Электрификация

Справочник домашнего мастера

Макет ЖД своими руками

Заразилась хотением железной дороги )))))

Хочу скомплектовать IKEA и Brio.

IKEA — дешево. Brio — разнообразно и наварочено. )))))

СП Брио http://www.babyblog.ru/community/post/opt/1751044#comments

Между собой совместимы железные дороги ИКЕА, BRIO, Woody, PlanToys и ELC.

Существуют и другие американские производители, чья продукция в Россию не поставляется, например: Choo Choo Track&Toys, Imaginarium Express, Maple Landmark, Melissa&Doug, Kidkraft, причем все эти деревянные железные дороги, как рельсы, так и локомотивы и составы, совместимы с IKEA, BRIO, WOODY

Среди игрушечных железных дорог деревянные занимают особое положение. Мир деревянных железных дорог гораздо богаче и разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. Они экологичны, просты и удобны в сборке, а еще они чаще других игрушечных железных дорог совместимы между собой. В статье представлено подробное описание деревянных железных различных производителей, которые представлены в России, а также указаны марки деревянных железных дорог, которые в Россию официально пока не поставляются.

Игрушечные деревянные железные дороги возникли почти одновременно появлением железнодорожного сообщения в мире, намного раньше других игрушек на железнодорожную тему, и их история во многом повторяет историю развития железных дорог в мире. Сейчас игрушечные железные дороги бывают очень разнообразными, от точных коллекционных копий настоящих локомотивов и составов до дешевых пластмассовых, совместимых с конструкторами, реплик мультипликационных персонажей… И все же деревянные железные дороги не потерялись в этом разнообразии и продолжают занимать достойное место.

ИКЕА

Самая простая версия, которая есть у каждого второго ребенка около двух лет в Москве — это деревянные железные дороги ИКЕА.

Эта серия игрушек, ЛИЛЛАБУ, существует в трех комплектациях:

Базовая из 20 предметов: поворотные и прямые рельсы, мост, паровоз и три вагончика Дополнение-расширение из 12 предметов: поезд с одним вагончиком, мост, тоннель и несколько длинных прямых рельсов Дополнительные рельсы: поворотные рельсы, короткие и длинные прямые рельсы и две стрелки

Рельсовое полотно ИКЕА производится из бука.

Отдельно у ИКЕА есть в продаже поезд из трех вагонов.

Как правило, родители покупают ребенку базовый набор, реже – все три набора. Такая комплектация позволяет построить простое кольцо из 8 поворотных рельс, овал, «восьмерку» (с мостом над дорогой).

Одно из ограничений наборов ИКЕА состоит в том, что мосты и тоннели рассчитаны на паровозики ИКЕА и имеют недостаточную высоту, чтобы пропускать поезда других фирм с совместимыми рельсами.
Подобно Икее, финская сеть универмагов Biltema также продает под своей маркой несколько наборов деревянных железных дорог под названием Junarata. Официально в Россию продукция этой компании не поставляется.

Другие варианты деревянных железных дорог с совместимыми рельсами предлагают множество компаний, самые распространенные из них, которые имеют официальных дистрибьюторов в России три: WOODY, PLANTOYS и BRIO. Все эти компании предлагают ассортимент как комплектов железных дорог (рельсы+поезда+дополнительные элементы), так и по отдельности элементы железных дорог (депо, станции, переезды, мосты, туннели, стрелки, перекрестки и пр.), локомотивы и вагоны различного назначения и дополнительные элементы (машинки, здания, человечки, знаки и др.).

Тайская компания PlanToys предлагает деревянные железные дороги в своей серии PlanCity, в которой представлен большой ассортимент автотехники: строительная техника, грузовики, автобусы, легковые автомобили, аэропланы и вертолеты. Еще одна интересная отличительная особенность серии PlanCity — часть игрушек раскрывают тему экономного энергопотребления и бережного отношения к природе. Игрушечный контейнер для раздельного сбора мусора, фонари уличного освещения на солнечных батареях, заправки для электромобилей — далеко не полный перечень таких игрушек. Но вернемся к деревянным железным дорогам.
Ассортимент дополнительных элементов железнодорожного полотна не слишком разнообразный (поворотный круг, переезд, Х-образные и Т-образные развязки), зато предлагается многообразие дорожных знаков и дорожные элементы для автомобилей (парковка, заправка…). Различных паровозов и вагонов – мало. Кроме железнодорожного полотна, PlanToys предлагает также деревянные автомобильные дороги. Железнодорожное полотно выполнено из каучука, поэтому светлее по цвету, по сравнению с рельсами других производителей.

Наборы Plantoys: станция с железнодорожным переездом и горная дорога.

Перекресток и маленькие поворотные рельсы Набор вагонов Автозаправочная станция с автомойкой

___________________________________________________________________________________________________________________

Чешская компания WOODY, как и ИКЕА, не ставит перед собой задачи подробной детализации элементов. Дополнительные поезда и вагоны предлагаются всего двух-трех видов; человечки, животные и деревья выполнены в виде картинок на плоской фигурке.

Наборы WOODY включают в себя дорожные знаки, машинки, дома и человечков, деревья и кусты.

Среди дополнительных элементов дороги представлены Х-образные и Т-образные перекрестки, укороченные рельсы, несколько видов мостов, тоннелей, депо, поворотный круг, переезд, станция. Это позволяет разнообразить железнодорожные пути и усложнять игру. В то же время опоры мостов этой фирмы недостаточно устойчивые и легко падают.

Разъезд «Х» Маневровый набор Крестообразный перекресток Мосты Депо Железнодорожный переезд с семафором Мост над тоннелем Домики, деревья, машинки Станции и дополнительные элементы

У шведской компании BRIO самый большой ассоримент: есть и наборы (обычные железные дороги и «инопланетные», «ферма», «шахта», «метро»), и отдельные элементы, и большой парк локомотивов, вагонов и машин.

Набор «Порт» Набор «Шахта и ферма» Набор «Электричка и метро»

Кроме базовых деталей, BRIO предлагает такие элементы железнодорожного и автодорожного полотна, которые значительно расширяют возможности строительства.

Вагоны, составы и автотранспорт также интересны своими игровыми возможностями.

Маленькие переходники для стыковки Регулируемые вручную стрелки Тупики и съезды Т-образный автомобильный перекресток Поворотные элементы автодороги Каток со строящейся дорогой Железнодорожные станции включают механические и электрические детали, некоторые станции позволяют записывать звуки, оснащены элементом, включающим звук при прохождении поезда через станцию. Станция Большой вокзал с двумя платформами Грузовая платформа Ферма Стрелка с семафором Погрузчик угольной шахты Мост со шлагбаумами Мост над рекой Мост над дорогой Локомотивы BRIO разнообразны: есть просто со звуком и светом, работающие от батарейки, есть с открывающейся кабинкой, в которую можно посадить человечка-машиниста, есть самодвижущиеся (как на батарейках, так и с подзарядкой от аккумуляторов), есть даже паровозик с пультом управления. Самодвижущийся локомотив на батарейках Самодвижущийся локомотив на батарейках со звуковым соповождением Самодвижущийся локомотив с подзарядкой от сети Локомотив с дополнительным вагоном для угля Поезд с пультом управления Поезд с открывающейся кабиной машиниста Кран и вагон с грузом Машина скорой помощи Вагон для автомобилей Грузовой состав Поезд с животными-ферма Поезд с животными-сафари

Вся продукция BRIO отличается отменным качеством – и довольно высокой ценой. Элементы железнодорожного полотна изготавливаются из твердых пород дерева (в основном из бука), устойчивых к механическому воздействию. В то же время BRIO активно использует детали из пластмассы – как в элементах железнодорожного полотна, так и в дополнительных элементах. Человечки у BRIO, в отличие от других фирм, полностью изготовлены из пластика, как и большинство паровозов и вагонов.

Еще одна компания, специализирующаяся на деревянных железных дорогах, BIGJICS (Великобритания), которую представляет российская TEDDY GROUP в Санкт-Петербурге. Они предлагают наборы (в том числе – в комплекте со специальными столиками), отдельные дополнительные элементы, локомотивы, вагоны, поезда. Среди дополнительных элементов есть такие, которые не встречаются у других производителей.

Пешеходный мост Железнодорожный виадук Мойка для поездов Депо Мельница Большой набор с краном

Достаточно разнообразные локомотивы и составы, хоть и уступают в разнообразии BRIO, зато деревянные и с детальной прорисовкой.

Большой красный локомотив Синий паровозик Локомотив «Тайфун» Поезд для принцесс Товарный состав Поезд «Пульман»

Также качественные и дорогие деревянные железные дороги, совместимые с ИКЕА, BRIO, Woody и PlanToys, предлагает под своей маркой ELC. Кроме того, эта компания предлагает продукцию BRIO и «эксклюзивно для ELC» — «Thomas&Friends».

Американские производители: иной стандарт деревянных железных дорог

Рассказ о деревянных железных дорогах был бы неполным, если бы не включал такого производителя, как TOMY (прежнее название — Learning Curve). Эта американская компания выпускает наборы и отдельные элементы железных дорог, а также паровозы и вагоны по мотивам мультсериалов «Паровозик Томас» и «Веселые паровозики из Чаггинтона». К сожалению, в Россию не поставляются деревянные железные дороги этой фирмы, только пластмассовые. Деревянные можно купить только через посредника в США или в Европе.

В то же время следует учитывать, что у американских производителей деревянных железных дорог другой стандарт – ширина рельс у них отличается от тех производителей, которых мы рассмотрели выше.

Большой набор Паровозик Дарт Локомотив Изабелла Железнодорожный переезд Дрезина Рельсы, которые можно изгибать

Серия «Thomas&Friends» представлена в уже упоминавшемся магазине ELC, а также в американском магазине Woodentracks.com

Серия «Chaggington. Wooden Railway» от производителя TOMY представляет всех героев мультфильма, а также элементы городка паровозиков Чаггингтона Электровоз Коко «Суперпоезд» Паровозик Уилсон с пультом управления Двухуровневый поворотный круг и депо Поворотный круг в Старом городе Трехуровневая башня-перекресток

Существуют и другие американские производители, чья продукция в Россию не поставляется, например: Choo Choo Track&Toys, Imaginarium Express, Maple Landmark, Melissa&Doug, Kidkraft, причем все эти деревянные железные дороги, как рельсы, так и локомотивы и составы, совместимы с IKEA, BRIO, WOODY

Нами представлен далеко не полный перечень производителей и ассортимент деревянных железных дорог, в этой статье мы охватили только самые основные.

Выбирая ребенку деревянную железную дорогу, следует учитывать возраст ребенка и его увлеченность этой игрушкой. Начав с простого набора, впоследствии его можно дополнять другими наборами или отдельными элементами разных производителей, с учетом их совместимости.

Преимущество деревянных железных дорог в их совместимости и возможности сочетать различные элементы множеством способов. В отличие от них, пластмассовые железные дороги у каждого производителя имеют свой стандарт и не могут быть дополнены элементами от других производителей. Железные дороги с металлическими рельсами рассчитаны на более старший возраст детей и ближе к моделям для коллекционеров, чем к детским игрушкам. Деревянные железные дороги универсальны: они интересны малышам от года и продолжают вызывать интерес у детей вплоть до младшего школьного возраста за счет своего разнообразия и широких игровых возможностей.

(с) Самошкина Ирина Сергеевна, психолог, главный игровед семейного клуба «Игровая галерея», эксклюзивно для сайта «Игровая галерея»

Железная дорога из Икеа

Когда приходит время искать подарки, возникает масса вопросов, какой лучше подойдет ребенку, не будет ли он вреден, доставит ли удовольствие. Опираясь на отзывы специалистов, лучше всего выбирать игрушки выполненные из экологических материалов или во всяком случае из тех, которые не содержат вредные вещества. Одним из самых приемлемых материалов является дерево. Однако, при выборе следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и наличие у него аллергии.

В Икеа все игрушки делаются из качественных материалов и не вызывают негативной реакции организма. Немаловажным фактором при выборе, является полезность игрового набора, способность развивать логику, мышление, фантазию и другие качества у ребенка. К таким игрушкам можно отнести детскую железную дорогу, которая, как ни парадоксально звучит, сделана их дерева. Это отличный выбор для развития пространственного воображения и мелкой моторики, так как с помощью набора можно создавать различные варианты сборки рельсовой полосы. Называется детская железная дорога Лиллабу. Детальнее ее можно рассмотреть на фото в каталоге.

Фото детской железной дороги Лиллабу в Икеа

Собрать ЖД не представится сложным даже для совсем маленького ребенка, так как она имеет крепления в виде пазлов. А паровозик соединяется с вагонами при помощи магнитов. В комплекте поставляется мост, по которому может пролегать рельсовое полотно. Также можно осуществить сборку дороги под мостом и наблюдать как паровозик и вагончики беспрепятственно проезжают под ним. При желании, можно увеличить количество путей с помощью дополнительного набора рельс Лиллабу. Отдельно для паровозика строится гараж, в котором дополнительно могут поместиться различные машинки. Внешне паровозик ЖД Лиллабу похож на машинки, поэтому при желании в игре можно запросто поменять сюжет и придумать новый вариант развития событий.

Какого-то особенного ухода детали игрушечного набора Лиллабу не требуют. В случае загрязнения, их достаточно протереть тряпочкой. Мыть под водой не желательно, так как дерево не имеет защитного лакового покрытия и может со временем деформироваться.

Железная дорога Лиллабу: варианты сборки

  • Вариант сборки с мостом:

Сборка Лиллабу с гаражем:

Сколько стоит железная дорога Лиллабу в Икеа?

Стоимость детского деревянного набора Лиллабу можно узнать в каталоге на сайте, где представлены актуальные цены. Там же можно просмотреть фото игрушки. Ориентировочная стоимость составляет 700 рублей, но так как в Икеа периодически проводятся акции и распродажи, то стоимость игрушки может меняться в меньшую сторону.

Многочисленные отзывы покупателей в интернете говорят о том, что ребенок не только играет с этим поездом, но и развивается. Удобные соединения, быстрая сборка состава поезда позволяет малышу не уставать от игры долгое время. Сколько бы он не играл, всегда найдутся различные варианты для развития фантазии.

Я какое-то время занималась анализом всех детских железных дорог для возраста примерно 2-10 лет. Мной было собрано просто огромное количество информации практически по всем детским железным дорогам, которые только возможно купить на данное время в России или на просторах интернета. Весь материал я собрала в единую статью-обзор, которую и представляю вашему вниманию. Читайте, выбирайте именно то, что подходит вашему ребенку. Надеюсь, этот материал будет полезен многим родителям!
Если у вас возникнут какие-то вопросы по дорогам — не стесняйтесь, задавайте их! И обязательно пишите отзывы про свои дороги — будет интересно почитать :))


Детские железные дороги — всё о них.

Детские железные дороги – одна из самых востребованных детских игр уже на протяжении многих лет. На рынке представлено довольно большое количество моделей железных дорог и родителям зачастую непросто выбрать подходящую. Надеемся, этот обзор сможет помочь сориентироваться в этом многообразии и выбрать именно ту дорогу, которая наилучшим образом подойдет ребенку.

При выборе дороги следует обратить внимание на следующие моменты:
— качество исполнения дорог – легко ли стыкуются рельсы между собой, можно ли строить сложные схемы, не падают ли поезда, качество самих рельс, поездов, дополнительных строений;
— возможность «роста» дороги – купив единожды один набор любой фирмы, через какое-то время захочется обязательно расширить возможности самого полотна, сделать его более интересным и максимально приближенным к настоящей жизни, возможно – обзавестись новыми поездами.
— безопасность использования дороги – отсутствие мелких элементов для малышей, прочность креплений мелких деталей на поездах и т.д.

Еще стоит отметить, что часто родители стараются выбрать дорогу с самоходными поездами, но это не очень важно для самих детей, особенно в маленьком возрасте. Примерно с 2 до 4 лет дети хотят катать поезда САМИ, их не устраивает, что поезд едет самостоятельно, это обусловлено психологией детей в этом возрасте. Им нравится возить самим поезда, своей рукой его двигать, поэтому даже иногда дети скандалят из-за невозможности покатать поезд самому – есть такие дороги, где поезд не может двигаться с выключенным моторчиком. Поэтому – наличие самоходных поездов в дороге – это важное условие, но не обязательное для маленьких детей. А вот когда ребенок уже подрос, ему становится интересно наблюдать за движением поезда, как-то управлять этим движением с помощью пульта, здесь уже наличие самоходных поездов важно. Но это должно не исключать возможность двигать поезд самому, ибо дети всё же дольше играют, если их игра не ограничена никакими техническими «наворотами».

Автор данного обзора имела возможность «поиграть» в живую во все нижеуказанные железные дороги, оценив тем самым по-настоящему их качество и профпригодность.

— Lego (Дания)
— Деревянные железные дороги
— Do City (Fenbo, Гонконг)
— TOMY (Япония)
— Чаггинтон (США)
— Голубая стрела, Континентальный экспресс, Путешествие в сказку и т.д. (Китай)
— Кроха (Bauer, Россия)
— Tolo Toys (Гонконг), Wader (Германия), Little Tikes (США), Simba (Германия) и др.
— Железные дороги завода «Огонек» (Россия)

Lego (Дания)
У Lego есть два типа дорог – Lego Duplo и Lego City.

Дорога Lego Duplo — для малышей от 2 лет. Рельсы крупные, колея широкая, стыковка рельс очень простая и крепкая, под силу даже 2х-летнему малышу. Дороги этой фирмы очень качественные, идущий поезд нигде не застревает. При этом есть возможность и просто катать поезд рукой. Поезда можно полностью разобрать до основания-платформы и собрать что-то своё на этой платформе с колёсами. Помимо самой дороги в наборах есть ленточный погрузчик, кран, заправка, человечки. Детали стыкуются со всеми другими кубиками Lego Duplo, поэтому можно легко фантазировать на тему околодорожной городской жизни. Производитель позиционирует её как игрушку для детей примерно до 6 лет. После 6 лет в Lego есть уже другая железная дорога – City. Рельсы у дороги City не стыкуются с рельсами Duplo. Это полностью другая дорога, со своими строениями, поездами и т.д. В City уже много мелких деталей, которые для малышей недопустимы. Конечно, в дороге City гораздо больше возможностей строить какие-то свои постройки, но это всё уже с 6 лет, надо обращать внимание на возрастной ценз. Но всё относительно, дети в 4 года так же могут играть и в дорогу City, но рельсы стыковать самим вряд ли у них получится еще.

Lego City, Brick, Sluban, BanBao (сюда же мы отнесём и дороги фирм-аналогов Lego, их рельсы или поезда стыкуются с рельсами Lego). В этом сегменте дорог надо знать особенности этих фирм-аналогов. Из-за дороговизны Lego, можно сделать дорогу из рельсов Brick. Они полностью подходят к Lego, разве что цвет разный – у Brick они коричневые, а у Lego – серые. Но, тем не менее, для разнообразия дорожного полотна рельсы можно совершенно спокойно покупать и у Lego, и у Brick. Рельсы скрепляются друг с другом крепко и туго, 4х-летний ребенок не может их стыковать или будет стыковать с трудом, поэтому производитель и пишет рекомендованный возраст – 6 лет. Но это не помешает 4х-летнему ребенку просто катать поезда по рельсам, обыгрывая различные ситуации.
Поездов самоходных у Brick нет, есть только разные спецвагоны. Поезд Lego City управляется специальным пультом и имеет 7 скоростей. Ценность поездов Lego в том, что любой поезд можно разобрать до самого основания, все постройки тоже разбираются и собираются по желанию ребенка, в поездах есть места для человечков.
У конструктора Sluban рельсы не подходят к рельсам Lego City, но сами поезда можно катать – колея Lego City подходит для них. У данного конструктора есть интересные поезда, с хорошей детализацией. Но их рельсы имеют очень неудачный тип стыковки, что является причиной частых поломок самого стыковочного места. Тем не менее, поезда и дополнительные строения заслуживают внимания.

Конструктор BanBao тоже стыкуется с Lego City по некоторым источникам, но автором он плохо изучен, если у кого-то есть о нем сведения – поделитесь, пожалуйста, в комментариях к статье, будем рады получить полезную информацию!

Резюмируя, можно сказать – конечно, оригинальные дороги Lego Duplo и City качественные, хорошо сделанные и имеют высокие игровые возможности, но у них есть один, но, тем не менее, существенный недостаток – особенно для дорог Duplo – в России ОЧЕНЬ мало продается дополнительных элементов к базовым наборам. У дорог Duplo вообще в России нет мостов, отдельных рельс или развилок – всё придётся выискивать на заграничных просторах интернета. Ну и еще один минус, который всё же придётся упомянуть – это их дорогая цена, хороший набор с поездами, стрелками и другими строениями обойдется больше 10т.руб.

Деревянные железные дороги

Этот тип дорог одобрен психолого-педагогической экспертизой Московского городского психолого-педагогического университета в 2010 г. Одни из самых разнообразных и многосюжетных дорог. Самое ценное и важное в них, что производит её не один производитель, а много – и все они стыкуются друг с другом. Перечислим основных производителей деревянной железной дороги:

— Brio (Швеция)

— Ikea (Швеция)

— Woody (Чехия)

— PlanToys (Таиланд)

— Biltema (Финляндия)

— Bino (Германия)

— Eichhorn (Германия)

— ELC (Early Learning Centre – Центр раннего развития, Великобритания)

— Learning curve (подразделение фирмы Tomy в Америке)

Возраст, с которого рекомендуют играть в эти дороги – с 2 до 10 лет. Даже в полтора года ребенок уже вполне может собрать небольшую дорогу сам, что не маловажно – в большинстве других дорог за него это делают родители, а ребенку остается только катать поезда, или смотреть за их движением. Это очень большой плюс, ребенок сам представляет, какой он хочет сегодня видеть свою дорогу.

Все деревянные элементы этих дорог абсолютно безопасны для ребенка (нет острых сколов, заноз, зазубрин). Наиболее качественными являются дороги фирмы Brio, но и цена их соответственно выше. Согласно истории, шведская фирма Brio первой начала выпускать такие дороги, все остальные производители – либо по их лицензии, либо их дочерние предприятия. Поэтому ассортимент часто перекликается, но и у каждого производителя можно найти что-то своё особенное, чтобы разнообразить дорожное полотно.

Дорога имеет замечательное качество – она может «расти» вместе с ребенком. Если для двухлетки будет достаточно небольшого набора рельс и пару поездов с вагончиками, то позже можно докупать мосты, краны, поезда спецназначения. Помимо этого игру можно разнообразить дополнительными постройками для сюжетно-ролевой игры – это может быть вокзал с настоящим мини-лифтом, депо, станция метро, просто пассажирская платформа, или даже аэропорт – и всё это будет стыковаться с рельсами для поездов. Когда ребенок будет не такой неуклюжий, можно уже покупать специальные стойки, с помощью которых ребенок будет мастерить многоэтажные дороги – нет предела совершенству. Хотя, по наблюдениям автора обзора – в качестве стоек могут выступать подходящие по высоте кубики. Но всё же, для строительства прочной и высокой конструкции лучше приобрести специальные стойки, постройка будет более устойчивой.

Поезда крепятся между собой магнитами, при чем у некоторых поездов Brio сделано специальное крепление магнита к самому поезду – он не мёртво прикреплен к платформе, а на шарнире, это обеспечивает лучшее сцепление вагонов на поворотах и их нерассоединение. К одному большому вагону-тягачу можно «примагнитить» сколько угодно вагонов. Есть и самоходные локомотивы, и обычные вагончики: вагоны-краны, пассажирские, грузовые. Надо отметить, что деревянные вагоны долговечны, но во многих из них нет точной детализации мелких элементов, часто – просто нанесен рисунок на прямоугольник. Всё зависит от того, на какой возраст Вы хотите купить такую дорогу. Для малышей это будет плюсом, ибо для них излишняя детализация – это скорей даже минус, а для ребят постарше можно приобрести поезда поинтересней.

Фирма Learning curve (Tomy в Америке) выпускает специальные поезда для деревянных дорог из мультсериала «Томас и его друзья» — все они качественно сделаны, некоторые со светом, со звуками. По непонятным причинам в России они не продаются, встречаются лишь дешёвые некачественные китайские аналоги, но они не представляют особого интереса для обзора.

У Brio есть интересный локомотив, управляемый с пульта – со звуком и светом, есть локомотив со специальным съёмным аккумулятором – можно купить два аккумулятора: на одном поезд катается, другой на подзарядке. Все краны оборудованы магнитами – за них можно поднимать или опускать грузы в вагоны, в грузах тоже вставлены магниты.

Из-за отличного качества исполнения и деревянных составляющих дорога может совершенно точно передаваться по наследству, обеспечив радостью не одно поколение детей в семье.

Некоторые особенности дорог от разных производителей: под мост «Ikea» проходят только их родные паровозики, паровозам Brio не хватает около 1 см в высоту, рельсы «Ikea» не самые хорошие по качеству, и из-за того, что в них присутствует пластмассовый штырь чуть короче стандартного гнезда Brio, они не всегда хорошо стыкуются с рельсами Brio и Woody. У Woody хорошо представлен ассортимент дополнительных построек, самих рельс и развилок, но скуден ассортимент подвижного состава – для его разнообразия можно спокойно покупать поезда Brio.

Средняя цена одного готового набора с рельсами, поездом и строениями 2 500 – 3 000 руб. Эти дороги продаются у нас в интернет-магазине «Весёлые деревяшки» вот тут http://funwood.ru/index.php?table_id=2000103

Do City (Fenbo, Гонконг)

Неплохая железная дорога, яркая, надежная, стыковка рельс жёсткая, тугая. 2х-летний ребенок выполнить стыковку не может. К 3-4 годам ребенок уже сам сможет строить полотно из рельс. Каких-либо дополнительных строений в дороге нет, всё необходимое можно сразу купить в одном наборе. На упаковочной коробке даны всевозможные схемы сборки (в большом наборе их 9). Поезда не отличаются разнообразием, в них нельзя что-то положить и перевезти, поезд может ехать сам, стыковка поездов осуществляется колечками с прорезями. Есть возможность прокладывать рельсы по втором этажу – на специальных подставках. В целом, это дорога на твёрдую 4 из 5 возможных. Очень жаль, что к ней не выпускают мостов и каких-то других строений, как, например, вокзал, депо, краны и что нет возможности перевозить грузы в вагонах. В наборах есть заборчики, фигурки людей, животных, фонари. Для расширения её возможностей можно лишь докупать подобные наборы, что сделает само полотно дороги больше.

Ценовой диапазон 800-2500 руб.
Интересное и немало важное замечание: ширина колеи у дорог Fenbo и деревянных дорог совпадает, что позволяет катать по этим дорогам паровозики из деревянных наборов (типа Ikea), помимо этого паровозики из наборов Tomy «Томас и его друзья» тоже отлично подходят под эту колею, сцепка у вагонов тоже одинаковая – колечками с прорезями.

TOMY (Япония)
У фирмы Takara TOMY (Япония) существует два типа железных дорог – это дорога «Томас и его друзья» и дорога «Tomica». Это две совершенно разные дороги, без специального переходника их рельсы соединить невозможно. Переходниками комплектуются не все наборы. Дороги «Томас и его друзья» в новом исполнении серии TrackMaster имеют двойное крепление рельс, цвет рельс серо-коричневый; дороги «Tomica» серии HyperCity – одно крепление, цвет рельс синий. «Томас и его друзья» предназначены для детей помладше, а «Tomica» — для деток постарше, примерно с 4 или 5 лет. Хотя, конечно – разделение по возрасту относительно. Если родители постараются разнообразить дорогу «Томас и его друзья», то она тоже будет долго и долго радовать ребенка, которому и 5 и 7 лет.

Итак, остановимся подробно на каждой из дорог.

«Томас и его друзья»

Эти железные дороги сделаны исключительно по мотивам знаменитого мультсериала «Томас и его друзья», т.е. все локомотивы и все поезда изготовляются с лицами и именами из этого детского сериала. Действие самого мультфильма происходит на острове Содор, на нём есть множество дорог и поездов, которые ходят по этим дорогам по каким-то заданиям, своим нуждам. Соответственно, и сама дорога повторяет сюжет мультфильма.
Качество исполнения деталей хорошее, рельсы точно подходят друг другу, поезда не застревают и не падают, их очень легко поставить на рельсы.

Рельсы немного возвышаются над полом, они сделаны как будто бы на насыпи камней. Скорость поездов хорошая, замечательно тянут даже два-три вагончика за собой, соединения между вагонами очень крепкое – кольцо с прорезью – детям до 4 лет очень трудно самим расцепить или сцепить вагоны. В момент выключения питания происходит рассоединение мотора с осью колес, что позволяет катать поезда самому ребенку. Сейчас стали выпускать даже поезда с дымом из трубы. Дороги рассчитаны примерно на возраст с 3 лет, соединять рельсы будет еще сложновато самому ребенку, но 4 годам он уж точно это освоит.

Помимо рельс и поездов, так же в этой дороге много дополнительных строений – авто-переезды, вокзалы, мосты и т.д. Всё сделано из качественной (не тонкой) пластмассы.

Из минусов – всё дополнительное в России не слишком распространено, в основном продаются готовые наборы с какой-то конкретной тематикой – например, зимняя сказка, погрузка угля, с депо, с самолётом и т.д. Всем особо заинтересованным лицам нужно обращаться к заграничному интернету – Европа, Америка, а лучше всего – в Японию, т.к. сама компания Японская и там представлен максимально большой ассортимент этих дорог. Отдельно практически ничего не продаётся, только рельсы с развилками и поезда. Ну и еще такой момент, что если ваш ребенок не особо увлечён мультсериалом «Томас и его друзья» и островом Содор, то, скорей всего, данная дорога его не особо заинтересует – тут надо смотреть уже по ребенку. Хотя, конечно, автор обзора за свой долгий опыт общения с детьми не встречал мальчишек, которым бы не нравился этот мультфильм )))

Ценовой диапазон 600 – 3000 руб.

Производитель заявляет возраст – с 4 лет. Рельсы стыкуются хорошо и крепко, но совсем еще малыши вряд ли сами смогут стыковать их. Хотя, конечно, многих детей такой поворот событий не расстраивает – они увлечённо ждут когда же им всё соберут родители и они пустят уже наконец свой поезд в путь-дорогу. Поезд выглядит реалистично, ходит достаточно быстро. Можно докупать различные строения, автомобильную дорогу, которая является одной из составляющих железной дороги. Для автодороги можно даже купить специальные машинки, хотя, конечно, можно использовать и обычные, какие есть у любого ребенка.

Дорогу и строения к ней можно найти во многих магазинах города и интернет-магазинах. Вообще, вся дорога рассчитана на постройку не только одной дороги, а на постройку города Tomy HyperCity – с вокзалами, автодорогами, туннелями, домами и т.д.

Раньше такой тип рельс использовался фирмой и для дорог с Томасом, сейчас нужен специальный переходник для стыковки серо-коричневых рельс Томаса и синих Томики, как уже сказано выше – переходники бывают не во всех наборах.

Из минусов – в поезда нельзя ничего положить и перевезти – они выполняют только роль «заведённой игрушки».

Ценовой диапазон 700 – 5000 руб.

Чаггинтон (США)

Эта дорога построена на сюжете в последнее время очень популярного мультсериала «Паровозики из Чаггинтона». Поезда имеют весьма специфичный вид, характерный исключительно для этого мультфильма.

Само исполнение рельс не отличается реалистичностью – здесь нет шпал и рельс – дорога напоминает больше обычную автодорогу, чем рельсовое полотно. Тем не менее – это полноценная железная дорога. Качество исполнения рельс хорошее, скрепляются между собой прочно. Каких-то дополнительных ж/д строений мало, городских вообще нет.

Сами паровозы яркие, разноцветные, сделаны очень качественно, но нет возможности перевозить людей или грузы.

В целом дорога неплохая, но если, конечно, ребенок «болен» этим мультфильмом. В ином случае, всё же лучше приобрести какую-то нейтральную дорогу, чтобы не получилось так, что у ребенка остыл интерес к мультфильму, и дорогу придётся полностью менять на другую.

Ценовой диапазон 400 – 3000 руб.

Голубая стрела, Континентальный экспресс, Путешествие в сказку и т.д. (Китай)

Здесь мы немного коснёмся в последнее время очень распространённых наборов железных дорог различных китайских фирм, так скажем – не брендовых. Названия у дорог могут быть разные – «Путешествие в сказку», «Голубая стрела» и т.д. Внешний вид у таких дорог – это огромная прозрачная коробка, поезд с вагонами и набор рельс для постройки круга или восьмёрки.

Общее у этих дорог одно – очень плохое качество исполнения рельс и именно стыковочного механизма. Если их постоянно соединять и разъединять, то механизм замка может быстро сломаться. Эти дороги хорошо один раз собрать и любоваться ими. Детям младше 3 лет вообще не желательно в них играть, ибо чрезмерная детализация поездов дает о себе знать – детали постоянно отваливаются. Сам рельс узкий, колёса у поездов тоже узкие и маленькие, поэтому ребенку трудно состыковать поезд и рельсы, что может расстраивать маленьких железнодорожников. На поворотах поезда могут либо сходить с рельс, либо расцепляться – в разных наборах по-разному, но общая тенденция именно такова.

Для этих дорог точно стоит обговорить возрастной ценз – как минимум с 4 лет, не раньше.

Ценовой диапазон 500 – 1500 руб.
Железная дорога Кроха (Bauer, Россия)

Под этой маркой выпускаются железные дороги по лицензии немецкой фирмы Bauer. Как обычно это бывает, российская продукция уступает качеством немецким оригиналам – то ли лицензия не такая, то ли немцы не открыли самый главный секрет качественной дороги, то ли наши уже чего-то намудрили. В результате – идея хороша, а вот её исполнение хромает. Очень часто в наборах не достаёт каких-то деталей, наклеек, фигурок и т.д. Не понятно с чем это связано, но перед покупкой внимательно проверяйте наличие содержимого в упаковке.

Стыковой механизм рельс надёжен и сложен, но, в принципе, 3-4-летке освоить реально. Колея широкая и удобная, паровозики очень легко устанавливаются. Есть отзывы родителей, что при долгой эксплуатации собранное ж/д полотно как бы перекашивается, при этом качество езды паровозиков не меняется – они так же едут хорошо по рельсам. Единственное тонкое место у дороги – это расстыковка рельс, ребенок может сломать фиксаторы и здесь нужно быть осторожным. Можно разбирать её самим взрослым или научить ребенка точно следовать инструкции по разборке дороги.

В вагончиках можно перевозить пассажиров или какой-либо груз. Есть возможность строительства различных дополнительных построек из кубиков. Кубики в наборах дорог стыкуются с обычными наборами кубиков, которые продаются под этой же маркой. Из них можно строить дома, мосты и другие сопутствующие строения вокруг дороги. Пластмасса у кубиков и у паровозиков не очень толстая, но достаточно прочная.

Помимо железных дорог у этой фирмы есть еще и автодороги, рельсы от ж/д дорог и автодорог стыкуются между собой.

В целом марка дорог неплохая, обладает большой вариабельностью для сюжетно-ролевых игр, что особенно важно для детей до 5-6 лет, её легко можно приобрести в магазинах или докупить какие-то другие наборы, чтобы разнообразить игру.
Ценовой диапазон 300 – 1000 руб.

Продолжение обзора чуть ниже ▼

Как сделать макет железной дороги в миниатюре

Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

Особенности и виды жд моделизма

Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.

Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

  • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
  • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
  • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
  • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
  • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

Немного истории

Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).

Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.

Масштабы, комплектующие и другие нюансы

Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.

Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

  • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
  • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
  • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
  • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
  • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.

Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

  • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
  • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
  • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.

Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

Сделать своими руками или купить?

Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.

Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.

Пошаговый план работы

  1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
  2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
  3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
  4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
  5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
  6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
  7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
  8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
  9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.

Смотрите похожие мастер-классы: Делаем костюмы железного человека.

Рассматривая созданные моделистами макеты железных дорог, или изучая их по фотографиям, можно отметить, что одни макеты выглядят игрушечно, тогда как другие отличаются потрясающей реалистичностью. Качественный макет – это настоящее произведение искусства. О том, как добиться точности и реалистичности при создании макета, мы и поговорим.

Посмотрите на приведенный выше рисунок. На создание этого макета моделист явно потратил много времени и сил, результат в целом получился очень неплохим. В то же время, глаз невольно выхватывает некоторые моменты, вызывающие сомнение в их достоверности. Например, в правой верхней части рисунка можно разглядеть повисший на дереве голубой автомобиль. На стене дома в центре рисунка, в верхней части, сидит какой-то паук. На перронах можно найти несколько лежащих человек. Слишком игрушечным выглядит выезжающий из тоннеля поезд, и т.д. и т.п.

А вот фотография другого макета – согласитесь, на нем все выглядит намного более реалистично. Создатели этого шедевра действительно поработали на славу. Даже не учитывая размеры макета, можно сказать прямо – он великолепен!

Цвета рельефа и растительности

Одной из самых частых ошибок, портящих все впечатление от макета, являются его неестественные цвета. Слишком яркие, слишком чистые – в реальности такого практически не бывает. Посмотрите на предыдущий рисунок – все цвета приглушенные, естественные. Особенно хорошо проработана расцветка рельефа – можно видеть самые разные оттенки, пятна, свободные от растительности места и т.д.

Именно от правильной расцветки рельефа и растительности в значительной мере зависит общее впечатление от макета. Взгляните на следующий рисунок – на нем также можно видеть великолепный пример правильного моделирования данных элементов макета.

Обратите внимание на деревья – насколько они разнообразны и, в то же время, органичны. Разные оттенки зеленого, плюс желтая листва – моделист великолепно передал раннюю осень. Деревья еще в листве, но она уже начинает желтеть. Столь же хорошо выполнена имитация травы и кустарников – мы видим не сплошной однотонный ковер, а множество разных оттенков.

Как добиться такой высокой реалистичности? Прежде всего, необходимо точно знать, какую местность вы воссоздаете на макете. Она не должна быть фантазийной – недопустимо, когда на одном макете «растут» березы и баобабы. Необходимо выбрать конкретную местность и уже под нее подбирать растительность.

Где брать деревья, кустарники, траву? Можно покупать все готовое. Можно все полностью делать самостоятельно. Но наиболее целесообразен третий вариант: создавать всю растительность самостоятельно, используя, при необходимости, фирменные присыпки. В этом случае у вас появляется возможность сделать все так, как вы хотите. То есть исходить не из того, что есть в каталогах магазинов, а создавать именно то, что вам необходимо. Нужна береза – вы ее сделали. Нужен кустарник – сделали и его. При этом вы сможете очень точно имитировать нужную окраску листвы, исходя из выбранного времени года. Такой вариант требует намного больше труда, но результат будет впечатляющим.

Оформление железнодорожных путей

Чтобы железнодорожные пути выглядели реалистично, они должны иметь балластную призму и отсыпку. Как правило, при создании больших реалистичных макетов используется рельсовый материал без балластной призмы. Это удобнее – моделист может сам решить, какую балластную призму ему сделать, какой балласт использовать для отсыпки.

При выборе балласта важно учитывать его масштаб – отсыпка должна смотреться органично, естественно. Лучше всего использовать фирменный магазинный балласт, но можно изготовить его и самостоятельно – например, из тертой окрашенной пробки.

Следует учитывать, что балласт не может на всех путях выглядеть одинаково. На старых путях он становится более блеклым, выбеленным дождями. Местами зарастает травой, на путях с небольшим движением отдельные кустики могут расти даже между шпал. Все эти моменты обязательно следует учитывать.

Мелкие элементы макета

Для придания макету высокой реалистичности большое значение имеют различные мелкие детали. Например, на макете можно сделать несколько луж – при правильном изготовлении они смотрятся очень неплохо.

Использование в макете фигурок людей вызывает двоякие чувства. С одной стороны, безлюдный макет можно счесть недостаточно реалистичным. В то же время, неподвижные фигурки людей также далеки от реальности. Можно выйти из ситуации, расположив на макете фигурки людей, находящихся в статичных позах. Например, это может быть сидящий на лавочке человек, рыбак в лодке и т.д. На приведенном ниже рисунке мы можем увидеть рыбака – правда, есть нарушения в масштабе. По отношению к лодке и рыбаку великоват размер рогоза и другой растительности.

Реалистичность макету придают даже самые незначительные детали. Водяная колонка, несколько бочек, поленница дров, бревна, собачья будка, стог сена на скошенном лугу, протоптанная вдоль путей тропинка и т.д. и т.п. – здесь все зависит от фантазии моделиста. Чем больше на макете вроде бы незначительных, но точных деталей, тем выше его реалистичность.

ЛЭП, освещение, контактная сеть

Достаточно часто моделисты забывают про электрические линии, включая магистральные ЛЭП. А ведь они не только украшают макет, но и придают ему реалистичность. В реальности вдоль железных дорог практически всегда тянутся линии электропередачи, поэтому есть смысл имитировать их на макете – разумеется, в разумном количестве.

Все размещенные на макете фонари должны быть работоспособными. Также следует предусмотреть подсветку в домах. На большом макете целесообразно использовать электронную схему управления, коммутирующую включение света в отдельных домах и квартирах. Когда на макете «сам собой» зажигается и гаснет свет в домах и квартирах, это выглядит очень реалистично.

Особого внимания заслуживает контактная сеть – она нужна в том случае, если моделист использует модели электровозов. Качественно сделанная контактная сеть выглядит очень хорошо, при этом реально питание на модели лучше подавать по рельсам. Отметим, что использование электровозов на макетах без контактной сети выглядит неестественно.

Подведем итог. Чтобы железнодорожный макет выглядел максимально достоверно, необходимо соблюдать несколько основных условий. А именно: точно выдерживать масштаб, тщательно подбирать цветовую гамму элементов макета, избегать всего неестественного, использовать большое количество мелких деталей, придающих реалистичность. Безусловно, все это требует труда и терпения, но результат в этом случае получается замечательным.

На тему о том как сделать макет железной дороги своими руками написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток…», вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только уезжая из России в Канаду нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность, красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи:

  • развитие мелкой моторики: сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими: например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний: дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0» — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе. Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «овал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление. В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих. В Монреале, где мы живем, их можно купить на Marché aux puces . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений: kijiji.ca. Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине Udisco. Также можно покупать через интернет, например по ebay.com , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел на рынке Юнона .

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с Александрой измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.

На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.
Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).
Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!
Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂
Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют. Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .

Изготовление моделей

Изготовление модели подвижного состава – дело не очень быстрое. Первым делом необходимо собрать информацию о локомотиве или вагоне изготовление, которого предстоит. Самое важное – это чертеж. Если готового чертежа нет, то можно самостоятельно обмерить подвижной состав и сделать чертеж самостоятельно. При изготовлении моделей также очень полезны фотографии подвижного состава с разных ракурсов, разных расцветок.

После того, как информация собрана можно переходить к строительству модели. Выбирается масштаб модели и изготавливается корпус модели. Особенно проблемные участки — передняя часть локомотива и крыша. Поэтому изготовление этих деталей требует особого внимания. После изготовления корпуса делается ходовая часть – мотор, колесные пары. Изготавливаются разные мелочи для корпуса из разных материалов.

Следующий шаг – покраска локомотива. От окраски зависит вид локомотива, это очень важный момент в изготовлении модели. Окраска моделей играет такую же роль как правильно созданный корпус модели. После окраски на модель можно добавить декали, то есть специальные наклейки. Например, декаль — герб СССР или «Локомотив обслуживается в одно лицо».

После сборки модель проходит испытания на железнодорожных путях и поступает в эксплуатацию на железную дорогу.

-Рейтинг СНГ произоводителей моделей
-Создание локомотива из полистирола
-Работа с полистиролом
-Несколько советов по созданию строений
-Грузы для полувагонов
-Химическое травление
-Условия соревнований
-Создание декалей
-Транспортный ящик
-Окраска моделей аэрографом
-Технология изготовления моделей
-Декали для моделей
Создание бронепоезда (от Юрия Александровича)
Конверсия Liliput 132474 в МГ1-003
Модели ТТ от restbmx
II-ый Ежегодный Конкурс сайта modelzd.ru
Конкурс «Модель ПС из бумаги»
Модель вагона Аммендорф

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх