Электрификация

Справочник домашнего мастера

Короб чв под 15

Перед началом проектирования и сборки короба необходимо определиться с выбором динамика. Рекомендуем остановить свой выбор на 10-12 дюймовых импортных динамиках, так как они наиболее часто используются в автомобильных сабвуферах и лучше всего подходят. Как подобрать динамик для сабвуфера мы подробно рассказывали в предыдущей статье. Конструкция короба также имеет важное значение: от нее зависит качество и громкость звучания низких частот.

Содержание

Какими бывают короба для сабвуфера?

Существует несколько типов ящиков для сабвуфера. От конструкции короба напрямую зависит качество звука, которое Вы получите на выходе. Ниже представлены наиболее популярные типы сабвуферов:

Закрытый ящик — наиболее простой в изготовлении и проектировке, его название говорит само за себя. Низкочастотный динамик помещается в герметичный деревянный корпус, который улучшает его акустические характеристики. Изготовить сабвуфер в авто с таким корпусом довольно просто, однако он имеет самый низкий КПД.

Бандпас 4-го порядка — это тип сабвуфера, корпус которого разделен на камеры. Объемы этих камер разные, в одной из них размещен динамик, а во второй — фазоинвертор (воздуховод). Одной из особенностей этого типа сабвуфера является способность конструкции ограничивать частоты, которые воспроизводит диффузор.

Бандпас 6-го порядка отличается от 4-го порядка наличием еще одного фазоинвертора и еще одной камеры. Есть два типа бандпасов 6-го порядка — первый имеет один фазоинвертор, а второй два (один из них общих для обеих камер). Этот тип короба является наиболее сложным в проектировании, но выдает максимальный КПД.

Фазоинвертор — сабвуфер со специальной трубкой в корпусе. Она выводит воздух и обеспечивает дополнительное звучание от задней части динамика. По сложности в изготовлении и качеству звучания этот тип нечто среднее между закрытым ящиком и бандпасом.

Желая получить наиболее качественное звучание, можно остановить свой выбор на бандпасах. Но конструкция этого типа имеет множество деталей, которые надо тщательно спроектировать и просчитать. Все это можно сделать с помощью специальной программы WinlSD, которая не только определит оптимальный размер и объем сабвуфера, но и создаст его 3D модель, а также просчитает размеры всех деталей.

К сожалению, эта программа требует хотя бы минимальный знаний в этой сфере и рядовому автолюбителю навряд ли удастся сделать все верно с первого раза. Тем более, для того, чтобы программа правильно работала, ей необходимы некоторые параметры динамика, которые также известны не всем. Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях по авто-звуку советуем отбросить бандпасы.

Интересуетесь автотюннингом? Подробная инструкция по установке парктроника своими руками специально для вас!

А вы знаете, что такое типтроник? Читайте статью о плюсах и минусах этой коробки передач.

Фазоинвертор будет наиболее оптимальным решением для самодельного сабвуфера. Этот тип короба хорош тем, что трубка (фазоинвертор) позволяет лучше воспроизводить самые низкие частоты. Фактически это дополнительный источник звука, который содействует звучанию сабвуфера и повышает КПД.

Какие материалы нам потребуются для сборки сабвуфера?

Материал для изготовления короба сабвуфера должен быть прочным, плотным и хорошо изолировать звук. Для этого отлично подойдет многослойная фанера или ДСП. Основные преимущества этих материалов — доступная цена и простота в обработке. Они достаточно прочны и обеспечивают хорошую шумоизоляцию. Мы будем делать сабвуфер из многослойной фанеры толщиной 30 мм.

Чтобы сделать короб для сабвуфера нам понадобится:

  • Саморезы по дереву (примерно 50-55 мм, 100 штук)
  • Шумоизоляционный материал (шумка)
  • Дрель и шуруповерт (или отвертка)
  • Електролобзик
  • Жидкие гвозди
  • Герметик
  • Клей ПВА
  • Карпет, примерно 3 метра
  • Клемник

Чертежи короба для сабвуфера

В данной статье мы будем делать короб под сабвуфер с 12-ти дюймовым динамиком. Рекомендуемый объем ящика для одного 10-12 дюймового динамика — 40-50 литров. Рассчитать короб под сабвуфер не сложно, вот примерная схема с размерами панелей.

Стоит обратить внимание на минимальное расстояние от стенок корпуса до динамика. Оно, как и объем всего ящика, рассчитывается по внутренней поверхности.

Видео-инструкция: как самому сделать чертеж для сабвуфера

Собираем короб для сабвуфера своими руками

Можно приступать к сборке. Мы используем 12-ти дюймовый динамик Lanzar VW-124.
Его диаметр 30 см, и первое что нужно сделать это вырезать отверстие под динамик. Минимальное расстояние от центра диффузора до стенки сабвуфера — 20 см. Мы отмеряли по 23 см (20 см + 3 см ширина фанеры) от края панели и прорезали отверстие електролобзиком. Далее вырезаем отверстие под фазоинверторную щель, в нашем примере она имеет размер 35*5 см.
Вместо щели можно использовать классический воздуховод — трубку. Теперь собираем фазоинверторную щель и крепим ее к передней панели сабвуфера. Проходим по стыкам жидкими гвоздями и закручиваем саморезами.

Важно очень плотно закручивать саморезы, чтобы не оставить пустотелостей. Они будут создавать резонансные колебания, которые испортят звучание сабвуфера.

Далее собираем боковые стенки короба, предварительно смазав их жидкими гвоздями, и плотно закручиваем саморезами.
На задней крышке короба нужно вырезать небольшое отверстие под клемник. Соединяем все части корпуса. Убеждаемся в том, что мы правильно вырезали и скрепили все части.
Вставляем динамик. Смотрим, любуемся.
Переходим к внутренней отделке короба. Первое, что необходимо сделать это проклеить все стыки и щели эпоксидным клеем или герметиком. Далее с помощью клея ПВА приклеиваем на всю внутреннюю поверхность короба шумоизоляционный материал.
Теперь обтягиваем всю внешнюю плоскость короба карпетом, включая щель фазоинвертора. Крепить его можно на эпоксидный клей или с помощью мебельного степлера.
Далее вставляем и плотно прикручиваем динамик. Сабвуфер почти готов, осталось только протянуть провода от динамика к клемнику и подключить усилитель.
Усилитель мы докупали, но его также можно сделать своими руками. Это довольно сложно, так как требует знаний и практики в области радиотехники. Также можно использовать готовые наборы и схемы для радиолюбителей, вроде Мастер-КИТ, и самостоятельно проводить сборку усилителя. Единственное требование к усилителю — его максимальная мощность должны быть меньше, чем максимальная мощность динамика.

Смотрите также видео-отчет о изготовлении самодельного сабвуфера на 2 динамика

Делаем сабвуфер стелс своими руками

Надоело возить в багажнике огромный ящик? Тогда стелс сабвуфер просто создан для вас. Этот уникальный тип корпуса более практичный, чем классический ящик. Он не стоит квадратной коробкой посреди багажника и занимает меньше места. Зачастую стелс устанавливают во внутренней части крыла, иногда в нише вместо запасного колеса. Минимальный объем ящика, который требует 10-12 дюймовый динамик для нормальной работы — 18 литров.

Для изготовления пассивного стелс сабвуфера нам потребуются:

  • низкочастотный динамик;
  • защитная решетка и розетка для подключения к усилителю;
  • провод для подключения динамика к розетке;
  • многослойная фанера или ДСП (толщина 20 мм);
  • небольшой кусок ДВП;
  • эпоксидный клей;
  • кисточка;
  • стеклоткань;
  • монтажный скотч;
  • полиэтиленовая пленка;
  • саморезы по дереву;
  • дрель, лобзик.

Узнайте, какие документы нужны для замены прав при смене фамилии, и нужно ли еще раз сдавать на права.

Недавно купили новый автомобиль? Прочтите советы по обкатке нового авто от опытных автомобилистов.

Здесь /avtotovary/pokupka-avto/byudzhetnye-krossovery.html можно узнать, как правильно пользоваться и ухаживать за автоматической коробкой передач.

После выбора места, где будет установлен стелс, освобождаем багажник и приступаем к изготовлению корпуса. Можно снять обшивку багажника в том месте, где будет установлен сабвуфер, чтобы поместить его еще ближе к крылу. Первым делом стелем на пол багажника полиэтиленовую пленку. Она выполняет сразу две функции: защищает обшивку багажника от эпоксидного клея и позволяет нам сделать крепление, к которому мы прикрутим днище сабвуфера. Далее обклеиваем внутреннюю сторону крыла монтажным скотчем в два слоя.
Нарезаем стеклоткань небольшими кусками, примерно 20х20 см. На малярный скотч накладываем куски стеклоткани и проклеиваем эпоксидным клеем. Накладывать стеклоткань лучше внахлёст, чтобы не было очевидных стыков и швов.
Лепим слои стеклоткани друг на друга, попутно смазывая их эпоксидным клеем, пока толщина листа не достигнет 10 мм (примерно 4-5 слоев).
Материал будет застывать примерно 12 часов. Для ускорения процесса можно использовать лампу. Теперь вырезаем дно сабвуфера и приклеиваем к нашему корпусу. Стык обрабатываем герметиком или проклеиваем эпоксидной смолой.
В этом конкретном случае форму нужно подогнать под петли багажника, чтобы наш самодельный сабвуфер не мешал ему закрываться. После того, как мы отрезали все лишнее, вырезаем из ДСП боковые стенки и верхнюю крышку. Округлую часть изготавливаем из фанеры, мы это делали “на глаз”.

Чтобы фанере было проще придать округлую форму, ее необходимо сначала намочить, придать ей нужную форму, закрепить и дать высохнуть.

Листы ДСП необходимо проклеить эпоксидным клеем или герметиком, а затем скрепить саморезами. Короб из стекловолокна также приклеиваем с помощью эпоксидной смолы, а когда она высохнет — скрепляем саморезами.
Для лучшей герметизации можно проклеить швы еще раз. Мы наложили еще один слой эпоксидного клея и прижали конструкцию песком, чтобы клей лучше взялся.
Далее мы можем замерить переднюю панель и вырезать ее. С помощью лобзика вырезаем круг для динамика. Для того, чтобы надежно прикрепить переднюю панель к корпусу, нужно закрутить ее саморезами со всех сторон. То есть на всей внутренней части панели нужно установить бруски, на расстоянии чуть большем, чем толщина фанеры (в нашем случае мы прикрепили бруски на расстоянии примерно 25 мм от края панели). Благодаря этому мы сможем закрепить переднюю часть сверху, снизу, по бокам, и самое главное — надежно прикрепить ее к округлому элементу.
Вырезаем отверстие в торце для розетки.
В конце было решено добавить еще два слоя стеклоткани и эпоксидного клея на изогнутую часть корпуса для стелс сабвуфера.
Проводим окончательную сборку: устанавливаем розетку и подключаем к ней динамик, но пока не прикручиваем его. Далее есть два варианта — покрасить сабвуфер, либо обтянуть карпетом. Покрасить немного сложнее, так как надо сначала выровнять поверхность. Для этого мы использовали универсальную шпаклевку.
Выравниваем все наждачной бумагой, грунтуем и красим. Сабвуфер готов!

«Он же резонатор — органная труба, он же трансмиссионная линия»

Четвертьволновик (ЧВ) простыми словами

Не пугайтесь нагромождения этих слов, мы не будем здесь углубляться в теоретические основы четвертьволнового резонатора или четвертьволновика, как его обычно называют. Рассмотрим этот тип оформления с точки зрения пользователя, потому что ЧВ обладает важными достоинствами и немногочисленными недостатками.

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.

Основные достоинства ЧВ:

  • сниженная степень групповых задержек, проработанный бас и детальность, иногда превышающая закрытый ящик;
  • широкий и плавный частотный диапазон — в случае правильного подхода с лёгкостью отрабатываются верхний и нижний бас;
  • повышенный уровень КПД, на 20–40% больше чем у фазоинверторов или бандпассов и на 150-300% чем у закрытого ящика.

Просто читтерский корпус — так оно и есть! Минус всего один, но существенный — большой объем ящика.

Другими словами – если вам не жалко места, то ЧВ будет лучшим выбором для оформления для сабвуфера.

Расчет ЧВ

Площадь сечения порта зависит от размера динамика.

Рассчитывается в специальных программах, для усредненных и упрощенных расчетов берется эффективная площадь диффузора.

Важно знать, что эффективная площадь (Sd) высчитывается не по типоразмеру (10″, 12″ и т.д.), она всегда меньше так как корзина и часть подвеса не участвуют в излучении. Часто производители указывают это значение в документации, но так же Sd можно рассчитать самому

Sd — эффективная площадь сабвуфера, см²;

Sd = π(D/2)2

где D — диаметр в сантиметрах, берется через центр от середины подвеса.

Для квадратного сабвуфера вычисление площади еще проще — нужно длину одной стороны возвести в квадрат.

Эффективная площадь сабвуферов

Настройка ЧВ зависит от длины порта и считается следующим образом:

— длина порта, м.

где:

Fb – желаемая частота настройки , Hz

Оптимальный диапазон 35–45 Гц, о никто не запрещает настраивать низко, любите инфру — опускайте настройку.

Пример расчета

Для примера рассчитаем ЧВ с настройкой на 38 Гц, для 12 дюймового (30 см.) динамика.

Sпорта = 1,5 * 480 (из таблицы для 12″) = 720 см²

Для того чтобы ящик поместился в автомобиль порт сворачивают.

Виды ЧВ

Выше мы разобрали расчет для четвертьволновика постоянного сечения, но так же существуют сужающийся и расширяющийся тоннели.

Если качество звучания для вас на первом месте, то делайте ЧВ сужающейся конструкции. Он больше по величине и сложнее изготавливается, но в результате — бас отличается точностью, быстротой и глубиной. Такой корпус подойдёт системам, ориентированным на качество звучания! В отличие от классического прямого ЧВ порт делают плавно сужающимся от 3 Sd до 1,5 Sd на выходе.

Расширяющийся порт даст самый высокий КПД и громкость за счет горбатой АЧХ.

Сужающийся порт будет короче раскрыва при одной и той же настройке. Расчетные данные смотрите в таблице:

Длина порта в зависимости от типа ЧВ

Какой динамик подойдет для ЧВ

В таблице ниже представлены проверенные опытом характеристики динамиков для ЧВ, чем ближе к ним, тем лучше саб подходит под данное оформление (Fs и Qts имеют первостепенное значение).

Параметры Тиля — Смолла для ЧВ

Видео о подборе динамика для ЧВ:

Видео с обзором и расчетом

Нюансы

  • Важно правильно оформить повороты. Это накладки, устанавливаемые во внутренних углах крепления перегородок лабиринта, для предотвращения увеличения площади сечения порта в местах поворотов. Расстояние между краем горизонтальной перегородки и поверхностью скругления должно быть равно ширине тоннеля на прямых участках. Иначе на поворотах получится форма в виде песочных часов, что вызовет отклонения значений частоты настройки.
  • В виду особенностей строения ящика, благодаря большому количеству перегородок материал для саба до 12″ можно брать толщиной от 16 мм.
  • Есть разновидность ЧВ, которую еще называют лабиринтом Рогожина. Если хотите углубиться в теорию и вникнуть в расчеты то вот сайт где представлен сам труд разработчика.

Читать еще:

  • Закрытый ящик (ЗЯ)
  • Фазоинвертор (ФИ)
  • Бандпасс (БП)
  • Как выбрать сабвуфер
  • Корпус для сабвуфера своими руками

Лада 2115 Cross 2WD ›
Бортжурнал ›
Четвертьволновой резонатор (ЧВ)

Тут нашел у себя по халяве саб, и решил его в тачку запилить. Коль саб гамно, значит короб делаем самый лучший и по всем законам. Спасибо Xynkin за БЖ, ссылаясь на него я и собрал этот короб. Вообщем саб 5″, так что еще и получилось сеточку для него от 16 Нertz зародить.

Основные преимуществами ЧВ являются:
— низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность;
— плавный и широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;
— высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.
Классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении.
На рисунке изображен тоннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.

Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, рассчитывается по следующей формуле.
Sтуннеля = 1,5*(3,14*((Dсабвуфера/2)^2)).
Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера.
Диаметр динамика измеряется: для круглого динамика диаметр диффузора от середины до середины подвеса.А если динамик квадратный, то нужно измерить длину одной его стороны.
Примерные данные сабвуферов:
4″ — 100 кв.см
5″ — 125 кв.см
6″ — 200 кв.см
8″ — 300 кв.см
10″ — 500 кв.см
12″ — 750 кв.см
15″ — 1000 кв.см
18″ — 1600 кв.см

Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула:
Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb — желаемая частота настройки, результат в метрах.
Никогда не нужно пытаться настроить любой резонатор, будь то ЧВ или простой ФИ на частоту ниже частоты резонанса динамика. Приведет это к резкому снижению отдачи, потере демпфирования и возможному разрушению динамика на больших мощностях, примеров тому-масса.

ЧВ является по своей сути гребенчатым фильтром, он усиливает частоты на 1/4, 3/4, 5/4 и так далее и ослабляет частоты на 2/4, 4/4, 6/4 длин волны, на которую был рассчитан.Очень сильно, как правило, выражен резонанс второй моды, т.е. 3/4 длины волны.Для того, чтобы компенсировать этот эффект, динамик ставится не в самое начало трубы, , а в боковую стенку трубы на расстоянии 1/3 длины от начала трубы.За счёт этого смещения в трубе образуется дополнительная стоячая волна которая нивелирует этот выброс на АЧХ, сводя неравномерность АЧХ на этом участке к 1-2 дБ.

Первое и главное заблуждение. Повороты обязательно нужно скруглять. Это не совсем так, скругления влияют на характер баса и итоговую настройку корпуса (об это чуть ниже). Без скруглений бас мягче и немного размазанный. Треки с низкими пиками будут играть лучше и глубже. Со скруглениями бас становится точным и быстрым, под более быструю музыку скруглять обязательно.
Второе о чем многие не задумываются. Скругления уменьшат длину туннеля и соответственно настройка повысится. На сколько, зависит от количества скругленным поворотов. Обычно это 2-3 Гц

Кроме ЧВ постоянного сечения, есть еще 2 вида, а именно, расширяющийся и сужающийся.Различия при расчетах будут проявляться в длине и размерах тоннелей и коробов соответственно.
Сужающийся, расширяющийся и ЧВ с постоянным сечением:
Самый универсальный это конечно же лабиринт с постоянным сечением, с расчетом которого проблем не возникает. ЧВ на сужение представляет собой туннель плавно сужающийся от 3х площадей динамика, в начале, до 1,5 на выходе. При той же настройке, будет короче лабиринта, с постоянным сечением. Считается самым музыкальным. Имеет минимальные задержки, высокую точность и проработку баса. Единственные минусы, сложнее в расчете и займет больше места. ЧВ с расширяющимся туннелем имеет максимальный КПД, но качество баса заметно хуже. Используется в основном в СПЛ системах.

Вообщем я сделал ЧВ сужающийся с сглаживанием углов и установкой динамика на 1/3 длины туннеля, но мне не очень понравилась установка динамика на 1/3 и в итоге перенес его в начало туннеля. На фотках все по первому варианту. На обтяжку короба хватило ровно 1 метра карпета, получается как так.

DODGE NEON CLUB

Всем привет! От делать нечего решил разобрать старые советские колонки типа АС-90 или 35АС или тому подобные. Ну и естественно понесло… =)
Далее предлагаю на суд общественности это чудо.

Для изготовления потребовалось:

1. С помощью программы рассчитано, зная аккустические параметры динамика, размеры корпуса сабвуфера закрытого типа.

2. Набрасываем эскиз

________________________________________

3. Размечаем на листе фанеры рациональным способом размещение вырезаемых стенок.

________________________________________

4. Вырезаем с помощью Электролобзика

________________________________________

5. Зашкуриваем углы

________________________________________

6. Размечаем на передней стенке отверстие под динамик и сверлим дырку дрелью

________________________________________

7. Выпиливаем контур электролобзиком(затем зашкуриваем контур)

________________________________________

8. Сверлим отверстие для крепления динамика

________________________________________

9. Аккуратно собираем «конструктор», скрепляя стенки уголками и мелкими саморезами

________________________________________

10. Сверлим отверстие для кабеля и протягиваем его в корпус. Устанавливаем продолную распорку(крепим ее тоже уголками).
Так как корпус собирается снаружи, то верхняя стенка будет просто вклеена. Поэтоу для надежности и нужна распорка.

________________________________________

11. Герметизируем все швы Клеем Момент МВ-50. Он застывает лучше, чем силиконовый герметик, поэтому можно пожирнее.
Припаиваем провод к динамику, закрепляем провод внутри корпуса. Рубанком подрезаем все неровные края для более ровного прилегания верхней крышки к задней наклонной.

________________________________________

12. Собрав и загерметезировав все швы изнутри, кроме верхней крышки, герметизируем место соединения динамика и стенки. Сажаем динамик на болты. С обратной стороны- шайба и 2(!) гайки для нераскручивания. Потом соединения гайки-болт-шайба-корпус тоже замазываем клеем.

________________________________________

13. Промазываем всю верзнюю поверхность клеем и просто и аккуратно сажаем на нее верхнюю крышку.

Для надежности, пожно посидеть на нем

________________________________________

14. Через часик(как клей подсохнет) нужно загерметизировать все швы снаружи, включая отверстие для провода.

________________________________________

15. Затем замеряем и вырезаем карпет для обклейки. Аккуратно наносим клей на обе склеиваемые поверхности( Будьте осторожны, клей с характером! Нужно закрывать карпет с лицевой стороны газеткой.)

________________________________________

16. Карпет- штука хорошая, швов не видно, поэтому можно так:

И отрезать лишнюю требуху

________________________________________

17. А потом просто вклеить боковые стенки( Ух, скока я уайт спирита извел на оттирку этого клея!)

________________________________________

18. Швов не видно! Ура, через часик можно ставить! =)))
ВНИМАНИЕ! Рекомендую сабу постоять день-два в теплом проветриваемом помещении до полного высыхания клея.

________________________________________

19. Небольшая рекомендуемая подготовка

________________________________________

20. Подключаем к усилку и ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ хорошо настраиваем( Я на настройку потратил пару дней!)

________________________________________

Места, конечно он занимает много, но каждому багажник нужен для разных целей.

Раскачивает усилок Helix X-max 5.1 на голове Blaupunkt mp-57. Задние колонки- штатные(мексика), передние колонки с твиттерами DLS B6A.

Карпет я покупал в магазе Аутокарпет.ру

Все остальное на Каширском дворе. Общая стоимость материала- около 2-2.5 тысяч рублей.

p.s. Ни в какое сравнение этот саб не идет с покупными за цену до 8-10 ТЫРов. Абсолютная герметичность проверяется надавливанием на диффузор, возвращающимся в течение 8ми секунд.

Спасибо за внимание!

Сабвуфер своими руками

Низкочастотная акустическая система является составной частью любого звукового комплекса. Сочные и насыщенные басы заставляют по-иному звучать колонки для музыкального центра, компьютера или автомобильного салона. Басовую колонку можно купить в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Акустика любого типа бывает – пассивная и активная. Пассивная колонка представляет собой ящик, в котором установлен низкочастотный динамик. На одну из стенок конструкции выведены клеммы для подключения внешнего источника звукового сигнала.

Как правило, для работы пассивной конструкции требуется усилитель низкой частоты, так как большинство устройств для воспроизведения звука не обеспечивают уровень сигнала, достаточный для нормальной работы мощного громкоговорителя. Любую акустическую систему можно сделать самостоятельно, но для изготовления активной колонки потребуется усилитель. Чтобы изготовить сабвуфер своими руками нужно сначала приобрести низкочастотный динамик, так как расчёты корпуса выполняются по электродинамической головке.

Пассивный сабвуфер своими руками

Как сделать простой пассивный сабвуфер.Такая конструкция представляет собой корпус, в котором установлена низкочастотный динамик. Объём корпуса обычно измеряется в литрах и зависит от диаметра динамической головки и конструкции корпуса. На корпусе пассивной колонки нет никаких регулировок, а на задней или боковой стенке находится контактная колодка для подключения источника звукового сигнала.Ящик для низкочастотной колонки может быть изготовлен по одной из трёх схем:

  • Закрытая конструкция
  • Акустический фазоинвертор
  • Бандпасс

Закрытая конструкция ящика является самым простым решением. Объём корпуса легко высчитывается, а сборка конструкции не представляет сложности даже для начинающего мастера. Чтобы сделать самодельный саб потребуется небольшое количество деталей простой формы. Верхнюю, нижнюю и две боковых стенки можно вырезать одинакового размера. В передней стенке вырезается отверстие для установки динамика, а в заднюю стенку врезается колодка с контактами.Внутренний объём закрытого ящика зависит от типа громкоговорителя. Габариты корпуса низкочастотной колонки можно определить из следующей таблицы:

  • Динамик 20 см – 8-12 литров
  • Динамик 25 см – 13-14 литров
  • Динамик 30 см – 25-38 литров
  • Динамик 38 см – 39-58 литров

Кроме простой конструкции закрытый ящик выдаёт чёткий, быстрый бас и обладает сравнительно ровной амплитудно-частотной характеристикой.

Как сделать сабвуфер своими руками схема. На рисунке изображена акустическая низкочастотная система, рассчитанная под громкоговоритель 15 дюймов или 38 санитметров. Корпус изготовлен из материала толщиной 20 мм. Переднюю стенку рекомендуется сделать двойной толщины. Колодку с контактами для подключения кабеля от источника звука можно установит на задней стенке устройста. Для увеличения акутического объема колонки, её внутренность заполняется демпфером. Для этого можно использовать обыкновенную вату, которая набивается в марлевый мешок, или синтепон. На нижнюю стенку нужно привернуть саморезами резиновые ножки. Как изготовить сабвуфер закрытого типа. После того, как выбор динамической головки сделан, нужно подготовить материал.

Для низкочастотных акустических систем обычно используется многослойная хорошо проклеенная фанера или мелкодисперсная фракция (МДФ). Для домашней колонки можно так же использовать ДСП. В автомобильную акустику этот материал лучше не применять, так как от постоянной тряски и вибрации и повышенной влажности крепёжные элементы будут самопроизвольно выворачиваться, и колонка может разрушиться. При сборке мощной акустической системы фанеру, даже многослойную, использовать не рекомендуется. При сильной вибрации конструкции фанерный ящик будет резонировать, что создаст неприятные звуковые обертоны при прослушивании музыки.

Как сделать мощный сабвуфер своими руками

Чтобы собрать мощный сабвуфер своими руками можно воспользоваться конструкцией колонки с акустическим фазоинвертором. Принцип работы акустического фазоинвертора объясняет следующий пример. При подаче на динамик синусоидального сигнала звуковой частоты, на положительную полуволну происходит движение диффузора вперёд, а на отрицательную – назад. Поэтому излучаемые волны находятся в противофазе. Акустический фазоинвертор, благодаря своей конструкции,»переворачивает» отрицательную полуволну и отражает её на слушателя. Таким образом, человек воспринимает две фазированные полуволны. При этом громкость акустической системы возрастает.

По сравнению с закрытым ящиком уровень громкости фазоинверторной конструкции будет больше в 1,5-2 раза.Это происходит за счёт высокого КПД. Добиться, в конструкции, идеального совпадения по фазе двух полуволн очень сложно. Поэтому при прослушивании музыки на акустической системе с фазоинвертором, бас будет не такой чёткий, как из закрытого ящика, а немного «размазанным». Конструкцию с акустическим фазоинвертором можно сделать самостоятельно.

Делаем сабвуфер своими руками. Внутренний объём колонки с фазоинвертором, для одного типа громкоговорителя, примерно в два раза больше, чем для закрытого ящика. Для динамика диаметром 8 дюймов (20 см) объём колонки с фазоинвертором будет от 20 до 35 литров, а для громкоговорителя 12 дюймов (30 см) – 45-80 литров. Причём это «чистый» объём, исключающий место занятое динамической головкой. Акустический фазоинвертор (ФИ) может иметь форму щели. В этом случае его внутренняя часть образуется дополнительными плоскостями, которые образуют отражающие поверхности. Настройка акустического ФИ определяется резонансной частотой динамической головки, поэтому бесполезно начинать делать корпус, не имея громкоговорителя с известной резонансной частотой. Частота резонанса ФИ должна быть на 1/3 ниже частоты резонанса динамика.

Для расчёта размеров плоскостей существуют специальные формулы. Щелевой инвертор фазы не допускает возможности точной настройки или перестройки по частоте. Поэтому, при изготовлении низкочастотной колонки по чертежу нужно строго соблюдать все указанные размеры. Для повторения конструкции лучше подойдет колонка с цилиндрическим фазоинвертором. Это два отрезка пластмассовой трубы, один из которых может перемещаться внутри другого. Такая конструкция позволяет выполнить настройку фазоинвертора, перемещая подвижную секцию, тем самым изменяя его площадь. Используя вариант колонки с цилиндрическим портом можно сделать сабвуфер для кинотеатра своими руками. Цилиндрические инверторы фазы разных размеров можно купить на радиорынке или в специализированных магазинах.

Из чего можно сделать сабвуфер

Чтобы собрать правильный сабвуфер своими руками нужно не ошибиться в выборе материала. Для изготовления акустической системы можно использовать следующий продукт:

  • Многослойная (корабельная) фанера
  • Мелкодисперсная фракция (МДФ)
  • Древесно-стружечная плита (ДСП)

Для изготовления корпуса мощной акустики подойдёт материал имеющий толщину не менее 18 мм. Найти качественную фанеру такой толщины сложно, поэтому лучше использовать МДФ. ДСП использовать можно, но это будет не самый лучший вариант. Этот материал более рыхлый, поэтому со временем, всё крепёжные элементы разболтаются. Кроме того ДСП не отличается хорошей влагоустойчивостью. Он поглощает атмосферную влагу, отчего быстро разрушается.

Панели из МДФ выпускаются разной толщины, они плохо поглощают влагу и надёжно удерживают крепёж. Можно приобрести панели МДФ с покрытием под дорогие породы дерева. Многие фирмы по продаже пиломатериалов бесплатно выполняют раскрой панелей по чертежам или указанным размерам. Передняя панель, где устанавливается динамическая головка нужно сделать двойной. Это позволит обеспечить конструкции большую жёсткость. Две части передней стенки нужно склеить между собой и зафиксировать саморезами. При сборке низкочастотной акустической колонки нельзя экономить на крепеже, поэтому саморезы вворачиваются через каждый 3-5 см. Для сборки корпуса нужно использовать специальные мебельные шурупы. Сначала в местах крепления насверливаются отверстия диметром меньше чем шуруп, затем туда заливается клей и вворачивается крепёж. Если в колонке установлен очень мощный динамик, то все внутренние углы ящика дополнительно укрепляются брусками треугольной формы. Если корпус будет оклеиваться тканью или отделываться другим способом деревянные поверхности нужно обработать лаком. Это повысит устойчивость конструкции к влаге.

Как сделать маленький сабвуфер

Простой компактный сабвуфер своими руками проще всего сделать в виде закрытого ящика, так как размер такой конструкции будет минимальным. При изготовлении басовой колонки учитывается диаметр громкоговорителя. Этот параметр является определяющим в выборе размера колонки. Чтобы сделать мини сабвуфер своими руками нужно использовать динамики небольшого диаметра. Для самодельной низкочастотной колонки подойдут головки 5 или 6 дюймов. Такие небольшие излучатели не способны выдать полноценный и насыщенный бас, поэтому компактные устройства применяются как дополнение к персональным компьютерам или ноутбукам.

Сделать маленький сабвуфер своими руками можно из любого материала, так как мощность малогабаритных динамиков обычно небольшая и не обязательно использовать толстые панели из МДФ или многослойную фанеру. Для увеличения акустического объема внутреннее пространство корпуса заполняется волокнистым материалом. Маленький саб своими руками можно сделать даже из поликарбоната.

Схема активного сабвуфера своими руками

В конструкцию активной акустической колонки, кроме громкоговорителя входит усилитель низкой частоты. Это позволяет подать на устройство слабый сигнал с линейного выхода любого источника сигнала. Как собрать активный сабвуфер. Конструкция колонки может быть любой, но при вычислении объема корпуса нужно будет учесть не только место занимаемое динамиком, но и размеры усилителя.

Самодельный активный сабвуфер можно использовать, как дома, так и в транспортном средстве. Элементная база интегрального исполнения позволяет собирать усилители низкой частоты без глубоких знаний радиотехники. Устройства имеют простую принципиальную схему, не требуют регулировки и после правильного монтажа сразу начинают работать. Небольшой сабвуфер своими руками можно собрать на микросхемеTDA1519A. Она содержит два усилителя низкой частоты. В данной схеме динамик включен мостом, что обеспечивает при питании от автомобильного аккумулятора 15 ватт на выходе. Сигналы с левого и правого каналов суммируются и подаются на регулятор уровня. Для обрезания высоких частот применяется пассивный LC-фильтр. Можно сделать низкочастотную колонку самостоятельно, а можно сделать сабвуфер активным, используя колонку с динамической головкой. Для этого достаточно установить в корпусе усилитель низкой частоты.

Как выбрать настройку ЧВ короба для сабвуфера

Наверное, вы хотя бы что-то слыхали о четвертьволновых резонаторах.
Этот вид корпусов используется при построении сабвуферов и НЧ звеньев акустических систем не так уж широко по сравнению, скажем, с фазоинвертором и закрытым ящиком.
Но почему? Ведь четвертьволновик даёт несомненные жирные плюсы:

  • выигрыш в КПД,
  • отличную проработку баса,
  • низкий уровень групповых задержек.

Словом, «и громко, и качественно».

Возможно, потому, что есть минусы:

  • относительно большой объем ящика,
  • ЧВ не терпит перегрузок,
  • довольно требователен к выбору динамика.

Впрочем, последний пункт относится и к фазоинвертору.

Возможно, широкое применение ЧВ сдерживается и некоторой трудоёмкостью его расчета. Хотя сам по себе расчет не так уж сложен, но обычно пока спроектируешь короб, приходится перебрать несколько вариантов, каждый раз заново всё пересчитывая. Это и утомительно, и отнимает много времени. И когда долго чем-то занимаешься, начинаешь делать ошибки, а они совершенно недопустимы при расчете ЧВ. Если у вас есть короб и хотите определить его настройку то вот .

Если не применять различные программы, то ЧВ короб можно подогнать по следующим параметрам:

1. Какую настройку частоты выбрать.

1к2 — Этот порт как рупор…увеличеваеться на окончании, размеры его больше, но КПД выше.

1к1 — Это самый простой порт…прямой! В таблице указана длина порта.

2к1 — Сужающийся порт, сэкономит место, при правильном расчете разницы от двух предыдущих не отличить.

2. Какая нужна площадь порта?

Выбираем размер своего динамика и требования от корпуса(максимум музыкальности или компромисс, между громкостью и качеством). Для двух динамиков, площадь порта в 2 раза больше.

Размер
динамика
(дюймы)
Эффективная
площадь
диффузора (см^2)
Музыкальный
корпус
(см^2)
Музыка\Громкость
(см^2)
Максимальная
громкость (см^2)
4 50 50 75 100
5 75 75 110 150
6 125 125 180 250
8 200 200 300 400
10 310 310 465 600
12 480 480 720 950
13 600 600 900 1200
15 800 800 1200 1600
18 1200 1200 1800 2400

3. Характеристики динамиков идеально подходящих для ЧВ коробов.

*наиболее важный параметр

Для расчетов удобно использовать программу для ЧВ коробов

Mercedes Vito SoundEdition ›
Бортжурнал ›
Четвертьволновой резонатор(ЧВ).Практика.

Почему считается, что в ЧВ легко уложить дин?

ЧВ жесток не по отношению к динам а по отношению к мозгу человеков, в ЧВ рвут динамики не потому что он слабо демпфирует, демпфировать он может не хуже ФИ, а ниже настройки — лучше ФИ! Рвут динамики в ЧВ потому что он играет ниже настройки! а ФИ не играет. То есть если на ФИ подавать мощи много без сабсоника — он пердит и трепыхается страшно, баса нет, зато слышен пердеж и хлопки и стук динамика — страшно и ты выключаешь, делаешь потише, сабсоником подрезаешь… а в ЧВ ты наваливаешь мощи без сабсоника, а он басит, круто басит! Наваливаешь еще — и он громче басит! и так до тех пор, пока динамик шайбу не растянет до предела, а искажений, возникающих при этом, ты не уловишь, потому что они тонут в низах. Практически любой нормальный динамик можно трахнуть киловатником без оформления на частоте резонанса и он не умрет и не повредится за эти пару секунд, но если так перегружать подвижку в течении длительного времени — то раньше или чуть позже ЛЮБОЙ дин порвется.

На самом деле порвутся ВООБЩЕ все динамики, просто те, которые используются в пределах допустимого хода порвутся через тридцать лет, а те, которые используются все время с запредельным ходом — спасибо, если сезон отыграют.

А как с помощью ЧВ можно менять ачх?

Множество способов! Форма лабиринта — расширяется он, или сужается, или прямой — это влияет на добротность резонансов, расположение динамика по длине ЧВ влияет на добротность главного резонанса, может порождать недостающие, более высокие по частоте, резонансы, и давить ненужные. размещение геометрия сгибов и размещение звукопоглотителя тоже очень сильно влияет, например конкретно в этом ящике сложно не заметить, что по факту один из сгибов не имеет сглаживание, вместо сглаживания там синтепон. Суть в том, что на любой частоте всегда существуют зоны, где скорость воздуха максимальна, и где минимальна, и при разной частоте располагаются они на разном расстоянии от начала лабиринта, при частоте, равной частоте настройки ЧВ скорость максимальна на выходе лабиринта, а при частоте вдвое больше (полуволновой резонанс) скорость максимальной будет ровно посередине лабиринта, и если мы хотим снизить добротность именно этого резонанса, то мы можем создать сопротивление волне, которое эффективнее всего будет действовать при размещении поглотителя в зоне, где скорость волны максимальна для данной частоты, а на частотах ниже эти особенности геометрии и заполнения ящика влиять будут меньше.

Правильный ЧВ может быть линеен, может иметь нужный наклон АЧХ. Возможности, которые есть у ЧВ позволяют пренебрежительно относиться к ТС параметрам динамика — каковы бы они не были практически всегда возможно получить от динамика такой звук, какой нужно, заплатив за это сложностью и габаритами. (с) DENLaDEN Форум по Автозвуку на Бас Клубе

Как только не изощряется народ при проектировании ЧВ.Распространена установка динамика в порту.Делается это для того, чтобы дин не превышал ход, т.е. располагая динамик в порту, мы тем самым нагружаем его, что не дает ему превысить ход.
Но тут появились вопросы:»А не будет ли глушить динамик сам себя?»
На счет «глушит сам себя» — фраза не имеет смысла вообще никакого. боковина съемной сделана только лишь для того, чтобы динамик устанавливать, а вообще это просто одна из секций лабиринта и сам себя лабиринт «глушить» не может от того, что у него есть дополнительные 40 см нужной по расчету длины. А если вас смущает динамик, выходящий в раскрыв — зря, потому что на частоте настройки, там где скорость на выходе максимальная, динамик нагружен с тыльной стороны лабиринтом и ход у диффузора очень маленький — в районе частоты настройки в принципе пофигу где установлен динамик относительно выхлопа, хоть с боку, хоть сзади, хоть сверху, хоть вообще в закрытую камеру замурован. А на частотах выше и ниже настройки ЧВ продолжает суммировать давление с фронта и тыла, но таких сильных резонансных явлений, как на частоте настройки, не возникает и поэтому динамик имеет больший ход, и чем выше Qts, тем сильнее его болтает, и вот как раз чтобы дополнительно демпфировать динамик он и выведен в выхлоп лабиринта, чтобы нагрузить его не за счет сужения площади лабиринта, а об воздух на выходе. Минус в этом решении — усиление половинчатого резонанса, то есть там, где половина длины волны умещается в лабиринт — на этой частоте внутри трубы возникает резонанс, но теперь уже в фазе с колебаниями динамика — добротность системы тут резко возрастает и динамик колбасит вообще жутко! Гораздо проще порвать динамик в ЧВ на частоте вдвое большей частоты настройки, чем на частоте чуть ниже настройки или чуть выше. Чтобы подавить этот резонанс, раскачивающий динамик на половине длины лабиринта я постарался создать тормоз для волны — это, самый не сглаженный поворот на 90 градусов, и синтепон, в этом повороте размещенный.

Если бы у меня было много места, то я бы вывел лицо динамика внутрь лабиринта гораздо дальше от выхлопа, чтобы настройка маленького кольца получилась порядка 40Гц, потому что при этом плохой половиноволновой резонанс, при котором возникает АКЗ между динамиком и открытым концом труба, лег бы на 80Гц — то есть уже выше частоты среза, а остальная часть лабиринта, идущая уже после «замыкания» кольца породила бы совершенно самостоятельный резонанс на ~30 Гц, при этом второй резонанс всей трубы, на 60 Гц, будет заметно демпфирован засчет сильного смещения морды динамика вглубь трубы.

Громоздкая конструкция очень, но толковая, и подстройка, по сути, будет заключаться в подборе длины и раскрыва последней секции, то есть не надо перепиливать весь ящик. (с) DENLaDEN Форум по Автозвуку на Бас Клубе

Теперь всё то же, только на пальцах,то есть самое самое основное, хотя там все основное, но тем не менее)Немного не по порядку, но это так как велись наблюдения)
1)В расширяющимся ЧВ дин плохо демпфирует.
2)1.5Sd-минимальная площадь порта
3)ЧВ не настраивается ниже резонансной частоты динамика
4)ЧВ усиливает частоты 1/4,3/4,5/4 и ослабляет 2/4,4/4,6/4
5)Смещение на 1/3 длины порта от закрытого конца уменьшает 2-ю моду 3F и АЧХ выравнивается на 1-2Дб
6)Добротность для 12″-< или = 0,5,для 18″- < или = 0,4.
7)Рекомендуемая Fs: до 5″->60Гц,6-8″-40-60Гц,10-12″-25-35Гц,15-18″-20-30Гц
8)ЧВ-качает волну, а ФИ-сжимает воздух
9)Для давления-динамик смещают к началу лабиринта, для музыки-ближе к выходу
10)При настройке 37Гц захват низов начнется, примерно, с 27Гц
11)Импеданс в ЧВ на частоте настройки максимальный, выше и ниже уменьшается
12)Сужающийся на музыку, расширяющийся на давление
13)Динамики можно нагружать, в отличии от порта
14)Минимальное свободное пространство от выхода порта рекомендуется не меньше 20-30см
15)37-40Гц оптимальная настройка для меломанов, для тех, кто любит давку, ниже.
16)Смещение динамика относительно закрытого конца на Ваше усмотрение
17)Скругление поворотов тоже на Ваше усмотрение, при их наличии-бас быстрее и четче, при их отсутствии более размытый, вообще можно скруглить лишь один поворот.
18)Сабсноник на усилителе нужно настраивать меньше настройки на минимум 5 Гц
19)При расположении динамика в порту уменьшается его ход, т.к. нагружен противоположной стенкой.
20)Динамик подбирают по добротности и максимальному ходу диффузора, добротность в меньшую сторону, а ход в большую
21)На выходе порта скорость воздуха максимальна
22)При низкой настройке, рекомендуется немного сузить выход, для нагрузки динамика
Теперь немного фото и видео данного оформления:
Sa-8 v.2 (вторая обновленная версия 8-ки) Туннель сужающийся, в самом начале 2 площади диффузора, на выходе 1,5. Настройка 35Гц

Маленький ЧВ для маленького JBL GTO804. Cужающийся с 220см² до 100см², настройка 37гц. Видео к сожалению нет. Радует своего хозяина низким и ровным звучанием от Kicx QS 2.160 в мост.
Cужающийся ЧВ для РФ-Т212, почти 2к1, почти, потому, что не влезли по ширине в габариты багажника двенахи. В итоге 870 квадратов на входе, 450 на выходе, пришлось ужать в сечении средние камеры. Длина — 2.2 м, но все же результат превзошел все ожидания. Низкий бас-шоколад, верхний-просто атас.

И это лишь малая часть.Со временем статья будет дополняться новой информацией, фото и видео.
Информация собрана с bassclub.ru, vk.com и собственный опыт)
Всем спасибо!

Расчет акустического оформления типа четвертьволновый резонатор (четвертьволновик)

Не будем углубляться в теорию четвертьволнового резонатора или в простонародье – четвертьволновик (ЧВ), а рассмотрим вещи с бытовой точки зрения обычного пользователя. У данного типа оформления, используемого для сабвуфера, есть как преимущества, так и недостатки, последних впрочем совсем не много.

Основными преимуществами ЧВ являются:
низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;
высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.
Согласитесь, это просто отличный бонус даже к самому хорошему сабвуферу.
Однако, есть и недостатки:
занимает приличную часть багажника, если не его весь;
довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ.
противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.
В двух словах, если Вам не жалко места – ЧВ будет лучшим выбором оформления для сабвуфера. Итак, классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении. На рисунке 1 представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля. На рисунке изображен туннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.

Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = 1,5*(3,14*((Dсабвуфера/2)^2)). Проще говоря, площадь сечения туннеля равняется полторы площади сабвуфера. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Мы рекомендуем использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной и наиболее универсальной настройкой считаем 39-41Гц.
Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(30см). Sтуннеля = 1,5*(3,14*((30/2)^2)) = 1060кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!

Для тех пользователей, которым качество звучания особенно важно,рекомендуется использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.

Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения…?” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!
информация взята с сайта www.digitaldesigns.ru

  • Акустическое оформление
  • Типы акустического оформление сабвуферов для SPL
  • Типы акустического оформления сабвуфера
  • программы для расчета акустического оформления
  • Параметры Тиля-Смолла и акустическое оформление динамика.

Активный домашний сабвуфер своими руками

Началось все с того, что полтора года назад купил двенадцатидюймовый низкочастотный динамик с целью собрать автомобильный сабвуфер. Но времени не хватало, и динамик залежался у меня в квартире. И вот полтора года спустя, наконец, решился собрать, но не автомобильный, а активный домашний сабвуфер. В этой статье буду описывать пошаговую инструкцию по расчету и сборке сабвуферов такого типа.

1. Расчет и конструирование корпуса (ящика) сабвуфера

Для расчета корпуса сабвуфера нам понадобятся:

  • Параметры Тиля-Смолла для громкоговорителя,
  • Программа для расчета акустических оформлений JBL Speakershop

1.1.Измерение параметров Тиля-Смолла для громкоговорителя

Обычно эти параметры указываются производителем в паспорте громкоговорителя или на их сайте. Но сейчас большинство громкоговорителей, продающихся на рынках (в том числе и мой громкоговоритель), не имеют указанных этих параметров или не соответствуют им (несмотря на многочисленные попытки, мне так и не удалось найти мой динамик в интернете, а о параметрах Тиля-Смолла уже и речи не могло быть). Поэтому нам придется измерять все самому.

Для этого нам понадобится:

  • Компьютер или ноутбук с ХОРОШЕЙ (то есть с линейной АЧХ) звуковой картой,
  • Программный генератор звукового сигнала, использующий выход наушников звуковой карты (мне лично нравится программа NCH Tone Generator),
  • Вольтметр переменного напряжения со способностью измерять напряжение порядка 0,1мВ,
  • Ящик с фазоинвертором,
  • Резистор 150-220 Ом,
  • Разъемы, провода и т д……..

1.1.1. Сначала проверим линейность АЧХ звуковой карты. Существует большое количество программ, которые автоматически измеряют АЧХ в диапазоне 20-20000Гц (при подключенном состоянии выхода наушников к входу микрофона звуковой карты). Но здесь я буду описывать ручной метод измерения АЧХ в диапазоне 10-500Гц (для измерения параметров Тиля Смолла низкочастотного излучателя важен только этот диапазон). Если под рукой не оказался вольтметр переменного напряжения со способностью измерять напряжение порядка 0,1мВ, не расстраивайтесь, можно использовать обычный недорогой мультиметр (Тестер). Обычно такие мультиметры измеряют переменное напряжение с точностью 0,1В а постоянное напряжение с точностью 0,1 мВ. Чтобы измерять переменное напряжение порядка несколько мВ, нужно всего лишь поставить диодный мост перед входом мультиметра и измерять в режиме вольтметра постоянного напряжения в диапазоне до 200мВ.

Сначала подключаем вольтметр к выходу наушников (Или к правому, или к левому каналу).

Отключаем все звуковые эффекты и эквалайзеры, открываем свойства динамиков и ставим уровень громкости на 100%.

Открываем программу NCH Tone Generator, нажимаем “Options”, в “Tone Interval” выбираем “Frequency”, и ставим шаг на 1Гц.

Закрываем “Options”, ставим уровень громкости на 100%, ставим начальную частоту на 10Гц и нажимаем “Play”. Кнопкой “+” начинаем плавно, шагом 1Гц, повышать частоту генератора до 500Гц.

При этом смотрим на значение напряжения на вольтметре. Если максимальная разница амплитуды находится в пределах 2дБ (1,259 раза), то такая звуковая карта годится для измерения параметров динамика. У меня, например, максимальное значение составляло 624мВ, а минимальное 568мВ, 624/568=1,09859 (0,4дБ), что вполне допустимо.

1.1.2. Перейдем к долгожданным параметрам Тиля-Смолла. Минимум параметров, по которым можно рассчитать и сконструировать акустическое оформление (в данном случае сабвуфер) это:

  • Резонансная частота (Fs),
  • Полная электромеханическая добротность (Qts),
  • Эквивалентный объем (Vas).

Для более профессионального расчета понадобится еще больше параметров, такие как механическая добротность (Qms), электрическая добротность (Qes), чувствительность (SPL), и т д.

1.1.2.1. Определение резонансной частоты (Fs) громкоговорителя.

Собираем вот такую схему.

Динамик при этом должен находиться в свободном пространстве как можно подальше от стен, пола и потолка (я повесил его с люстры). Снова открываем программу NCH Tone Generator, настаиваем громкости так, как было описано выше, ставим начальную частоту на 10Гц и начинаем плавно, шагом 1Гц увеличивать частоту. При этом опять же смотрим на значение вольтметра, которое сначала будет возрастать, достигнет максимальной точки (Umax) на частоте собственного резонанса (Fs), и начнет уменьшаться до минимальной точки (Umin). При дальнейшем увеличении частоты напряжение будет плавно возрастать. График зависимости напряжения (активного сопротивления динамика) от частоты сигнала имеет такой вид.

Та частота, на которой значение вольтметра максимальная, и есть приблизительная резонансная частота (при шаге 1Гц). Чтобы определить точную резонансную частоту, нужно в области приблизительной резонансной частоты менять частоту шагом уже не на 1Гц, а 0,05Гц (точность 0,05Гц). Записываем резонансную частоту (Fs), минимальное значение вольтметра (Umin), значение вольтметра на резонансной частоте (Umax) (в дальнейшем они пригодятся для расчета следующих параметров).

1.1.2.2. Определение полной электромеханической добротности (Qts) громкоговорителя.
Находим UF1,F2 по следующей формуле.

Изменяя частоту, добиваемся значений вольтметра соответствующих напряжению UF1,F2. Частот будет две. Одна ниже резонансной частоты(F1), другая выше (F2).

Проверять правильность расчетов можно этой формулой.

Если разница Fs’ и Fs не превышает 1Гц, то смело можно продолжить измерения. Если нет, то надо все сделать сначала. Находим механическую добротность (Qms) по этой формуле.

Электрическую добротность (Qes) находим по этой формуле.

И наконец, определяем полную электромеханическую добротность (Qts) по этой формуле.

1.1.2.3. Определение эквивалентного объема (Vas) громкоговорителя.

Для определения точного эквивалентного объема нам понадобится заранее изготовленный, прочный, герметичный ящик-фазоинвертор с отверстием для нашего динамика.

Объем ящика зависит от диаметра динамика, и выбирается согласно этой таблицы.

Закрепляем динамик к ящику и подключаем к схеме описанной выше (Рис.9). Опять открываем программу NCH Tone Generator, ставим начальную частоту на 10Гц и кнопкой “+” начинаем плавно, шагом 1Гц, повышать частоту генератора до 500Гц. При этом смотрим на значение вольтметра, которое опять же начнет возрастать до частоты FL ,потом уменьшаться, достигнув минимальной точки на частоте настройки фазоинвертора (Fb), снова возрастать и достичь максимальной точки на частоте FH, потом уменьшатся и снова медленно возрастать. График зависимости напряжения от частоты сигнала имеет вид двугорбого верблюда.

И наконец, находим эквивалентный объем (Vas) по этой формуле (где Vb-объем ящика с фазоинвертором).

В результате всех моих измерений я получил следующие параметры для моего динамика:

  • Fs=30.75 Гц
  • Qts=0.365
  • Vas=112.9≈113 л

1.2.Моделирование и расчет корпуса (ящика) сабвуфера программой JBL Speakershop.

Существует несколько вариантов акустических оформлений, из которых наиболее распространены следующие варианты.

Тип акустического оформления выбирается исходя от параметров Тиля-Смолла громкоговорителя. Если Fs/Qts<50, то такой громкоговоритель можно использовать исключительно в закрытом оформлении, если Fs/Qts>100, то исключительно в Vented box или Band-pass или Closed box. Если 50

Сначала скачиваем и устанавливаем программу JBL Speakershop. Эта программа написана для Windows XP и не работает в Windows 7. Чтобы заставить программу работать в Windows 7, нужно скачать и установить виртуальную машину Windows Virtual PC-XP Mode (скачать можно с официального сайта Microsoft), и запустить установку JBL Speakershop через нее. Открывать JBL Speakershop тоже нужно через виртуальную машину. После открывания программы видим вот такой интерфейс.

Нажимаем “Loudspeaker” и выбираем “Parameters—minimum”, в открытом окне пишем, соответственно, значение резонансной частоты (Fs), значение эквивалентного объема (Vas), значение полной электромеханической добротности (Qts) и нажимаем “Accept”.

При этом программа предложит два оптимальных (с наиболее ровной АЧХ) варианта, один в закрытом оформлении (Closed box), другой в Vented box (ящик с фазоинвертором). Нажимаем “plot”(и в области Vented box и в области Closed box) и смотрим на график АЧХ. Выбираем то оформление, АЧХ которого наиболее подходит к нашим требованиям.

В моем случае это Vented box, поскольку на низких частотах (20-50Гц) у Closed box спад амплитуды намного больше, чем у Vented box (Рисунок выше).

Если объем ящика в оптимальном варианте устраивает, то можно построить ящик с таким объемом и насладится звучанием сабвуфера. Если нет (при слишком больших объемах), то нужно задать свой объем (чем ближе к оптимальному объему, тем лучше) и рассчитать оптимальную частоту настройки фазоинвертора.

Для этого в области Vented box нажимаем “Custom”, в открывшемся окне пишем свой объем ящика, нажимаем “Optimum Fb” (при этом программа рассчитает оптимальную частоту настройки фазоинвертора, при котором АЧХ акустического оформления будет наиболее линейной) а потом “Accept”.

Нажимаем “Box” и выбираем “Vent…”, в открывшемся окне в области “Custom” пишем диаметр трубы (Dv), который будем использовать в качестве фазоинвертора. Если будем использовать два фазоинвертора, то ставим точку на “Area” и пишем суммарную площадь сечения труб.

Не забываем рассчитать минимальный диаметр трубы фазоинвертора по этой формуле, где Ds-диаметр динамика (от центра подвеса) (мм), Xmax-максимальный ход подвижной системы (мм), Fb-частота настройки фазоинвертора (Гц).

Нажимаем “Accept” и в области “Custom” на строке Lv появится длина трубы фазоинвертора. Теперь, когда мы знаем внутренний объем ящика, диаметр и длину трубы фазоинвертора, то смело можно перейти к конструированию акустического оформления, однако если уж очень хочется узнать оптимальное соотношение сторон ящика то можно нажать “Box”, выбрать “Dimensions…”.

1.3.Конструирование корпуса (ящика) сабвуфера

Для получения высококачественного звучания необходимо не только правильно рассчитать, но и тщательно изготовить корпус акустического оформления. После определения внутреннего объема ящика, длины и диаметра трубы фазоинвертора, можно смело поступить к изготовлению корпуса сабвуфера. Материал ящика должен быть достаточно прочным и жестким. Наиболее подходящий материал для корпусов акустических оформлений большой мощности является двадцатимиллиметровый МДФ. Стены ящика крепятся друг к другу саморезами, а щели между ними намазываются герметиком или силиконом. После изготовления ящика делаются отверстия для ручек, и приступают к отделке внешней поверхности. Все неровности выровняются с помощью замазки или эпоксидной смолы (в замазку я добавляю немножко клея ПВА, что предотвращает появление трещин со временем и снижает уровень вибраций). После высыхания замазки поверхности нужно отшлифовать до получения идеально ровных стен. Готовый ящик можно как покрасить, так и покрыть самоклеющейся декоративной пленкой, или просто приклеить плотную ткань. Изнутри к стенам ящика клеится звукопоглощающий материал, состоящий из ваты и марли (в моем случае я приклеил ватину). В качестве фазоинвертора можно использовать пластиковую канализационную трубу или бумажную стержень от разных рулонов, а так же готовый фазоинвертор который можно купить почти в любом музыкальном магазине.

Корпус активного сабвуфера состоит из двух отсеков. В первом отсеке располагается собственно громкоговоритель, а во втором вся электрическая часть (формирователь сигнала, усилитель, блок питания……). В моем случае я расположил блок сумматоров и блок фильтров в отдельном отсеке от блока усилителя мощности, блока питания и блока охлаждения. Изнутри к стенам отсека блока сумматоров и блока фильтров приклеил фольгу, которую подключил к земле (GND). Фольга предотвращает воздействие внешних полей и уменьшает уровень шумов.

Если будете использовать мои печатные платы, то эти отсеки должны иметь следующие размеры.

2. Электрическая часть активного сабвуфера

Перейдем к электрической части активного сабвуфера. Общая схема и принцип работы устройства представляется этой схемой.

Устройство состоит из четырех блоков, собранных на отдельных печатных платах.

Сначала звуковой сигнал поступает в блок сумматоров (Summators), где происходит суммирование сигналов правого и левого каналов. Потом поступает в блок фильтров (Subwoofer driver), где идет формирование сигнала сабвуфера, что включает в себя регулятор громкости, subsonic filter (фильтр инфра низких частот), bass booster (увеличение громкости на определенной частоте) и Crossover (фильтр нижних частот). После формирования сигнал поступает в блок усилителя мощности (Power amplifier), а потом в громкоговоритель.
Обсудим эти блоки по отдельности.

2.1.Блок сумматоров (Summators)

2.1.1.Схема

Сначала рассмотрим схему сумматоров, приведенную на рисунке ниже.

Звуковой сигнал с внешних устройств (компьютер, CD-плеер……..) поступает в блок сумматоров, который имеет 6 стерео входов. 5 из них представляют собой обычные линейные входы, отличающийся друг от друга только типом разъема. А шестой это высоковольтный вход, к которому можно подключать выход динамиков (например, музыкальный центр или автомагнитола, которые не имеют линейного выхода). Каждый вход имеет отдельный сумматор на операционных усилителях, смещающий сигналы правого и левого каналов, что предотвращает поступление звукового сигнала с одного внешнего устройства в другую, при этом дает возможность одновременно подключать к сабвуферу несколько внешних устройств. А также имеются выходы (5 выходов, 6-ой просто не поместился на плате, поэтому и не поставил), которые дают возможность подать тот же сигнал, который поступает в сабвуфер, к входу широкополосной стерео системе. Это очень удобно, когда источник звука имеет только один выход.

2.1.2.Компоненты

В качестве операционных усилителей использованы TL074 (5шт.). Резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт или выше (номиналы сопротивлений показаны на схеме). Все электролитические конденсаторы имеют номинальное напряжение 25 Вольт или выше (номиналы емкостей показаны на схеме). В качестве неполярных конденсаторов можно использовать керамические или пленочные конденсаторы (лучше пленочные), но если уж очень хочется, можно поставить специальные аудио конденсаторы (конденсаторы, предназначенные для использования в высококачественных аудио системах). Дроссели в цепи питания операционных усилителей предназначены для подавления “шумов”, поступающих с блока питания. Катушки L1-L4 содержат 20 витков, намотанных медным проводом с диаметром 0,7мм, на стержне гелевой ручки (3мм). Также использованы разъемы типов RCA, 3.5mm audio jack, 6.35mm audio jack, XLR, WP-8.

2.1.3.Печатная плата

Печатная плата изготовлена по лазерно-утюжной технологии. После пайки деталей печатную плату следует покрыть цапонлаком, чтобы избегать от окисления меди. Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

2.1.4.Фото готового блока сумматоров

Питается блок сумматоров от двухполярного источника питания напряжением ±12В. Входное сопротивление составляет 33кОм.

2.2.Блок фильтров (Subwoofer driver)

2.2.1.Схема

Рассмотрим схему драйвера сабвуфера, приведенную на рисунке ниже.

Суммированный сигнал с блока сумматоров поступает в блок фильтров, который состоит из следующих частей:

  • Регулятор громкости (volume regulator),
  • Фильтр инфра низких частот (subsonic filter),
  • Усилитель баса определенной частоты (bass booster),
  • Фильтр нижних частот (crossover).

Регулирование громкости происходит на двух уровнях. Первый при входе сигнала в блок фильтров, который уменьшает уровень собственных “шумов” блока сумматоров, второй при выходе сигнала с блока фильтров, который уменьшает уровень собственных “шумов” блока фильтров. Регулируется громкость с помощью переменного резистора VR3. После первого уровня регулирования громкости сигнал поступает в так называемый “бас бустер”, представляющее собой устройство, которое увеличивает амплитуду сигналов определенной частоты. То есть, если частота настройки бас бустера вставлен, например на 44Гц, а уровень усиления на 14дБ, то АЧХ имеет такой вид (Ряд1).

Частота настройки бас бустера вставляется при помощи переменного резистора VR5 (в пределах 25…125Гц), а уровень усиления резистором VR4 (в пределах 0…+14дБ). После бас бустера сигнал поступает в фильтр инфранизких частот (subsonic filter), который представляет собой фильтр, срезающий нежелательные, ультранизкие сигналы, которые уже не слышимы для человека, но могут сильно перегрузить усилитель, тем самым уменьшая действительную выходную мощность системы. Частота среза фильтра регулируется с помощью переменного резистора VR2 в пределах 10…80Гц. Если, например, частота среза вставлена на 25Гц, то АЧХ имеет следующий вид.

После фильтра инфранизких частот сигнал поступает в фильтр нижних частот (crossover), который срезает верхние, ненужные для сабвуфера (средние + высокие) частоты. Частота среза регулируется при помощи переменного резистора VR1 в пределах 30…250Гц. Крутизна затухания составляет 12дБ/октава. АЧХ имеет такой вид (при частоте среза 70Гц).

2.2.2.Компоненты

В качестве операционных усилителей использованы TL074 (2шт.), TL072 (1шт.) и NE5532 (1шт.). Резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт или выше (номиналы сопротивлений показаны на схеме). Все электролитические конденсаторы имеют номинальное напряжение 25 Вольт или выше (номиналы емкостей показаны на схеме). В качестве неполярных конденсаторов можно использовать керамические или пленочные конденсаторы (лучше пленочные). Дроссели в цепи питания операционных усилителей предназначены для подавления “шумов”, поступающих с блока питания. Также использованы три сдвоенных (50кОм-2шт., 20кОм-1шт.) и два счетверенных переменных (50кОм-6шт.) резисторов. В качестве счетверенных переменных резисторов можно использовать два сдвоенных.

2.2.3.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

2.2.4.Фото готового блока фильтров

Питается блок фильтров от двухполярного источника питания напряжением ±12В.

2.3.Блок усилителя мощности (Power amplifier).

2.3.1.Схема

В качестве усилителя мощности используется усилитель Энтони Холтона с полевыми транзисторами в выходном каскаде. Статей описывающих принцип работы, сборку и настройку усилителя в интернете очень много. Поэтому я ограничусь вложением схемы и моей версии печатной платы.

2.3.2.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи. Питается блок усилителя мощности от двухполярного источника питания напряжением ±50…63В. Выходная мощность усилителя зависит от напряжения питания и числа пар полевых транзисторов (IRFP240+IRFP9240) в выходном каскаде.

2.4. Блок питания и блок охлаждения (Power supply)

2.4.1.Схема

2.4.2.Компоненты

В качестве трансформатора питания можно использовать как готовый, так и самодельный трансформатор мощностью приблизительно 200Вт. Напряжения вторичных обмоток показаны на схеме.

Диодный мост Br2 рассчитан на ток 25А. Конденсаторы C1…C12,С29…С31 должны иметь номинальное напряжение 25В. Конденсаторы C13…C28 должны иметь номинальное напряжение 63В (при напряжении питания ниже 60В), или 100В (при напряжении питания выше 60В). В качестве неполярных конденсаторов лучше использовать пленочные конденсаторы. Все резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт. Терморезистор R5 намазывается термопастой и прикрепляется к радиатору усилителя. Рабочее напряжение вентилятора 12В.

2.4.3.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

3.Заключительный этап сборки сабвуфера

файлы к статье

Григорян Гор (cd4028)

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Блок сумматоров
U1-U5 Операционный усилитель TL074 5 Поиск в Utsource В блокнот
C1-C4, C15, C16, C25-C27, C29, C39-C42 Электролитический конденсатор 10 мкФ 14 Поиск в Utsource В блокнот
C5-C10, C23, C24, C28, C30, C35-C38 Конденсатор 33 пФ 14 Поиск в Utsource В блокнот
C11-C14, C19-C22, C31-C34 Конденсатор 0.1 мкФ 12 Поиск в Utsource В блокнот
C17, C18 Электролитический конденсатор 470 мкФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
R1, R2 Резистор 390 Ом 2 Поиск в Utsource В блокнот
R3, R12 Резистор 15 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R4, R16-R18 Резистор 20 кОм 4 Поиск в Utsource В блокнот
R5, R13-R15 Резистор 13 кОм 4 Поиск в Utsource В блокнот
R6, R10, R23, R24, R31, R33, R40, R41, R46, R47 Резистор 68 кОм 10 Поиск в Utsource В блокнот
R7, R11, R21, R22, R32, R34, R37, R38, R45, R48 Резистор 22 кОм 10 Поиск в Utsource В блокнот
R8, R9, R25, R26, R29, R30, R39, R42, R49, R50 Резистор 10 кОм 10 Поиск в Utsource В блокнот
R19, R20, R27, R28, R35, R36, R43, R44 Резистор 22 Ом 8 Поиск в Utsource В блокнот
L1-L4 Катушка индуктивности 20×3мм 4 20 витков, провод 0.7мм, оправа 3мм Поиск в Utsource В блокнот
L5-L13 Катушка индуктивности 100 мГн 10 Поиск в Utsource В блокнот
Блок фильтров
U1 Операционный усилитель TL072 1 Поиск в Utsource В блокнот
U2, U4 Операционный усилитель TL074 2 Поиск в Utsource В блокнот
U3 Операционный усилитель NE5532 1 Поиск в Utsource В блокнот
C1-C5, C7-C10, C15-C17, C20, C23 Конденсатор 0.1 мкФ 14 Поиск в Utsource В блокнот
C6 Конденсатор 15 нФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C11-C14 Конденсатор 0.33 мкФ 4 Поиск в Utsource В блокнот
C21, C22 Конденсатор 82 нФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
VR1-VR3, VR5 Переменный резистор 50 кОм 4 Поиск в Utsource В блокнот
VR4 Переменный резистор 20 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R1, R3, R4, R6 Резистор 6.8 кОм 4 Поиск в Utsource В блокнот
R2, R10, R11, R13, R14 Резистор 4.7 кОм 5 Поиск в Utsource В блокнот
R5, R8 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7, R9 Резистор 18 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R12, R15-R17, R20, R22, R26, R27 Резистор 2 кОм 8 Поиск в Utsource В блокнот
R18, R25 Резистор 3.6 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R19, R21 Резистор 1.5 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R23, R24, R30, R31, R33 Резистор 20 кОм 5 Поиск в Utsource В блокнот
R28 Резистор 13 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R29 Резистор 36 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R32 Резистор 75 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R34, R35 Резистор 15 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
L1-L8 Катушка индуктивности 100 мГн 1 Поиск в Utsource В блокнот
Блок усилителя мощности
T1-T4 Биполярный транзистор 2N5551 4 Поиск в Utsource В блокнот
T5, T9, T11, T12 Биполярный транзистор MJE340 4 Поиск в Utsource В блокнот
T7, T8, T10 Биполярный транзистор MJE350 3 Поиск в Utsource В блокнот
T13, T15, T17 MOSFET-транзистор IRFP240 3 Поиск в Utsource В блокнот
T14, T16, T18 MOSFET-транзистор IRFP9240 3 Поиск в Utsource В блокнот
D1, D2, D5, D7 Выпрямительный диод 1N4148 4 Поиск в Utsource В блокнот
D3, D4, D6 Стабилитрон 1N4742 3 Поиск в Utsource В блокнот
D8, D9 Выпрямительный диод 1N4007 2 Поиск в Utsource В блокнот
C1, C21-C24, C30, C31 Конденсатор 0.47 мкФ 6 Поиск в Utsource В блокнот
C2, C3 Электролитический конденсатор 22мкФ 16В 2 Поиск в Utsource В блокнот
C4, C8, C11, C17 Конденсатор 470 пФ 4 Поиск в Utsource В блокнот
C5 Конденсатор 1 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C6, C7 Электролитический конденсатор 470мкФ 16В 2 Поиск в Utsource В блокнот
C9 Электролитический конденсатор 47мкФ 25В 1 Поиск в Utsource В блокнот
C10, C16 Электролитический конденсатор 220мкФ 100В 2 Поиск в Utsource В блокнот
C12-C14, C29 Конденсатор 22 пФ 4 Поиск в Utsource В блокнот
C15 Конденсатор 0.22 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С18-С20, C25-C27 Электролитический конденсатор 330мкФ 100В 6 Поиск в Utsource В блокнот
C28 Конденсатор 0.1 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
F1 Предохранитель 10А 1 Поиск в Utsource В блокнот
Блок питания и блок охлаждения
U1 Линейный регулятор LM78L12 1 Поиск в Utsource В блокнот
U2 Линейный регулятор LM79L12 1 Поиск в Utsource В блокнот
OP1 Операционный усилитель LM324 1 Поиск в Utsource В блокнот
D1-D8 Выпрямительный диод 1N4007 8 Поиск в Utsource В блокнот
Br2 Диодный мост D25SBA60 1 Поиск в Utsource В блокнот
T1 Биполярный транзистор BC337 1 Поиск в Utsource В блокнот
C1, C3, C5, C7, C9, C11, C30 Электролитический конденсатор 1000 мкФ 7 Поиск в Utsource В блокнот
C2, C4, C6, C8, C10, C12, C22, C24, C26, C28, C31 Конденсатор 0.1 мкФ 11 Поиск в Utsource В блокнот
C13, C15, C17, C19, C21, C23, C25, C27 Электролитический конденсатор 6800 мкФ 8 Поиск в Utsource В блокнот
C14, C18 Конденсатор 1 мкФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
C16, C20 Конденсатор 0.47 мкФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
R1, R2 Резистор 2.2 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R3 Резистор 47 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R4 Резистор 10 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5 Терморезистор 47 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
VR1 Подстроечный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Tr1 Трансформатор 200 Ватт 1 Поиск в Utsource В блокнот
F1 Предохранитель 1 Поиск в Utsource В блокнот
M1 Вентилятор 1 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:

  • Сабвуфер
  • Sprint-Layout

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх