Электрификация

Справочник домашнего мастера

Модель ледокола арктика

ЗАКЛАДНАЯ ДОСКА

серебряная, хромированная стальная или латунная пластина с текстом, обычно содержащим название корабля, дату его закладки и другие сведения, которую по традиции помещают в металлический карман на закладной секции (устанавливаемой на стапеле первой) во время торжественной церемонии закладки судна. Традиция 3акладной доски идет из глубокой древности. Существовал обычай помещать в корпус судна или под мачту монеты или иные талисманы, которые, как считалось, помогали мореплавателям умилостивить сверхъестественные силы морей. В России традиция получила значительное развитие с зарождением ВМФ в начале XVIII века; при постройке кораблей помещали золотые монеты в фор- и ахтерштевни. В конце XVIII — начале XIX века наряду с монетами в киль стали закладывать медали с указанием названия и ранга корабля, фамилии строителя. Руководитель церемонии забивал первый болт специальными серебряным молоточком. Со временем размеры медали увеличились и она превратилась в 3акладную доску. Богатая коллекция 3акладных досок хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (свыше 500 3акладных досок, в том числе около 50 извлеченных из килей старинных кораблей).

Какую тайну хранит стертая надпись закладной доски корабля «Советская Белоруссия»?

Впервые экскурсия по заводскому музею вышла такой короткой и одновременно такой подробной. Сергей Железнев, начальник бюро презентаций управления делами Севмаша, подводит к генеральному плану завода, который выставлен в музее предприятия с момента его открытия, – более 40 лет назад. Это первоначальный проект известных архитекторов братьев Весниных. В левом верхнем углу видны следы от кармана из оргстекла. Там была прикреплена закладная доска корабля «Советская Белоруссия». Знаковая вещь для Севмаша. Ведь именно с этого корабля начинается история предприятия. Но сейчас закладной доски на месте нет. И вот тут-то начинается самое интересное…

Время идет вперед, многие архивные документы старятся, приходят в негодность. Сохранить их для истории можно, если перевести в электронный формат. Вот и генеральный план потребовался в электронном варианте для новой книги Севмаша. Одна проблема: качественно сфотографировать его не было никакой возможности – оргстекло бликует. Снять его поначалу побоялись. Специалисты Архангельского филиала мастерской Всероссийского художественного научно-реставриционного центра имени академика Грабаря вообще рекомендовали этого не делать. Документ старый, ни разу не вынимался, и мог просто рассыпаться при попытке его снять со стенда! Тогда решили сфотографировать хотя бы табличку с «Советской Белоруссии» – она-то была в отдельном кармане! Ее сняли и обнаружили интересную деталь, на которую раньше не обращали внимания. Надпись на табличке оказалась неполной! Вернее, последние две строки были почти начисто стерты. Пытливые умы музейщиков не могли оставить этот факт без внимания и попытались выяснить, что же за таинственная надпись была вычеркнута из истории предприятия. Попробовали метод проявления надписи с помощью карандашного грифеля. Положили листок бумаги сверху, почиркали карандашом. Не помогло. Решили, что нужно обратиться за помощью к профессионалам. В лаборатории НИТИЦ Севмаша попытались рассмотреть надпись под микроскопом. Но помешала блестящая поверхность таблички. Она так сильно отражала свет, что увидеть что-либо под лупой микроскопа оказалось невозможным. Приглушили освещение и попробовали узнать тайну таблички с помощью промасленной кальки. Этот способ порой используют, когда требуется выяснить, какая надпись скрывается под ржавчиной или краской на кораблях. Но здесь письмо оказалось слишком тонким и проявилось лишь частично. Пришла в голову идея намочить кальку спиртом, он менее вязкий и мог лучше просвечивать надпись. Табличку с намоченной калькой сфотографировали, фото увеличили на компьютере, и в результате — победа! Вычеркнутые слова проявились: «Народным комиссаром ВМФ СССР флагманом флота 2-го ранга тов. Н.Г. Кузнецовым». Казалось бы – тайна раскрыта. Но один ответ породил еще больше вопросов. Когда была сделана надпись? После того, как она проявилась, стало понятно, что почерк отличается от того, которым был написан текст сверху. Да и последние строки написаны с большим отступом, чем все остальные. Дописали? Когда и зачем? Подсказкой стало звание – флагман флота.
Его присвоили Кузнецову в апреле 1939-го. Звание это отменили в 1940-ом. Следовательно, позднее надпись сделать не могли. Быть может, ее стерли из-за изменения в званиях? Или, уже после Великой Отечественной, во времена опалы, которая началась с разногласий со Сталиным в вопросах развития флота и не закончилась даже после смерти вождя народов? Почему же тогда осталась фамилия Молотова, например? Новые вопросы и новые поводы для раздумий. Но, как говорят историки, это как раз хорошо. Когда появляется тайна, появляется и интерес. Так что белые пятна в истории предприятия – это неплохо.

Наша экскурсия с детальным знакомством с одним только экспонатом заводского музея завершилась. Кстати, генплан все же попробовали отснять по частям без оргстекла. Старичок выдержал! И теперь его смогут увидеть люди и за территорией завода. Ну а закладная доска «Советской Белоруссии» продолжает хранить свои секреты, заботясь об интересе к заводу у последующих поколений.

Автор — Светлана Сватковская, материал опубликован в журнале «Завод» №1.

Как прошла закладка корабля ПМО «Анатолий Шлемов»

12 июля в Санкт-Петербурге прошла церемония закладки корабля противоминной обороны (ПМО) «Анатолий Шлемов». Официальное начало строительства очередного «Александрита» не осталось без внимания руководства правительства страны. Подробности – в традиционном репортаже портала Sudostroenie.info.

Минный тральщик «Анатолий Шлемов» стал седьмым кораблём ПМО проекта 12700 строящимся на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) для российского ВМФ с 2011 года.

Головной корабль серии «Александр Обухов» вошёл в состав флота в 2016 году. Первый серийный тральщик «Иван Антонов» был передан заказчику в январе 2019 года.

Проект 12700 (шифр «Александрит») разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Несмотря на то, что первые корабли данного проекта закладывались как базовые тральщики, теперь судостроители классифицируют такие корабли как морские тральщики. По крайней мере, так следует из данных закладной доски.

Седьмой корабль серии назван в честь заслуженного кораблестроителя, вице-адмирала Анатолия Федоровича Шлемова, принимавшего личное участие в строительстве и испытаниях многих подводных и надводных кораблей.

Церемония закладки корабля «Анатолий Шлемов» прошла при участии целого ряда высокопоставленных гостей. Среди них – заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Игорь Мухаметшин, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко, замминистра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков.

Главным участником церемонии стал заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов,

Также в мероприятии приняли участие работники и ветераны СНСЗ, а также родственники Анатолия Фёдоровича Шлемова.

Открывая торжественную церемонию, гендиректор СНСЗ Владимир Середохо рассказал, что с закладкой седьмого «Александрита» завод выходит на темп строительства два корабля в год.
В свою очередь Юрий Борисов отметил, что тральщики проекта «Александрит» являются одними из самых востребованных для флота в данный момент кораблей. Вместе с тем вице-премьер говорил и о новых задачах, которые руководство страны ставит перед отраслью.
Так, предприятиям, работающим по гособоронзаказу, необходимо осваивать новые рынки, в первую очередь, гражданские. Это огромный вызов для всей отрасли, но СНСЗ к этому готов, уверен Юрий Борисов.
Заместитель главкома ВМФ по вооружению Игорь Мухаметшин рассказал, что результаты эксплуатации головного корабля ПМО «Александр Обухов» подтвердили правильность выбора конструкторов.
Впрочем, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что даже если отечественный ВМФ пересмотрит свою позицию, то такой востребованный корабль, как проект 12700, наверняка будет пользоваться спросом у зарубежных заказчиков. К слову, в рамках проходящего в эти дни Международного военно-морского салона ОСК представляет на своём стенде экспортную версию «Александрита» – проект 12701.
Гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко уточнил, что с каждым последующим кораблём серии улучшаются качественные характеристики тральщиков. Позже, в личной беседе Александр Васильевич сообщил, что серьёзные изменения проекта ожидаются с девятого корабля.
После выступления дочерей Анатолия Шлемова участники церемонии закрепили закладную доску.
Затем гендиректором СНСЗ была дана команда на установку закладной секции с помощью подъёмного крана.
Размещением секции внутри будущего тральщика завершилась церемония закладки и начался процесс создания самого большого в мире корпуса из монолитного стеклопластика, формируемого методом вакуумной инфузии.
По сравнению с металлическим, такой корпус обладает меньшей массой и большей прочностью. Также ему не страшна коррозия. При длине 62 м и ширине 10 м корабль имеет полное водоизмещение около 890 тонн. Полная скорость хода «Александрита» составляет 16 узлов.
Ещё одно отличие проекта 12700 – высокая степень использования современных технологий противоминной борьбы. Тральщик может искать, идентифицировать и уничтожать объекты дистанционно, не входя в опасную зону. В части современных технических средств тральщик оснащён безэкипажным противоминным катером, а также телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами
Что касается перспектив серии, то в настоящее время корабелы готовят к сдаче третий серийный корабль «Владимир Емельянов», спуск на воду которого состоялся в апреле 2019 года. В эллингах СНСЗ в разной степени готовности пребывают ещё три корабля проекта – «Георгий Курбатов», «Яков Баляев» и «Пётр Ильичёв».
Всего корабелам СНСЗ предстоит построить не менее двенадцати «Александритов». Так что новые закладки и спуски на воду ещё впереди.
Текст, фото: Александр Полунин

Сообщества ›
Клуб Моделистов ›
Блог ›
Ледокол «Арктика» 1/400 ARK Models

О корабле

А́томный ледоко́л «А́рктика» — первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании; второй в мире атомный ледокол; головное судно проекта 10520, давшее название этому типу ледоколов. Был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний — 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года. С 1982 по 1986 года ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев». Позднее на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007). Все эти ледоколы относятся к ледоколам типа «Арктика».

В августе 1977 года на этом новеньком ледоколе был достигнут Северный Полюс. Поход был посвящён 60-летию Октябрьской революции. За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда. Результатом первоначальных расчётов ледовой обстановки стало направление из Мурманска на север по прямой. В процессе следования полярник В. Н. Купецкий настоял на изменении направления, указав, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие, и следует идти на штурм полюса именно по этому направлению. Его поддержали капитаны-полярники и представители ААНИИ и новый маршрут был утверждён. Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.

Было политически важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. Эту задачу службы корабля успешно выполнили. 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник А. А. Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага. После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч. Как и во многих других экспедициях к полюсу, участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время. Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол «Арктика» 17 августа 1977 г.». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штемпель был поставлен примерно на 100—120 конвертах и открытках.

«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:- памятная металлическая плита, на которой был выгравирован Государственный герб СССР- капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна, а также и сувенирный штемпель похода.

После этого незаурядного похода «Арктику» ждала многолетняя работы в полярных льдах. Атомные ледоколы способны длительное время находиться в плавании, не заходя в порты. «Арктика» наглядно продемонстрировала это преимущество, отработав без единой поломки и без захода в порт приписки (Мурманск) ровно год — с 4 мая 1999-го по 4 мая 2000 г. Надежность атомоходов также доказана «Арктикой»: 24 августа 2005 г. судно прошло миллионную милю, что ранее не удавалось ни одному судну подобного класса. Много это или мало? Миллион морских миль — это 46 оборотов вокруг экватора или 5 путешествий до Луны.

В 2008 году после трех десятков лет работы ледокол выведен из эксплуатации. 3.10.2008 была остановлена его атомная энергетическая установка. В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации. Судно исключено из Регистровой книги судов с 31.07.2012. На смену » «Арктики» строятся новые ледоколы типа ЛК-60Я проекта 22220, головной корабль серии также назван «Арктика».

О классе

Ледоколы класса Арктика — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к классу Арктика. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требуют для эксплуатации экипажи меньшей численности.

Ледоколы этого класса имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда − 48 мм, в других местах — 25 мм. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее, чем 50%-й мощности).

Обычно на ледоколах класса Арктика имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка.

Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов. В проект заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.

Основные характеристики ледокола «Арктика»

Водоизмещение 23 460 тонн
Длина 147,9 метров
Ширина 29,9 метров
Осадка 11 метров
Мощность 75 000 лошадиных сил
Движитель 3, фиксированного шага
Скорость хода 20,8 узлов (38,5 км/ч)
Автономность плавания 7,5 месяцев
Экипаж 150 человек

Использованы материалы сети Интернет:
goo.gl/3NReew
goo.gl/jwZm8u
goo.gl/8FKi6u
————————-

О модели

Модель ледокола «Арктика» производства фирмы ARK models. По сути — разработка еще времен СССР фирмы «Огонек», так что есть шанс собрать ретро-набор. Модель сильно не копийная, чтобы построить из нее копию, нужно переделать… Да практически все. В плюсы модели можно записать сверхнизкую цену. Когда китайские модели стоят порядка 4-5 тысяч, Арктика продается примерно за 600-700 рублей. И это не случайно — жуткое качество отливок, кривые исцарапанные детали — это печальная реальность. В этой модели не было ни одной детали, которую мне не пришлось бы дорабатывать — они все без исключения были проблемными. Для постройки лучше купить сразу два набора, что я в итоге и сделал.

Изначально хотел просто попрактиковаться, собрав недорогую модель за пару выходных «как есть» и набить руку в покраске аэром. Так сильно я еще никогда не ошибался. Начав ее строить, почитав об истории корабля, посмотрев на печальное качество деталей и на то, что получается, когда ее строишь изкаропки, захотел слегка ее улучшить. Огромное количество окон в надстройке навело на мысль о том, что неплохо было бы их подсветить изнутри. И понеслось. В итоге модель оказалась первой крупной моделью корабля в 1/350 масштабе, которую я красил аэрографом, первой с подсветкой из тонких светодиодов, первой, в которой массово травление использовал, первой, в которой комбинацию акрилового и эмалевого лака попробовал и не помню уже что еще. В итоге провозился полгода, с перерывами. Старался по-максимуму оставить родные детали, менял только тогда, когда нестерпимо смотреть на родные было (якоря, например). Примерно на середине стройки потерял последнюю надежду сделать копийно, и стал делать красиво. По сути получился образ ледокола.
.

Что в итоге было сделано:
— исправлен пошедший винтом корпус
— спилены родные «заборчики», имитирующие ограждения
— спилены бронебойные борта, уменьшена толщина лопастей винтов
— исправлена корма, сделаны кранцы на ней из куска синтетической веревки. Исправлены линии боковой надстройки.
— выкинуты наиболее убогие детали, превращающие модель в игрушку — якоря, радары из цельного куска пластика, нашлепки с окнами на задней части корпуса, жуткий родной «вертолет»
— в кранах заменил пластиковые лесенки и двери на травление, а вот стрелы кранов трогать не стал, а зря — в принципе их можно было бы тоже доработать, а в картину корабля они заметный вклад вносит.
— по ходу стройки добавлялись детали, которых не было изначально — немного исправлена линия носа, затем сделан флагшток, добавлены квадратные выступы с круглыми отверстиями, сделаны кругляши-заглушки на местах орудий, сделаны стойки под полетной палубой, приклеено откидывающееся ее ограждение, сделаны якорные цепи и т.д. и т.п.
— добавлена подсветка из светодиодной ленты и тонких диодов. Диоды цветные — белые, красные, зеленые. Подсветка усложнила сборку модели раза в два минимум — пришлось делать светоизоляцию всех корпусных деталей, иначе они просто просвечивали. Пайки много было. Порядок сборки усложнился.
— куплен набор травления фирмы Микродизайн для крейсеров типа «Слава», из него надергано травление — мачты, локаторы, баркасы, сетка, крюки кранов
— от того же Микродизайн использованы двери, трапы и леера
— заказан вертолет от Трубача в масштабе 1/350, он в свою очередь скрещен с травлением от Микродизайна
— использованы смоляные детали — якоря, прожектора
— имитация остекления прозрачным клеем от Revell
— такелаж весь — спандекс, благо его немного
— краски акрил, в основном Tamiya
— смывка пастельные мелки

По ходу стройки возникло немало трудностей. Оранжевый цвет ложится отвратительно, из-под него все просвечивает. На первой палубе вдоль бортов идет своеобразная галерея, с ее покраской тоже повозиться пришлось, очень неудобно красить.Весь корпус серьезным винтом пошел изначально. Другие детали тоже весьма кривые, расхождение в полсантиметра — легко. Но в итоге так или иначе все закончилось.

Результат — на фото. Подсветка наиболее эффектно выглядит в полумраке, на части фотографий попробовал это передать. Одну фотографию сделал с монеткой, так масштаб более наглядно передается.

PS. Ледокол «Ленин»

Склеиваемая пластиковая модель Советский атомный ледокол «Арктика». Масштаб 1:400

  • Товары нашего производства
    • Рабочее место
      • Комплекты модулей
      • Собранные модули
      • Наборы для сборки
    • Органайзеры
      • Собранные органайзеры
      • Наборы для сборки
    • Деревянные заготовки
      • Плашки
      • Рейки
      • Фанера
    • Основания и футляры
    • Стапели
    • Фитинги
    • Декор и наборы для творчества
    • Химия
  • Деревянные модели
    • Модели парусных кораблей
    • Элементы для моделей кораблей
      • Бейфуты
      • Блоки
      • Бочки
      • Брашпили
      • Вант-Путенсы
      • Ведра
      • Гаки
      • Гвоздики, петли, шурупы
      • Гребные винты
      • Декор
      • Держатели
      • Дополнения
      • Заготовки для вёсел
      • Колокола
      • Кольца
      • Мачтовые детали
      • Миниатюрный крепеж
      • Нагеля
      • Нити
      • Обшивка
      • Основания
      • Паруса
      • Петли для руля
      • Пиллерсы
      • Помпы
      • Пушечные порты
      • Пушки
      • Решетки
      • Рули
      • Рымы
      • Таблички
      • Утки
      • Фигурки
      • Флаги
      • Фонари
      • Цапфы
      • Цепи
      • Шлюпки
      • Шпили
      • Штурвалы
      • Юферсы
      • Ядра
      • Якоря
    • Модели старинных орудий
    • Модели аэропланов
    • Модели трамваев и паровозов
    • Деревянные игрушки
      • Авиация
      • Авто-мото транспорт
      • Военная техника
      • Дома, строения
      • Флот
      • Фоторамки
  • Радиоуправляемые модели
    • Радиоуправляемые машины
      • ЭЛЕКТРО OFF-ROAD
      • ЭЛЕКТРО ON-ROAD
    • Радиоуправляемые самолеты
      • Самолеты-ДВС
      • Самолеты-ЭЛЕКТРО
      • Планеры
      • Воздушные змеи
    • Радиоуправляемые вертолеты
      • Вертолеты-ЭЛЕКТРО
    • Радиоуправляемые коптеры
    • Радиоуправляемые катера
      • Катера-ЭЛЕКТРО
    • Радиоуправляемые подводные лодки
    • Радиоуправляемые яхты
    • Радиоуправляемые мотоциклы
    • Аппаратура радиоуправления
      • Комплекты
      • Передатчики
      • Приемники
      • Гироскопы
      • Сервомашинки
      • Электроника
    • Запчасти для р/у моделей
      • Запчасти для автомоделей
        • Амортизаторы и пружины
        • Колеса, резина, диски
          • Колеса в сборе
          • Диски
          • Резина
          • Колесные адаптеры
          • Гайки колесные
        • Кузова автомоделей
          • Кузова
          • Аксессуары кузова
        • Элементы подвески
        • Элементы трансмиссии
      • Запчасти для вертолетов
        • Для вертолетов (ДВС)
        • Для вертолетов (ЭЛЕКТРО)
        • Лопасти для вертолетов
      • Запчасти для самолетов
      • Запчасти для мультикоптеров
      • Запчасти для катеров
      • Кабели, коннекторы
      • Крепежные материалы
      • Подшипники
      • Пропеллеры
      • Химия
      • Двигатели для моделей
        • Двигатели ДВС
          • Для автомобилей
          • Запчасти для ДВС
          • Свечи накаливания
          • Система выхлопа
          • Стартовое оборудование
          • Топливная система
        • Двигатели ЭЛЕКТРО
          • Бесколлекторные
          • Коллекторные
          • Регуляторы скорости
          • Аксессуары
    • Электронные конструкторы и роботы
  • Аккумуляторы и зарядные устройства
    • Li-Po
    • Ni-Mh
    • Батарейки
    • Зарядные устройства
  • Пластиковые модели
    • Склеиваемые модели
      • Авиация
      • Автомобили и мотоциклы
      • Артиллерия
      • Бронетехника
      • Фигуры
      • Флот
      • Строения
      • Фентези
      • Настольные игры
      • Игрушки
      • Аксессуары
    • Диорамы
    • Дополнения
      • Декали
      • Конверсия и афтермаркет
      • Маски и трафареты
      • Фототравление
  • Макет H0 и TT
    • Материалы для создания макета
      • Присыпки
      • Дорожное покрытие
      • Имитация покрытий
    • Подвижной состав
      • Модели вагонов
      • Модели Локомотивов
    • Рельсовый материал
    • Строения
    • Растения
      • Хвойные деревья
    • Фигуры
    • Модели автомобилей 1:87
    • Электроаксессуары
  • Архитектурные макеты
    • Макеты деревянных строений
    • Макеты строений из керамики
      • Дома
      • Исторические объекты
      • Церкви
    • Элементы
  • 3D Модели
    • Авиация
    • Строения
  • Модели из бумаги
    • Авиация
    • Автомобили
    • Архитектурные памятники
    • Бронетехника
    • Дома, замки
    • Флот
    • Картон для моделирования
  • Аэрографы и компрессоры
    • Аэрографы
    • Компрессоры
    • Запчасти для аэрографов
      • Диффузоры
      • Емкости
      • Иглы
      • Ключи
      • Прокладки
      • Пружины
      • Сопла
      • Элементы корпуса
    • Запчасти для компрессоров
    • Переходники
    • Шланги
    • Аксессуары
  • Инструмент для моделиста
    • Ручной инструмент
      • Зажимы, тиски, струбцины, стапели
      • Измерительный
      • Контейнеры
      • Копиры
      • Кусачки и плоскогубцы
      • Лупы, очки
      • Метчики и лерки
      • Минидрели и сверла
        • Минидрели
        • Сверла
      • Молотки
      • Наждачная бумага
        • Губки
        • Круги
        • Листы
        • Полоски для шкурника
      • Коврики для резки
      • Ножи и лезвия
        • Лезвия
        • Ножи, ножницы
      • Отвертки
      • Пилки и лобзики
      • Пинцеты
      • Рубанки
      • Резцы, стамески
      • Сгибатели для фототравления
      • Скрайберы
      • Специальный
      • Точильные камни
      • Шлифовальный
      • Шпатели
      • Для выжигания
    • Электроинструмент
      • Бормашинки
      • Держатели
      • Министанки
      • Стамески и пилы
      • Шлифовалки
      • Дополнения и запчасти
      • Расходные
        • Отрезные диски
        • Пилки
        • Полирование
        • Резцы и ножи
        • Сверла, боры
        • Фрезы
        • Шлифовалки
  • Материалы для моделизма
    • Воски
    • Грунтовки
    • Деревянные заготовки
      • Бальза
      • Круглые заготовки
      • Плашки
      • Рейки
      • Фанера авиационная
    • Картон
    • Клеи
      • Клеи UHU
      • Клей «ZAP»
      • Клей TAMIYA
      • Клей Titebond
      • Другие клеи
    • Краски
      • Краски ADAM WILDER
      • Краски AK INTERACTIVE
      • Краски AMMO MIG
      • Краски GUNZE
        • Акрил Mr.Hobby GUNZE
        • Эмаль Mr.Hobby GUNZE
      • Краски TAMIYA
        • Акрил
        • Эмаль
        • Лаковая краска
        • Аэрозоли TAMIYA
      • Краски PACIFIC88
        • Acrylic
        • Aero
        • Art Color
        • RAL
        • Коллекция телесных оттенков
      • Краски для творчества
      • Кисти
      • Наборы
    • Лаки
    • Маски
    • Масла
    • Материалы для золочения
    • Металл
      • Полоски
      • Проволока
      • Профили
      • Прутки
      • Трубки
      • Листы, фольга и сетки
    • Морилка
    • Пигменты, смывки, фильтры
      • ADAM WILDER
      • AMMO MIG
      • GROUND ZERO
      • MIG
      • PACIFIC88
      • TAMIYA
    • Пластик
      • Листы
      • Трубки
      • Прутки
      • Двутавры
      • Сайдинг
      • Швеллер
      • Полоски
      • Уголоки
    • Полимерная масса
    • Разбавители и химия
    • Трафареты
    • Шеллак
    • Шпаклевки
  • Литература для моделиста
    • Журналы
    • Книги
    • Чертежи
  • Готовые модели
    • Готовые модели кораблей
    • Готовые пластиковые модели

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх