Электрификация

Справочник домашнего мастера

Как сделать флейту?

Как сделать флейту (свирель) своими руками

Привет, человечество! Сегодня я расскажу, как сделать флейту своими руками. Флейта, в нашем случае свирель – старинный духовой музыкальный инструмент. Появление прототипа флейты датируется почти 35 тысячами лет назад, что делает ее одним из древнейших инструментов. А привычная нам флейта стала известна в Египте, еще пять тысяч лет назад, и до сих пор является основным инструментом на Ближнем Востоке. Без нее не обходится фолк или фолк-рок. Тем, кто знаком с мирами фэнтези знает, что свирель один из любимых инструментов эльфов. А в нашей реальности игра на флейте скрасит зимние вечера. И сделать этот замечательный инструмент можно меньше, чем за час.


Для изготовления нам понадобятся:
• Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
• Кусочек дерева или пробка
• Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
• Надфиль
• Полотно для ножовки по металлу
Ствол флейты
Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.
С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.


Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.

Свисток
Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.


Теперь из кусочка дерева или пробки делаем втулку. Сначала я придал деревяшке круглую форму, потом сделал такой же скос, как на самой флейте. Дерево я нашел мягкое, поэтому все делал ножом. Сверху необходимо сделать плоскую грань, отступив от края 1 мм, как в обычном свистке. Слишком большой скос делать нельзя, свиста просто не будет. Втулку вставляем в «тело».


Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.
На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.
Вопрос\тема автоматически публикуется в соц. сети сайта — следите и там за ответами:
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Как сделать флейту

Некоторые музыкальные инструменты можно смастерить в домашних условиях. Флейта отлично подойдет тем, кто любит создавать искусные и функциональные вещи своими руками.

Шаг 1: Материалы

  1. ПВХ трубка с внутренним диаметром 2 см и длиной 38 см (или лучше взять по длине Вашей руки вместе с предплечьем)
  2. Колпачок из ПВХ под диаметр флейты
  3. Резиновая лента
  4. Напильник
  5. Карандаш
  6. Пила
  7. Тиски
  8. Станок
  9. Изолента

Шаг 2: Резка

Обрезаем ПХВ трубку, чтобы получить короткую заготовку для флейты.

Шаг 3: Шаблон

Прежде, чем делать отверстия во флейте, необходимо сделать правильную разметку. Отверстие для большого пальца должно быть больше в диаметре по сравнению с остальными.

Скачайте шаблон и бесплатный редактор изображений paint.net. Измените расширение шаблона с .tmp на .pdn и откройте файл в редакторе. Все размерности даны в дюймах.

Шаг 4: Дырочки

Используя станок, проделайте отверстия в отмеченных местах.

Протестируйте флейту на наличие звука.

Шаг 5: Резинка

Если Вы захотите сделать еще несколько флейт, то можно избежать процедуры измерения по шаблону.

Натяните резиновую ленту рядом с изготовленной флейтой и отметьте все дырочки.

Шаг 6: Последний штрих

Флейта готова. Можно украсить ее изолентой, чередуя разные цвета.

Шаг 7: Звук

Принцип работы этого предмета очень прост: воздух входит в трубку и отталкивается от стенок.

Попробуйте сыграть мелодию по представленным схемам (черным цветом отмечены закрытые дырочки, а белым — открытые).

Как сделать флейту 4.1/5 — Оценок: 41

Как сделать свирель своими руками

Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») — один из видов продольной флейты, распространенный на Руси. Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель — сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.

Материалы и инструменты для изготовления свирели

Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:

  • наждачка
  • маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
  • линейка
  • карандаш
  • тюнер
  • небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
  • что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
  • надфиль
  • нож
  • полукруглый резец
  • пара струбцин
  • клей ПВА
  • два деревянных брусочка 30×2х1 см.

Изготовление свирели своими руками

Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.

Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.

Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.

Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.

Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.

После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.

Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.

Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.

После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.

Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.

Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.

После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.

Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.

Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.

Теперь самое интересное — настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия — с шагом в 2 см.

Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез — До — Ре — Ре диез — Фа — Соль — Ля.

Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное — не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.

Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.

Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.

История музыки

Свирель – русский духовой музыкальный инструмент. Он известен с незапамятных времен. Классическую свирель чаще изготавливают из дерева.

В летописях чаще всего встречаются записи о трех инструментах такого типа: сопель, свирель и цевница. Причем упоминания о свирели встречались не только в России.

В мифах и легендах древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно, что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных народов.

«Продольной флейтой» свирель стали называть в Европе, начиная с восемнадцатого века. Но за долгое время существования инструмента менялось не только его название, но и устройство.

Можно проследить особенности конструкции свирели, которые вносили в нее различные национальности. У разных народов этот инструмент имеет свое название. Например, башкиры называют его «курай», узбеки – «най», беларусы – «дудка». Под именем «флуэр» он известен у молдаван, «саламури» – у грузин и «сопилка» у украинцев.

На Руси издавна считали, что свирель — инструмент, специально созданный для любви. Согласно древним преданиям, на ней играл Лель – сын Лады, славянской богини любви. Каждую весну он делал себе свирель из березовых прутиков и услаждал слух девушек божественными мелодиями.

Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть.

У других народов количество используемых для изготовления инструмента материалов гораздо больше. Это могут быть глина, кость, бамбук, и даже серебро, фарфор или хрусталь.

Двойная свирель (двойница или двойчатка) сделана из двух однотипных дудок различной длины. У каждой из них есть свистковое приспособление (мундштук) для вдувания воздуха и три игровых отверстия. Большая дудка имеет длину от 29 до 47 см, малая – от 22 до 35 см. При игре обычно в правой руке держат большую дудку, а в левой — малую.

Использование двойной свирели значительно расширяет музыкальные возможности инструмента. На нем один музыкант уже может исполнять двухголосные мелодии.

У русских народов традиции игры на свирели имеют возраст несколько сотен лет. В середине прошлого века на раскопках Древнего Новгорода нашли две свирели. Одна из них, длиной 22,5 см, имеет 4 игровых отверстия и относится к концу XI века. Длина другой – 19 см, у нее 3 игровых отверстия и относится она к началу XV века.

Нужна организация Дня рождения Киев? Цена бесплатно! Кликайте, чтобы узнать больше. Современный способ удивить — это сделать заказ цветов недорого с доставкой по СПб.

Свирель

Основные сведения


Свирель — древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты.

Происхождение, история свирели

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.

По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».


Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Устройство свирели

Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.

Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

Видео: Свирель на видео + звучание

Видео с этим инструментом пока отсутствует. 🙁

Если у Вас таковое имеется – пишите! 🙂

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Свирель народная в Ре из ясеня

Описание

Имеет точную настройку, ровный и устойчивый звук!
Одобрена профессиональными музыкантами!
На этой флейте могут играть дети от 6 лет!

Роман Ломов прекрасный этно-музыкант, мультиинструменталист,
играющий в такой замечательной и известной группе «Иван Купала»
РЕКОМЕНДУЕТ наши Свирели!!!

https://garmoniyazvuka.ru/wp-content/uploads/2018/07/svirelDnar.mp3

Свирель — русская народная традиционная флейта, относится к наиболее распространенной группе свистковых флейт продольного типа. У каждого народа присутствуют подобные флейты со своими национальными названиями. По преданиям на свирели играл Лель — сын славянской богини любви Лады. Свирель является основной русской флейтой. До настоящего времени флейта была забыта. Звучание свирели близко духу русского человека и поэтому вновь возрождается любовь к этому древнему инструменту! Свирель имеет закрытый свисток со срезом и 6 игровых отверстий. Звучание у свирели мягкое и мелодичное. Флейта очень проста в освоении!

Как играть на флейте Свирель:

Возьмите флейту в руки. Пальцами левой руки закройте верхние три игровых отверстия (те, которые ближе к свистку): указательный, средний, безымянный. Далее пальцы правой руки: указательный, средний, безымянный — закрывают три оставшихся нижних отверстия. Пальцы ложатся на игровые отверстия плотно, но в тоже время, не напряженно. При открывании отверстий, во время игры, большие пальцы обеих рук и мизинец правой руки удерживают флейту. Приставьте флейту к губам и дуйте равномерно в свистковую прорезь на торце флейты, постепенно меняя силу дутья до получения ровного звука. После получения устойчивого звука, при всех открытых отверстиях, переходите к поиску звука одного закрытого отверстия сверху. Постепенно освоив звуки всех отверстий в последовательном порядке, переходите к простым мелодиям, которые подскажет вам флейта.

Красивых мелодий и радости вам при освоении волшебной флейты Свирель!

LiveInternetLiveInternet

Сегодня поговорим о русских разновидностях флейты.
Рожок — русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты.Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».
Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». Впервые подробно рожок исследован Н. Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба.
Венецианов Алексей Гаврилович. Пастушок с рожком. 1820-е г.
Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Диапазон рожка немного больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры.
Разновидности инструмента называются в народе «визгунок» и «бас» и «полубасок».
Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные.
Валентин Ходов Музыканты 1980 г.
Эдуард Улан Русская песня 1986 г.
Интересна история хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.
В хоре Н. В. Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.
Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884.
Свирель — русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.
Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую — в левой.
Софи Андерсон Пастушок, играющий на свирели
Тарелка Свирель
Изготавливается свирель из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи, иногда из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Сердцевина вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки.
По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.
Лилия Титова Лель
Владимир Лемзяков Мелодия осени
Вячеслав Евса Вечерняя флейта.
Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».
На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI в., имеет ширину 22,5 см. и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV в., она имеет длину 19 см. и только 3 игровых отверстия.
Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью».
Жалейка, брёлка — русский духовой язычковый музыкальный инструмент (распространён также у белорусов): деревянная трубка с 3—7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого — одинарным подрезным язычком — пищиком. Общая длина — 140—200 мм.
Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейку применяют для сольного исполнения народных песен и танцев. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда».
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Слово не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
Тропинин Василий Андреевич. Мальчик с жалейкой (Портрет Ираклия Моркова). 1810е г.
Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком».
Семирадский Генрих Ипполитович. Пастушок, играющий на свирели
Валерий Кожин Играющий на флейте 2003 г.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой.
Колюка — древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента.
Колюка не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений (борщевик, пастушья дудка, гречиха и др.).
Материалы из Википедии и сайта folkinst .

Серия сообщений «Флейта»:
Часть 1 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 79 — ФЛЕЙТА № 1)
Часть 2 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 80 — ФЛЕЙТА № 2)
Часть 3 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 81 — ФЛЕЙТА № 3)
Часть 4 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 82 — ФЛЕЙТА № 4)
Часть 5 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 83 — ФЛЕЙТА № 5)
Часть 6 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 84 — ФЛЕЙТА № 6)
Часть 7 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 85 — ФЛЕЙТА № 7)
Часть 8 — МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 86 — ФЛЕЙТА № 8 )

Свирель

История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный из дерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту, пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Досконально изучить русскую свирель еще не получилось. Соотнести свистковые инструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаются уже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее часто встречаются три: цевница, сопель и свирель.

Если верить преданию, на свирели любил играть Лель, который был сыном Лады, славянской богини любви. Он изготавливал себе свирель весной из березовых прутиков. Так как слово «свирель» упоминается в общеславянском языке, то можно утверждать, что оно уже существовало в эпоху, которая предшествовала тому времени, когда этот язык был разделен на три ветви: восточную, южную и западную.

Однако невозможно сказать точно, к определенному ли инструменту относилось такое название, ведь «свирянином», «свирцом» в древней Руси называли исполнителя, который играл на любом духовом инструменте. Исключение составляли рог и труба, в этом случае исполнителя называли «трубочея».

В 1951-1962 годах при проведении раскопок Древнего Новгорода, были обнаружены две свирели. Длина одной, которая датируется концом XI века, 22,5 см, у нее 4 игровых отверстия. Другая свирель датируется началом XV века, ее длина 19 см, у нее всего три игровых отверстия.

Исторически название «свирель» было закреплено за парной флейтой, именно так назывался этот музыкальный инструмент на Смоленщине. Одинарную же свирель называют «сопелью». Чаще всего свирелью в наши дни обозначают инструмент наподобие продольной флейты, в верхнюю часть которого встроено свистковое устройство.

С виду свирель – это деревянная или металлическая дудка. Свистковое устройство, имеющее вид клюва, расположено на одном ее конце, а игровые отверстия (чаще шесть) расположены в середине ее лицевой стороны. Для изготовления инструмента используют клен, крушину, черемуху, орешник или ясень.

Двойная свирель (двойчатка, двойница) состоит из 2-х однотипных дудок, имеющих неравномерную длину. У каждой дудки свое свистковое приспособление, куда вдувают воздух, и на каждой по 3 игровых отверстия. Двойница может иметь различные размеры. К примеру, большая дудка может быть длиной до 29-47 см, а малая — 22-35 см.

Большую дудку, обычно, держат в правой руке, а в левой — малую. Две дудки, объединенные в один инструмент, дают возможность одному игроку исполнять двухголосную мелодию. На двойной свирели можно подобрать обширный и весьма разнообразный репертуар.

Уже в начале нашего столетия в оркестре В.В. Андреева появились свирели, которые были снабжены клапанной механикой. Современные оркестры и сейчас располагают инструментами такой конструкции.

Свиристель

Свиристель – небольшая птичка из воробьиных, которую в средней полосе России можно встретить и летом, и зимой. Хотя предпочитает она жить в лесу, но может выбираться и в населённые пункты, иногда наносит ущерб урожаям в садах. Но это уравновешивается приносимой свиристелем пользой – он уничтожает множество насекомых, в том числе вредных.

Происхождение вида и описание

Фото: Свиристель

Первые птицы произошли от пресмыкающихся – архозавров. Случилось это около 160 миллионов лет назад, у учёных есть разные теории относительно того, какие из архозавров стали их предками. Точно установить это можно будет лишь после того, как будут найдены в виде ископаемых ближайшие к ним переходные формы.

Пока такой находки не случилось – те же знаменитые археоптериксы, ранее считавшиеся переходной формой, на деле уже довольно далеки от нелетающих архозавров, а значит, между ними должны были существовать и другие виды. В любом случае, самые древние птицы были устроены совсем иначе в сравнении с теми, что населяют планету сейчас.

Видео: Свиристель

Те виды, что сохранились до сих пор, начали возникать уже сильно позже, в палеогене – то есть после рубежа в 65 миллионов лет до нашей эры, когда произошло массовое вымирание. Оно подстегнуло эволюцию, в том числе и птиц – конкуренция сильно ослабла, освободились целые ниши, которые и начали заполняться новыми видами.

В то же время появились и первые воробьиные – а именно к ним относят свиристель. Самые древние ископаемые останки воробьиных найдены в южном полушарии, им примерно 50-55 млн лет. Предполагается, что долгое время они обитали только в южном полушарии, поскольку их ископаемые останки в северном полушарии датируются самое ранее 25-30 млн лет.

Свиристель появился уже после того, как воробьиные совершили эту миграцию, и теперь населяет только Евразию и Северную Америку. Описан свиристель обыкновенный был К. Линнеем в 1758 году под названием Bombycilla garrulus.

Всего ранее выделяли 9 видов свиристеля, объединяемых в одноименное семейство, но затем обнаружилось, что отличия между ними очень велики, и их разделили на два: свиристелевые и шелковистые свиристели.

Внешний вид и особенности

Фото: Птица свиристель

Эта птичка совсем невелика: в длину 19-22 см, а весит 50-65 гр. Выделяется большим хохолком. Тон перьев серый с розоватым оттенком, крылья чёрные, имеют выраженные белые и жёлтые полосы. Чёрные у птицы также горло и хвост. По краю хвоста идёт полоса жёлтого цвета, а по краю крыла белая.

Эти небольшие полоски вместе с розовым цветом придают птице пёстрый и даже экзотический для умеренного климата вид. Если рассмотреть с близкого расстояния второстепенные маховые перья, можно заметить, что их кончики имеют красный цвет. Птенцы жёлто-каштановые, а молодые, ещё не линявшие птицы, имеют буро-серые перья.

У свиристеля широкий и короткий клюв, ноги с загнутыми когтями – они используются, чтобы цепляться за ветки, а вот ходить на них птице неудобно. При полёте способна развивать довольно высокую скорость, обычно летит прямо, без сложных фигур и резких поворотов.

Интересный факт: Этих птиц можно держать дома, хотя и сложно приручить, разве что, если заводить ещё птенцами. Но нельзя держать их по одной или в тесных клетках: они начинают грустить и становятся вялыми. Чтобы свиристель чувствовал себя бодро и радовал трелями, нужно поселить вместе хотя бы две птички и дать им возможность летать по клетке.

Где обитает свиристель?

Фото: Обыкновенный свиристель

Летом свиристели живут в широкой полосе таёжной зоны и прилегающей к ней местности, протянувшейся от Европы до Восточной Сибири в Евразии, и на территориях со схожими погодными условиями в Северной Америке. Обитают они преимущественно в лесах, предпочитают хвойные или смешанные.

Также их можно увидеть на вырубках или в горах, если те поросли растительностью. Свиристели обитают на большой площади: они не привередливы к климату, могут жить на самых разных высотах, от низин и до гор. Больше всего любят те леса, где есть одновременно и ели, и берёзы.

Самый главный фактор при выборе места обитания этой птицей – наличие большого числа ягод. Именно поэтому она так любит богатые ими таёжные леса. Может залетать и в сады, и склёвывать ягоды, при этом даже одна маленькая птичка способна нанести немалый урон, поскольку обладает отличным аппетитом.

Зимой в тайге свиристелям становится холодно, потому они совершают небольшое путешествие на юг. В отличие от перелётных, совершающих дальние путешествия надолго, свиристель зовут кочующей птицей. Улетает она совсем недалеко – обычно на несколько сотен километров.

Делает это только после того, как ложится снег, или холода стоят долгое время – потому даже в декабре иногда их можно встретить клюющими замерзшие ягоды. Улетают большими стаями, возвращаются же при наступлении весны, но уже маленькими группками по 5-10 особей.

Перелёты совершают только те свиристели, что живут в северной части ареала, «южане» остаются на месте даже несмотря на то, что в местах их обитания тоже наступает снежная зима.

Теперь Вы знаете где живет птица свиристель. Давайте же посмотрим, что она употребляет в пищу.

Чем питается свиристель?

Фото: Свиристель зимой

Рацион этой птицы разнообразен и состоит как из животной, так и из растительной пищи. Первая преобладает летом. В это время свиристель активно охотится, в первую очередь за насекомыми.

Это могут быть:

  • комары;
  • стрекозы;
  • бабочки;
  • жуки;
  • личинки.

Свиристели очень прожорливы, к тому же нередко летают стаями, и одна такая способна уничтожить большую часть вредных насекомых в округе, после чего перелетает на новое место. Потому свиристели очень полезны – если они селятся рядом с населённым пунктом, комаров и мошкары становится куда меньше.

В особенности активно истребляют насекомых свиристели в период, когда им нужно кормить птенцов – каждый такой птенчик заставляет родители целый день работать не покладая крыльев, и приносить ему живность – растительную пищу птенцы не употребляют, а есть для роста им нужно очень много.

Также питаются почками, семенами, ягодами и фруктами, предпочитают:

  • рябину;
  • калину;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • шелковицу;
  • черёмуху;
  • бруснику;
  • омелу;
  • барбарис;
  • яблоки;
  • груши.

И если, питаясь насекомыми, свиристели приносят много пользы, то из-за их любви к плодам бывает немало вреда. Аппетит и здесь никуда не пропадает, так что они вполне способны объесть черемуху за несколько часов, после чего хозяевам уже будет нечего с неё собирать.

В особенности страшны американские свиристели, налетающие на сады большими стаями, так что фермеры их очень не любят. Они могут атаковать дерево будто саранча, смести все растущие на нём ягоды, и полететь к соседнему. Упавшие плоды с земли не подбирают.

Эти птицы настоящие обжоры: они стремятся проглотить как можно больше, так что даже не жуют ягоды, в результате нередко они так и остаются непереваренными, что способствует лучшему распространению семян. Весной в основном склёвывают почки различных деревьев, а зимой переходят на диету из одной рябины и часто прилетают в населённые пункты.

Интересный факт: С обжорством связано такое явление, как «пьяные свиристели». Они клюют все ягоды, не разбираясь, в том числе и уже забродившие. Из-за того, что едят они много, в крови может оказаться большое количество алкоголя, отчего птица будет двигаться словно пьяная. Обычно такое случается зимой, когда подмороженные ягоды слегка нагреваются.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Птичка свиристель

Обычно свиристели селятся стаями и, когда их много, громко свистят, общаясь друг с другом – а голос у этих птиц, хоть они и маленькие, очень заливистый и далеко разносится по округе. При громкости их свист наполнен и мелодичностью. Шумят они по целым дням, так что постоянно можно слышать их свист из кустов и деревьев с ягодами.

Большую часть дня они занимаются именно этим – либо сидят на кусте и клюют ягоды, либо просто отдыхают и свистят. В погожие дни часто поднимаются в воздух, хотя летать любят не так сильно, как стрижи, и не способны выделывать такие же сложные фигуры. Также в ясные дни в воздухе и на траве немало насекомых, а потому свиристели ведут охоту.

На ней стая только помеха, потому в поисках пищи они нередко удаляются от неё, но всё же чересчур далеко не улетают. Как следует наевшись насекомыми, возвращаются обратно и вновь начинают пересвистываться с сородичами. Свиристель – птица ловкая, она способна ловить насекомых на лету и может за короткое время наловить много, а уйти от неё очень сложно.

Когда наступают холода, свиристели продолжают летать и отыскивать ягоды рябины, а в особенно сильную стужу или метель стайками находят укрытия среди еловых веток – в глубине ели, под хвоей и слоем снега, заметно теплее, особенно если прижиматься друг к другу. Птицы вполне способны пережить даже суровую зиму.

Социальная структура и размножение

Фото: Свиристель

Если обычно эти птички громкие, бойкие и не страшатся подлетать к людям, то в мае-июне их становится почти не слышно. Причина в том, что наступает сезон гнездования – к его началу уже создаются пары и свиристели принимаются вить гнёзда. Что любопытно, каждый год пары свиристелей образуются заново, самец при этом подносит самке в подарок ягоды – он должен делать это постоянно в течение довольно долгого времени, Учитывая аппетит свиристелей, самцу в это время приходится добывать действительно много пищи.

Это служит своеобразной проверкой того, сможет ли он снабжать самку пищей в то время, когда она будет заниматься высиживанием яиц. Кормить её будет нужно до тех пор, пока она не определится, стоит ли принимать его ухаживания, или он старался недостаточно и лучше попробовать создать пару с другим. Место для гнезда выбирается неподалёку от водоёма – доступ к воде очень важен, ведь иначе птицам придётся постоянно летать, чтобы пить самим и поить птенцов. Чаще всего гнёзда размещаются в редколесье, на ветках крупных ёлок, на высоте в 7-14 метров.

Это оптимальная высота для того чтобы и наземные животные не заинтересовались, и летающим над елями хищным птицам гнёзда не были видны. Поселиться на время гнездования свиристели могут как отдельно, так и вместе, стайкой свив гнёзда поблизости друг от друга. Для строительства птицы используют веточки, травинки, лишайник и мох. На дно гнезда укладывают перья и шерсть, чтобы птенцам было мягко и уютно. Когда гнездо полностью готово, самка откладывает в него 3-6 яиц голубовато-серого оттенка, в крапинку.

Высиживать их нужно две недели, и делает это только самка, на долю самца же выпадает носить ей всё это время корм – сама она никуда не отлучается. После появления первое время птенцы беспомощны, зато очень прожорливы – они только и делают, что просят еду. Этим привлекают хищников, так что родителям приходится добывать пропитание им и себе, и к тому же защищаться. Потому один родитель летает за пищей – они делают это попеременно, а второй остаётся в гнезде. Первые две недели – самое опасное время, потом птенцы покрываются перьями и становятся чуть более самостоятельными. Правда, кормить их приходится ещё некоторое время.

К августу их оперение полностью формируется, так что они учатся летать и постепенно начинают добывать себе еду сами, хотя иногда родителям всё ещё приходится их подкармливать. К концу лета они уже хорошо летают и становятся самостоятельными, уходя от родителей в формирующуюся зимнюю стаю. Половой зрелости юный свиристель достигает к следующему сезону размножения, а живёт 10-15 лет, что весьма немало для птички таких скромных размеров.

Естественные враги свиристелей

Фото: Птица свиристель

Свиристелям сложно себя защитить из-за небольших размеров и отсутствия мощного клюва или когтей, их окраску не назвать маскирующей, скорость полёта далека от рекордной, а с манёвренностью дела обстоят ещё хуже. Потому хищников, способных сцапать свиристель, весьма много, и опасность угрожает ему всегда и везде.

Среди основных врагов можно назвать:

  • ястребов;
  • сорок;
  • ворон;
  • сов;
  • белок;
  • куниц;
  • ласок.

Хищные птицы могут ловить свиристелей прямо в полёте или пытаться застать их врасплох, когда те мирно сидят на ветвях деревьев. Уйти от ястреба или другой крупной птицы очень непросто. И даже ночью свиристели не могут чувствовать себя в безопасности, потому как на охоту выходят совиные. Их интересуют в первую очередь грызуны, но, если удаётся отыскать гнездо свиристелей, то и им несдобровать. Вороны и сороки также могут ловить взрослых птиц, но больше проблем они приносят из-за склонности разорять гнёзда: эти хищники любят лакомиться птенцами и яйцами.

Причём ворона может разорить сразу несколько соседних гнёзд, даже если наелась в первом, и остальных птенцов просто убивает, не поедая, а яйца разбивает. Если родители пытаются защитить гнездо, ворона расправляется и с ними тоже. Не прочь разорить гнездо и хищные грызуны: куницам и белкам довольно просто до него добраться. Они больше всего любят яйца, но и птенцами могут тоже закусить, да и убить взрослую птицу способны, хотя она уже может представлять для них опасность – есть риск получить рану от её клюва.

Популяция и статус вида

Фото: Обыкновенный свиристель

Ареал обыкновенных свиристелей в Евразии очень широк – примерно 13 млн квадратных километров. На этой территории обитает крупная популяция, насчитывающая миллионы особей – оценить их точную численность сложно. В последние десятилетия популяция этих птиц пошла на убыль, однако, темпы этой убыли пока что невелики.

Исходя из этого, вид относится к вызывающим наименьшие опасения и не охраняется законодательно ни в России, ни в европейских странах. Большая часть пространств, на которых свиристель обитает, мало освоена, и в ближайшие годы её активного освоения ждать не стоит – это холодные территории Скандинавии, Урала, Сибири.

Потому угрозы для обитающей там популяции свиристелей нет. В Северной Америке ситуация схожая – большая часть этих птиц обитает в малонаселённых лесах Канады. Популяция на этом континенте велика, по мнению страдающих от свиристелей американских фермеров даже чрезмерно. Иначе обстоит дело с японским свиристелем, также известным как амурский – он довольно редок и даже охраняется во многих местах обитания.

Интересный факт: При содержании в неволе нужно кормить птицу продуктами с каротином, иначе её окрас поблекнет – проще всего давать морковь. Также она не откажется от творога, небольших кусочков мяса, насекомых, изюма.

В тёплое время года в меню добавляется больше фруктов, овощей и зелени и, конечно, их всегда можно кормить ягодами. Если птицы завели потомство, в их рационе должна преобладать животная пища, также важно не тревожить их во время высиживания.

Свиристель маленькая и беззащитная птичка перед хищниками. Они берут своё за счёт упорства: год за годом строят всё новые гнёзда, а затем высиживают и откармливают птенцов, пока те не смогут жить самостоятельно. Они весьма живучи и могут пережить даже холодную зиму, кормясь при этом лишь замёрзшей рябиной.

Как сделать пан флейту

Бамбуковая (деревянная) панфлейта

Изготовление панфлейты довольно сложное дело, но пусть это вас не пугает. Мы поможем вам в этом своими советами.

Первая проблема, с которой вы сразу сталкиваетесь — это материал. Эксклюзивные инструменты сделаны из бамбука и стоят очень дорого, потому что бамбук берется высокого качества. Чрезвычайно сложно подобрать бамбуковые трубочки, которые бы равномерно сужались, да еще были бы абсолютно круглые. С деревом в этом отношении проще — его достаточно грамотно обработать. Что касается пластика, то здесь встает нелицеприятная проблема — в продаже предлагаются трубы только строго определенного диаметра. В идеале, каждая трубка панфлейты должна быть индивидуальна по размерам – в этом и заключается неповторимость этого инструмента.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов по изготовлению деревянных панфлейт:

  1. Очень важно изготовить такие трубки, которые бы были максимально подобраны по внутреннему и внешнему диаметру. Именно от этого зависит плавное изменение тембра звуков от низких нот к высоким без чувствительных перепадов. По этой причине мы считаем, что дерево значительно предпочтительней бамбука . Главное – правильно настроить станок и без особых затруднений вы получите нужные трубки. Недостатки можно всегда компенсировать обработкой внутренней стороны трубки шлифовальными материалами.
  2. Следующий совет касается внутренней поверхности самих трубок. Ваша задача при изготовлении – достичь максимально гладкой и цилиндрической поверхности. Это даст легкое звукоизвлечение и, как следствие, плавную мелодию.
  3. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю поверхность панфлейты. В данном случае речь идет не о трубках, а обо всем инструменте. Внутренняя часть инструмента должна быть тщательно сформирована. Чтобы проверить правильность выполнения этого момента, можно сделать следующий эксперимент. Положите панфлейту на изогнутый по форме её внутренней стороны лист. Между листом и каждой трубкой не должно оставаться просветов, иначе губы при движении по инструменту будут «цепляться» за выступающие из ряда трубки и музыки, конечно, не получится. Идеальная форма для панфлейты – дуга. Для достижения такой формы трубки следует выложить на предварительно сформированной постели, то есть на изогнутый лист. Тогда будет просто добиться желаемого эффекта.
  4. Важно правильно скрепить трубки между собой. Для этого надо отрезать от трубки два кусочка стенки, то есть формирования поверхностей, которыми будут склеиваться трубки. Надо соразмерять соотношение углов среза. В идеале они являются радиусами, проведенными из центра окружности, которой является внутренняя поверхность панфлейты. Если не получается так точно оценивать и осуществлять такие срезы, то приходится варьировать смещениями, что негативно сказывается на всем инструменте. Лучше этого избегать. Можно также воспользоваться советом профессионалов и делать срез только на одной трубке. Поверхность выреза должна быть цилиндрическая. Благодаря этой хитрости можно не мучиться с синхронностью надрезов на боках каждой трубки и сосредоточить все внимание на достижении правильной внутренней поверхности.
  5. Лучше отдавать приоритет толстостенным трубкам, та как звук в этом случае звучит гораздо лучше.
  6. Использование клея только на первый взгляд кажется незначительным фактором. На самом деле это не так. Используйте крепкий и быстро затвердевающий клей, так как клей становится частью резонирующего инструмента. Не используйте токсичный клей, это чревато отравлением, ведь он контактирует с вашими губами.
  7. Используйте неперемещающиеся пробки, даже при изготовлении профессионального инструмента без «туфли». Резиновые пробки, хоть и более распространенные, но имеют привычку с течением времени смещаться. Забивать пробки нужно так, чтобы звук без использования воска был на полтона ниже желаемой ноты. Если делаете двигающиеся пробки, то подойдет любой резиновый материал.
  8. Если вы делаете панфлейту из легкой породы деревьев, например, из акации или вишни, то не накладывайте лак толстым слоем. От этого пострадает звук.

Глиняная панфлейта

При желании можно изготовить панфлейту из глины. Представим вашему вниманию несколько вариантов изготовления инструмента:

  1. Из куска густой глины лепят флейту. Затем при помощи палочки делают в ней отверстия. Этот способ отличается простотой, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
  2. Сначала изготавливают набор палочек. Они должны соответствовать по форме внутренним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают чаще всего из воска. Затем палочки скрепляют за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию покрывают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже собранных вместе отверстий. При обжиге воск плавится и вытекает из глины.
  3. Крутой глиняный замес оборачиваем вокруг отдельной палочки. Затем обернутые глиной трубки прижимаем друг к другу и обжигаем. Получается флейта.
  4. Готовят очень жидкую глину. Делают отдельные палочки, потом эти трубки макают в глину. Макать надо несколько раз. В результате, слой за слоем, набирается нужная толщина и панфлейта готова.

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

Цитата:

Имеется в виду ссылка на испанском языке,правильно я намёк понял?

Нет, конечно. panflutejedi. Правда, я полистал сейчас сам — два наиболее ценных ресурса оттуда исчезло. И исчезло не оотуда, а исчезло по своим адресам. 🙁
Цитата:

Сообщение от resjega пользуясь только
подсказкой мастеров по изготовлению ная и по игре на нём

Вот ключевая фраза. Передача опыта. Уже накопленного. А без него он копался бы еще дольше. Если человеку некуда выкинуть год-полтора жизни — приемлимый путь. Так ты полгода оптратишь на изготовления некоего ная, год потратишь на его начальное освоение, в процессе этого года будешь экспериментировать еще с дудками, а спустя десяток дудок уже сделаешь инструмент «под себя». Жуть…А если ты не хочешь заниматься наем профессионально, то зачем эти изыскания? Гораздо проще купить струмент недорогой, поучиться на чем-то уже приближенном к непосредственно наю, а если не пойдет — продать его к чертовай бабушке и забыть как страшный сон 🙂
Цитата:

Сообщение от resjega Дело в тот,что есть сайты сильно критикующие най из чего либо другого,кроме бамбука и вообще считающие,что най должен быть полноценным,а не ученическим.
Сравнивают ученический най с такой нелепицей,как,например,если бы предлагать
скрипку с двумя струнами.

Есть и другие люди, те, которые утверждают, что изготовить инструмент с предсказуемым звуком можно только из обрабатываемых трубок. Тот же Марек Теслюк. Он вообще отказался от бамбуковых (хотя раньше делал). И я его поддерживаю, как я уже писал в одной из веток.
Ученический най… Эхх… ученический най — это инструмент по такой цене, что не жалко расставаться деньгами. Снижение цены ведет к несколько упрощенному подходу к инструменту. И всего-то. Какой должен быть най, с каким диапазоном — это решать ученику, учителю. Большинство того, что хочется и можется сыграть новичку, влазит в 2 октавы в 3-4 тональностях. И многие именитости пользуются укороченными инструментами.

Я потому и посвятил половину книжки именно инструменту, чтобы хоть на словах дать человеку «путеводитель» к тому, как звучит панфлейта и почему именно так, и показал, как сделать с первого — второго раза уже нечто такое, с чем будет удобно заниматься.
Цитата:

Сообщение от resjega С блокфлейтой все проще,там уже всё стандартизировано

Наивный. С блокфлейтой такая же «неразбериха». И моделей блокфлейт — сотни, если не тысячи. А если с авторскими, с уникальными инструментами… Зря ты так думаешь… Я уже даже не знаю, как называть тот или иной инструмент, вислом, блофлейтой, флажолетом ли… Более-менее устаканилось все только с современными оркестровыми инструментами: есть некие стнадарты в параметрах, традиционные типы механик, клавиатуры, настройки струн. И все равно инструменты различаются. А в неоркестровой сфере каждая вторая из встреченных тобой дудок — уникальна. Да не только дудок. И самое главное, что стоит понять — это то, что в сравнении инструментов, выполненных с определенной степенью дотошности, победителей нет. Они просто разные.
Цитата:

Сообщение от resjega Было бы идеально,если можно было бы брать для обучения
най на прокат за небольшую сумму.Скажем на год-полгода!

Тю, так есть такое. Вон, у Йоери Мурка можно взять инструмент напрокат при обучении у него, у Костела Пускоиу. Думаю, что и во многих других школах можно брать в аренду инструменты. За год-полтора как раз и выплатишь стоимость инструмента 🙂
Цитата:

Сообщение от resjega а может быть и не совсем уж зря

Конечно не зря. а )отличное хобби для пенсионеров, б) делаешь сам и постигаешь аспекты звучания на своих инструментах — повышени самооценки просто в разы 🙂 в) под конец научишься делать инструменты не только для себя, но и на продажу…. можно еще и г, и д, и т. д. 🙂
Цитата:

Сообщение от resjega а покупать десяток инструментов,чтобы,
наконец-то понять,какой производитель серьёзные инструменты делает,это же сума сойти можно,сколько денег потратить нужно.

Да не нужно этого делать. Достаточно опробовать (поиграть хотябы по месяцу) всего пяток разных панфлейт, не обязательно дорогих, потом вывести для себя наиболее приемлимые параметры горлышек и диаметров трубок, а затем можно делать заказ практически любому мастеру. Вот например, я знаю, что мне нужен альт с замфировыми горлышками, преходящими в смешаный тип к соль1, внутренние диаметры от 17 до 7,5 мм по определенной системе. Я пишу Иону Преда: — Ты мне сможешь сделать такое? Он: — Да, смогу. Или: — нет, не могу. Тогда пишу Йоэри Мурку: — Осилишь? — Да, сделаю.
А вот выражение «серьёзный инструмент» как-то для меня попахивает мещанством. А что, бывают несерьезные инструменты? Еще более меня коробит слово «качество» по отношению к инструменту. Что человек (чаще всего — не очень то сведущий в инструментоделании) вкладывает в это понятие — бес его знает /недоуменно пожимаю плечами/. Любой из мастеров, выставляющий инструменты более чем по 500 евро делает иснтрументы, которые соответствуют основным принципам акустики ная. И если ты не хочешь разбираться в том, что тебе именно нужно — смело заказывай у того же Иона Преды/Марека Теслюка/Херкенхоффа/Küttner-а/Йоэри най без всяких там личных модификаций. Разочарован не будешь.
Цитата:

Сообщение от resjega На этой неразберихе в вопросах такого редкого инструмента,как най,наверно,куча халтурщиков и зарабатывает.

Да, хватает разных «самодеятелей». Но их инструменты могут кому-то прийтись по душе, и человек будет с удовольствием и удобством, с любовью к получаемому звуку играть на нем.
Извини, что так нагло прошелся по твоему посту:)

Как сделать Пан флейту своими руками

Такой музыкальный духовой инструмент разные народы именуют по-свoему: сиринкс, скудучай, най, сампоньо, кутиглы и т.д. Тaкже инструмент известен кaк дудочка или флейта Пана (в чeсть древнегреческого козлоногогo бога). Изготовить еe самому не труднo. По сути этo просто набор трубочек разной длины.

Этaп первый. Сбор материала
Тростник растeт по берегам рeк, прудов. Собирaть тростник необходимо осенью, в октябрe. В это время oн уже полностью созреваeт. С собой стоит прихватить нoж, перчатки и резиновые сапoги.
Необходимо выбрать ровные стебли тростника, приблизительно одного диаметра.

Необходимо собрать много тростника, т.к. в процессе очистки часть неизбежнo пойдет в брaк. Чтобы не везти домой лишний органический мусор, очистить стебли от листьев рекомендуется на месте сбора.
Послe очистки намногo легче выявить кривые стебли. Их тожe желательнo срезать. Оставшуюся охапку качественногo сырья заберите домой.

Тростник должен хорошо просохнуть. Найдите домa удобное местечкo, где ваша «добыча» сможет спокойнo полежать пару дней (или неделю). Класть нa батарею или сушить феном нe стоит.
И вот, тростник высoх. Кaк видно тростник состоит из трубок, соединенных между собой «колeнцами». Определитe пять таких трубок. Нужно чтоб они совпадали пo диаметру и длинe. Теперь отделите тростинки. Если вы не можетe виртуознo работать ножом, тo рекомендуется взять лобзик.

Аккуратно распилите ровнo посередине коленца. Полученные трубочки с обеих сторон защищены мембранами. Нужнo их проколоть. Подойдет нoж или же большой гвоздь.

Потом очистите сердцевину трубки oт мякоти. Вaм понадобится рoвная круглая палочка чуть меньшего диаметрa.

Или круглый нaдфиль. С надфилем нужнo быть предельнo осторожным, нe переусердствуйте. Внутренние стенки должны получиться гладкими. Продуйте еe.
Первая трубочка – самая длинная. По ней отмеряйте длину остальных четырeх. Потом обрежьте каждую пo уменьшению oт первой. За мерилo послужит ширина большогo пальца.

Это же народный инструмент, поэтому ювелирная точность не важна. Зачистите концы наждачнoй бумагой (невысокой зернистости) oт неровностей. Можнo проверить звучание. Зажмитe пальцем один конец трубки, в другoй дуньте. Но дуть нужно не кaк в шaрик или обычную дудочку, а вскользь. Делаем полу улыбку «Мoны Лизы», прислоните свободный край дудки к нижней губе вертикально и дуeм.
Завершающий этaп. Все трубки нужно соединить «в шеренгу». Классический народный спосoб довольно трудоeмкий. Нужно все трубки связать попарнo, a после вместе нитью. Закрепить этo все расщепленными пополaм теми же тростинками. Как на этом фото

Но я сделал все гораздо проще – использовал холодную сварку.

В любом хозяйственном магазине она имеется. Стoит совсем недорого. Нужно смешать два компонента (цвета) и разминать как пластилин, после того как вы получите однородного цвета массу, она станет липкой, т.е. готовой к применению.

Скрепляем нашу дудочки Пана. Через пару часов всe схватится, намертвo. Поэтому следует положить будущий музыкальный инструмент на местo, где его нe потревожат. Теперь нужнo заткнуть нижние отверстия. Как альтернативa подойдет пластилин. Или оставшаяся холодная сваркa. Катаем колбаску равную внутреннему диаметру дудочeк, режем нa равные части. Затычки готовы. Пан флейта готова! Играeм, наслаждаeмся.

При игре на флейте Пана дуют диафрагмой: от силы, c которой выдувается вoздух, зависит и тoн звука.

Видео-урок по изготовлению

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх