Электрификация

Справочник домашнего мастера

Кастомные наушники своими руками

Превращаем свои наушники в спортивные или надежная посадка

Нередко бывает ситуация, когда наушники полностью устраивают по звуку, но при этом в ушах сидят плохо: выпадают через время, или наоборот, давят и вызывают дискомфорт. Использование таких наушников большого удовольствия не доставляет, т.к. при давлении начинают болеть уши, а при постепенном выпадении наушников, звук начинает понемногу ухудшаться, приходится все время поправлять. Даже на прогулке это раздражает, а о занятиях спортом в выпадающих наушниках и речи быть не может. Часто в таких случаях люди меняют наушники на какую-то другую модель, либо подбирают насадки. У меня, в виду анатомических особенностей ушей, любые внутриканальные наушники сидят не очень хорошо, поэтому я пошел по второму пути. Перепробовал не меньше десятка разнообразных насадок: пенки, двойные-тройные елочки и т.п. Пробовал отлить кастомные насадки из силикона по слепку ушей. Но, в конце-концов, нашелся вариант получше. Впрочем, небольшой допилинг все же потребуется, но результат того стоит.
Итак, были выбраны насадки, которые, как думалось, после небольшой подрезки должны подойти к моим EDC наушникам, а это 1More Triple Driver и 1More ibFree. Сразу оговорюсь, что насадки подойдут не для всех наушников. Но для наушников подобной формы, диаметром около 14 мм и со смещенным звуководом, подойдут с большой долей вероятности.

Впрочем, стоимость товара такова, что риски совершенно незначительны.
Изначально в пакете было 5 пар насадок, но часть была использована, часть подарена друзьям с такими же наушниками, в итоге осталась всего одна пара (но были заказаны еще, про запас):

Что ж, приступим.
Надеваем насадку, выравниваем, чтобы села максимально плотно. Помогаем зубочисткой.

Теперь ее нужно аккуратно подрезать. В отзывах на наушники были жалобы, что сеточка звуковода со временем забивается ушной серой. Поэтому слишком много не срезаем, так мы получим упор, который не даст родным насадкам слишком глубоко проваливаться, в итоге сеточка забиваться не будет. Чуть забегая вперед, сравнительное фото посадки комплектых насадок.

Дополнительная информация

Теперь переходим к следующему этапу: компенсационное отверстие закрылось силиконом, нужно его открыть. Делать это ножом не рекомендую, т.к. при наличии надрезов, силикон будет дальше рваться со временем. Поэтому изготовим простейший инструмент при помощи трубки и шарообразной насадки на дремель:

После того, как мы получили трубку с острыми краями, продавливаем ею круглое отверстие в насадках. Трубок я делал две: диаметром 4 мм для Triple Driver и 3 мм для ibFree. Можно обойтись и одной на 3 мм.
Правое отверстие получилось чуть красивее. Это некритично, но возможно левую насадку еще раз переделаю.
Хочу заметить, что данные насадки бывают двух цветов: белого и черного. Очевидно, черные для наших целей подойдут хуже, т.к. они совершенно не прозрачные. Белые просвечиваются, благодаря чему видно, где находятся компенсационные отверстия.
Собственно, все. Надеваем комплектые насадки.
Небольшой анализ посадки в ушах После того, как я сделал слепки ушей, стало понятно, почему у меня выпадают внутриканальные наушники. Оказалось, что ушные отверстия у меня не совсем круглой формы, поэтому круглые насадки сидят недостаточно плотно.

Так что хорошим вариантом оказалось использовать пенки диаметра чуть больше ушного отверстия. Обозреваемые насадки прижимают пенки к уху, пенки закрывают ушное отверстие, частично принимая его форму, и при этом не выпадают.
Далее, все тоже самое было проделано с наушниками 1More ibFree. У них хоть в комплекте и идут подобные насадки для крепления в ухе, они все же сидят не так уверенно. При помощи обозреваемых удалось устранить этот недостаток, кроме того, стало возможным использовать насадки SpinFit.
1More ibFree
Также мой друг сделал себе такие насадки для вкладышей. По его отзыву, раньше они выпадали, теперь держатся хорошо.
На этом все. Для меня данное приобретение — слошной позитив. Наушники сидят настолько уверенно, насколько это возможно, хоть бегай, хоть прыгай, хоть головой мотай. Из минусов отмечу разве что поначалу небольшой дискомфорт из-за упора внутри уха, но со временем это проходит и практически не ощущается.
Вместо домашнего животного 🙂
Силиконовая модель уха
PS Дополню еще одним вариантом насадок:

Внутриканальные наушники-вставки, сделанные по слепкам ушей владельца (они же кастомы, customs, custom IEM) — последние годы являются признанной многими вершиной в персональном аудио. Действительно, за немалые деньги вы получаете штучный товар, сделанный с учетом именно ваших музыкальных вкусов и именно вашей анатомии. Решив досконально разобраться в вопросе кастомов, я отправился в гости в Киевскую лабораторию Ambient Acoustics, специалисты которой и поделились множеством полезной информации.

В тихом и уютном уголке Киева, недалеко от интернациональной площади размещается лаборатория индивидуальной акустики Ambient Acoustics, которую основали два профессионала своего дела: инженер-акустик Вадим Глазков и профессионал ортопластики Владимир Тимощук. Изначально они занимались индивидуальным слухопротезированием, но в 2009 году в руки Вадима попали наушники от Phonak Audeo, и разобрав их, он решил применить свои знания и умения на ниве создания наушников. Тем более что подобные технологии уже были отработаны многими известными компаниями типа JH, Ultimate Ears и Westone. Практически само пришло и название: Ambient Acoustics, то есть звук, окружающий со всех сторон, полностью погружающий в себя, максимально детальный и комфортный.

Благодаря профессиональному подходу, за относительно недолгое время работы, услугами Ambient Acoustics воспользовалось много известных людей, так или иначе работающих со звуком. Некоторые (но далеко не все) отзывы .

Отдельно стоит отметить, что в странах СНГ практически никто не занимается разработкой IEM «с нуля», обычно максимум что предлагают другие компании — это создание индивидуальных насадок и кастомизация готовых наушников по слепкам. Давайте разберемся подробней, что это значит.

Виды кастомизации

Важное замечание: перед заказом индивидуальных наушников, желательно обратиться к ЛОР-врачу для диагностики ваших ушей, особенно если вы страдаете инфекциями в ушах, обильным выделением серы или другими заболеваниями слуха.

Основой всей кастомизации являются слепки: ваши уши заполняются специальным быстрозатвердивающим материалом, который принимает форму вашей ушной раковины и слухового канала. Процедура абсолютно безболезненна и занимает 5-10 минут. Можно проделать это прямо в стенах лаборатории, а можно обратиться к местному специалисту по слухопротезированию, он и сделает слепки, которые нужны для создания уникального продукта. Очень детально и подробно все написано на сайте лаборатории.

Теперь можно непосредственно перейти к различным изделиям на основе слепков.

Не совсем относящееся к наушникам, но тоже достойное упоминания изделие — беруши, сделанные по отпечаткам ваших ушей. Удобное в ношении решение, отличающееся высочайшим комфортом, надежностью посадки и звукоизоляцией.

В целом, всю кастомизацию, относящуюся к наушникам, можно разделить на три условных группы. Самая «простая» — индивидуальные насадки для наушников и bluetooth гарнитур. Фактически, по слепку вашего ушного канала изготавливается насадка на существующие наушники, и вы получаете более удобную посадку и лучшую звукоизоляцию. Насадки эти могут изготавливаться из акрила (более долговечные, но требуют привыкания) или из силикона (не такие долговечные, но часто удобней в ношении). Это отличный выбор в том случае, если у вас есть наушники, которые нравятся вам по звуку, но вы хотите добиться от них большего.

В случае, если у вас есть любимые наушники, сделанные по технологии сбалансированного якоря (что это такое я писал в одном из предыдущих обзоров), которые со временем пришли в негодность в связи с поломкой корпуса или провода (главное, чтобы излучатели были целы), вы можете отдать их на кастомизацию. В ходе этого они будут окончательно доломаны, извлеченные из них излучатели проверены на работоспособность и АЧХ, и после этого они будут помещены в корпус, сделанный по отпечатку ваших ушей. Естественно, можно подвергнуть кастомизации и не поломанные наушники, если вы хотите добиться от них большего. В первую очередь, кастомизация улучшает посадку в ухо и звукоизоляцию для наушников (а это уже немало). Кроме этого, в лаборатории Ambient Acoustics могут подкорректировать звук наушников в желаемую сторону (естественно, в определенных пределах).

Ну и наконец, вершина всего — кастомные внутриушные мониторы, то, что чаще всего и подразумевают под «кастомами». Это продукт, создающийся в акустической лаборатории с нуля: специалисты рассчитывают все факторы, влияющие на звук и создают наушники, максимально подходящие как под форму ваших ушей, так и под ваше восприятие звука.

Влияние на звук

Какие же факторы влияют на звук? Их не так мало, и обычно в ход идут все. Я немного утрирую объяснение, чтобы не вдаваться в разные подробности, поэтому изложение будет слегка упрощено. В первую очередь, это собственно подбор излучателей. Их количество, производитель, модель и так далее. Во-вторых, их акустическое оформление: то есть расположение в камерах внутри наушников. Будут ли они все в одной камере, или в разных, будет один общий звуковод, или же несколько отдельных, будут звуковые камеры открытыми или закрытыми… В-третьих, можно использовать так называемые фильтры (или акустические сопротивления) — грубо говоря, пробки из специального материала, который неравномерно пропускает звук разной частоты. В-четвертых, многое зависит от конструкции кроссовера. Это специальный фильтр, разделяющий сигнал на «составные части» и определяющий, какая часть звукового спектра будет воспроизводиться каждым конкретным излучателем.

Как видите, параметров очень немало, и как оценить полученный результат — вопрос неоднозначный. Сейчас я расскажу как этот вопрос решается в лаборатории Ambient Acoustics.

Макет уха

В AA путем расчетов и метода проб и ошибок разработали звуковую камеру, полностью моделирующую человеческое ухо с точки зрения акустики. Именно с помощью этого хитроумного прибора они и контролируют результат. С одной стороны находится микрофон, с другой — вставляется наушник. Дальше уже — дело техники, точнее специализированного программного обеспечения, которое и снимает АЧХ. С помощью такого сложного прибора и контролируются все звукоизлучающие изделия Ambient Acoustics.

Модельный ряд

Модельный ряд компании фактически состоит из 7 наименований и весь представлен на этой странице http://ambient-acoustics.com.ua/produkciya/ambient-in-ear-monitori/ (курс на момент выхода статьи составляет примерно 8 грн. за 1 доллар, младшая модель обойдется покупателю в 250 долларов, старшая — в 525, о ценах я еще скажу ниже).

В общем, Ambient мониторы бывают одно-, двух-, трех- и четырехдрайверными. Начиная с двухдрайверной модели, все мониторы выпускаются двух модификаций: обычная и pro. Навязанные нам стереотипы убеждают в том, что все, имеющее приставку «pro» отличается в лучшую сторону от того, что приставки этой не имеет. В данном случае это является заблуждением и запутывающим фактором. И обычная и pro модели одинаково пытаются преподнести слушателю максимум музыки и звука. Разница же состоит в подаче музыкального материала и вытекающем из этого позиционировании. Модели с префиксом pro сделаны с акцентом на максимально ровное звучание, их АЧХ близка к ровной линии. Это дает максимально мониторный звук, и соответственно интересной эта модель будет в первую очередь профессионалам, работающим со звуком. Модель без индекса имеет немного приподнятый бас, и за счет этого композиции становятся более живыми и драйвовыми. Особенно «не pro» модели подойдут меломанам, которым интересна музыка и эффект вовлеченности, а не ровность АЧХ и равномерность звучания. Я, кстати, надеюсь в AA таки согласятся что надо и «не pro» модели дать какое-то имя, чтоб их можно было как-то удобно называть.

Что касается количества драйверов, то тут все тоже достаточно интересно. Побывав в гостях в лаборатории, я прослушал все возможные варианты и, на мой слух, в целом все достаточно закономерно. Самая базовая однодрайверная модель это уже неплохой выбор для тех, кому нравится арматурный звук, но как это часто бывает — у одноарматурных наушников просто не хватает динамического диапазона и из-за этого звук кажется немного зажатым.

Двухдрайверная модель уже это исправляет. Басам все еще не достает контроля и текстуры, но в остальном звук уже хорош.

Трехдрайверная модель убирает и этот недостаток, в целом уже весьма самодостаточна и звучит близко к идеалу, если бы не одно «но» 🙂

В четырехдрайверной модели Ambient Acoustics сильнее раскрыли звучание инфрабасовой составляющей и это ощутимо преображает звучание. Тут забавный парадокс, пока не слышишь звучание AM4, кажется, что AM3 — идеальны, что требовать большего от мониторов просто невозможно. А потом слушаешь AM4, и понимаешь, что они раскрывают нечто невообразимо новое. Причем, если бы меня попросили объяснить разницу в звучании «троек» и «четверок» словами, то я бы, пожалуй, и не справился, потому что сформулировать это по-моему нереально. Хотя может и найдутся обладатели золотых ушей, или просто умельцы гнать пургу, и расскажут про текстуру мид-баса и атаку верхней середины, но я не возьмусь. Посоветую только послушать самому и определиться со звучанием, которое подойдет именно вам. Могу посоветовать на всякий случай приготовится расстаться с максимальной суммой. Возможно, вам по звуку хватит и модели с двумя-тремя излучателями, в таком случае вы сэкономите деньги. Но куда хуже будет, если послушав, вы захотите модель старше, а денег на нее не хватит. А ведь кастомы — это вещь, которая делается очень надолго, и поэтому лучше чтобы они нравились.

Кстати, о цене. На первый взгляд она может показаться пугающей, но на самом деле цены Ambient Acoustics заметно ниже, чем у подавляющего большинства производителей «с мировым именем», хотя звук при этом более чем конкурентный.

Я лично для себя выбрал AM4 (не pro), которые на днях уже приехали ко мне, и думаю, что не прогадал. Но конкретные детали про наушники вместе с тестами и всем прочим я оставлю для следующей статьи.

Как заставить любые наушники звучать лучше

Любимые наушники звучат не так, как хотелось бы? Со временем звук стал хуже? Послушал другую модель и захотел обновиться, а денег нет?
Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?

Тогда прочитай эту статью, и попробуй воспользоваться советами. Проверил, работает.

Но сегодня говорим только о накладных — открытых и закрытых — наушниках.

Немного теории

Любая акустическая система складывается стандартных компонентов:

  • источник сигнала,
  • излучатель звука,
  • усиливающие звук элементы,
  • объем, в котором распространяется звук,
  • внешняя среда, в которой находится акустическая система.

Каждый элемент вносит свой вклад.

И совершенно не важно — что играет роль того или иного элемента в рассматриваемом типе акустической системы (АС). Например, для закрытых (мониторных) наушников основную роль играет замкнутый объем воздуха между ушной раковиной и динамиком, поскольку внешняя среда — это небольшой объем воздуха за динамиком, закрытый чашкой.

В данном случае внешнюю среду не принято принимать за дополнительный фактор, она работает только у некоторых мастеров разработки. Даже если она связана с объемом воздуха внутри наушника фазоинверторными отверстиями.

Открытые наушники практически полностью копируют работу настольных акустических систем, отличаясь только расстоянием до слушателя и отсутствием отражений звука от стен. Зато есть отражения от и в ушной раковине, часто более сильные, чем в настольных или напольных АС.

Из чего складывается приятный звук?


Источник определяет качество аудиопотока. Если преобразование информации в акустические волны сопровождается искажениями, или сама информация не слишком подробная — качества не видать.

Правильно подобранная излучательная система «динамик+рупор+объем» влияет не меньше. Может быть, даже больше: я встречал много колонок, которые заставляют низкокачественный mp3 звучать лучше; и не меньше таких, которые легко портят даже самый насыщенный flac, сделанный с мастер-записи.

Именно излучательная система определяет характер излучения и переотражений звуковых волн. Чем шире воспроизводимый частотный диапазон — тем больше мы услышим (звуки за пределами слышимого диапазона тоже важны). Чем больше чувствительность — тем быстрее и точнее они воспроизводят звук.

Усиливающие элементы — звуководы, всевозможные рупоры. Для динамических драйверов сюда можно записать даже саму мембрану динамика и уж тем более демпферирующие элементы, через которые динамики крепятся к корпусам. Легкое движение обеспечивает скорость реакции, высокую громкость, но может усиливать нежелательные частоты и приводить к неприятным резонансам.

Сетка перед динамиком не только защищает его, но и влияет на частотный диапазон. Она даже может участвовать в звучании за счет паразитных резонансов — или работать фильтром для слишком резких звуков.

Объем воздуха, в котором создаются волны, окружен стенками. С одной стороны это ушная раковина, с другой — корпус наушников. Они могут усиливать, отражать без изменений или гасить волны тех или иных частот.

Отсутствие стенки за динамиком делает звук прозрачнее, объемнее — но более плоским и тихим. Отверстия могут как отводить звуковое излишнее давление, так и гасить нежелательные частоты.

Амбюшуры не только изолируют от внешнего шума. Они создают изолированный объем воздуха для циркуляции звуковых волн: могут отражать, могут гасить.

Что и как влияет на звучание, теперь примерно понятно. Попробуем разобрать основные способы доработок. Сработает с любыми накладными, звук изменится в нужную сторону.

Звукоизоляция: амбюшуры и чашки

Любые амбюшуры имеют только 1 общее качество: они портятся со временем, даже если это незаметно. Сравни с новыми. Может быть, окажется, что через полгода-год они становятся мягче, удобнее, а звук стал более мягким.

Но чаще случаются обратные ситуации: материал стал рыхлым, высота уменьшилась, и композиции приобретают оттенок ваты.

Самая простая доработка любых накладных (да и любых других) наушников — замена амбюшур. Правил при смене нет — придется искать и экспериментировать. Свои свойства могут быть не только у каждого производителя, но и у каждой серии (если это не огромный аудиохолдинг вроде).

Поэтому при замене — никаких правил. Главное, что материал обеспечивает не только удобство посадки, но и оттенки звука: плотная кожа лучше отражает аудиоволны (добавляет объема), мелкопористое плотное наполнение эффективнее работает звукоизолятором и «увеличивает» объем низких частот.

Мягкие амбюшуры приглушают звук. Особенно это заполненных волокнистыми материалами. Зато они намного приятнее в повседневной носке.

Кстати, никто не мешает подобрать на компактную модель наушников мониторные амбюшуры: или подогнав покупные другого размера, или приспособив подходящие другого производителя. Кроме удобства, «чебурашки» всегда звучат «богаче» — переотражения звука.

Модифицируем чашки

C амбюшурами все просто и довольно неинтересно. «Апгрейд» чашек, в которых размещаются динамики, интереснее. Все зависит от личной выдумки и конечной цели. Например, дешевые мониторные наушники можно превратить в абсолютный изолятор от внешнего мира. Достаточно проложить чашку наушника изнутри качественным звукоизолирующим материалом.

Подойдет изолон или любая автомобильная «шумка». Кроме звукоизоляции, такой мод делает низкие частоты более насыщенными, приглушая при этом высокие.

Еще один интересный способ изменить звук — отказаться от чашек, снять их. Открытые наушники звучат в окружающее пространство, поток воздуха. Именно поэтому открытые наушники при равных параметрах звучат ярче закрытых.

С отверстиями на чашке лучше не экспериментировать. Чаще всего они рассчитаны специальным образом, изменение может сказаться негативно. Появится звон или шум — паразитные звуки.

Наконец, самый хардкорный моддинг: изготовление собственных чашек. Если сменить пластик на дерево (некоторые умельцы приспосабливают готовые чашки для питья) или более толстый и жесткий пластик, можно превратить даже бюджетные наушники в очень неплохие мониторы.
Небольшая опасность кроется в деталях: дерево резонирует, могут появляться нежелательные резонансы. В отсутствии подходящего оборудования очень сложно отследить его наличие, а звук может быть испорчен.

Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука

Динамик редко крепится напрямую к чашке наушников. А пластина, на которой он размещен, в хороших моделях крепится через прокладку из бумаги или другого материала. Вот и очередной «мод»: сделав прокладку между двумя частями наушника, можно улучшить изоляцию или частично изменить звук.
Бумага не дает полной изоляции, но не глушит звук, не затирает верхний диапазон (да, щели тоже могут играть роль в звучании). Если применить войлок, можно добиться полной изоляции. При этом бас станет ярче, но чуть глуше.

Кстати, если «замазать» лишние отверстия и щели эпоксидкой или каким-либо натуральным клеем, можно получить аналогичный (но другой) результат. Варианты можно комбинировать.
Защита излучателя тоже подвергается изменениям. Пластиковые решетки производители ставят для экономии. Сменив их на металлическую сетку, закрытую тонкой бумагой для фильтрации, звук любой модели можно изменить кардинально. В лучшую сторону.

Такой «финт» не пройдет с дорогими моделями: скорее всего, фирма-производитель озаботилась звуковым дизайном, и все отверстия перед динамиком появились в результате расчета. Есть риск испортить, если защита не съемная.

Может нормальную акустику купить?

Все варианты можно комбинировать между собой. Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре. Физика человеческого слуха сложна, спектр материалов для применения огромный. Психология играет не меньшую роль.

После собственных доработок звучание даже самых негодящих наушников изменится в лучшую сторону: эффект плацебо никто не отменял.

Конечно, куда проще найти свой идеал портативного звука. Сделать это не так просто: на рынке невероятное количество наушников, среди которых действительно хороших моделей очень немного. Либо покупать целую коллекцию, либо пользоваться эквалайзером. Роль которого для «очумелых» рук вполне могут сыграть некоторые из озвученных советов.
Еще лучше советы применимы к бюджетным хитам, которые постоянно страдают детскими болезнями: плохие материалы и некачественная сборка. Разобрал-собрал, почистил, сменил кабель и амбюшуры — считай, что купил наушники в 2 раза дороже. Так еще и звук можно для себя любимого подогнать раз и навсегда.

Пробовали «по-хардкору» модифицировать наушники?

Рейтинг поста:

(5.00 из 5, оценили: 3) 🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Своими руками без больших затрат.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх