Электрификация

Справочник домашнего мастера

Эквалайзер схема своими руками

Электронные схемы и статьи на тему «эквалайзер»

Ниже приведены принципиальные схемы и статьи по тематике «эквалайзер» на сайте по радиоэлектронике и радиохобби RadioStorage.net .

Что такое «эквалайзер» и где это применяется, принципиальные схемы самодельных устройств которые касаются термина «эквалайзер».

Отличительной чертой этого эквалайзера является отсутствие переменных резисторов, как таковых. Вместо них используется электронный регулятор громкости на микросхеме KA2250 фирмы Samsung. Микросхема имеет очень низкие искажения и ступенчатую регулировку выходного сигнала (32 ступени по 2дБ) осуществляемую нажатием на кнопки «Down» или «Up». Этот эквалайзер выполнен на двух операционных усилителях. Оба ОУ включены по схеме инвертирующих усилителей, когда входной сигнал и сигнал обратной связи подают на инвертирующие входы, а неинвертирующие входы усилителей заземляются. Переключателем S1 можно изменять… Пятиполосный активный регулятор тембра состоит из эмиттерного повторителя на транзисторе V1, пяти активных полосовых фильтров Z1 — Z5 и основного усилителя на транзисторах… Устройство выполнено на двух операционных усилителях, объединенных в общем корпусе. Входной каскад на DA1.1 представляет собой повторитель с большим входным сопротивлением и согласует работу источников сигнала с пассивными фильтрами. Полосовые фильтры с центральными частотами… Пульт предназначен для взыскательных Hi-Fi любителей, которые делают записи студийного типа. Микшерный пульт состоит из трех основных схем: предусилителя, смесителя и усилителя с частотной коррекцией, так что он в сущности представляет собой хороший стереопредусилитель… Двенадцатиканальный микшерский пульт выполнен на элементной базе, применяемой в современной бытовой аппаратуре. В каждом канале пульта имеются отдельные регуляторы громкости, тембра низких и высоких частот, уровня сигнала, поступающего на ревербератор. В устройстве есть и общие… Ссылаясь на высокий уровень качества звеньев современного стереокомплекса, многие меломаны утверждают, что регулятор тембра не нужен вообще, что вполне достаточно иметь тонкомпенсирован-ный регулятор громкости с отключаемой тонкоррекцией. Во-первых … Двухканальный пятиполосный графический эквалайзер с регулировкой громкости и баланса. Эквалайзер разработан для применения в переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре среднего и высокого классов. Назначение выводов микросхемы СХА1352AS … BA3824LS — интегральный 5(или 4)-полосный эквалайзер. Предназначен для регулировки тембра в четырех диапазонах. Полоса частот для каждого канала независимо устанавливается внешними конденсаторами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре … ВА3822 — семейство интегральных 5-полосных эквалайзеров. Предназначены для регулировки тембра в пяти диапазонах. Частоты регулировки для каждого канала устанавливаются внешними конденсатарами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре … Микросхема LA3600 применяется в автомобильной и переносной звуковоспроизводящей аппаратуре. Предназначен для регулировки тембра в пяти диапазонах. Особенности: 5-полосный эквалайзер на одной микросхеме; частоты … Мы уже говорили, что очень важным в формировании звука является его частотная обработка. Каждый элемент линейки эффектов вносит свою частотную коррекцию в общий сигнал и правильный выбор АЧХ определяет, как будет звучать ваша гитара. Для этих целей… Схема многополосного графического эквалайзера приведена ниже. Каждый из полосовых фильтров Zr..Zn выполнен по одинаковой схеме операционного звена 2-го порядка с многопетлевой ОС и отличается только значениями емкостей С1 и С2. … Отличительная особенность устройства — малый уровень собственных шумов и нелинейных искажений, а также малая неравномерность АЧХ при установке полосовых регуляторов в одинаковое положение и «гладкость» ее при установке регуляторов в разные положения (АЧХ не имеетне имеет «волнистости», присущей АЧХ большинства подобных устройств) … В аппаратуре высокого качества часто используются графические корректоры (эквалайзеры), позволяющие произвольное формирование частотной характеристики акустического усилителя. В целом акустическом диапазоне выделяются несколько полос вокруг известныхчастот, которые могут быть усилены или заглушены… Микросхема BA3812L представляет собою пятиканальный эквалайзер . Напряжение питания = 3,5…16В; Коэффициент нелинейных искажений = 0,01%; Диапазон регулировки коэффициента передачи = ±12 дБ; Диапазон рабочих температур = -25…+75°C. Цоколевка микросхемы Назначение… Микросхема BA3840 представляет собою стереофонический эквалайзер с предварительной установкой. Напряжение питания = 1,7…3,6 В; Четыре вида АЧХ, выбираемые подачей постоянного напряжения на входы управления; Диапазон рабочих температур = -10…+55 С. Цоколевка микросхемы Назначение… Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра, электронное устройство, которое позволяет выполнять регулировку амплитуды сигнала для нескольких полос частот звукового сигнала. Эквалайзеры применяются в высококачественной звуковой и аудио аппаратуре, позволяют улучшить качество звучания путем … В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический … Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 …

Графический эквалайзер на LA3607

Случалось ли вам собирать эквалайзер, а? Нет? А почему? Слишком сложные схемы, слишком много элементов и сложные печатные платы? Ну да не все так плохо.

Нижеследующим, я расскажу как можно собрать весьма неплохой эквалайзер с минимальным набором компонентов, не требующий никакой настройки, с издевательски простой печатной платой, но имеющий при этом очень приличные параметры, вполне достойные автомобильного усилителя или небольшого домашнего комплекса. Основой эквалайзера является специализированная микросхема LA3607, выпускаемая небезысвестной фирмой Sanyo, точнее её подразделением полупроводниковых приборов.

Характеристики эквалайзера следующие:

Напряжение питания
Потребляемый ток при отсутствии сигнала 7мА
Число полос регулировки 7
Глубина регулировки +/-12дБ
Коэфф. усиления 0,8
Коэфф. гармонических искажений 0,02%

Давайте посмотрим схему:

Итак, на схеме, два компонента — сама микросхема и семь полосовых фильтров, состоящих из двух конденсаторов и одного резистора, которым, собственно и регулируется усиление или ослабление выбранной частоты. При выбранных конденсаторах регулируются следующие полосы:
60Гц, 150Гц, 400Гц, 1кГц (давить!),2,5кГц, 6кГц и 15кГц.

Разумеется, их можно пересчитать на другие частоты. И для этого есть весьма простые формулы:

Резонансная частота считается так:

Так как R0 и R упрятаны внутрь микросхемы и равны 1,2 кОм и 68 кОм соответственно, то формулу можно упростить до следующего:

Значения в формулу можно подставлять или в микрофарадах и килоомах, тогда на выходе мы получим килогерцы, или в фарадах и Омах, тогда получим герцы.

Ну и добротность каждого фильтра считается так:

С учетом описанных выше обстоятельств получим:

Емкость в эту формулу можно подставлять в чем угодно — добротность величина безразмерная.

Питать все это добро нужно от стабилизированного источника, собрать который можно, например на КРЕН9А. Да, кстати, я надеюсь понятно, что на схеме изображена схема одного канала, а если у вас их несколько — два, например, то надо собрать два таких вот одинаковых канала.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Микросхема LA3607 1 Поиск в Utsource В блокнот
С1, С19 Электролитический конденсатор 10 мкФ 10 В 2 Поиск в Utsource В блокнот
С2 Конденсатор 1.25 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С3 Конденсатор 0.5 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С4 Конденсатор 0.19 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С5 Конденсатор 0.075 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С6 Конденсатор 0.03 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С7 Конденсатор 0.0125 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С8 Конденсатор 0.005 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С9 Конденсатор 0.07 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С10 Конденсатор 0.028 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С11 Конденсатор 0.01 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С12 Конденсатор 0.004 мкФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С13 Конденсатор 1600 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С14 Конденсатор 690 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С15 Конденсатор 280 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С16 Электролитический конденсатор 22 мкФ 15 В 1 Поиск в Utsource В блокнот
С17 Конденсатор 470 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
С18 Электролитический конденсатор 47 мкФ 15 В 1 Поиск в Utsource В блокнот
R1, R9 Резистор 8.2 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R2-R8 Переменный резистор 100 кОм 7 Поиск в Utsource В блокнот
R10 Резистор 10 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

РадиоКот >Схемы >Аудио >Фильтры, эквалайзеры >

Теги статьи: ЭквалайзерДобавить тег

Графический эквалайзер на LA3607

Опубликовано 01.01.1970

Общий привет!

Случалось ли вам собирать эквалайзер, а? Нет? А почему? Слишком сложные схемы, слишком много элементов и сложные печатные платы? Ну да не все так плохо.

Нижеследующим, я расскажу как можно собрать весьма неплохой эквалайзер с минимальным набором компонентов, не требующий никакой настройки, с издевательски простой печатной платой, но имеющий при этом очень приличные параметры, вполне достойные автомобильного усилителя или небольшого домашнего комплекса. Основой эквалайзера является специализированная микросхема LA3607, выпускаемая небезысвестной фирмой Sanyo, точнее её подразделением полупроводниковых приборов.

Характеристики эквалайзера следующие:

Напряжение питания
Потребляемый ток при отсутствии сигнала 7мА
Число полос регулировки 7
Глубина регулировки +/-12дБ
Коэфф. усиления 0,8
Коэфф. гармонических искажений 0,02%

Давайте посмотрим схему:

Итак, на схеме, два компонента — сама микросхема и семь полосовых фильтров, состоящих из двух конденсаторов и одного резистора, которым, собственно и регулируется усиление или ослабление выбранной частоты. При выбранных конденсаторах регулируются следующие полосы:
60Гц, 150Гц, 400Гц, 1кГц (давить!),2,5кГц, 6кГц и 15кГц.

Разумеется, их можно пересчитать на другие частоты. И для этого есть весьма простые формулы:

Резонансная частота считается так:

Так как R0 и R упрятаны внутрь микросхемы и равны 1,2 кОм и 68 кОм соответственно, то формулу можно упростить до следующего:

Значения в формулу можно подставлять или в микрофарадах и килоомах, тогда на выходе мы получим килогерцы, или в фарадах и Омах, тогда получим герцы.

Ну и добротность каждого фильтра считается так:

С учетом описанных выше обстоятельств получим:

Емкость в эту формулу можно подставлять в чем угодно — добротность величина безразмерная.

Питать все это добро нужно от стабилизированного источника, собрать который можно, например на КРЕН9А. Да, кстати, я надеюсь понятно, что на схеме изображена схема одного канала, а если у вас их несколько — два, например, то надо собрать два таких вот одинаковых канала.

За сим все. Удачи.

Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

37 1 0
5 4 0

Эти статьи вам тоже могут пригодиться:

Световой эффект с эквалайзером

Я, возможно, как и автор урока, не являюсь ярым поклонником Джастина Тимберлейка, но я не смог не заметить ошеломляющую графику в его музыкальном клипе к песне LoveStoned. Этот урок научит Вас, как создать похожий эффект, используя только старый добрый Photoshop.

Вот, чего мы будем добиваться:

Материалы для урока:

Архив

Шаг 1. Создайте новый документ размером 1024×768 px, цвет фона — черный.

Шаг 2. Открываем изображение эквалайзера. Я выделил черный фон изображения, используя инструмент Волшебная Палочка (Magic Wand Tool) и удалил его, нажав Delete, несмотря на то, что черный соответствует нашему главному фону. Теперь, щелкаем по области, окружающей эквалайзер, и инвертируем (Ctrl+Shift+I) выделение так, чтобы только прямоугольные формы, составляющие изображение эквалайзера, были отобраны. Выбираем главным цветом голубой (80D2FC) и заполняем наше выделение, нажав Ctrl+Backspace. Наконец, дублируем этот слой, и идем в Редактирование> Трансформирование> поворот на 180 градусов(Edit> Transform> Rotate 180градусов) затем перемещаем копию, как показано ниже.

Шаг 3. В панели слоев выделяем оба слоя с эквалайзером и нажимаем Ctrl+Shift+E, чтобы слить их в один. Теперь с повернем получившийся слой на 90 градусов- идем в Редактирование> Трансформирование> Поворот на 90 градусов по часовой (Edit> Transform> Rotate 90 CW). Теперь скопируем слой несколько раз (Ctrl+J) и разместим эквалайзеры один под другим. Сделав это, объедините оригинальный слой со всеми дубликатами.

Проведя все эти настройки, сделайте копию получившегося голубого пути из эквалайзеров, он нам еще понадобится. Скройте его пока что.

Шаг 4. Дублируем всю эту дорожку и нажимаем Ctrl+T — мы перешли в режим Свободной Трансформации. Сверху справа на экране Вы можете видеть панель трансформации. Нам необходимо передвинуть наш ряд эквалайзеров вправо – для этого увеличиваем число в графе X, нажимаем OK – и наша дорожка переехала правее:

Шаг 5. Интересный ход, не правда ли? С помощью этих же команд сделайте пять одинаковых столбиков, как показано ниже. Сделав их, слейте это все в один слой.

Шаг 6. Слили все слои эквалайзера? Теперь идем в Редактирование> Трансформирование> Перспектива (Edit> Transform> Perspective) и тянем за один из верхних краев по направлению к центру. Если нужно, сделайте нижние края шире. Нажимаем OK. У нас получилась вот такая дорожка:

Шаг 7. Добавляем маску слою. Это можно сделать нажав на значок «Добавить Векторную Маску» на панели слоев, а можно в меню Слои> Векторная Маска> Показать Все (Layer> Add Layer Mask> Reveal All). Теперь черной кистью с мягкими краями пройдемся по нижней части нашего «пути».

Шаг 8. Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N) и большой белой кистью, опять-таки с мягкими краями, нанесем несколько белых пятен на «путь». Поменяйте режим наложения (Blend Mode) на Перекрытие (Overplay) для легкого эффекта освещения.

Шаг 9. Теперь выберите свой слой c эквалайзерами и примените параметры Внешнее Свечение для слоя, показанные ниже. Теперь уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя приблизительно до 50 %.

Шаг 10. Теперь дублируйте свой слой с эквалайзерами, и переместите дубликат ниже оригинала. Примените Фильтр> Размытие> Размытие По Гауссу (Filter> Blur> Gaussian Blur), и затем установите Режим Наложения (Blend Mode)слоя на Жесткий Свет (Hard Light) и уменьшите Непрозрачность (Opacity) приблизительно до 30 %.

Шаг 11. Зажав Ctrl и нажав ЛКМ по маске оригинального слоя с эквалайзерами, выделим ее. А теперь, сделав активным слой с размытием, создадим и на нем такую же маску. Для этого просто нажмем значок Векторной Маски в меню слоев (F7).

Шаг 12. Теперь создайте новый слой на самом верху. Выберите черный цвет основным и заполните этот слой, нажав Ctrl+Backspace. Теперь пойдите в Фильтр> Рендеринг> Облака (Filter> Render> Clouds). Поставьте Режим Наложения (Blend Mode) слоя на Осветление Основы (Color Dodge).

Шаг 13. Дублируйте свой слой с облаками. Мы должны получить более интенсивный эффект. Выберите свой слой с эквалайзерами и инструментом Волшебная Палочка (Magic Wand Tool) щелкните по черному участку. Теперь инвертируйте свое выделение так, чтобы был выбран «путь». Вернитесь к своему второму слою с облаками и нажмите Delete, затем уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 10 %. Мы получили дополнительный туман на краях эквалайзеров.

Шаг 14. Создайте новый слой. Теперь выберите кисть большого размера с 0%-ой Жесткостью и 100 % Непрозрачностью. Выберите светло-голубой цвет (например, 77D1FF). Сделайте несколько больших пятен. Уменьшите Непрозрачность (Opacity) этого слоя до 30 %.

Шаг 15. Теперь дублируйте свой оригинальный слой с облаками и переместите его выше Вашего слоя с большими кистями. Режим наложения оставьте Осветление Основы. Теперь уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя с кистями до 20 %, а слоя с облаками — до 45 %. А еще применим на слое с кистями Размытие По Гауссу в 200px, чтобы несколько «размазать» эффект (Фильтр> Размытие> Размытие По Гауссу (Filter> Blur> Gaussian Blur)).

Шаг 16. Теперь вставьте изображение человека в центр Вашего изображения. Человек находится на белом фоне, поэтому его очень легко выделить, нажав Волшебной Палочкой по белому фону, инвертируйте выделение (Ctrl+Shift+I). Копируем человека (Ctrl+C), переходим в наш документ, вставляем человека (Ctrl+V). Мужчина должен находиться на самом верхнем слое! Теперь измените Режим Наложения (Blend Mode) слоя на Мягкий Свет (Soft Light) и используйте инструмент Ластик (Eraser), чтобы стереть его ноги, позволяя ему тонко слиться с эквалайзером.

Шаг 17. Теперь дублируйте свой слой с человеком и измените Режим Наложения (Blend Mode) у дубликата на Нормальный (Normal). Теперь любым известным Вам способом сделайте выделение светлых частей фотографии, в этом случае — лицо и рубашка. Скопируйте этот участок на новый слой (Ctrl+J), а предыдущий слой (весь человек и Нормальный Режим Наложения) скройте или удалите. Возвращаемся к светлым областям – галстук нам не нужен (он же темный). Удаляем его Ластиком . Аккуратно, не зацепите рубашку!

Шаг 18. Теперь для слоя со светлыми областями идем в Изображение> Коррекция> Обесцветить (Image> Adjustment> Desaturation).Потом, в том же меню выбираем Цветовой Баланс (Color Balance) и применяем вот такие настройки:

Шаг 19. Сейчас начинается самое интересное! Помните, я просил Вас сохранить один из путей. Он нам сейчас нужен. Перенесите его на самый верх и подгоните по размерам так, чтобы его высота равнялась высоте человека. Уменьшите немного Непрозрачность слоя (примерно до 80%).Сделайте две копии этого слоя и скройте.
Вернитесь к пути-оригиналу. Поставьте его прямо перед мужчиной, идите в Редактирование> Трансформирование> Деформация (Edit> Transform> Warp) и сделайте нечто наподобие волны (смотрите на крине ниже). Сделайте один дубликат видимым, поставьте его слева и проделайте с то же самое, но на этом слое там, где в центре идет сужение, здесь должно быть расширение. Просто не представляю, как это по-другому объяснить, просто, смотрите на скрин. Сделав первый дубликат волнистым, перейдите ко второму и, поместив его справа, добейтесь сходства со скрином ниже.

Шаг 20. Теперь слейте все свои дублированные слои эквалайзеров вместе, и идите в Изображение> Коррекция> Яркость/Контрастность (Image> Adjustment>Brigthness/Contrast) и сделайте свою Яркость (Brigthness) на -100 и Контрастность (Contrast) на +100, чтобы сделать Ваше изображение черным. Нужно добавить резкости слою, для этого идем в Фильтр> Резкость> Резкость + (Filter> Sharpen> Sharpen More). Края становятся четче и затем мы используем инструмент Волшебной Палочки с допуском 50 нажав где-нибудь вне наших эквалайзеров.
Теперь инвертируем выделение (Ctrl+Shift+I) и скрываю наш слой с эквалайзерами. Мы получили выделение всех трех деформированных эквалайзеров. Возвращаемся к нашему слою со светлыми частями. Однако если мы сейчас просто нажмем Delete, то удалится слишком много. Берем Ластик (E) с мягкими краями и Непрозрачностью (Opacity) около 20% и аккуратно удаляем лишь те части, какие считаете нужными. ВАЖНО: не переусердствуйте с лицом! Не снимая выделения, идем на слой с черными частями и работаем Ластиком там.

От переводчика: конечно, моя роль здесь не велика – я всего лишь переводчик. Но вот мое мнение – эффект на одежде не слишком похож на тот, что в клипе. Я советую вам для достижения лучшего использовать не изображение эквалайзера, а самому создать какие-нибудь линии и уже потом, копируя их, удалять части одежды.

Шаг 21. Теперь создайте новый верхний слой и используйте свой инструмент Перо (Pen Tool), чтобы протянуть линию около Вашего человека. Удостоверитесь, что Ваша текущая кисть составляет 1px в размере, 100% в жесткости, а основной цвет B6FEFE. Начертив Пером контур, щелкните ПКМ на нем и выберите Выполнить Обводку Контура (Stroke Path). Если Ваша линия Вас чем-то не устраивает, Вы всегда можете изменить ее форму с помощью Свободной Трансформации (Ctrl+T). Наконец мы дублируем этот слой и перемещаем дубликат немного ниже оригинала. Уменьшаю ширину второго слоя так, чтобы линии немного отличались друг от друга.

Шаг 22. Сливаем оба слоя линий вместе и применяем Стиль Слоя (Layer Style). В настройках Внешнего Свечения выставляем то, что показано ниже. Берем небольшой мягкий Ластик (E) и немного стираем края линий. А теперь уменьшаем Непрозрачность (Opacity) слоя до 80 %.

Шаг 23. Идем в Редактировать> Трансформирование> Масштабирование (Edit> Transform> Scale), чтобы сдвинуть наши линии чуть ближе друг к другу. Теперь Ластиком удалим части линий, которые идут перед ногами человека. Теперь создаем новый слой выше всех остальных и используем круглые белые кисти. Постепенно уменьшаем Непрозрачность (Opacity) кисти, чтобы создать эффект постепенного исчезновения краёв белых линий. А теперь просто ставим Режим Наложения этого слоя на Перекрытие (Overlay), придавая линиям классный эффект освещенности.

Окончательный результат:

Что такое световой эквалайзер на заднем стекле автомобиля

Дата публикации: 24 октября 2018.
Категория: Автотехника.

Желание выделиться на дороге знакомо многим автовладельцам. Одни для этого пытаются усовершенствовать технические характеристики машины, а другие идут менее затратным путем и отдают предпочтение внешнему тюнингу. Одно из его направлений называется фейслифтинг. Благодаря небольшим финансовым вложениям и минимум затраченного времени можно преобразить свой автомобиль, обклеив кузов пленкой, установив так называемый обвес или при помощи дополнительных световых элементов.

Если неоновой подсветкой днища никого не удивить, то световые лучи, пульсирующие на заднем стекле в такт музыке, привлекают внимание как пешеходов, так и остальных участников дорожного движения.

Что такое световой эквалайзер (темброблок)

Сразу стоит отметить, что кроме эстетического эффекта такой аксессуар никакой пользы не несет (разве что автомобиль будет более заметным на дороге в темное время суток). Поэтому не нужно путать его с эквалайзером магнитолы, ориентируясь на который можно произвести более чувствительную настройку музыки.

Сам по себе темброблок состоит из нескольких деталей:

  • прозрачной ленты, на которой установлены полоски со светодиодами;
  • блока управления;
  • адаптера (для подключения к прикуривателю);
  • провода (длиной порядка 3-3,5 метров), позволяющего подключить световой аксессуар.

Полезно! Так как основание под светодиодами прозрачное, в дневное время обзор через заднее стекло не перекрывается (свободным остается более 70% пространства).

Нетрудно догадаться, что установка устройства занимает считанные секунды, а эффект более чем интересный. Тем более, что изделия могут отличаться по цветовому исполнению и форме изображения.

Разновидности и принцип работы темброблока

Работает система предельно просто. Блок управления светового эквалайзера оснащен микрофоном, которые способен улавливать не только музыку, но даже негромкий разговор пассажиров в салоне авто. В зависимости от силы звуковых частот, на светодиодные элементы подаются электрические импульсы, которые и заставляют картинку меняться.

Полезно! Подключать темброблок к мультимедийной системе не нужно. Устройство работает за счет встроенного микрофона.

В блок управления встроен ползунок, благодаря которому автовладелец может менять чувствительность микрофона (от -10 до +6), и кнопка вкл/выкл. Соответственно, чем больше децибел воспринимает микрофон, тем разнообразнее будет изображение на стекле.

Полезно! Срок службы устройства составляет от 10 0000 до 20 000 часов.

Первоначально темброблоки имели вид привычного всем мультимедийного эквалайзера. Световые элементы продавались только в трех цветах: синий, зеленый и красный. Однако сегодня производители пошли намного дальше. Например, можно приобрести темброблок в форме ангельских крыльев. По мере звучания музыки или разговора в салоне авто, по ним будут как будто растекаться разные краски.

Также можно найти многоцветные модели или эквалайзеры, выполненные в форме динамиков или спидометров, которые будут «пульсировать» в такт музыке. При этом каждый оттенок отвечает за свою частоту. Например, если микрофон улавливает только низкие частоты, то преобладать будет красный цвет, а при повышении тона – активируется зеленый.

Отдельно стоит отметить электролюминесцентные (неоновые) модели. В таких эквалайзерах установлены более мощные электролюминесцентные пластины (толщиной не более миллиметра), которые также часто используются при подсветке рекламных надписей и изображений на магазинах. Светятся такие элементы благодаря люминофорной краске, которая создает более яркое или менее заметное свечение в зависимости от количества получаемого тока (он проходит по пластинам по тончайшим токопроводящим дорожкам).

Полезно! Неоновые эквалайзеры отличаются от обычных моделей лучшим углом обзора (160 градусов), поэтому можно быть уверенным, что «светомузыку» заметят не только те автовладельцы, которые двигаются позади машины, но и движущиеся параллельно.

Выбрав наиболее приятное исполнение аксессуара (обойдется от 500 до 2 000 рублей в зависимости от дизайна и размеров), достаточно потратить немного времени и преобразить любимую машину.

Установка

Темброблоки бывают разных размеров (от 45х11 см до 114х30), поэтому их не обязательно монтируют на заднее стекло. Можно создать световое представление и по бокам машины. Однако независимо от места установки, монтаж будет выглядеть следующим образом:

  • Снимаем с ленты защитную пленку, закрывающую клейкие полосы.
  • Аккуратно прикладываем его с внутренней стороны стекла и разглаживаем. Лучше предварительно нанести на стекло отметки, чтобы с первого раза приклеить световой эквалайзер ровно.

Полезно! Если заднее стекло затонировано, то ничего в тонировке вырезать не нужно. Свечения тембрблока будет достаточно, чтобы пройти через самую темную тонирующую пленку.

  • Подключаем длинный провод одним концом к эквалайзеру, а другим к боку управления.
  • Прячем проводку под ковриками и устанавливаем блок управления рядом с водительским сиденьем.
  • Подключаем к блоку управления адаптер и втыкаем его в прикуриватель.
  • Готово.

В процессе установки нужно следить за тем, чтобы платина со светодиодами не изгибалась. Это может привести к поломке токопроводящих дорожек. Восстановить их своими силами очень сложно, поэтому лучше быть аккуратнее.

Единственный недостаток такого устройства заключается в том, что прикуриватель будет постоянно занят. Поэтому придется приобрести разветвитель. Конечно, можно подключить прибор напрямую к проводке и вывести рядом с водительским местом отдельную кнопку включения и выключения аксессуара, однако это слишком муторный процесс. Намного проще купить разветвитель стоимостью 200 рублей и не ломать голову.

В процессе эксплуатации прибора рекомендуется следить за его выключением. Световые эквалайзеры часто активируются самопроизвольно. Поэтому стоит всегда выдергивать темброблок из прикуривателя. Некоторые в такой ситуации предпочитают «похимичить» и добавить в микросхему стабилизатор напряжения и конденсатор. Но, это, опять же, относительно трудоемкий процесс требующий дополнительных вложений.

В заключении

Световые эквалайзеры смотрятся несомненно эффектно. Однако нужно понимать, что такие устройства не способны повлиять на качество музыки, а видны яркие движущиеся полосы только в темное время суток. Поэтому тем, кто предпочитает передвигаться в дневное время и не часто слушает радио или магнитолу, такие аксессуары не особенно нужны.

Некоторые опасаются устанавливать темброблоки, так как полагают, что при встрече с сотрудником дорожной полиции им придется заплатить штраф. Но, ни в одном из пунктов ПДД нет никаких ограничений. Однако в случае ДТП световой эквалайзер могут признать причиной, которая отвлекла участников дорожного движения.

Неоновый эквалайзер своими руками!

По многочисленным просьбам предлагаем вашему вниманию, разработанную нами технологию создания неонового эквалайзера своими руками. Он мож… Просмотров: 25085 Многие видели на улицах своего города автомобили с эквалайзерами на заднем стекле. Это красивый и интересный вариант тюнинга, у которого есть масса положительных сторон.
Мы стараемся разрабатывать и постоянно пополнять коллекцию эквалайзеров новыми экземплярами. Полный ассортимент, существующих на данный момент моделей,
Однако, часто всем нам хочется сделать что-нибудь свое – «эксклюзивное». Добавить немного фантазии, и по настоящему удивить окружающих. Весь автотюнинг(светотюнинг в частности) направлен именно на это.
Поэтому мы и решили попробовать разработать технологию изготовления автомобильного эквалайзера своими руками.
Первым вариантом была – попытка сделать его светодиодным. Но от такого подхода сразу же пришлось отказаться. Причин несколько. Прежде всего, светодиоды придется впаивать на плату, притом она будет жёсткая и массивная, а это с одной стороны дорого, с другой стороны очень неудобно в установке. Вторая причина – огромный объём работы. Мало того, что нужно самостоятельно паять контроллер, так ещё и припаивать на плату кучу диодов(даже если сделать всего 20 строчек и 40 столбцов – это будет 800 диодов, у которых будет к тому же большое суммарное энергопотребление) .
В общем такой вариант не приемлем.
Именно поэтому мы предлагаем вам очень неожиданный и удивительно простой вариант изготовления подобного устройства. Притом этот подход даёт вам безграничную широту возможностей в дизайне. Вы сможете не только сделать эквалайзер своими руками, но и выполнить его любого размера, разными цветами + сделать рисунки и надписи!
Также он может быть использован не только в автомобиле или дома, но и на одежде или других аксессуарах(в конце статьи мы приведём хороший пример на эту тему).
Итак – пора действовать!
Нам потребуется:
1) гибкий неон разных цветов(цвета можно выбрать по этому каталогу)
2) драйвер для эквалайзера
3) паяльник и паяльные принадлежности
4) ножницы
Как вы уже поняли наш эквалайзер будет состоять из гибкого неонового шнура. Подчеркиваю – в данном примере мы не ставили перед собой цель сделать нечто невероятно красивое, поэтому не «налегали» на дизайн. Основная миссия – показать технологию во всех подробностях.
У нашей модели будет контур в виде сердца! + несколько волн, которые будут отражать уровень звука. Соответственно в тишине ничего светиться не будет, при минимальном звуке будет светиться только сердце, а при обычном звучании внутри сердца строго в такт музыке будут прыгать цветные волны.
Первое, что нам потребуется – это какая-то жесткая основа, на которой мы будем рисовать. Её выбираем в зависимости от места установки.
В машине можно попробовать «посадить» неоновый шнур на прозрачный герметик или приклеить скотчем на заднее стекло. Дома вариантов больше – картон, дерево, пластик и т.д. С одеждой все ещё проще – можно пришить обычными нитками.
В нашем случае, не имея перед собой цели наводить красоту, мы взяли первое, что попалось под руку. А попалась нам крышка от обычной обувной коробки.
Следующим шагом нужно разметить рисунок будущего эквалайзера. Рисуя, не забывайте, что части будут загораться по отдельности – в зависимости от скачков уровня звука. Т.е. этот момент нужно как то обыграть. Также учтите что у контроллера всего 5 разъёмов для для подключения. Это означает, что какой бы сложный рисунок мы не сделали –он будет уметь отображать 5 уровней звука.
В нашем случае роль индикатора уровня звука(«прыгающих столбиков») будут выполнять «улыбочки» в центре сердца.
Чтобы не возиться с разметкой, мы нарисовали эскиз в фотошопе и распечатали на листе А4.
И сразу же наклеиваем эскиз на нашу коробку. Стоит отметить, что при таком подходе эквалайзер в светлое время будет смотреться не красиво, поэтому мы рекомендуем вам при изготовлении своей модели не полениться и вычертить рисунок вручную карандашом или мелком(если будете делать на ткани).
Затем отрезаем кусочки неона согласно рисунка. Кусочки должны быть с небольшим запасом(2 см приблизительно). Неон для сердца пока отрезать не будем, сделаем это чуть позже — по месту.
Затем отрежем 5 кусочков провода. Сразу заметим – впоследствии выяснилось что их длина слишком маленькая и было не очень удобно работать. Рекомендуем отрезать их ровно вдвое большей длины.
Затем зачищаем провод.С одной стороны оголяйте около 7мм, с другой 1мм
Теперь провод нужно припаять к шнуру. Конструктивно гибкий неон также представляет собой обычный провод, поэтому работать с ним просто. Однако нужно знать несколько хитростей. Первая заключается в том, что у него как и у любого двужильного провода внутри 2 проводника. Один в центре, а второй чуть ближе к поверхности. Вторая хитрость в том, что сразу после того как провод припаян, необходимо зафиксировать место спайки термоусадочной трубкой или изолентой. Иначе провода могут отвалиться.
ВАЖНО! Красный провод припаивайте к середине неона, а черный к внешнему проводку. Тогда подключение будет элементарным. В противном случаем потом можете запутаться.
Если вам не очень понятен этот момент, то рекомендуем почитать статью — технология пайки неонового шнура.
Когда все 5 кусков неона подключены к проводам – нужно их проверить. Берем контроллер, подключаем к блоку питания 12в. Берем один неоновый шнурок и вставляем красный провод, идущий от него в отверстие штэкера, к которому подходит красный провод. Черный провод вставляем в соседнее отверстие.
Постучим пальцем по контроллеру – неон должен засветиться(сработает датчик звука).
Таким же образом проверяем все куски. Если все работает – займёмся установкой. Прокалываем дырку в поверхности вставляем в неё неон и аккуратно приклеиваем его по контуру рисунка.
Мы использовали суперклей. Приклеить получилось, но было очень не удобно и не надёжно. Суперклей, как оказалось, плохо клеит по бумаге.
Устанавливаем все кусочки неона по своим местам.
Затем займёмся подключением. Прежде всего нужно обратить внимание на штэкер контроллера. Первая клемма(к которой подходит красный провод) – это «плюс». К ней нужно будет подключить все красные провода от кусочков неона. Т.к. все они туда не влезут их нужно скрутить и подпаять к ним один, который затем нужно вставить в клемму.
Затем идут отверстия для минусов. Ближайшее к красному отверстию соответствует нижнему уровню звука. Т.е. неон,минус которого будет подключен в эту клемму, будет загораться первым.
Следующие за ним отверстия идут по нарастанию громкости. Последнее отверстие не используем. Оно нам не нужно(это ещё одна клемма «плюс»).
Таким образом подключаем все кусочки неона. Если всё работает – прекрасно. Если нет – значит где-то коротит. Проверьте правильность соединения.
Итак — вот видео нашего «пробного» эквалайзера. Как видите — всё работает. Очевидно, что у этой технологии прекрасные перспективы!

Эту технологию при желании можно развернуть гораздо шире. Благо существует множество типов и расцветок шнура. Можно сделать большой и сложный рисунок, с отдельными звукозависимымми элементами. Также можно украшать отдельные элементы. Например первая мысль, которая пришла к нам в голову – сделать кольца вокруг динамика и на его сетке. Большое кольцо ко внешнему диаметру, а колечки с меньшими диаметрами в центре. Получится кольцевая «радуга», светящаяся в такт музыке.
Мы надеемся, что технология изготовления неонового эквалайзера своими руками вам понятна. Теперь осталось проявить фантазию и сделать свой собственный дизайн, и даже если вы никогда не сталкивались с такого рода работой, вы без проблем справитесь за один-два вечера т.к. это действительно очень простая вещь.

Радиосхемы
Схемы электрические принципиальные

Простейший пятиполосный эквалайзер

категория Самодельная аудиотехника материалы в категории Подкатегория Схемы приставок аудиоэффектов

Данное устройтсво представляет собою простейший активный темброблок но с немного расширенными функциями- он способен регилировать тембр в пяти частотных диапазонах. Предназначен он для установки с самодельные аудио- устройтсва или для доработки звукоусилительной аппаратуры среднего класса.

Схема простейшего эквалайзера

Эквалайзер имеет высокое входное сопротивление. коэффициент усиления у него равен единице. Напряжени питания может быть от 6 до 12 Вольт. Потребляемый ток не превышает 10 мА, диапазон регулировок по каждой полосе- в пределах 10 дб. Все это позволяет использвать его практически в любом звукоусилительном устройстве между регулятором громкости и усилителем.

Режимы работы транзисторов устанавливаютсч подбором резисторов R1, R19 таким образом чтобы напряжение на их коллекторах было равно половине питающего.
При необходимости можно изменить коэффициент усиления подбором резисторов R3, R12 в пределах 20…100 Ом.

Источник: Журнал Радиоконструктор 1999 год, №9

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Собираем эквалайзер 10 полос на TL074.
Собираем эквалайзер 10 полос на TL074
На одном из чешских сайтов (язык статьи определил GOOGLE переводчик) был найден проект 10-ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL074. На пяти микросхемах собраны ячейки фильтров, и одна на входе в качестве предварительного усилителя входного сигнала. Ячейки фильтров все одинаковые, разница только в номиналах емкостей, задающих диапазон регулировки частоты. Полосы частот следующие: 32 Гц , 64 Гц , 125 Гц , 250 Гц , 500 Гц , 1 кГц , 2 кГц , 4 кГц , 8 кГц и 16 кГц. В схеме организован BYPASS, дающий возможность пропустить на выход не фильтрованный сигнал. В качестве переключателя можно применить реле, кнопку или тумблер на 2 группы переключающихся контактов. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом. Принципиальная схема эквалайзера на 10 полос показана на изображении ниже:
10band_EQ_TL074_schema
Далее представлен исходный вид PCB формата печатной платы и рисунок с расположением элементов на ней:
10_band_TL074_pcb
10band_EQ_TL074_components
По этим картинкам была возсоздана печатка в программе Sprint Layout 6. Далее представлен вид LAY6 формата и фото-вид печатной платы:
10 band EQ TL074 LAY6
10 band EQ TL074 LAY6 FOTO
Обращаем внимание, на принципиальной схеме отсутствуют номиналы элементов, но все они показаны на печатной плате, поэтому перерисовывать схему мы не стали, проблем возникнуть не должно. В плате были найдены недочеты, они исправлены, архив и изображения в статье обновлены. На слое K1 (синий) показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции.
Блок питания схемы эквалайзера двухполярный (±15 Вольт). Собрать можно самый простой на двух интегральных стабилизаторах 7815 и 7915, например, по такой схеме:
Схема блока питания 2 х 15 Вольт
Собрав блок питания убедитесь, что между плечами нет перекоса по напряжению.
Печатка на этот БП выглядит так:
EQ PSU 15-0-15V LAY6
EQ PSU 15-0-15V LAY6 FOTO
LAY6 формат платы блока питания так же вложен в архив с материалами по эквалайзеру. Скачать архив можно по прямой ссылке с нашего сайта. Размер архива – 1 Mb.
16.03.1918г.
По просьбе читателей привожу список элементов схемы эквалайзера (без блока питания):
Микросхемы:
• TL074 – 6 шт.
Резисторы:
• 10k / 0,25W – 44 шт.
• 1M / 0,25W – 40 шт.
• 1k / 0,25W – 2 шт.
• 47k / 0,25W – 26 шт.
• 2k2 / 0,25W – 20 шт.
• POT B100k двойной – 10 шт.
• POT B10k двойной – 1 шт.
Конденсаторы:
• 360p – 2 шт.
• 36p – 2 шт.
• 680p – 2 шт.
• 68p – 2 шт.
• 1n5 – 2 шт.
• 150p – 2 шт.
• 2n7 – 2 шт.
• 270p – 2 шт.
• 5n6 – 2 шт.
• 560p – 2 шт.
• 12n – 2 шт.
• 1n2 – 2 шт.
• 22n – 2 шт.
• 2n2 – 2 шт.
• 47n – 2 шт.
• 4n7 – 2 шт.
• 100n – 2 шт.
• 10n – 2 шт.
• 180n – 2 шт.
• 18n – 2 шт.
• 33p – 5 шт.
• 47n – 12 шт.
• 4m7 неполярный – 2 шт.
Остальное:
• S1 – переключатель байпас/эквалайзер на 2 группы переключающихся контактов – 2 шт.
• Разъем 3 Pin 5 mm (вход, выход, питание) – 3 шт.
• Панельки для микросхем 14 Pin – 6 шт.
Плата 10 полосного эквалайзера в сборе:
Плата 10 band EQ в сборе 1
Плата 10 band EQ в сборе 2
Плата 10 band EQ в сборе 3
Плата 10 band EQ в сборе 4

Эквалайзер

Эквалайзер, как известно, предназначен для регулировки АЧХ звуковоспроизводящей аппаратуры. Он состоит из нескольких регуляторов, с помощью которых можно изменять коэффициент передачи усилительного устройства в достаточно узких полосах частот. Это позволяет получить сложную форму АЧХ, которую невозможно реализовать традиционными регуляторами тембра. В результате у слушателя появляется возможность существенно изменять характер воспроизводимой звуковой картины и таким образом компенсировать частотные искажения, вносимые источниками звуковых программ, акустическими системами и помещениями прослушивания.

Эквалайзеры обычно строят на базе активных полосовых фильтров на ОУ, причем чем больше фильтров, тем сильнее можно изменять АЧХ. Однако существенное увеличение их числа сильно усложняет управление эквалайзером, поэтому количество фильтров обычно ограничивают 8-10.
Ниже приводится описание восьми полосного эквалайзера. Диапазон его рабочих частот 20…20 000 Гц; коэффициент передачи — 3…4;
частоты настройки каждого из восьми фильтров указаны в таблице; добротность (отношение частоты настройки к полосе пропускания) фильтра — 1,12; диапазон регулировки коэффициента передачи — +_ 12,5 дБ.

Принципиальная схема эквалайзера приведена на рис. 1.

Рис.1

Он состоит из восьми параллельно включенных активных фильтров на сдвоенных ОУ DA2-DA5. На ОУ DA1 собран входной и выходной буферные усилители. Параллельно фильтрам включен резистор R4.
Поскольку все фильтры инвертирующие, а через резистор R4 сигналы проходят без инверсии, то в выходном усилителе сигналы вычитаются. Благодаря этому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается требуемый диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой полосе.
Схемы фильтров одинаковы, а частоты их настройки определяются емкостями конденсаторов С7-1-С7-8 и С8-1-С8-8, значения которых указаны в таблице.

Частота
настройки
фильтра,Гц
Емкость конденсаторов,пФ
C7-1-C7-8 C8-1-C8-8
32
75
180
425
1000
2370
5620
13300
170 000
73 500
30 000
13 000
5 000
2 300
980
415
17 000
7 350
3 000
1 300
550
230
98
41

Перемещением движков резисторов R7 — 1-R7- 8 можно изменять коэффициент передачи соответствующих фильтров, а следовательно, и АЧХ в полосе этих фильтров. В крайнем левом положении (по схеме) движка этих резисторов коэффициент передачи на частоте настройки фильтров максимален (+12,5 дБ), а в крайнем правом — минимален (-12,5 дБ).

Все детали эквалайзера, кроме переменных резисторов, размещены на печатной плате из фольгированного текстолита, эскиз которой показан на рис. 2.

Рис.2

В эквалайзере можно использовать постоянные резисторы ВС и МЛТ, конденсаторы К50-6 (С5.С6) и КЛС, КМ, МБМ (остальные), причем для фильтров следует отобрать конденсаторы с небольшим TKE Конденсаторы С7 и С8 составлены из двух-трех, включенных параллельно. Функциональные характеристики переменных резисторов должны быть линейными (группа А), они могут быть как движковые, с линейным перемещением, так и осевые.

При использовании движковых резисторов (СПЗ-23А) можно сделать графический эквалайзер. Положение движков этих резисторов будет наглядно отражать АЧХ эквалайзера (рис.3).

Рис.3

При применении осевых резисторов СП, СПО и т. д. качество устройства нисколько не ухудшится, но снизится наглядность регулировки АЧХ. Какого-либо специального налаживания эквалайзер не требует, необходимо только заранее подобрать емкости конденсаторов фильтра с точностью не хуже 5…10%. Для питания эквалайзера необходим двухполярный стабилизированный блок питания напряжением 12…15 В и током до 50 мА.

Для стереофонического комплекса потребуется изготовить два описанных эквалайзера и установить в них сдвоенные переменные резисторы.

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
DA1.1, DA1.2 Операционный усилитель К157УД2 2 Поиск в Utsource В блокнот
C1, C3 Конденсатор 1 мкФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
C2, C4 Конденсатор 15 пФ 2 Поиск в Utsource В блокнот
C5, C6 Электролитический конденсатор 50 мкФ 15 В 2 Поиск в Utsource В блокнот
R1 Резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R2 Резистор 470 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R3 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R4 Резистор 4.3 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А1 полоса 32 Гц
DA2.1 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А1, А2 Поиск в Utsource В блокнот
C7-1 Конденсатор 170000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-1 Конденсатор 17000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-1 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-1, R8-1 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-1, R9-1 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-1 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-1 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А2 полоса 75 Гц
DA2.2 Операционный услитель К157УД2 1 Одна микросхема А1, А2 Поиск в Utsource В блокнот
C7-2 Конденсатор 73500 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-2 Конденсатор 7350 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-2 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-2, R8-2 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-2, R9-2 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-2 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-2 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А3 полоса 180 Гц
DA3.1 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А3, А4 Поиск в Utsource В блокнот
C7-3 Конденсатор 30000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-3 Конденсатор 3000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-3 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-3, R8-3 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-3, R9-3 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-3 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-3 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А4 полоса 425 Гц
DA3.2 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А3, А4 Поиск в Utsource В блокнот
C7-4 Конденсатор 13000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-4 Конденсатор 1300 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-4 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-4, R8-4 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-4, R9-4 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-4 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-4 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А5 полоса 1000 Гц
DA4.1 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А5, А6 Поиск в Utsource В блокнот
C7-5 Конденсатор 5000 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-5 Конденсатор 550 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-5 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-5, R8-5 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-5, R9-5 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-5 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-5 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А6 полоса 2370 Гц
DA4.2 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А5, А6 Поиск в Utsource В блокнот
C7-6 Конденсатор 2300 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-6 Конденсатор 230 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-6 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-6, R8-6 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-6, R9-6 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-6 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-6 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А7 полоса 5620 Гц
DA5.1 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А7, А8 Поиск в Utsource В блокнот
C7-7 Конденсатор 980 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-7 Конденсатор 98 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-7 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-7, R8-7 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-7, R9-7 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-7 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-7 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Схема А8 полоса 13300 Гц
DA5.2 Операционный усилитель К157УД2 1 Одна микросхема А7, А8 Поиск в Utsource В блокнот
C7-8 Конденсатор 415 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C8-8 Конденсатор 41 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
C9-8 Конденсатор 15 пФ 1 Поиск в Utsource В блокнот
R5-8, R8-8 Резистор 10 кОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R6-8, R9-8 Резистор 1 МОм 2 Поиск в Utsource В блокнот
R7-8 Переменный резистор 100 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
R10-8 Резистор 30 кОм 1 Поиск в Utsource В блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

НАЧАЛО

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.


Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.

Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.
Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.
Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.
Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.
Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.
Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по «краям» перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.

Рисунок 30 Регулировка 30 Гц
Рисунок 31 Регулировка 90 Гц
Рисунок 32 Регулировка 200 Гц
Рисунок 33 Регулировка 700 Гц
Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц
Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь — данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).

Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало — измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).

Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая — ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).

Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).

Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов «укороченного» эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).

Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.
Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки — до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики «волн» будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.

Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.

Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.
Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц — 10 кГц). Чтобы «добавить яду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область «вредной» частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

3D Stereo Audio Visualizer: визуализация звука в LED кубе

04 мая 2017

Недавно мы строили большой LED куб. Сегодня на его базе мы сделаем аудио визуалайзер, который будет способен отразить биение музыки, а также наполнит вечерний досуг новыми ощущениями и эстетическим удовольствием.

Создание слоев светодиодов

Нам потребуется 2 набора по четыре слоя в каждом. То есть понадобится практически заново построить наш 8х8х8 куб, только не нужно соединять воедино блоки из четырех слоев. Создание слоев и расположение светодиодов подробно описано в прошлой статье.

Создание схемы для управления спектром визуализатора

Наш визуализатор, как и куб, будет управляться платой Arduino Mini. Также нам понадобятся две микросхемы MSGEQ7 IC, которые и будут разделять звук на полосы в графическом эквалайзере.

Микросхема MSGEQ7 представляет собой одноканальный семиполосный графический эквалайзер. Она фильтрует звуковой сигнал на семь частотных полос: 63 Гц, 160 Гц, 400 Гц, 1000 Гц, 2500 Гц, 6 250 Гц и 16 000 Гц. Все, что нам нужно, — это прочитать значения постоянного тока с аналогового входа микроконтроллера и вывести спектр на блоки светодиодов. Как несложно догадаться, другая микросхема нужна для второго канала, так как у нас стерео визуализатор. Ниже приведем схему подключения микросхемы.

Два блока светодиодов соединяются с микросхемами MSGEQ7 IC и платой Arduino Mini. Последняя используется для управления всей электронной схемой. Стоит обратить внимание на 12 кОм резисторы на входах LOAD. Они используются для удаления «визуальных помех», которые могут возникать при подаче питания на микроконтроллер.

Вся схема, за исключением блоков светодиодов, собирается на отрезке перфокарты размером 110 х 30 мм.

Стоит обратить внимание на то, что на схеме имеется два 3,5 мм стерео гнезда. Один служит как обычный стерео аудио вход, а второй – как сквозной выход, который позволяет подключать наш визуализатор между аудиоисточником и стереосистемой.

Программный код

Эффектов для визуализатора может быть огромное множество. Для тестирования можно .

После сборки всей системы, остается только загрузить код и наслаждаться зрелищем.

Тестирование

Для тестирования можно использовать приложение Android Audio Signal Generator, которое есть в свободном доступе в Google Play. Мы использовали Audio Tone Generator версии 1.2.0.

Интерфейс программы интуитивно понятен, поэтому углубляться в разъяснения о ее использовании мы не будем. В основном, мы используем это приложение для генерации 7 частот (63 Гц, 160 Гц, 400 Гц, 1000 Гц, 2500 Гц, 6 250 Гц и 16 000 Гц), чтобы убедиться, что наш визуализатор корректно отображает воспроизводимые звуки.

Построение корпуса

Корпус можно склеить из обрезков оргстекла или прозрачного пластика. Мы бы рекомендовали именно стекло. Если вы решите использовать пластик, то стоит помнить, что данный материал очень подвержен появлению мелких царапин и пользоваться им придется максимально аккуратно.

На этом все. Приятного всем времяпрепровождения за прослушиванием любимой музыки и созерцанием необычного аудио визуализатора.

Данная статья является авторским переводом с сайта instructables.com.

Данная статья является собственностью Amperkot.ru. При перепечатке данного материала активная ссылка на первоисточник, не закрытая для индексации поисковыми системами, обязательна.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх