Электрификация

Справочник домашнего мастера

Птица из дерева

Содержание

Вырезание фигурок из дерева

Фигурная резьба по дереву по праву признана наиболее трудной в данном виде искусства. Различные фигуры животных из дерева станут украшением для любого участка. Поэтому создать фигуры из дерева своими руками задача не из простых, но вполне выполнима. Ведь можно украсить свой дачный участок персонажами из любимых детских сказок и мультфильмов. Для создания таких декоративных элементов, потребуются разные инструменты для резьбы, хорошее воображение и обязательно, усидчивость.

Инструменты и фурнитура.

Дерево – материал, легко поддающийся обработке, но все-таки, для того, чтобы сделать статуэтки из дерева, лучше использовать специальные инструменты, работать которыми будет проще.

Инструмент для резьбы по дереву.

  1. Резак. Нож, имеющий укороченное и скошенное лезвие. Является основным инструментом, так как, используется для обработки, как крупных, так и мелких деталей, и для резьбы в труднодоступных местах.
  2. Нож-косяк. Нож, имеющий также короткое лезвие. Применяется он для создания орнамента.
  3. Стамески. Необходимы они для формировки углублений на будущем изделии. По своей форме они могут быть: плоскими, полукруглыми, загнутыми.
  4. Стамески-клепики. Имеют копьеобразное лезвие, и используются для создания мелких деталей.

Особенно удобны они для работы в труднодоступных местах.

Это основные инструменты, которые необходимы на первоначальном этапе. Но помимо этого, необходимы будут еще некоторые устройства:

  • дрель (при необходимости, для создания сквозных отверстий),
  • шлифовальная машинка,
  • пила (для создания заготовок),
  • наждачная бумага и рашпили (для обработки изделия на завершающем этапе).

Чтобы конечный результат получился как можно качественнее, и выглядел презентабельно, необходимо для работы необходимо правильно подобрать материал.

Заготовки для фигурок по дереву.

Для начала необходимо определиться, какого размера будут будущие фигурки из дерева. Если планируется фигурку сделать небольшого размера, то подойдут сучки и некрупные бревна. А если же в планах скульптура более масштабная, то свой выбор лучше остановить на крупных массивных бревнах. Стоит обратить внимание, чтобы заготовки не имели повреждений и сколов.

Мастера с опытом, советуют для начинающих, использовать бруски прямоугольной формы, поскольку на них легче всего переносится изображение.

Касаемо выбора самого дерева, то наиболее часто используются следующие:

  • Липа. Легко поддается резке, а ее структура не имеет выраженного рисунка. Поэтому переносить будущее изображение на нее будет проще. Такой материал редко подвергается трещинам.
  • Ольха. Имеет такие же положительные характеристики. Работа с таким материалом не составляет особых трудностей.
  • Осина. Хорошо подходит для крупных скульптур, поскольку может подвергаться сколам. Не покрытая лаком осина, спустя время, приобретет серебристый оттенок. В работе также не вызывает затруднений, имея мягкую структуру.
  • Береза. Более твердый материал, и резать его уже сложнее. Чаще используют для создания мелких деталей. Имеет необычный рельеф.
  • Орех. Отлично подходит для случаев, когда речь идет о тонкой резьбе. Он легко поддается обработке, не подвержен сколам. Часто используют для создания декоративных элементов.
  • Дуб. Чаще используют для скульптур больших размеров, поскольку материал подвержен сколам, и резать его значительно труднее.

Перед использованием любую выбранную древесину, необходимо хорошо высушить. Чтобы, в дальнейшем, уже на готовом изделии, она не давала трещин. Сушат обычно в теплом месте, обернув заготовку полиэтиленом.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.

Резные фигурки из дерева.

Основные ее этапы:

  1. Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
  2. Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
  3. Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
  4. Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
  5. Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
  6. При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  7. Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
  8. Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
  9. Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
  10. На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.

Шлифовка фигурки из дерева.

Когда же деревянная статуэтка уже готова, наступает очередь завершающего этапа. При помощи наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке выглядят абсолютно гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех или чешую рыбы, также необходимо обрабатывать абразивом, чтобы не было заусенцев. Но это очень деликатная работа, и выполнять ее нужно предельно осторожно, чтобы не испортить всю текстуру.

После такой обработки, изделие тщательно протирается от пыли. А затем обрабатывается специальным раствором, который сможет защитить древесину от гниения и вредных микроорганизмов.

После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от влаги. И оно, наконец, приобретает законченный и привлекательный внешний вид.

Все вышеизложенные советы, помогут ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева красивые изделия, и как сделать это наиболее качественно. Но в любом случае, изготовление различных фигур требует опыта, только теории здесь будет недостаточно. И начинать, конечно, нужно с самого простого. Перед работой изучить различные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены основные приемы резьбы, создать фигурку медведя или слона для украшения сада, не составит уже особого труда.

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

Татьяна Боева из Камчатки

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.

Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.

Панно

Разделочные доски

Деревянные иконы

Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:

Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:

Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.

Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.

Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V–образный вариант стамесок. Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.

Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Оригинал

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из 80 рисунков для резьбы по дереву. Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

Автор — Людмила Сонцева

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

Объемная резьба по дереву: техника выполнения, фото

Резьба по дереву – один из самых древних и распространенных видов искусства. Работая с определенной породой древесины, резчики способны изготовить действительно уникальные предметы: скульптуры, мебель, домашнюю утварь и многое другое. В статье рассмотрим разновидности объемной резьбы по дереву, какие инструменты для этого необходимы. Также вы найдете пошаговую инструкцию изготовления шкатулки в такой технике.

Разновидности резьбы

Выделяют следующие техники резьбы по дереву:

  • объемная;
  • сквозная;
  • рельефная;
  • глухая;
  • накладная;
  • контурная;
  • фигурная;
  • плоская;
  • пропильная.

Объемная или скульптурная резьба подразумевает изготовление скульптур, крупных предметов мебели и экстерьера.

Сквозная резьба часто называется ажурной и прорезной. Техника характеризуется удалением фона на плоскостных узорах. Зачастую такой метод используют для украшения оконных ставней, карнизов и предметов мебели. В случаях, когда сквозную обработку крепят к основе из дерева, такая работа называется накладной.

Рельефная резьба – считается одной из самых сложных. Она может подразделяться на барельефную и горельефную. Разновидности в свою очередь требуют высокого мастерства при обработке дерева и наличия широкого разнообразия режущих инструментов. Чаще всего ею отделывают деревянную мебель и оформляют элементы интерьера.

Глухая резьба – не менее сложная техника обработки дерева. Порой даже опытные мастера не могут представить себе масштаб и объем выполняемых работ.

Плоская или плоскорельефная резьба представляет собой рисунок, нанесенный на основание из дерева с помощью острого инструмента. Такую работу можно доверить даже ребенку, при условии контроля со стороны взрослого. Как правило, в качестве материала применимы только те породы дерева, которые не расслаиваются, к примеру, липа или каштан.

Объемная техника как высший пилотаж

Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.

Подготовка и начало работы с древесиной

Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.

Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).

Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере. Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным.

Инструменты для работы

Объемная техника работы с древесиной довольно нестандартна, соответственно, и инструмент должен быть подходящим. Это и привычные ножи со стамесками, и специальные станки. Для работы в домашних условиях понадобятся такие инструменты для объемной резьбы по дереву:

  1. Наждачная бумага всех фракций.
  2. Ножи различных модификаций, размеров и форм.
  3. Ручной фрезер с широким ассортиментом насадок.
  4. Стамески разных видов.
  5. Надфили.

Приемы объемной резьбы по дереву

Во время работы мастер использует различные приемы строгания и обработки древесины, среди них можно выделить несколько основных, применимых при всех видах резьбы по дереву:

  1. «От себя». Используется для удаления кромки и фаски, в особенности, если они расположены перпендикулярно волокнам древесины. Работа осуществляется одной рукой или придерживая лезвие пальцами второй руки.
  2. Прием для снятия толстого слоя дерева по направлению его волокон. Нож захватывают одной или обеими руками, при этом кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делается срез. Если необходимо снять большой слой, но при этом места для маневренности недостаточно, нажим на руки выполняется корпусом.
  3. «На себя» – прием резки, когда лезвие направлено в сторону левой руки, а движение делается навстречу большому пальцу.

Какой материал использовать?

Для объемной резьбы по дереву рекомендуется использовать древесину мягких пород, такую как клен, ольха, липа и осина.

В особенности выделяют липу, ввиду ее однородности, пластичности и податливости при резьбе. Осину и ольху применяют немного реже. Перед работой с осиной ее желательно запарить на два-три часа и после этого выдержать в тени примерно сутки. После просушки брус, на котором появились трещины, обрабатывают путем срезания торцов.

Древесина не должна иметь никаких изъянов в виде гнили, трещин, пустот.

Техника выполнения работы

Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:

  1. В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
  2. После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
  3. Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
  4. Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
  5. Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
  6. Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.

Деревянная шкатулка: последовательность работы

Для выполнения объемной резьбы по дереву на шкатулке (фото изделия представлено ниже) понадобятся: инструменты для резки, карандаш, заготовка шкатулки.

Выполняется работа поэтапно:

  1. В первую очередь округляют углы заготовки.
  2. Затем по всему периметру шкатулки рисуют узор таким образом, чтобы крышка и нижняя часть гармонично смотрелись.
  3. Выполняется объемная резка, особое внимание убеляется мелким деталям.
  4. Каждый элемент тщательно шкурится.
  5. Шкатулка покрывается несколькими слоями лака.
  6. Внутрь вырезается и вклеивается бархат.

Осваивать технику резки по дереву лучше с самых простых и небольших фигурок. В процессе работы каждый резчик приобретает свои секреты мастерства, понимает, как лучше выполнить тот или иной элемент, как удобнее держать инструмент и так далее. Главное – не нужно бояться. Смело воплощайте свои мечты.

Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества

Резьба из дерева – сложное, непростое, но очень интересное увлечение. Имея набор необходимых инструментов, немного усидчивости, желания, это увлечение может перерасти в настоящее искусство. Согласно китайской философии фен-шуй – животные и птицы благоприятно влияют на различные сферы жизни человека, являются символом обновления и вдохновения. Сова – символ мудрости, павлин — символ изобилия и удачи, птицы, изображенные в паре, благоприятно повлияют на сферу любви. Поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с резьбой по дереву птицы, фото некоторых из них можете увидеть ниже.

Также из дерева можно выполнить интерьерные поделки, различную мебель, декоративные панно, наличники домов и многое другое:

Основные инструменты

Мастера используют для резьбы по дереву много различных инструментов. Резать дерево можно любым острым предметом, но намного приятнее это сделать с помощью специального инвентаря. Для работы вам понадобятся следующие инструменты:

  • Нож с коротким скошенным лезвием — резак. Он может иметь разное назначение, а зависимости от ширины его кромки;

  • Богородский нож. С помощью него можно выполнить и грубую, и тонкую обработку, скульптурную резьбу;

  • Нож с коротким и скошенным лезвием (нож-косяк);
  • Набор стамесок (угловые, плоские, полукруглые).

Какую древесину лучше выбрать? Для резьбы по дереву подойдет практически любая древесина. Например, чурки, бревна, ветви, коряги и прочее. Главное условие — материал нужно хорошо высушить.

Не допускается наличие гнили, различных повреждений насекомыми и трещин. Чтобы заготовки резались без усилий, инструмент не затуплялся, лучше использовать мягкие породы древесины: яблоня, орех, кедр, ольха, липа, осина.

Можно использовать плотные сорта древесины: сосна, клен, дуб, ель, береза. Эти сорта склонны к сколам и обработать их будет намного сложнее.

Разнообразие вариантов

Каким образом правильно вырезать птицу из дерева? Прежде чем приступить к работе, нужно обязательно организовать комфортное и хорошо освещенное рабочее место. Для создания птиц и различных зверей подойдут такие виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, контурная, прорезная, объемная. Но главное — это фантазия и художественный вкус.

Жар-птица – героиня русских народных сказок. Аккуратно сделайте ее своими руками, и она принесет удачу в дом начинающим и опытным мастерам. Контурная жар-птица поселится у вас на стене в виде панно или в качестве картины.

Если в доме поселится птица счастья, из него никогда не уйдут любовь и счастье. Выполнив такую птичку в прорезной технике, нужно вложить в работу всю душу.

Считается, что сова — это символ мудрости. В наше время стало модным изображение совы на одежде, аксессуарах, бижутерии. Можно создать для себя или как подарок уникальное украшение с мудрой птицей.

Птица мира — голубь. Если в доме есть изображение этой птицы, это означает, что тут царит любовь между супругами, желание хороших отношений и дружбы. Хорошо, если если в спальне супругов есть контурная картина на дереве в виде пары голубков. Этот аксессуар настроит на крепкие и романтические отношения.

Для работы понадобятся эскизы. Вот некоторые из них:

Резные работы

В интерьере дома и на даче очень красиво смотрятся резные фигурки различных животных. Создавать такие фигурки очень увлекательно и благодатно. Чтобы понять пластику и строение животного, нужно наблюдать за его поведением. Это послужит натурой для создания правильного эскиза для резьбы. Зарисовки и фотографии также очень важны. Они помогут точно изобразить структуру животного.

От наших прабабушек и с древнего фольклора известен символический смысл зверей. Эти обычаи и сейчас играют немаленькую роль в нашем быту. Многие до сих пор остерегаются черных кошек и в новый дом запускают кошку первой. Выпустить на свадьбе пару голубей считается хорошей приметой для молодоженов. И таких примеров существует очень много.

Мебель, полки и стены многих домов украшают герои народных сказок:

Также вы можете посмотреть видео по данной теме.

LiveInternetLiveInternet

http://mebelsam.com/plugins/content/content.php?content.320

Родиной этой деревянной игрушки считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области).

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники.

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

При изготовлении этих замечательных птиц, используется свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления оригинальной щепной птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1–1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Как сделать птичку своими руками — подборка уникальных мастер-классов с фото примерами

Безотходное производство в благих целях пластиковых бутылок

Ежедневно многие люди выкидывают более тысяч пластиковых бутылок. При этом, мало кто знает, что из них можно изготовить множество удивительных вещей (например, модельные ящики, вазы, кормушки для кошек и собак и другое).

Рассмотрим, как можно создать красивого павлина из бутылок. Для работы нам понадобятся следующие материалы:

  1. Полено из дерева – это будущая подставка для нашей птицы.
  2. Пруток из металла.
  3. Пенопласт.
  4. Бутылки из пластмассы (зеленые, синие, прозрачные).
  5. Ненужный пластик разных цветов, краски, клей ПВХ, ножницы и фольга.

Из пенопласта вырезаем павлина (туловище и голову) и делаем углубления для глаз. Фиксируем металлический пруток в полене и насаживаем на него павлина. Аккуратно вырезаем разного размера «перья» из разноцветных бутылок.

Перьям закругляем, а затем ножницами вырезаем волны на конце. Затем изготавливаем кружочки из фольги разного размера, красим разноцветные глазки на них и придаем реалистичный вид перьев с помощью красок. Теперь крепим их степлером или клеем на кончики «перьев». Несколько коротких «пёрушек» приклеиваем к голове и шее.

Хохолок мастерим из пластика темного цвета, который клеим к голове и рисуем глазки в ямках. Из деталей — «перьев» формируем пышный хвост, начиная с конца, который закрепляется к строительной сетке с помощью проволоки. Остается приделать хвост к туловищу.

Милые птицы из соленого теста

Благодаря своей эластичности тесто идеально подходит для лепки разнообразных поделок. Готовится наша масса очень просто.

Крахмал (столовая ложка) разводится в ста миллилитрах ледяной воды, который затем заливается кипятком (200 мл). Далее берем один стакан муки и хорошенько смешиваем в равных пропорциях с солью, заливаем смесью из крахмала и замешиваем тесто. Готовое тесто аккуратно делим на пять одинаковых частей, затем в каждую из них добавляем нужный цвет красок и снова вымешиваем каждый кусочек.

Вылепляем все необходимые части птичек с помощью трафарета, который заранее рисуется на бумаге. Теперь наше изделие из теста необходимо отправить в разогретую до 50 градусов духовку и печем его около часа. Когда птички и элементы декорирования испеклись, оставляем их остывать и покрываем краской на свое усмотрение, а затем бесцветным лаком. Остается выложить поделку в виде панно и прикрепить все детали с помощью клея.

Поделка из ватных дисков

Если у вас есть маленький детсадовец, то можно с ним вместе смастерить поделку из ватных дисков. На изготовление одной птицы уходит приблизительно пять дисков, а также разноцветная бумага, ленточки для декорации, а также ножницы и клей.

Из бумаги вырезается совенок. Из дисков вырезаем овалы – крылья, которые приклеиваются к туловищу. Приклеиваем клюв и глаза из цветной бумаги. Украшаем шею совы ленточкой. Существует много других поделок из ватных дисков, которые Вы можете найти на просторах интернета.

Пернатое чудо из скорлупы сырого яйца

Необычное изделие получается из сырого яйца. Для этого делаем одинаковые проколы на яйце с обеих сторон и извлекаем из него содержимое. Даем нашей заготовке хорошо просохнуть.

Теперь необходимо поделку поставить на специальную подставку и тщательно прокрасить. Оставляем туловище птицы до полного высыхания краски, а затем через проколы вставляем леску и подвешиваем ее в любом месте – будто она парит в воздухе.

Пластилиновая птица

Еще одну поделку можно сделать своими руками для детского сада из пластилина. Для птицы скатываем 2 шарика – один большего размера, другой меньшего. Затем делаем треугольные крылышки и хвостик, а так же клювик и черные глазки.

Птицы из шишек

Пингвин

Можно сделать своими руками оригинальных пингвинов. Нам потребуются еловые шишки, пластилин и белая краска. В первую очередь нужно слепить из пластилина голову, клювик и крылья.

Делаем симпатичную мордочку – приделываем клюв и глазки. Теперь присоединяем крылышки и голову к шишке, часть которой предварительно разукрашиваем белой краской. Крылья можно изготовить и кукурузных початков, покрашенных в черный цвет.

Сова

Ставим две сосновые шишки друг на друга. Из коры дуба мастерим брови и крылышки, а из бумаги – нос и глаза. Глазные кружки надрезаем по кругу ножницами. Надрезы обматываем нитками – получатся выразительные глаза.

Аппликация из круп

Для данной поделки потребуется:

  • цветной картон;
  • клей ПВХ;
  • разнообразная крупа (кукурузная, рис, пшенная, фасоль, гречневая, мак, подсолнечные семечки).

Вначале необходимо нарисовать карандашом птицу и веточку дерева, и аккуратно нанести слой клея (средней толщины) на нарисованный шаблон. Следующим шагом является выкладывание крупой на заготовку птицы, в зависимости от цвета и формы узоров, а также фантазии мастера. Осталось для закрепления аппликации нанести сверху слой клея и оставить высыхать.

Изготовить птиц можно из любых материалов, главное – нужно включить фантазию и запастись терпением. Для того, чтобы процесс был увлекательным – позовите детей, так как эти занятия очень полезны для развития их мышления и творческих навыков.

Как сделать птицу счастья своими руками

Деревянная птица счастья

Луганчанин Виктор Буйко – единственный в Украине мастер по изготовлению уникальных деревянных талисманов.
Кто бы мог подумать, что в Луганске живет человек, собственноручно изготавливающий красивейших деревянных журавлей, сорок и жаворонков, которые от малейшего дуновения ветра оживают? Удивительно, что равных нет ему по всей Украине. Не один десяток птиц народного мастера Луганщины Виктора БУЙКО эмигрировал за границу: в США, Италию, Испанию, Австралию. Герой материала в настоящее время делает Северную (Архангельскую) птицу по старинным канонам. На Украине технология изготовления этой птицы давно утеряна. Но Виктор Анатольевич сейчас небезуспешно занимается ее восстановлением. Нашему земляку и уникальному человеку посвящена эта публикация.

«Птица счастья», сделанная из ели или сосны, является долгожителем. Родилась она около 300 лет назад на Севере России. В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».
«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», — грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.
Таким вот образом деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья. Постепенно появился народный промысел. В глубокую старину обереги были проще, грубее, так как, согласно языческим верованиям, птицу можно было делать только определенным числом прикосновений ножа к дереву. Часто над птицей произносились заклинания, но они, к сожалению, не дошли до наших дней. В настоящее время сохранилась традиция птицу не украшать, не раскрашивать и, что самое главное, птица делается из двух брусочков – цельных деталей (туловище с хвостом и оба крыла), которые потом между собой соединяются. Какая из этого всего получается красота – вы можете увидеть на фотографии.
Вы не обо мне пишите, а о птицах!
Виктор БУЙКО – человек скромный. С его дочерью Натальей я познакомилась случайно, собирая материал для своей очередной статьи. Она торгует различными сувенирами и поделками народных умельцев Луганщины на алее в сквере им. Тараса Шевченко. Когда она давала мне номер телефона своего отца, то предупредила, что он к прессе относится настороженно и, скорее всего, не захочет общаться.
«О нем местное телевидение даже хотело снять передачу, но он отказался», — пояснила Наталья.
Виктор Анатольевич оказался и правда человеком скромным, но встретиться согласился.
Он является членом Луганского областного народного клуба «Левша» при областном Центре народного творчества. Сейчас на пенсии, параллельно подрабатывает сторожем.
«Про меня писать не надо, вы о птицах людям расскажите», — несколько раз он повторял во время нашей беседы. К нам в редакцию народный мастер Луганщины принес коллекцию своих птиц. От мала до велика деревянные обереги расположились на столе.
«Это не естественное их состояние, они должны быть подвешены и парить в воздухе от любого дуновения ветра, даже если ты просто прошел мимо нее», — переживал Виктор Буйко за своих красавиц.
Над каждой из них наш он трудится около двух суток. Потом птички отправляются на прилавки реализаторов или же в какие-нибудь художественные салоны искать дорогу к сердцу людей.
— Виктор Анатольевич, когда же вы научились делать «птиц счастья»?
— В 1995 году я прочитал о существовании молодежного православного центра в г.Москве. Его руководитель Константин КОЗЛОВ приглашал людей на работы по восстановлению церквей. Замечательный, кстати, был человек. Я с ним дружил многие годы после знакомства. А в 1996 году от этой организации поехал в город Белозерск, что на севере Вологодской области. В нашей группе было много молодежи, нас ожидал тяжелый физический труд. Мы занимались расчисткой развалин монастырей, церквей и исторических зданий в этом древнем городе.
— За этот тяжелый труд, надеюсь, достойно платили?
— Что вы! Я поехал полностью за свой счет и питался тоже за свои деньги. Мало того, мне никто ничего не платил. Это была добровольная общественная работа.
— Я удивлена… Почему же вы приняли такое решение?
— Во-первых, поездка была недолгой всего лишь 20 дней. Во- вторых, мне это нужно было для саморазвития. Меня интересовали те края, там прекрасная природа, люди. Я хотел собственными глазами на все посмотреть.
Народный мастер с теплотой вспоминает своего друга и наставника Юрия ШАДРИНОВА. Именно он научил Виктора Буйко делать «птиц счастья».
«У него золотые руки, — вспоминает мой собеседник. — Он все умеет! И дом построить, и картину нарисовать, и настоящее кружево по дереву вырезать. А создание птиц – это было его хобби, баловство, можно сказать. Работал он в Центре ремесел города Белозерска главным специалистом, а его жена там была директором. Я сходил на пару занятий к Юрию Алексеевичу, а потом за чашкой чая и беседой расспросил, что да как делать с деревом».
— Вы помните свою первую птицу?
— Да, конечно. Это был 1998 год. Она совсем не была похожа на эти, что лежат перед вами. Она была менее красивая. Я сдал ее под реализацию в художественный салон, который находится на площади героев ВОВ, возле русского драмтеатра. Через какое-то время думаю: «Дай-ка я зайду, посмотрю, как там моя птичка поживает». Захожу, смотрю, стоит женщина и вертит птицу в руках — рассматривает. А продавщица мне подмигивает и говорит: «Тссссссс, мол, не спугни». В общем, купила эта женщина мою птичку и отослала ее в Италию, в качестве подарка.
— И в каких же странах живут ваши птицы счастья?
— В Италии, Испании, Австралии, Скандинавии….Это то, что сейчас с ходу вспомнил. Раньше я записывал даже в блокнот, куда продаются мои работы.
— Расскажите о технологии создания такого чуда.
— У меня есть четыре вида птиц по размаху крыльев: 12, 14, 18 и 20 см. А есть совсем маленькие. Делаю я их из сосны и ели, но в основном, из сосны. Беру сырье у одной частной фирмы на ж/д вокзале. Она занимается изготовлением мебели и распилкой древесины. Всегда мне дают хорошие добротные дрова, за что им большое спасибо. Прихожу домой, сажусь на кухне и начинаю делать заготовки. Птица состоит всего лишь из двух деталей, туловища (от головы до хвоста) и крыльев, которые потом между собой соединяются с помощью клея. В процессе изготовления распариваю птичку, чтобы придать форму крыльям, чтобы они не полопались, сушу, потом опять распариваю и снова сушу. Для изготовления птички надо два ножа. Один основной, которым делаю практически всю работу по дереву и другой — специальный тонкий, с помощью которого нарезаю перья.

Виктор Анатольевич, говорит, что для создания деревянного шедевра должно прийти нужное настроение. Бывает даже не хочешь иной раз что-то делать, пребываешь в скверном расположении духа, а сядешь, поработаешь с деревом – и все, как рукой снимает, на душе воцаряются мир и спокойствие.
Несколько лет подряд наш герой ездил на День Независимости в Киев на Андреевский спуск, чтобы продать свои работы. Готовился к этому событию заранее, бережно и с любовью откладывал на продажу птичек в специальный ящик. Каждый год двадцать четвертого августа Виктор Буйко и его супруга везли около пяти десятков птиц в столицу. Но в этом году подобная поездка не планируется.
Каждый киевлянин на день Независимости считает необходимым пойти на Андреевский спуск и оставить там энное количество денег, ибо на этот праздник в город-герой съезжаются народные умельцы со всей Украины и России.

«Птица счастья» — источник позитивной энергии

Деревянные обереги несут в себе колоссальную энергию.
«Был у меня такой случай, — вспоминает мой собеседник. — Стою продаю птиц на ул.Советской. Денег совсем нет, так надеюсь, что кто-нибудь купит мою работу. Тут подходит женщина, вытягивает кошелек. Думаю: «Ну все, есть сегодня деньги на хлеб». А она достает ниточку, а на ней гайка — и она начинает над птицей водить…Нитка начала сильно раскачиваться и потенциальная покупательница говорит: «Ох, какая сильная энергетика у ваших птиц. Я экстрасенс – сразу это почувствовала». «Вы бы лучше птичку купили», — говорю я ей, совсем расстроившись.»Денег нет», — вздохнула женщина и ушла восвояси.
У Виктора Буйко есть двенадцатилетняя внучка Катя, но для него она – просто Цыпленок. Именно таким ласковым словом он ее называет. Я интересуюсь, принимает ли внучка участи в создании «птиц счастья».
«Сейчас она как-то охладела к этому занятию, — отвечает Виктор Анатольевич. — А когда была поменьше, то брала так бережно птиц в руки и целовала. Просила у меня: «Деда, дай мне дерево и нож». Я ей вырезал из дерева нож, и она им пыталась что-то мастерить, копируя мои движения. «
— Вы бы хотели кому-нибудь передать свои знания и навыки работы с деревом?
— Конечно. Но такое добро кому попало не передашь. Внучка сейчас потеряла к этому делу интерес, да и не женское это занятие. Пока не появилось в моей жизни человек, которому бы я мог передать свои мастерство. Это должен быть человек с душой, чтобы он сам захотел учиться. Есть у меня одна мечта. И однажды она чуть не воплотилась в жизнь. Когда я торговал на Советской птицами, ко мне подошел покупатель – мужчина, мы с ним разговорились. Он купил птиц для друга, который живет в США и для себя. Сейчас уже не помню, как его зовут, он сам был из области, какой-то мелкий бизнесмен. Каждые выходные этот знакомый приезжал в Луганск и мы регулярно с ним общались. Как-то он мне говорит: «Не хочешь ли поехать в США обучать своему ремеслу американские группы?». Обещал помочь деньгами и я уже чуть ли не паковал чемоданы. Но потом он резко пропал. Через знакомых я узнал, что он попал в больницу с сердечным приступом и потом его родственники повезли на операцию в Москву. С тех пор от него ни слуху ни духу. Это было в 1999 году.
Мой собеседник тяжело вздыхает. Говорит, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась – только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам. Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.
Виктор Буйко – уникальный мастер. Без преувеличения скажу, что он – гордость Луганска. Жаль, что в век информационных технологий такие мастера мало кого интересуют. Потому и предпочитаем мы вешать в свои дома китайские обереги по фэн-шуй, ставить денежных жаб во все углы, но не знаем о существовании приносящей в дом удачу и испокон веков почитаемой славянами «птицы счастья».
Марина Чубенко,»Время Луганска»
Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.
Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев не привожу, они могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.
Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность.
Прежде всего нам понадобятся два бруска из мелкослойной сосны. При этом обратите внимание на то, чтобы годовые слои обязательно были строго параллельны длиннику бруска и, разумеется, древесина бруска должна быть без дефектов. Из одного бруска вытачивают туловище с хвостом птицы (рис. 3). Из другого — крылья (рис. 4). Для того, чтобы точно изготовить перья необходимо заранее вырезать из картона шаблон.
Рис. 3. Изготовление туловища птицы:
а — заготовка (брусок); б — вырезанное туловище; в — нарезка перьев хвоста; г — так распускают перья
Рис. 4. Изготовление крыльев птицы:
а — заготовка (брусок); б — вырезанное туловище; в — нарезка перьев хвоста; г — так распускают перьяа — заготовка (брусок); б — вырезанные крылья; в — нарезка перьев; г — роспуск перьев правого крыла
Затем необходимо с помощью ножа расщепить крылья и хвост брусков-заготовок на тонкие пластины. Нож подбирают тонкий, с удобной ручкой. Толщина каждой пластины 1…1,5 мм. Это работа требует опыта и терпения. Поэтому для начала лучше попробовать свои силы на любом подходящем бруске.
Следующая операция, в которой заключается «изюминка» технологии изготовления птицы, «распускание» перьев крыльев и хвоста.
«Распуская» перья на хвосте, самое верхнее перо оставляем на месте, а расположенные ниже перья по очереди заводят на верхние то с одной, то с другой стороны (см. рис. 3).
«Распуская» перья правого крыла верхнее перо 1 отгибают влево (см. рис. 4), после чего правый край кончика верхнего пера заводят под кончик нижележащего пера (благодаря вырезу в перьях, они встанут в замок). Затем отгибают влево второе сверху перо (оно отгибается вместе с верхним пером), и правый край кончика второго пера заводят под кончик третьего пера. И так далее, пока не разведете все перья крыла. Понятно, что перья правого крыла перемещаете влево-вправо, а перья левого крыла — вправо-влево.
Соединяем с помощью задвижных пазов туловище и крылья. Все — «птица счастья» в Ваших руках.

В резьбе по дереву есть элемент чуда: превращение немого материала в нечто живое, осязаемое, узнаваемое. Резьба по дереву, животные и птицы в которой появляются часто, может стать тем ремеслом, которое гармонично сочетает технику и художественное начало, «интеллект рук» и эмоциональный посыл. О том, как делать объемных животных и птиц из дерева, о необходимых инструментах и материалах вы узнаете из нашей статьи.

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

Каждый автор наделяет медведя уникальным характером

Наверное, самой популярной фигурой мира животных у резчиков считается медведь. Герой русских сказок, могучий владыка леса будет украшением дачи, загородного дома, стен придорожного кафе. Из птиц резчиков более всего вдохновляет сова. Для загородного дома, для комнаты охотника такой вариант ожидаем, но все еще интересен.

Огромные орлы с внушительным размахом крыла, спокойные уточки, трудолюбивые бобры и любопытные барсуки – все эти герои могут украшать жилища и помещения, которые неразрывно связано с самим духом природы и леса. Резные совы могут украшать кресла и массивные стулья, фигура животного может стать частью мебели (как голова медведя, например, может венчать трон).

Объемные животные и птицы

Вырезанным из дерева животным нужно учиться у мастеров, которые в буквальном смысле отточили свое искусство. Взять, к примеру, японского резчика Мори Коно. Сила мастерства этого специалиста в удивительной детализации фигур, скульптуры резных животных кажутся застывшим мгновением лесной жизни. Мастер представляет серию скульптур барсуков, енотов, медведей, сов, кроликов. Мори старается всегда изображать зверей в действии, и этим работа профи будет отличаться от трудов новичка.

Мори Коно. Еноты.

Тем отличается подход мастера к резьбе объемных фигур, что ему приходится буквально вникать в анатомию животного, изучать его повадки, присматриваться к мельчайшим деталям. Новички начинают со статичных фигур, профи же специализируются на динамичных скульптурах. Немаловажна и цель работы мастеров: их задача, помимо прочего, привлечь внимание к хрупким и уязвимым жителям леса, которые часто страдают от действий человека. Уникальные по своей точности резные скульптуры – это своеобразный призыв человека к экологической грамотности, философии разумного потребления и бережного отношения ко всему живому.

Необходимые инструменты и материалы

Каждый мастер собирает свой набор. Но есть набор-минимум, без которого к искусству объемной резьбы невозможно подойти практически.

В работе вам пригодятся:

  • резак – нож с коротким скошенным лезвием, инструмент является основным, так как он используется и в грубой обработке, и в формировании мелких деталей;
  • косяк – применяется для создания орнамента на плоскостях;
  • стамески – нужны для выборки материала, формирования углубленного рельефа;
  • клепики – стамески с копьеобразным лезвием;
  • пила – нужна для собственно выпиливания заготовок;
  • дрель – для сверления отверстий;
  • рашпили, шлифмашинка, набор буравов – все это нужно, чтобы фигурки животных соответствовали эскизу и получались максимально привлекательными.

Подбор древесины можно назвать отдельным искусством. Например, колоды пригодятся мастеру для изготовления ростовых простых скульптур. Комли деревьев нужны для изготовления будущих зверушек. А если вы решили начать с формирования фигуры кошки, присмотритесь к разветвляющимся стволам.

Из древесины наиболее комфортны в резьбе тополь, ольха, осина, яблоня, лесной орех, липа. Любой материал должен быть цельным и сухим, не поврежденным гнилью и вредителями.

Мастер-класс по вырезанию из дерева совы

Творчество начинается с подготовительного этапа. Первое, что нужно сделать, эскиз (картинку). Рисунок можно найти в интернете, в журналах, адаптировать с фотографии или просто придумать самому.

Далее вы подбираете основу, материал, из которого будет изготовлена совушка. Интересные работы можно получить из пня. Если вы решили поступить именно так, подготовьте рабочее место. Защитите газон и растущие рядом деревья на участке (если таковые есть).

Резьба по дереву – сова пошагово:

  1. Ошкурьте ствол, снимите кору и оцените качество дерева. В готовой скульптуре должно остаться только живое дерево, без подгнивших участков.
  2. Настало время грубой обработки. На данном этапе мастер берет бензопилу и отваливает большие куски дерева.
  3. Далее специалист начинает «прорисовывать» фигурку. Каждый мастер имеет свои секреты резьбы, например, некоторые умельцы обходятся практически только острой стамеской и ножом. Резьба древесины осуществляется по волокнам (на фасках). Это значит, что последующей обработки абразивными материалами не будет. Такой подход делает фигурки птиц и зверей в резьбе по дереву более реалистичными.
  4. Если эскиз составлен вами в разных ракурсах и проекциях, работать будет легче. После того, как сова завершена, мельчайшие детали не оставлены без внимания, фигурку следует покрыть специальной лакокрасочной смесью. Птицу можно расписать красками (краскопультом или вручную).

Почему именно сидящая на пне сова? Потому что это законченная, лаконичная скульптура, которая не выглядит искусственной и приукрашенной. Возникает ощущение, будто птаха только присела отдохнуть и вот-вот взлетит на свою ночную охоту.

О том, как вырезать из дерева мишку, читайте в нашей статье: «Как вырезать из дерева медведя: описание, инструменты, финишная обработка скульптуры».

Мастер-класс создания статуэтки кошки

Если вы только пробуете себя в резьбе и не готовы замахнуться на сложную фигуру, начните с изготовления деревянной статуэтки кошки. Даже первый опыт в резьбе будет удачным.

Кошка из дерева поэтапно:

  1. Нарисуйте эскиз – простое изображение кошки с выгнутой спинкой. Вырежьте рисунок по контуру (удобнее делать эскиз на картоне).
  2. Эскиз нужно перенести на дерево, просто обводя кошку по контуру. Затем нужно выпилить животное по этому контуру ножовкой.
  3. Стамеска и киянка помогут обрубить форму. Грубая обработка завершена!
  4. Возьмите ножи и резаки – теперь только от ваших начальных умений и стараний зависит, насколько совершенной получится кошечка. В этом деле лучшим советчиком будет опыт, руки должны приобрести «тактильный профессионализм».
  5. Наступает черед шлифовки. Зашлифованную фигуру нужно покрыть морилкой, цвет которой выбираете сами. После морилки фигурку нужно снова отшлифовать.
  6. Наконец, кошечку можно покрыть несколькими слоями лака. Отдельно можно вырезать подставку для кошки, которая обрабатывается точно так же, как и сама объемная фигура. Соединить кошку с подставку можно с помощью клея Титан.

В данном случае фигурка простая, не требует дополнительного декора. Но ведь деревянную скульптуру можно расписать акрилом, украсить стразами и т.д.

Советы профессионалов

Объемная резьба – высший пилотаж резчика. Безусловно, мастер должен обладать неким художественным потенциалом, чутьем, вкусом. Но даже все это не даст плодов, если специалист не занимается техникой, не набирает опыта.

Советы новичкам:

  • читайте специальную литературу, смотрите внимательно и с перемоткой мастер-классы в интернете;
  • вспомните, как работать с чертежными инструментами – школьный опыт будет полезным, а геометрическая резьба увеличит сферу применения ваших способностей;
  • правильно раскладывайте инструменты, имейте защитные чехлы для них и помните о технике безопасности;
  • позаботьтесь о грамотном рабочем освещении – лучше естественного света придумать нельзя, свет должен падать спереди и слева;
  • гуляйте по лесу – находите там интересно сплетенные корешки, сучки и ветки, они сами будут вам подсказывать идеи следующих работ;
  • самой ценной считается та деревянная скульптура, что не выполнена с нуля, а дополнена инструментом автора минимально.

Лучший ваш помощник – практический опыт. Начинайте с простейших анималистических фигур, не бойтесь ошибок и того, что за один день управиться будет сложно.

Удачных начинаний!

Как вырезать фигурку птицы из дерева



В этой статье мастер покажет нам, основные приемы при изготовлении деревянной птицы. Когда то, такую птицу подарил ему его отец. Теперь он решил передать навык своему сыну.
Инструменты и материалы:
-Заготовка из липы;
-Нож;

-Пчелиный воск;
-Наждачная бумага;
-Клей;
-Шаблон;
-Ножницы;
-Клей;
Шаг первый: шаблон
Шаблон можно нарисовать, а можно напечатать, главное соблюдать симметрию. Шаблон должен быть в четырех проекциях: верх, низ, левая сторона, правая сторона. Размер зависит от размер заготовки и ваши предпочтений. После изготовления, шаблон нужно вырезать,


и затем наклеить на заготовку.



Шаг второй: вырезание
Теперь нужно срезать лишнюю древесину. Мастер использует для этого нож. Это несложно сделать, придерживаясь линий шаблона.

В итоги должна получится примерно такая фигурка, как на фото.
Шаг третий: шлифовка
Дальше мастер переходит обработки птицы наждачной бумагой. Начинает он со 150 наждачки и заканчивает 230.
Шаг четвертый: воск
После шлифовки на фигурку наносится воск, и она полируется.
Вот такая получилась птица.
Если у вас нет опыта, мастер советует вместо липы использовать заготовку из вишни. Хотя липа и легка в обработке, но вишня еще мягче.
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Художник-самоучка создаёт невероятно красивые скульптуры из дерева. ФОТО

Искусство резьбы он освоил за полтора года

Владислав Яременко родом из Житомирской области. Каждый год он приезжает на несколько месяцев в Тверскую область, чтобы навестить брата и посвятить всё свободное время любимому хобби – резьбе по дереву.
По таланту и успехи
Владислав признаётся, что у него нет никакого художественного образования, однако он всегда хорошо рисовал и лепил из пластилина. Деревом же занялся случайно: однажды приехал в гости к брату, где ему представилась возможность пройтись пилой по дереву.
Картины, нарисованные Владиславом
«Вообще я каменотёс. Но дерево теплее, мягче, приятнее, поэтому вот уже второй год в летний сезон я переключаюсь на него. Сама обстановка в Тверской области располагает к творчеству. Два года назад брат сказал: «Приезжай, попробуй». Вот я и попробовал. С этого всё и началось», — рассказывает мужчина.
По словам художника-самоучки, идеей попробовать свои силы именно в работе с деревом он загорелся после просмотра программы «Виртуозы пилы». Он сразу почувствовал, что тоже может делать нечто подобное. И внутренне чутьё его не подвело.
Слава о рукастом госте мигом облетела все окрестности и заказы посыпались, как из рога изобилия. Теперь каждое лето Владислав проводит в обществе пилы и древесины. Несмотря на восхищённые отзывы покупателей и «мастеров по цеху», в выставках он не участвует.
«Моя выставка – это трасса «Питер-Москва», где я продаю свои работы. Здесь знакомлюсь с людьми, общаюсь, получаю обратную связь. Вот, к примеру, однажды остановился мужчина, посмотрел на мои работы и сказал: «Знали бы вы, какие бездари у нас учатся! А у вас абсолютное чувство объёма». Потом выяснилось, что он – скульптор, закончил факультет скульптуры в академии в Москве. Было, конечно, приятно, что мои работы так высоко оценил профессионал», — рассказывает мастер.
В мире животных
Излюбленная тема работ Владислава – это животные. Сам себя он, кстати, называет именно художником-анималистом, большим любителем природы и всего, что с ней связано.
Однако не так давно мужчина начал вырезать ещё и лики святых. Получается, кстати, невероятно красиво:
Как говорит художник, все образы рождаются в голове. Правда, на творчество остаётся не так уж много времени.
«Поначалу я делал то, что мне нравится. А потом пошли заказы, и не очень интересно даже стало работать: хочется создавать что-то своё, а уже привязан к заказу», — сетует Владислав.
На изготовление одного большого медведя уходит примерно месяц. С фигурками поменьше дело обстоит быстрее: некоторые поделки делаются за один-два дня.
Стоимость работ разная. Она зависит от объёма, сложности работы и времени, затраченного на неё. К примеру, цена на большого мишку варьируется от 60 до 80 тысяч рублей. Но мастер всегда старается идти на встречу людям. Особенно тем, кто не может позволить себе произведение искусства за такую сумму:
«Однажды остановились пожилые люди, москвичи, и говорят: хотим мишку, но за восемь тысяч. Ну, я им сделал мишку за восемь. Мне ведь не трудно, а людям приятно».
Волшебный брусок
Для габаритных скульптур из дерева Владислав использует тополь: он имеет массу, объём и, в отличие от хвойных пород, не лопается. Для фигурок поменьше используется липа.
Основной инструмент мастера – это бензопила: 95% всех работ выполняется именно ею. Последние штрихи наносятся резаком, шлифовальными машинкам и кисточками, если изделие требует покраски.
Скульптуры художника-самоучки покупают как для дачных участков, так и для украшения домов. И, если в домашних условиях изделия не требуют особого ухода, то при размещении их на улице нужно учитывать несколько моментов. Самое главное – не ставить поделку на траву. В противном случае, через два-три года она начнёт обрастать грибами и гнить. Идеальный вариант – разместить её на камнях или гальке и не забывать ежегодно обрабатывать пропиточным маслом. При соблюдении этих условий деревянная скульптура будет радовать глаз 20-30 лет.
Владислав отмечает, что резьба по дереву для него – настоящее удовольствие, а главный залог успеха в любом начинании – хорошее настроение:
«Нужно подходить с хорошим настроением к любой, даже самой сложной работе. Включаешь мозги, берёшь в руки бензопилу, и всё получается как-то само собой».
Пришёл, увидел, победил
После окончания летнего сезона Владислав покидает Россию. Как говорит художник, на Украине заниматься резьбой по дереву не представляется возможным: нет условий для работы, да и спрос оставляет желать лучшего. На вопрос о том, не хотел бы он переехать в Россию и полностью посвятить себя любимому делу, отвечает так: «Не буду зарекаться… Если дальше пойдёт всё успешно, то возможен и переезд».
Что касается творческих планов, то их у художника очень много.
«У меня пенёк там стоит такой большущий, три человека, наверное, не обхватят. Я уже второй год езжу, смотрю на него, и до сих пор не приступил к работе. Хочется сделать что-то такое грандиозное, чтобы было много фигур: звери, возможно, даже какая-то фигура человека там будет», — говорит Владислав.
И, напоследок, дельный совет от художника тем, кто мечтает работать с деревом, но никак не решится:
«Надо чувствовать в себе, что ты это можешь: если ты умеешь рисовать, если у тебя есть чувство объёма, если можешь слепить из пластилина кого и что угодно, то дело за малым: просто подпоясался и пошёл. Я, например, так и сделал: пришёл, увидел, победил!»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх