Электрификация

Справочник домашнего мастера

Как сделать вертолетик

Летающая игрушка вертолет

Соберем простую игрушку — бумажный вертолет. Для работы потребуются только ножницы, а из материалов распечатанный на бумаге файл заготовок вертолетов и канцелярские скрепки. Если нет в распоряжении принтера — не беда размеры заготовки одного вертолета 18 на 4,5 см, а чертеж ясен из ниже приведенных фотографий. Длина лопастей 7 см, длина ножки 8 см. Файл заготовок контуры на вертолетов можно загрузить здесь. А файл с 5 раскрашенными заготовками здесь. Вертолеты можно раскрасит карандашами или фломастерами. Порядок изготовления вертолета простой и не составит труда.

Как сделать вертолет своими руками

Скачанный файл печатаем на принтере. Бумага должна быть белой или цветной.

2. Вырезаем заготовку по контуру.

3. Прорезаем своими руками сплошные линии. По пунктирным линиям будем сгибать заготовку.

Напечатанный файл Заготовка вертолета Линии прорезаны и согнуты4. Сгибаем ножку, загибаем кончик (1-2 см) собранной ножки внутрь и закрепляем ее канцелярской скрепкой, как показано на фото.

5. Сгибаем в противоположные стороны лопасти.

6. Вертолет готов, при желании раскрашиваем его карандашами или фломастерами.

Ножка собрана Загибаем кончик ножки Закрепляем изиб скрепкой Самодельный вертолет собранРаскрашиваем вертолетВертолеты

Запуск вертолета прост. Со всей силы бросаем вертолет вверх держась за ножку. С верхней точки броска начинает падать и у вертолета раскручиваются лопасти и скорость падения резко снижается (так называемый режим авторотации). Пример запуска показан на видео. Если запускать вертолет с высоты и при небольшом ветре, то можно будет наблюдать длительный полет вашего вертолета.

С самодельным вертолетом можно устроить игры среди взрослых и детей на дальность полета или точность приземления.

Предложенные размеры и очертания заготовки можно смело менять для поиска Вашей оптимальной конструкции вертолета!

Как сделать из бумаги вертолет в домашних условиях?

Если вы желаете продуктивно проводить время со своим ребенком, то оригами из бумаги – отличный вариант. Если у вас девочка, то можно изготавливать вместе с ней цветочки, разнообразных животных. Но если у вас сын, то вам обязательно нужно знать, как сделать из бумаги вертолет. Любому мальчику будет интересно спроектировать такую игрушку вместе с родителями.

Какие материалы необходимы

Если вы интересуетесь, как сделать из бумаги вертолет, который летает, то нужно приобрести для его изготовления специальные материалы. Это:

  • Плотная бумага. Можно купить разноцветные листы размером А4, а уже после выбрать с ребенком бумагу подходящего цвета. Обычно для изготовления вертолета достаточно всего одного листа. Если не получилось купить картон, то можно использовать и обычную бумагу.
  • Скрепка. С ее помощью будет держаться нижняя часть игрушки. Склеивать детали ни в коем случае нельзя, так как из-за этого вертолет летать не будет.
  • Карандаш. Его нужно использовать для того, чтобы наметить все детали. Кстати, может подойти и обычная ручка.

Размеры будущей игрушки

Многих интересует, как сделать из бумаги вертолет, для создания которого хватило бы только одного листа бумаги. Конечно, в таком случае бумажная игрушка будет очень маленькой. Если хочется сделать ее большой, то нужно взять ватман. Однако с ребенком лучше всего делать все-таки маленькие вертолетики. Если необходимо, лист А4 нужно сократить. Должен получиться прямоугольник, размеры которого составляют 3 см в ширину и 14 в длину.

Как нарисовать детали

Как сделать вертолет из бумаги своими руками? Да очень просто. Но сначала нужно заготовить все его части, которые в дальнейшем будут скреплены между собой. Основная деталь готовится следующим образом: нужно нарисовать линию по центру листа по длине и по ширине, получатся две пересекающиеся линии. Именно эти полоски будут обозначать порезы и складки. По ним будет легко понять, как сделать из бумаги вертолет. В принципе, можно обойтись и без этого, но так будет намного легче.

Сгибание бумаги

После этого следует сложить бумагу пополам. До середины образовавшейся складки ее нужно разрезать. В результате получатся две створки, которые в дальнейшем будут крыльями вертолета. Если вы еще не знаете, как из бумаги сделать оригами (вертолеты, в частности), то действовать нужно очень аккуратно. Необходимо помнить, что бумага – это очень нежный материал, поэтому нужно работать с ней очень аккуратно.

Завершающие этапы работы

Теперь нужно разрезать лист в двух частях по длине бумаги. Эти разрезы должны располагаться на см ниже первых прорезей. После этого необходимо сложить в направлении центра обе нижние секции, создав закрылки вертолета. Центральная складка должна быть поделена на две складки, которые и образуют нижнюю секцию игрушки. Для надежной фиксации необходимо использовать скрепку. Кроме того, она добавит игрушке немного веса, за счет чего вертолет не будет улетать в сторону из-за малейших порывов метра. Смазывать детали клеем не рекомендуется, так как из-за этого устройство может не полететь. Затем можно расправить верхнюю часть (крылья), после чего уже будут видны очертания вертолета. Теперь вы знаете, как сделать из бумаги вертолет. Но это еще не все. Необходимо проверить, летит ли он. Если этого не происходит, значит, что-то было сделано неправильно.

Однако не у всех получается создать вертолет этим способом. Поэтому можно воспользоваться более простым вариантом. Многие интересуются, как сделать из бумаги вертолет, схема которого уже имеется в готовом виде. В этом случае, нужно просто взять шаблон, фотография которого расположена чуть ниже, после чего необходимо перенести его на бумагу и вырезать. Там, где изображена пунктирная линия, бумага должна быть сложена. Так получится неплохой вертолетик, но только его создание происходит намного быстрее.

Что делать, если вертолет не летит

Если вертолет не летит, то исправить его уже вряд ли получится. Единственный вариант – сделать новый. Но прежде чем приступить к его созданию, необходимо определить, почему первая игрушка не полетела. Во время полета вертолета он толкается воздухом в противоположную сторону, поэтому лопасти начинают двигаться вверх и вниз. Именно для этого вертушка состоит из двух лопастей, каждая из которых должна получать одинаковый толчок в разных направлениях. Это и заставляет игрушку лететь. Если этого не случится, значит, игрушка была создана неправильно. Поэтому нужно определить, что именно в ней не так.

Возможно, крылья получились разного размера, поэтому одна из сторон получает на себя большую нагрузку, из-за чего вертолет и тянется вниз. Как правило, он падает одной стороной. Если же лопасти вертушки разного размера, то она не будет крутиться, поэтому вертолет будет падать вертикально. Не полететь он может и из-за того, что в процессе работы был использован клей. У склеенных между собой деталей будет меньшая площадь соприкосновения с воздухом, поэтому это потянет игрушку вниз. Но даже самый плохой вертолет может полететь, если выйти с ним на улицу в ветреную погоду.

Теперь вы узнали, как можно сделать вертолет в домашних условиях вместе со своим ребенком. Конечно, малыш должен только участвовать в выполнении работы, а все основные этапы возлагаются на плечи взрослого. Если доверить всю работу ребенку, то устройство вряд ли полетит, из-за чего он расстроится.

Самодельный вертолёт: фото, видео полёта

Лёгкий самодельный вертолёт своими руками: фото с описанием, а также видео обзор одноместного вертолёта, сделанного из двигателя от снегохода «Буран» и подручных материалов.

Вертолёт АВ – 1 «Стрекоза» был построен авиаконструктором Василием Яковлевичем Артемчуком ещё в 1979 году. Автор собрал свой вертолёт в обычном гараже.

На постройку и испытания винтокрылой машины ушло 5 лет, это результат настойчивой и кропотливой работы.

На фото: Юрий Дмитриевич демонстрирует полёт, Юрий Дмитриевич был лично знаком с автором самоделки В. Я. Артемчуком.

Летательный аппарат отвечает всем основным требованиям, а сама конструкция довольно лёгкая, весит летательный аппарат всего 114 кг.

Технические характеристики вертолёта:

  • Двигатель от снегохода «Буран» мощностью 28 (34) л.с.
  • Масса – 114 кг.
  • Взлётная масса вертолёта 200 – 220 кг.
  • Диаметр несущего винта – 6 м.
  • Высота — 2 м.
  • Длина – 5 м.
  • Расход топлива – 10 л/час.
  • Скороподъёмность – 3,5 м/с.
  • Крейсерская скорость 80 км/час.
  • Вертолёт в зависимости от погодных условий развивает максимальную скорость 100 — 150 км/ч.

Автор воздушного судна для его постройки применял подручные узлы и материалы, это и запчасти от сельхозяйственной техники и самостоятельно сделанные детали. На фото показаны основные узлы самодельного вертолёта.

Задний рулевой винт изготовлен из клееной древесины и стеклоткани, приводится в движение клиновидным ремнём.

Автор в этой конструкции применил систему стабилизации типа «БЕЛЛ», которая ограничивает углы скорости на виражах для более безопасного полёта.

На фото показан автомат перекоса, по сути это устройство своего рода стабилизатор полёта, при внезапном ветре или неумелых действиях пилота вертолёт реагирует более плавно.

Несущий винт сделан автором своими руками, лонжерон лопастей сделан из клееной древесины твёрдых пород, хвостовая часть изготовлена из пенопласта, сверху лопасти покрыты стеклотканью.

Приборная панель вертолёта состоит из самых основных приборов необходимых для полёта:

  • Тахометра несущего винта.
  • Скоростемера.
  • Вареометра (скоростемер вертикальной скорости).
  • Датчика температуры двигателя.

Крутящий момент передаётся от двигателя через разгонную и кулачковую муфту, цилиндрический редуктор, далее на вал и основной редуктор несущего винта. Редукция 1:10.

Здесь установлен переделанный двигатель от снегохода «Буран», (28 л.с) но его мощности явно маловато для длительных полётов.

Об этом летательном аппарате была написана статья в журнале «Моделист конструктор», та самая статья представлена на этих фото.

Рекомендую посмотреть видео где Юрий Дмитриевич подробно рассказывает о самодельном вертолёте.

Видео с полётом на самодельном вертолёте.

Видео обзор самодельного вертолёта.

Безусловно такие одарённые люди, как Василий Аремчук, заслуживают уважения, но к сожалению, от государства не было и нет никакой поддержки для развития конструкторских идей простых народных умельцев.

Если автор ещё в далёком 1979 году смог построить вертолёт своими руками из подручных материалов, то при финансировании государства, малая авиация благодаря таким талантливым людям, могла шагнуть далеко вперёд. Возможно наше поколение уже давно могло бы иметь свои личные мини вертолёты и использовать их как удобное средство передвижения.

Мастер-классы по созданию моделей вертолетов

Если Вам нравится моделирование, предлагаем сделать несколько простых моделей вертолетов. В предложенных мастер классах вы найдете схемы и подробные пошаговые инструкции и фотографии. Также ребенок без труда справится с нашими моделями самостоятельно или с помощью взрослого.

Модель первого вертолета

Первый вертолет увидел свет в конце 30-х годов 20 века. Принцип, который лег в основу его создания, Игорь Сикорский, автор той самой, первой модели, почерпнул из набросков чертежей Леонардо Да Винчи, составленных за 500 лет до этого. Уменьшенную копию летающей машины великого художника и изобретателя вы можете сделать из листа картона или плотной бумаги.

Необходимые инструменты и материалы:

  • Схема здесь
  • Ножницы
  • Канцелярская скрепка

Порядок работы:

Распечатайте или нарисуйте шаблон на листе картона

Вырежьте заготовку по сплошным и сделайте сгибы по пунктирным линиям: фрагмент А – к себе, фрагмент В – от себя.

Согните фрагменты С и D по направлению к себе, так, чтобы они наложились друг на друга.

Загните основание «ножки» наверх и наденьте на него канцелярскую скрепку.

Поднимитесь повыше и, держа игрушку двумя пальцами за скрепку, бросьте ее как можно дальше вперед. Под нажимом потоков воздуха, лопасти начнут вращаться, увлекая за собой корпус и не позволяя ему сразу упасть на пол.

Ветолет из картона и пластиковой катушки

Эта модель вертолета будет интересной игрушкой для детей, так как ее можно запускать в воздух. Изготавливая ее Вы интересно проведете время всей семьей.

Вам понадобятся:

  • Квадратный лист жесткого картона размером примерно 20х20см
  • Легкая пластиковая катушка из-под ниток
  • Нейлоновая нить или тонкая леска
  • Линейка и карандаш
  • Ножницы

Порядок работы:

  1. Вырежьте из картона пропеллер, как показано на рисунке, соблюдая пропорции. Размеры на чертеже даны в дюймах, 1 дюйм = 2.5 см.
  2. Отметьте пунктирные линии.
  3. Приклейте катушку точно в центр пропеллера.
  4. Привяжите к катушке нить или леску. Обмотайте катушку ниткой (15-16 оборотов будет достаточно).
  5. Когда клей полностью высохнет, слегка загните лопасти вниз по пунктирным линиям.
  6. Чтобы запустить вертолет, насадите катушку на карандаш, приведите его в вертикальное положение и резко дерните нитку на себя.

Реалистичная модель вертолета

Следующая модель не летает, но выглядит более реалистично, чем две предыдущие.

Чтобы сделать такой вертолет, вам понадобятся:

  • Схема здесь
  • Ножницы
  • Клей
  • Фломастеры для раскрашивания вертолета
  1. Распечатайте шаблон на листе плотной бумаги и вырежьте все детали. Учтите, что голубые линии не предполагают надрезов, это просто очертания дверей и окон на фюзеляже.
  2. Раскрасьте фрагменты игрушки, прежде чем приступать к склеиванию.
  3. Согните по пунктирным линиям фрагменты 3, 4 и 5.
  4. Фрагмент 4 – пропеллер. Разделите его лопасти и сверните основание в цилиндр. Отогните уголки наружу и приклейте к крыше фюзеляжа, когда он будет готов.
  5. Фрагменты 3 и 5 составляют хвост. Протолкните его вглубь фюзеляжа, иначе центр тяжести вертолета будет смещен, и конструкция будет крениться назад.
  6. Склейте фюзеляж. Загните уголки на фрагменте 2 и приклейте его к изогнутым кромкам фрагмента 1. Затем сверните и склейте остальные части фрагмента 1.

Предлагаем Вам видео урок, как сделать вертолет в технике оригами. Чтобы сделать данную модель Вам понадобиться всего лиш листок бумаги формата А4 и немного внимания. Попробуйте сделать вертолет из бумаги с детьми.

Модель вертолета из бумаги

Привет всем любителям бумажного моделирования! Сегодня мы хотим предложить переключиться от склеивания машинок из бумаги и сделать модель вертолета из бумаги.

Склеиваем модель вертолета из бумаги

Если вы новичок и никогда не занимались склеиванием бумажных моделей, то при изготовлении вертолета вам нужно всего лишь распечатать 7 схем — разверток деталей, вырезать их и склеить.

Несколько советов:

  • Распечатывать детали вертолета можно на черно-белом принтере. Использовать цветной принтер нет необходимости, т.к. модель вертолета темного цвета.
  • Бумагу используйте обычную офисную, но для того чтобы модель получилась более прочной распечатайте детали вертолета дважды и сделайте каждую деталь двухслойной.
  • Для вырезания мелких деталей используйте маленькие острые ножницы. Для вырезания крупных деталей можно использовать канцелярский нож и металлическую линейку. Только обязательно подкладывайте старые журналы под схемы вырезаемых деталей, чтобы не испортить стол.
  • Для того чтобы изгибы деталей получались аккуратными и ровными используйте линейку и непишущую шариковую ручку либо стикер. Приложите линейку к линии изгиба, проведите по нему ручкой (стикером) и выполните сгибание.
  • Для склеивания деталей вертолета лучше использовать сухой клей-карандаш. Желательно купить свежий клей-карандаш, тогда склеиваемые поверхности будут более прочными.
  • Если планируете использовать жидкий клей то для того, чтобы склеивание деталей было аккуратным, используйте кисточку.

Схемы деталей вертолета из бумаги

Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 1Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 2Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 3Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 4Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 5 (helicopter paper model)Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 6 (helicopter paper model)Модель вертолета из бумаги — схема для распечатывания 7 (helicopter paper model)

Чтобы было проще разбираться со схемами, скачайте инструкцию по склеиванию вертолета из бумаги.

На десерт предлагаем посмотреть смешной мульт «Три богатыря против Фредди Крюгера».

Как, вы еще не склеили эти модели? Ну, это зря…

  • Ламборджини из бумаги
  • Архитектура из бумаги – Госпиталь
  • Автомобиль «Тигр» из бумаги
  • Машинки из бумаги – nissan S15
  • Кольт 1911 из бумаги
  • Танк «Тигр» из бумаги
  • Машинки из бумаги — Ford Falcon Coupe

Будем благодарны, если нажмете на социальные кнопочки!

Рубрики: Авиамодели из бумаги Метки:Модель вертолета из бумаги

Поделка вертолет из пластиковой бутылки для детей.

Для изготовления вертолета, потребуется:

2 литровые пластмассовые молочные бутылки, 1 пробка от бутыли с питьевой водой, скотч, степлер, зубочистки, трубочки для коктейля, ненужный фломастер.

Изготовление главного винта вертолета

Берем одну из бутылок и отрезаем верхнюю часть по «плечики».

А также отрезаем дно бутылки.

Из получившейся заготовки нарезаем 4 полоски — детали главного винта (или попросту говоря пропеллера сверху вертолета). Располагаем заготовки перед собой выпуклой стороной вверх.

Отрезаем прямоугольники на каждой детали из четырех высотой на уровне 1/3 от высоты основной детали, оставляя узкий выступ шириной 0,6-0,7мм.

Получившиеся выступы сплющиваем, чтобы получился «желобок». В эти «желобки» укладываем зубочистки и обматываем их скотчем.

Нарезаем трубочку для коктейля на части длиной 2/3 длины зубочистки. Надеваем короткие трубочки на зубочистки. Это придаст аккуратный вид лопастям винта.

В пробке от бутыли делаем 4 отверстия при помощи шила или толстой иглы. Отверстия должны быть диаметром размером подходящим для зубочистки.

В отверстия вставляем зубочистки с лопастями винта. Главный винт вертолета (пропеллер) готов.

Изготовление винта в хвостовой части вертолета

Из оставшейся заготовки первой пластмассовой бутылки нарезаем 4 полоски для винта в хвостовой части вертолета длиной 1/3 от длины полосок для изготовления верхнего винта.

Аналогично вырезаем прямоугольники с деталей лопастей оставляя «зубчик».

«Зубчик» на каждой детали лопасти сплющиваем в желобок». Подготовим крестовину размером 1,5 см х 1,5см. (Для крестовины можно приобрести готовые детали, использующиеся при укладывании облицовочной плитки либо вырезать из очень плотного материала — пластмассы или картона). Нарезать из трубочки для коктейля короткие трубочки длиной, равной длине «зубчика» лопасти.

Надеваем короткие трубочки на крестовину. Вставляем в трубочки лопасти винта. Винт для хвостовой части вертолета готов.

Прикрепление винтов и окончательная сборка вертолета

Берем вторую пластмассовую бутылку и две крышки от таких бутылок.

Крышки приставляем друг к другу и делаем сквозное отверстие диаметром, подходящим для фломастера. В это отверстие вставляем фломастер. Крышки можно закрепить между собой при помощи скотча.

Затем в бутылке прорезаем иллюминаторы вертолета с обеих сторон.

Между иллюминаторами прорезаем сверху отверстие для крепления верхнего винта.

Крепим верхний винт вертолета.

Крышку с фломастером (хвостовая часть вертолета) прикручиваем к бутылке.

На конце фломастера закрепляем маленький винт для хвостовой части вертолета при помощи скотча.

Поделка Вертолет готова.

Вертолет из пластиковой бутылочки

Наверняка в доме, где есть маленький ребенок, хоть раз случалась ситуация, когда вечером малыш заявляет, что к утру нужно в срочном порядке сделать поделку для выставки в детском саду или школе. Возможно, в этом случае вам поможет мастер-класс Анастасии.

Простая в изготовлении поделка из бутылочки из-под йогурта – это то, что надо для решения проблемы. Из подобной пластиковой тары легко и быстро можно смастерить вертолетик.

Для работы понадобится:

• бутылочка,
• три коктейльные трубочки,
• теннисный шарик или другой предмет подобной формы,
• английская булавка,
• ножницы,
• а также небольшой кусочек двустороннего скотча и степлер.

Для начала в крышке бутылочки из-под йогурта необходимо проделать небольшое отверстие. Сюда впоследствии будет «вмонтирован» хвост вертолета, изготовленный из загнутого кончика коктейльной трубочки.

Далее нужно обрезать саму бутылку чуть выше середины. Это будет «тело» вертолета. Также заранее отрежьте небольшой кусочек для создания шасси.

Теперь можно приступить к созданию пропеллера. Для того чтобы изготовить его, вам понадобятся две обрезанные трубочки, которые необходимо скрестить между собой и скрепить булавкой. Полученный винт все той же английской булавкой крепится к основе вертолета.

Теннисным шариком нужно закрыть отверстие в бутылке, тем самым образуя своеобразную кабину пилота.

С помощью двустороннего скотча к основе самолета нужно приклеить шасси, сделанное из припасенного выше кусочка пластика, скрепленного степлером с двумя параллельно установленными трубочками для коктейля, предварительно обрезанными до необходимой длины.

Вот и все. Поделка готова. При желании вертолет можно раскрасить гуашью.
Процесс создания шедевра займет лишь несколько минут. А настроение, поднятое во время совместной работы мамы и ребенка, останется надолго.

Эта прекрасная поделка из пластика – отличный вариант для демонстрации на выставке в детском саду или школе.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Метки: Детские поделки, Поделки из бросового материала, Поделки из пластиковых бутылок

САМОДЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ АВ-1

Уважаемый любитель авиации! Данная статья, возможно, станет вам полезной при разработке и постройке легкого вертолета. Предлагаемая винтокрылая машина (АВ-1) — плод длительного увлечения авиацией, результат настойчивой и кропотливой работы в течение пяти лет, из которых два года ушло на постройку, а остальные — на испытание, доводку, освоение пилотирования, ремонт, модернизацию.

Конструкция вертолета отвечает нескольким важнейшим требованиям, предъявляемым к летательному аппарату, находящемуся в пользовании любителя: возможность хранения в небольшом помещении; транспортировка к месту полетов — легковым автомобилем, мотоциклом и даже вручную; сборка в течение 18—20 минут одним человеком (при этом используется всего два гаечных ключа).

Весьма надежно решена проблема безопасности при отказе двигателя и трансмиссии в полете. Конструкция несущего винта (НВ) и системы управления имеет особенности, благодаря которым «прощаются» такие ошибки пилотирования, как затяжеление несущего винта и перегрузки. Конечно, на конструкцию вертолета значительно повлияли стесненные условия, в которых он изготавливался, а также трудности с материалами и оборудованием, поэтому ясно, что машина далеко не идеальна.

Но я ею доволен. Для начала приведу примеры расчетов основных элементов конструкции. Так, диаметр несущего винта АВ-1 выбран из условия нагрузки на единицу площади ометаемого диска (Ps) в пределах 6—7 кг/м2. Эта величина взята по результатам обработки статистических данных летающих легких автожиров, вертолетов, имеющих удельную нагрузку (р) в пределах 6— 8 кг/л .с.

В моем случае, исходя из предполагаемой полетной массы (т) аппарата 180—200 кг (масса пустого 100—120 кг) и располагая двигателем мощностью (N) в 34 л.с., из которых две должны были расходоваться на привод рулевого винта, получаем следующие значения нагрузки на единицу мощности, площади ометаемого диска НВ (S ) и диаметра НВ (D):

Диаметр НВ 6,04 м очень близок к размеру НВ у автожира Бенсена с двигателем 40 л.с. и массой 190 кг. При таких начальных данных была надежда, что вертолет полетит. Но для того чтобы он мог летать в качестве транспортного средства, необходимо, чтобы тяга НВ (Т) была значительно больше, чем масса аппарата (как минимум в 1,4 раза).

Это обеспечивает достаточную вертикальную скороподъемность и высотность полета. Теперь определим расчетом максимальную Т на режиме зависания в условиях нормальной атмосферы (760 мм рт. ст., 18°С). В этом случае использовалась эмпирическая формула:

В итоге тяга получилась 244,8 кг, что очень близко к фактически полученной при испытаниях АВ-1. (Исходя из названного соотношения 1,4, по нашему мнению, полетная. масса аппарата не должна превышать 175 кг. — Ред.) Описание конструкции вертолета начну с так называемой фюзеляжной части. Отсек кабины имеет ферменную конструкцию в виде четырехгранной пирамиды, вертикальная грань которой (главный шпангоут) как бы отделяет отсек кабины от двигателя.

Изготовлена она из дюралюминиевых (Д16Т) труб: вертикальные и нижние—40×1,5 мм, а передние — 30×1,5 мм. Над кабиной имеется силовой соединяющий элемент — рама под главный редуктор, внизу же — горизонтальная поперечина моторамы. Вторая силовая поперечина (на уровне спинки сиденья) — из дюралюминиевой трубы прямоугольного сечения 30x25x1,5 мм; она служит для крепления промежуточного редуктора, спинки сиденья и узлов главных стоек шасси.

«Отсек» двигателя в виде трехгранной пирамиды выполнен из стальных труб (сталь 20) сечением 30x30x1,2 мм. Нижняя грань имеет узлы крепления под двигатель, раскосы шасси и хвостовую балку. Хвостовая балка склепана из дюралюминиевого листа толщиной 1 мм. Состоит она из трех частей: двух конусов (диаметр у вершины 57 мм) и цилиндра между ними (диаметр 130 мм) с наружными ребрами, которые служат усиливающим стрингером и зоной склепки элементов обшивки. В местах крепления раскосов вклепаны усиливающие шпангоуты.

Передняя стойка шасси свободноориентированная, без амортизации, имеет колесо 250×50 мм (от лыжероллеров). Основные опоры шасси сделаны из стальных труб и оснащены пневматическими амортизаторами. Колеса основных опор — 300×100 мм со срезанным протектором (от карта). Такая «стрижка» проводится для снижения веса, улучшения обтекаемости и облегчения движения «юзом» по траве во время тренировок или при неудачных посадках.

Нижние раскосы шасси — из стальных труб 20×1 мм. На вертолете установлен четырехтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объемом 750 см3. Картер и коленвал взяты от мотоцикла К-750; поршни, цилиндры и головки — от МТ-10. Картер облегчен и приспособлен к работе с вертикальным расположением вала (изменена маслосистема). Возможно использование и других двигателей, полная масса которых не более 40 кг и мощность не менее 35 л.с. Особо надо отметить систему стабилизации аппарата.

На АВ-1 применена система типа «БЕЛЛ», но с более высоким коэффициентом стабилизации (0,85), что почти полностью снимает с пилота заботу о балансировке вертолета в режиме висения. Кроме того, она ограничивает угловые скорости на виражах, оберегая вертолет от перегрузок. Управляемость при этом обеспечивается за счет формы грузов в виде плоских дисков (подобраны экспериментально). Длина стержней выбрана из условия, что грузы в виде плоских дисков должны хорошо «сидеть» в потоке.

Поэтому окружная скорость грузов выбрана 70 м/с, а при 600 об/мин это соответствует длине (радиусу) стержня, близкой к 1 м. Масса груза выбиралась из условия, что при отклонении плоскости вращения стабилизирующих стержней от плоскости НВ на 1,5°—2° должен возникнуть момент, который при передаче через рычажный механизм к осевому шарниру лопасти НВ будет равным (или большим) моменту трения в подшипниках осевого шарнира под рабочей осевой нагрузкой. Главный редуктор предназначен для передачи крутящего момента на вал несущего винта.

Внутри его проходит шток механизма управления общим шагом НВ. Он заканчивается вилкой, которая своими боковыми выступами входит в зацепление с вилками втулок лопастей, вращая механизм системы стабилизации. При вертикальном перемещении штока (от рукоятки) с помощью рычагов механизма общего шага происходит изменение угла установки лопасти винта (и соответственно — его шага).

На верхней крышке корпуса редуктора установлен автомат перекоса (АП), служащий для изменения положения плоскости (фактически конуса) вращения НВ относительно вертикальной оси аппарата (оси главного вала редуктора) за счет противоположного по знаку изменения угла атаки лопастей: угол атаки лопасти, идущей вниз, уменьшается, идущей вверх — увеличивается.

При этом происходит изменение величины и направления горизонтальной составляющей вектора тяги НВ. Корпус редуктора разъемный по плоскости, перпендикулярной оси вала, сварен из листовой стали З0ХГСА толщиной 1,3 мм. Гнезда подшипников выточены также из стали З0ХГСА, вварены в крышки, после чего произведена термообработка («закалка», высокий отпуск) для снятия напряжений и повышения прочности.

Затем профрезерованы фланцы, собраны крышки и расточены посадочные места подшипников и отверстий на координатном станке. Нижняя крышка изготовлена из сплава Д16Т. Главный вал сделан из стали 40ХНМА, термообработан до G вр = 110 кг/мм2. Диаметр вала —45 мм, диаметр внутреннего отверстия — 39 мм, толщина стенки в зоне шлицев втулки НВ — 5 мм. Поверхности вала полированы, шлицы и места посадки подшипников меднены. Ведомая шестерня и ведущий вал-шестерня — из стали 14ХГСН2МА-Ш и имеют соответственно 47 и 12 зубьев с модулем 3 и углом зацепления 28°.

Зубья цементированы на глубину 0,8—1,2 мм и термообработаны до твердости HRC = 59—61. Наружное кольцо автомата перекоса разъемное (как хомут), изготовлено из сплава Д16Т (фрезеровано из листа толщиной 35 мм), а внутреннее кольцо и карданное — из стали З0ХГСА. Подшипники карданного кольца — 80018Ю. Подшипник автомата-перекоса — 76-112820Б. Модуль рулевого винта (РВ) собран на стакане, телескопически соединенном с законцовкой хвостовой балки. Он может выдвигаться для натяжения приводного ремня.

При этом, правда, необходимо перестраивать длину тросов управления рулевым винтом. Привод его осуществляется от промежуточного редуктора с помощью цепной и двух ременных передач. Рулевой винт — шарнирный (имеет горизонтальный совмещенный и осевые шарниры), вращается спереди вверх-назад. Диаметр его 1,2 м, число оборотов в минуту — 2500. Втулка РВ состоит из крестовины и двух стаканов, склепанных с лопастями.

В качестве осевых подшипников служат две бронзовые втулки, а центробежную силу воспринимает резьба М24х1,5. Уплотнение осуществляется резиновым кольцом, которое фиксируется шайбой и пружинным кольцом. Поводки осевых шарниров смещены от оси горизонтального шарнира (ГШ) на 30°. Смазка — маслом МС-20, залитым в стакан перед сборкой.

Горизонтальный шарнир собран на бронзовых втулках и цементированном пальце, который фиксируется на вилке ГШ от проворота. При сборке лопастей со стаканом особое внимание обращалось на соосность их осей. Теперь немного о выборе основных параметров лопастей воздушных винтов. Средняя аэродинамическая хорда (САХ) лопасти вычисляется из условия, что коэффициент заполнения ометаемого диска (К) будет в пределах 0,025—0,035 (меньшая величина — для больших окружных скоростей, 200—220 м/с; а большая — для меньших, 170—190 м/с), по формуле:

На вертолете АВ-1 для несущего винта величина коэффициента К = 0,028, так как окружные скорости выбраны в пределах 190—210 м/с. При этом САХ принята равной 140 мм. На летательном аппарате желательно иметь все очень легкое. Но применительно к НВ мы можем говорить о минимально допустимой массе, так как от массы лопасти зависит центробежная сила, необходимая для создания конуса вращения несущего винта.

Желательно, чтобы этот конус был в пределах 1°—3°. Изготовить лопасти массой 2—3 кг вряд ли возможно и даже нежелательно, так как будет мал запас кинетической энергии при аварийной посадке на авторотации с подрывом, а также при переходе на режим авторотации с моторного полета. Масса 7—8 кг для аварийного случая хороша, но на режимах максимальных оборотов НВ будет давать значительную центробежную силу. На АВ-1 применена лопасть массой в пределах 4,6—5,2 кг, что обеспечивает максимальную нагрузку от центробежных сил до 3600 кгс.

Прочность втулки НВ рассчитана на эту нагрузку (с 7-кратным запасом прочности); масса ее составляет 4,5 кг. Предлагаемая форма лопасти в плане и крутка — результат опытов с лопастями различной формы, круток и профилей. Лопасти НВ должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: хорошо авторотировать (то есть обеспечивать малую скорость снижения на авторотации при отказе двигателя) и с максимальным КПД использовать мощность двигателя на моторном полете (для скороподъемности, максимальной скорости и экономичности). Рассмотрим варианты лопастей для вертолета и для автожира.

У хорошего автожира крутка обратная, то есть угол установки лопасти у комля отрицательный (-5°…-8°), а концевого участка — положительный (+2°). Профиль плосковыпуклый или S-образный. В настоящее время широко применяют профиль NACA 8-Н-12 (S-образный, 12-процентный). Форма лопасти в плане — прямоугольная. У хорошего вертолета крутка прямая, то есть у комля угол установки положительный (+8°.. .+12°) по отношению к концевому участку. Профиль NACA 23012, относительная толщина которого на конце — 12%, а у комля — 15%.

Форма лопасти в плане — трапециевидная, с сужением 2,4—2,7. Был произведен расчет формы лопасти в плане методом конечных элементов для случая полета со скоростью 110 км/ч и запасом по перегрузке лопасти, «идущей назад», — 1,4. При оборотах НВ 580 об/мин, диаметре НВ 6 м и полетной массе 200 кг получилась лопасть шириной на конце 80 мм, а у комля 270 мм (сужение 3,4). Лишняя ширина лопасти на конце приводит к лишней затрате мощности двигателя на преодоление турбулентного сопротивления профиля, поэтому выгодно максимально уменьшить смачиваемую поверхность участков, работающих на больших скоростях.

С другой стороны, для того чтобы был запас подъемной силы на концевых участках лопасти при затяжелении НВ или при переходе на авторотацию (наиболее вероятных ошибках пилотирования пилотом-любителем), необходимо иметь лопасти несколько шире расчетных. Мною принято сужение лопасти 2, корневая хорда — 220 мм, а концевая — 110 мм. Для того чтобы примирить вертолет с автожиром в одном аппарате, пришлось применить лопасти без крутки.

Сложнее с профилями. Концевая часть лопасти (R отн = 1 — 0,73) имеет профиль NACA 23012 с относительной толщиной 12%. На участке R отн = 0,73—0,5 — переходной профиль от NACA 23012 до NACA 8-Н-12, ‘ только без S-образного хвостика. На участке R = 0,5—0,1 профиль NACA 8-Н-12 переменной относительной толщины: 12% на R отн = 0,5 и 15% на R = 0,3—0,1. Такая лопасть хорошо тянет на всех режимах полета. На авторотации получена скорость снижения вертолета 2,5 м/с.

При испытании была произведена посадка на авторотации без подрыва, торможение осуществлялось тангажом и вертикальная скорость была погашена до нуля, а пробег составил всего около 3 м. На сверхлегком вертолете в случае отказа двигателя трансмиссия РВ отсоединяется, так как для его привода требуется энергия, вырабатываемая авторотирующим НВ, что ухудшило бы авторотацию и увеличило скорость снижения.

Поэтому для РВ нет необходимости в симметричном профиле лопастей. Лучше всего подобрать плосковыпуклый типа R3. Для повышения КПД желательно применять крутку (8°). Кроме того, для повышения эффективности винта форму лопасти в плане желательно иметь трапециевидную с сужением, равным 2, и коэффициентом заполнения ометаемого диска в пределах 0,08—0,06. Хорошие результаты дает также профиль NACA 64А610-а-0,4 с относительной толщиной 12%.

Изготовить лопасти можно с применением различных технологий. Например, из цельной сосновой доски. В качестве заготовок выбираются две доски из прямослойной, без сучков, сосны средней плотности, вырезанные так, чтобы плотные слои были обращены к будущей передней кромке и шли под углом 45°. Доска профилируется по шаблону, уменьшенному на толщину оклейки стеклотканью и окраски (0,8—1,0 мм). После чистовой обработки хвостовая часть детали облегчается. Для этого разметкой выделяются лонжеронная часть и задняя кромка. Лонжеронная часть у комля составляет 45% хорды, а у концевой — 20%.

Далее сверлятся отверстия диаметром, равным расстоянию от задней кромки до лонжерона с шагом 40— 50 мм. После чего отверстия заполняются твердым пенопластом ПС или ПХВ, шлифуются заподлицо и оклеиваются стеклотканью. Комлевая часть обычно оклеивается в несколько слоев, с плавным переходом на основное полотно.

Другой способ изготовления лопастей — из нескольких дрок. Заготовка выклеивается из трех-четырех дрок, которые могут быть цельными лентами или склеенными из двух полос разной плотности. Лонжеронную часть дроки желательно изготавливать из березы или лиственницы. Сначала из двух реек склеивается заготовка дроки толщиной втрое больше чистовой. После этого она разрезается на две и обрабатывается до нужной толщины.

При этом лонжеронная часть разных дрок лопасти делается разной ширины (на 10— 15 мм) для переплета. Можно отдельно склеить лонжерон из 3—4 дрок, а хвостовую часть — из одной или двух. После профилирования в переднюю кромку необходимо вклеить противофлаттерный груз на длине 0,35 R от конца лопасти, так как флаттеру подвержены в основном концевые участки лопастей.

Груз делается из свинца или мягкой стали. После вклейки он обрабатывается по профилю и дополнительно прихватывается к дрокам лонжерона полоской стеклоткани на эпоксидной смоле. После этого можно всю лопасть оклеивать стеклотканью. Во время изготовления лопасти надо постоянно контролировать вес деталей, для того чтобы после сборки и обработки масса лопасти как можно меньше отличалась от расчетной.

( В.АРТЕМЧУК, г. Житомир)

Компоновка вертолета АВ-1: 1 — трубка приемника воздушного давления, 2 — рукоятка управления автоматом перекоса, 3 — рукоятка выжимного рычага, 4 — щиток приборный (тахометр, указатель температуры головок цилиндров двигателя, указатель скорости, вариометр), 5 — редуктор главный, 6 — автомат перекоса, 7 — втулка несущего винта, 8 — тяга управления автоматом перекоса Г-образная, 9 — вал промежуточный, 10—редуктор промежуточный, 11 — цепь привода рулевого винта, 12—маслобак, 13 — ремни привода рулевого винта, 14 — раскосы хвостовой балки (Д16Т, труба 40×1,5), 15 — подкосы (Д16Т, труба 20×1), 16 — рулевой винт, 17 — опора хвостовая, 18 — балка хвостовая, 19 — блок электронный, 20 — двигатель, 21 — рукоятка управления общим шагом («шаг-газ»), 22 — подкос основной опоры шасси амортизационный, 23 — тяга управления общим шагом, 24 — шкив промежуточный, 25 — триммер, 26 — стержень стабилизирующий с грузами, 27 — блок педалей управления шагом рулевого винта.

Hecущий винт условно развернут на 18°

Трансмиссия вертолета: 1 — втулка несущего винта, 2 — редуктор главный, 3 — рычаг выжимной, 4 — вал выжимной со шлицевым стаканом. 5 — шестерня ведущая промежуточного редуктора, 6 — вал ведущей шестерни, 7 — стакан фрикционно-храповой муфты. 8 — фиксатор выжимного вала шариковый, 9 — вал-рессора, 10 — амортизаторы двигателя, 11 — двигатель, 12 — маховик, 13 — насос масляный, 14— маслобак, 15 — шестерня ведомая, 16 — муфта храповая обгонная, 17 — вал промежуточный, 18—датчик оборотов несущего винта, 19 — лопасть несущего винта. Главный редуктор вертолета: 1 — стержень стабилизирующий, 2 —гайка М18, 3 — вилка втулки первой лопасти, 4 — вилка муфты НВ, 5 —уплотнения, 6 — подшипник карданного кольца АП 80018Ю, 7 — ухо, 8 — кольцо АП наружное, 9 — подшипник 76-112820Б, 10 — кольцо карданное (З0ХГСА), 11 — кольцо АП внутреннее (З0ХГСА), 12 — подшипник 205, 13—вал-шестерня ведущий, 14 — подшипник 106, 15 — манжета, 16 — кольцо разрезное, 17—втулка упорная (З0ХГСА), 18 — насос винтовой масляный, 19 — шток привода механизма общего шага, 20 — тяга управления общим шагом, 21 — гайки, 22 —подшипник самодельный упорный, 23 —корпус подшипника, 24 — шток уплотнительный, 25 — крышка уплотнительная, 26 — шестерня ведомая, 27 — корпус главного редуктора, 28 —подшипники 109, 29 — вал главный, 30 — шлиц-шарнир привода наружного кольца АП, 31 —вилка втулки второй лопасти, 32 — палец муфты НВ (З0ХГСА, пруток диаметром 18), 33 — подшипник игольчатый самодельный, 34 — тяга поводка лопасти, 35 — вилка штока, 36 — коромысло механизма общего шага и АП, 37 — тяга. Втулка несущего винта в сборе: 1 —шпилька контровочная, 2 — шарнир лопасти, 3 — вилка штока механизма общего шага, 4 — коромысла, 5 — тяга АП, 6 — стержень стабилизирующий, 7 — тяга, 8 — поводок, 9 — кольцо АП наружное. Втулка несущего винта: 1 — поводок, 2 — палец, 3 — вилка втулки лопасти, 4 — вилка шарнира лопасти. Автомат перекоса: 1 — редуктор главный, 2 — тяга Г -образная (выполнена заодно с поз.8), 3 — уши, 4 — шлиц-шарнир привода наружного кольца, 5 — корпуса подшипников карданного кольца, 6 — втулка наружного кольца стяжная, 7 — кольцо карданное, 8 — кольцо внутреннее, 9 — кольцо наружное, 10 — противовес шлиц-шарнира. Механизм привода рулевого винта: 1 — вилка муфты рулевого винта, 2 — крестовина, 3 — палец, 4 — поводок осевого шарнира, 5 — тяга, 6 — ползушка механизма управления шагом винта, 7 — цапфа привода ползушки, 8 — штифт (сталь 45, пруток диаметром 4), 9 — подшипник 7000105, 10 — корпус редуктора (Д16Т), 11 — подшипник 7000102, 12 — стакан (З0ХГСА), 13 — шкив привода винта. Втулка рулевого винта: 1 — крестовина (18Х2Н4МА), 2 — палец (З0ХГСА), 3 — втулки (бронза), 4 — палец тяги, 5 — поводок осевого шарнира (З0ХГСА), 6 — лопасть, 7 — стакан лопасти (З0ХГСА), 8 — кольцо уплотнительное резиновое, 9 — кольцо стопорное. Лопасть несущего винта: 1,2— дроки лонжерона наружные (лиственница, сосна северная, ясень, бук плотностью 0,8 г/см3), 3 — покрытие (стеклоткань s0, 1, два слоя), 4 — дрока средняя (клин «на нет»), 5 — элемент лонжерона (клин «на нет») средний, 6 —элементы лонжерона наружные (сосна южная, ель плотностью 0,25—0,42 г/см3), 7 — пенопласт (ПС, плотность 0,15 г/см3), 8 — покрытие (стеклоткань s0,05, два слоя, второй слой под углом 45° к оси), 9 — груз (свинец), 10 — покрытие (стеклоткань s0,1, два слоя, один слой под углом 45° к оси), 11 — заклепка, 12 — триммер. Лопасть рулевого винта (крутка линейная): 1 — лонжерон (лиственница, ясень, бук, северная сосна плотностью 0,8 г/см3), 2 — хвостовик (пенопласт ПС), 3 — пробки (сосна), 4 — грузик балансировочный (свинец, диаметром 8 мм).

Рассчитав девятый десяток, Юрий Васильевич Веснин все никак не успокоится. Во дворе старенького одноэтажного дома в центре Рязани все время что-то происходит. То неугомонный дедушка чинит старенькую «Таврию», то избушку подлатает, то … вертолет построит.

Свой первый летательный аппарат токарь, фрезеровщик и мастер на все руки собрал, когда ему еще не было и 30 лет. Происходило все это в Алма-Ате. Юрий Веснин работал тогда на заводе, параллельно своему основному, токарному делу освоил автогенную и электрическую сварки, а в свободное время мастерил все помаленьку. Подружился с одним летчиком, а тот однажды возьми и скажи: «Ты все можешь, давай делай вертолет». Но сказать одно, а где запчасти взять? На одном из аэродромов можно было достать главное — лопасти. Собирался купить те, что сняли с уже списанных машин. Причем перед этим изучил устройство вертолета и теорию полета.

— А инженер на аэродроме потребовал: «Сдавай экзамен. Сдашь — лопасти даром отдадим». Ну я и сдал. А лопасти, кстати, совсем новые оказались, прямо в упаковке, — рассказывает Юрий Васильевич.

Вертолет мастер сделал, да только неба тот так и не увидел. Появился на горизонте один летчик, из тех, кому «только форму носить», Юрий жену и приревновал. А чтобы пар выпустить, взял и ночью распилил свой вертолет. История с малой авиацией на этом не закончилась, но приостановилась надолго. Зато «досталось» другой отрасли — автомобилестроению.

— Сколько я машин сделал, честно не помню. Один «Рафик» даже зарегистрировали, он с нами в Рязань и приехал. А сколько «бобиков» (простонародное прозвище УАЗа — Ред.) было — не счесть. Кому продали, кому отдали.

У того же «Рафика» двигатель и мост от «Москвича», а для вертолета найти нужно было только лопасти и двигатель. Все остальное — своими руками. Причем сыновей сызмальства к делу приучил, так что пацанам было чем заняться.

СВОЙ КУСОЧЕК НЕБА

Во времена перестройки семья перебралась в Рязань. Здесь и воплотилась давняя мечта о вертолете. Лопасти сейчас можно купить свободно, вот только на что? Тут повезло — сын-десантник как раз вернулся из длительной командировки в Югославию. Заработанные деньги потратил так: на четыре тысячи долларов купил дом, а на шесть тысяч «зеленых»… лопасти для вертолета. Двигатель от «Subaru» по сравнению с лопастями стоил копейки — всего тысячу рублей отдали. Все остальное делали своими руками, в итоге получился аналог вертолета К-26. Полетели первый раз лет шесть назад.

— Разрешения у нас нет, его получить очень сложно. Но правила знаем и летаем только там, где можно — над лугами, — рассказывает Юрий Васильевич. — Жена поначалу только и говорила: «Дураки, разобьетесь». Но потом ничего… Мы потихоньку начинали, «бегали», потом поднимались, в воздухе разворот делали, учились в общем. Ну а потом уже творили, что хотели.

Юрий Васильевич исполнил мечту многих мужчин — сам сделал себе дорогую «игрушку». Теперь вот доделывает еще одну.

Садится машина, названная «Алмаатинец», очень мягко: зависнет чуть в воздухе и плавно вниз спускается. Никаких трудов ради таких ощущений, по словам Юрия Васильевича, не жалко.

— Знаете, как красиво, когда поднимаешься? Тут ведь не видать ничего, а там озера, деревушки — не передать, — делится Юрий Веснин.

Но и на этом мастер не успокоился, сейчас вместе с сыном собирает уже второй вертолет. Начинал прямо у себя во дворе, на зиму бережно замотал остов покрывалом, а как потеплело, отвез будущую машину в гараж к сыну — нужны уже более серьезные работы.

Соседи Юрия Васильевича даже и не знают, что тот собирает вертолеты, мало ли что он там мастерит?

— Это просто удивительно, такой возраст а он постоянно работает, чертит что-то, разрабатывает, — говорит соседка Валентина Григорьевна. — Но мешать он нам точно не мешает. Мешают пьяницы да дебоширы, а Юрий Васильевич… побольше бы таких!

— У человека такое интересно хобби, да еще в таком возрасте — это же замечательно! — делится соседка Людмила Борисовна. — Кто-то шьет, кто-то вяжет, а он вон что придумал!

ЭХ, ДЕВЧОНКИ, ПРОКАЧУ!

Овдовел мастер пять лет назад, так один и живет. Детей трое, внуков шестеро, и никто старика не забывает. Да ему и скучать-то некогда — гараж рядом. Во дворе стоит старенькая «Таврия», купленная за 8 тысяч рублей. Тут подчинил, там подлатал, в итоге машина ездит как ни в чем не бывало. Опыт вождения у Юрия Веснина, кстати, 62 года. За это время, говорит, ни одного штрафа не выписали. Ну а на досуге можно и на Ореховое озеро сходить, искупаться. Там же на турниках позаниматься. Народ удивляется, подходит, спрашивает «сколько лет?». На ответ «81» — это прошлым летом — никто не верит, приходится водительские права показывать. А еще говорят, что у нас мужиков нет.

КОМПЕТЕНТНО

Директор аэродрома «Протасово» Виктор Аксенов:

— В принципе сделать вертолет самому можно. На то он и человек, тем более русский — в каждом из нас живет свой Кулибин. Иметь специальное образование для этого не обязательно. Главное, чтобы инженерная мысль у человека была, — говорит Виктор Федорович. — Другое дело, что официального права летать такие люди, как правило, не имеют — получить все документы сложно. А умельцев хватает, в каждой области по 2-3 человека замахиваются на такие дела. Особенно много на юге страны, в Ростовской области и Краснодарском крае. Это у нас в крови.

МНЕНИЕ РОСТРАНСНАДЗОРА

То что российские умельцы на собственноручных агрегатах поднимаются в воздух — замечательно. Но как к этому относятся власти? Ведь в небе, как и на дороге, должен быть порядок. Оказалось, Юрий Васильевич может летать спокойно, властям до него и ему подобных и дела нет.

— Обнаружить самодельные аппараты и их владельце очень сложно. Мы инспектируем только в аэропортах, а эти умельцы летают только со своего гаража, — рассказал «Комсомолке» заместитель начальника отдела надзора за состоянием безопасности полетов и анализа деятельности в гражданской авиации Ространснадзора РФ Борис Ручкин. — Обнаруживать и штрафовать нарушителей должны местные власти — администрация, полиция, прокуратура и органы госбезопасности. Штраф за незаконные полеты максимум пять тысяч рублей. Ну а сколько нарушений будет выявлено — это уже от инспектора зависит.

Лёгкий самодельный вертолёт и самолет своими руками. Сегодня, когда путешествие на самолёте на другой конец планеты совершенно обычное дело, хочется своими руками собрать хотя бы простейший летательный аппарат. Но существует вполне реальные, воплощенные в металле, летающие машины. Требования к сверхлёгким летательным аппаратам, 5-кой самых важных: 1. Самодельный Летательный Аппарат обязан быть прост в управлении, простым в пилoтировании на взлёте и при посадке, причём применение нетрадиционных методов и систем управления аппаратом строго запрещается. 2. При выходе из строя двигателя Летательный Аппарат должен сохранять стабильность и обеспечивать безопасное планирование и посадку. 3. Разбег Летательного Аппарата до взлёта и oтрыва от грунта не больше 250 м, а взлётная скорость минимум 1,5 м/с. 4. Усилия на ручках управления – в пределах 15-50 кг в зависимости от выпoлняемого манёвра. 5. Фиксаторы аэродинамических рулевых плоскостей обязаны выдерживать перегрузку не менее 18 единиц. Самоделки своими руками от мастеров в гаражных условиях. Не забудьте нажать «🔔» рядом с кнопкой ПОДПИСАТЬСЯ, и вы будете уведомлены о том, когда мы загрузим новые видео. Подписка на канал: https://www.youtube.com/channel/UCztf041IY6RcTxKxCX6Cz9g Группа ВК: https://vk.com/id405455459 #самодельный #самолет #самоделка #своими #руками #вертолет #летательный #аппарат #машины #летающие #вертолёт #Самодельный #СамодельныйВертолёт #СамодельныйСамолет #Самоделка #Вертолёт #Самолет #СвоимиРуками #СамолетСвоимиРуками #ВертолетСвоимиРуками #ЛетательныйАппарат #Аппарат #Машины #ЛетающиеМашины

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх