Электрификация

Справочник домашнего мастера

Как сделать варган?

Варган, дрында «брынькалка» наверняка многие из вас слышали его звучание, но не многие знали, как называется простой инструмент издающий такие оригинальные звуки. Вполне естественно, что у разных народов, этот инструмент и называется по-разному, но речь в этой статье не о том как обозвать эту смешную брынькалку. А о том, как «сварганить варган» своими руками быстро, просто, красиво.

Виды варганов:

Рамочный – его основная деталь (язычок) вырезан внутри деревянной пластинки. На этой деревянной пластинке с обеих сторон прикреплена верёвка: за одну вы удерживаете инструмент, а за другую дёргаете, в результате чего язычок начинает дрожать и издавать звуки рисунок №1.

Рисунок №1 – Рамочный варган

Пластинчатый – для его изготовления, как правило, используют: дерево или кость, хотя сейчас их с успехом изготавливают из стали и латуни. Упругий метал, звучит лучше, потому, именно его чаще всего используют.

Рисунок №2 – Пластинчатый варган

Дуговой – изготовляется в виде рамки, внутри которой закреплён упругий стальной язычок. Варган такого типа как правило изготавливается только из металла, хотя возможны различные варианты (о них и пойдёт речь в нашей статье), рисунок №3.

Рисунок №3 – Дуговой варган

Тонкости, которые надо учесть делая варган:

Я не стану вам говорить о правильных названиях варгана и уж тем более, об истории его происхождения, так же в этой статье вы можете и не найти всех тонкостей создания варгана или игры на нём (их знают, пожалуй, только настоящие мастера своего дела). Я расскажу вам как его исполнить в домашних условиях и из подручных средств, без особых материальных затрат.

Варганы, в зависимости от того кто, как, и из чего их делал, имеют разную форму и могут быть выполнены из различных материалов, однако, как и в любом другом изделии, при изготовлении варгана, необходимо придерживаться некоторых конкретных норм.

Материал, из которого сделан варган (его деки и язычок), форма, массогабаритные размеры и соотношения его деталей – всё это влияет на звучание вашего музыкального инструмента непосредственно. Однако, его не сложно сделать самому, важно только понять принцип его работы.

Принцип звучания варгана и игра на нём:

Варган состоит из рамки и язычка, который и издаёт бренчание риунок№4.

Рисунок №4 – Основные части варгана

Рамку варгана можно сделать из меди, латуни, нержавейки, вязкого железа, только не используйте алюминий – он не подходит. Однако если у вас нет под рукой металлического круглого прутика, варган можно выточить из дерева, в принципе можно сделать даже из пластмассы или оргстекла. Главное тут не ошибиться с язычком. Именно язычок издаёт звуки, соответственно именно ему необходимо уделить особое внимание.

Язычок дугового варгана представляет собой длинный изогнутый под углом 90 градусов усечённый конус рисунок №5.

Рисунок №5 – Язычок варгана

Следует отметить также, что даже если вы сделали идеальный варган то это ещё не гарантия того что он сразу у вас зазвучит. На нём ещё необходимо научиться играть.

Учтите что, при игре на варгане ваша ротовая полость выступает в роли звукового резонатора, если вы не правильно приложились губами к варгану, у вас может и не получиться желаемого звукового эффекта. Внимание! При игре на варгане, его прикладывают к губам, а не держат его ними (причём, его язычок не должен бить по вашим губам или зубам). Конечно, звук издает язычок варгана, а ваша ротовая полость лишь его усиливает и модифицирует в зависимости от положения ваших губ и щёк. Так что пробуйте различные положения и принимайте губами различные формы пока не добьётесь желаемого акустического эффекта.

Изготовление варгана:

Лично я делал дуговой варган, пробовал рамки и из метала и из дерева, вынужден отметить, что звучание металлического варгана (бронзовая рамка и стальной язычок) мне нравится гораздо больше, чем звучание деревянного варгана, но сделать из металла варган в домашних условиях достаточно сложно.

Так же добавлю что нет абсолютно одинаковых варганов, каждый из них уникален по своему, и даже если вы добьетесь идеального внешнего сходства между двумя варганами, то не факт что они зазвучат одинаково.

В этой статье я описываю, как сделать варган из дерева (это композитная модель), потому что это как на мой взгляд проще, и выглядит он очень богато и оригинально.

Язычок для варгана желательно делать из калёной стали, но если у вас нет своей кузни, не стоит впадать в отчаянье. Для того что бы сделать язычок для варгана я использовал ножовочное полотно от советской пилы по дереву. На рисунке №6 представлено эскиз варгана сделанного из метала.

Рисунок №6 – Эскиз варгана из металла

На рисунке №6 я привел относительные размеры только лишь для того что бы вы хоть как то ориентировались от чего отталкиваться когда будите делать варган самостоятельно.

Как я уже говорил варган можно сделать из дерева, однако тут есть одна хитрость, а именно способ крепления язычка в рамке. Если его просто прикрутить или приклеить ничего хорошего из этого не выйдет, так как он дожжен быть очень крепко закреплён, иначе он не будет вибрировать, издавая звуки. Я решил эту проблему очень просто рисунок №7.

Рисунок №7 – Способ закрепить язычок в деревянном варгане

Собственно говоря просто необходимо взять две одинаковые металлические пластинки и скрепить их между собой при помощи винтиков а потом просто зажать между ними язычок варгана. После чего металлические пластинки просто необходимо вклеить в рамку варгана рисунок №8.

Рисунок №8 – Железная пластинка, вклеенная в деревянную рамку варгана

Собственно говоря, вот почти и вся хитрость создания варгана из дерева, в разобранном виде он выглядит так (рисунок №9):

Рисунок №9 – Детали варгана по отдельности

Когда вы вклеите одну из металлических пластинок в специальную выемку в рамке варгана вам необходимо установить язычок таким образом что бы он свободно мог дребезжать внутри рамки – он должен располагаться строго посередине дек (рисунок № 10).

Рисунок №10 – Прикрепленный к рамке язычок

Не торопитесь шлифовать и красить ваш деревянный варган! Сначала я рекомендую его собрать и настроить, прежде чем его совсем уже облагораживать, потренируйтесь играть на нём, возможно на этом этапе вам придется его чуть подточить, и благодаря тому, что язычок закреплён винтиками вы сможете его вытянуть и подточить – либо его либо рамку (на ваше усмотрение).

Когда вы будете уверены что ваш варган уже «поёт» вы можете смело заклеить верхнюю крышку (рекомендую сделать это эпоксидной смолой) рисунок №11.

Рисунок №11 – Деревянный варган в сборе

После того как варган полностью собран и склеен вы можете смело устранять дефекты и придавать варгану желаемый эстетический вид рисунок №12.

Рисунок №12 — Варган

Учтите, что когда вы заклеите крышку, то уже не сможете вытянуть язычок – так что крепко его зафиксируйте в нужном положении. Собственно говоря вот и вся хитрость. Как и из чего вы сделаете свой первый варган зависит только от вас, главное не злоупотребляйте игрой на нём и не бренчите целыми днями – есть и более интересные и полезные занятия:)

P.S.: Я постарался наглядно показать и описать не хитрые советы. Надеюсь, что хоть что-то вам пригодятся. Но это далеко не всё что возможно выдумать, так что дерзайте, и штудируйте сайт https://bip-mip.com/

К ЗЕМЛЕ С ЛЮБОВЬЮ И ЗНАНИЕМ

Эзотерика варгана


В древности Варган (хомус) считался священным инструментом и обязательно использовался во многих ритуальных практиках.

Бубен открывал проход между мирами, а хомус отпугивал недоброжелательных духов и призывал духов-помощников.

Проговаривание через варган отдельных слов трактуется как послание духам, которое обязательно будет услышано. Также через варган могут передаваться послания духам вещей. Для этого варган прикладывается к вещи и как и при обычной игре через него проговариваются отдельные фразы. Также варган считается своеобразным » очистителем » пространства вокруг играющего. Считается что зловредные духи боятся звуков варгана и сразу же исчезают.
В целительстве хомус применялся как средство, прочищающее сознание и благотворно влияющее на все силовые центры человека. Он рассматривался в роли энергетического генератора, создающего мощную вибрацию жизненной силы в ротовой полости.

Согласно модели тонкопланового строения человека, на верхнем нёбе имеется выход на поверхность особого координирующего центра, отвечающего за контроль над состоянием окружающей среды и реакцией тела на получаемые из мозга сигналы. Китайская философия добавляет, что в этом месте происходит стыковка мужского энергетического канала «ду-май» с женским «жэнь-май». При игре на хомусе нарушенный энергетический баланс восстанавливается в результате замыкания так называемого «малого небесного крута».

Не так давно медицинскими аспектами хомуса заинтересовались ученые разных стран, которые доказывали, что взгляды древних имеют под собой реальную практическую основу. Звук хомуса действительно гармонизирует функции всех органов человека. Лечение при помощи хомуса получило в научной среде название хомусотерапия.

Природа энергетического воздействия варгана на человека

Рассказ Валерия Ерошева.
Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации — колебания. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа-, бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Возникает ощущение, «что крыша куда-то поехала». Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Однако пугаться не стоит — если вы куда-то далеко «улетели», вы перестаете играть, и возвращаетесь.

Энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяется в нашем теле по самым разным траекториям. Игра на варгане очень похожа на пение мантры. Интересный эффект достигается, если на звучание варгана накладывается безмолвная внутренняя мантра. Она некоторым образом модулирует жесткие вибрации варгана.

Чудеса варгана

Каждый раз, когда варган попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Варган состоит всего из двух частей – неподвижной основы и подвижного язычка. Ничего особенного. Но, тем не менее, этот инструмент великолепно служит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Варган притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства. Я люблю походы, и однажды играл на варгане ночью у реки. Варган – инструмент совсем негромкий, но звук ярко и отчетливо слышали мои друзья в шести километрах выше по реке…

Как используют варган в целительстве?
Я играю на варгане, и концентрирую эту вибрацию и начинаю перемещать ее по своему телу, по энергетическим каналам подобно рентгену. В тех местах, где у меня есть психоэнергетические блоки, залипания, это сразу же чувствуется. Там другая плотность, другое звучание, другой тон. Обозначив эти места в своем теле, я концентрирую там вибрации, промодулированные внутренней безмолвной мантрой, и разрушаю блок. Можно сконцентрировать исходящую звуковую вибрацию на любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Но, как говорил Парацельс, «целитель, исцелись сам». Поэтому прежде чем лечить кого-то следует разобраться с собственными проблемами. Когда я работаю как шаман-целитель с пациентом, то я концентрирую вибрации на его физическом, энергетическом теле, или в вихревых конструкциях его ауры.

Воздействие варгана на кошку
Варган очень хорошо воздействует на кошку. И на собаку. Они открывают глаза по «пять копеек” и слушают, слушают, слушают эти вибрации.

Как играть на варгане

Научить игре на варгане можно за 3-5 минут любого человека. За 2-3 недели вы начнете играть в собственной, оригинальной, ни на что не похожей манере. Выберите для себя инструмент, соответствующий вам по звучанию. Попросите продавца поиграть на разных моделях и выберите инструмент именно с теми вибрациями, которые вам нравятся.

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок варгана. Затем металлический язычок оттягиваете и отпускаете. Эффект звучания возникает за счет создания во рту резонанса. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем этого резонансного контура, мы добиваемся разного звучания. На дальнейших этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Шаманские энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяться в нашем теле по самым разным траекториям.

Небольшой секрет

Каждый инструмент требует индивидуальной подстройки. Исполнитель должен сродниться с инструментом энергетически. Если вдруг что-то не получается, если вы не можете найти «общий язык» с варганом, можно просто поносить его с собой в специальном футляре в кармане или на шее. Уже через сутки инструмент заиграет у вас сам как бы без всяких видимых усилий с вашей стороны.

Энциклопедия

Варган — самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В качестве источника звуковых волн используется колеблющийся язычок. При этом в качестве усилителя звука используется не коробка (как в гитаре или пианино), а собственная голова. Неудивительно, что игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания.

До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они были достаточно хрупкими. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются бамбуковые модификации варгана. Самое раннее упоминание об этом инструменте найдено на древних римских фресках. Изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В нашей стране варганы особенно распространены в Якутии и на Алтае. Очень популярны они на Западной Украине, в Беларусии, Молдове.

Слово «варга”
в Пермской области
Означало рот, уста, зев, пасть. Кричать во всю варежку.

Слово «варга”
в Вологодской области
Означало закипать, варить. Самовар варганит.

«Сварганить”
Чудесным, мастерским образом что-то сотворить.

Витла, antivitla@narod.ru
Варган своими руками
Пишет:veskimo
Задумал я сделать самодельный варган. Конечно, цели создать по быстрому шедевр варганостроения не было, просто хотелось иметь инструмент, сварганенный своими руками. Задумывался средний по размеру хомус с жестким язычком, для быстрой игры.
Перво-наперво достал и тщательно замерил геометрию всех имеющихся хомусов.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86 мм.
На наждаке отделил полоску (главное постоянно охлаждать, дабы не нарушить термообработку стали). Выровнял один край.

Все материалы мне удалось купить в магазине. Этакий маркет по станкам, инструментам и материалам. Рамка (или дека) сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (в переводе на русский нержавейка). Язычок стальной, марки ХЗ 🙂 Насколько я понимаю, на последний обязательно нужна термообработанная высокоуглеродистая сталь (термообработанная значит закаленная и отпущенная до нужной жесткости, высокоуглеродистая, потому что иная не может быть закалена). В бочках, скорее всего, применяют низкоуглеродистые стали (как в арматуре, гвоздях и т.д.) Также на наждаке обработал вторую сторону язычка (на фото промежуточный результат).
Отпилил заготовку и на границе перехода прямого участка в загиб сделал шейки, как на Алтайском комусе.

Теперь надо сделать конусные сужения, лучше всего на токарном станке. Но в домашних условиях я сделал так: зажал заготовку в дрель и, включив её, начал обтачивать на электроточиле (наждаке).


Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную.
Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов «вывел» на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.
Затем обточил на наждаке грани деки.
Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.
Чтобы быть правильно понятым, хочу, на всякий случай, пояснить, что дека из нержавейки — это чисто моя инициатива. Традиционно деки делают из обычной стали, думаю пойдет любая марка (если не вдаваться в совсем нюансы), ибо рамка не подвергается термообработке. На всякий случай привожу простой способ, как отличить нержавейку – к ней почти не притягивается магнит.
Выковал форму так, чтобы конусность деки соответствовала конусности язычка. Последний заточен с двух сторон, по образу якутских.
Загнул колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте гиба!
Сделал круглую часть рамки плоской с двух сторон.
Разметил место положения язычка.
Пропилил полотном по металлу паз.
С помощью напильника и надфиля придал правильную форму.
С помощью фетрового круга и пасты ГОИ отполировал деку и язычок.
Осталось самое сложное — установить язычок, обеспечив маленький и равномерный зазор с декой. Сначала вбил его на конус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. В этот счастливый момент уже можно пробовать играть, добиваясь яркого звука, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком (слегка) и обрезаем лишний край.
ГОТОВО!

Работа над ошибками:
Удалось допустить два промаха поменьше и один крайне серьезный.
1. Изначально чересчур загнул прямые участки дек, в результате пришлось разгибать молотком по краям «идеально» подготовленных рабочих поверхностей губок. Потом, правда, все обработал и получилось сносно.
2. Очень плохо гнулся язычок и колено получилось в более толстом месте. Соответственно, его жесткость стала много выше задуманной.
3. Последнее, я планировал исправить так: слегка вставляю язык в конус деки пробую, вынимаю и уменьшаю толщину на наждаке, доводя до нужной. Однако при первой же примерке, я вбил его так, что не смог снять…
Варган из дерева
Подборка варганной музыки
Мистицизм звука. Влияние звука на физическое тело

Варган

Не следует путать с Орган (музыкальный инструмент).

Варган

Зубанка, шан кобыз, темир комуз, комус, хомус, кубыз

Классификация

Язычковый, идиофон

Родственные инструменты

Данмой

Пример звучания

Варган на Викискладе

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором.

Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента.

Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Обычно делается из металла, дерева или кости.

Этнографическая специфика

Под разными названиями, аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве), — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим. В Европе самые ранние находки были сделаны в Восточной Франции. 1868 году в Руане были найдены пять бронзовых варганов, относящихся скорее всего к галло-римскому периоду (V—VII вв). В Древнем Риме варган был известен как crembalum или trombula. В немецко-говорящих странах, где инструмент был особенно популярен в народной музыке, его называли Brummeisen.

Некоторые из встречающихся названий инструмента:

Названия в регионах РФ Названия в других странах
Название Регион Название Страна
хомус Саха (Якутия) мунхарпа Норвегия
тумран Ханты-Мансийский АО коусянь Китай
ванны яяр Чукотский АО дан мои Вьетнам
комус Республика Алтай маультроммель Австрия, Германия
ҡубыҙ Башкортостан jew’s-harp Англия, США
демир-хомус Тува марранцано Италия
тимир-хомус Хакасия шанкобыз Казахстан
кубыз Татарстан доромб Венгрия
купас Чувашия темир-комуз/ооз-комуз Киргизия
ымкрезь Удмуртия муккури Япония
морчанг Гуджарат (Индия)
занбурак Иран
дрымба Закарпатье (Украина)
варган Подолье, Центральная Украина
дамбрялис Литва

По самым смелым подсчётам всего известно более тысячи различных названий инструмента

На территории России культура варганной музыки особенно развита: в Горном Алтае, в Башкортостане (см. кубыз), Туве, Хакасии и Якутии. На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане и Киргизии.

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный

.На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута или гнётся из гвоздя или проволоки диаметром 6-8 мм, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

  • Пластинчатый вьетнамский варган дан мои

  • Дугообразный кованый варган

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны и якутские икки тыллаах хомус).

Варганы разных народов

Алтайский комус

К 80-м годам XX века алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая. Серийный выпуск комусов начали в 1987 году мастера С. А. Дейн и Владимир Петрович Поткин.

В последующие годы производство продолжили Владимиру Петрович и Павел Петрович Поткины, создав наиболее известные и продаваемые по всей России и за рубежом инструменты. В наши дни алтайский комус — небольшой, латунный — воспринимается как наиболее типичный варган.

  • Владимир Петрович Поткин — мастер варганного дела. Июнь 2003 года.

Балийский варган

Индонезийский варган с острова Бали называется генггонгом (genggong). Он состоит из деревянного каркаса и язычка, вырезанных из сахарной пальмы. Отличительной особенностью инструмента является наличие прикреплённой к язычку струны, используемой для звукоизвлечения.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган — кубыз. Наиболее знаменитый мастер, изготавливавший башкирские кубызы, — Роберт Абдрахманович Загретдинов (1932—2016 гг.), варганист-виртуоз, исполнитель на курае, заслуженный работник культуры РФ и РБ.

Белорусский варган

Белорусский варган носил различные названия. В западных областях было популярно название «друмла», в южных (Полесье) и центральных — «дрымба», в восточных — заимствованное «варган», в центральных и северных — «вурган», «варганизма».

Археологические архивы, свидетельствуют о 6 найденных на территории Белоруссии варганах, датируемых от XII до XVIII вв. Среди них варган, найденный на территории археологического заповедника «Берестье» а также самый поздний варган, найденный под Друцком.

Этнографические упоминания варгана в Белоруссии: Из народной шутливой песни «Як верабейка жанiуся»

«…Сабралiся музыканты, ударылi у барабаны,

А сiнiца — у варганицу, а варона — у гармону…»

Венгерский доромб

Отличается широкой рамой, удобной для рук. Язычок у них заканчивается загибом, а не кольцом.

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту. Изготавливается из дерева или металла.

Камбоджийский ангкуть

На самом деле ангкуть (камбоджийский варган), родом не из Камбоджи — он относится к пнонгским бамбуковым инструментам. Пнонгские племена населяют территорию практически всей юго-восточной Азии. Пнонги, как и афганские пуштуны, не признают границ, чем вызывают недовольство тайских и вьетнамских пограничников, свободно и без особого напряжения пересекая их в любое время. Зажимается он губами, как раз посередине. Комус умещается в руке — в зависимости от того, левша вы или правша. А противоположная часть — для боя. Материалом является бамбук.

Мурчунга

Нераспространенная разновидность варгана, у которой язычок очень жесткий и выходит за место крепления. Существуют мурчунги разных размеров, от 2 см до 4. Распространены в Непале, Индии, также делаются голландскими и словацкими мастерами

Русский варган (зубанка)

Кованый варган мастера Валерия Ерошева

В раскопках, проводимых на территории Великого Новгорода, на настоящий момент найдено шесть варганов, датируемых XIII—XV веками, и ещё один экземпляр был поднят со дна Волхова. Некоторые из находок представлены в Государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI — первая половина XIII века)), Новгородском музее-заповеднике и Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина. Также варганы были найдены на раскопках в следующих регионах: Псковская область, Нижегородская область, Ярославская область, Ленинградская область, Московская область, Брянская область.

Ещё в XIX веке музыковед Владимир Фёдорович Одоевский писал:

Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина.

До XVII века слово «варган» употреблялось по отношению к походному ударному (барабан) или клавишному духовому инструменту (орган).

В стихотворении Николая Алексеевичя Некрасова «В дороге» также упоминается варган:

…На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.

Татарский кубыз

Является татарской версией варгана. В современной татарской музыке употребляется нечасто, но раньше был одним из главных музыкальных инструментов. Отличаются татарские кубызы относительно тонким корпусом.

В наши дни татарские кубызы изготавливает мастер Тимур Вахитов, и они являются наиболее удачными моделями варганов, сочетающими чистоту звука и богатство обертонов.

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Якутские хомусы отличаются характерным «трещащим» тембром.

Различают несколько типов хомусов:

  • Мас хомус — плоская, тонкая, сужающаяся к концу лучина из лиственницы;
  • Муос хомус — плоская рамка с вырезанным язычком из кости;
  • Биhилэхтээх хомус — металлический варган с кольцевой держалкой на корпусе;
  • Икки тыллаах хомус — варган с двумя язычками.

Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске.

Варган в классической музыке

Экзотичность его звука, да и способы игры привлекли к инструменту внимание композиторов XVIII века.

  • Широко известным варганистом-виртуозом был Бруно Глацл (Bruno Glatzl), бенедиктинский монах из Мелька, в своё время он исполнил несколько концертов для Императора Йозефа II.
  • Йоханн Георг Альбрехтсбергер, учитель Бетховена и один из любимых композиторов Брукнера, написал в 1765 году семь концертов для варгана, мандоры и струнных, три из которых были найдены в Будапеште.
  • Альбрехтсбергер трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.

См. также

  • Музей и центр хомуса народов мира

Примечания

Литература

Ссылки

  • varganist.ru — Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.
  • aksenty.ru/info/vargan — Об истории русского варгана: от тиверцев и Древней Руси к Ансамблю Покровского и нашему времени
  • https://www.youtube.com/watch?v=rQqs1jqoa-M — сюжет телеканала «ОНТ» о последней недавней археологической находе варгана в Беларуси, в Кареличском районе.

Сегодня вы узнаете, как сделать бамбуковый варган своими руками, используя при этом минимальное количество инструментов. Этот тип варгана сделать не трудно, единственный недостаток – вибрация не столь продолжительна, что напрямую влияет на издаваемую мелодию.
Незамысловатую конструкцию поймет даже ребенок, поделку можно предложить друзьям.

Варган из бамбука

Шаг 1. Что вам нужно

1. Нож

2. 1 кусочек бамбука, как на фото

3. Наждачная бумага

4. Струна, леска

5. Фантазия

Вы также можете использовать нож для дерева или небольшие ножницы для дерева и много других инструментов. Для базы инструмента необходимо только то, что указано в списке, т.е. минимальный набор.

Шаг 2. Выпрямляем бамбук

С помощью ножа выпрямляем бамбук насколько это возможно.

Ничего сложного, единственное — будьте аккуратны: края бамбука после обработки будут крайне острыми. Рекомендуется работать в перчатках.

Очень важно чтобы бамбук был плоским и ровным, иначе на более поздних этапах конструкции проблемы будут неизбежны.

Шаг 3. Корректируем

Сейчас Вам необходимо будет отшлифовать края бамбука. Этот шаг не обязателен, однако я предпочитаю его соблюдать.

По желанию можно обрезать бамбук по краям. Так как это Ваш первый опыт в данной сфере, советую делать всё пошагово.

Шаг 4. Рисуем язычок и начинаем вырезать

А теперь пришло время взять карандаш и сделать, пожалуй, самое главное – нарисовать язычок.

Во-первых, язычок состоит из двух частей: первая очень гибкая, соединяется с оправой. Вторая часть больше, она позволяет язычку вибрировать.

Итак, Вам необходимо нанести разметки, ширина язычка должна быть порядка 1 сантиметра, границы между частями должны быть четко определены и разделены.

Перед тем как начать вырезать, пройдитесь по линии оправы ножом. Режьте перпендикулярно волокнам, после этого можно использовать угловой срез. Вырезаем только первую часть.

Шаг 5. Шлифуем и вырезаем язычок.

Итак, теперь у Вас есть язычок, можно отшлифовать его еще немного. Отделите часть его от оправы, используя при этом нож. Будьте осторожны.

• Не отделяйте детали полностью друг от друга, язычок должен примыкать к оправе.

• Оберните лентой края, бамбук может внезапно раскрыться, когда будете вырезать язычок.

• Шлифуем поверхности между язычком и оправой, расстояние между ними должно быть равно 0.5 мм.

Шаг 6. Завершающий

Теперь можно натянуть струну на вашем варгане. Делать это вы должны уже на свое усмотрение. Вы можете улучшить тем самым звучание — как на первой, так и на второй части язычка, однако будьте осторожны, ошибки на этом этапе будет трудно исправить.

Советы

• Можно немного отшлифовать насадку, чтобы было удобно играть.

• Соедините веревкой обе стороны инструмента, сделав при этом своего рода ручку.

• Сделайте для него чехол из оставшегося бамбука, ведь варган – инструмент странника.

Волшебство своими руками (ч.3)

Издревле, человек применял для изготовления варганов различные природные материалы (помимо металлов): кости, дерево…
Вот о деревянных разновидностях варгана и хотелось бы рассказать. Но, к сожалению информации о них крайне мало.
Примерно до конца 80-х годов прошлого века, считалось, что секрет изготовления деревянного агаз-кубыза бесследно утрачен,
пока чисто случайно не обнаружилось, что в одной из глухих деревень есть бабушка, которая не только помнит,
но сама изготавливает и играет на них… (Более подробно об этом можно прочитать в фольклорном сборнике Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением) там же можно его и преобрести.)
Я же, приведу сдесь лишь ма-аленькую «нарезку-выжимку» из сборника, относительно изготовления агаз-кубыза:
Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина -17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Изготавливается из клёна.
(Выдержка из воспоминаний о разговоре с К.Г. Гариповой)
Гарипова Кафия Гариповна (1910 г. рожд.) играет на своём агаз-кубызе.
…Оказывается на кубыз идет не всякий клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила мол­ния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, ко­торые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент….
— Чем вырезается язычок ?
— Обыкновенным ножом, но с некоторыми тонкостями, о которых Кафия-аби почему-то говорила уклончиво, с неяс­ными нюансами, видимо, стесняясь народных терминов. Уда­лось уловить только, что кубыз с уже вырезанным язычком пропитывается жиром обязательно из хвостовой части гуся
или в крайнем случае выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам мастера-исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.
Послушать наигрыш на агаз-кубызе 0,17 Mb
После того, как человек освоил дерево и кость, дошла очередь и до более сложных в обработке материалов: различного вида металлы.
Далее, так же будет использована выдержка из сборника Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением)
Что же представляет собой современный башкирский кубыз? Рассмотрим «Тимер-кубыз» — металлический варган. На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается классический башкирский тимер-кубыз:
1) В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120-150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).
2) Стержень на наковальне сгибается в форме правиль­ной трапеции без широкого основания со сторонами со сторонами: А=С=35 мм, В= 70 мм.
3) Со сторон «А» и «С» надфилем снимается фаска 0,5 мм.
4) На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона «В».
5) В середине стороны «В» треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа «Ласточкин хвост»). Ширина паза — 3 мм, глубина — 2-3 мм.
6) Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободной конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка. В Мечетлинском районе встречаются кубызы с язычками из латуни, стали, железа, алюминия и даже серебра.
7) Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами «А» и «С».
8) На гладком конце наковальни легкими ударами мо­лотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон «А» и «С».
9) Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.
10) Специальной металлической полоской устраняются зацепы.
11) Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.
12) Сближением сторон «А» и «С» достигается мини­мальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.
13) Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.
Финалом всех наших шаманских действий (а изготовление варгана другим и быть не может) будет вот такой инструмент:
Послушать наигрыш на темир-кубызе 0,45 Mb
Да, ещё раз хочу заострить ваше внимание, по поводу выбора корпуса для варгана (кубыза, комуза и т.д)!
Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на 16 разнотональных кубызах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть «…без великих мучений», после чего переквалифицировался в гитариста.
Ну, на этом всё.
Удачи в варганостроении. Надеюсь, что данный материал будет вам весьма полезен.
Схема-зарисовка «агаз-кубыз» и «темир-кубыз» с пояснениями (с) Р. Рахимов
На фото Гарипова К.Г. с агаз-кубызом (с) Р. Рахимов
Наигрыш «Кюй» исполняет Р. Габитова на агаз-кубызе (с) запись Р. Рахимов
Наигрыш «Журавлиная песня» исполняет Р. Загретдинов на темир-кубызе (с) запись Р. Рахимов
Темир-кубыз классический. Мастер Р. Загретдинов (с) фото slider

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх