Электрификация

Справочник домашнего мастера

Рукоять на нож

Качественный нож – идеальный подарок на день рождения или Новый год. Конечно, сейчас на рынке их ассортимент огромен: от самых доступных до многофункциональных «швейцарцев». Но эксклюзивным станет нож, со сделанной собственноручно ручкой.

Способы крепления ручки

Обычный нож (охотничий или кухонный) состоит из клинка и рукоятки. Оценивая качество инструмента, обращают внимание на материал лезвия, форму клинка и остроту, хотя добротность рукоятки не менее важна. Маневренность ножа и эффективность работы с ним зависит от удачной формы и размера ручки. Последняя может выть выполнена из дерева, пластика, винных пробок, фанеры. Клинок может крепиться к рукояти двумя способами: всадным или накладным.

Всадной способ

На клинке остается узкий хвостовик, на который и насаживается рукоять. Достоинствами данной конструкции будут:

  • удобство применения. Вес такого ножа будет незначительным, что имеет значение при постоянных передвижениях по лесу;
  • практичность. Таким способом можно к клинку присоединить рукоятку любого размера или формы;
  • эстетичность. Обычно при изготовлении таких рукояток сочетают различные материалы;
  • несложный ремонт благодаря простоте конструкции.

Единственный, но существенный недостаток такого вида крепления – недостаточная надежность.

Накладной способ

Накладной способ крепления клинка к рукояти предполагает, что лезвие имеет широкий хвостовик, который соответствует форме ручки. Рукоять собирается из двух накладок, которые фиксируются на хвостовике штифтами или заклепками.

Преимущества данного способа:

  1. Надежность крепления рукояти.
  2. Долговечность.
  3. Простота изготовления.

К недостаткам накладных рукояток относят:

  1. Значительный вес всего ножа.
  2. Ограниченность формы и размера ручки.
  3. Высокая электро- и теплопроводность. На морозе голыми руками таким ножом долго не поработаешь.

Требования к размерам и форме

Форма ножа имеет не меньшее значение, чем способ крепления ручки. Самой удобной считается овальная рукоятка, которую рука может удерживать длительное время.

Прямая рукоять не имеет каких-либо расширений или сужений. Обычно такую ручку приделывают к кухонным ножам.

Конусная рукоятка имеет расширение вперед, что встречается чаще, или назад. Это наиболее эргономическая форма, благодаря которой нож не выскальзывает из ладони.

Некоторые клинки делают с наборными ручками выпуклой или вогнутой формы. Последняя не очень удобна, поэтому охотники предпочитают экземпляры с выпуклой рукояткой.

Плоские ножи занимают очень мало места, но при длительной работе их грани впиваются в руку. Упорная форма рукояти напоминает кастет и обычно применяется для разделочных инструментов.

Длина клинка определяется назначением ножа. Для охотничьего инструмента оптимальным считается лезвие длиной около 10 см., которое подойдет и для разделки дичи, и для хозяйственных целей. Длина рукояти должна быть не меньше 11 см. Ширина ножа зависит исключительно от предпочтений хозяина.

Подходящие материалы и необходимые инструменты

Обычно для подарочных экземпляров ножей выбирают рукояти из дерева. Не всякая древесина пригодна к обработке. Чтобы при последующем использовании не произошло деформации, материал необходимо хорошо высушить. Чаще всего основой рукояти служит древесина твердых пород: самшит, железное, эбеновое дерево, орех, береза, дуб, палисандр.

Обратите внимание! Для особых случаев можно изготовить для ножа рукоять из амаранта, мербау или бубинга.

Сделать ручку можно и из других материалов: синтетических или природных. Мастера оригинально оформляют бересту, текстолит, оргстекло, рога благородных оленей, слоновую кость.

При работе с рукояткой понадобятся следующие инструменты: рашпиль, стамеска, резак (если выбрано дерево), абразивные материалы и тиски (для работы с металлом). Для работы с твердой древесиной можно воспользоваться лобзиком, дрелью.

Инструкция по изготовлению

Работа с деревом требует некоторого опыта. Но сделать рукоять сможет даже новичок.

Чтобы сделать нож с оригинальной ручкой необходимы:

  • материал для рукояти (дерево влажностью не более 15% с оригинальным рисунком и фактурой);
  • клинок;
  • крепеж (эпоксидная смола для всадного крепления или пруток нужного диаметра);
  • пропитка;
  • необходимый для работы инструмент.

Вырезаем ручку для ножа

При помощи ленточной пилы вырезают рукоять. Для последующего шлифования оставляют запас около 3 мм.

Сверлим отверстия под штифты

Отверстия для штифтов просверливают на сверлильном станке.

Обе половинки будущей ручки соединяют и сверху прикладывают клинок. По хвостовику отмечают расположение отверстий на дереве. Сверлить лучше обе половинки одновременно, чтобы избежать перекосов.

Сверло нужно брать немного больше, чем толщина штифта. Сначала сверлят ближайшее к лезвию отверстие, затем на противоположной стороне, потом в центре.

Обрезаем штифты по размеру

В готовые отверстия двух половинок заготовки нужно вставить один из штифтов. На нем отмечается место отреза. На штифтах с обеих сторон рукоятки необходимо оставить припуск около 3 мм. Пилкой по металлу нарезают нужное количество штифтов.

Важно! Укоротить штифты можно всегда, поэтому лучше, если они окажутся длиннее.

Перед склеиванием необходимо удостовериться, что штифты свободно входят в отверстия.

Склеиваем ручку и лезвие эпоксидной смолой

До склеивания заготовку шлифуют со стороны клинка. Если это делать после сбора заготовки, то есть опасность повредить лезвие.

Для склеивания необходимы зажимы, кисточка, штифты, лист бумаги и эпоксидная смола. Перед работой лучше пару раз собрать готовую конструкцию, чтобы выявить и устранить недочеты. Эпоксидную смолу готовят согласно инструкции. На одну из заготовок наносят тонким слоем склеивающую основу.

Обработанную смолой часть соединяют с хвостовиком, вставляют штифты. Затем склеивающей основой покрывают вторую часть заготовки, которую также присоединяют к хвостовику. Конструкция собрана.

Далее зажимают рукоятку с двух сторон. Через пять минут соединение необходимо проверить. Если эпоксидная смола выдавилась на металлическую основу, то ее удаляют сразу.

После полного высыхания ножа можно приступать к шлифовке.

Шлифуем ручку ножа

Начинают обработку с внешнего края и проводят до момента, пока заготовка не станет заподлицо с хвостовиком. Гладкость дереву придают в несколько этапов. Грубую обработку проводят наждачной бумагой. Тонкую шлифовку можно сделать вручную или на станке.

Важно! Рельефные поверхности перед тонкой шлифовкой обрабатывают льняным маслом. Так можно закупорить мелкие углубления и подчеркнуть выразительность рисунка.

Перед шлифовкой рукояти из светлых древесных пород проводят обработку порозаполнителем. Это предупреждает впитывание шлифовальной пыли в ручку.

Шлифованием формируют всю рукоятку, периодически поворачивая ее. Теперь осталось скрыть торчащие штифты. Их тоже шлифуют до момента, когда они станут заподлицо с ручкой.

Полировка

После шлифовки рукоятку покрывают слоем лака. Когда верхний слой просох, можно для большей гладкости повторно обработать дерево шлифовальной бумагой. Затем древесину еще раз вскрывают лаком до полного просыхания. Процесс можно повторять несколько раз.

Украшать рукоять можно различными способами – оплеткой, пирографией, резьбой, отделкой кожей. Самым популярным способом, несмотря на новинки (скримшоу и пр.), остается оплетка благодаря своей долговечности и эстетичности. Перед любым декорированием деревянную рукоять необходимо обезжирить.

Оплетка кожей – несложный процесс, который имеет незначительные нюансы.

Перед работой оплетку необходимо окунуть в теплую воду на несколько минут. Кожа станет податливой и мягкой. Шнур должен быть шириной около 10 мм. Для оплетки берут отрезок кожи как четыре длины ручки ножа.

Один конец обвязки прикладывают к ручке ножа в длину. Клейкой лентой закрепляют кожу к рукоятке ниже клинка. Для закрепления шнура нужно обмотать ручку несколько раз. При формировании обмотки нужно надавливать на шнур максимально сильно. Первый виток должен скрыть клейкую ленту.

Теперь нужно обмотать рукоять практически до конца, оставив около 2 см. Затем оплетку распределяют по всей рукояти.

Важно! Между витками не должно оставаться пустого места.

После заполнения ручки оплеткой остается завязать узел, обрезать излишки материала. Нож почти готов – осталось только высушить кожу. Она немного сморщится, становясь крепче.

Существует много вариантов оформления оплетки:

  • плотная оплетка;
  • «Турецкая голова»;
  • «Кобра»;
  • «Узел змеи»;
  • «Колос».

Чтобы кожа стала гибкой, ее нужно поместить в теплую воду. Сыромятные куски нужно замачивать несколько часов. Для отделки лучше применять дубленую кожу.

Размягченный материал нужно крепко обмотать вокруг ручки ножа, отметить места обрезки. Ножницами удаляют излишки кожи, оставляя припуски на шов с каждой стороны по 2,5 см.

Теперь равномерно по всей длине лоскута шилом прокалывают отверстия с обеих сторон кожи. Рукоять обматывают куском кожи и сшивают отверстия обметочным швом. С обратной стороны лоскута по окончанию работы нужно завязать узел.

После полного высыхания кожи нож готов к использованию.

Внимание! Во время декорирования ручки лучше нож держать в чехле, чтобы не пораниться.

Резюме

Процесс создания уникального ножа непрост. Для работы с любым материалом для рукояти требуются сноровка и знания. Возможно, первый клинок будет казаться неказистым, зато каждый последующий приблизит новичка к вершине мастерства. Даже первый результат стоит вложенного труда – такого ножа точно не будет ни у кого.

Изготовление рукояток для ножей своими руками

Любой нож состоит из двух элементов: клинка и рукояти. Качество ножа и удобство его эксплуатации зависят от материала для изготовления клинка, его термообработки и заточки. Форма ручки для ножа влияет на функциональное назначение инструмента и его маневренность. В открытом доступе в сети Интернет имеются эскизы и чертежи рукоятей для ножей из дерева, однако варианты крепления не блещут разнообразием.

Всадной способ крепления

Методы крепления ручки к клинку:

  1. всадной;
  2. клепаный.

При всадном способе формирования рукояти ножа массив из цельного материала или набор пластин насаживается на хвостовую часть клинка. Если рукоятка состоит из набора листового материала, она называется наборной. В некоторых конструкциях хвостовая часть клинка снабжена резьбой для дополнительной фиксации пластин гайкой.

Чтобы рукоятка не раскололась в процессе эксплуатации, с обеих сторон материал фиксируется обоймицами. Наборная рукоять располагается всегда параллельно клинку. Всадной способ изготовления ручки имеет свои преимущества:

  1. возможность придания любой формы влияет на эстетические качества;
  2. малая масса и низкий коэффициент теплопроводности;
  3. ремонтопригодность.

Главным недостатком такой конструкции является низкая прочность соединения рукояти с клинком.

Накладной клепаный вариант

При изготовлении клепаного варианта ручки применяются накладки, располагаемые на широком хвостовике ножа, который повторяет форму рукояти. Накладки крепятся на хвостовике при помощи заклепок или винтов. Последние для этих целей применяются достаточно редко.

Широкое распространение для фиксации накладок получили медные или стальные заклепки. Ножи в таком исполнении можно встретить на любой кухне. Многие задаются вопросом, как в домашних условиях сделать рукоятку для ножа. Преимущества накладного варианта крепления: легкость в изготовлении и простота крепления.

Среди недостатков можно выделить:

  1. ограниченность формы;
  2. большой вес;
  3. высокий коэффициент теплопроводности.

Различают пять основных форм рукояток ножей:

  1. Овальная. Самая распространённая. Такая форма рукояток удобна для большинства пользователей ножей. Обтекаемые формы удобно лежат в руке и являются максимально эргономичными. Скругленный прямоугольник или квадрат являются паллиативными вариантами овала. Однако при такой форме сложно определить положение клинка, что особенно усложняет использование ножа в темноте;
  2. Прямая. Присуща по большей части кухонным ножам. Сечение представляет собой квадрат, прямоугольник или различные многоугольники. По всей длине отсутствуют расширения или сужения. Недостатки такой формы аналогичны овальной, а также возможно выскальзывание ножа из руки;
  3. Конусная. Бывает с уклоном назад или вперед. Нож, имеющий конусную форму рукояти с уклоном назад, встречается достаточно редко. При сужении рукояти вперед, кинжал имеет высокие эргономичные характеристики. Именно поэтому на протяжении многих лет в арабских странах использовались такие клинки. Для удобства использования хирургические инструменты имеют коническую рукоятку с уклоном вперед;
  4. Вогнутая. Различаются рукоятки глубиной выпуклости, а также асимметричностью расположения впадины. Отдельным вариантом асимметричного расположения впадины можно выделить рукоять с вырезом под пальцы. Такая форма выглядит достаточно эффектно и своими контурами напоминает кастет;
  5. Выпуклая. Большинство охотничьих и боевых ножей имеют выпуклую рукоятку. Ножи с «брюшком» имеют выпуклую форму ручки только с одной стороны. Классическим представителем таких изделий является финский нож. Профессионалы утверждают, что наиболее удобной формой рукояти соответствует соосная с клинком ручка.

Виды и преимущества древесины

К выбору материала для будущей рукоятки следует подходить очень ответственно. От исходного сырья зависят следующие характеристики: прочность, эргономичность, баланс и устойчивость к загрязнению. Нож с деревянной рукояткой отлично подойдет начинающему охотнику.

Древесина получила широкое распространение в качестве основного материала для изготовления рукояток. Обычно применяют сорта с плотной структурой: дуб, ясень, орех, клен, яблоня, вишня. Экзотические породы древесины имеют более красивый вид, но могут быть сложными в обработке или плохо влиять на баланс ножа. Самодельный резной нож всегда украсит коллекцию любого охотника. Среди отечественных сортов древесины, подходящих для изготовления рукояток, можно выделить карельскую березу, бук, граб и орех. К экзотическим относят эбен, венге, омбойну и бубингу.

Карельская береза используется во многих странах мира наравне с редкими экзотическими экземплярами. Структура ее древесины напоминает мрамор. Твердость этого вида может достигать до 3,5 единиц по шкале твердости Бринелля, плотность — до 770 кг/м3. Внутри материал имеет уникальные утолщения — капы, которые и придают карельской березе мраморную текстуру. Цвет варьируется от светло-золотистого до темно-янтарного. Такая древесина трудно обрабатывается, поэтому требуются особые навыки при изготовлении рукоятки.

Граб — вид лиственных деревьев, относящихся к семейству Березовых. Древесина имеет наибольшую твердость (порядка 3,7 ед. по Бринеллю) и плотность около 800 кг/м3. Специалистами высоко ценится износостойкость этого дерева, поэтому оно применяется в ответственных узлах, к которым предъявляют повышенные требования к вязкости и ударной прочности.

Грецкий орех достаточно часто используется для изготовления пропеллеров для легких самолетов. Минимальная склонность к растрескиванию обуславливает применение древесины для изготовления рукояток. В высушенном состоянии такая ручка сохраняет форму, не подвержена гниению. По Бринеллю твердость составляет порядка 3,7 ед.

Для изготовления рукоятки черного цвета используют эбеновое дерево или эбен. Произрастает оно в тропических джунглях и имеет плотность 1300 кг/м3, поэтому древесина этого дерева тонет в воде. Маслянистая структура делает материал устойчивым к атмосферным воздействиям.

Стабильность структуры позволяет использовать эбен при низких температурах в условиях Крайнего Севера. Этот материал также служит сырьем для изготовления музыкальных инструментов, сувениров, фигурок и статуэток.

Дерево венге — редкая порода экваториальной древесины. Шоколадный цвет материала с прожилками придает фактуре готового изделия незабываемый вид. По твердости венге превосходит дуб и ясень. По шкале Бринелля твердость может достигать до 4,2 ед. Плотность составляет 890 кг/м3. Наличие маслянистых отложений в структуре древесины усложняет механическую обработку и шлифовку. В качестве финальной доводки рекомендуется вощение.

Красно-коричневый цвет имеет древесина дерева амбойны. Плотность материала достаточно невысокая — порядка 670 кг/м3. Легко переносит механическую обработку и полировку. На финальной стадии изготовления может потребоваться дополнительное заполнение пор вязкими составами.

Древесина дерева бубинга имеет явно выраженные годичные кольца, что делает ее структуру яркой и привлекательной. Имеет среднюю плотность порядка 900 кг/м3. Применяется в декоративных целях, так как легко подвергается механической обработке. При полировке можно достичь зеркального блеска. Высокая склеиваемость делает ее пригодной для изготовления музыкальных инструментов, декоративных панелей и для украшения внутреннего пространства автомобилей.

Другие материалы

Наборная рукоять для ножа своими руками изготавливается достаточно просто. Довольно часто применяется кожа. Использование этого материала получило широкое распространение благодаря положительным качествам исходного сырья.

Качественно изготовленная рукоятка имеет хороший внешний вид, низкую теплопроводность. Ножка ножа выполняется с резьбой, поэтому не боится ударов и лучше переносит падения. Рукоять из козьей шкуры особо ценится среди любителей.

Также часто применяются пластик или оргстекло. Среди основных достоинств можно выделить высокое сопротивление ударам, малую массу, устойчивость к воздействию воды и влаги, морозостойкость и диэлектрические свойства. Клинок, изготовленный из пластика, будет холодным на ощупь.

Необходимо учитывать, что бывает статическая балансировка и динамическая. Выбрать оптимальную достаточно трудно. Если статическая балансировка характеризует весовые качества оружия, то динамическая учитывает момент инерции. Оптимальным для бытового использования считается вариант, когда центр массы находится на уровне указательного пальца.

С помощью этой инструкции вы узнаете, как сделать нож своими руками для охоты. Когда я решил изготовить его, то первым делом воспроизвел несколько набросков. Теперь, когда я работаю с заказчиками, то беру эти наброски за основу, и мы вместе решаем, какие изменения нужно внести.

Делаем нож с резной ручкой

Шаг 1. Дизайн

Далее приведены эти наброски и полноразмерные рисунки ручки.

Шаг 2. Ковка клинка

Перед началом ковки, я написал заклинание на полу мастерской.
Заклинание написано англо-саксонскими рунами и гласит:
Выкован в огне, вдохновлен честью и долгом.

В принципе, можно обойтись и без заклинания)

Шаг 3

Для этого охотничьего оружия я использовал полосу из стали 1095 сечением 5х30 мм. Чаще всего для ковки я использую 3-килограмовый молот.

Шаг 4

Я нанес нужные промеры прямо на наковальню, чтобы во время ковки можно было проверять соответствие изделия.

Длина моего ножа составляет 380, а ширина 50 мм.

Шаг 5. Выковывание острия

Я начал ковку с острия, стараясь придать ему нужный вид.

Шаг 6. Формирование лезвия

Начинаем придавать форму лезвию.

Шаг 7

Вы можете заметить, что я создавал лезвие небольшими участками.

Шаг 8

Так выглядит оружие после первичной шлифовки.

Шаг 9

На этом этапе обрезал излишек полосы.

Шаг 10

Для обрезания полосы я воспользовался топориком с молотковым бойком и 1,5-килограмовым молотом.

Шаг 11

Сформировываем хвостовик, дорабатываем вид и выпрямляем лезвие.

Шаг 12

Вот такой он по завершению ковки.

Шаг 13. Обработка

В след за тем, как я выковал изделие нужной конфигурации, я приступил к его отделке, окончательно подгоняя форму и промеры.

Шаг 14

Я очистил окалину кузнечным напильником.

Шаг 15

Я обрабатывал его напильником, пока он не стал сравнительно гладким и размеры не приблизились к необходимым.

Шаг 16

Я визуально оценил форму и отметил утолщения фломастером. Далее надфилем проходил отмеченные места, пока разметка не стерлась. Я повторял эти операции до тех пор, пока не добился ровной, необходимой формы лезвия и острия.

Шаг 17

Также очень удобно обрабатывать боковые грани вот таким инструментом.

Шаг 18. Ошкуривание

По окончании грубой отделки я приступил к полировке. Для этого я воспользовался наждачкой с Р150 и деревянным или металлическим бруском.

Шаг 19

При каждой смене наждачного полотна я изменял направление ошкуривания.
Это позволило удалять все риски, оставшиеся после более грубой наждачки и избежать неприятных сюрпризов на дальнейших этапах.

Шаг 20

Все полученные неровности можно увидеть, держа его под углом и оценивая отражение ровного предмета на его поверхности.

Шаг 21

Я отмечал все выпуклости на изделии фломастером. Волнистыми линиями я отметил неровности, которые требовали грубой отделки, а прямыми – то, что требуется ошкурить.

Шаг 22

По завершению грубого ошкуривания, я отполировал его наждачным полотном Р220, следя, чтобы риски были направлены вдоль лезвия. Это помогает избежать концентрации напряжении при дальнейшей термической обработке. На этом этапе следует еще раз убедиться, что размеры детали соответствуют задуманным, и при необходимости доработать.

Шаг 23. Защитная обертка

Чтобы защитить, я обмотал его бумажным полотенцем и закрепил скотчем.

Шаг 24

Также скотчем я приклеил все кромки бумаги, чтобы под них не попадали металлические опилки и песок, и не царапали металл.

Шаг 25. Концентраторы напряжений

Уменьшить концентрацию напряжений можно, изготовив переход от хвостовика к лезвию не резким, а скругленным. Благодаря такому переходу уменьшается риск того, что оно обломается там, где надо держать рукой. Также уменьшатся напряжения во время термической обработки.

Шаг 26. Термическая обработка

Большинство своих изделий я закаляю на мартенсит. Вот как это делается:

• Во-первых, я произвожу трехкратную нормализацию (нагреваю его до критической температуры и даю остыть на воздухе). Нормализация позволяет снизить напряжения в нем, накопившиеся в процессе ковки, грубой отделки и ошкуривания.

• Далее я нагреваю его до 870 градусов (температура зависит от марки стали). Я даже немного перегреваю металл, что позволяет мне опустить его в закалочную ванну при необходимой температуре (частично тепло теряется во время переноса). Далее погружаю металл в масло температурой 230 градусов и даю остыть до температуры масла.

• При температуре 230 градусов металл становится полупластичным и его можно гнуть руками (не забывая о перчатках).

• При дальнейшем охлаждении металл начинает «петь». Этот звук обусловлен образованием кристаллов мартенсита. Процесс закалки и завершен.

• Далее клинок надо подвергнуть трехкратному нагреву до 245 градусов и выдержке при такой температуре на протяжении часа. При таком режиме образуется еще больше мартенсита, и снижаются напряжения, вызванные закалкой.

Примечание: во время термической обработки я испортил три клинка. Я заметил, что изделие таких размеров при термообработке немного изгибается по длине, поэтому последнюю заготовку я изготовил с небольшой обратной кривизной, которая потом компенсировалась.

Шаг 27. Испытание изделия

По завершению термообработки я снова отшлифовал его напильником и ошкурил наждачкой Р150. На этом этапе я обычно испытываю клинок, изгибаю его и делаю пробный надрез. Этот клинок я решил испытать на деревянном бруске 50*100 мм.

Шаг 28. Полировка

Я остался доволен качеством оружия, поэтому продолжил его полировку наждачным полотном.

Я начал с бумаги Р150, а потом сменял ее на Р220, Р400, Р600, Р800 и Р1000, что позволило довести поверхность до требуемого состояния. На этом этапе я попеременно менял направление с продольного на диагональное.

Шаг 29

Я остановился после диагональной обработки бумагой Р1000, и решил завершить полировку в след за изготовлением ручки ножа. В углу фото вы можете увидеть гору использованной наждачной бумаги.

Шаг 30. Рукоятка

Эта часть инструкции разбита скорее не на отдельные этапы, а по хронологическому принципу. Части ручки лучше изготовить немного больших размеров, чтобы впоследствии можно было оценить сбалансированность и убрать все лишнее.

Шаг 31

Первый этап создания ручки – это изготовление нижнего упора (холодное оружие всегда описывается так, если бы его острие было направлено вниз).

На фото изображена заготовка с прорезью по размеру изделия.

Нижний и верхний упоры я изготовил по одинаковому принципу.

Шаг 32

При изготовлении выреза, необходимо следить, чтобы деталь садилась не слишком туго. В противном случае в месте перехода от клинка к самому слабому месту возникнут дополнительные напряжения. Но и большой слабины тоже лучше не допускать.

Шаг 33

Нижний упор, надетый на хвостовик.

Шаг 34

Для изготовления части, за которую держат оружие я использовал брусок твердого африканского черного дерева. Заготовку я соорудил немного большего размера.

Шаг 35

Далее я распилил брусок на две ровные половины.

Шаг 36

Я обработал внутренние поверхности заготовок наждачной бумагой Р150, расположенной на плоской металлической поверхности.

Шаг 37

На внутренних сторонах я разметил положение этой детали. Чтобы две половинки точно сошлись, я сначала соорудил углубление для него в одной оловинке, сложил две части вместе, отметил точки выхода хвостовика. Потом я разобрал рукоять и точно разметил расположение хвостовой части на обеих заготовках.

Шаг 38

Я произвел углубления под хвостовик в обеих заготовках. Сначала нужно сделать углубление по центру и осторожно расширить его до внешних границ разметки.

Шаг 39

Вот что получилось по завершению углубления.

Шаг 40

При склеивании я применял две струбцины, чтобы добиться равномерного давления по всей площади. Чтобы при стягивании струбцинами заготовки не сместились, я вставил хвостовик в отверстие между ними. Этот прием также предотвращает образование наплывов клея внутрь. Помните, что эту часть нужно извлечь из рукоятки до просыхания клея.

Шаг 41

Ограничители для этого ножа я изготовил из стали 1018 и украсил их гравировкой с V-образными элементами. Подготовленные составляющие нужного размера я вырезал ножовкой по металлу и обрезал углы получившихся прямоугольников.

Шаг 42

Я разметил положение отверстия и высверлил большую часть металла по разметке.

Шаг 43

Окончательный вид отверстию я придал с помощью тонкой ножовки и р надфилей.

Шаг 44

Так выглядит готовый.

Шаг 45

А так выглядит верхний, установленный на место.

Шаг 46

Окончательную форму им я придал надфилем, а потом уже просверлил отверстия для заклепок.

Шаг 47

Шаг 48

Так она выглядит после придания первичной формы.

Шаг 49

Далее я скруглил углы напильником.

Шаг 50

Так выглядит нижняя часть по окончанию закругления углов.

Шаг 51

К изготовлению набалдашника я приступил только, когда смог оценить сбалансированность рукоятки. Я определил, как нужно изменить баланс. На фото видно, что я просверлил одно отверстие для него, а затем выполнил второе, добившись совпадения отверстий гвоздем.

Шаг 52

Главная задача набалдашника – добиться сбалансированности оружия и сделать его, в том месте где лежит рука, тяжелее.

В нем я сделал выемку сверлом и долото. В это углубление вставляется край хвостовой части, а также благодаря нему ему мне удалось добиться лучшего баланса.

Шаг 53

Затем я обработал набалдашник, чтобы его края совпали с краями верхнего ограничителя.

Шаг 54

Вслед за тем придал ему нужный вид ножовкой и надфилем.

Шаг 55

Так выглядит набалдашник после закругления и обработки наждачной бумагой Р150.

Шаг 56

По окончанию придания округлой формы деталям, нужно доработать вид рукоятки с помощью напильника и стамесок.

Шаг 57. Гравировка

Я нанес карандашом основную разметку, и убедившись, что все нормально, навел фломастером. Затем нанес насечки долотом. Вслед за нанесением основных линий, я приступил к вырезанию более мелких частей. Кода узор был полностью нанесен, я удалил появившиеся заусенцы наждачной бумагой Р220.

Шаг 58

Так выглядят детали после гравировки.

Шаг 59

Я еще раз убедился в том, что все части рукоятки хорошо подогнаны. При необходимости их можно немного доработать.

Шаг 60. Резьба по дереву

Инструменты, которые я использовал для резьбы (перечислены сверху вниз):
6-миллиметровая плоская стамеска, 5-миллиметровое полукруглое долото, 5-миллиметровая и 3-миллиметровая плоская стамеска, 1,5- миллиметровая плоская стамеска, стамеска с армированными зубками. 80% высечек было сделано с помощью 1,5- миллиметровой стамески.

Шаг 61

Сначала я нанес орнамент на рукоятку карандашом, затем навел ручкой и сделал надрезы по линиям разметки.

Шаг 62

Теперь я срезаю лишнюю древесину.

Шаг 63

На фото изображена рукоятка после начала резьбы. Видно, что узор начал приобретать объем.

Шаг 64

Вслед за черновой резьбой я ошкурил поверхность с помощью стальной мочалки. Так я смог увидеть, какие участки нужно доработать. Полученив гладкую поверхность я приступил к более тонкой резьбе.

Шаг 65

Здесь вы можете заметить, что для вырезания я применил две техники. Чудовище слева я текстурировал с помощью 3-миллиметровой стамески, использовав скандинавскую технику. Текстуру другим чудовищам я придал с помощью техники выжигания.

Шаг 66. Сборка

При сборке ножа я использовал традиционные технологии, не считая замены обычной смолы эпоксидной. Смолой я герметизировал зазоры между деталями, чтобы туда не попадала влага. Его нужно установить очень быстро, чтобы смола не затвердела до того, как все детали будут на своих местах.

Установка клинка производится в таком порядке:

Сначала надевается нижний ограничитель и фиксируется эпоксидной смолой.

Затем хвостовик смазывается смолой и вставляется в ручку.

В отверстия верхнего упора вставляются головки заклепок.

На верхнюю часть хвостовика одевается и фиксируется смолой верхний ограничитель.

Затем фиксируется набалдашник. Замечу, что использование заклепок на такой выпуклой поверхности – задача не из простых.

Шаг 67

На этих трех изображениях показан процесс установки заклепок.

На первом фото изображен верхний упор с вставленными заклепками. На заклепках имеются шляпки высотой около 3 мм, которые вставляются в предварительно изготовленные шлицы и закрепляются эпоксидной смолой.
На последнем фото заклепки практически не видны, так как они были сделаны так, чтобы шляпки совпали с набалдашником.

Шаг 68

Вот нож и готов. Надеюсь, вам понравилось наблюдать за моей работой.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх