчики плагинов добавляют возможность подражания звукам ранних аналоговых устройств.

Использование

Наиболее часто эффект дилэя используется для создания эффекта эха. В популярной и электронной музыке, дилэй используется для создания плотных текстур. Очень большое время задержки 10 секунд или более используются для создания петель целых музыкальных фраз.

Также очень часто используется эхокомплекс, который создаёт повторяющиеся задержки синхронно с музыкальным ритмом, так что ноты комбинируются и рекомбинируются интересными способами.

См. также

  • Эхо
  • Стерео расширитель
  • Реверберация

Одним из наиболее популярных гитарных эффектов без сомнения является Delay. Даже у начинающих гитаристов второй покупкой после педали перегруза, зачастую становится какое-нибудь простенькое эхо, что уж говорить о профессионалах в арсенале которых несколько разных Delay эффектов совершенно обычное дело.

Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.

Первое появление гитарного эффекта delay

Впервые на записи Delay появился в 50-х годах прошлого века, эффект был реализован путем смещения уменьшенных по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Повторить этот эффект можно в любом секвенсоре, сделав копию записанного трека, немного уменьшив его громкость и сместив на небольшое время (от 50мс до 2сек).

Tape Delay (Ленточная Задержка)

Со временем многие музыканты захотели применять подобный эффект не только в студийной работе, но и в концертной деятельности. Плодами этих желаний и работы инженеров, стала разработка и производство ленточных эхо машин, принцип действия которых заключался в прокручивании магнитной ленты по кругу, в следствии чего скорость движения ленты регулировала время задержки, а степень намагничивания ленты громкость повторов. Типичный пример такого прибора — это знаменитый ленточный дилей Echoplex EP4.

Ленточный delay Echoplex EP4

В силу немалого веса и такой же неподъемной цены, подобные девайсы стали прерогативой исключительно обеспеченных музыкантов, а в следствии того, что такие люди как правило были звездами первой величины нет ничего удивительного, что со временем спрос на доступный по цене и размеру делей стал просто огромным.

Echoplex ep-4

Bucket-Brigade Delay (Аналоговый Дилей)

Первыми кто заменил магнитную ленту, дискретной аналоговой линией задержки были инженеры фирмы Philips, данный эффект был назван Bucket-Brigade и ассоциировался с бригадой пожарников, передающей по шеренге ведро с водой, теряя при этом с каждой передачей воду, а в случае с аудио сигналом частоты полезного сигнала, нарезанные на дискретные полоски и двигающиеся по цепочке.

Аналоговый delay Bucket Brigade Delay

Немного позже фирма Reticon выпустила чип для этих целей (SAD1024), обеспечив таких производителей как EHX, MXR, Ross и им подобных работой на несколько лет вперед. Эти дилеи строились на трех чипах имели задержку всего 0.2мс, но при этом размер и вес в несколько десятков раз меньше, чем у ленточных дилеев, обычно это был кирпич весом 1-2кг. Сегодня это выглядит дико, а на тот момент безусловная победа.

«Компактный» двух килограммовый дилей Ross

Однако, настоящий прорыв произошел в Японии, после выпуска компанией Panasonic чипов MN3005, MN3007 и MN3205 стоивших гораздо дешевле чипов SAD1024, но при этом предоставлявших большее время задержки, в следствии чего компания Reticon приказала долго жить.

Те самые чипы

Флагманом чипов Panasonic стала отделившееся от Roland фирма Boss и их шедевральный DM-2, за которым последовали практически точные его копии от Ibanez (о которых мы подробно писали в статье история гитар Ibanez) и Maxon. Эти дилеи уже были привычного, компактного форм фактора и питались от 9в. А об удачности схемы, ярче всего говорит её копирование даже в наше время, ярчайший пример Way Huge Aquapuss.

Гитарная педаль эффектов BOSS DM-2

Если говорить о звуке аналоговых дилеев, то это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, однако за это приходится платить как правило — это клипинг и clock noise, и если первое это явный баг, то со вторым не все так просто.

Clock noise — фирменный гитарный эффект Sonic Youth

Clock noise — это высокочастотный шум, напоминающий тиканье часов, возникающий как правило на больших значениях обратной связи дилея, казалось бы ничего хорошего, однако многие музыканты находят в этом интересный и необычный эффект, в частности Sonic Youth.

Blue Face Electro Harmonix Deluxe Memory Man Repair

Oscillation (заводка) — побочный эффект

Еще одним часто используемым Sonic Youth эффектом является самовозбуждение дилея так называемая заводка, наиболее яркий и знакомый большинству пример использования — это концовка Radiohead`овской Karma Police (примерно с 3:40), достигается этот эффект на минимальной времени задержки и максимальном фидбеке, однако заводку можно держать в узде с помощью ручки микс, как пример такой фоновой осцилляции Blueneck – Barriers Down.

MF Delay

Модуляция в эффекте deyal

Говоря о аналоговых дилеях нельзя не упомянуть такую вещь как модуляция, в первую очередь — это дань уважения ленточным дилеям и имитации перепадов скорости ленты. Подобные перепады в силу конструкции пленочных дилеев, были совершенно заурядным делом, но при этом придавали повторам шарма, пришедшимся многим музыкантам по вкусу. В аналоговых дилеях модуляция как правило реализована добавлением хоруса.

ES2 — Echo Shifter Analog Delay

Digital Delay (Цифровой Дилей)

Прогрессирующие цифровые технологии, на рубеже 70-х и 80-х, стали благодатной почвой для разработки и создания первых цифровых дилеев, на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований. Данная технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, что сказывалось на звуке, он был четким, читаемым, но при этом в сравнении с аналогом достаточно холодным. Первым массовым хитом на основе данной технологии стал Boss DD-2.

Один из первых цифровых дилеев — BOSS — DD2

Не смотря на то, что Boss произвели фурор со свои DSP дилеем, избавив пользователей от клипинга и предоставив почти идеальные повторы, многим музыкантам не хватало шарма несовершенных аналоговых дилеев, что в свою очередь побудило производителей добавлять в схемы частотные фильтры, имитируя тем самым старые аналоговые линии задержки. Яркий пример Boss DD-7 имитирующий классический аналоговый DM-2.

Классический цифрой дилей BOSS-DD7

Tap Tempo delay

Так же цифровые делеи помимо четких и читаемых повторов принесли и заметно большее время задержки. И если с аналоговым дилеем, с максимальной задержкой как правило в районе 300мс и размытыми повторами, проблем с синхронизацией не возникало, в силу отсутствия необходимости этой самой синхронизации (хотя были и исключения, вроде Эйджа), то цифровые дилей принесли и новую головную боль своим владельцам.

Однако, решение довольно быстро нашлось, путем добавления функции с помощью которой можно было задать темп ритмичным нажатием на кнопку, проблема синхронизации решилась

Boss DD-5 Tap Tempo

Delay-калькулятор

Не смотря на то, что Tap Tempo штука безусловно полезная и нужная, есть она далеко не на всех даже цифровых дилеях, а вот играть с ритмичным дилеем хочется многим. Решение этой проблемы есть, нужно всего лишь воспользоваться формулой расчёта времени задержки дилея, в соответствии с которой можно самостоятельно рассчитать нужные параметры.

Например, есть трек со скоростью 120 ударов в минуту. В одной минуте 60000 ms, в одном такте 4 доли, получаем:
240000/120=2000ms. далее, исходя из этого:

1/2=1000ms
1/3=666.67ms
1/4=500ms
1/8=250ms
1/16=125ms
1/32=62.5ms

Для расчёта триолей результат умножаем на 0,667, а для расчёта нот с точкой умножаем на полтора.
Однако если и это слишком сложно, можно просто воспользоваться программным калькулятором, благо в сети их огромное количество, просто загуглите: «Delay-калькулятор»

Paul Gilbert — The Echo Song

PT2399 (Дилей на Караоке Чипе) или самый дешевый delay

Как не трудно догадаться из заголовка, речь пойдет о чипе для караоке, в свое время в Японии данный вид развлечений был очень популярен. И что бы сделать голос немного красивее в караоке машины, видеомагнитофоны и DVD стали добавлять эффект эхо основанный на BBD, а впоследствии для уменьшения расходов был придуман копеечный чип PT2399.

Дешевый чип для караоке

PT2399 представлял из себя одночиповый дилей для караоке, за очень доступный прайс 1-2 доллара, для многих радиолюбителей это стало вызовом опробовать себя в создании дилея. После чего пошло кто на что горазд, от изъятия целых схем из видео магнитофонов, до создания полностью оригинальных схем исключительно под караоке чип, особенно тут отличился Карл Мартин со своим DBD, схему которого копируют десятки производителей, а в Китае например не только схему, фото фейкового DBD ниже.

Фейковый DBD от Карла Мартина

По звуку дилеи на PT2399 как правило характеризуются этаким псевдовинтажным срезом верха на повторах, но при этом вполне цифровым отсутствием клипинга, в общем своя прелесть есть, да и доступная цена радовала, однако многие бутиковые производители сейчас пытаясь ввести людей в заблуждение продавая дилеи на караоке чипе по цене аналоговых или добротной многофункциональной цифры, особо нигде не афишируя наличие в девайсе PT2399.

ECHO Base delay on PT2399

Органы управления педалью Delay

Основных ручек управления всегда три, вне зависимости от типа дилея:

  • Time,Tempo, Rate -время задержки;
  • Mix, Balance, Blend — громкость повторов;
  • Feedback,Regen, Repeat — количество повторов, в максимальном положении как правило начинается заводка;

Также зачастую можно встретить:

  • Tone — темб окраски хвостов, от яркого к темному;
  • Level — громкость чистого сигнала, полезно если во время включения дилея нужен буст;
  • Mod Depth — глубина модуляции на повторах;
  • Type — в основном встречается на цифровых приборах, с помощью этой ручки можно выбрать тип используемого дилея, к примеру modulated delay (задержка с модуляцией) или reverse (воспроизведение повторов в обратном порядке);

Bypass в педалях Delay

В заключении этой части статьи хотелось бы отметить обход, как правило в дилеях применяется активный байпасс, обусловлено это тем, что при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, сделано это для того, что бs после выключения дилея хвосты продолжали звучать, а не резко и не музыкально обрывались.

Продолжение статьи о гитарном эффекте Delay

4.6 / 5 ( 10 голосов )

Сегодня поговорим про Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём их отличия, какие бывают дилэи, история развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные.

Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 1.

Английское слово дилэй (Delay) прочно вошло в лексикон музыкантов. А переводится оно как (англ. delay — задержка).

Если объяснять суть прибора в очень упрощённом виде, то он состоит из одной или нескольких линий задержки сигнала (его копий), которые повторяют «как попугаи» через определённый период времени (больше 0.5 сек или 50 мс) входной сигнал. Задержанный сигнал, как вы уже поняли, может проигрываться либо один раз, либо несколько, создавая повторяющиеся звуки, похожее на распадающееся эхо.

Если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay).

Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).

Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём разница?

Во-первых, под «дилэем» обычно подразумевают однократную задержку сигнала, в отличие от «эхо», где применяются многократные повторы.

Во-вторых, эффект delay носит рукотворный характер и не встречается в природе, в отличие от «эхо».

В-третьих, с точки зрения реального «эхо», существующего в природе, к примеру: эхо на дне колодца, от стен помещения, в ущелье и т. п., отражения звука прибывают к слушателю через некоторое время после прямого звука. Это время равно расстоянию, делённому на скорость звука. При этом в задержанном (отражённом) сигнале меньше высоких частот по причине их поглощения материалом от которого отразился звук и поглощающими свойствами воздуха. Поэтому если необходимо с помощью дилэя создать эффект эхо, то необходимо, чтобы в задержанном сигнале было меньшее количество высоких частот.

Таким образом, в отличие от «дилэя», где просто добавляется к оригинальному сигналу его копии с определёнными значениями затухания и периодичности, в «эхо»- копии сигнала подвергаются спектральному (частотному) изменению.

Пример педали эффектов «эхо»:

Педаль эффектов TC Electronic Gauss Tape Echo

Немного истории.

До изобретения технологии задержки звука применялись в основном различные помещения, в которых присутствовало эхо. Естественно это доставляло массу неудобств как для музыкантов, так и для звукорежиссеров.

Tape Delay (плёночный или ленточный)

Технически реализовать эффект дилэя удалось в пятидесятых годах прошлого века и достигался он смещением уменьшенных по громкости копий записи с дорожки на магнитной ленте.

Несколько позже появилось производство этого эффекта, в так называемых ленточных эхо-машинах. В этих устройствах магнитная лента была закольцована (крутилась по кругу) и воспроизводилась блоком головок. После того, как лента проходила круг, она попадала на записывающую головку, которая стирала старый сигнал и записывала новый (и так после каждого круга). Время задержки регулировалось скоростью лентопротяжного механизма, а степень намагничивания — громкость повторов.

Одним из таких устройств (которые, кстати, имели очень большой вес и немалую стоимость) являлся ленточный дилэй ECHOPLEX EP4.

Долгая и самое главное непрерывная работа с лентой была опасна, так как она довольно тонкая и являлась очень ненадёжным носителем, поэтому периодически её нужно было заменять. Кроме этого, запись на ленту вносила небольшие искажения и шумы. Чем чаще перезаписываешь, тем их больше. А что касается дилэя, то появление нежелательных элементов неизбежно — ведь перезапись пленки происходила постоянно! Особенно сильно этот эффект проявлял себя, если параметр обратной связи (feedback) был установлен на максимум. Помимо этого производители (в коммерческих целях) уходили от унификации плёнки, что сильно затрудняло её замену в аппаратах.

Заканчивая о Tape Delay отметим, что главной особенностью его является сатурация (насыщение магнитной плёнки) и детонация (плавание звука).

Delay на магнитном барабане.

Ещё один популярным устройством был дилэй Binson Echorec. Он основан на магнитном барабане, как носителе. Binson Echorec был намного прочнее ленты, поэтому мог долгое время работать, правда с небольшим ухудшением качества звука.

Кстати, дилэем Binson Echorec 2 активно пользовались Pink Floyd в 1970-х (послушайте этот дилэй в следующих записях: «Interstellar Overdrive», «Astronomy Domine», «Shine On You Crazy Diamond» и, конечно же, «Time»).

Сегодня он реализован в виде VST/AU/AAX-плагина для PC и Mac (Overloud Echoson). Скачать демоверсию и приобрести плагин можно на официальном сайте Overloud.

Analog Delay

Первыми кто заменил ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящего прорыва в этой области добилась компания PANASONIC. Она выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, которые были доступными и гораздо более компактными. Это позволило сделать устройство с эффектом «дилэй» более доступными.

Суть данных приборов заключалась в том, что сигнал проходил через элементы схемы, теряя высокочастотные составляющие. В итоге с каждым повтором происходило «замыливание» сигнала. В аналоговом дилэе использовались приборы ПЗМ (приборы с зарядовой связью) большое количество конденсаторов, передающих друг другу заряды под действием синхроимпульсов.

Одной из классических моделей аналогового дилэя является Boss DM-2. Её производство было запущено в 1984 году в виде педали для гитаристов. У ней очень чистый звук, каждый повтор имеет ярко выраженную атаку, которая плавно, но быстро трансформируется в акустическую субстанцию.

Некоторые компании до сих пор делают аналоговые дилэи, переиздавая свои педальные эффекты. Например, MXR Carbon Copy и Ibanez AD9 (эффекты 1980-х годов).

В настоящее время аналоговые дилэи производят практически все крупные компании по производству гитарных примочек.

Педаль эффектов Digitech DOD Rubberneck

Digital Delay

На рубеже 1970-х и 80-х годов появляются первые цифровые дилэи. Цифровые схемы строились на основе АЦП-ЦАП (аналого-цифрового и цифро-аналогово преобразователей). Задержка реализовывалась путём сэмплирования входного сигнала через АЦП, затем сигнал проходил через серию цифровых сигнальных процессоров. Цифровая схема записывала сигнал в буфер хранения, а затем воспроизводила на основе установленных пользователем параметров.

Чтобы была возможность имитировать аналоговые дилэй в цифровых устройствах, сигнал мог обрабатываться фильтрами и другими эффектами.

Цифровые дилэи имели большой диапазон времени задержки сигнала, в отличие от аналоговых. А сама технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах. Это делало звук чётким, но холодным (по сравнению с аналоговым).

Одной из довольно успешных моделей цифрового дилэя стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы.

Cравнивая цифровой и аналоговый дилэй основным отличием в звучании будет то, что в аналоговом звук более тёплый и расплывчатый, а в цифровом — чёткий и холодный. Но! В аналоговым за тёплое и естественное эхо приходиться платить клиппингом и высокочастотным шумом (при больших значениях feedback).

Программный Delay

С появлением персональных компьютеров дилэй широко распространился в виде программного. Такой дилэй даёт гораздо большую гибкость, чем даже самое лучшее цифровое оборудование, имеет более натуральные алгоритмы задержки, что позволяет реализовать смещения или внесения случайности в задержки, или вставку других звуковых эффектов в процесс обратной связи. Кроме этого во многих плагинах имеется возможность подражать различным типам дилэя.

Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары


С давних времен гитаристов интересует один вопрос: “а как же разнообразить свое звучание и сделать его неповторимым?”
Для этого и приходят на помощь самые разные педали эффектов. Сегодня поговорим, о том как сделать знаменитую педаль дилея deep blue delay.
Началось все с того, что я испытывал сильную нужду в какой-нибудь педали, кроме уже имеющегося перегруза. В результате долгих размышлений я пришел к выводу, что основой педалборда каждого современного гитариста являются две педали: distortion и delay. Выбрать я решил самую ходовую на тот момент педаль дилея, но так как в магазинах она стоит ну совсем дорого (а особенно модель ручной сборки), я решил, что нужно взять это дело в свои руки.
Начнем с того, что из себя представляет эта педаль.
Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.
Сейчас я покажу, как её сделать
Для начала вам нужно разжиться всеми необходимыми для сборки элементами:

  • Стеклотекстолит
  • Побольше проводов
  • Кнопка 3PDT
  • Гнезда под jack 6,3 (моно) – 2 шт
  • Гнездо для блока питания – 1 шт
  • Потенциометры B50k – 3 шт
  • Корпус Gainta g0124
  • Ручки для потенциометров – 3 шт
  • Светодиод синий
  • Диод 1n4007 – 1 шт

Резисторы (0,125 Вт):

  • 1М – 1 шт
  • 360К – 1шт
  • 180К – 1шт
  • 100К – 1шт
  • 22К – 1шт
  • 20К – 2шт
  • 12К – 1шт
  • 10К – 7шт
  • 5,1К – 1шт
  • 2,7К – 1шт
  • 2К – 1шт
  • 1К – 2шт
  • 33 – 1шт

Конденсаторы (напряжение не ниже 16В):

  • 100мкФ 16В(электролит) – 1шт
  • 47мкФ 16В(электролит) – 3шт
  • 1мкФ 16В(электролит) – 4шт
  • 100нФ – 4шт
  • 47нФ – 1шт
  • 22нФ – 2шт
  • 15нФ – 1шт
  • 10нФ – 1шт
  • 4,7нФ – 1шт
  • 2,2нФ – 2шт
  • 100пФ – 1шт
  • 47пФ – 1шт

Микросхемы:

  • TL072
  • PT2399
  • 78l05


Главной микросхемой в данной педали является микросхема PT2399. Её зачастую ставят в караоке системах, но это не мешает применить ее и для гитары. Так же в схеме стоит операционный усилитель TL072, либо можно поставить любой другой аналог (RC4558, NE5532, ОРА2134).
схема:
Стоит упомянуть о таком явлении, как земляная петля:
«земляная петля — это неодинаковость земель, иными словами — разные потенциалы в точках заземления силовых кабелей двух или нескольких аппаратов(блоков внутри аппарата), иногда — заземленных экранов. Ну а там, где разность потенциалов — там соответственно напряжение и ток (паразитный), появление которого выражается в шумах и постоянных помехах.»
Чтобы избежать появления земляных петель, а вместе с ними и разных ненужных наводок, необходимо сделать так, чтобы все минусы схемы сводились ровно в одну точку и контактировали с корпусом только в этой точке. В роли этой общей точки будет выступать корпус одного из потенциометров.
Схема предусматривает и true bypass. Собственно, это такой метод переключения в педали, при котором, в выключенном состоянии, сигнал идет напрямую с входа на выход, минуя саму схему примочки.
Следующим этапом сборки является изготовление печатной платы. В данном варианте нужно изготовить две разные платы.
Этапы изготовления:

  1. Сперва необходимо вырезать нужные по форме куски текстолита
  2. Далее нужно зачистить их наждачной бумагой для очищения от патины и лучшего лужения
  3. Распечатать на термотрансферной бумаге дорожки
  4. Наложить распечатку на текстолит и проглаживать ее утюгом на максимальной мощности несколько минут, пока рисунок не перенесется с бумаги на текстолит
  5. Подождать до полного остывания и после этого отделить бумагу от текстолита. Если есть не пропечатанные участки, то их нужно закрасить самостоятельно лаком для ногтей или любым другим
  6. Подготовить раствор для травления (столовая ложка лимонной кислоты, чайная ложка соли на пузырек перекиси водорода), вытравить плату, смыть тонер
  7. Просверлить отверстия под элементы и провода и залудить дорожки

При сверлении корпуса лучше сначала накернить все отверстия, приложив разметку к корпусу.
Это все, что нужно для изготовления хорошей платы, но по неопытности, конечно, будут неизбежные косяки.
В педали можно сделать следующие модификации:
Если хвосты (повторения) начинают сильно искажаться, значит на микросхему PT2399 приходит слишком громкий сигнал. Это можно исправить, увеличив сопротивление резистора (с 10k на 15k).
Если сигнал на байпасе громче включенного эффекта или педаль сама слишком громкая, то надо поменять резистор 12k. Повышение сопротивления приведет к приросту уровня громкости.
Для того, чтобы убрать эффект самоосцилляции (бесконечное количество повторов), который происходит при выкручивании в крайнее положение ручки delay, нужно поменять резистор 5,1k. Чем больше сопротивление, тем меньше самоосцилляции.
Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот.
Для того, чтобы не было КЗ, нужно заизолировать корпус в месте, где вторая плата крепится к гнездам.
Итак, педаль готова.
В ней есть ручки регулировки громкости, частоты и количества повторов.
Особенностью этой педали является то, что в общем миксе хвосты не залезают на основной сигнал и не создают диссонанса, а в педалборде эту педаль следует ставить после перегруза, либо вообще в конце цепи.
Пускай педаль и кажется простой, но все таки есть некоторые сложности в ее сборке, так что нужно просто стараться и не лениться исправлять свои косяки.
Все необходимые материалы для сборки можно скачать здесь: materialy.rar (скачиваний: 365) Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх