Электрификация

Справочник домашнего мастера

Из какого металла делают топоры

Закалка топора в домашних условиях – видео, фото, нюансы

Как качественно закалить топор в домашних условиях? Актуальность данного вопроса объясняется широкой востребованностью этого инструмента. Кроме того, на примере такого простейшего домашнего инструмента, каким является топор, можно в подробностях разобрать нюансы нескольких типов термической обработки – отжига, закалки и отпуска.

Хороший кованный топор способен надрезать гвоздь

Узнать о том, что новый топор, приобретенный с рук или в строительном магазине, необходимо закалить, достаточно легко: если лезвие инструмента очень мягкое (что можно определить по его смятию даже при рубке сучков небольшой толщины), значит, оно нуждается в качественной закалке. В том случае, если на рабочей части топора в процессе работы появляются трещины или лезвие выкрашивается, его следует подвергнуть полноценному отпуску.

Из какой стали производят топоры

Чтобы определить, насколько качественно выполнена закалка топора, можно воспользоваться обычным напильником, который не сильно изношен и имеет мелкую насечку. В том случае, если твердость рабочей части топора высокая, напильник будет легко скользить по ней, если средняя, то инструмент будет слегка снимать шероховатости, если низкая – напильник будет хорошо брать металл. Если топор закалили в соответствии с общепринятыми требованиями, то наиболее твердой является острая часть (на ширину примерно 3 см от лезвия), а металл в остальной части инструмента более мягкий.

Назначение инструментальных углеродистых сталей

Как правило, топоры изготавливаются из сталей этих марок

После того как вы выяснили, что инструмент все же нужно закалить, необходимо определить, из какого металла он изготовлен. Предприятия, работающие в полном соответствии с утвержденными нормативными документами (ГОСТами), производят топоры из определенных сталей, марки которых оговорены в специальной таблице. Естественно, что для каждого из таких сплавов требуется свой температурный режим нагрева и определенная охлаждающая среда, которые и обеспечат требуемое качество термической обработки. Все подобные параметры для каждой из марок сталей также можно найти в специальных справочниках.

Режимы отжига углеродистых сталей

Режимы термообработки на примере сталей марок У7 и У7А

Из всех типов сталей, используемых для изготовления топоров, наиболее распространенными можно считать инструментальные стальные сплавы марок У7 и У7А. Именно поэтому в качестве примера мы рассмотрим, как закалить рабочую часть топора, изготовленного из сплава марки У7.

Основные этапы закалки топора

Если вам надо закалить топор в домашних условиях, надо затупить его режущую кромку, доведя ее толщину до 1 мм. Сама процедура термической обработки инструмента, выполняемая в том числе и в домашних условиях, состоит из нескольких этапов.

Отжиг

Отжиг – это первый этап термической обработки не только топора, но и любого другого инструмента. Целью данной технологической операции, которую можно выполнить и в домашних условиях, является очистка структурной памяти металла. В результате происходит улучшение его внутренней структуры, снятие внутренних напряжений и уменьшение твердости. Суть данной процедуры заключается в том, что рабочую часть топора нагревают до 740–760° и подвергают медленному охлаждению до 550°, скорость которого составляет 30–50 градусов в час.

Простейший горн для нагрева топора – листовой металл с прорезями, на который укладываются кирпичи и насыпается уголь

Самым важным моментом при выполнении отжига является правильное определение температуры нагрева. В таких ситуациях можно ориентироваться на свой опыт или на обучающие видео, чтобы определить требуемый порог нагрева по цвету раскаленной стали. Однако есть и более надежный способ, позволяющий точно определить температуру, до которой нагрелась сталь. Это достаточно просто реализовать даже в домашних условиях. Данный способ предполагает использование обычного магнита, который перестает притягиваться к поверхности изделия из инструментальной стали при 768°. Таким образом, периодически прикладывая магнит к поверхности топора, можно определить, что процесс нагрева следует прекратить, чтобы приступить к следующему этапу термической обработки.

Цвет инструментальной стали, нагретой до 768°, красно-бордовый, а если ее нагреть до 800–930 градусов, что необходимо для выполнения закалки, она станет ярко-красной. Посмотреть, как изменяются цвета инструментальной стали в зависимости от температуры ее нагрева, можно по видео, которое несложно найти в интернете.

Цвета каления стали (нажмите для увеличения)

После того как требуемая температура для проведения отжига топора, который требуется закалить, достигнута, следует прекратить его нагревать. Затем топор оставляют в потушенной печи часов на десять для медленного остывания.

Закалка

После окончания процедуры отжига поверхность топора, который надо закалить, следует очистить от окалины. Для этого можно использовать проволочный круг. Когда поверхность топора очищена, ее необходимо снова нагреть, но уже до 800–830°. Степень нагрева можно контролировать, следя за цветом стали, который должен стать ярко-красным.

Нагрев топора «до красна» в импровизированном горне из кирпичей

После нагрева топор необходимо охладить. Для этого используют две среды – воду, нагретую до 30°, и масло. В первую очередь охлаждается лезвие топора (шириной 3–4 см), для чего его опускают в воду на 3–4 секунды. Чтобы в используемой воде не образовалась паровая подушка, которая будет препятствовать эффективному охлаждению, лезвие надо интенсивно двигать в емкости. В масляную охлаждающую среду помещается весь топор, при этом важно следить за тем, чтобы масло не воспламенилось.

Чтобы снизить твердость рабочей части топора, которую она приобретет после того, как ее закалить, ее необходимо подвергнуть отпуску. Перед выполнением такой технологической операции поверхность топора необходимо также зачистить проволочным кругом, что позволит контролировать степень ее нагрева, ориентируясь на цвета побежалости.

Цвета побежалости стали (нажмите для увеличения)

Отпуск

Отпуск закаленной рабочей части топора позволяет снять внутренние напряжения, сформировавшиеся в металле в процессе закалки, а также уменьшить хрупкость материала. Для выполнения этой процедуры в домашних условиях можно использовать обычную духовку, нагрев ее до 300° и поместив в нее топор на 1 час (прежде чем приступать к отпуску, посмотрите соответствующее видео). После выдерживания топора в духовке его охлаждают, оставив на открытом воздухе. О том, что отпуск был проведен при требуемой температуре, будет свидетельствовать синий цвет побежалости на поверхности топора.

Фотография топоров, прошедших закалку, отпуск и зачистку лезвия

Чтобы убедиться в том, что рабочая часть топора стала несколько мягче после отпуска, можно использовать напильник, как уже описывалось выше. Следует иметь в виду: чем выше температура, при которой выполняется эта процедура, тем более мягким и пластичным получится в итоге закаленный металл. Для выбора температуры отпуска, от которой напрямую зависит твердость готового изделия, также можно воспользоваться специальными таблицами.

Зависимость механических свойств стали марки У7 от температуры отпуска

В заключение предлагаем посмотреть отличное видео, в котором мастер подробно рассказывает обо всех основных этапах самостоятельной закалки топора в домашних условиях.

Разрешено ли перевозить биту или топор на автомобиле? Что будет и могут ли ДПС изъять?

Наверное, только в России биту можно купить в большинстве автомагазинов… Любая буква законодательства имеет 2 стороны медали. С одной стороны, по закону 2020 года, сразу скажем, возить с собой в авто биту, арматуру, инструменты, которые в том числе способны нанести увечья другим лицам, можно. С другой, в интернете не зря появляются такого рода вопросы. Что же будет, если инспектор ДПС найдёт в багажнике, к примеру, топор, почему на практике может быть нельзя их перевозить и какие последствия ждут водителя, не умеющего оперировать законодательством правильно, давайте разбираться!

Да. По состоянию на 2020 год ни один нормативно-правовой акт не запрещает перевозку спортивного снаряжения в виде биты, хоккейной клюшки и других видов, а также ручных рабочих инструментов и прочей бытовой атрибутики ни в багажнике, ни в салоне автомобиля.

И по закону сотруднику ГИБДД просто не к чему будет придраться. В настоящий момент запрет возить с собой не регламентирован ни в ПДД – главном законодательном акте для автолюбителя, ни в иных нормативных актах.

Таким образом, не запрещается:

  • перевозить в машине бейсбольную биту,
  • топор,
  • арматуру,
  • кирпич,
  • перцовый баллончик,
  • пневматический пистолет или ружьё (калибром до 4,5 мм и скоростью выстрела до 7,5 Джоулей),
  • травматическое или охотничье оружие при наличии соответствующей лицензии,
  • другие предметы, прямо не запрещённые законодательством.

Да, проще перечислить то, с чем, действительно, ездить не разрешается:

  • боевое оружие,
  • пневматику свыше 4,5 мм калибра или более 7,5 Джоулей мощности при отсутствии разрешения,
  • боеприпасы,
  • а также наркотики и психотропные вещества.

Вообще, так как по закону ничего не запрещает иметь спортивное снаряжение в машине, то и наказания это не может повлечь. Но почему нельзя возить биту или топор по факту? Потому что в редких случаях инспекторы ДПС могут манипулировать разного рода неверными толкованиями законодательства, таким образом, «разводя» водителя на запрет.

То есть, если вам кто-то утверждает, что именно нельзя возить с собой в автомобиле биту, то в данном контексте это не совсем верно. Просто если вы не сможете отстоять правду, то не рекомендуется.

Из незаконного штраф применить у сотрудника ГИБДД ну никак не получится. Просто в действующем на 2020 год Административном кодексе даже близкого наказания к этому нет. Максимум, что можно «притянуть» в таком случае – это часть 1 статьи 20.8 КоАП – незаконное хранение оружия. Но это абсурдно, и сотрудник ГИБДД это понимает, так как бита очевидно оружием не является.

А уголовное наказание инспектор тем более не вправе даже возбуждать – он может только передать дело следователям, вызвав на место обнаружения биты уполномоченных лиц правоохранительных органов. Делать он этого, конечно же, не будет, дабы избежать превращения себя в посмешище.

Тем не менее, на практике ввиду отсутствия наказания обиженный на это инспектор может попросту забрать у вас предмет, кажущийся ему подозрительным. Но подчеркнём и здесь – отобрать биту или топор сотрудник ГИБДД может только незаконно, так как основанием подкрепить это он не сможет.

Итак, изъятие вещи – это чётко регламентированная процедура (статья 27.10 КоАП и пункт 213 Административного регламента, введённого Приказом №664). И главное – изъятие вещей может иметь под собой только одно законное основание – если они стали орудием совершения правонарушения. Таким образом, если вы кого-то ударили битой или топором, разбили чужую машину, то да, изъятие здесь в рамках закона. Но если сотрудник просто обнаружил их у вас в багажнике, то изъятие незаконно.

А конфискация – это тоже отъём орудия совершения нарушения. Только, в отличие от изъятия, конфискованную биту не возвращают обратно, так как это уже идёт как отдельный вид наказания. Более того, конфискация назначается исключительно в рамках суда, и инспектор ДПС на дороге ничего конфисковывать не вправе.

Поэтому единственный действенный метод, если уж полицейскому очень хочется наказать вас, остаётся только подкинуть в багажник наркотики или другие запрещённые вещества.

Начать здесь следует с того, что даже увидеть наличие у вас в салоне машины или в багажнике биты или иного предмета инспектор не может безосновательно. Показать ему салон, багажник, личные сумки вы можете в 3 случаях:

  • по жесту доброй воли на просьбу инспектора,
  • при осмотре автомобиля – вы имеете право отказаться от этой процедуры,
  • при досмотре авто – отказываться вы не имеете права.

Итак, нас интересует последний пункт. И для досмотра нужны свои веские основания: мотивированное инспектором подозрение о наличии у вас запрещённых предметов, а также видеозапись или 2 понятых. Кроме того, перед досмотром обязательно должен быть составлен одноимённый протокол и вручен вам на подпись – только после этого вы обязаны покинуть автомобиль, а сотрудник может рыться в нём без нарушения конструктивной целостности (а также не проверяя вас и не открывая сумки, так как это уже личный досмотр или досмотр личных вещей с отдельным протоколом, соответственно).

Но на деле вы просто услышите: «Открой(те) багажник!». Будет не очень понятно, просьба это или требование. Но что мешает уточнить у сотрудника?! На просьбу вы также можете смело отказать, а требование не может быть законным до составления протокола досмотра.

Список действий здесь достаточно прост и очевиден:

  • снимайте на видео процедуру изъятия биты – вы просто не докажете, что она была у вас, а не принадлежела сотруднику, потом,
  • разговаривайте с инспектором спокойно, логично и последовательно приводите доводы – не нужно вести себя агрессивно ни в каких случаях, как бы ДПС не нарушал закон,
  • если он всё же забрал вашу вещь, то подавайте жалобу в местную прокуратуру о незаконных действиях сотрудника полиции, его должны привлечь к ответственности, в том числе гражданской – вернуть биту или компенсировать её стоимость.

А вот это уже нарушение, причём, деяние уголовно наказуемое. Поэтому возить с собой бейсбольную биту или другие предметы, которые могут помочь нанести повреждения человеку или имуществу и служат в вашем случае только для этой цели, не рекомендуется.

Если вы разобьёте не сильно чужую машину топором, то будете отвечать в гражданском порядке перед собственником.

То это уже уголовная статья, причём, в зависимости от тяжести вреда, последствия могут быть разные:

  • без последствий для человека – статья 116 УК РФ,
  • если вы нанесли битой лёгкий вред здоровью – статья 115 УК РФ,
  • средний вред – статья 112 (умышленно), 113 (в состоянии аффекта), 114 (при превышении самообороны),
  • убийство – статья 105, это, скорее, если вы примените топор.

Но даже если вы будете просто угрожать противнику, то и в этом случае на вас могут завести уголовное дело – по статье 119 УК. Причём, такая угроза может выражаться не только в словесной форме, но даже если вы просто в процессе конфликта достанете и начнёте размахивать бейсбольной битой.

Небольшой кованый топорик своими руками


Приветствую всех любителей помастерить, предлагаю к рассмотрению инструкцию по изготовлению маленького кованого топорика своими руками. Самоделка отлично подойдет для колки дров в гараже или для добычи щепок на растопку. В тыльной части топора находится острие, которым можно цеплять чурки, что-то отрывать и не только. Топорище автор сделал брутально, под старину, смотрится самоделка довольно интересно. Для лезвия была использована качественная углеродистая сталь, которую автор закалил. Благодаря смешиванию металлов, на топоре даже можно увидеть дамасский рисунок. Если проект вас заинтересовал, предлагаю изучить его более детально!

Материалы и инструменты, которые использовал
Список материалов:
— квадратные и прямоугольные заготовки из стали для тела топора;
— кусок углеродистой стали для лезвия;
— кусок стальной трубы;
— толстая доска для держака.
Список инструментов:
— болгарка;
— сварочный аппарат;
— печь и кузнечный инструмент;
— масло, духовка, печь (для закалки);
— бормашина;
— напильники;
— наждачная бумага;
— масло, морилка для дерева.
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Кузнечные работы
Первым делом путем ковки нужно изготовить основные составляющие для топора, это будет его «тело». Для тела топора используем стальной прямоугольник или квадрат, расковываем его до нужной формы и размеров.
Что касается лезвия, то тут автор вковал в тело топора стальную пластину, марка стали неизвестна, но ее можно закалить. Чтобы сковать металлы вместе, вам понадобится бура, она не даст стали окисляться, и она смешается.

В задней части топора находится острие, своего рода крюк, его также нужно выковать. Конец острия должен быть также изготовлен из углеродистой стали, что не даст изделию быстро тупиться. Если сталь выбрана качественная, топором можно работать как киркой, он сможет выдерживать большие нагрузки.
Шаг второй. Сборка топора
У нас есть две детали для топора, их нужно соединить вместе. Между этими деталями должно быть ухо, в которое мы будем вставлять топорище. Для изготовления этого самого уха ищем кусок стальной трубы и путем ковки немного его сплющиваем до нужной формы. Далее полученную деталь ввариваем между двумя деталями, отрезав лишнее. Конечно же, сварные швы должны быть очень качественными, изделие в итоге должно получиться монолитным. Автор снял фаски болгаркой и хорошо все проварил.
После сварки, вооружаемся болгаркой со шлифовальными дисками и хорошо зачищаем сварные швы. Изделие в итоге должно получиться монолитным. Проблемные участки можно доработать бормашиной и напильником.
В завершении автор раскалил топор в печи и поставил на нем свое клеймо. Прогревать топор после сварки нужно обязательно, чтобы выровнять внутренние напряжения в стали. В завершении чистим топорик проволочной щеткой и формируем первичные спуски.
Шаг третий. Закалка
Можно приступать к закалке топорика, закалить нам нужно только лезвие и кончик острия. Масло для закалки используем прогретое, чтобы сталь не деформировалась и не треснула. Автор разогрел маслом куском раскаленной железки, температура масла может быть порядка 80 градусов.
Раскаляем лезвие и погружаем в масло, если все сделано верно, сталь не будет браться напильником. Аналогичную процедуру проводим и с острием.
После закалки сталь нужно обязательно отпустить, чтобы она не была хрупкой. Автор делает этот так, как у всех принято, при помощи бытовой духовки. Зачищаем металл до блеска и далее следим по оксидной пленке, сталь должна стать соломенного цвета. Температура в духовке должна быть в районе 200 градусов Цельсия.
Шаг четвертый. Патина
При желании, чтобы топорик не ржавел и смотрелся более оригинально, можно покрыть сталь патиной, выполнив травление в хлорном железе. Также, благодаря хлорному железу, мы выделим дамасский рисунок на топорике.
Еще можно раскалить топор и покрыть льняным маслом, получится устойчивое защитное покрытие на стали.
Шаг пятый. Топорище и сборка
Вырезаем топорище для топорика, автор вырезал основной контур на ленточном отрезном станке из толстой доски. Заготовку дорабатываем напильниками по дереву и наждачной бумагой. Чтобы рукоять топора смотрелась интересно, покрываем ее морилкой на свой вкус.
Все готово, можно собирать топор, делаем в топорище разрез под клин и набиваем на топорище топор. Клин можно использовать деревянный, чтобы все держалось надежно, соединение желательно собирать на столярном клею. Помимо деревянного, автор также забил дополнительный клин из латуни.
Шаг шестой. Испытания
Топор готов, после заточки можно испытывать, автор с легкостью готовит щепки для растопки, а другой стороной топора можно поднять довольно тяжелый пень. Выглядит топор отлично, такая самоделка не останется без внимания друзей и соседей по гаражам.
На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками! Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Способы ковки топора

Исторически выделилось два основных способа ковки. Это Новгородский и Киевский, причем в технологии производства имелась существенная разница.

Топор был одним из первых инструментов, изобретенных человеком. Неудивительно, что с появлением новых материалов их использовали для изготовления этой вещи. Особенное место занимал топор в оружейной нише. До появления высококачественной стали именно он был главным вооружением средневековых солдат.

Как изготовляется такой инструмент и насколько ковка топора отличается от изготовления других инструментов?

Основные приемы ковки

Исторически на территории Руси выделилось два основных способа, которыми изготавливали рубящие инструменты. Это Новгородский и Киевский, причем в технологии производства имелась существенная разница. Такие способы выковать топор можно использовать и сегодня в современной кузнице.

Новгородский

Новгородские кузнецы, более вероятно, почерпнули приемы и способы изготовления от своих ближайших соседей — финнов (на сегодня Финляндия один из лидеров производства топоров и ножей). Ковка производилась так называемым сварным способом.

Для этого бралась заготовка в виде полосы металла, которая изгибалась пополам и сваривалась кузнечным способом. При этом в месте изгиба формировалась проушина для топорища, а противоположная разгонялась до требуемой ширины, формируя при этом лезвие.

Ковка сварным методом с полосы

Такое изделие имело небольшой и относительно легкий обух, широкое лезвие и довольно длинную бороду.

В поперечнике такое изделие имело клиновидную, сходящуюся к лезвию, форму. Сама проушина имела треугольную или овальную конфигурацию, сформировавшуюся вследствие такой технологии.

Киевский топор

Происхождение киевского топора часто ведут с Кавказа, где подобные изделия находили в местах поселений. Принцип его изготовления был построен на пробивке проушины с одного конца и разгонки другого в форму лезвия.

Последовательность ковки киевского изделия

Такой инструмент в результате получался не с таким длинным лезвием, как новгородский, однако имел обычно толстый обух, круглую проушину и короткую бороду. Форма в поперечнике была клинообразной. Технологию ковки «по-киевски» можно посмотреть на видео

Несмотря на то, что таким технологиям уже свыше 1000 лет, их вполне можно использовать как образец ковки. И такое простейшее изделие будет вполне эффективным.

Итак, как выковать топор в домашних условиях?

Как выковать

Чтобы изготовить такой инструмент кузнечным способом, потребуется заготовка стали в виде полосы соответствующих размеров. Для удобства ее можно приварить с одного конца к куску арматуры, чтобы можно было манипулировать заготовкой во время работы.

После нагревания один из ее концов немного разгоняют и скашивают, это будет будущее лезвие.

Хвостовик также нужно немного разогнать и подготовить к изгибу. После чего заготовку разогревают и на носке наковальни проводят гибку проушины.

Соединение загнутого конца с поверхностью заготовки проводят способом кузнечной сварки.

Следующим шагом формируют лезвие, при этом также пользуются приемом разгонки металла. Его можно сделать более вытянутым, изготовив более длинную бороду.

После формирования проводят его шлифовку и закалку. При этом обязательно соблюдаются температурные режимы нагревания. Главное — не перегреть и не пережечь металл.

Закаленный топор можно отшлифовать или даже отполировать. Также, как вариант — это травля стали хлорным железом, от чего металл приобретает серо-матовый оттенок, а его стойкость к коррозии значительно возрастет.

В чем сложность

Ковка топора — довольно непростой технологический процесс. Во-первых, нужно сформировать заготовку соответствующих размеров и толщины. Это так называемый процесс ковки пакета топора. Во-вторых, это, конечно, изготовление проушины. Технологии древней Руси довольно непростые в выполнении. Для пробивки отверстия пакета с торца нужно затратить много времени, а гибка полосы также непростая операция (учитываем то, что сама такая полоса будет минимум 10-12 мм толщиной).

В Западной Европе довольно долго использовали старую технологию изготовления втульчатого топора (кельтского). Несмотря на то, что уже на Руси использовали именно отверстия под проушину. Вероятнее всего, это было связано именно с трудностями изготовления и, возможно, некачественным материалом.

Втульчатый (кельтский) тип топора

В отличие от других инструментов, которые имеют простые линейные формы (например, ножи, стамески, зубила, молотки), топор имеет сложную конфигурацию. К тому же, при ковке нужно соблюдать точный баланс, иначе изделие при работе будет создавать трудности и неудобства. Тоже касается размеров и веса обуха, он должен быть довольно тяжелым. Это делается для увеличения силы наносимого удара при рубке.

Еще одно неудобство при изготовлении — это лезвие. Довольно часто его изготавливали отдельно от самого топора из углеродистой стали. После чего кузнечной сваркой лезвие приваривали к основному изделию.

Также обязательный процесс — стабилизация металла и его закалка. Такой рабочий инструмент, испытывающий постоянные нагрузки, при неправильной закалке быстро придет в негодность. Обязательное соблюдение температурных режимов такой обработки металла.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх