Электрификация

Справочник домашнего мастера

Как настроить пианино?

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.

Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

1) Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).

2) Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.

3) Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Теги: клавишные, обучение

Как настроить фортепиано самостоятельно

Зачем нужна регулярная настройка акустического пианино? Без своевременного налаживания инструмент начинает издавать некрасивый, искажённый звук, что невыносимо для ценителя музыки. К тому же, если играть на пианино с «криво» звучащими струнами без контроля грамотного преподавателя, есть риск испортить слух, а ведь способность чётко различать ноты и тональности – главное умение исполнителя.

Где настроить инструмент? Предпочтительно обратиться в фортепианную мастерскую: вам представят услуги специалиста, кто настраивает пианино и рояли профессионально – быстро и качественно. Если по каким-то причинам такой вариант невозможен, владельцу ничего не остается, кроме как научиться приводить инструмент в порядок самому – в домашних условиях.

Чем настраивать пианино?

Чаще всего новички интересуются: какими инструментами следует пользоваться, если нужно самостоятельно отрегулировать механику пианино?

Как называется инструмент для наладки струн? Это — настроечный ключ, который реально заменить шестигранником диаметром 8 мм с соответствующей головкой.

Ещё вам понадобятся гитарный электронный тюнер и резиновые клинья. Клинья можно изготовить своими руками — вырезать из школьного ластика. Разрежьте его по диагонали, воткнув в широкую сторону вязальную спицу. Готово.

Как настраивать пианино самостоятельно дома? Откройте верхнюю крышку и найдите фиксаторы, расположенные в верхних углах передней вертикальной панели. Отодвиньте их и снимите панель, также откройте клавиатуру.

  • С какой струны надо начинать настройку? Нажмите клавишу «до» 1-ой октавы. Её молоток бьёт одновременно по 3 струнам. Не отпуская клавишу, зажимайте резиновым клинком по очереди каждую струну, вслушиваясь в звук – это позволяет определить, какая из струн расстроена и портит общий фон. Далее от неё поднимаемся вверх и надеваем ключ на примыкающий к струне колок. Нужно плотно обхватить инструментом колок и аккуратно его подкручивать, время от времени нажимая на клавишу, чтобы отслеживать звучание. Необходимую высоту удобно определять по тюнеру. Завершив работу над средним участком клавиатуры, отрегулируйте крайние регистры по отавным ходам и проверьте жесткость клавиш.
  • Как определить, что пианино настроено хорошо? Все ноты «поют» чисто и ровно, клавиатура при нажатии даёт хорошую «отдачу», отдельные клавиши не западают.
  • Как часто нужно настраивать пианино? Плановая настройка производится в среднем раз в год. Даже если в течение долгого периода на инструменте не играли, это не значит, что струны продолжают находиться полностью в идеальном положении – на них влияют разные факторы, например – сезонные перепады температуры.

Как правильно настраивать электронное пианино?

Можно долго рассуждать о том, какой инструмент лучше – акустический или цифровой. Однако отметим, что у электропианино и синтезатора есть бесспорное преимущество – отсутствие необходимости регулярной настройки. Вам не придётся ломать голову над тем, сколько стоят услуги фортепианного мастера, можно ли самостоятельно наладить работу струн, и, если да, то каким ключом при этом пользоваться. Сколько бы времени не прошло со дня установки – если с внутренним электронным устройством инструмента всё в порядке, с качеством звука проблем не будет.

Распакуйте купленное пианино, прикрепите к нему подставку для нот и присоедините педаль-демпфер. Затем подключите инструмент к электросети и нажмите на кнопку питания Power. Пианино будет готово к работе – вам остаётся лишь, следуя инструкции, отрегулировать настройки (громкость, высоту звучания, ревербацию и др.), исходя из личных личные предпочтений.

Дата создания 27.03.2012, отредактировано 27.06.2013

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург, стаж работы 26 лет.

Уважаемый читатель!

Если Вы не настройщик, то настроить пианино самостоятельно и при этом хорошо невозможно.

Но есть некоторые ориентиры, применяя которые можно подкорректировать и немного улучшить звучание инструмента.

Я это назову — ПОДСТРОИТЬ ИНСТРУМЕНТ.

Для этого необходим развитый музыкальный слух. Например, умение петь и отличать хорошее, стройное и правильное пение от неправильного.

Предварительно необходимо иметь ключ для настройки пианино или купить набор для настройщика фортепиано в музыкальном магазине.

Попробую перечислить некоторые ориентиры.

И так.

Подготовка инструмента к ПОДСТРОЙКЕ.

Разбираем пианино.

Открываем самую верхнюю крышку, на которой лежат ноты, настольные часы, музыкальные центры и порой даже стоят цветы. На передней вертикальной панели, в верхних углах внутри инструмента имеются деревянные фиксаторы. Эти фиксаторы надо повернуть, чтобы иметь возможность снять эту панель. При этом появляется доступ к механике и струнам. Далее необходимо открыть крышку, которая закрывает клавиатуру.

Перед нами появилась открытая клавиатура. Видно молотки и имеется доступ к колкам и к части струн.

Но…

Сначала необходимо понять и почувствовать, каким образом нужно крутить колок. Как много или мало проворачивать колок в гнезде.

Ориентир такой.

Данная рекомендация относится только к работе с пианино. Для рояля техника работы с ключом другая.

Настроечный ключ необходимо надеть на колок. Ключ должен максимально плотно «держать» колок. Ручка ключа направлена вверх. Если взять за то, что ручка ключа это минутная стрелка часов, то эта стрелка должна быть на без 5-ти минут или 5 минут (какого-то часа). Так вот, поворачивать надо только на 1 минуту по часовой стрелке, т.е. до без 4-х минут, или на 1 минуту назад, т.е., до без 6-ти минут. (Это если без 5-ти минут) Крутить колок надо «чуть- чуть». Это только принцип кручения.

А перед тем как крутить колок, необходимо обнаружить расстроенную струну и от неё подняться вверх и найти нужный нам колок.

Найти расстроенную струну просто.

Нажимаем на клавишу, например, ноту «до» 1 октавы. Нам видно, что молоток этой ноты ударяет стразу по 3-м струнам. Нам необходимо найти одну струну, которая больше всего дает не правильный звук.

Определяется это также просто.

Для нахождения неправильно звучащей струны необходимо вооружиться резиновым клинком, которым необходимо по очереди, струну за струной заглушать эту группу из 3-х струн. Этот клинок можно сделать из простого ластика для ученических тетрадей. Срезать этот ластик лезвием на угол, в широкую сторону воткнуть обычную вязальную спицу и клинок готов.

Последовательность действий такая.

Нажать на клавишу. Держать клавишу нажатой. Слушать общее звучание 3-х струн. Через 1-2 секунды заглушить резиновым клинком 1-ю по счету струну и при этом продолжать внимательно слушать, не изменилось ли общее звучание этой ноты.

Если общее звучание не изменилось, то по этому же приципу заглушить только 2-ю по счету струну, а потом только 3-ю струну. Смысл этих действий заключается в том, чтобы найти ту струну, которая портит общий звук этой ноты.

Хороший звук ноты это такой звук, который напоминает визуальных штиль на водной глади. Звук ровный без волны, без завываний и без розлива.

Заглушили одну, какую-либо струну и если общее звучание изменилось, то эта струна и давала общую расстройку данной ноты.

Далее.

По этой струне взглядом поднимаемся вверх и определяем нужный нам колок. На этот колок надеваем ключ (на без 5-ти минут или на 5 минут). Нажимаем на туже клавишу. И пока звучит эта нота, начинаем крутить этот колок на 1 минуту по ходу часов и на 1 минуту в другую сторону. Если звук затухает нужно еще раз нажать на клавишу и снова слушать, и осторожно по 1 минуте крутить и добиваться того, чтобы этот звук становился как можно более ровно звучащим. Как только, по вашему усмотрению звук этой ноты стал ровней, нужно остановить движение руки.

Нота подстроена.

Таким образом, можно подстроить 6 или 7 рядом находящихся нот. (Белые и черные клавиши подряд). Когда диапазон подстроенных нот увеличивается более 6-и , 7-ти, то можно подключать аккорды. Используем простые мажорные аккорды.

Например, аккорд из нот «до», «ми», «соль». Это до-мажорный аккорд. Ноты «до» и «ми» уже подстроены и надо настроить ноту «соль».

Делаем так.

Ноту «соль», из 3-х одинаково звучащих струн, надо заглушать резиновым клинком уже сразу две струны, вставляя клинок между 2 и 3-й струнами. Оставшуюся свободно звучащую 1-ю струну надо подстроить в аккорд «до» мажор, чтобы аккорд «до, ми, соль» звучал правильно, стройно и красиво.

Далее.

К этой 1 струне ноты «соль», подстраиваем 2-ю струну. Для этого надо зажать клинком 3-ю струну, вставив клинок между группами из 3-х струн. При этом заглушается 3-я струна ноты «соль», которого мы настраиваем и 1-я струна следующего соседнего звука. Подстроили 2-ю струну к 1-й.

Далее.

Убираем клинок, который находился между группами из 3-х струн и подстраиваем свободно звучащую 3-ю струну ноты «соль».

Помните, что подстраивая ноту, крутим колок всего на 1 минуту или по часовой стрелке, или против часовой стрелки. Крутим и слушаем внимательно. Цель – звучание 2-х или 3-х струн, как 1 нота. Называется это УНИСОН.

И так дальше.

Следующую ноту связываем в аккорд. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся аккордами по очереди (по полутонам) с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

А это для гурманов, которые понимают в звучании музыкальных интервалов. Для тех, кто знает как звучит интервал кварта и интервал квинта.

(Я решил добавить данную информацию, по причине частого обращения к данной статье.)

И так, нечто свеженькое.

Например, Вы настроили унисоны нот до, до-диез, ре, ре-диез и ми.

Далее самое интересное.

Если Вы знаете, как должен звучать музыкальный интервал кварта, то Вы сможете настроить эту кварту от ноты «до», которая уже подстроена. Для этого необходимо со струнами звука «фа», произвести такую же работу, как со струнами звука «соль». (Смотрите выше в данной статье) Одну струну за другой подстроить в унисон.

Но! Как подстроить?

Вот тут еще один секретик.

Эта кварта должна быть чуть шире чистого звучания интервала. Что это такое? — Фортепианный строй — это темперированный строй.

В сравнении объясню, про чистый строй.

Чистый строй — это такой строй, когда между настраиваемыми звуками в интервале нет ни каких вибраций, или качаний звука (интервала), или режущих ухо резких дрожаний звука. Чистый строй — это, когда два звука, например, «до» и «фа» настроены, как в унисон. При этом должно звучать два звука, а не один, т. е. ноту «фа» не надо тянуть вверх в унисон к ноте «до». Иными словами нота «фа» не должна звучать по высоте, как нота «до». Нужно искать ноту «фа», которая выше ноты «до» и вслушиваться когда эти две ноты перестанут вибрировать между собой. Когда ты постепенно попадаешь в чистый интервал, то это похоже на то, как ты постепенно попадаешь в унисон, настраивая одинаково две струны. (Очень пригодится практика подстройки в унисон предыдущих нот) Вот это и есть чистый интервал.

А пианино и рояль настраиваются, повторюсь, темперированными интервалами. Что такое темперированный интервал или строй?

Темперированный интервал — это слегка отклонившийся в сторону от чистого звучания, интервал. При этом получается некоторая медленная звуковая волна. Это похоже на некоторое ленивое качание звука, как в очень медленном и плавном изображении ленты в виде почти горизонтальной синусоиды. Вот примерно так можно образно объяснить, что такое темперированный интервал.

Так вот.

Кварту, из чистого интервала, надо слегка расширить — (чуть-чуть повысить) до появления этой звуковой волны, похожей на ленту в медленном и плавном движении вверх и вниз. Волна должна быть очень медленной и очень спокойной. Вот это и есть темперированный интервал, а именно темперированная кварта.

Настроили одну струну звука «фа», теперь уже темперированную, и к ней подстроили 2 других струны. Вот Вам и темперированная кварта.

Рекомендую.

Ноту «фа- диез» подстроить от ноты «до — диез» — ранее настроенной, также, как «фа» от «до». Такая же кварта, только на 0,5 тона выше. Такая же чуть-чуть расширенная

А вот ноту «соль» лучше подстроить используяк интервал квинту. Это ноты «до» — ранее настроенная и «соль». При условии, что вы знаете, как должна звучать квинта.

Особенность настройки темперированной квинты другая. Надо так же найти сначала чистый интервал, а потом заузить, т. е. чуть- чуть понизить звук «соль». Должна быть такая же лениво качающаяся звуковая лента. Повторяю, квинта слегка зауженный от чистого звучания интервал.

Проконтролировать квинту можно прослушав до — мажорный аккорд. Это ноты до, ми и соль. Аккорд должен быть красивым и приятным на слух. Звучание мажорного аккорда оставляю на совести «подстройщика». Подстроили сначала одну струну, к ней 2-ю в унисон и 3-ю.

Следующую ноту «соль- диез», связываем в мажорный аккорд от «до-диеза». По аналогии с до-мажором. Поднимаемся мажорными аккордами по очереди (по полутонам) с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

Таким же образом можно подстраивать и басовый регистр.

Технически подстройка октав происходит так же, как я объяснил выше на примере настройки ноты «соль» 1 октавы. Сначала подстраиваем 1 струну, далее 2 струну к 1 струне в унисон и далее подстраиваем 3 струну к 2-м уже настроенным струнам. Все струны подстраиваются в унисон.

В басовом регистре есть ноты, в которых только 2 струны. Их подстраивать проще. Сначала настроил одну, заглушив соседнюю клинком, потом к ней подстроил другую. А самые низкие басовые звуки только по 1 струне. Тут все понятно.

Вот таким образом можно улучшить звучание инструмента.

До какой степени улучшить? — Это зависит от требований к звучанию инструмента и от музыкального слуха человека, который производит данную подстройку.

Уверен.

Поняв принцип подстройки, можно достаточно хорошо и даже удовлетворительно, для пользователя-хозяина инструмента, поддерживать общее звучание инструмента.

Если пользователю-хозяину инструмента не нравится своя работа-подстройка, то вызывайте специалиста. И очень вероятно еще и то, что ваше пианино не будет настроено точно в камертон (440 Гц). И это тоже удел профессионалов.

Существует еще и проблема западания клавиши.

Причин этого великое множество.

Чтобы разобраться с западанием клавиши, посоветую на момент занятия этим делом стать исследователем.

Для этого дополнительно к выше перечисленным этапам разборки пианино необходимо снять еще крышку, которая закрывает клавиатуру. Она закреплена 2 шурупами по краям неподвижной планки, к которой закреплена непосредственно крышка. Эти шурупы надо выкрутить отверткой и убрать эту планку с крышкой. Перед вами откроется относительно свободный доступ к механике и клавиатуре.

Далее.

Нужно внимательно рассмотреть, как работает соседняя хорошо работающая клавиша и просто напросто сравнить с той, которая плохо работает. Нажимать клавиши надо по очереди. С начала хорошо работающую, а потом западающую. Нажимать на клавиши надо медленно, чтобы понять, как перемещаются узлы механики. Если оба узла механики работаю одинаково, а клавиша продолжает западать, то проблема в самой клавише. Надо определить в каком месте она заклинивается, или зажимается и убрать этот зажим или помеху. Может быть между телом клавиши, что-нибудь попало. В материале подготовка инструмента к игре есть некоторое объяснение причин западания.

Уважаемый читатель, поскольку Вы интересуетесь данным вопросом — Вы творческий пользователь. Поэтому я могу предположить, что Вас должен заинтересовать такой актуальный раздел, как клиентам и пользователям фортепиано, в котором я постарался изложить все самое полезное для пользователей пианино и рояля. Подобной информации нет ни в одном паспорте, прилагаемом к инструменту.

Надеюсь, что мои советы Вам хоть чуть-чуть помогут. Главное крутить колок микронными шагами, чтобы далеко не уйти от унисона, и при этом внимательно слушать звук ноты.

В качестве утешительной информации предлагаю статью об электропианино. Почитайте и порадуйтесь, какой у Вас прекрасный инструмент. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург. Лариса Андреевна профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Желаю успехов.

Геннадий.

P.S. Если есть время, погуляйте по моему сайту www.pianoexpert.ru

Может быть я вам еще и пригожусь… .

Как настроить фортепиано в домашних условиях?

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.

Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.

Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.

Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.

Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.

Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.

Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).

Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.

Теги: пианино, полезные советы, музыкальная школа, настройка, решение проблем, инструменты, ремонт

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх