Электрификация

Справочник домашнего мастера

Ножи из карбона

Содержание

EvgenSt-P ›
Blog ›
моя ПЕРВАЯ деталь из карбона или препрег своими руками:как готовить и есть

Никогда не вёл блогов, или подобных ЖЖшечек, но, видимо, всё бывает в первый раз.
т.к. это первая запись на драйве-пожалуй представлюсь: зовут Женя, родился мальчиком, и до сих пор своих убеждений не сменил) собссно как родился, так и обитаю по сей момент в славном городе Санкт-Петербурге.

Основной мой род занятий это звукорежиссура, а как хобби-увлечение сноубордом, мотоциклом, и всяческим рукоделием. Именно две последних страсти и толкнули меня на опыты с карбоном. ну нравится мне перебирать мотик и вешать на него всякие приблуды, а из карбона и подавно. В общем чем бы дитя не тешилось.

Идея начать делать что-то подобное поселилась в моей голове года два назад, но то негде было, то некогда… В итоге все два года я жадно изучал всевозможные композитные технологии и знакомился с материалами.
Отдельную благодарность в этом нелёгком деле теоретической подготовки я выражаю Владимиру Кислицину, ака toboliac , истинному фанату своего дела, которому не лень, и даже в кайф делиться своими наработками, опытом, да и просто мыслями. Так же множество инфы было мною почерпнуто в группе «CarbonClub — плёнкой даже и не пахнет», и на форуме «МАСТЕРФОРУМ.КОМПОЗИТЫ.РФ»
как истинный засранец никогда и нигде ничего не писал, а только лишь поглощал информацию. ну, настало время чуть чуть поделиться)
но, обо всём по порядку:

1)выбор технологии

Долгое время я склонялся, и с восхищением смотрел на вакуумную инфузию, т.к. процесс этот действительно позволяет получать качественный результат, при должной сноровке. но с инфузией (для меня) есть ряд проблем, о которых многие говорили, из которых меня оттолкнули от этой технологии две:
-невозможность создания «кокпитовых», т.е. закрытых, объёмных изделий
-большое количество одноразовой оснастки и довольно капризный процесс, в плане качества/скорости распределения смолы и качества финальной поверхности.
ручное формование и тем более ламинация для меня отпали сразу, т.к. мне реально нравится вид именно сдавленного, сжатого полотна. хоть убейте, но о вкусах не спорят)

И так, года полтора назад, когда я ещё вовсю был настроен пробовать инфузию подвернулся мне на авито совсем новый вакуумный насос. китайчик, низкопроизводительный, но по цене «по старому курсу», что прошлой осенью было весьма актуально. В итоге я решил, что с чего-то надо начинать, и взял этого малыша за 4 тыщи на тот момент совсем деревянных.
В общем-то на этой покупке процесс и остановился.

2) материально-техническая подготовка
Этой осенью в очередной раз для меня, и моих друзей встал вопрос тёплого зимнего хранения мотоциклов, да при том с возможностью круглосуточного доступа для «кручения гаек». После довольно длительных поисков совсем не далеко от дома нашлось производственное помещение 30м2, которое как раз подходило по всем параметрам, акромя того, что это был второй этаж. Ну, мотоциклы хоть и не пушинка, но и не тонну весят, и с помощью четверых мужичков в самом расцвете сил были закачены по досочкам на второй производственный этаж (высота потолков 4,5 метра). Думали в штаны наложим, ан нет, глаза боятся, а руки (в данном случае ноги) делают. Но это лирика.
Наконец то появилось помещение, которое я два месяца приводил из состояния «голые стены» в «уютная мастерская. В принципе, отчасти мне это удалось.
Т.к. на тот момент с технологией, которую я хочу освоить я определился, а осенью, во время командировки в США, капитально закупился различными тканями, свой путь я начал с постройки печки.
вот собственно и она:

Печь представляет из себя ЯЩЪ, собранный из секций, сделанных из совейской кровельной жести 0,75мм, на каркасе из металлопрофиля для ГКЛ. в качестве теплоизолятора внутри секций заполнение базальтовой ватой.
Секции между собой крепятся винтами и уголками, в жесть запрессованы заклёпки-гайки.
Все стыки промазаны высокотемпературным силиконовым герметиком. Верхняя крышка на петлях, с поддерживающими мебельными газ-лифтами, закрывается всё это дело на защёлках-стяжках (как на ящиках).

Внутри ящика установлен 1кВт нагреватель с вентилятором (разобрал китайский тепловентиллятор, купленый за какие то копейки в Леруа-Мерлен).

На передней панели ЯЩЪ’а смонтирован блок управления: программный ПИД-регулятор ОВЕН ТРМ-251 и блок реле/предохранителей.
Вообще, нагревательных элементов там два, каждый по киловатту, но на 2кВт печка уж больно быстро греет, и от частых вкл/выкл реле уже ощутимо мигает свет. С 1кВт нагревателем свет уже не мигает, а печь выходит на 100 градусов примерно за 12 минут, что более чем достаточно.
Да, габариты: 101*67*77см (продиктовано размерами жестяных обрезков привезённых из дачных запасов).

В общем на постройку сего девайса у меня ушёл где то месяц работы по вечерам, и около 10килорублей денег. Что более чем бюджетно, если сравнивать с заводскими термо-шкафами.
И вот ещё- вся конструкция на колёсиках, ибо вес её весьма внушительный, просто так не передвинешь.

вакуумная станция
По известной и не раз обжёванной в интернетах схеме был создан блок автоматики для вакуумного насоса, а так же импровизированный ресивер из канализационных уличных пластиковых труб 110мм.
вот оно фото:

Zoomблок автоматики с таймером
Zoomвакуумный насос с фильтром и обратным клапаном
Zoomресивер и вакуумметр с ЭКП на стене. ну и вытяжка рядом.

В блоке релейной обвязки для вакуумметра с электроконтактной приставкой я добавил реле времени (~350р в леруа), которое позволяет отключить всю схему в заданное время. весьма удобно, когда оставляешь вак.насос на ночь, и не хочешь чтоб он пахал сутки.
в планах-добавить в схему устройство плавного пуска насоса. т.к. с ресивера у меня чуть чуть натекает где-то, и насос включается примерно раз в 2 минуты при поддержании вакуума -0,7/-0,5МПа. в общем надо дорабатывать.

ПЕРВЫЙ БЛИН
На подготовку всего и вся у меня ушло довольно много времени и сил, особенно учитывая что это лишь хобби, и приходится «отвлекаться» на работу, да и просто «жизнь» =)

Для первого опыта был выбран «пациент» не сложной формы:

Zoom

накладка на бак DUCATI848
это китайская «карбоновая» защитная накладка на мотоциклетный бак. отвратительнейшего качества вещь, я вам скажу. тонкая, сделанная на полиэфирке (судя по запаху при шлифовке), карбона только внешний слой, и то, наверное, дай БГ 80г/м2, а внутри даже не стеклоткань или мат. там стеклосетка, похожая на серпянку, только с меньшим размером ячейки. кусок какашки, одним словом. да ещё и поцарапанный и с изъянами по кромке.

В общем это дело было мной заботливо вышкурено, зашпатлёвано, и на самой детали ручной формовкой был сделан фланец (пластилин с лицевой стороны и гель+стеклоткань с изнанки).
Этот фланец весьма заметно увеличил жёсткость детали, и с ней стало гораздо удобнее работать.
далее ещё шкурка (600-800-1000-1500-2500), с полировкой решил не заморачиваться, и сразу нанёс разделитель и снял матрицу:

Zoom

первая матрица

потом сделал «пирог» из трёх слоёв углеткани, с прокладкой плёнки и пропиткой препреговой смолой:

далее этот пирог пошёл на технологическую выдержку 12 часов при 30 градусах.

ну и сам процесс:

Zoom

первый слой твилл 2/2 3к 240г/м2

Zoom

три слоя уложено, жертвяк сверху

Zoom

весь набор в мешке под вакуумом, и в печке
Ну и отправилось это дело на отверждение 4 часа 60градусов, 1час роста до 80, 4 часа 80, 2 часа охлаждение до 20. вакуум первые 6 часов в диапазоне -0,8/-0,5.

И ВОТ ОН РЕЗУЛЬТАТ:
не обрезанный, не отлаченый, но всё-таки результат!

используемые материалы:
-смола Sicomin SR8500 + препрег отвердитель KTA315
-гель SG715 белый
-смола для матрицы YD-128+ТЭТА 12% с постотверждением.
-разделитель Zyvax compositeshield +порозаполнитель SealerGP
-внешний слой карбон 3к 2/2 твилл 240 грамм
-два внутренних слоя полотно 12к 300грамм
-жертвяк diatex PA80
-перф плёнка ELA20 P1
-дренаж PES150
-вакуумная плёнка PO180
-герметизирующая лента «липлент-о»
-вакуумный порт на заказ у токаря 350р.

вроде всё…хотя, сложно уместить в один пост два года обучения, строительств, переживаний…
но это бесподобное чувство, когда-ПОЛУЧИЛОСЬ!
осталось обрезать, облачить, и…снять нормальную матрицу)))))

мой рабочий стол напоследок:

Zoomобщий вид рабочего места

респект тому, кто таки дочитал до конца! впереди много идей, по возможности постараюсь о них писать, хоть и писатель из меня никудышный=)
и принимайте извинения за качество фоток, но кроме айпада мне фоткать не на что;)

Качество деталей из карбона в первую очередь зависит от правильного выбора и качества смолы и углеродного полотна. При ошибках в выборе плотности полотна карбона и смолы для карбона вы не сможете аккуратно выложить заготовку в форме, плотно прижать и полностью удалить пузырьки воздуха.

Основные методы изготовления деталей из карбона

К основным методам изготовления деталей из карбона можно отнести:

  • формование из препрегов, то есть полуфабрикатов,
  • формование непосредственно в форме,
  • метод аппликации.

Изготовление карбона дома не требует сложного оборудования, и при определенных навыках можно получить детали достойного качества. Поэтому сделать карбон удовлетворительного качества самому вполне реально.

Карбон для автотюнинга

Внимание! Так называемый 3D-карбон, автовинил никакого отношения к карбону не имеет, кроме отличной имитации поверхности карбона. Это разноцветные виниловые и ПВХ-пленки с визуальными эффектами только для декоративной отделки поверхности, но не для упрочнения.

А вот для изготовления некоторых облегченных элементов, где требуется высокая прочность, например, для бамперов, капотов, мелких деталей кузова, может использоваться дорогостоящий настоящий карбон. Можно попробовать даже сделать обтяжку карбоном своими руками некрупных элементов.Но необходимо помнить, что этот материал очень чувствителен к точечным ударам и есть риск повреждения мелкими камнями и щебнем из-под колес.

И здесь определяющую роль играет мастерство автомастера, насколько совершенно он владеет навыками подбора полотна, смолы и толщины слоев. А ремонт карбоновых деталей — тоже дорогостоящий процесс.

Если же для вас главную роль играют эстетические параметры, а не облегчение веса автомобиля или мотоцикла, то присмотритесь к ПВХ-пленкам «под карбон», аква-печати или аэрографии.

Изготовление деталей из карбона методом препрегов

Промышленный процесс формования изделия из препрега (заготовок для формования) в автоклаве представляет собой одновременное протекание сложных процессов:

  • полимеризацию компаунда,
  • вакуумное удаление воздуха и излишков смолы,
  • высокое давление ( до 20 атм) прижимает все слои к матрице, уплотняя и выравнивая их.

Это дорогостоящий процесс, поэтому для мелкосерийного тюнинга в домашних условиях малопригодный.

Но разделение этих процессов удешевляет и удлиняет всю процедуру самостоятельного получения карбона. Изменения при этом вносятся в технологию подготовки препрега, поэтому всегда нужно обращать внимание, для какой технологии предназначена заготовка.

В этом случае препрег готовится в виде сэндвича. После нанесения смолы заготовка с обеих сторон покрывается полиэтиленовой пленкой и пропускается между двух валов. При этом лишняя смола и нежелательный воздух удаляются.

Препрег вдавливается в матрицу пуансоном, и вся конструкция помещается в термошкаф. То есть в данном случае препрег представляет полностью готовую к формованию заготовку, с обжатыми слоями и удаленным воздухом.

Этот метод чаще всего и используют автомастерские, покупая заготовки карбона, а матрицы изготавливаются из алебастра или гипса, иногда вытачиваются из металла или в качестве модели используется сама деталь. которую вы хотите повторить из карбона. Иногда модели вырезаются из пенопласта и остаются внутри готовой детали.

Углепластик своими руками проще всего сделать методом «обтяжки» или аппликации углеполотна на заготовку.

Метод аппликации (ручная оклейка)

Сделать карбон своими руками можно методом оклейки, который включает пять основных этапов:

  1. Тщательная подготовка оклеиваемой поверхности: зашкуривание, обезжиривание, скругление углов.
  2. Нанесение адгезива.
  3. Приклеивание углеткани с пропитыванием эпоксидной смолой с отвердителем.
  4. Сушка.
  5. Покрытие защитным лаком или краской.

Наполнители для смолы используют как для придания декоративности, так и для предотвращения стекания смолы с вертикальных поверхностей.

Необходимые материалы

  1. Адгезив для фиксации углеткани на поверхности.
  2. Ткань из углеволокна, которую укладывают на смолу послойно, с прикатыванием твердым валиком.
  3. Эпоксидная смола средней вязкости с отвердителем (иногда она используется в качестве адгезива).
  4. Защитный лак. Лучше всего для защиты от царапин подходит полиуретановый. Нужно выбирать водостойкий и светостойкий. Он не помутнеет. Для высокого блеска в качестве финишного покрытия можно использовать акриловый лак.

Смолу наносят 2-3 раза с промежуточной сушкой и шлифовкой.

Этот метод отличается от традиционного изготовления карбоновых изделий по моделям нанесением адгезива, а не разделителя для легкого съема получившегося полуфабриката.

Компания 3М предлагает даже самоклеющееся углеполотно, но работа с ним требует хороших навыков.

И карбон остается на оклеиваемой детали, упрочняя ее. Такое производство карбона чаще всего используется для оклеивания бампера, приборной панели и пр.

Метод формования в форме с вакуумом

Для этого метода требуется специальное оборудование и хорошие навыки.

  1. Нанесение разделительного состава на поверхность модели. Для матовых и полуглянцевых поверхностей обычно применяется разделительный воск, а для глянцевых поверхностей(пластик и металл) — разделитель типа WOLO и растворы для грунтования, которые используются при мелкосерийном призводстве.
  2. Выкладывание углеткани в матрицу, без морщин и пузырей.
  3. Пропитка углеткани смолой.
  4. Слоев может быть несколько. В некоторых случаях углеткань можно чередовать со стеклотканью.
  5. Наложение перфорированной пленки для отжима излишков смолы и выхода воздуха. Желательно укладывать внахлест.
  6. Прокладка впитывающего слоя.
  7. Установка вакуумной трубки и порта для подключения вакуумного насоса.
  8. Помещение всей конструкции в прочную вакуумную пленку, приклеивание герметизирующим жгутом к оснастке.

Вся процедура напоминает помещение какого-либо предмета в вакуумный пакет, которые продаются в магазинах для хранения вещей, с последующей откачкой из него воздуха. Можно поэкспериментировать с такими вакуумными пакетами. Они очень прочные и продаются разных размеров. А вакуумный насос для домашнего использования обойдется в среднем в 150-200$.

Еще один вариант вакуумной технологии — процесс формования включает в себя наложение слоев углеродного волокна на пресс-форму, упаковывание в мешки всей сборки и удаление лишнего воздуха с помощью вакуумной системы. Смоляная смесь затем подается с одного конца и затем всасывается в пакетированный узел под действием вакуума внутри. После периода охлаждения формованная деталь отделяется от пресс-формы, а избыток материала обрезается.

Метод формования с помощью давления (ручная прикатка)

Применяется для самостоятельного изготовления деталей из карбона и аналогичен методу формования вакуумом, но без использования дорогостоящей оснастки. Наборы включают кисти для нанесения смолы и валики для выдавливания воздуха и прикатки слоев.

Для простого тюнинга автомобиля понадобятся:

  • углеполотно плотностью 200-300 г/м,
  • эпоксидная смола,
  • отвердитель,
  • жесткий валик и кисть.

На Alibaba.com углеполотно плотностью 200 г/м.кв. плетения twill предлагается по цене от 10 до 25 долларов за квадратный метр. Правда, и покупать нужно от 10 метров. Но можно договориться о получении образцов, которые позволят самостоятельно изготовить небольшие изделия из карбона.

На поверхность формы наносится разделительный воск, гелькоат для формирования защитно-декоративного слоя на поверхности готового изделия. После его высыхания кистью наносится эпоксидная смесь для углепластика и начинается выкладка углеткани.

Каждый слой прокатывается валиком для удаления пузырьков воздуха и получения максимального сцепления. После полного высыхания на воздухе или в термошкафу деталь извлекается из матрицы, шлифуется, покрывается защитным лаком.

При таком методе получается высокий расход смолы (в три раза выше плотности углеполотна), но зато именно таким способом можно изготовить любую деталь из карбона своими руками.

Карбоновый велосипед

Углеводородное волокно или карбон — это материал, «сотканный» из нитей углерода. Они тонкие, как человеческий волос, но прочные, как сталь. Их очень тяжело порвать, но сломать вполне возможно. Именно поэтому при производстве деталей используют несколько слоев карбона. Накладывая карбоновые слои друг на друга в различном порядке, производители добиваются наибольшей износостойкости и ударопрочности. Несмотря на свою «молодость», карбон уже прочно закрепился на рынке высокотехнологичных материалов.

Использование карбона

Сначала им заинтересовались космические и военные специалисты. Еще бы! Вещество, позволяющее снизить вес в несколько раз и при этом имеющее отличные показатели в прочности — это ли не чудо?

Затем углепластик постепенно начал завоевывать автомобильную отрасль. Сначала это были отдельные детали, требующие высоких результатов в устойчивости к разрывам, сейчас же карбон чаще всего служит эксклюзивным украшением авто, например как карбоновая «юбка».

И вот, сравнительно недавно, углеводородное волокно стали использовать на благо спортивных достижений. В частности, оно широко применяется для создания велосипедной рамы.

Дань моде или шаг в будущее?

На протяжении многих лет рама велосипеда изготовлялась из стали или алюминия. Прочная, легкая, износостойкая — она идеальна для велотуризма и профессиональных марафонов. Но постепенно место железа занимает карбон, значительно превосходящий металл по многим показателям.

Все чаще на турнирах по велоспорту можно встретить карбоновые велосипеды, да и любители обычных прогулок по парку не гнушаются приобретать дорогостоящие модели. Оправдано ли такое массовое увлечение новыми технологиями или это всего лишь очередная модная тенденция?

Главный секрет углеводородного волокна заключается в его изготовлении. Сложный технологический процесс запекания деталей, их выпиливания и соединения дает гарантию надежности. Однако в погоне за быстрой прибылью, фирмы-однодневки часто сокращают стадии и время производства, тем самым значительно ухудшая технические характеристики.

Такие карбоновые рамы от качественных аналогов на глаз не отличишь, зато при любом, даже самом незначительном повреждении, байк развалится буквально под хозяином. И все же именно спрос рождает предложение. Желая оказаться в тренде и при этом сэкономить, многие велолюбители готовы рискнуть и приобрести карбоновый велосипед подпольного изготовления.

Сталь или карбон?

Главным конкурентом углепластика в вопросе надежности и долговечности является сталь. Многие приверженцы консервативных взглядов считают, что металл намного больше подходит для изготовления велосипедных рам. И на то есть весомые аргументы:

  • Цена. Стоимость типового байка из карбона сомнительного качества значительно превышает цену стальной рамы, сделанной на заказ.
  • Долговечность. На сайтах и газетных страницах частенько можно увидеть объявления о продаже «стального коня» с рук. Даже спустя 10, 20, 30 лет велосипед не утрачивает своих основных характеристик. Разве что потускнел от времени. При этом продажа подержанного байка из углепластика — случай редкий. Рама такого велосипеда не всегда находит второго хозяина.
  • Ремонт. И здесь любителям металла впору ликовать. Все дело в том, что при сильном ударе карбоновая рама не гнется, а ломается на части. Как ваза, разбившаяся о кафель.

    Как сделать автомобильный углепластик или карбон своими руками

    То есть восстанавливать двухколесного друга бессмысленно и дорого. Рассказывать же о ремонте стальных рам не имеет смысла. Каждый велолюбитель со стажем хотя бы раз самостоятельно паял или выравнивал детали. Да, внешний вид байка после этого, прямо скажем, не праздничный, но ведь это уже особого значения не имеет.

И все же карбоновая рама находят своего потребителя. Ведь новейшие технологии изготовления предлагают неоспоримые плюсы своего товара. Во-первых, вес углепластиковой рамы может быть меньше килограмма. Возможно, для катания вокруг дома или до магазина этот аргумент не слишком актуален. Зато легкость байка в полной мере оценят любители дальних туристических маршрутов. Когда велосипед необходимо пронести на себе в гору, каждый грамм имеет значение.

Во-вторых, амортизация на таком средстве передвижения продумана до мельчайших деталей. Ни одна кочка или пригорок больше не будут неприятно отзываться эхом во всех органах едущего. Карбоновая рама остается в неподвижном состоянии. Это неоспоримый плюс. Ну и, в-третьих, благодаря цвету и фактуре карбона, байк выглядит стильно и модно. На таком не стыдно и девушку на свидании прокатить!

Основными поставщиками дешевых карбоновых рам являются производители из Тайвани.

Секреты производства

Многие мастодонты изготовления велосипедного «железа» все чаще приходят к выбору переориентирования производства на создание карбоновых деталей. И это вполне объяснимо.

Во-первых, углеводородная рама велосипеда делается вручную, с минимальным участием техники. А это значит, что можно сохранить количество рабочих мест и не растрачиваться на ремонт дорогостоящего оборудования.

Во-вторых, спрос на новейшие технологии только растет, а значит, сулит большую прибыль. И речь идет не только об обычных покупателях, но и о звездах велосипедного спорта мирового уровня! Так как же выглядит процесс изготовления карбона?

  1. Чаще всего углепластик поступает на завод в виде листов, пропитанных смолой. Реже — как катушки ниток;
  2. Материал режется на части, соответствующие деталям велосипеда. Однако уже здесь производители берут во внимание тот факт, что при наложении слоев, волокна должны «смотреть» в разные стороны для большей надежности. Поэтому полоски углеводорода не всегда идеально подходят под предполагаемую форму;
  3. Затем происходит непосредственное создание чуда. Карбон нагревают и как бы лепят с его помощью раму велосипеда. Этот процесс требует предельного внимания и сосредоточенности;
  4. Переходим к «горяченькому». Все детали фиксируются и укладываются на специальную форму. Пункт назначения: печь!;
  5. После нескольких часов томления, карбоновая рама достается, и ей дают остыть. На этом же этапе проверяют все стыки, неровности и недочеты;
  6. Теперь можно и шлифовкой заняться. Все основание будущего байка зачистят и покрасят;
  7. Рама готова!

Своими руками

Несмотря на довольно кропотливый технологический процесс, народные умельцы умудряются воссоздавать карбоновые рамы своими руками. В интернете можно найти массу видео и фото-инструкций с описаниями на эту тему, начиная от чертежей и заканчивая температурой печи. Удивительно, но у них действительно получается отличная рама! Может, получится и у вас? Ведь создание собственного байка своими руками — поистине бесценное удовольствие!

Карбоновая рама велосипеда — предмет долгих и жарких дискуссий в интернете. Одни считают ее дорогим, но бессмысленным китчем. Другие уверены, что время алюминия и стали осталось в прошлом и теперь будущее за высокими технологиями. Тратить ли все свои средства на приобретение карбона — решать только вам. Однако стоит лишний раз подумать и сделать правильный выбор.

Полимерные композиционные материалы получили широкое применение не только в мире производства и тюнинга спортивных автомобилей, но и в авиации, судостроении. Ранее мы рассматривали, как самостоятельно оклеить кузовную деталь пленкой под карбон. Сейчас рассмотрим, как изготовить карбон своими руками.

Методы изготовления

Карбонопластики, а именно так еще называют композитные материалы из переплетенных нитей углеродного волокна, могут быть изготовлены 3-мя способами:

  • метод ручной формовки;
  • способ вакуумной формовки;
  • изготовление с выпеканием в автоклавах.

Изготовление карбоновых элементов в промышленных масштабах требует дорогостоящего оборудования, поэтому в домашних условиях карбон можно произвести только методом ручной либо вакуумной формовки.

Что нужно для изготовления

Для изготовления карбона вам потребуется:

  • углеродное волокно. Различается способом плетения и плотностью, измеряющейся в граммах на метр квадратный (гр/м2);
  • разделитель (к примеру, Loctite 770 NC). Применяется для легкого разделения карбонового элемента и матрицы после высыхания. Материал наносится на матрицу детали либо горизонтальную поверхность, на которую будет укладываться лицевой слой карбонового элемента. Лицевой слой может быть только один, если на обратной стороне не требуется создание красивой карбоновой текстуры;
  • матрица. Для создания горизонтальных деталей можно использовать кусок стекла либо зеркала. Поверхность должна быть как можно ровнее, так как все дефекты покрытия отформуются на изготовленной детали;
  • эпоксидная смола (к примеру, EPR 320);
  • отвердитель к смоле (как вариант – EPH 294);
  • инструмент для выкройки углеродного волокна. Можно использовать обычные ножницы, но будьте готовы к тому, что резка волокна быстро затупит инструмент. Если планируете изготавливать карбоновые детали серийно, рекомендуем купить электроножницы (эффективность продемонстрирована на видео).

Необходимость дополнительных инструментов и материалов зависит от выбранного способа изготовления. Как бы вы ни старались, но изготовить прочный карбон методом ручной формовки без дополнительной термообработки не получится.

Метод ручной формовки

Методика производства достаточно проста:

  • поверхность матрицы очищается от всех загрязнений;
  • равномерно по всех поверхности, в несколько тонких слоев наносится разделитель;
  • на поверхность наносится слой приготовленной смолы;
  • укладывается слой углеродистой ткани;
  • волокно пропитывается эпоксидной смолой. Между первым слоем и матрицей, а также между последующими слоями не должно быть пузырей воздуха. Распределять смолу можно обычной кисточкой, пузыри воздуха удобно выгонять валиком;
  • накладывается следующий слой, после чего процедура повторяется до набора необходимой толщины детали;
  • после укладки финального слоя горизонтальные детали можно спрессовать ответным куском стекла либо зеркала. В таком случае обе стороны детали получат глянцевую поверхность и четкую структуру карбона.

Поскольку стоимость углеродного волокна нельзя назвать демократичной, между первым и последним слоем углеродной ткани можно укладывать стекловолокно. Стеклоткань не должна быть грубой, чтобы не нарушать финальную форму.

Для удешевления изготовления облегченных деталей часто элемент лишь ламинируется углеродным волокном – оно укладывается только в качестве лицевого слоя кузовного элемента автомобиля.

Метод вакуумной формовки

Помимо стандартного набора материалов и инструментов, для изготовления карбоновых элементов методом вакуумной инфузии вам потребуются:

  • жертвенная ткань;
  • проводящая сетка. Используется для распределения смолы и отвода воздуха;
  • вакуумная пленка. Использовать обычную пленку нельзя, так как она не способна выдержать высокую температуру и не обладает высокой способностью к растяжению;
  • вакуумный насос. Для изготовления небольших деталей подойдет простой одноступенчатый масляный насос;
  • герметизирующий жгут;
  • спиральная трубка для подачи смолы и забора воздуха;
  • вакуумная трубка;
  • зажимы для трубок (струбцины);
  • вакуумная ловушка. Используется в качестве уловителя эпоксидной смолы, попадание которой в вакуумный насос выведет его из строя. Соорудить ловушку можно своими руками из подручных средств.

Духовой шкаф для постотвержения элементов из карбона можно также соорудить своими руками. Учтите, что термическая обработка должна производиться при определенной температуре, поэтому следует продумать возможность регулировки и поддержания заданного градуса.

Технология вакуумной инфузии предполагает сборку «бутерброда» из карбоновой ткани и помещения его в герметичное пространство. После укладки происходит откачка воздуха и подача к заготовке смолы. Пропитанную смолою ткань оставляют под вакуумом на 20-30 минут, герметизируя трубки подачи смолы и отбора воздуха. Для начального отвержения достаточно 24 часа и комнатной температуры, после чего деталь из карбона следует отправить на постотвержение в духовой шкаф. Расписывать метод вакуумной инфузии в деталях мы не стали, так как процесс подробно показан на видео.

Поделиться «Карбон своими руками, видео изготовления в домашних условиях»

kak_eto_sdelano

Оригинал можно посмотреть .
Был у одного нашего заказчика такой проект: сделать линейку техники с корпусами из углеродного волокна. Лёгкие, прочные, красивые — сплошные плюсы. Только цена кусается. Вот и командировали меня на разведку: узнать как бы сделать то же самое, но подешевле.
Честно говоря, я ни разу до этого не видел, как производятся подобные вещи, и даже не представлял себе всю технологию. Поэтому сразу и с удовольствием взялся за задачу.
Но оказалось, что попасть на завод не так просто. Два производителя под разными предлогами отказались встречаться на производстве и настойчиво звали к себе в офис. У третьего офис и производство были в одном здании, и я недолго думая поехал к нему.

Завод выглядит вполне прилично, меня проводят в переговорную-шоурум.

От разнообразия образцов разбегаются глаза: карбоновый велосипед, детали для авто и мототюнинга, всякие штуковины непонятного назначения.

Целиковый капот для BMW — мечта пацанов с раёна.

Иногда в карбоновую ткань вплетают цветные нити: красные или синие, выглядит очень необычно.

Детали, покрашенные целиком, сразу и не отличишь от обычных. Обычно спортсмены так делают: им нужен низкий вес, а не понты 🙂
Мотошлем.
И нечто, неизвестно для чего нужное.
Но главной целью моего визита, было вот это:
Чехол для iPad. Меня интересовал не сам чехол, конечно, а похожие на него штуки: детали для корпусов телефонов, ноутбуков, планшетов. Было важно разобраться в технологии произодства, понимать, как правильно их проектировать, чтобы это было максимально дешево и технологично. Поэтому после долгих переговоров и уговоров я всё-таки напросился на экскурсию по цеху.
Производство занимает один этаж здания, тут чисто, но довольно пустынно.
Карбоновое полотно с нанесенным клеящим слоем поступает в рулонах. Оно бывает разной толщины, с разным рисунком плетения. Хранится в специальных холодильниках.
Ткань нарезается на куски по выкройке, и наклеиваются в несколько слоёв на матрицу. Матрицы бывают лёгкими, из чего-то типа пластика и с увеличенным ресурсом, из алюминия.
Матрицы, идущие в работу раскладываются прямо на полу, каждая в своём секторе.
Сам процесс наклейки карбона был расположен за стеклянными дверьми, но мне наотрез отказались его показывать, мол страшная коммерческая тайна. Но я не думаю, что там есть что-то секретное, просто вырезают ножницами, и укладывают лоскутки в форму.
После этого каждую деталь упаковывают в вакуумные пакеты.
Откачивают из пакетов воздух и загружают в одну из двух печей, побольше или поменьше.
Готовые детали извлекают из матриц. Если деталь сложной формы, то и матрица для неё будет сложносоставной, из нескольких частей.
Контроль качества перед сдачей на склад.
Как вы догадываетесь, это не весь процесс. Теперь у деталей нужно обрезать края и покрасить их лаком. Но это делается на другой площадке, у субподрядчика. Предлагали поехать посмотреть, но я отказался — вот там уж точно ничего нового.
Ой, вом же наверное интересно узнать про цены? Так вот, карбоновый чехольчик на iPad стоит с завода 25 долларов. А велосипед — несколько тысяч. Улыбаться перестанешь, как говорит один мой знакомый. И вариантов снижения особо не видать, слишком мелкосерийное производство, слишком много ручного труда.

Tags: Китай, производство

Фигурные ножи для нарезки овощей и фруктов

Фигурный нож для овощей может обычное блюдо преобразовать в кулинарный шедевр. Посредством такого кухонного приспособления вы удивите и своих гостей, и клиентов столовой. Вы сможете дополнить интерьер, сделать дизайнерские акценты на определенных вещах, подчеркнуть важность определенного события или праздничного мероприятия. Эти задачи по плечу карвингу – искусству, которое может покориться всем без исключения владельцам специальных ножей, слайсеров и наборов.

Карвинг (художественная нарезка овощей и фруктов) приобретает все большую популярность.

Преимущества фигурных ножей для овощей

Такие приспособления имеют несколько характерных достоинств:

  • Выгодная стоимость, поскольку в конструкции устройств преобладает пластмасса. Однако не нужно покупать чересчур дешевый нож, поскольку некоторые материалы выделяют формальдегид.

Это не только интересное и творческое хобби, но и способ украсить стол красивыми композициями.

  • Небольшие размеры и легкость. Нож практически не занимает пространство, рука не устанет держать его.

Стоит рассмотреть распространенные виды ножей для карвинга, особенности их выбора и основные правила использования.

  • Безопасность. Если вы режете обычным ножом, есть риск, что он соскочит, а вы поранитесь. При использовании специального приспособления это невозможно.

Для того, чтобы наносить тонкие узоры на поверхность фруктов и овощей, вырезать из них спирали, гирлянды и другие фигурные элементы, нужны специальные ножи.

  • За счет разжимающихся тисков из пластика ножи подойдут для многих плодово-ягодных культур. Зажим создается посредством ручки либо вручную.

С помощью набора ножей для карвинга можно вырезать практически любые элементы композиции.

  • Приспособления подходят для создания маринадов на зиму. Нарезка осуществляется ровно и оперативно.

Основное предназначение ножей – выполнение уникальных мелких деталей.

Как правильно пользоваться ножами для фигурной нарезки овощей

Самым доступным вариантом украшения стола является вырезка из разноцветных фруктов разного размера изящных корзиночек. Такое украшение из апельсиновой кожуры может быть наполнено мороженым или ягодками. Творение из кожуры арбуза заполняют сливами, виноградом или иными маленькими и красочными плодами.

Специальные инструменты позволят придать вашей работе индивидуальность.

Существует несколько простых методов резки:

  • Высечка – форма с острым краем прикладывается к фрукту, после чего создается давление. Элементы, выполненные высечками, способны дополнить самую оригинальную композицию.
  • Спиральная нарезка – специальный нож нужно погрузить в середину продукта и вращать ручку, чтобы вырезать протяженную спираль.
  • Каннелирование – используется нож с длинным отверстием, которым создаются бороздки на поверхности плодово-ягодных культур. При нарезке такого плода ломтики будут напоминать звездочки либо цветы.

Красивая нарезка фруктов всегда привлекает гостей.

Виды ножей для фигурной резки и карвинга

Существует множество разновидностей ножей для карвинга:

  • тайский – главный инструмент любителей фигурной резки;
  • стандартный кухонный – для создания украшений на разделочной доске;
  • серповидный, карбовочный и овальный карбовочный;
  • нержавеющая овощерезка и овощечистка;
  • модель с лезвием в форме волны;
  • приборы для создания овалов и шариков;
  • ножи для очистки яблока от несъедобной сердцевины;
  • приспособления для круглой и спиральной нарезки.

В большинстве случаев они имеют ровное лезвие, но встречаются варианты с мелкими зубчиками для работы с мягкими продуктами (например, томатами).

Есть и много других моделей для карвинга. Все они созданы под конкретную задачу. Тайским ножом создается мелкая рельефная вырезка, цель применения карбовочных приспособлений – подготовка угловых желобков. Модели с волнистым лезвием из стали помогут знатно украсить любой овощ.

Иногда встречаются ребристые варианты, которые позволяют выполнять канавки сложной формы.

Нож-слайсер для фигурной нарезки

Слово slice переводится на русский как «ломтик». Ножи-слайсеры помогают нарезать различные фрукты и овощи в виде небольших кусочков.

Простая красивая нарезка сделает ежедневные приемы пищи намного аппетитнее и привлекательнее.

Хозяйки применяют различные типы таких приспособлений, различающиеся внешним видом, сферой применения и другими характеристиками. Главной деталью устройства является режущий диск, который движется по платформе.

Такое разнообразие очень понравится детям. Они охотнее будут есть что-то необычное и красивое.

Устройства характеризуются удобством и стильным оформлением, потому удачно вписываются в кухонный интерьер. Слайсер позволяет эффектно, быстро и просто нарезать любой овощ, включая картофель, огурец или кабачок.

Острое лезвие позволяет в считанные минуты нарезать любой фрукт и овощ.

В течение нескольких минут вам удастся эффектно украсить блюдо в виде фруктовой либо овощной нарезки. Свойства слайсеров великолепны. Их лезвия не становятся менее острыми, поскольку самозатачиваются при резке.

После использования нож необходимо просто промыть под проточной водой.

Нож для нарезки овощей соломкой

Ножи для резки овощей соломкой обладают малыми габаритами и массой. Приспособления не нуждаются в специальных приготовлениях перед применением. Стоимость моделей ниже, чем у аналогов.

Поранить палец таким ножом вряд ли возможно.

Форма может быть разной:

  • терка в виде конуса;
  • рифленый нож-пиллер;
  • прямая терка.

Такой нож должен быть на кухне у каждой хозяйки.

Особый спрос существует на конусообразное приспособление, с помощью которого создается очень длинная соломка.

Для резки фрукт или овощ следует разместить в отверстии и крутить по кругу.

Правила ухода за фигурными ножами

Главные правила ухода тривиальны, но обязательны:

  1. Нельзя пользоваться подставками из древесины, хотя они могут показаться удобными. Такие приспособления не позволяют контролировать влажность лезвия. Для хранения специалисты покупают набор для карвинга, куда входит футляр. При его отсутствии подойдет графито-каучуковая подставка либо магнитная доска.
  2. Заточка необходима не всегда. Зачастую ножи имеют покрытие в виде цельнометаллического вещества, гарантирующего самозатачивание. Если вы будете пытаться самостоятельно сделать нож острее, можете его испортить.
  3. Точильный камень – легкий способ заострить инструмент, поскольку даже специалисту по карвингу не удастся работать тупым предметом. Чтобы сделать прибор острее, держите его под углом 15 градусов справа и двигайте ножами в направлении к окончанию острия.
  4. Коррекция лезвия. Если желаете, чтобы приспособления оставались в отличном состоянии, применяйте средства для коррекции лезвия. Наточить что-то вряд ли получится, но сделать немного острее вполне реально.
  5. Важно! Доски – лучше отказаться от их использования. Если обойтись без них все-таки трудно, пользуйтесь досками из дерева. Стекло и камень быстро испортят ножи.
  6. Очищение – после создания очередного шедевра нужно хорошо промыть и насухо вытереть предмет для сохранения остроты.

Такие наборы относительно дешевы и хорошо подойдут новичкам для обучения основам декоративной нарезки продуктов.

Производители ножей для фигурной резки овощей и фруктов

Конечно, можно выполнить фигурную нарезку овощей простым ножом, но для оптимальных результатов лучше использовать специальные приспособления следующих производителей.

  • Wusthof (Германия). Создает универсальные, тайские и карбовочные ножи, модели для овощей и цитрусовых, нуазетки.

Фирма не производит специализированные наборы для карвинга, поэтому приобретать ее изделия придется по отдельности.

  • F. Dick (Германия). Выпускает универсальные приспособления и наборы, включающие граверные и карбовочные инструменты.

Эта немецкая компания занимается производством как универсальных ножей, так и наборов для фигурной резки продуктов.

  • Triangle (Германия). Производит только приспособления для карвинга.

Эта немецкая компания занимается исключительно производством инструментов для карвинга.

  • Messermeister (Германия). Изготавливает ножи для фигурной резки и творчества.

Производитель качественных ножей, которые можно успешно применять для декоративной ручной работы.

  • Borner (Германия). Выпускает специальные приборы для карвинг и набор из 3, 4, 9 или 11 предметов. В состав приспособлений могут входить тайские ножи, рифленые ножи для овощей, нуазетки.

Borner – выпускает широкий ассортимент специализированных инструментов для карвинга.

  • Tescoma (Чехия). Слайсеры с непристающим лезвием для нежной нарезки овощей. Пища не прилипает к ножу, изделия легко очистить. В комплектацию входят чехлы, обеспечивающие безопасное хранение продукции.

В наборах для карвинга достаточно давно используются преимущественно рукояти из полиамида с шероховатой поверхностью.

На рынке можно встретить множество наборов китайских производителей, часто включающих в себя нуазетки, карбовочные ножи и овощерезки. Продукция стоит сравнительно недорого и прекрасно подходит для новичков, которые мечтают обучиться азам декоративной резки продуктов.

При регулярной работе важно следить за сохранностью заточки ваших инструментов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх