Электрификация

Справочник домашнего мастера

Каяк своими руками

Содержание

Каноэ чертежи

19 августа Обзор чертежей каноэ

Такие гребные лодки, как каноэ, сейчас очень популярны. Они были изобретены в незапамятные времена североамериканскими индейцами, изначально выдалбливались из дерева или собирались из бересты и использовались для промысла, походов, сражений с врагами. Узкие, поворотливые, легкие и вместительные каноэ привлекли внимание европейцев и, в результате, распространились по многим странам мира.

Это беспалубные лодки, которые имеют симметричную по миделю форму, острые, немного закругленные оконечности, седловатые, заваленные внутрь борта с линией, проходящей вниз от носа и кормы. Гребцы в каноэ располагаются на сиденьях-банках или стоят на коленях на днище, управляя судном однолопастными веслами. Лодки вмещают от одного до десяти человек, обладают превосходными скоростными характеристиками, малой осадкой и высокой проходимостью. Они способны свободно миновать мелководье, заполненные топляком, заболоченные, заросшие камышом места, узкие излучины, крутые пороги и перекаты. Именно поэтому в наши дни каноэ пользуются высоким спросом и широко используются для туристических путешествий, спортивных мероприятий, для рыбалки, охоты, сплава, дальних походов и семейных прогулок.

Сегодня в продаже есть много разновидностей каноэ, изготовленных из композитных материалов, пластика, полиэтилена, стеклопластика, дюралюминия, ПХВ. Они имеют различную стоимость, которая нередко бывает вполне демократичной. Тем не менее, находится немало людей, желающих собрать каноэ своими руками. Впрочем, их можно понять. Самостоятельно выполненные каноэ можно подогнать под себя и под какие-то конкретные цели, в то время как лодки от производителей ориентированы на массового потребителя и нередко нуждаются в каких-то доработках. Если же лодка собирается своими руками, ее модификация продумывается до мелочей и основывается на желаниях владельца и выбранных материалах. Но для того чтобы она получилась максимально качественной, потребуются чертежи, которые можно разработать отдельно или найти в готовом виде в журналах или интернете. Какими же они бывают?

Стандартные чертежи каноэ

На сборку этого каноэ понадобится неструганный брус, стеклоткань, клей (эпоксидная смола), шурупы, гвозди, краска. Для того чтобы остойчивость лодки была довольно высокой, ее ширина должна быть 94 сантиметра и более, длина – от 4 метров до 6 метров.

Теоретический стандартный чертеж корпуса каноэ

Здесь ОЛ означает основную линию чертежа, которая проходит параллельно днищу лодки. ДП — это диаметральная плоскость, условно разделяющая площадь корпуса вдоль на две полностью симметричные части. ВЛ1 означает одну из линий, которая образуется гранью между мокрым и сухим бортом при установке каноэ на воду. ГВА – это главная ватерлиния, ЛБ – линия борта, Б1, Б2 — батоксы, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – шпангоуты, которые создают форму поперечных обводов. Так как корпус каноэ от 6 шпангоута полностью симметричен, на чертеже представлена только половина длины лодки.

Такую модель, обшивка которой представляет собой доски или рейки, удобнее собирать по поперечным лекалам с формой, аналогичной форме шпангоутов. Их можно единожды жестко смонтировать на стапеле и потом собирать сколько угодно корпусов каноэ одинакового типа.

Сначала с чертежа на лекала переносятся все контрольные точки. Они представляют собой отметки линии ДП, основной линии корпуса, ватерлинии и линии борта. Затем на стапель крепятся лекала шпангоутов, сделанные в полном соответствии с чертежами. После этого в верхней кромке ДП протягивается струна из стальной проволоки, нужная для того, чтобы проложить отметки ДП на лекалах. Все лекала должны лежать параллельно друг другу.

На крайние лекала устанавливаются ахтерштевень и форштевень. Получается остов корпуса, имеющий контур, аналогичный обводам будущего каноэ. Если по лекалам вдоль этого остова проложить тонкую рейку, она соприкоснется с каждым лекалом только в одной точке. Это означает, что с их кромок нужно снять малку. После этого временно несколько реек-рыбин приклеивают от ахтерштевня до форштевня.

Затем готовят материал для обшивки из реек или досок, хорошо обрабатывая их кромки. Сама обшивка делается вгладь или внакрой. При обшивке внакрой на корпус накладываются отмалкованные кровки так, чтобы толщина их перекрытия была не меньше, чем толщина двух досок.

Обшивку начинают укладывать с днищевой доски. Ее кладут по ДП и соединяют со штевнями при помощи клея и шурупов. К лекалам доски крепятся гвоздями, которые прибиваются к кусочкам фанеры. По кромкам вдоль корпуса они соединяются гвоздями или небольшими шурупами. Для того чтобы соединения было герметичным, перекрой прокладывают ленту стеклоткани, пропитанную эпоксидной смолой.

После того, как обшивка будет окончена, весь временный крепеж удаляется, корпус каноэ снимается с лекал и устанавливается на кильблоки. После этого через каждый 15-30 сантиметров (зависит от размеров каноэ) вставляются рейки шпангоутов. Они изготавливаются из дуба или ясеня. Рейки плотно прижимаются к обшивке, а потом приклепываются к ней заклепками-гвоздями.

Затем по верхним кромкам бортов лодки внутри корпуса устанавливаются привальные брусья. Они придают бортам жесткость и крепятся на шурупах и эпоксидной смоле. Привальные брусья прочно скрепляют с верхними краями шпангоутов. В том случае, если планируется собирать запалубленную лодку, привальные брусья станут опорой для бимсов настила палубы. Если палубы нет, борт у каноэ накрывают планширем, края которого немного выступают наружу, а поперек корпуса устанавливают несколько распорок. Их количество зависит от длины лодки.

После такого строительства получается каноэ с легким, прочным и герметичным корпусом. Его обшивка представляет собой жесткую сплошную оболочку, элементы которой не смещаются относительно друг друга ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает полную водонепроницаемость корпуса. Главное, чтобы он состоял из качественной древесины, не имеющей сучков и впадин.

Чертежи каноэ с усовершенствованными обводами

При желании можно построить каноэ с усовершенствованными обводами, обусловленными расположением максимальной ширины корпуса ближе к корме. Это делает более легким управление лодкой и снижает дифферент на кормовую часть, если в каноэ находится один гребец.

Чертеж каноэ

Корпус такого каноэ выклеивают на матрице, являющейся продольным набором, из полос водостойкой фанеры. Их изгибают и склеивают диагонально с помощью эпоксидной смолы в два и более слоя. Среднюю часть корпуса лодки в данном случае можно усилить слоем шпона. Каноэ строится на стапеле, который можно сделать из досок толщиной примерно 4 сантиметра. Лекала поперечных шпангоутов, сделанные точно по чертежам обводов, продольные стрингеры конструкции создаются из стандартной фанеры и реек различного сечения, выструганных из сосны.

Переносить с чертежей на фанеру форму шпангоутов и штевней нужно очень тщательно и точно обрисовывать их контуры. Штевни вырезают из водостойкой фанеры.

Чертеж деталей каркаса каноэ

А-чертеж штевней

В-чертеж сечения корпуса по шпангоутом

Киль для лодки изготавливают заранее. Его соединяют со штевнями и временно фиксируют в средних вырезах шаблонов шпангоутов с помощью шкантов. По шпангоутам раскладываются внутренние привальные брусья обоих бортов лодки. Киль и привальные брусья должны иметь плавный прогиб и быть симметричными по ДП. Они фиксируются шурупами из латуни на штевнях. Места соединений сначала промазываются эпоксидной смолой. Рейки (стрингеры каркаса) закрепляются в вырезах шпангоутов шкантами и соединяются со штевнями при помощи проволочной скрутки. После сборки всех элементов каркас лодки обрабатывают шлифовальной машинкой ленточного типа, убирая все выступающие части. Киль при этом следует скашивать. Потом выклеивают корпус.

Чертежи каноэ по технологии СиС

Самостоятельно можно построить каноэ по технологии СиС, состоящее из четырех поясов. Возьмем для примера лодку длиной 4,2 метра, шириной 97 сантиметров, высотой по борту 37 сантиметров. Ее корпус собирается из пяти листов фанеры толщиной 4 миллиметра и размерами 1,55х1,55 метра.

Чертежи каноэ по технологии СиС

Листы фанеры распиливаются пополам, склеиваются методом «на ус» три заготовки, ширина которых составляет 0,75 миллиметров, длина около 4,5 метра. Чертежи переносятся на фанеру, выпиливаются заготовки, в них по всему контуру через одинаковые расстояния высверливаются отверстия. Заготовки сшивают при помощи пластиковых кабельных стяжек. После чего проводят эпоксидной смолой первичную проклейку швов. Потом убираются все стяжки, на всех швах формируется галтель, швы дважды проклеиваются лентами стеклоткани и пропитываются горячей эпоксидной смолой. Затем каноэ переворачивают, швы зашпаклевывают, а поверхность корпуса зашкуривают. Корпус лодки оклеивают стеклотканью при помощи эпоксидной смолы. Потом делают привальные брусья, склеивают деку из обрезков фанеры, покрывают лодку краской и лаком.

Малоразмерные суда разного вида используются человечеством с давних времен. Опыт показывает, что изготовить каноэ из фанеры вполне способен мастер со средними и даже относительно небольшими навыками работы с древесиной.

При постройке лодки необходимо соблюдать технологию и использовать только качественные материалы. Для того чтобы плавсредство получилось достаточно легким и прочным применяют фанеру.

Классические каноэ преимущественно выдалбливаются из цельного куска дерева, но эта технология сложная и требует больших трудозатрат. Такой способ совершенно непригоден, гораздо проще скроить лодку из фанерных листов. Фото каноэ из влагостойкой фанеры

Главной отличительной особенностью каноэ является отсутствие уключин для весел и рулей направления. Лодочник преимущественно сидит в ней, но может, и стоят на обеих ногах или опустившись на одно колено. Техника управления веслом предполагает его последовательное движение вдоль одного и другого борта.

Описание конструкции и основы проектирования лодок

Каноэ представляет одно из самых удобных и практичных малоразмерных судов. Соотношение собственного веса и грузоподъемности у него очень высокие, так же как и ходовые качества. Судно имеет абсолютно одинаковые очертания носа и кормы, днище плоское, что определяют низкую осадку и возможность плаванья по мелководью.

Удлиненный корпус, расширенный в миделе, сообщает лодке большую вместимость.

Найти чертежи каноэ из фанеры можно в интернете или в специальной литературе. Описание и эскизы отдельных деталей позволят произвести правильный раскрой материала. Предлагаемый проект имеет ряд усовершенствований, которые позволяют исправить отдельные недостатки и особенности лодки.

Смещение максимального расширения обводов корпуса к корме позволит компенсировать некоторую его неустойчивость при плавании в одиночку. Одна из схем конструкции лодки

Способ изготовления плавсредства – клеевой на продольном силовом наборе, который называется матрицей. Отдельные детали в виде полос создают неразъемные соединения с основой и придают конструкцию необходимую жесткость на излом и скручивание.

Такая технология позволяет создавать прочные корпуса сложной формы, например, борта, могут быть выпуклыми с наклоном их верхней части во внутрь.

Изготовление лодки каноэ

Перед началом работ необходимо подготовить рабочее место, которое лучше всего оборудовать в закрытом помещении. Это позволит исключить влияние погодных условий на процесс (см.также статью Возможно ли изготовление лодки из фанеры своими руками).

Важно! Помещение должно хорошо вентилироваться, так как в работе используются эпоксидные смолы. Эти клеи имеют довольно резкий и неприятный запах. Рабочее место должно быть достаточно просторным и хорошо освещенным.

Технологический процесс выделки лодки

Материалы и инструменты

Для создания корпуса лодки нам понадобятся материалы согласно перечню приведенному ниже:

  1. фанера влагостойкая, многослойная толщиной не менее 6 мм в листах;
  2. рейки из твердых пород дерева, заданного сечения и имеющие определенную влажность;
  3. доска обрезная без чистовой обработки и не имеющая крупных отклонений от линейности;
  4. Брус деревянный сечением 50×100 мм для изготовления устойчивого стапеля;
  5. клей эпоксидный двухкомпонентный должен быть высококачественным и обеспечивать надежное соединение деталей.

Все перечисленные материалы доступны, цена – относительно невысокая, и их можно приобрести в розничной сети. При выборе необходимо проверять наличие сертификатов соответствия или других документов, подтверждающих их кондиционность. Для клея обязательно должна быть инструкция по применению.

Для изготовления лодки нам потребуются инструменты, применяемые при деревообработке:

  1. лобзик электрический с лезвиями;
  2. дрель электрическая с набором сверл;
  3. молоток, стамеска, отвертки с плоской и крестообразной рабочей частью.

Недостающую часть оборудования можно взять напрокат в специализированных пунктах, расположенных в строительных магазинах.

Подготовка к работе

В первую очередь необходимо изготовить стапель, который должен быть установлен строго горизонтально. Его размещают на подставке с возможностью свободного доступа со всех сторон (читайте также статью Лодка-плоскодонка из фанеры своими руками: чертежи, особенности сборки).

Стапель для выполнения работ

Самодельное каноэ из фанеры формируется на силовом наборе из шпангоутов и стрингеров, закрепленных на стапеле. Все сооружение должно быть достаточно жестким и прочным, исключающим перемещение частей друг относительно друга. Силовой каркас будущего каноэ

Раскрой материала

Из картона изготавливаются лекала, которые должны точно соответствовать чертежам и быть симметричными относительно продольной оси. Выпиливание заготовок по шаблонам

Полезный совет! Для точного изготовления шаблонов можно воспользоваться услугами широкоформатной печати. По чертежам в цифровом формате легко изготовить точные лекала на плотной бумаге ил и картоне. Вырезать по линиям ножницами и обвести по месту простым карандашом несложно.

Детали вырезаются при помощи электролобзика, края тщательно зачищаются при помощи шлифовальной бумаги. Это касается всех без исключения частей и силового набора, и обшивки.

Выклеивание корпуса

Технологическая операция по сборке корпуса лодки относится к числу наиболее ответственных.

Порядок сборки следующий:

  1. Стрингеры вставляются в специальные пазы шпангоутов и закрепляются при помощи проволочных стяжек. После окончания монтажа эти временные элементы удаляются.
  2. Заранее подготовленные полосы фанеры приклеиваются к силовому набору и к шпангоутам, и к стрингерам;
  3. Листы наклеиваются встык, и после полного высыхания первого слоя устанавливается второй.

Склеивание деталей корпуса

Завершающие операции по доводке и шлифовке корпуса производятся только после полного их высыхания. Для придания каноэ дополнительной водостойкости она покрывается специальным лаком в несколько слоев.

Каноэ Амазонка собственного изготовления на воде

Качественная байдарка из фанеры своими руками при наличии всего необходимого создается приблизительно за 5 – 7 суток. Это время с учетом высыхания эпоксидной смолы и лаков. Такое относительно недорогое плавательное средство прослужит долгое время и доставит массу приятных моментов от простой прогулки по водоему до рыбалки на утренней зорьке (узнайте здесь, как сделать скворечник своими руками из фанеры).

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме:

Самодельный каяк

10 августа Обзор о самодельном каяке

Каяки представляют собой одноместные или двухместные гребные лодки, которые были придуманы северными народностями еще в далекой древности. В те времена их делали из костей или дерева, обтянутых шкурами морских млекопитающих и использовали преимущественно для промысла. Сегодня каяки активно применяются для спорта, туризма, для рыбалки, охоты, дальних походов, активного отдыха на воде. Современные производители изготавливают их из полиэтилена, пластика, композитных материалов, армированного ПХВ. В продаже имеются цельнолитые, разборные, надувные модели, обладающие различными габаритами. Они обладают удлиненной формой с острыми оконечностями, управляются двухлопастными веслами и отличаются хорошей устойчивостью, высокой маневренностью, малой осадкой, превосходной проходимостью и малым весом. Это очень удобные в эксплуатации лодки с отличной плавучестью, на которых можно забираться в труднодоступные места водоемов. Модели могут обладать закрытой или открытой декой, дополняются защитными фартуками, емкостями непотопляемости, сливными клапанами, страховочной обвязкой. Они не тонут даже при переворотах, без особых усилий переносятся по суше на руках, могут храниться на улице под навесом, в гараже, в подсобном помещении квартиры (разборные и надувные). Стоимость каяков бывает разной и часто вполне демократичной, однако многие умельцы предпочитают делать такие лодки собственными руками. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, самостоятельно собранный каяк делается под нужды владельца и дает уверенность в высоком качестве лодки.

Что нужно для изготовления самодельного каяка

Для сборки каяка, прежде всего, понадобятся чертежи с нанесенными на них размерами каждого элемента. Их можно разработать самому, найти в интернете или в каких-то журналах. Кроме того, понадобятся электролобзик, дрель, машинка для шлифования, острые ножницы различного размера, хорошо наточенный нож, строительный фен, плоскогубцы.
Проще всего делать каяк из листов фанеры толщиной от 4 до 9 миллиметров. Также для работы потребуется 20 квадратных метров стеклоткани, примерно полтора литра водостойкого лака, эпоксидная смола в количестве около 10 килограмм, вязальная проволока. Еще понадобятся пластиковые стаканы, алюминиевые профили, шурупы, кисти разного размера, малярная лента, половина литра растворителя, пять килограмм отвердителя, тяжелый груз. К выбору фанеры, стеклоткани, эпоксидной смолы необходимо подходить очень внимательно. Для сборки лодки понадобятся листы фанеры габаритами 2,24х1,12 метра, которые придется заказывать в индивидуальном порядке. Необходимо приобретать гладкий, без сучков и дефектов материал с хорошим показателем жесткости, иначе лодка может разбухнуть или потерять форму от контакта с водой. Его толщина должна быть одинаковой по всей плоскости. Еще понадобятся бруски сосновой и лиственной древесины, стержни из нержавеющей стали толщиной примерно 8 миллиметров, пруток диаметром 8 миллиметров, заклепки из алюминия длиной 4 сантиметра, около 5 квадратных метров ткани ПХВ для оболочки. Что касается стеклоткани, то нужно приобретать ее тип с удельным весом 130 грамм на квадратный метр или 200 грамм на квадратный метр. Важно, чтобы она не была упакована в пачки, так как они деформируют стеклоткань, а это потом негативно влияет на качество каяка. Эпоксидную смолу тоже следует подбирать по характеристикам, имеющим отношение именно к плотной фанере. Кроме того, нужно приготовить шланг из резины диаметром 40 миллиметров и длиной два метра и шнур из резины длиной 1,2 метра и диаметром 5 миллиметров.

Как собирать каяк

Специалисты рекомендуют в данном случае делать большие чертежи в в соотношении всех элементов лодки в соотношении 1:1. Это существенно упростит работу, которая будет заключаться в переносе деталей на листы фанеры. Для сборки лодки потребуются стапеля, которые можно собрать из деревянных реек. Сначала по чертежам изготавливаются все детали лодки. Проще всего собрать легкий универсальный каяк, подходящий для кратковременных прогулок и для многодневных походов с мягкой оболочкой, натянутой на фанерно-алюминиевый каркас. Возьмем за пример лодку длиной 4 метра, шириной 65 сантиметров, каркас которой состоит из фанерных штевней, трех секций кильсона, мидельвейса, шпангоутов, клееных фанерных фальшбортов, стрингеров, привальных брусьев. Стрингеры и привальные брусья выпиливаются по чертежам из древесины и собираются из частей. К каждой из них приклепываются язычковые замки. Стрингеры состоят из шестнадцати реек, привальные брусья – из четырех реек. Замки устанавливаются на один конец реек срингеров и брусьев, язычки – на другой. Кильсон собирается из трех деревянных частей, которые соединяются при помощи поперечных планок, замков и язычков из нержавеющей стали. На средних частях кильсона приклепываются замки, на крайних язычки. Поперечные планки выпиливаются из фанеры. Их размеры составляют в ширине 25 миллиметров, в длине 20 сантиметров. На рейки они приклеиваются водостойким клеем и крепятся шурупами. Мидельвейс собирается так же.
Возле штевней крайние рейки кильсона кладутся на клиновые накладки. Его средняя рейка обрезается изнутри по эти накладки, а боковые – снаружи примерно на 10 сантиметров от них.
Штевни каяка выпиливаются из фанеры по чертежам и соединяются с кильсоном обоймами. Шпангоуты гнутся из дюралюминиевых трубок с диаметром 15 миллиметров. Трубки можно заменить профилем п-образной формы, толщина которого составляет 1,6 миллиметров. Его выгибают по обводам каждого шпангоута. Части шпангоутов соединяются скобами. Привальные брусья собираются при помощи шурупов и приклепываются к овальным планкам. Сначала они устанавливаются на три центральных шпангоута, затем состыковываются с крайними шпангоутами. После этого концевые секции привальников, мидельвейсов и стрингеров заклепками прикрепляют к штевням, предварительно высверлив в них отверстия. Перед этим собирают весь каркас, шпагатом притягивая стрингеры.
Потом монтируют фальшборты. В носовой части лодки их боковые части, состоящие из полос фанеры, склеиваются эпоксидной смолой. В нижней части заготовок лобзиком делается паз, нужный для того, чтобы протянуть шнур деки, и в местах крепления к шпангоутам прорезаются щели. Стыки деталей промазываются эпоксодной смолой и проклеиваются лентами стеклоткани. В нижней части каяка нужно сделать отсек непотопляемости, который можно заполнить надувными емкостями или просто сделать насколько перегородок из фанеры, обработанной эпоксидкой. Деку и нижнюю часть подгоняют друг к другу при помощи электролобзика. Потом их склеивают эпоксидной смолой, покрывают стеклотканью а водонепроницаемым лаком. После монтажа каркаса лодки наступает очередь создания оболочки.

Оболочка для самодельного каяка

Для выкраивания оболочки самодельного каяка понадобится цельное полотно ткани ПХВ длиной около 4,5 метра и шириной 90 сантиметров. Его накладывают на дно каркаса, потом края поднимают и там, где они выступают за привальные брусья, стягивают капроновыми нитками. После чего ткань в носовой и кормовой части каяка прорезают и подгоняют по штевням лодки.
В оконечностях каяки оболочку усиливают при помощи резинового шланга. Его разрезают пополам в продольном направлении и приклеивают в местах соединения оболочки внутри и снаружи. Затем на склеенной на каркасе оболочке выкраивают и крепят деку. Она собирается из четырех частей. В две центральные части, вырезанные по овалу кокпита, вставляется шнур из резины. Он необходим для обтягивания деки по фальшбортам. После этого к центральным частям пришиваются крайние части, целая дека швом из капроновых ниток соединяется с низом оболочки. Потом шов проклеивается лентой из стеклоткани. Все. Остается сделать упоры для ног, установить сиденье и выпилить или приобрести весло. Упоры можно изготовить из фанерной площадки размерами 18 х24 сантиметра. Ее нужно прикрепить проволокой к шпангоуту. Сиденье тоже выпиливается из фанеры. Втулки весла создаются из дюраля и латуни, лопасти вырезаются из фанеры.

Самодельная байдарка Сирена

Имею относительно небольшой опыт водного туризма — вот уже одиннадцать лет один раз в год (редко два раза) ходим компанией в походы по рекам центрально-черноземного региона России (ходили Битюг, Икорец, Усманку, Ворона, Воргол, Ведугу, Красивую Мечу, Девицу, ну и так далее). Всего походов наберется чуть менее двух десятков. Все походы от 3 до 7 суток.
Раньше ходил на таймени-2, доставшейся от тестя. Но из-за того, что она была в плохом состоянии, продал ее и купил викинг 4,7.
В принципе, Викинг меня устраивает — он хорош на завальных и быстрых реках — вертлявый и устойчивый. А на ровной воде он идет из рук вон плохо. Однажды даже написал небольшой обзор на эту тему: http://forum.matrasnik.com/index.php?topic=738.msg9280#msg9280
Скажу сразу, что оба дядьки на фотографиях весят по 100-110 килограммов плюс шмотье на недельный поход. Поэтому перегруз, конечно, вносит свой вклад в плохую ходкость.
Надоело все время плестись в хвосте и постоянно тратить силы на «вспахивание» реки.
И вот как-то раз ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом.
Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. Ревизия показала, что каркас комплектен.
После изучения вопроса в интернете оказалось, что это не какой-то безродный ноунейм, а одноместная байдарка «Сирена», которая серийно не производилась, а чертежи были опубликованы в журнале Катера и Яхты №39 за 1972 г.: http://www.vodnyimir.ru/samodelnaya-turisticheskaya-baidarka-kak-sdelat-baidarku.html
К сожалению, не было возможности поговорить с мастером, который ее собрал. Тем интереснее будет сделать на нее небольшой обзор. Самодельная одноместная каркасная байдарка — пожалуй, отличная идея! Одно дело смотреть в чертежи и совсем другое — видеть готовое изделие, хотя бы на фотографиях. Думаю, эста статья будет многим интересна.
Итак, упаковка, изрядно поеденная мышами, достаточно компактна и легка. В сравнении, конечно, с Тайменью-2 и Викингом 4,7.


Штевни сделаны из фанеры 9 мм. На концах стрингеров заклепками закреплены дюралевые пластины, которые свободно закреплены на штевнях болтами. Здесь же видим концевую секцию кильсона.

Ахтерштевень. Как видим, ничего сложного для кустарного производства.

Всего в жестком каркасе пять шпангоутов. Все вырезаны из фанеры 9 мм. На них можно разглядеть остатки чертежей и еще какие-то надписи карандашом от руки.
Шпангоуты плотно фиксируются в специальных пазах на кильсоне.
Также, чтобы зафиксировать верхнюю часть шпангоутов, они закреплены на привальных брусьях при помощи овальных планок из дюрали с фигурным отверстием.
Мидельвейсы крепится к шпангоутам с помощью алюминиевого уголка.
Кильсон (килевая ферма) и стрингера состоят из четырех секций. Для того, чтобы собрать эти секции используется довольно интересный замок, который я раньше не встречал. Принцип работы на фотографиях:
Надо сказать, что замки фиксируются довольно надежно, хотя и не лишены недостатков. Но об этом далее.
В шпангоутах сделаны прорези для фиксации в них стрингеров. Но стрингера фиксируются не плотно и постоянно отгибаются. Из-за этого вся конструкция из-за особенностей замков стремится саморазобраться. Поэтому фиксировал стрингера в прорезях шпангоутов с помощью шнурков.
На заключительном этапе сборки каркаса крепятся фальшборта.
Способ крепления фальшбортов аналогичен тайменевскому.
Спинка крепится к фальшборту с помощью овальных планок и стержней.
Способ крепления виден на фотографии.
Вот и весь каркас. Каркас очень легкий.
Дальше надо надешь шкуру. Шкура сшита из брезента и клеенки-серебрянки. Местами кривоватые видны стежки, сделанные вручную. Далее швы промазаны каким-то составом типа резины или битума.
Для крепления шкуры в нижней части фальшбортов сделаны продольные прорези.
В эти прорези вставляется конец шкуры с вшитым куском кабеля подходящего диаметра.
Для сборки байдарки со шкурой сначала собираются обе половины каркаса и вставляются по очереди в оболочку. Затем, по аналогии с тайменями, закрываются замки кильсона.
После этого нужно соединить стрингера. А констркуция замков стрингеров такова, что чтобы завести концы замка друг в друга их нужно немного изогнуть.
Когда начал изгибать перегнул концы стрингеров и тут ХРЯСЬ — первая пара стрингеров лопнула.
В общем-то не велика потеря. Сделать новый деревянный стрингер — дело пятнадцати минут.
Нужно было все-таки до конца разобраться как же защелкивать стрингера. Поэтому предпринял еще одну попытку, загнув концы стрингеров в другую сторону. Но результат тот же — ХРЯСЬ.
В третий раз взялся за стрингер и опять концы деревяхи остались в руках. Короче, результат на фотографии. На этом эксперименты закончились.
Поэтому заменил все стрингера на фанерные из 15 мм фанеры. Тут смог в полной мере оценить главное достоинство своей новой байдарки — абсолютную ремонтопригодность.
До этого занимался байдаркой в лабораторных условиях — в окружении инструментов и станков. Пришло время испытать ее в полевых условиях.
В принципе, сборка деревянного каркаса занимает столько же времени, как среднестатистической Таймени. Если та Таймень бывалая и без крепкого слова и твердой руки не поддается. Здесь все точно также.
После того, как с трудом натянул шкуру на каркас детали байдарки стянулись и уплотнились.
Давайте посмотрим на готовую байдарку.
На фотографии не видно, но при испытаниях привязал к каркасу байдарки морковку и положил себе на колени. Если что-то пойдет не так, я перевернусь или каркал не выдержит мой вес, то она сильно поможет спасти затонувшее судно. По хорошему, конечно, нужно было надеть и спас жилет.
Первое, что сразу заметил — это меньшая по сравнению с надувнухами остойчивость ненагруженного каркасника. В принципе, благодаря некоторому опыту и собственному весу около 100 кг, это не создало каких-то проблем.
Второе, что сразу бросается в глаза — легкость и скорость. Каркасные лодки вообще более скоростные, даже чем каркасно-надувные. Но раньше я всегда ходил в двухместных байдарках, в том числе и каркасных, когда рывок от твоего гребка сглаживается весом матроса (капитана). Тут же благодаря малой осадке и отсутствию лишнего веса каждый гребок ощутимо ускоряет тебя. При этом, скорость значительно выше, чем у того же Викинга. Катался на реке Воронеж и по течению, и против.
Третье, что замечаешь сидя в каркаснике — просто невероятное количество жизненного пространства. Например, в моем Викинге 4,7 на месте капитана попа не помещается между баллонами. Приходится подкладывать надувную подушку, чтобы сидеть на баллонах. О том, чтобы вытянуть ноги в очке речи даже не идет. Понятно, здесь дела обстоят совсем не так.
Четвертое — одноместная Сирена не такая вертлявая, как двухместный Викинг. Развернуть ее, особенно на скорости, не так просто. Зато она отлично держит курс, что очень важно при длительных переходах по ровной воде.
Теперь выводы и впечатления.
1. После прогулки, снимая шкуру с байдарки, опять сломал пару деталей. Изготовить новые тоже не составит труда, но так не должно быть. Почитав форумы, нашел решение — шкура, которая сверху застегивается молнией. Эта же молния — грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине.
2. Не смотря на успешные испытания байдарки, я бы не пошел в ней в ее нынешнем виде в настоящий поход. Все-таки 15 мм фанера и сосны слишком хлипкие для полевых условий. И замки не достаточно подогнаны и надежны.
3. Могло сложиться впечатление, что мой Викинг 4,7 плох и не устраивает меня. Спешу его реабилитировать. Мы прошли с ним многое — и завалы, и пороги. За несколько лет не могу вспомнить, чтобы он меня где-то подвел. Просто он недостаточно хорош на ровной воде. Поэтому я ищу ему не замену, а дополнение.
Тем не менее загорелся темой самодельного одноместного разборного каркасника.
Не буду мучить старушку, а сразу буду строить что-нибудь современное из дюрали и ПВХ. Например, разборный каяк Sea Tour 17-R (Например: http://qayaq.info/masterskaya/rukovodstvo-po-postrojke-razbornogo-kayaka-menyu-postrojki-karkasa.html).
И даже готовые чертежи есть: http://www.nationalholidaydates.com/doug/kayaking/seaTour17ROffsets.html
В принципе, построить такой — задача вполне решаемая. Длинна 5м, ширина 55 см, вес 19 кг, грузоподъемность 160 кг. Каркас разбирается секциями длинной 1,2 м. Установка и снятие шкуры производится с помощью двух молний с ПВХ-клапаном на липучках. Через них же производится загрузка/выгрузка груза. Скорости и грузоподъемности хватит с лихвой.
Опыт Сирены пригодится.
Так что, продолжение следует…
Вы можете приобрести некоторые вещи из этого блога в нашей группе вконтакте: https://vk.com/attendandbuy

Делаем байдарку своими руками

Для тех, кто любит путешествовать по рекам, маленькая и легкая одноместная лодка – лучший вариант. Ее легко перенести через мелководье, она пройдет в самых недоступных местах.

Путешественник на байдарке или каяке увидит таинственные и красивые места, в которые невозможно попасть по суше или на большой лодке.

В продаже есть байдарки, но довольно дорогие — не всем по карману, поэтому целесообразно рассмотреть возможность построения такого дополнения к снаряжению своими руками.

Подробнее про самодельные байдарки

Это не так сложно, как может показаться. В сети есть чертежи и раскладки деталей. Основной материал – фанера.

Можно также рассмотреть покупку готового комплекта для изготовления байдарки – это набор деталей для определенной модели, который нужно аккуратно собрать по технологии, описанной ниже.

Раскрой деталей производится на станках с ЧПУ, что делает сборку легкой, а подгонку деталей – минимальной. Стоимость начинается с 9000 рублей.

Изготовление байдарки своими руками

Мало весит за счет деревянного каркаса, удобна, обойдется недорого. После подсчета затрат на материалы становится бесспорным факт, что байдарка, сделанная своими руками – это экономичный вариант решения проблемы.

Что потребуется

Правильная подготовка к работе – это половина самой работы, поэтому важно правильно собрать материалы. От этого зависит конечный результат.

Для первого опыта лучше рассмотреть фанерные байдарки с небольшим количеством мелких деталей – их проще всего собрать по чертежу своими руками.

Правильная заготовка материалов

Все деревянные материалы должны быть хорошо просушены.

  • Фанера толщиной от 4 мм
  • Хомуты
  • Стеклоткань до 20 м2
  • Яхтный лак высокого качества.
  • Эпоксидная смола — мешок на 10 кг
  • Отвердитель для смолы – до 5 кг
  • Аэросил – для улучшения качеств смолы, добавляют за сутки до начала работы
  • Растворитель – одна бутылка 0,5-1 литра.
  • Малярная лента.

Чертеж лодки подбирается в сети. При разметке листа нужно опираться на него: рассчитывать по масштабу расстояния (на чертежах обычно приводятся и реальные параметры), изгибы деталей в натуральную величину. Для рыбака-любителя самым простым для воспроизведения своими руками вариантом является байдарка типа каяка.

Необходимые инструменты

  • Инструменты для работы с деревом и фанерой (пила, электроножовка, лобзик)
  • Шлифмашина
  • Шуруповерт
  • Строительный фен
  • Дрель, сверла разного диаметра, зенкеры
  • Строительный нож
  • Кусачки, плоскогубцы
  • Резиновый шпатель для работы с эпоксидкой
  • Прочная проволока для соединения
  • Кисти, одноразовые стаканчики
  • Шпатель из резины для работы со смолой
  • Рабочие и одноразовые перчатки

Пошаговая инструкция

  • На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.
  • Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой
  • Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
  • Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.

Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.

Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.

Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.

Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.

В задней части устанавливается герметично обработанный ящик с крышкой.

Верхнюю часть (деку) и нижнюю собирают отдельно.

Собранные части составляют вместе, чтобы оценить, насколько их можно подогнать друг к другу. Убирают неровности, готовят стыки верха и низа.

В нижней ставят перегородки – отсеки непотопляемости, которые затем также нужно покрыть эпоксидной смолой.

Все внутренние поверхности также покрываются смолой.

Если подгонка не требуется, деку и нижнюю части соединяют – они должны полностью совместиться.

Их скрепляют, склеивают, затем покрывают эпоксидкой по стыкам.

Остальные этапы работы

  • После высыхания стыков и швов собранный каркас покрывается смолой. На этом этапе нужно устанавливать люки, ящички.
  • Последний этап – оклейка каркаса стеклотканью на смолу. Важно контролировать поверхность, на ней не допускаются складки и пузыри.
  • После просыхания лодка слегка шлифуется и покрывается краской любого цвета.
  • При желании краску можно укрепить слоем яхтного лака.

Возможные проблемы и нюансы

  • Изготовление лодки своими руками потребует помещения с достаточной площадью – можно использовать гараж, сарай.
  • Не стоит экономить на количестве эпоксидки – для получения прочного покрытия желательно обработать всю поверхность лодки за один раз. Поэтому покупать нужно с запасом, не меньше 10 кг – некоторые руководства указывают меньшее количество, но в результате может не хватить.
  • По технологии стеклоткань должна иметь плотность не менее 130, но это минимальная величина. Меньше 130 – это уже потеря прочности и надежности. Поэтому лучше брать большую, например, 200.
  • На ткани не должно быть заломов и загибов — поверхность должна быть ровной. Только в этом случае создание эпоксидного покрытия пройдет без проблем и с хорошим результатом.
  • Могут возникнуть сложности с фанерой – для байдарки типа «каяк» понадобятся габаритные листы фанеры, которые сложно найти. Не все магазины торгуют ими из-за сложности транспортировки. Поэтому придется сопоставлять размеры деталей для байдарки своими руками на чертежах с фанерой, которая есть в продаже, либо быть готовым к поиску материалов с нужными параметрами.

Испытания готовой байдарки

Если все этапы пройдены максимально точно, материалы соответствуют требованиям, то получится легкая, маневренная лодка.

Спустив свой корабль на воду, следует оценить:

  • управление – насколько удается ею оперативно управлять
  • скорость – она высокая даже с человеком и грузом
  • нет ли протечек воды.

Последний пункт можно поставить на первую позицию

FAQ

Где купить фанеру нестандартного размера?

Для этого придется подать объявление на торговых площадках интернета и дождаться отклика продавца. Это не всегда быстро дает результат, поэтому можно присмотреть запасной вариант для чертежа для байдарки своими руками из фанеры стандартного размера.

Какую лодку выбрать?

Зависит от собственных планов – для походов и путешествий понадобятся объемы для багажа и припасов. Для путешествия вдвоем подойдет катамаран – это две скрепленные байдарки. Для рыбалки рассмотрите каноэ – вариант без лишних сложностей, который доступен для начинающего корабельного мастера.

Какая лодка лучше?

Самые простые конфигурации сделать относительно легко. Для продвинутых мастеров в сети есть сложные профессиональные чертежи и советы, как сделать байдарку, требующие большего количества материалов и определенных навыков.

Сколько стоит готовая байдарка?

Стоимость надувных и каркасных байдарок начинается от 27000 рублей.

Выводы

Изготовление плавучего средства самостоятельно экономит средства. Самодельную лодку, в которой известен каждый шов, просто отремонтировать в случае повреждения.

Это не сложнее, чем изготовить предмет мебели, но при работе следует помнить, что на середине реки от байдарки своими руками может зависеть жизнь.

Байдарка своими руками

Инструменты и материалы:
-Листы фанеры;
-Рейка,брус;
-Эпоксидная смола;
-Веревка;
-Стеклоткань;
-Скотч;
-Хомуты;
-Пила по дереву;
Первая байдарка.
Шаг 1: Изготовление деталей
На листах фанеры сделал разметку согласно чертежам. Вырезал заготовки ручной пилой.


Шаг 2: Сборка лодки
Сначала автор испытал несколько видов эпоксидной смолы и изолирующего материала, прежде чем нашел идеальное сочетание.


При сборке лодки для фиксации деталей, автор сначала использовал липкую ленту. Но лента держит плохо и пришлось скреплять детали проволокой.


Что бы эпоксидная смола не вытекала в стыковые соединения, На стыки была наклеена лента из стеклоткани. После застывания смолы лента была удалена. Стыки были промазаны в несколько слоев эпоксидной смолой с опилками. Лодку также покрывал смолой в несколько слоев.


Шаг 3: Установка сидений и бруса
По верхнему краю лодки автор, для усиления, приклеил брус. Изготовил и установил сиденья. Сиденья и брус фиксировал тоже с помощью эпоксидной смолы.
Шаг 4: Ящик
В задней части байдарки автор изготовил непромокаемый ящик. Крышку ящика зафиксировал веревкой.
Шаг 5: Спуск на воду
При испытаниях байдарка показала свою живучесть. Управление байдаркой сложнее чем обычной лодкой, необходимо балансировать. Но даже полная воды байдарка оставалась на плаву.
Вторая байдарка.
Вторую байдарку автор построил находясь в Чили. С помощью местных жителей предоставивших помещение и инструмент автор приступил к изготовлению байдарки.
При изготовлении второй байдарки были использованы другие чертежи.
Сначала были вырезаны детали. Затем учитывая предыдущий опыт была произведена стяжка деталей на пластиковые хомуты и промазывание швов эпоксидкой.
Для защиты от протекания эпоксидной смолы была использована, вместо стеклоткани, липкая лента.
После нанесения смолы на швы изнутри и её застывания, были удалены липкая лента и стяжки. Наружные швы также обработаны эпоксидной смолой.
Установлены сиденья.
Для изготовления этой модели автору хватило двух листов фанеры. Испытания байдарки показали, что она более устойчива чем первая модель и ей легче управлять.
Автор самоделки остался доволен лодкой и главное он выяснил, что даже в чужой стране можно сделать многое если найти единомышленников.

Как самому сделать байдарку

04 августа Как самому сделать байдарку

Байдарками называются узкие гребные лодки с острым носом и кормой, которые сейчас активно используются для сплава, для туризма, рыбалки, охоты, экспедиций, семейных прогулок и походов по заповедным местам. От обычных лодок они отличаются малой осадкой, высокой проходимостью, компактными размерами, небольшим весом и способом гребли, которая осуществляется двухлопастными веслами. Байдарки способны свободно проникнуть туда, куда стандартной лодке вход закрыт. Это, например, узкие излучины, замусоренные, заросшие водорослями и камышом или заболоченные водоемы, реки с большим количеством крутых порогов и так далее. Именно поэтому они сегодня стали очень популярными среди любителей активного водного отдыха.
Современные байдарки изготавливаются из пластика, полиэтилена, композитных материалов, дюралюминия, плотной ткани ПВХ. Они бывают одноместными, двухместными, трехместными, четырехместными, имеют различную конструкцию и разную стоимость. Однако многие любители времяпровождения на воде хотят не покупать уже готовую лодку, а сделать ее своими руками. В этом случае оптимальным выбором будет разборная модель с оболочкой, натягиваемой на каркас из деревянных и алюминиевых элементов. Лучше предпочесть одноместную байдарку, которая быстро собирается, обладает достаточной прочностью, маневренностью, хорошими ходовыми характеристиками и довольно большой грузоподъемностью. Оптимальным вариантом станет модель вроде байдарки «Сирена» весом около 16 килограмм из фанеры и дюралюминия, которая способна удовлетворить и заядлых рыболовов, и поклонников сплава по горным рекам или туристических путешествий по просторным водоемам.

С чего начать построение самодельной байдарки

Для создания байдарки своими руками необходимо иметь ее чертежи, которые можно разработать самостоятельно или найти в интернете. На них должны быть в подробностях и с размерами изображены штевни, секции кильсона, фальшборты, мидельвейс, шпангоуты, форштевни, стрингера, привальные брусья, оболочка. Для создания чертежей можно взять за основу байдарку длиной 4 метра, шириной 65 сантиметров, высотой по борту 20 сантиметров.
Если выбрана модель по аналогии с байдаркой «Сирена», ее фальшборт, ахтерштевень, форштевни изготавливаются из фанеры, стрингера и привальные брусья – из сосны, мидельвейсы и кильсон – из лиственницы. Оболочку можно сделать из плотной ткани ПХВ или М-72. Изначально для деревянных деталей следует приготовить сухую мелкослойную древесину сосны и лиственницы, фанеру БС-1 толщиной, 5,7 9 миллиметров, куски листового дюралюминия толщиной по 1, 1,5, 2, 3,4 миллиметра, металлический пруток диаметром около 8 миллиметров, куски из нержавеющей стали толщиной 08 и 2 миллиметра. Для крепежа понадобятся заклепки из алюминия диаметром 3-4 миллиметра, длиной 2-3 сантиметра и шурупы с антикоррозийным покрытием. Для оболочки потребуется порядка 5 квадратных метров водонепроницаемой ткани, такая же ткань пойдет на деку. Еще надо приготовить резиновый шланг диаметром 3,5 – 4 сантиметра и длиной 2 метра, шнур из резины диаметром0,5 сантиметра и длиной 1,2 метра и стапеля, на которых будет собираться каркас лодки.

Что нужно для сборки каркаса самодельной байдарки

Каркас байдарки включает в себя два штевня, пять шпангоутов, кильсон из четырех секций, четыре стрингера, два привальных бруса, мидельвейс и фальшборт. Для их сборки понадобятся язычки, замки, овальная планка из дюрали, крепления для фиксации привальных брусьев на штевнях, концевая планка, соединяющая стрингеры с привальными брусьями, замки для привальных брусьев и мидельвейса, выполненные из нержавеющей стали. Кроме того, потребуются крепления кильсона к штевням из нержавеющей стали, угольник для мидельвейса, клиновая накладка из дюралюминия, боковые и средние рейки для кильсона, поперечины из фанеры, язычок и замок для кильсона, рейка его средней секции, скоба для крепления фальшборта и мидельвейса из дюралюминия, скоба для фиксации стрингера на шпангоуте, защелка кильсона из дюралюминия с винтом из нержавеющей стали, кормовой фальшборт из фанеры с защелкой, петлей и угольником.

Сборка каркаса

Привальные брусья собираются со стрингерами по длине. Секции, состоящие из четырех частей, крепятся между собой язычковыми замками. К рейкам стрингеров в количестве восьми штук с одного конца заклепками присоединяются замки, с другого конца – язычки. К четырем из оставшихся восьми заготовок приклепываются замочки, к остальным четырем крепятся язычки. На привальные брусья устанавливаются дюралевые язычки и замки из нержавеющей стали. После этого переходят к сборке кильсона. Он состоит из трех вертикальных реек, которые соединяются поперечными планками. Секции кильсона крепятся между собой замками ии язычками, выполненными из нержавеющей стали. Они устанавливаются на все средние секции. На крайние секции крепятся либо замки, либо язычки. Секции мидельвейса тоже соединяются замками и язычками из нержавеющей стали.
Кильсон собирают на ровной поверхности. Сначала на ней отмечают карандашом осевую линию и расположение шпангоутов для центральных секций. Потом выпиливают из фанеры толщиной 5 миллиметров поперечные планки для кильсона. Их длина составляет 2 метра, ширина 2,5 сантиметра. Планки приклеивают к рейкам кильсона эпоксидной смолой и закрепляют шурупами.
Возле штевней боковые рейки кильсона приподнимают и укладывают на клиновую накладку так, чтобы средняя рейка оказалась под ней. Она обрезается по накладке, а подгоняться под другие элементы будет уже при установке штевня. После этого с внутренней стороны обрезают боковые реки кильсона на расстоянии 10-12 сантиметров от накладки. Они должны быть обрезаны так, чтобы штевень входил в прорези плотно.
Штевни выпиливают из фанеры толщиной 8-9 миллиметров. На них монтируются обоймы, обеспечивающие фиксацию штевней на рейках кильсона. Шпангоуты для каркаса байдарки гнут из дюралевых трубок, диаметр которых составляет 14-15 миллиметров, или делают из дюралевого профиля П-образной формы. Для среднего шпангоута берут профиль толщиной 2 миллиметра, для остальных – толщиной 1,5 миллиметра.
Профиль делают из дюралевой полосы. Для того чтобы загнуть его по обводам шпангоутов, сначала из стали заготавливают шаблоны, которые вырезаются по разметке. Шаблоны делают отдельно для каждого шпангоута. После этого по шаблонам, используя вращающийся ролик, гнут профили.
Секции шпангоута соединяются между собой приклепанными дюралевыми вставками и фанерными заполнителями. К верней части второго и четвертого шпангоута эпоксидной смолой приклеивается большая скоба, нужная для фиксации на них окончания мидельвейса. Скобы поменьше ставятся на все шпангоуты для того чтобы закрепить на них стрингеры. На верх первого и пятого шпангоуты еще приклеиваются дополнительные скобы, необходимые для осуществления полной посадки мидельвейса. Шпангоуты к кильсону крепятся вертушками.
Для монтажа привальных брусьев на них сначала приклепываются овальные планки. Для того, чтобы они встали правильно, соединяют две средние секции привальных брусьев, потом откладывают по обе стороны от стыка по 4 сантиметра. На секции привального бруса с замком овальную планку разворачивают на 180º. Для фиксации на третьем шпангоуте в язычке, имеющемся на привальном брусе высверливают отверстие для винта, который вытачивается из нержавеющей стали.
Если привальные брусья сначала закрепляют на трех центральных шпангоутах, можно сразу сделать разметку мест монтажа овальных планок на первом и пятом шпангоутах. Для этого следует состыковать концевые части привальников, потом плотно прижать их к концевым шпангоутам и наметить точки в местах, где привальные брусья прикасаются к винту.
После этого надо к заготовке мидельвейса приклепать крючок и замок, закрепить язычок у штевней и установить на место вилку. Затем заклепками соединить концы привальных брусьев, стрингеров, мидельвейсов со штевнями. Привальные брусья соединяются с ними накладкой. Отверстия для установки заклепок сверлятся после того, как будет собран каркас. Стрингеры к нему притягиваются шпагатами.
Боковые секции фальшборта склеиваются по шаблону водостойким клеем. Полосы для их сборки в радиусе 120 сантиметров сначала выпиливаются из фанеры толщиной 7 и 10 миллиметров. В нижнем краю заготовок делается паз, нужный для того, чтобы протянуть через него шнур деки. Боковые части фальшборта в носовой части соединяются петлей. Для укрепления шпангоутов на фальшбортах пропиливают небольшие прорези, в которые должны заходить концы скоб, имеющихся на третьем и четвертом шпангоуте. Когда фальшборты будут подогнаны к скобам шпангоутов, нужно приклепать защелки и установить задник с помощью дюралевых уголков.
Создание оболочки и деки для самодельной байдарки
Для создания оболочки понадобится цельный кусок соответствующей ткани длиной не менее 4,2 метра, шириной не менее 91 сантиметра. Его накладывают на дно каркаса, затем края полотна, которые выступают за привальные брусья, стягивают толстыми или капроновыми нитками. После этого ткань на носу и корме прорезают и подгоняют оболочку по штевням.
Для усиления оболочки на оконечностях лодку ее проклеивают снаружи и внутри резиновым шлангом, который сначала разрезают на две части в продольном направлении. Наружный и внутренний шланг заделывают на штевни, после чего бортовины оболочки в оконечностях раскраивают сверху под деку.
Потом приступают к выкраиванию деки и присоединению ее к оболочке, остающейся на каркасе. Для деки понадобится четыре части материала – две средние и две концевые. По периметру средних частей вшивают резиновый шнур, необходимый для того, чтобы дека обтягивала фальшборт. Она пришивается к низу оболочки. Потом к этому шву проклеивают герметичную полосу. Края деки с пришитым шнуром заводятся в пазы, имеющиеся на фальшборте и затягиваются.

Теперь нужно прикрепить спинку к фальшборту, используя овальные планки и стержни. После этого наступает очередь упора для ног, который проще всего создать из фанерной планки размерами 18х24 сантиметра. Планку прикрепляют проволочными растяжками ко второму шпангоуту. Теперь осталось сиденье, которое может быть пластиковым, надувным, и изготовить весло. Это несложно. Лопасти весла выпиливаются из фанеры толщиной 5 миллиметров по шаблону, его центральные части выполняются из дюраля. Лопасти соединяются с седлом втулками или винтами.
На такую байдарку можно устанавливать парусное вооружение, киль, рулевое управление. Она подойдет для походов по различным водоемам, плаванья по рекам средней сложности, прогулок вдоль морского побережья. При желании к байдарке можно присоединить маломощный электрический мотор или мотор, работающий на бензине, если на корме смонтировать кронштейн и поместить моторную доску. Это позволит увеличить скорость ее движения и отправляться в путешествия за много километров.
На основе конструкции одноместной байдарки при желании есть возможность самостоятельно построить двухместную и даже трехместную лодку. Необходимо только правильно разработать чертежи и приготовить для оболочки кусок ткани, обладающий размерами больше, чем у одиночки. Главное – аккуратно и тщательно собирать каркас, своевременно снимать и сушить оболочку, и тогда байдарка будет пригодна к эксплуатации на протяжении многих лет. Если же «шкура» лодки порвется, ее можно отремонтировать, заклеив повреждение, или же просто заменить на другую оболочку из более плотной ткани.

Каяк – это один из видов лодок. Он прекрасно подходит для условий рыбалки и не только. Его реально использовать и для туристических походов и просто для прогулок по рекам или озерам. Это связано с тем, что в сравнении с другими аналогами, эта лодка имеет ряд преимуществ.

Каяк не так сложно сделать своими руками, поэтому нет необходимости в его покупке, хотя такой вариант также можно рассматривать. Информация в данной статье направлена на то, чтобы хоть как-то помочь тем, кто решил сделать каяк своими руками.

Необходимость каяка для рыбака

Лодки нужны рыболовам, чтобы перемещаться по водоемам в поисках перспективных мест, а также ловли рыбы, из этих плавсредств. Наличие лодки делает процесс рыбалки более динамичным и результативным. Это связано с тем, что расширяется акватория рыбалки и становятся доступными самые недоступные участки водоема. Каяки пользуются гораздо большей популярностью среди рыболовов, по сравнению с другими видами подобных плавсредств, благодаря лучшим техническим характеристикам.

Это связано с целым рядом достоинств, о которых имеет смысл поговорить. Например:

  1. Они удобные в эксплуатации, что связано с безопасностью как нахождения в лодке, так и при перемещении внутри нее.
  2. Устойчивость лодки играет очень важную роль, особенно, когда нужно вытащить из воды крупный экземпляр или покинуть лодку, переместившись в воду. В любой момент можно так же легко залезть в лодку из воды.
  3. Из нее не нужно вычерпывать воду, поскольку она сама вытечет из лодки через отверстия, которые расположены выше уровня дна.
  4. Правильно сделанная конструкция, никогда не затонет, даже если она и перевернется по каким-то причинам, благодаря наличию специальных перегородок.
  5. Каяк легко транспортировать на любые расстояния, поскольку он не влияет на аэродинамические свойства автомобиля.
  6. Это плавсредство не требует особых условий для хранения. Его достаточно подвесить, как можно выше в гараже или другом помещении.

Что лучше: купить каяк или сделать самому?

Если средства позволяют, то лучше его купить. К сожалению не все рыболовы способны на это из-за отсутствия средств. Многие из них приступают к самостоятельному изготовлению чисто из интереса. Кроме того, что лодка обойдется дешевле, это занятно, да и появляется чувство гордости за свои дела. И хотя потребуется немало средств и времени, все же это вполне реальное и осуществимое занятие. Самостоятельное изготовление всегда связано с рядом преимуществ. Кроме того, что это очень интересно и поучительно, всегда можно рассчитывать на получение качественного изделия, отвечающего тем требованиям, которые заявлены. Задача сильно упрощается еще и тем, что не трудно найти нужную схему, необходимый материал, а также обзавестись необходимым инструментом.

Каяк для рыбалки своими руками

Что нужно иметь?

В первую очередь следует определиться с наличием инструментов и материалов. Для подобных работ нужно иметь следующие инструменты и материалы:

  1. Электрический лобзик.
  2. Электрическая шлифовальная машина ленточного типа.
  3. Электрическая дрель и электрический шуруповерт.
  4. Строительный фен.
  5. Ножницы различных размеров с хорошей заточкой режущей кромки.
  6. Строительный нож с острым лезвием.
  7. Плоскогубцы и кусачки.
  8. Около 4-х листов фанеры, толщиной не меньше 4-х мм, соответствующего качества.
  9. Стеклоткань, размерами до 20-ти метров квадратных.
  10. Водостойкий лак – до 1,5 литра.
  11. Аэросил А300 – около 120 граммов. Его нужно добавить в эпоксидную смолу за сутки до начала ее использования.
  12. Эпоксидная смола – до 10 кг.
  13. Шпатель гибкий из резины, для работы с эпоксидной смолой.
  14. Прочная соединительная проволока.
  15. Одноразовые пластиковые стаканчики.
  16. Кисти различного размера – до 5-ти штук.
  17. Растворитель до 0,5 литра.
  18. Отвердитель для эпоксидки – до 5-ти кг.
  19. Перчатки резиновые одноразовые.
  20. Несколько штук деревянных палочек, похожих на те, что используются для мороженого.
  21. Груз.
  22. Малярная лента.
  23. Рабочие чертежи, которые необходимы для строительства лодки. Их можно найти в Интернете и скачать, а потом перерисовать в масштабе 1:1, что сильно упростит процесс строительства. Достаточно будет перенести рисунок на фанеру и вырезать заготовки электрическим лобзиком.

Заготовка материалов

Основными материалами является фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. При приобретении следует обращать внимание на их качество. Об особенностях этих материалов указано ниже по тексту.

Фанера

Для изготовления каяка нужна фанера, которая отличается соответствующими размерами (2240х1120мм) и которая не продается в наших магазинах. Поэтому, придется обратиться за помощью к Интернету и оформить соответствующий заказ через него, хотя и это не дает никаких гарантий.

Даже через интернет подобные листы трудно приобрести, поскольку не все организации осуществляют подобную торговлю. Это связано с тем, что фанера подобных размеров не пользуется большим спросом из-за проблем с транспортировкой.

Несмотря на это, имеются компании, которые осуществляют продажу подобных видов товаров через Интернет.

Примером может служить компания «Пенрус». Для изготовления каяка подойдет 2 вида фанеры. Например:

  1. «ЛауроВермельо», которая производится в Бразилии. Считается очень качественным материалом, на котором практически не найдешь дефектов или сучков. Фанера отличается особой прочностью, а ее толщина практически одинаковая по всей плоскости.
  2. «Амесклао», которая является аналогом китайского производителя. Цена фанеры несколько ниже, но и качество несколько хуже.

При этом, не имеет значения, какой цвет имеет фанера, поскольку это на процесс строительства не повлияет. После окончания строительства каяк можно покрасить в любой, самый привлекательный цвет. Для изготовления лодки подойдет цвет «Жотоба».

Стеклоткань

Качество этого материала так же играет значительную роль в процессе самостоятельного изготовления подобного плавсредства. При выборе материала основными критериями считаются:

  1. Технологический процесс изготовления требует использования стеклоткани с удельным весом порядка 130 граммов на метр квадратный.
  2. Гораздо чаще встречается материал с удельным весом 100 или 200 граммов на квадратный метр. В таком случае следует остановить свой выбор на материале с удельным весом 200 граммов на метр квадратный. В результате реально получить качественное и прочное изделие.
  3. Для получения качественного конечного результата следует брать те отрезки ткани, которые не имеют изгибов, так как они будут мешать получению ровной поверхности. Ткань с поперечными следами изгибов принесет много проблем в процессе вскрытия ее эпоксидной смолой.

Эпоксидная смола

Как было указано выше, потребуется около 10 кг эпоксидной смолы, хотя во многих инструкциях указывается меньший расход материала. В данном случае лучше опираться на результаты, полученные практическим путем, а они свидетельствуют, что расход окажется порядка 10-ти килограммов. Если и останется ее, то не так много, а если не хватит, то это может сказаться на качестве изделия, поскольку эпоксидная смола твердеет достаточно быстро. Лучше, если вся поверхность лодки покроется за один заход, без остановки процесса нанесения эпоксидной смолы.

Для работы подойдет эпоксидка «Этал-370», для которой подойдет затвердитель «Этал-47Ф5». Если оценивать соотношение цены к качеству и ее основным техническим данным, то это самый подходящий технический продукт.

Этапы строительства

Для начала следует заняться подготовкой рабочего места, материалов и инструментов. Учитывая размеры лодки, для ее строительства подойдет автомобильный гараж. В любом случае места должно быть достаточно, да и работы с эпоксидной смолой требуют особых условий.

Строительство подобного плавсредства состоит из таких технологических этапов:

  1. На основании имеющихся чертежей занимаются изготовлением всех составных частей. Для этого используется электрический лобзик и другие инструменты.
  2. Осуществляется сборка отдельных частей деталей, для чего используют малярную ленту.
  3. В первую очередь собирают деки и нижнюю часть будущего каяка.
  4. После того, как окажутся готовыми обе части изделия, их соединяют вместе и оценивают, насколько они подходят одна к другой.
  5. На внутренние поверхности обеих частей наносится слой эпоксидной смолы.
  6. Внизу лодки формируется отсек непотопляемости, который состоит из нескольких перегородок. Их так же следует обработать эпоксидкой.
  7. После этого осуществляют подгонку деки и нижней части конструкции еще раз. В результате они должны идеально подойти друг к другу.
  8. Если все нормально, то обе части склеивают и обрабатывают эпоксидкой места стыков. После этого, вся поверхность лодки вскрывается слоем эпоксидной смолы.
  9. На этом этапе формируют лючки.
  10. Окончательный этап – это поклейка стеклоткани на всю поверхность плавсредства. При этом, нужно следить за качеством поклейки стеклоткани. После того, как эпоксидная смола застынет, постройку желательно зашлифовать, после чего покрасить в любой цвет.

Испытания

В результате постройки должно получиться сравнительно легкое плавсредство, которое легко транспортируется к водоему с помощью легковой машины. Здесь, на водоеме, нужно приступить к ходовым испытаниям, построенной своими руками, уникальной лодки.

Задача предстоящих испытаний – это проверка технических характеристик по таким критериям:

  1. Простота в управлении.
  2. Скорость передвижения, как без груза, так и с грузом.
  3. Максимальная грузоподъемность каяка.

Насколько известно, готовое изделие должно легко перевозить груз в 120 килограммов, без ущерба посадки и управляемости. Главное, чтобы лодка нигде не пропускала воду. Как показывает практика, изделия, созданные по такой технологии, легко ремонтируются и обладают высокой прочностью, не смотря на свою легкость.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх