Электрификация

Справочник домашнего мастера

Схема комбика для электрогитары

Как выбрать комбоусилитель для электрогитары

Вопрос, как выбрать комбоусилитель для электрогитары, волнует большинство начинающих музыкантов. Это естественно. Ведь усилитель – следующая по значимости вещь после инструмента.

Если вы тоже думаете о том, чтобы купить комбик для электрогитары, то эта статья для вас. Из нее вы узнаете: что такое комбоусилитель, какие его виды существуют, их плюсы и минусы. Получите профессиональные рекомендации по выбору комбика в зависимости от ваших целей.

Что такое комбоусилитель

Существуют комбоусилители для электрогитар, бас-гитар и акустических гитар. Каждое устройство имеет свою специфику.

Мы сейчас расскажем о первых. Вкратце комбик для электрогитары – это звукоусиливающая аппаратура, к которой подключают инструмент с помощью специального шнура. А теперь подробнее.

Любой комбоусилитель для электрогитары состоит из трех основных частей: предусилителя, усилителя и колонки. Когда предусилитель и усилитель находятся в одной коробке, а колонка в другой – это называют гитарным стеком, или стэком (stack).

На музыкальном сленге часть с предусилителем и усилителем в стэке называют «головой», а колонку или колонки (обычно 2 или 4) – «кабинетом», или – сокращенно – «кабом». Слово «кабинет» происходит от английского cabinet, что значит «шкаф», «ящик».

Если все три части помещают в одном корпусе, то это – комбоусилитель, или, как его часто называют, комбик, комбо (combo). Название указывает на принцип устройства: сочетание, соединение разного в одной комбинации.

Комбики компактны и мобильны при транспортировке. Их используются как для домашнего музицирования, так и для репетиций и концертов. Перечисленные плюсы комбоусилителей делают их привлекательными и востребованными у электрогитаристов.

Как устроен комбик для электрогитары

Разберемся с устройством комбоусилителя подробнее. Пойдем в порядке передачи гитарного сигнала от звукоснимателей по шнуру ко входу в комбик. Как говорилось выше, последний состоит из трех главных частей: предусилителя, усилителя и колонки.

Предусилитель (преамп, pre-amp, пред)

Предусилитель, или пред, или преамп (pre-amp) – устройство, в котором слабый сигнал с гитарных звукоснимателей предварительно усиливается до уровня, когда его может обработать собственно усилитель.

В преде сигнал с гитары может дополнительно компрессироваться и искажаться, создавать овердрайв – характерный чуть гнусавый звук электрогитары.

Усилитель (оконечник, мощник)

Усилитель мощности, или оконечник, или мощник, усиливает сигнал с преда до уровня, который способна «раскачать» колонка. В оконечнике гитарный сигнал может еще раз дополнительно искажаться: обогащаться обертонами, превращаться в кранч – характерный рокерский гитарный звук.

Заметим, что кранч появляется только на максимальной громкости.

Колонка (динамик, акустическая система)

В комбике колонка, или динамик, или акустическая система, встроены в один корпус с предом и оконечником. При этом вывод звука происходит двумя способами: с помощью собственного встроенного динамика или путем подачи сигнала на внешнюю акустическую систему. К примеру, когда требуется более мощный звук.

При использовании внешней акустики собственный встроенный динамик комбоусилителя может либо работать одновременно, либо отключаться. Некоторые модели комбиков поддерживают только один режим работы, другие – оба.

Виды комбоусилителей

По тому, как устроены комбики внутри, их принято разделять на 4 основных вида. Перечислим их в том порядке, как они появлялись на рынке музыкальной аппаратуры:

  • ламповые;
  • транзисторные;
  • гибридные;
  • цифровые.

Отметим, что они существуют и сейчас. Рассмотрим особенности каждого вида с его плюсами и минусами.

Ламповые комбики для электрогитары

Первые гитарные усилители были ламповыми. В основе их работы – каскады усилителей на электронных лампах.

Вот так ламповый комбоусилитель выглядит внутри:

Ламповая технология была востребована в прошлом столетии. Она использовалась в телевизорах и радиоприемниках.

Из-за теплого перегруженного рок-н-рольного звука ламповые усилители пришлись по душе электрогитаристам. Несколько десятков лет отличной работы ламповых комбо позволяют им до сих пор оставаться эталоном гитарного усиления.

В среде профессионалов и любителей и сегодня ведутся оживленные разговоры о несомненных преимуществах теплого лампового звука над холодным транзисторным и «мертвым» цифровым.

Назовем плюсы и минусы лампового комбоусилителя.

Плюсы:

  • теплота и красота чистого и перегруженного звучания;
  • объемность звука;
  • мощная громкость;
  • подходит для использования на концертах, студиях записи, репетиционных базах.

Минусы:

  • громоздкость и тяжеловесность;
  • трудности транспортировки из-за хрупкости ламп;
  • дополнительные расходы на периодическую замену ламп;
  • высокая стоимость;
  • траты на инструментальный микрофон, если хотите записывать электрогитару;
  • специальные устройства для экспериментов со звуком придется покупать отдельно.

Регулировать громкость лампового комбика можно с помощью небольшого устройства – аттенюатора (от фр.attenuer – смягчить, ослабить). Последний подключается в разрыв между усилителем и динамиком. Он снижает мощность сигнала из усилителя и выводит его на колонку уже в более тихом варианте. При этом – лампы разогреты, а звук – красив.

Чаще всего ламповые комбики используют для концертных площадок, музыкальных студий звукозаписи и репетиционных баз. Там их громкий звук никого не пугает и приносит массу положительных эмоций любителям электрогитары.

Рассматривать покупку лампового комбика целесообразно в том случае, если вы серьезно занимаетесь музыкой, а бюджет позволяет не думать о цене.

Транзисторные комбоусилители

С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.

Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.

Плюсы:

  • небольшая цена;
  • легкость и компактность;
  • удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
  • надежность работы;
  • отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
  • хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.

Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.

Минусы:

  • качество звука уступает ламповому;
  • дорогой ремонт в случае поломки.

Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.

Гибридные комбоусилители

Стремление соединить красивый звук ламповых комбиков с дешевизной и удобством транзисторных породило гибридные усилители. Принцип их работы сочетает ламповую и транзисторную технологии.

Плюсы:

  • звучание приближено к ламповым усилителям;
  • цена меньше, чем у ламповых комбо;
  • меньший вес, чем у ламповых устройств.

Главный минус – один:

  • по звучанию – не «чистая» лампа.

По стоимости гибридные усилители дороже транзисторных, но дешевле ламповых. Подходят для занятий дома и репетиций.

Цифровые комбоусилители для электрогитары

В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.

Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.

Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.

Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.

Плюсы:

  • надежность;
  • легкость и мобильность;
  • невысокая цена;
  • эмуляция звука разных комбиков;
  • хорошее звучание на любой громкости;
  • цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.

Минусы:

  • дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
  • цифровой звук вместо аналогового.

Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.

Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».

Рекомендации по выбору комбика для электрогитары

Попробуем дать несколько общих советов, которые помогут сориентироваться в выборе комбоусилителя.

Определитесь с целью

Обдумайте, для чего вам нужен комбик. Для дома, для игры в том или ином исполнительском составе, для репетиций, концертов, выступлений в небольших помещениях. В соответствии с задачами подбирайте мощность усилителя.

Обратите внимание, что «лампы» той же мощности, что и другие виды комбо, звучат ярче и громче.

Для занятий дома подойдет компактное устройство мощностью в 10-15 Вт. Для репетиций, в зависимости от площади помещения и состава исполнителей, берите комбик от 30 Вт. Для концертных выступлений – от 50 Вт.

Принято считать, что для комфортной совместной игры комбик бас-гитариста должен быть примерно в 2 раза мощнее усилителя электрогитариста.

Покупка в магазине и через интернет

Если вы выбираете комбик в магазине, то в идеале стоит прийти туда со своим инструментом, воткнуть в комбик и поиграть. Так будет ясно, как реально сможет звучать ваша электрогитара. Послушайте чистый звук и перегруженный.

Тут вам пригодится личный слуховой опыт: чем он богаче, тем яснее ваше собственное представление о необходимом звуке и тем точнее получится выбрать именно то, что нужно.

При покупке устройства через интернет обязательно запросите демо-версию. Или найдите в сети видеоролики, демонстрирующие возможности интересующих вас моделей.

Электрогитара и комбик: баланс по качеству

При выборе комбоусилителя целесообразно помнить: инструмент и усилитель – та пара, которая внутри себя должна быть соотносима по качеству. Нет смысла вкладывать деньги в дорогой усилитель при посредственном инструменте и – наоборот. Плюс к тому надо помнить: вне зависимости от уровня аппаратуры, звук будет зависеть во многом и от ваших рук.

Итак, теперь вы знаете, что такое комбик, какие его виды бывают, в чем их плюсы и минусы. Надеемся, что статья поможет совершить правильный выбор. Если же у вас остались вопросы и сомнения, то смело обращайтесь за консультацией в нашу школу. Будем рады помочь.

Если хочется получить настоящий ламповый фирменный гитарный звук и не хочется переплачивать за дорогие модели комбиков можно сделать ламповый гитарный комбик по типу FENDER CHAMP своими руками. Такой комбик имеет небольшую мощность 1 Вт но для небольших помещений звучит достаточно мощно с характерным сочным и глубоким ламповым звуком. Если Вы только начинаете свой путь гитариста и ищете схему гитарного комбика то CHAMP это пожалуй самый подходящий вариант, так как он прост в сборке, в основном используются доступные компоненты, он получается компактным и с небольшим весом.

Что нам понадобится чтобы собрать гитарный ламповый комбоусилитель:

  • Электрофон «Юность-301»;
  • Гитарный динамик Celestion Super 8;
  • Электронные детали согласно схеме;
  • Фанера;
  • Виниловая плёнка под кожу;
  • Старый чемодан, а точнее от него понадобятся: застёжка, ручка, петли, уголки, ножки;
  • Паяльник, припой, флюс.

Как сделать гитарный ламповый комбик, пошаговая инструкция:

Шаг 1

Можно собрать усилитель с источником питания по схеме используя детали с барахолки или купленные в интернет магазинах но чтобы облегчить себе жизнь но лучше всего купить электрофон «Юность-301» или само его шасси с лампами и трансформаторами, на барахолках и на досках объявлений пока их достаточно и порой попадаются экземпляры буквально за копейки, так как найти необходимые трансформаторы и лампы по отдельности будет сложнее, хотя при желании всё возможно.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Нам собственно из этого электрофона понадобится только металлическое шасси с двумя лампами 6Н2П и 6П14П на панельках и двумя трансформаторами: сетевым и выходным звуковым подключающимся к динамику для согласования напряжений.

Так выглядит шасси от электрофон «Юность-301» со всеми деталями:

Ламповый гитарный комбик своими руками

Собирать наш комбик будем по упрощенной схеме Peavey ValveKing 8, которая в оригинале выглядит так:

Ламповый гитарный комбик своими руками

А упрощённая мной схема, по которой и будем собирать такая:

Ламповый гитарный комбик своими руками

Шаг 2

Для начала уберём с шасси всё ненужное оставив на нём 2 трансформатора, 2 лампы на панелях и выпрямительные диоды на сетевом трансформаторе.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

У выходного трансформатора зелёные выводы это первичка которая идёт к выходам лампы пентода, а белые выходные это вторичка ведущая непосредственно на динамик.

Мы будем паять все детали на этом шасси навесным монтажом, что упрощает сборку.

Первым я запаял земляную шину толстым одножильным лужёным проводом, затем соединил параллельно накалы ламп проводом в жёлтой изоляции и подвёл красным и чёрным проводом от трансформатора 6,3В.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Дальше припаиваю согласно схеме собираем схему блока питания, на фото видны фильтрующие конденсаторы и резисторы.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Сборку основной схемы я начал с усилителя мощности, установил катодную цепь из резистора и электролитического конденсатора. Один конец первички звукового трансформатора подсоединён на 250В, а второй вывод на анод пентода. Экранирующая сетка пентода подключена через резистор 1 кОм на 250 В.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Осталось подпаять переменный резистор «Мастер громкость» и динамик и можно пробовать включать наш усилитель мощности для комбика.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Если всё работает то идём дальше, а именно паяем предусилитель, я припаял катодную цепь второго каскада, резистор на 2,7 кОм это ООС.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Также добавил дополнительные элементы в блоке питания, это ещё один резистор и электролит работающие как фильтр для анода лампы предусилителя.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Припаиваем резисторы на 100 кОм ведущие от анодов двух ламп.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Дальше можно видеть, что я добавил дополнительные монтажные стойки для крепления остальных элементов. Как Вы видите появился здоровенный плёночный кондёр с анода первого каскада. Я применяю элементы как современные так и совсем древние. Все выводы элементы я изолировал лакотканевыми трубочками.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Шаг 3

Корпус для гитарного комбика сделан из фанеры и выполнен в виде чемодана с петлями, защёлкой и ручкой для переноса комбика. Фанера обтянута виниловой плёнкой с тиснением выполненного под кожу. Я купил готовый такой ящик поэтому не смогу показать этапы его сборки но всё по сути сделано просто и элементарно.

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Ламповый гитарный комбик своими руками

Всё, наш ламповый гитарный комбик сделанный своими руками готов, он получился лёгкий и небольшой. Пора подключать к нему гитару и тестировать. Звук у него по истине приятный и звучит на слух гораздо громче чем на 1 Вт, к нему можно подключать дополнительные педали эффектов. Надеюсь Вам понравилась данная самоделка.

Забрать к себе:000 Tags:гитара, комбик, комбоусилитель, усилитель

Сообщества ›
Сделай Сам ›
Блог ›
Ламповый УНЧ для комбика по мотивам 70-х. Часть 1.

Ламповый УНЧ для комбика по мотивам 70-х. Часть 1.

Внимание! В связи с ошибкой подключения элементов в катодной цепи выходных ламп, допущенной мною при рисовании схемы для публикации, неправильная схема удалена, в публикацию вставлена исправленная схема.
Спасибо Vedrofap за подсказку…

Небольшое «лирическое» (ностальгическое) отступление (повторное)…
Не ошибусь, если скажу, что все мои сверстники (родившиеся в конце 50 и в 60-х годах прошлого века) не миновали увлечения рок-группами или вокально-инструментальными ансамблями (ВИА), как их тогда называли в СССР. Изготавливали самодельные электрогитары, паяли усилители, делали колонки. Особым «писком» считалось, если в самодеятельной группе было оборудование, отдаленно напоминавшее оборудование с фотографии, например, группы Beatles.
Вот и меня несколько лет назад что то толкнуло вспомнить юность и на старости лет «сваять» комбик для домашнего использования, что бы было как в рекламе: «тот самый запах, тот самый вкус…», на двух 8 дюймовых динамиках (громкоговорителях) и обязательно ламповый.
Реализацию задуманного начал с ревизии содержимого «гаражных закромов», в результате которой выяснилось, что в наличие имеется:
— электронные лампы 6П3С, 6П14П, 6Н2П, 6Н1П, в том числе с маркировкой ЕВ;
— силовой трансформатор, габаритной мощностью около 60 Вт, от ламповой радиолы 60-х или 70-х годов и дроссель от лампового телевизора;
— выходной трансформатор для двухтактного (РР) УНЧ от радиолы «Ригонда», для нагрузки 8 Ом;
— россыпью ламповые керамические панельки, в том числе не паянные, сопротивления необходимых номиналов, мощностью 0,5, 1, 2 Вт, конденсаторы и пр.

Усилитель решил выполнить по двухтактной (РР) схеме, с использованием в качестве выходных ламп 6П14П, так как именно на работу с такими лампами и в таком включении был предназначен найденный в гаражных развалах выходной трансформатор от радиолы «Ригонда», а в предварительных каскадах 6Н2П. Шасси решил изготовить из металлического профиль сечением 100х48 мм для крепления гипсокартона.
После измерения всех габаритных размеров трансформаторов, ламп, ламповых панелек и т.д. получил, в первом приближении, компоновочный чертеж будущего усилителя:

При разработке принципиальной схемы УНЧ использовал материалы различный сайтов по гитарной электронике, в том числе сайта известного в России производителя гитарного оборудования Александра Ерасова.
После окончательной проработки принципиальной схемы разработал дизайн лицевой панели УНЧ и расположение органов управления (представлено фото окончательного варианта лицевой панели УНЧ).
Шасси изготовил из металлического профиля 100х48 мм (для гипсокартона), соединения выполнил на заклепках. При этом столкнулся с фактом, что, применяя даже самые короткие (из имеемых) заклепки для соединения тонкого листового металла, внешний вид соединения, особенно с внутренней стороны, имеет не самый презентабельный вид.
Так как заклепок требовалось много, то прямо в процессе работы над шасси УНЧ, было изготовлено приспособление для укорачивания заклепок (смотри на этом сайте публикацию www.drive2.ru/c/532755715928884624/). После укорачивания заклепок соединение приобрело «товарный» вид.
Вот некоторые фото процесса начала изготовления УНЧ:
— гибка и соединение боковых панелей шасси
— крепление корпусных элементов УНЧ на изготовленном шасси

Прежде чем продолжить, остановлюсь на моей принципиальной ошибке – при обнаружении в «гаражных закромах» силового и выходного трансформаторов я не проверил их исправность и все габаритные и монтажные расчеты, да и изготовление шасси сделал на этом основании. В результате, когда дело дошло до их подключения выяснилось, что оба трансформатора неработоспособны (силовой греется, похоже на межвитковое замыкание, а у выходного исправна только одна половина первичной обмотки).
Поиск (это происходило в 2012-2013 году) аналогичных по габаритам и мощностям трансформаторов положительных результатов не дал (в том числе и на Авито). Обратился к Александру Ерасову, в раздел его сайта «сделай сам», где и были найдены трансформаторы, подходящие мне как по габаритам, так и по назначению. Доставку обеспечила почта России…
После получения трансформаторов переработал принципиальную схему усилителя, которая приобрела следующий вид:

Схема даже слегка упростилась, что связано с применением конкретных трансформаторов (как по питанию, так и выходного). В связи с применением других трансформаторов возникла необходимость изменения размещения их на плате и выбора способа их крепления. Также пришлось перерабатывать монтажные платы УНЧ, так как в схеме появился источник фиксированного смещения (в первоначальной схеме его не было), что потребовало разработки соответствующей монтажной платы. По результатам получил следующие чертежи:

Сравнительные размеры выходного трансформатора ТП 25-960Р (от Ерасова) и спичечного коробка:
Выбор способа крепления выходного трансформатора:

Сравнительные размеры трансформатора питания ТП 208-1094Р и спичечного коробка:
Из груды металла и россыпи элементов и деталей конструкция начинает приобретать вид что-то похожего на УНЧ.
«Примерка» новых трансформаторов к ранее разработанному шасси. От дросселя впоследствии пришлось отказаться (не помещался в запланированном для этого месте):
Приступил к изготовлению монтажных плат из листового гетинакса (текстолита) толщиной 2,7 мм. В качестве элементов контактных групп использовал штырьки, демонтированные с объединительных плат и субблоков неисправных телевизоров типа УЛПЦТ, УЛПЦТ (И). УПИМЦТ, 2УСЦТ, 3УСЦТ. Процесс изготовления прост и из представленных фото вполне понятен.
Готовые (без деталей) для начала пайки монтажные платы.
Окончание 1-ой части. Продолжение смотри www.drive2.ru/c/550175278647738422/

Всем привет! Поскольку я музыкант, то и вопрос аудиоаппаратуры меня касается очень и очень! Ну, а как известно, одно из важнейших звеньев звукового тракта электрогитары — усилитель. Либо голова с кабинетом, либо комбик.

Поскольку транзисторный комбик с гитарным динамиком в наличии у меня был, то было принято решение его не трогать, а собрать отдельный двухтактный ламповый усилитель, т. е. голову. Начинка в комбике была микросхемная (в общем-то неплохая для чистого звука и лёгкого кранча), но хотелось попробовать «живой» ламповый звук. Вот и пришло дело к Marshall 18 Watt. Вот исходная схема с моими поправками:

Вместе с коллегами, музыкантами-паяльщиками, были проведены консультации по конструкции, и процесс пошёл:) Поскольку усилитель мне был нужен для домашней записи, то вся мощь его не требовалась. Решено — схему облегчаем! Номиналы проходных конденсаторов я уменьшил, например, с 47 нФ до 1 нФ — это позволило существенно понизить НЧ в спектре сигнала и, тем самым, общий выходной уровень усилителя. Вы можете оставить оригинальную ёмкость 47 нФ, если уровня хочется побольше. В результате упрощений получилась вот такая схема:

Внимание! Эта сборка любительская! Претензии по грамотности в электронной теории и практике конечно будут иметь основание и примутся — это поможет другим избежать ошибок в конструировании. Не судите строго, если что!

Вы должны понимать, что любительские сборки вы используете на свой страх и риск. Нет гарантии, что не будет ошибок! Хотите гарантированного звука, старайтесь придерживаться оригинальной схемы и покупайте качественные комплектующие!

Для шасси было решено использовать старый компьютерный П-образный корпус, что очень удобно. Итак, вооружаемся техникой безопасности и болгаркой:

Габариты заготовки под шасси: ширина — 18 см, длина — 45 см, высота — 6 см. Поскольку трансформаторы немалые — принято решение «утопить» их в шасси:

Моделируем расположение комплектующих на шасси и делаем болгаркой направляющие пропилы:

Далее делаем отверстия для панелек ламп. Я, конечно, сделал это коряво:) По окружности насверлил мелких отверстий, потом выкусывал их кусачками и напильником обтачивал… Если у вас есть возможность, то просверлите отверстия сверлом-коронкой по металлу диаметром 22 мм. Будет быстро и красиво! Примеряем:

Расстановка ламп получается такой:

Позагибаем железо:) Кстати, ещё рядом с включателем сети будет индикатор — обыкновенная лампочка от фонарика 6,3 В х 0,3 А. Вот и пригодится вторая слабая накальная обмотка силового трансформатора. С торца делаю вставку из ДСП. Потом ещё добавлю металлический уголок до неё и скреплю их снизу фанеркой:

Попутно делаю монтажную плату (20х4 см). На рисунке видно две перечёркнутые детали — не пугайтесь, это я отключил регулятор Tone, а эти детали соединялись с потенциометром. Если тон вам нужен, то не обращайте на это внимание. Потом будет рисунок с разводкой проводов.

Наступило время монтажа. Давайте рассмотрим схему сборки:

Конденсаторы в цепях питания и в сигнальных цепях должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В! В катодных цепях можно на 50 В. Проходные конденсаторы я поставил на 1 нФ для уменьшения низких частот и, тем самым, уменьшения уровня усилителя. Тон после испытаний вообще убрал — не нужен оказался, он есть и на гитаре, и на примочках. Резисторы я ставил те, что попались под руку — мощностью 0,125 и 0,25 Вт. Ну а мощные (в цепях питания) подбирал в обязательном порядке, а то слабые пшикнут на раз! Умудрился я диоды все перепутать полярностью — фильтрующий электролитический конденсатор «хрустнул» и погиб! Делайте как на схеме — полоски там где полоски!

Ну и конечно же фотографии самого монтажа:

Для обеспечения безопасности и более-менее эстетического вида я решил сделать защитные кожухи для трансформаторов и дросселя:

Выходной трансформатор ТС-250-2М взят от старого советского телевизора. Вариант подключения обмоток на изображении. Входная обмотка с отводом от середины на 190 В. Выходная (на динамик) 6,4 В 0,9 А (по сути накальная).

Расположение выводов трансформатора ТС-250-2М указано с обратной его стороны:

Силовой трансформатор тоже был взят от старого ТВ — это ТСШ-170-3 (схема прилагается). Две вторичные обмотки в сумме около 200 В — после выпрямления — 250 В. Накальная — 6,3 В х 3 А — хватает на все лампы, и ещё одна накальная менее 1 Ампера — сгодилась для лампочки индикации сети.

ВАЖНО!!! Полезные замечания! Примите во внимание!

1. Коллега посоветовал использовать 6Н23П вместо 6Н2П. За что ему большой респект! Я это дело дело проверил — и точно! Звук заметно стал насыщенней вехними частотами и ушли потрескивающие искажения (а то уже микрофон приходилось отодвигать чуть-ли не на пол-метра от комбика). РЕЗЮМЕ: 6Н2П однозначно на пенсию, а 6Н23П на Marshall 18 Watt и на Fender Tweed Deluxe 53D. Вот и сэмпл как доказательство:

http://artistalker.ru/wp-content/uploads/marshall-18-watt-home-lite-dvuhtaktnyj-lampovyj-usilitel-dlya-elektrogitary/test-6n23p-6n2p.mp3

2. В моей версии усилителя оба входа входной лампы запараллелены, что обычно не делается! Это перегружает выходной каскад. Хотите — попробуйте так. А по сути лучше использовать одну половинку входной лампы, как и должно быть.

3. Для надёжности в подавлении фона добавьте фильтрующие электролитические конденсаторы в анодных цепях первой и второй ламп. Их номиналы 16-32 мкФ / 450 В. В оригинале они есть, я попробовал без них — фона не было, поэтому убрал для упрощения схемы.

Полевые испытания.

Уменьшенной громкости (в результате облегчения схемы) за глаза хватает для домашней записи! Двухтактный усилитель звучит поярче (позвонче и т.п.) чем однотактник. Естественно, это в случае с гитарой, аудиофильские нюансы мы не разбираем! С педалью BOSS Metal Zone MT-2 усилитель дружит:) Фон побеждён, проблем нет. Лёгкое шипение белого шума, но по сравнению с уровнем сигнала гитары — пыль! Ради интереса отключил дроссель — фиг там, фон появился! Гитара малобюджетная Cruzer by Crafter ST-200\BK.

Вот несколько простых игровых сэмплов, обработки эффектами никакой не производилось. Педаль BOSS MetalZone MT-2. На дисторшн-соло добавил ВЧ и СЧ.

Чистый звук. Арпеджио:

http://artistalker.ru/wp-content/uploads/marshall-18-watt-home-lite-dvuhtaktnyj-lampovyj-usilitel-dlya-elektrogitary/m-18_clean-arpeggio.mp3

Чистый звук. Ритм:

http://artistalker.ru/wp-content/uploads/marshall-18-watt-home-lite-dvuhtaktnyj-lampovyj-usilitel-dlya-elektrogitary/m-18_clean-rhytm.mp3

Дисторшн. Ритм:

http://artistalker.ru/wp-content/uploads/marshall-18-watt-home-lite-dvuhtaktnyj-lampovyj-usilitel-dlya-elektrogitary/m-18_dist-rhytm.mp3

Дисторшн. Соло:

http://artistalker.ru/wp-content/uploads/marshall-18-watt-home-lite-dvuhtaktnyj-lampovyj-usilitel-dlya-elektrogitary/m-18_dist-solo.mp3

Делаем выводы из моего эксперимента:

1. Сделать ламповый усилитель для гитары в домашних условиях вполне возможно! Мой опыт это доказывает!

2. Если ваш бюджет ограничен, то можно подобрать детали буквально из пережитков советского прошлого:)

3. Если у вас найдётся некоторая сумма денег, то вы можете купить качественные трансформаторы и лампы. Звук получится отменный! И себестоимость будет в разы дешевле оригинального усилителя!

P. S. Извините, повторюсь! Рассматривайте, пожалуйста, этот проект, как домашний любительский эксперимент. Возможны ошибки, косяки, терминологические неточности и т.п. Рассмотрите повнимательнее оригинальную схему, разберитесь что к чему. Советуйтесь со спецами. Не спешите в принятии решения, главное, чтобы оно было правильным для вас! И тогда всё у вас получится! До встречи!

Как выбрать электрогитару. Руководство для начинающих.

6 марта 2013 | Максим Иванов

Электрогитара – увлекательный и яркий инструмент, который позволяет вам писать песни и мелодии и исполнять их с невероятным диапазоном экспрессии. В мире великое множество самых разных гитаристов, Наверное, гитара – самый популярный в народе инструмент, однако, выбор гитары до сих пор задача нетривиальная и не всем понятная. Поэтому, оглядываясь назад и видя все свои ошибки, я помогу вам выбрать для себя новый инструмент.

Первый раз я взял электрогитару в руки больше 15 лет назад. С тех пор она стала неотъемлемой частью моей жизни и я уже не представляю как можно не играть на гитаре.

Ок. Вы решили играть на гитаре, вам нравится рок, нравится мощный перегруженный звук и хочется играть в группе. Круто! Вам нужна подходящая электрогитара. Какую выбрать? Если бы я сейчас покупал гитару своему другу или родственнику, зная, что он только начинает, я бы сделал так.

Первое, с чем нужно определиться, это сумма, которую вы готовы заплатить за инструмент. Это точка отсчёта для вас. Можно мечтать о чём угодно, но исходить надо из реальных возможностей своих или своих родителей, если гитару покупают вам они. Адекватные инструменты начинаются от 6000 рублей. То есть дешевле 6000 рублей – это совсем полено. А вы покупаете не дрова, а музыкальный инструмент.

Определитесь, вам нужна гитара для души или «для костра». Если вы уже решили заниматься музыкой, надо принять одну простую истину. Хороший инструмент не будет стоить дешево. Электрогитары, на мой взгляд, стоит смотреть от 15000 рублей. Если денег сильно меньше, но очень хочется и прямо сейчас, лучше купить более-менее приличную акустическую гитару и начать учиться играть на ней.

В этой статье я не буду писать про выбор акустической гитары. Лучше напишу в отдельной. Читайте нас регулярно и вы будете максимально подкованы.

Купить электрогитару – это еще пол дела. Сама по себе она не звучит никак. Поэтому нужно понимать, что если вы потратили на гитару 15000 рублей, это еще не конец, а только лишь начало. Для того чтобы заниматься, к гитаре нужен комбик. Комбик – это не только наш магазин, а еще и специальный гитарный усилитель вместе с динамиком в одном корпусе. Комбики начинаются от 3000 рублей. Ламповые комбики – от 15000 рублей. Для занятий и для ушей лучше всего покупать именно ламповое оборудование. Оно звучит мягче, от него не устают уши, ламповый усилитель поможет вам поставить правильное звукоизвлечение и развить динамику в игре. Да и вообще он просто круче звучит.

Получается, что усилитель стоит столько же сколько сама гитара? Да, именно так. Если будете дешевить, сильно проиграете в звуке. Хороший звук очень важен для занятий. Заниматься должно быть приятно и интересно, не экономьте, ведь вы проведете с гитарой долгие часы вдвоём.

Само собой, чтобы соединить гитару с комбиком, нужен кабель. Кабель тоже бывает разный. Если покупать дешевый кабель, он очень быстро ломается, ведь вы постоянно его крутите, вертите, включаете, выключаете. Кабель должен быть прочный. Обычно прочный кабель уже более менее хорошо звучит. Есть смысл смотреть готовый гитарный кабель от 600 рублей за 3 метра.

В принципе, этих вещей достаточно для того чтобы начать играть на электрогитаре. Я не пишу про ремень для гитары, чехол для гитары и медиаторы – эти вещи должны быть у вас по умолчанию. Хранить гитару надо, как минимум, в чехле, подальше от батареи и прямых солнечных лучей. Ставить гитару надо на стойку, а не на пол. Гитара не должна опираться на гриф. За гитарой нужно ухаживать. Средства ухода придумали не просто так. Любите вашу гитару и она ответит вам взаимностью.

Ладно, с комплектом и аксессуарами разобрались. О том как ими пользоваться, напишем как-нибудь потом, а сейчас перейдём непосредственно к выбору электрогитары. Итак, вы пришли в магазин или решили купить гитару в интернете. Супер! На что стоит обратить внимание?

Первое – бридж гитары. Если вы покупаете первый инструмент, не рекомендуем брать гитару с тремоло или флойд роузом. Я бы советовал брать инструмент именно с фиксированным бриджем. Во-первых, на недорогих гитарах, железо, как правило, тоже не дорогое. Чем меньше в нём частей, тем надёжнее оно работает. Бридж – это штука на корпусе гитары, через которую протягиваются струны. Фиксированный бридж бывает нескольких типов – струны сквозь корпус, wraparound, tune-o-matic и просто фиксированный. Суть не меняется, он не двигается. Это то, что вам нужно. Такую гитару проще настраивать и строй она будет держать лучше.

Второе – колки. Колки бывают разные. Хорошо, если на гитаре стоит какой-то бренд с логотипом, а не просто noname. Grover, Gotoh, Schaller – три самых популярных бренда. Колки вы будете крутить регулярно, поэтому проверьте, что они работают без люфта и скрипа.

Третье – звукосниматели. Обратите внимание, что я ничего не пишу про форму или цвет электрогитары. Эти вещи имеют значение лишь в последнюю очередь. Самое главное в электрогитаре помимо её звука – это надёжность её железа и электроники. Поэтому выбирайте аккуратно. Звукосниматели бывают двух основных типов – сингл и хамбакер. Разница такая: сингл – одна катушка, хамбакер – две катушки. Хамбакеры звучат громче и шумят меньше. Звук у них разный. Это не значит, что хамбакер – это круто, а сингл — не круто. Надо понимать разницу. Синглы для более мягкого и жирного звука. Певучие соло и крутой чистый звук – это синглы. Мощный перегруз – это хамбакеры. Бывают гитары с различным сочетанием датчиков, например 2 сингла и 1 хамбакер.

Итак, колки, бридж и звучки в порядке. Вы посмотрели разные варианты гитар, примерно поняли какой звук вам нужен. Определяйтесь с деревом инструмента, его цветом и формой. Для начинающих музыкантов я бы не советовал заморачиваться по дереву. Берите то, что нравится вам визуально. Инструмент должен вас радовать прежде всего, а со звуком вы разберётесь позже.

Когда я покупал свой первый гитарный процессор, я игрался со всеми гитарными эффектами. Это прикольно, множество разных звуков. Тратить много денег на него не нужно, не стоит сразу покупать самый дорогой. Поиграйте немного и вы поймёте, какие эффекты вам нужны, а без каких вполне можно обойтись. Точно так же и с гитарой. Первый инструмент нужен для того, чтобы не отбить у вас охоту играть дальше. Постепенно к вам придёт понимание, чего вам в нём не хватает, а что наоборот вам очень нравится.

Про дерево можно написать целый талмуд. Дерево гитары всегда будет предметом горячих споров и обсуждений, но мы здесь даём советы начинающим, поэтому совет простой. Дерево не должно быть берёзой, фанерой, пластиком или прессованным картоном. Всё остальное – подойдёт. Не стоит гоняться за краснухой за 15000 р. Это самообман. Качество древесины напрямую зависит от стоимости электрогитары. Поэтому есть смысл брать инструмент из более распространенных пород древесины. Ольха, ясень, клён, палисандр – если видите эти названия, значит всё круто. Если махогани или красное дерево, тоже ок. Но не стоит ожидать от этой гитары звука, как у вашего идола. У него другие гитары и другие деньги. А у вас свой путь в мире электрогитары, поэтому не смотрите на кумиров особо, выбирайте то, что нравится именно вам.

Ух, добрались почти до конца 🙂 Еще один важный совет – когда покупаете гитару – спросите совета у продавца и у друзей, которые разбираются в гитарах. Продавцы бывают разные. Бывают хорошие, а бывают просто, кто хочет вам что-то впихнуть. Хороший продавец расскажет вам о плюсах и о минусах инструмента, посоветует что-то другое. Возможно, ваш первый выбор уже не будет вам казаться самым правильным. Покупка инструмента – важное событие в жизни любого музыканта. Мы не так часто покупаем себе гитары, поэтому стоит подойти к этому делу с особой тщательностью. Задавайте вопросы консультанту, не бойтесь показаться чайником. Грамотный специалист объяснит вам всё так, что вопросов у вас не останется.

В хорошем магазине при вас проверят прогиб грифа, настроят вам мензуру, если нужно, поменяют струны на новые. Обязательно проверьте, что потенциометры не хрустят, а переключатель датчиков работает исправно. В новой гитаре все это работает бесшумно.

Постоянно играя на гитаре нужно помнить, что у вас постепенно изнашиваются некоторые ее части, которые со временем придётся менять: струны, регуляторы громкости и тона, переключатель датчиков. Также со временем изнашиваются лады, но до этого вам еще нужно доиграть. Если доиграли – вот тогда можно сказать, что вы настоящий гитарист, увлеченный своим делом. Респект вам и уважуха.

Да, чуть не забыл. один важный момент, который очень сильно волнует многих начинающих и не только гитаристов — страна производства гитары. В народе ходит легенда, что китайские гитары — фигня, Индонезия — более-менее, а вот Корея — вот это высший класс. Всё это полный бред. Объясню почему.

Во всех этих азиатских странах производители гитар используют заводы с одинаковым контролем качества. Единственный момент, который должен вас действительно волновать — это цена гитары. Не будет дешевая корейская гитара звучать лучше дорого китайской. Никогда.

Цена гитары — определяющий момент. Стоимость инструмента показывает сколько внимания ему уделили, какие материалы для него использовали и как его сделали. В целом бывают дрова и в Америке и в Японии и бывают очень хорошие гитары из Китая, Индонезии и Кореи. Поэтому, покупая гитару, надо думать не о том, у кого какой разрез глаз, а о том из чего она сделана. Страна — не панацея.

Лично для себя я давно охарактеризовал все гитары из Азии одним словом — Азия, без разделения по странам. Нет никакой разницы в стране. Есть разница в бренде, в цене и стоимости.

Если ваша гитара сделана в Японии, скорее всего это хороший инструмент, так как японцы уделяют много внимания мелочам. Но с другой стороны они также с дотошностью готовы воспроизводить все нюансы далеко не идеальных винтажных инструментов. Поэтому выбирая гитару из категории от 25 000 р. и выше, нужно руководствоваться другими правилами, о которых мы обязательно напишем в наших ближайших статьях.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх