Электрификация

Справочник домашнего мастера

Поделки из сувеля

Березовый сувель

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Житель Златоуста делает необычные изделия из бересты и капа. Их покупают иностранцы (23 фото)

Судьбу мужчины решила роковая встреча в лесу

Воля случая
Иногда повороты человеческой судьбы решает случай. Профессиональную жизнь не только Ивана Верзакова, мастера по работе с берестой, но и всей его семьи определила случайная встреча. Иван рассказывает:
«Все предки в моей семье были мастеровыми людьми: и мужчины, и женщины. Многие из них работали с деревом, и меня всегда к этому тянуло. В то время я еще не определился, чем конкретно хотел бы заниматься, но направление моей деятельности решил случай.
История началась с разговора в лесу. Это было лет 16 назад, я был подростком. Отец подарил мне лезвие от ножа. Ручку, сказал, сделаешь сам. Я увидел, что у кого-то она была из бересты и захотел такую же. Пошел в лес. Квадратиками с берёз срезал бересту, как вдруг ко мне подошёл какой-то дедушка:
– На туеса собираешь? – спросил он.
– Что такое туеса? – вопросом на вопрос ответил я.
Оказалось, это емкости из бересты, в которых раньше хранили муку, крупы и тому подобное. Дед рассказал о них подробнее: как изготавливать, показал даже, как бересту правильно собирать. Я заинтересовался и захотел попробовать сделать туес своими руками. Спросил деда, где его потом найти, чтобы показать или подарить своё изделие. Он показал рукой на деревушку рядом с лесом и уверил, что его там каждая собака знает, мол, захочешь – найдёшь. Вот я уже лет 12 занимаюсь берестой, так его и не нашёл. Всю деревню обошёл – все пожимают плечами».

Туеса
Иван учился в педагогическом колледже на учителя по технологии в тот год, когда произошла судьбоносная встреча. Работа с берестой в колледже не преподавалась, но Ивану это понравилась, с самого начала получалось неплохо. Он убедил педагогов сделать темой для своей курсовой работы набор туесов. Диплом должен был стать её продолжением, поэтому отступать было некуда, замахнулся на самовар с чашками.
Выбор пути
После колледжа Иван был направлен преподавать в школе технологию (труды). Ему нравилось учить детей, но работа с берестой привлекала больше.
Информацию по изготовлению изделий собирал по крупицам, специальной литературы было очень мало. Тогда только появились компьютеры. В Интернете в то время были, в основном, только фотографии изделий. Вначале пытался копировать удивившие меня изделия, от кулончика до самовара. Потом выработал свой стиль.
Иван продолжал создавать изделия из бересты, которые дарил родным и знакомым и даже начал ездить по первым ярмаркам. Именно в этот период мастер понял, что людям нравятся его творения, а ему – сам процесс работы. Поэтому Иван решил оставить школу.

Семейным советом было принято решение создать мастерскую и оформить ИП. В то время выделялись субсидии на создание собственного дела, поэтому Верзаковы составили бизнес-план и получили грант на открытие своего семейного дела, ведь к тому моменту сестра закончила университет и тоже присоединилась к брату. Закупили станки, инструмент, материалы и стали потихоньку развиваться.

На этом расширение не остановилось. Мама, чем могла стала помогать детям. Через пару лет, увлекшись творчеством, уволилась с работы и полноправным членом влилась в состав мастерской.
Так уже 9 лет существует «Мастерская чудес» и радует изделиями людей с разных уголков мира. Она – участник многих мероприятий разного уровня, из них многие – международные. А изделий – более пятидесяти крупных ассортиментных групп.

Стоимость изделий — разная. Цены стартуют от 300 рублей и доходят до нескольких десятков тысяч. К примеру, этот самовар обойдётся в 30 тыс. рублей
За это время брат и сестра, Иван и Анна, защитили и подтвердили звание «Народный мастер-ремесленник Челябинской области».
Сейчас к делу потихоньку подтягивается и жена Ивана.

«Мастерская чудес»
Сегодня «Мастерская чудес» – основное место работы всей семьи Верзаковых. Живут они в городе Златоуст, Челябинской области.
«У нас разделение труда, – описывает рабочий процесс Иван, – Мама раскраивает бересту на огромный ассортимент наших изделий. На мне – более тяжелые, мужские операции, требующие силы и специальных навыков работы с режущим инструментом, работа на деревообрабатывающих станках. Я собираю основу изделия и оправляю предмет резьбой, которую делает сестра; после – всё очищаю. Вообще всю красоту, тонкую работу, выполняют сестра и мама, это как раз резьба, украшение камнями и прочее».

Самый длительный этап работы над изделием, по словам Ивана, это склейка, так как много времени занимает процесс высыхания клея. Однако, самый трудоёмкий этап – это резьба. Время производства изделия, конечно, зависит от его сложности. Может длиться от одного дня и до года. На данный момент среди изделий «Мастерской чудес» самым долгим по времени изготовления считается самовар – около 3 – 4 месяцев.

Мама Ивана экономист по образованию, поэтому цены на товары мастерской рассчитывает она, учитывая стоимость материалов, трудоемкость и другие составляющие. Большинство изделий мастерской эксклюзивные, но на цене это отражается далеко не всегда, а только в случае большой сложности в изготовлении и дороговизне используемых материалов.

Кстати о материалах. Их Верзаковы заготавливают сами, естественно, при договоре с лесхозом. Как рассказывает Иван, за год расходуется около 500 листов, а лист бересты – это одно дерево.
Виды изделий, продвижение
Иван Верзаков считает, что «из чего угодно можно сделать все, что угодно», вот семья и экспериментирует. Более того, команда готова ради экспериментов отложить иногда привычные рукам изделия.
«Делаем и лампы, и люстры, начали малую мебель изготавливать. Бывает заказчики просят что-то конкретное, а бывает сами не знают, что хотят. Тут мы начинаем консультировать, подсказывать. Как-то попросили вешалку, но необычную – да без проблем!»
С прошлого года Верзаковы серьезно занялись изделиями из капа – это нарост на березе с очень красивой текстурой. На данный момент в работе Верзаковы совмещают и бересту, и кап, и даже можжевельник.
Мастера ездят на ярмарки по Уралу, изделия отправляют заказчикам по всему миру: в Чили, Голландию, Германию, Чехию, Испанию. В Америке много их изделий, недавно одно в Японию отправили. Заказчики находят мастерскую в основном благодаря Интернету: Вконтакте, Инстаграм.

Мечты и планы
Для любой работы, особенно творческой, всегда нужно вдохновение. Иван находит его во всём: начиная от семьи, заканчивая хорошей погодой.
«Бывают дни, когда не идет творческий процесс, – признаётся Иван, – В такие дни можно заняться механической работой: прибраться в мастерской, склеить простые изделия, отшлифовать детали, выточить заготовки».
Вдохновляет Ивана многое. Однажды ему подарили виниловую пластинку, что привело к его новому увлечению. Сейчас в мастерской стоит старый проигрыватель и уже целая коллекция пластинок. В один прекрасный момент мастер захотел своими руками сделать граммофон.
«Это моя мечта, я потихоньку собираюсь ее осуществить. Пока еще думаю, из какого лучше его сделать материала, бересты или капа».
Недавно Иван женился, и теперь захотелось наполнять дом красотой и радовать любимую. Вообще, для создания уюта в собственном доме не всегда доходят руки, но постепенно мастер украшает его своими изделиями.
«Вот недавно сделал жене вешалку и ключницу из капа. Очень красивая и серьезная работа. После Нового года сделаю зеркало, чтобы ей было приятно в него смотреться».
В ближайшие планы семьи Верзаковых входит более серьезное занятие эксклюзивной мебелью для кафе и ресторанов.
Мария Бунт
На эту же тему:
Уралец за три года научился делать «живые» скульптуры из металла. ФОТО
Москвич спасает старинные наличники, делая из них модные зеркала и стеллажи. ФОТО
Художник-самоучка создаёт невероятно красивые скульптуры из дерева. ФОТО
Житель Новороссийска лепит настоящие шедевры из пластилина. ФОТО

Кап и сувель — как сделать заготовку для рукоятки ножа

  1. Вводная информация
    • Что такое кап и сувель и в чем отличия
  2. Первый этап
    • Где и как найти наросты капа и сувели
  3. Второй этап
    • Сушка или варка заготовок из капа и сувели
  4. Третий этап
    • Распиловка на заготовки для рукоятей
  5. Последний этап
    • Пропитка и уход за готовой рукояткой из капа или сувели
  6. Ссылки и примеры
    • Примеры готовых ножей с рукоятями из капа или сувели

Вводная информация

Что такое кап и сувель и в чем отличия

Многие любители ножей или охотники изготавливают ножи самостоятельно, и в большинстве своем заказывают в интернет-магазинах необходимые комплектующие: клинок, больстер, затыльник, брусок экзотического дерева. Вот о последнем, то есть о дереве, я и хочу вам поведать.

Мне доводилось работать с разными сортами дерева: бубинго, мербао, разными видами ореха, бука, черного дерева… Но здесь речь пойдет совсем о другом сорте дерева. О нашем российском березовом капе и сувели. Что же это такое и как самому заготовить дерево для последующей обработки и достижения конечного результата – рукоятки ножа?

Способ заготовки не нов, и не я являюсь автором описанной технологии. Некоторую информацию я почерпнул из Интернета, а что-то вычитал из книг по художественной резьбе по дереву. Просто мне удалось систематизировать полученный опыт и адаптировать технологию сушки древесины капа и сувели к своим условиям.

В результате получилась вполне работоспособная и не слишком утомительная технология. Но сначала поясню, что есть кап, а что – сувель. Зачастую не только далекие от природы люди, но и бывалые охотники путают эти понятия. А девушки, те вообще почему­то кап и сувель именуют чагой. Хотя чага – это гриб­паразит, вырастающий на поверхности дерева.

Сувель – это нарост на стволе дерева с причудливым свилевато переплетенным расположением волокон.

Кап – подобный сувели свилеватый по расположению волокон нарост, из которого растет к тому же множество мелких веточек. Благодаря этому структура капа приобретает не только свилеватость, но и красивые кольца, разводы и червоточинки.

При правильной обработке – сушке и пропитке (о чем речь пойдет ниже) такое дерево становится не только чрезвычайно красивым, но и вязким.

Как образуются кап и сувель на дереве, я не могу точно сказать. В разных источниках уважаемые люди, спецы в своем деле, выдвигают разные теории, я их читал достаточно много.

Первый этап

Где и как найти наросты капа и сувели

Первый этап – разведка, и мы с сыном еще летом, гуляя по лесу, примечаем перспективные, с нашей точки зрения, деревья. Лучшее время для заготовки – сентябрь – октябрь, когда движение соков замедляется и почти полностью прекращается.

Необходимый инструмент:

  • лучковая пила — я использую шведские полотна специально для быстрого реза;
  • маленький, но очень острый топорик (600–800 г);
  • нож;
  • банка с масляной краской.

Сначала топориком аккуратно подрубаем по кругу кору дерева, заходя немного на сам кап (операции по заготовке сувели ничем не отличаются), затем берем лучковую пилу и начинаем кап отпиливать. Поскольку кап очень вязкий, о чем я упоминал выше, пилить приходится посменно и с отдыхом. И это несмотря на специальный, очень агрессивный зуб полотна, в народе называемый «волчий». Я как то попробовал отечественные и китайские полотна – резюме: если вы не садомазохист и не намерены использовать этот процесс как способ похудания посредством чрезвычайного потоотделения, то лучше таким инструментом никогда не пользоваться!
(Менее трудоемко и затратно по времени — использование цепной пилы, но учтите, что при спиливании среднего размера сувели, новая цепь полностью тупиться. Прим. Ред.)

После того как необходимый кусок отпилен, пристраиваемся на соседнем пенечке и аккуратно обрубаем кору. Тут главное не спешить, чтобы не только не испортить заготовку, но и пальцы себе в спешке не укоротить. Заготовка сферическая и довольно верткая.

Место спила на дереве замазываем краской. Мы взяли у леса нам необходимое, и портить дерево совсем ни к чему. Тем более что на одном дереве может быть не один кап. Мы так в течение нескольких лет с одного дерева спиливали заготовки по мере надобности, и дерево до сих пор здравствует.

Второй этап

Сушка или варка заготовок из капа и сувели

У вас есть два варианта сушки:

  • Естественная – кап или сувель сохнет в естественных условиях.
  • Варка в соленом растворе. Этот способ используется с древних времен для ускорения процесса высушивания.

Я свои заготовки всегда вывариваю, но и здесь существует несколько вариантов. Можно на костре, тут постоянно нужно следить за интенсивностью горения дров (попросту говоря, чтобы костер не потух), но лучше дома на газовой или электрической плите. Важно побыстрее начать варку. Тем самым вы не только раньше ее закончите, но и заготовка не растрескается. Берем подходящую емкость, заливаем водой. В воде растворяем для начала примерно 100–150 поваренной соли. Все зависит от размера емкости и заготовки (мы подбирали опытным путем на 3­х литровую емкость). В процессе варки, а это значит в течение 4–5 часов, подливаем воду (она должна покрывать кап) и добавляем при ее закипании по две столовые ложки соли. Вода должна кипеть постоянно.

Заготовка в процессе варки должна полностью пропитаться солевым раствором. В противном случае растрескивание древесины неизбежно, и весь труд пойдет насмарку. Должно быть не менее 4 сеансов варки с промежутками в сутки. Дело в том, что за один сеанс варки наша заготовка не может пропитаться солевым раствором. Соль при высыхании вытесняет сок и влагу, так происходит процесс экспресс­ушки древесины без растрескивания. В промежутках между варками кап плотно заворачиваем в газету, которую меняем по мере впитывания в нее влаги из заготовки.

То же самое делаем и после последней варки. В газете заготовка находится еще три недели (для тех, кому неймется), а лучше – месяц. В последние дни газета будет практически сухой. И вот наш кап готов.

Третий этап

Распиловка на заготовки для рукоятей

Распиловка на мерные заготовки, для которой потребуется ножовка с мелким зубом для «чистого пила» и пара столярных струбцин. Размечаем кап, закрепляем струбцинами и пилим. Закреплять нужно основательно, потому что кап, скорее всего, будет слегка поведен после сушки. С одного капа среднего размера получается 3–4 заготовки на рукоятки ножей. Обрезки идут на ручки столовых приборов в «охотничьем» стиле.

Маленькая, но важная деталь. Торцы распиленных заготовок окунаем в расплавленный воск на 2–3 см. Это нужно для того, чтобы при окончательной усушке заготовка не растрескивалась, а в средней части оставшаяся влага находила себе выход.

Последний этап

Пропитка и уход за готовой рукояткой из капа или сувели

Ну и последнее. Способов пропитки конечного изделия (я имею в виду уже готовый нож с насаженной рукояткой) множество. Но по моему опыту лучший способ пропитки каповой или сувелевой рукоятки – варка на паровой бане в натуральном пчелином воске на медленном огне. Пробовал я и новомодный карнаубский воск, но с нашим пчелиным он не сравнится. При таком способе горячий воск в течение где­то часа пропитывает рукоятку полностью, а не поверхностно. Дерево приобретает прозрачность, начинает как бы светиться изнутри, и долговечность.

Чтобы подчеркнуть красивую свилеватость структуры, я рекомендую слегка тонировать древесину специальной морилкой BALSIN SCHAFTOL фирмы Balistol­Klever. Это нужно делать, конечно, перед варкой в пчелином воске. Окончательную полировку и лоск навожу специальным маслом для дерева Danish oil фирмы Rustins. Три раза с промежуточной сушкой в сутки.

С такой обработкой рукоять ножа будет вам служить долго, радуя глаз и грея душу – ведь это я сам такую красоту сделал – долгие годы!

Ссылки и примеры

Примеры готовых ножей с рукоятями из капа или сувели

Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.

Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») — это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.

Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.

Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.

Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.

Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.

Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.

При обнаружении массивного капокорня, необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Кап и сувель

Древесина является ценным и красивейшим природным материалом. Но древесина капа и сувеля превосходит по красоте природного рисунка обычную древесину. Капы и сувели это наросты на деревьях, которые лесоводы называют пороками ствола дерева.

Зато в руках мастеров, таки «пороки» как кап и сувель, превращаются в великолепные произведения искусства.

Древесный кап (слева) и сувель (справа)

Что такое древесный кап

Кап образуется в виде нароста на стволе, обычно округлой формы, покрытого корой. Иногда нарост полностью окольцовывает ствол. Нарост образуют спящие, придаточные почки. Почки имеют форму бугорков с кольцевой структурой вокруг них. Иногда спящие почки «просыпаются», тогда из нароста могут появляться молодые побеги.

Появление капов наблюдается преимущественно на лиственных деревьях, едко такие наросты можно встретить на хвойных.. Из пород древесины, распространенных на территории России, капы чаще всего появляются на стволах липы, дуба, осины, клена, березы, вяза.

Кап растет очень долго. Речь идет о десятках лет. Его размеры могут быть от пары сантиметров до метра, а то и двух. На одном стволе может быть два и более капа.

Разделяют два вида капа -прикорневой и стволовой, образующихся, соответственно у корня или выше, на стволе.

Почему появляется нарост, называемый капом

Есть три варианта происхождения капа. Но все они не 100%

Первый вариант

  • Под корой растет придаточная почка, но кора, в силу высокой прочности, не дает почке развиваться. Поскольку «силы» уже брошены, к месту роста почки стремятся питательные вещества и растительные гормоны. Так одна за одной, придаточные почки, пытаются пробиться сквозь кору, формируя рост капа.

Второй вариант

  • Придаточная почка под корой не может нормально развиваться из за механических повреждений, как то, рука человека, ураганы, животные и так далее. Поэтому продолжает рост с деформированным развитием.

Третий вариант

  • После появления придаточной почки, дерево вскармливает кап, из за бактерий, грибов, насекомых, вирусов, ранних весенних морозов.

Природа возникновения капа не определена на 100%. Но нас больше интересует текстура капа, нежели чем его происхождение.

Текстура капа

  • Сказочный природный рисунок древесины капа состоит из:
  • Перекрученных годичных слоев, как правило, ярко выраженных
  • Ярко выраженных сердцевиной мелких веток
  • Свилеватой сложной структурой

Кленовый кап

Каждый кап, как отпечаток пальца человека, имеет эксклюзивный рисунок и форму. Нет в природе не существует двух одинаковых наростов, именуемы капом. Причем, ни по форме нароста, ни по его структуре.

Сразу после спила капа, его богатая текстура практически не видна. Текстуру, древесина капа проявляет в полной своей мере после шлифовки, полировки и тонирования.

Изделие из березового капа

  • Стволовые капы имеют более изысканную текстуру, чем прикорневые.
  • Обработка капа сложна из-за большого наличия сучков и свилеватостей.
  • Кап, после обработки, похож на мрамор или малахит, имеет перламутровое сияние.

Цвет древесины капа бывает коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый, зависит от породы дерева и места его произростания.

Что такое древесный сувель

Сувель это нарост, круглой формы, на стволе дерева, покрытый корой. Нарост состоит из деформированных и перекрученных волокон древесины.

Обычно, древесный сувель, образовывается в единичном виде, реже группой сувелей на одном стволе дерева. Иногда встречаются сувели, опоясывающие ствол дерева

В отличие от капа, сувель образовывается в равной степени на лиственных и хвойных породах деревьев. Плотность древесины сувеля ниже, чем у капа, поэтому его немного легче обрабатывать.

Почему появляется нарост, называемый сувелем

В результате внешнего воздействия на дерево, образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Это и есть сувель.

Сувелей на деревьях больше, чем капов. Под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, а не «пупырышками», как у капов

Сувели могут иметь разную текстуру, преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Сувель ясеня

Сувель может быть различных оттенков, в основном, это коричневый, желтый, серый, немного зеленоватый, или наоборот с розоватыми “нотками”

Как и капы, сувели могут быть стволовыми и прикорневыми. Стволовые сувели светлее и с менее выраженным природным рисунком, чем прикорневые.

Что изготавливают из капа и сувеля

Из “чудных” наростов, в виде древесины капа и сувеля мистера изготавливают декоративные поделки, сувениры, рукоятки ножей, пано, брелоки, запонки и украшения, заколки, чаши, вазы, посуду, шкатулки, трости, лампы, шахматы, рамки, табакерки и множество других небольших предметов. А также, изготавливают шпон.
Капы и сувели хорошо сочетаются с металлами, перламутром, костью.

Ковш из капа березы
Пано из капа Кап березы Сувель березы Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх