Электрификация

Справочник домашнего мастера

Двигатель на холодильник

Невелика проблема сделать компрессор из холодильника своими руками. Немногим известно, как правильно эксплуатировать устройство. Стандартный ДХМ выдает давление 10 атмосфер (хватит накачать колеса легкового авто), специальные профессиональные станции часто изготавливаются на 2 атмосферы. Не сложно догадаться – заводской компрессор наделен рядом преимуществ. Сегодня попробуем испытать тезисы на состоятельность здравым рассудком, расскажем, что такое компрессор. Начнем 10-ю отличительными признаками доморощенного решения.

Содержание

Профессиональные и самодельные компрессоры: 10 отличий

Покупка пневматического инструмента обходится дешевле (разница достигает порядка). Дополнительным преимуществом считаем обширные возможности использования. Вдумайтесь. Посреди поля стоит арматура. Произведете распил электрическим инструментом? Представьте сухие лесные деревья. Медведи не знают электрических генераторов, а пневматическая пила справится (наравне с бензиновой).

Рекомендуем начать читать обзор с конца. 10 отличий, характеризующие мотор-компрессор холодильника, не поймешь без знания принципов функционирования.

  • Профессиональный компрессор использует рядовой асинхронный электродвигатель, через ременной привод или напрямую передающий момент движения рабочей камере с механизмом перекачки фреона. Чаще исполнительным механизмом служит обыденный поршень. Холодильный компрессор собирается в одном корпусе с двигателем и без ремней.
  • Заводской профессиональный компрессор для технических нужд снабжается правильным набором автоматики и агрегатов: клапан аварийного сброса давления, измеритель-выключатель давления, входной фильтр, выходной фильтр, манометры, ресивер (стальной баллон). Холодильный компрессор придется устанавливать, самостоятельно просчитав варианты, подбирая регулировочное оборудование.

  • Заводской компрессор часто работает управляемый автоматикой. Простейшие модели постоянно приходится выключать по таймеру. Время засекается вручную на часах. Холодильные компрессоры оборудуются защитными реле (помимо пусковых). Двигатель выключается при перегреве чувствительного элемента, не сгорит.
  • Смазка заводского компрессора – отдельная проблема. Промышленность выпускает даже сухие модели поршней, снабженных графитовыми кольцами. Моторесурс поменьше, как и стоимость. Зато смазывать не надо, воздух будет чистым. Указанное важно использующим капризные краскопульты, не терпящих примесей, при подкачке шин в гараже (пневмоинструмент, наоборот, масло любит, требует установок на шланг масленок-лубрикаторов). Холодильные компрессоры купаются в масле, как и кондиционерные. Плавают в ванне, можно высверлить на корпусе отверстия для забивки солидола, других подходящих веществ, использовать сервисный патрубок. Синтетическое масло – антагонист натурального, поостерегитесь бездумно лить внутрь произвольные компоненты.
  • Холодильный компрессор изготовлен удовлетворяющим нормам выпуска бытовой техники, работает бесшумно. Если герметично надеть все трубки, состояние будет сохраняться. Никто из соседей гаражного кооператива не услышит, что покорный слуга правления решил подкачать колеса. Заводской компрессор для технических целей ведет себя более пафосно, потому что требования иные.

  • Холодильный компрессор приобретается задешево, снимаем агрегат со старой бытовой техники. Регулирующую арматуру придется докупить, цена укладывается в пределы одной тысячи рублей. Заводская компрессорная станция покупается в магазине согласно общим условиям. Для сравнения, автомобильный насос Airline Classic-2 CA-030-02 производительностью 30 литров в минуту рабочим давлением 7 атм стоит 1400 рублей, не дополнен ресивером (точнее баллон маленький), потому малопригоден целым, превышающим объем работ по подкачке колес.
  • Беря базисом холодильный компрессор, соорудите станцию по потребностям. Настроить покупной агрегат не представляется возможным. Если производительность невелика, останется колеса велосипеда качать. Самодельный компрессор снабдите большим ресивером. Накачав внутрь 8 атм, пользоваться большинством пневмооборудования (шуруповерты, дрели, пилы) будет в радость. Ощутимый плюс.
  • Компоновка компрессорной станции заранее задана. Авторский джентльменский прибор вольны размещать угодно душевным потребностям. Некоторые заключают детали сборки вовнутрь ангарообразного корпуса, каким раньше оснащались швейные машинки, снабжают конструкцию ручкой, упрощая ручную транспортировку.
  • Корпус компрессора холодильника сделан черным, лучше отдает тепло, мастера срезают верхнюю часть кожуха, усиливая охлаждение. Рекомендуем взамен поставить вентилятор, обдувающий снаружи устройство.

  • Холодильный компрессор идет исполнением УХЛ, следовательно, зажат некоторыми ограничениями условий эксплуатации. Температурный предел выше 10 ºС. Приведем ориентировочные значения климатических исполнений:
  1. N (нормальный) – 16-32 ºС.
  2. SN (субнормальный) – 10-32 ºС.
  3. T (тропический) – 18-43 ºС.
  4. ST (субтропический) – 18-38 ºС.

Гораздо чаще встречаются комбинированные классы, обозначаемые через тире, включают оба диапазона сложением: 16-38 ºС. Приведенные отличия не единственные, авторы попытались дать понять: самодельная станция из холодильного компрессора иногда даст 100 очков форы покупной, хотя прибор не предназначен работать с атмосферой. В процессе штатной эксплуатации внутрь попадают масло, вода, воздух. Холодильный компрессор повременит падать в обморок, завидев кислород, разбавленный азотом, внутри кожуха.

Рабочее давление холодильников достигает 25 атм (зависит от модели), достаточно бытовым нуждам. Главное – ресивером побольше запастись. Остерегайтесь взрыва. Большая часть оборудования намеренно использует низкое давление, преследуя цели безопасности.

Конструкция компрессора глазами Кулибина

Мотор компрессора часто снабжен тремя патрубками:

  • входной фреона;
  • выходной фреона;
  • технологический мастера.

Двигатель купается в масле, растворяющим и фреон. Сложно правильно изменить марку (тип) хладагента. При вакуумизации подождите четверть часа: масло отдаст старый фреон. Компрессору придется 15 минут поработать вхолостую. Процесс замены масла непрост, хотя можно выполнить процедуру. Перед заправкой убедитесь: внутри отсутствуют вода, воздух, заменяемый фреон. Зачем? Старый R12 считается злейшим врагом озонового слоя, заменяется повсеместно новым, взрывоопасным, но не в концентрациях, присущим помещениям, эксплуатирующим холодильники, случись утечка в окружающую среду.

При работе любители экспериментов отмечают: из выходного патрубка выбрасывается масло. В составе холодильника нюанс лишен летальных последствий. Жидкость стекает обратно в масляную ванну. Когда соорудите самодельный компрессор из холодильника, оснастите выходной тракт очистными фильтрами. Аксессуары обязаны остановить масло, воду. Автолюбители применяют фильтры тонкой очистки топлива Лады Калина ценой 100 рублей за штуку. Включите, будет видно через пропускающий свет корпус: бумажная начинка раздувается. Главное, чтобы не разорвало.

Полезно будет установить предохранительный клапан, китайский пистолет, снабженный манометром, купить не проблема. Пара слов, характеризующих устройство. Главными составляющими самодельной компрессорной станции назовем:

  • компрессор;
  • ресивер;
  • регулирующая арматура;
  • соединительные шланги.

Ресивер представлен баком. Опытные граждане рекомендуют сделать из огнетушителя подходящей емкости, авторам больше нравится идея сварить деталь из куска толстой трубы, листовой стали. Размер подберете по месту, потребностям, арматура врезается в произвольных местах. Понадобится четыре отверстия:

  • входное от компрессора;
  • выходное для использования;
  • контрольное для манометра;
  • сервисное для слива конденсата.

Последнее располагают близ дна емкости. Прежде чем сделать компрессор самостоятельно, найдите документацию снятого с холодильника агрегата. Замучила лень – рассчитывайте рабочее давление 8 атм. Хватит подкачать колеса, продуть двигатель – с лихвой. Продувая свечи, запаситесь лимитом 15 атм. Выбирая арматуру, рассчитывайте максимальное давление, делая запас.

Контрольный патрубок снабжается манометром, датчиком давления, производящим автоматическое отключение по достижении заданного значения. Снимайте компрессор из холодильника своими руками вместе с пускозащитным реле (бывает два реле в отдельных корпусах). Питание набора механизмов идет напряжением сети 230 В. Лучше будет найти сетевой фильтр, подобный охраняющему старенькую стиральную машину. Агрегат защитит прибор. Обитатели гаражного кооператива часто варят, стабильность напряжения оставляет желать лучшего. Номинал отличается от стандартного, зачастую противореча требованиям ГОСТ к качеству услуг поставки электроэнергии.

Пара слов о работе компрессора. Ресивер нужен стабилизировать давление, позволяет поработавшему мотору отдохнуть. Компрессор закачивает баллон воздухом, руководимый управляющей арматурой. Перепускной клапан предохраняет систему от аварии, пускозащитное реле контролирует нормальный режим работы двигателя, защищает от перегрева. Воздух накачивает ресивер, забирается выходным шлангом, снабженным фильтром. Входя в компрессор, наружный воздух очищается, устраняются пыль, по возможности – влага. Некоторые автомобилисты накачивают ресивер 8 атмосферами, хранят устройство неделями. Этого делать нельзя, хотя и можно!

Шуточная нота с серьезными последствиями позволяет с пользой попрощаться, оканчивая подраздел.

Простейший компрессор старого холодильника

Существует миллиард вариантов, каждый раз найдутся люди, которым мало. Как сделать компрессор из холодильника своими руками – дилемма мучает искателей ночами. Сегодня предлагается начать рассмотрение проблемы минимальным набором аксессуаров, вместе составляющих прибор, призванный накачивать колеса, обдувать поверхности, служить источником воздуха краскопультам. Применений сжатой струе много, не надейтесь запитать самоучкой изготовленным агрегатом отбойный молоток. Хотя уверены, найдутся люди, которые будут терпеливо накачивать 500 литров нужным давлением, силясь посмотреть результат. На портал тогда фото присылайте, будет лишняя реклама проекту! Не нашему, разумеется.

Простейший компрессор включает:

  1. Фильтр воздушный легкового авто, рассчитанный на нужное давление. Цена вопроса ограничена пределами 100 рублей.
  2. Клапан сантехнический перепускной (ограничительный, подрывной), совмещенный с обратным на 6 атм. Ценой 150 рублей за штуку.
  3. Шланг синтетический (полимер, резина), выдерживающий 6 атм. 25-метровая бухта стоит 1000 рублей. Если найдется отрезок нужной длины, понятно, будет стоить меньше.
  4. Пистолет китайский, лишенный манометра. Лакомый агрегат стоит 750 рублей, рядовой найдете втрое дешевле.
  5. Баллон накопительный требуемой емкости. Чем больше, тем реже придется включать компрессор.
  6. Соединительные коммуникации из медных трубок, шлангов произвольной формации. Что найдется под рукой.

Баллон будет аккумулятором (ресивером), накапливающим воздух. Давление снижается по мере работы (отрабатывая график гиперболы). Автомобилисты игнорируют изменения, когда речь идет о накачке шин, где порог ниже 3 атмосфер. Для пневмоинструмента скачки критичны. Однако, по нашим соображениям, приходится признать: самодельная конструкция наделена своими преимуществами.

Начнем баком. Прочный, стальной, минимум с тремя патрубками:

  • входной;
  • выходной;
  • сливной (удаление конденсата).

Последний патрубок после установки емкости находится строго внизу, жидкость выливается без проблем. С компрессором проблема – будет пытаться выплюнуть масло. Поэтому выходной патрубок загните, чтобы смотрел строго вверх. Параллельно должен уходить шланг по направлению на бак. Заборный патрубок загибаем вверх, снабжаем недлинным отрезком резиновой трубки, на конец которой насажен воздушный фильтр легкового авто. Возможно, пойдет топливный – Лады Калина. Участку тракта повышенное давлении не грозит, требования сравнительно низкие.

Водный обратный&перепускной клапан служит двум целям. Ставится между баллоном и компрессором, препятствуя воздуху выйти назад, представляет собой простейший индикатор того, что давление достигло заданного. Достигнув 6 атмосфер, начнет шипеть, значит, пора двигатель компрессора выключать. Типичный холодильный агрегат выдает минимум 15 атм, за мотор бояться нечего. Имеется желание достичь экстраординарной дополнительной безопасности – ввинтите на выходе баллона перекрывной вентиль, сантехнический подойдет (постыдитесь грабить ЖЭК). При заполнении баллона кран можно блокировать.

Теперь собираем детали вместе, укрепляем баллон. После запуска компрессора набор воздуха будет идти, пока молчит перепускной клапан. Подачу воздуха следует прекратить, выключив двигатель.

Сложные конструкции компрессоров гаражных из старых холодильников

В предыдущем случае огорчает невозможность прибор оставить без присмотра (не унесут – взорвется чего доброго). Хотя ничего страшного не случится, начни перепускной клапан свистеть, хорошего мало. Еще одна проблема: если арматуру заклинит, автоматика откажет, что-нибудь разорвется, компрессор сгорит. Для предотвращения пагубных последствий неплохо манометр поставить. Люди делают по-другому. Покупают пневмореле давления, отключающее двигатель компрессора. Комплект дополняется манометром, иногда снабженным двумя выходами. Типичный китайский набор стоит 1500 рублей, позволяет регулировать пневматику нужным образом. Отказываться от обратного клапана с перепуском повремените, просто выход дополняем регулирующей арматурой.

Сие позволит выключать двигатель автоматически. У реле давления два порога срабатывания: верхний и нижний. Работает по схеме гистерезиса. Запускает двигатель замыканием контактов на давлении 4 атм, выключает на 6 атм. Промежуток между 4 и 6 будет рабочим для накопителя. Манометры нужны контролировать ситуацию, пневматическая автоматика может ломаться. По этой причине рекомендуем оставить в системе обратный&перепускной клапан, будет лишней подстраховкой. Порядок действий следующий:

  1. Компрессор забирает воздух через патрубок, оснащенный фильтром.
  2. Выходной шланг, идущий к баку, оснащается обратным&перепускным клапаном.
  3. Регулирующая арматура располагается на выходе бака, сразу вослед стоит запорный вентиль.
  4. В дне бака имеется патрубок для слива конденсата.
  5. От регулирующей арматуры шланг идет на пистолет.
  6. Реле давления размыкает, замыкает контакты питания компрессора электрическим током.

Добавим, некоторые вместо обыкновенного бака используют пневмогидроаккумулятор, о пользе такого технического решения рассуждать не беремся. Судя по рисункам, диаграммам, можно сказать, что каждому типу упомянутых устройств присущи недостатки:

  1. Поршневые расширительные баки выдают постоянное давление, это плюс. Конструкции работают за счет поступательного поршня, который под гнетом сдавливает сжимаемый объем. Сложно обеспечить герметичность уплотнительными кольцами, само устройство весит немало.
  2. В пружинных накопителях груз заменен упругими витками стали. Изучающим физику известно – сила давления пропорциональна растяжению. Поэтому давление линейно падает с уменьшением объема. Не так плохо, если забыть, что в продаже подобные устройства сложно найти, изнашиваются сильно со временем.
  3. Мембранные расширительные баки нонче самые популярные. Проблема имеется – давление падает согласно квадратичному закону. Точнее говоря, гиперболе. В таких условиях постоянства ждать устанете, зато долговечность гарантирована.

Соль Земли последней схемы напоминает оболочку Киндер-сюрприза яйца. Бочонок, перетянутый мембраной. Форма, порядок монтажа различны, беда следующая: по другую сторону находится воздух, давлением создающий дополнительный перепад вместе с каучуком. Получается боле менее приемлемая схема. Про гиперболу рассказали. А что будет, если взять расширительный бак с поперечной мембраной, отпилить верх, положить гнет? Полагаем, если давлением конструкцию не разорвет, в первом приближении получится нечто стоящее с точки зрения постоянства параметров.

Хотим добавить: держать бак заполненным поостерегитесь. Негативно скажется на долголетии системы. Подходящий вариант – сделать небольшой компрессор накачки колес без регулирующей арматуры. Если бак будет невелик, наполнится достаточно быстро. Давление нагнетают, достигая 6 – 8 атм. Гидропневмоаккумулятор, вероятно, продляет период существования рабочего значения ресивера. Давление газа в нормальном состоянии внутри может составлять 3 атм. И тогда ниже этого значения не опустится планка, пока бак не опорожнится на 100%. Затем наполните снова. Выгодный режим допускается обеспечить регулирующей арматурой, либо самоличным отслеживанием состояния установки. Оборудуйте свистком металлического чайника перепускной клапан, наконец!

Изготовление компрессора очумелыми руками избавит от необходимости потратить деньги. Браться стоит, когда необходимая комплектация куплена. Аналогичное заводское изделие для накачки шин стоит пару тысяч папуасских бананов. Можете видеть: затраты, приведенные вначале в качестве ориентира, немного меньше. Зато холодильный компрессор даст 15, 20 атмосфер, выпади удачный расклад. Хватит на долгую непрерывную работу.

В холодильнике компрессорный двигатель защищен специальным реле. Вы про него слышали. Защищает от перегрева, помогает асинхронному двигателю запуститься. В новых поступательных компрессорах последнее излишне. Внутри заныкана катушка индуктивности, толкающая сердечник. Защита от перегрева нужна в любом случае: компрессор из холодильника – устройство неприхотливое, долговечное, требующее бережного отношения. Сделать очумелыми руками экстравагантное иногда приятно, если время имеется, сил невпроворот.

Кто выполнил необходимые перечисленные технологические операции, отмечают: использование компрессора отличается низким уровнем шума. Дело в том, что к домашней бытовой технике требования к децибелам повышенные. Вот и результат. Дополнительный плюс устройства в том, что можно использовать и дома (подальше от цветов жизни). Питание идет однофазным током. Это получается тот же самый холодильник, минус потребление ламп освещения. Временами охлаждение двигателя бывает принудительным. Решите сделать компрессор из холодильника – перенесите систему целиком. Мерой обеспечите нормальный режим работы двигателя, убережете от перегрева.

Работа бытового и промышленного холодильного оборудования напрямую зависит от циркуляции хладагента, отвечает за этот процесс компрессорная установка. По сути, это самый важный элемент конструкции, без которого домашний холодильник заинтересует только приемщиков вторсырья. Чтобы произвести ремонт этого устройства или произвести замену, важно понимать принцип его работы. В данной публикации мы расскажем о внутреннем устройстве различных компрессоров бытовых холодильников и их особенностях.

Кратко о типах оборудования

По принципу работы данное оборудование можно разделить на четыре вида:

  • Пароэжекторное, в качестве хладагента выступает, как правило, вода. Применяется в различных промышленных техпроцессах.
  • Абсорбционное, для работы использует не электрическую, а тепловую энергию.
  • Термоэлектрическое, на элементах Пельтье, широкое применение остается под вопросом ввиду низкого КПД (подробную информацию об этих устройствах можно найти на нашем сайте).
  • Компрессорное.

Именно последний вид оборудования широко используется в бытовых и промышленных агрегатах.

Компрессор для холодильника: принцип работы

Чтобы понять назначения данного аппарата, следует рассмотреть схему работы оборудования. Упрощенный вариант, где указаны только основные элементы конструкции, приведен ниже.

Рис. 1. Принцип работы холодильной установки

Обозначения:

  • А – Испарительный радиатор, как правило, изготовлен из медных трубок и расположен внутри камеры.
  • B – Компрессорный аппарат.
  • С – Конденсатор, представляет собой радиаторную сборку, расположенную на тыльной стороне установки.
  • D – Капиллярная трубка, служит для выравнивания давления.

Теперь рассмотрим, алгоритм работы системы:

  1. При помощи компрессора (В на рис. 1), пары хладагента (как правило, это фреон) нагнетаются в радиатор конденсатора (С). Под давлением происходит их конденсация, то есть фреон меняет свое агрегатное состояние, переходя из пара в жидкость. Выделяемое при этом тепло радиаторная решетка рассеивает в окружающий воздух. Если обратили внимание, тыльная часть работающей установки ощутимо горячая.
  2. Покинув конденсатор, жидкий хладагент поступает в выравниватель давления (капиллярная трубка D). По мере продвижения через данный узел давление фреона снижается.
  3. Жидкий хладагент, теперь уже под низким давлением, поступает в испарительный радиатор (А), под воздействием тепла которого, он опять меняет агрегатное состояние. То есть становиться паром. В процессе этого происходит охлаждение испарительного радиатора, что в свою очередь привод к понижению температуры в камере.

Далее идет повторение цикла, до установления в камере необходимой температуры, после чего датчик подает сигнал на реле для отключения электроустановки. Как только происходит повышение температуры выше определенного порога, аппарат включается и установка работает по описанному циклу.

Исходя из вышеописанного, можно заключить, что данное устройство представляет собой насос, обеспечивающий циркуляцию хладагента в системе охлаждения.

Классификация компрессоров в холодильном оборудовании

Несмотря на общий принцип работы, конструкция механизмов может существенно отличатся. Классификация производится по принципу действия на три подтипа:

  1. Динамический. В таких устройствах циркуляция хладагента производится под воздействием вентилятора. В зависимости от конструкции последнего их принято разделять на осевые и центробежные. Первые устанавливаются внутрь системы, и в процессе работы нагнетают давление. Их принцип работы такой же, как у обычного вентилятора. Осевой компрессор

У вторых более высокий КПД за счет роста кинетической энергии, под воздействием центробежной силы.

Центробежный компрессор в разрезе

Основной недостаток таких систем – деформация лопастей вследствие эффекта кручения, возникающего под воздействием крутящего момента. Динамические установки не применяются в бытовом оборудовании, поэтому для нас они не представляет интереса.

  1. Объемный. В таких устройствах эффект сжатия производится при помощи механического приспособления, приводящегося в действие двигателем (электромотором). Эффективность данного типа оборудования значительно выше, чем у винтовых агрегатов. Широко применялся до появления недорогих роторных аппаратов.
  2. Роторный. Этот подвид отличается долговечностью и надежностью, в современных бытовых агрегатах устанавливается именно такая конструкция.

Учитывая, что в бытовых устройствах используются два последних подвида, имеет смысл рассмотреть их устройство более подробно.

Устройство поршневого компрессора холодильника

Данный аппарат представляет собой электрический мотор, у которого вертикальный вал, конструкция размещается в герметизированном металлическом кожухе.

Внешний вид поршневого компрессора со снятым верхним кожухом

При включении питания пусковым реле мотор приводит в движение коленчатый вал, благодаря чему закрепленный на нем поршень начинает совершать возвратно-поступательное движение. В результате этого происходит откачка паров фреона из испарительного радиатора (А на рис. 1) и нагнетание хладагента в конденсатор. Данному процессу способствует система клапанов, открывающаяся и закрывающаяся при смене давления. Основные элементы поршневой конструкции представлены ниже.

Конструкция поршневого компрессора в виде схемы

Обозначения:

  1. Нижняя часть металлического кожуха.
  2. Крепление статора электромотора.
  3. Статор двигателя.
  4. Корпус внутреннего электромотора.
  5. Крепеж цилиндра.
  6. Крышка цилиндра.
  7. Плита крепления клапана.
  8. Корпус цилиндра.
  9. Поршневой элемент.
  10. Вал с кривошипной шейкой.
  11. Кулиса.
  12. Ползунок кулисного механизма.
  13. Завитая в спираль медная трубка для нагнетания хладагента.
  14. Верхняя часть герметичного кожуха.
  15. Вал.
  16. Крепление подвески.
  17. Пружина.
  18. Кронштейн подвески.
  19. Подшипники, установленные на вал.
  20. Якорь электродвигателя.

В зависимости от конструкции поршневой системы данные устройства делятся на два типа:

  1. Кривошипно-шатунные. Используются для охлаждения камер большого объема, поскольку выдерживают значительную нагрузку.
  2. Кривошипно-кулисные. Применяются в двухкамерных холодильниках, где практикуется совместная работа двух установок (для морозильника и основной емкости).

В более поздних моделях поршень приводится в действие не электродвигателем, а катушкой. Такой вариант реализации более надежен, за счет отсутствия механической передачи, и экономичен, поскольку потребляет меньше электроэнергии.

Обратим внимание, что поршневые аппараты не подлежат ремонту в бытовых условиях, поскольку их разборка приводит к потере герметичности. Теоретически ее можно восстановить, но для этого необходимо специализированное оборудование. Поэтому при выходе аппаратов из строя, как правило, производится их замена.

Устройство роторных механизмов

Если быть точным, то такие устройства необходимо называть двухроторными, поскольку необходимое давление создается благодаря двум роторам со встречным вращением.

Внешний вид двухшнекового (ротационного) компрессора

Внутри компрессора фреон, попадая в сжимающийся «карман» выталкивается в отверстие небольшого диаметра, чем создается необходимое давление. Несмотря на относительно небольшую скорость вращения роторов, создается необходимый коэффициент сжатия. Отличительные особенности: небольшая мощность, низкий уровень шума. Основные элементы конструкции механизма представлены ниже.

Конструкция линейного роторного компрессора в виде схемы

Обозначения:

  1. Отводной патрубок.
  2. Отделитель масла.
  3. Герметичный кожух.
  4. Фиксируемый на кожухе статор.
  5. Обозначение внутреннего диаметра кожуха.
  6. Обозначение диаметра якоря.
  7. Якорь.
  8. Вал.
  9. Втулка.
  10. Лопасти.
  11. Подшипник на валу якоря.
  12. Крышка статора.
  13. Вводная трубка с клапаном.
  14. Камера-аккумулятор.

Устройство инверторного компрессора холодильника

По сути, это не отдельный вид, а особенность работы. Как уже рассматривалось выше, мотор установки отключается при достижении пороговой температуры. Когда она поднимается выше установленного предела, производится подключение двигателя на полной мощности. Такой режим запуска приводит к снижению ресурса электромеханизма.

Возможность избавиться от такого недостатка появилась с внедрением инверторных установок. В таких системах двигатель постоянно находится во включенном состоянии, но при достижении нужной температуры снижается его скорость вращения. В результате хладагент продолжает циркулировать в системе, но значительно медленней. Этого вполне достаточно для поддержки температуры на заданном уровне. При таком режиме работы продлевается срок службы и меньше потребляется электроэнергии. Что касается остальных характеристик, то они остаются неизменными.

Рекомендуем изучить:

  • Ремонт холодильника daewoo своими руками
  • Клапан электромагнитный соленоидный нормально закрытый
  • Ремонт кондиционера самсунг своими руками

Поршневой холодильный компрессор. Принцип работы и устройство.

Основным и наиболее ответственным компонентом любой холодильной установки, от бытового холодильника до промышленной машины, является компрессор. Он служит для создания разности давлений и обеспечения основных процессов в системе. Холодильный компрессор всасывает хладагент в виде пара с низким давлением и температурой, сжимает его и нагнетает с высоким давлением и температурой в конденсатор.

Наибольшее распространение в холодильной технике получили поршневые компрессоры. Принцип их работы основан на возвратно-поступательном движении поршня в цилиндре.

Принцип работы поршневого холодильного компрессора.

В поршневом компрессоре возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре обеспечивается за счет вращения коленчатого вала. Вращение коленвала создается за счет работы электродвигателя. Поршневой компрессор может иметь один, два, три, четыре, шесть и восемь цилиндров. За один полный оборот коленчатого вала поршень совершает два хода между двумя крайними положениями и в каждом его цилиндре выполняется полный рабочий процесс.

Рассмотрим работу поршневого компрессора на примере простейшего варианта с одним цилиндром и соответственно одним поршнем. Весь рабочий процесс можно разделить на две части: фаза всасывания и фаза нагнетания.

clip_image001.jpg» o:title=»Поршневой»/>

Рисунок 1. Принцип работы поршневого холодильного компрессора: а) – процесс всасывания, б) – процесс нагнетания

Процесс всасывания поршневого компрессора.

При движении поршня (3) вниз от крайней верхней точки, в рабочей зоне (8) создается разряжение за счет увеличения объема полости цилиндра. И как только давление в рабочей области цилиндра (8) станет ниже давления в полости всасывания (11), всасывающий клапан (12) открывается, и пары хладагента из испарителя попадают в цилиндр (4).

Процесс нагнетания поршневого компрессора.

При движении поршня (3) вверх от крайней нижней точки, в рабочей зоне (8) давление растет, за счет уменьшения объема полости цилиндра (8) и сжатия паров хладагента. При увеличении давления всасывающий клапан закрывается, и как только давление в рабочей зоне (8) становится выше, чем в области нагнетания (7), нагнетательный клапан (1) открывается и газ поступает в конденсатор. В рабочем процессе поршневого компрессора невозможно полностью использовать весь объем цилиндра. Остается минимальное расстояние между поршнем в крайней верхней точке и крышкой цилиндра (10). Это пространство является вредным, за счет него образуются лишние потери в работе компрессора.

Так, при обратном ходе поршня, оставшаяся часть паров хладагента расширяется до давления в области всасывания (9), только после этого открывается всасывающий клапан (12). Рабочий процесс повторяется.

Устройство поршневого холодильного компрессора

Рассмотрим устройство холодильного поршневого компрессора на примере шестицилиндрового полугерметичного компрессора фирмы Bitzer. Основные элементы конструкции поршневого компрессора показаны на рисунке 2.

clip_image002.jpg» o:title=»устройство поршневого компрессора»/>

Рисунок 2. Устройство поршневого холодильного компрессора

Большое внимание при работе поршневого компрессора уделяется его системе смазки. Смазывание рабочих, трущихся частей компрессора необходимо чтобы уменьшить их износ и увеличить срок службы поршневого компрессора. В зависимости от конструкции, смазка поршневого компрессора осуществляется методом разбрызгивания и с помощью встроенного масленого насоса.

Конструкция поршневого холодильного компрессора.

Поршневые компрессоры могут быть герметичными и полугерметичными, конструктивно размещаясь в одном корпусе с электродвигателем, и полугерметичными открытого типа, зацепляясь с электродвигателем через муфту или другую передачу. Преимуществом полугерметичных поршневых компрессоров перед герметичными является возможность в случае поломки разобрать его и заменить поврежденные детали, не меняя целиком компрессор.

Производительность поршневых компрессоров может регулироваться с помощью частотных преобразователей, изменяя скорость вращения вала компрессора. Кроме этого полугерметичные компрессоры могут менять производительность с помощью системы электромагнитных клапанов, позволяющих закрывать часть всасывающих клапанов или перепускать газ.

Принцип работы поршневого холодильного компрессора

Компрессор — один из основных элементов холодиль­ной машины и холодильное оборудование. Он служит для сжатия холодильного аген­та от давления кипения Pо до давления конденсации Pк. Кроме того, компрессор отсасывает пар из испарителя и этим обеспечивает пониженное давление и температу­ру кипения холодильного агента, а нагнетая в конденса­тор, создает необходимые условия для сжижения газа.

Обязательным условием для создания заданного по­ниженного давления и температуры кипения в испарите­ле является отсос всего пара, образовавшегося в нем при восприятии тепла от охлаждаемой среды. Поэтому про­изводительность компрессора должна соответствовать производительности испарителя.

Производительность холодильного компрессора в от­личие от газового компрессора выражается не только массой или объемом засасываемого в единицу времени пара, но и холодопроизводительностью машины, т. е. количеством тепла, воспринятого от охлаждаемой сре­ды в единицу времени Q0Bt (ккал/ч), которое вызвало образование пара, засасываемого компрессором.

Компрессор всасывает парообразный хладагент, поступающий от испарителя при низкой температуре и низком давлении, производит его сжатие, повышая давление и температуру, и направляет затем к конденсатору. В зависимости от условий работы холодильной машины, давление паров хладагента на выходе компрессора может составлять 15-25 атм, а температура 70-90°С.

Важной характеристикой компрессора является степень сжатия и объем хладагента, который нагнетается компрессором. Степень сжатия определяется как отношение максимального давления на выходе компрессора к максимальному давлению на входе.

По своему конструктивному исполнению компрессоры, используемые в холодильных машинах, могут быть разделены на две основные категории:

  • поршневые;
  • ротационные, спиральные SCROLL, винтовые.

Принципиальное отличие ротационных, спиральных и винтовых компрессоров от поршневых заключается в том, что всасывание и сжатие хладагента осуществляется не за счет, возвратно-поступательного движения поршней в цилиндрах, а за счет вращательного движения рабочих органов, соответственно пластин, спиралей и винтов.

Компрессоры поршневые

Наибольшее распространение получили поршневые компрессоры. Схема работы такого компрессора показана на рисунке.

Сжатие газа обеспечивается поршнем (3) при его движении вверх по цилиндру (4). Перемещение поршня обеспечивается электродвигателем через коленчатый вал (6) и шатун (5). Всасывающие и выпускные клапаны открываются и закрываются под действием давления газа.

Фаза всасывания хладагента показана на рис. 3.5, а. Поршень (3) начинает опускаться в цилиндре (4) от верхней т.н. «мертвой точки». При движении поршня вниз, над поршнем создается разрежение и парообразный хладагент через открытый впускной клапан (10) всасывается в цилиндр.

Фаза сжатия и выпуска разогретого пара высокого давления показана на рис. 3.5, б. Поршень двигается в цилиндре вверх и сжимает пар. Выпускной клапан (1) открывается, и пар под давлением выходит из компрессора. Конструкция цилиндра такова, что поршень никогда не касается головки клапанов (10), всегда оставляя некоторое свободное пространство, называемое «мертвым объемом».

Поршневые компрессоры производятся в различных модификациях. В зависимости от типа конструкции и от типа электродвигателя различают компрессоры:

  • герметичные
  • полугерметичные
  • открытые.

В герметичных компрессорах электродвигатель и компрессор расположены в едином герметичном корпусе. Мощность таких компрессоров может составлять 1,7-35 кВт. Они широко используются в холодильных машинах малой и средней мощности.

В полугерметичных компрессорах электродвигатель и компрессор закрыты, соединены напрямую и расположены по горизонтали в едином разборном контейнере. Эти компрессора производятся в широкой гамме мощностей от 30 до 300 кВт. В случае повреждения можно вынимать электродвигатель, получая доступ к клапанам, поршню, шатунам и другим поврежденным частям. Они широко применяются в холодильных машинах средней и средне-большой мощности.
В открытых компрессорах электродвигатель расположен снаружи (вал с соответствующими сальниками выведен за пределы корпуса). Соединение электродвигателя с компрессором может быть прямым (в линию) либо через трансмиссию.

Охлаждение электродвигателя герметичных и полутерметичных компрессоров производится самим же всасываемым хладагентом.

Регулирование мощности холодильной установки может выполняться как в режиме «пуск-остановка», так и с плавной регулировкой скорости вращения компрессора, с использованием специальных устройств, называемых инверторами.

В полугерметичных компрессорах регулирование мощности может обеспечиваться также перепуском газа с выхода на вход либо закрытием всасывающего клапана одного или нескольких цилиндров.

Для привода компрессора используются, в зависимости от мощности, однофазные с конденсаторным пуском или трехфазные электродвигатели.

Основным недостатком поршневого компрессора является наличие пульсаций давления паров хладагента на выходе из компрессора, а также большие пусковые нагрузки. Поэтому электродвигатель должен иметь запас мощности для пуска компрессора и иметь акустическую защиту для снижения уровня шума.

Количество запусков компрессора является наиболее критичным для его срока службы. Именно на режиме запуска происходит большее количество отказов, поэтому система управления холодильной машины ограничивает время между повторными пусками компрессора (как правило, не менее 6 мин) и время между остановом и повторным пуском (2-4 мин).

Принцип работы компрессора холодильника

Мы привыкли, что если наша бытовая техника исправна — то нам даже не интересно, как она работает, мы не интересуемся ее устройством и принципами работы. А уж тем более никто из нас не проявляет интерес к тому, как устроен и работает компрессор холодильника — а зря. Ведь правильная работа и длительная эксплуатация напрямую зависят от знаний пользователя о принципах работы компрессора холодильника, что мы и рассмотрим в нашей статье.

Современные квартиры и дома обустроены холодильной техникой, работа которой основывается на компрессорах, что и интересует нас. Как все-таки устроен компрессор холодильника и из чего он состоит?

Давайте рассмотрим:

  • Компрессор — поршень приводит в действие хладагент, который находится в газообразном состоянии, плюс ко всему он же создаёт давление на отдельных участках;
  • Конденсатор – данная камера предназначена для отдачи тепла газообразным веществом в открытое пространство;
  • Испарительная камера – специальной ёмкости, куда жидкий газ попадает и впитывает тепло, поступившее из холодильной камеры;
  • Хладагент (фреон) – специальная химическая смесь, которая циркулирует по системе благодаря работе компрессора, может как отдавать, так и забирать тепло (Влияние фреона на организм человека — читаем здесь!);
  • Терморегулятор – прибор для поддержания нужной температуры согласно выбранного режима работы.

Как работает компрессор холодильника

Чтобы правильно понять, как работает компрессор холодильника, нужно знать, что это именно тот агрегат, который способен самостоятельно вырабатывать холод. Благодаря протекающим внутри холодильной системы процессам, возникает холод – тепло, полученное от хладагента, выводится в окружающее пространство. Самое распространенное в этом процессе вещество, которое используется, это – фреон, применяемый в холодильниках компрессорного типа.

Принцип работы компрессора холодильника основан на цикличности:

  • Фреон, попадая в камеру испарения, забирает весь теплый воздух из холодильника;
  • После хладагент поступает в компрессор и далее в конденсатор;
  • Двигаясь по системе спиралей в стенках холодильной камеры, фреон остывает, и принимает жидкое состояние;
  • После процесса охлаждения, хладагент поступает в испаритель, откуда, направляясь в трубку с большим диаметром, за счёт потери давления, становится газообразным. И после все повторяется.

Такой цикл не прекращается до тех пор, пока холодильник не выработает нужную температуру согласно заданному режиму.

Устройство компрессора

Чтобы разобраться, из чего состоит компрессор холодильника, нужно знать, что компрессор – самая главная составляющая деталь холодильника, благодаря которой по системе циркулирует фреон. Современные холодильные камеры оснащены инверторным управлением агрегата, что несколько увеличило длительность эксплуатации двигателя холодильника. Чтобы увеличить эффективность работы компрессора холодильника используется специальная деталь – пускозащитное реле, работа которого защищает компрессор от перегрева. Активирующий фактор пусковой обмотки – его прерогатива. Синхронность работы в компрессоре отсутствует, поэтому металлические детали внутри него в процессе эксплуатации нагреваются, а реле, в свою очередь, отвечает за отключение системы, чтобы не случилось перегрева.

Однокамерные и двухкамерные холодильники

Внешне двухкамерные холодильники ничем не отличаются от агрегатов с одной камерой. Двухкамерные модели, выпускаемые ранее, имеют один испаритель на обе камеры. Отсюда, во время разморозки можно механически задеть испаритель, и из строя выйдет весь холодильник. В новых же двухкамерных шкафах имеются два отделения, в каждом из которых установлен испаритель. Камеры не соприкасаются друг с другом. Чаще всего такие холодильные агрегаты нам известны расположенной внизу морозилкой и верхним холодильным отсеком.

Несмотря на популярность моделей с одним мотором, два компрессора в устройстве тоже пользуются спросом. Разница лишь в том, что за каждой камерой закреплен компрессор. В быту гораздо чаще можно встретить двухкамерные холодильники, устройство которых позволяет нам выключить один компрессор в случае отсутствия необходимости в его работе, и, не нанося вреда работоспособности системы в целом, прекратить функционирование одной камеры.

Разновидность холодильников

Стоит обратить внимание на абсорбционные холодильники, которые испаряют свою рабочую смесь. Чаще всего для их работы используется аммиак. Хладагент циркулирует благодаря его растворению в водной среде. Далее полученная смесь направляется в систему и, после попадания в дефлегматор, распадается на две составляющие первоначального состояния. Цикл повторяется вновь, как только используемый аммиак превращается в жидкость после попадания в конденсатор.

Учитывая токсичность аммиака, в быту такие холодильники не применяются вовсе. К их использованию прибегают лишь в случае, когда нет возможности установить компрессорный агрегат.

В нашей статье вы узнали, из чего состоит компрессор холодильника, его принципы работы, какова его роль в устройстве, что будет, если он прекратит свою работу. Надеемся, что полученная информация пойдет вам на пользу и упростит эксплуатацию вашего холодильника.

Поршневые компрессоры для холодильника – типы и принципы работы

Большинство современных бытовых холодильников и морозильников оснащены поршневыми компрессорами, оптимальными по КПД и энергозатратам, а также по эргономическим составляющим (шум, возможность настройки, стоимость оборудования). Что же находится внутри компрессора и как работает система охлаждения? Каковы особенности ремонта этих компрессоров? Давайте разбираться вместе.

Комплектация и назначение элементов поршневых компрессоров для холодильника

Если вы заглянете за ваш холодильник, то сможете увидеть там небольшой черный металлический бачок с приплюснутым воротом, от которого отходят несколько трубок. Это и есть компрессор. Его кожух герметичен, а подводящие медные трубки выведены к решеткам охлаждения холодильника, размещенным на его задней панели.


Внутри кожуха находится механизм компрессорной установки, состоящей из мотора, поршневого цилиндра с прилегающим к нему клапаном, креплений и медных трубок, витиевато закрученных вокруг самой установки. Таких трубок в современных компрессорах всего три. Две из них, расположенные рядом, отвечают за подачу и возврат в систему фреона, который постоянно циркулирует в системе под определенным давлением. Это давление и призван создавать компрессор.

Третья трубка обычно запаяна с конца. Она находится на противоположной стороне от предыдущих, и через нее систему заправляют фреоном. Эта трубка ведет к пластиковому глушителю, сглаживающему шум от поступающего в корпус фреона.
Двигатель компрессора чаще всего асинхронный, состоит из вертикально расположенных обмоток (статора) и подвижного якоря (ротора), к концу которого закреплен коленчатый вал с кулисой или шатуном, приводящей в движение поршень. Корпус двигателя объединен с цилиндром компрессора, и размещен на независимой подвеске из четырех пружин, сглаживающих вибрацию от двигателя, и делающих работу компрессора почти бесшумной.
Во время работы компрессора, установка вместе с двигателем достаточно сильно нагревается, и ее температура внутри кожуха может достигать порядка 100 градусов Цельсия. Происходит это из-за нагнетаемого компрессором высокого давления для перегонки фреона, в среде которого вынужден работать двигатель. На дне кожуха располагается некоторое количество минерального или синтетического масла (около 200 гр), которое под температурой и давлением превращается в аэрозоль и смешиваясь с хладагентом, попадает в охладительную систему холодильника. За подачу масла на подшипники, клапана и поршень компрессорной установки отвечает центробежный масляный насос, который располагается внутри вала ротора.

Пускозащитное реле, оснащенное термодатчиком, находится на внешней стороне кожуха компрессора и выполняет несколько очень важных функций:

  • Регулирует подачу электричества на компрессорную установку;
  • Отсекает подачу электричества на заклинивший ввиду каких-либо поломок двигатель компрессора, предохраняя обмотку статора от перегрева и сгорания. Спустя некоторое время происходит повторная подача, и в случае неполадки, отключение;
  • Предохраняет проводку от возгорания в случае перегрева контактной группы, и подведенных к ней проводов. Крайне полезная функция, поскольку по вине возгорания проводки до сих пор происходит огромное количество бытовых пожаров.

Общий принцип работы системы охлаждения

В результате большого давления, нагнетаемого компрессором и клапанами, фреон сильно нагревается, попадая в решетку конденсатора холодильника, которая находится на задней его стенке. Изменяя свое агрегатное состояние, то есть переходя из пара в жидкость, хладагент через капиллярную трубку, снижающую его давление, попадает в испарительный радиатор, в котором снова превращается в пар. Цикличное перемещение фреона по системе охлаждения сопровождается выделением тепла через радиаторную решетку в окружающую среду. А в испарительном радиаторе происходит охлаждение, которое затем передается в камеру холодильника.

Практические советы

  1. Нельзя наклонять или опрокидывать холодильник до горизонтального положения. При чрезмерном наклоне механизм компрессора может легко соскочить с амортизирующих пружин независимой подвески, и уже больше никогда на них не встать. После того, как холодильник вернут в исходное вертикальное положение, основному агрегату – компрессору – понадобится ремонт.
  2. В случае полного отсутствия включения компрессора, необходимо в первую очередь проверить пусковое реле, контактную группу и подводящий кабель. Возможно так удастся избежать сервисного ремонта холодильника.
  3. Кожух компрессора хоть и состоит из двух частей, но они обычно плотно запаяны. Поэтому в случае неисправности, недостатки самой компрессорной установки так просто не определить. Иногда даже приходится разрезать корпус, отыскивая причину поломки. В таких случаях будет рациональнее заменить агрегат на новый.

Желающим демонтировать компрессор холодильника самому в домашних условиях, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию или проветривание помещения, поскольку пары фреона могут оказаться ядовитыми. Особенно это касается старых холодильников советских времен. Ремонт холодильника, замена фильтра, резка и пайка медных трубок, демонтаж и ремонт компрессора, обратная заправка охладительной системы обладают массой нюансов, из-за которых разумнее эту работу доверить профессиональным мастерам или сервисному техобслуживанию.

Руководство как подключить холодильник и отдельные его части

Холодильник, как и любая бытовая техника, со временем может поломаться или просто устареть. Как показывает практика, второй вариант свойственен устройствам, которые в эксплуатации находятся двадцать и более лет. Но расстраиваться не стоит. Это повод приобрести новое современное оборудование. Оно отличается своими функциональными способностями в лучшую сторону. Поэтому такая замена будет вам только на руку.

Прежде чем выбрасывать холодильник, который пришел в негодность, проведите оценку работоспособности его отдельных деталей. Даже если произошла утечка фреона, и ремонт выполнить невозможно, то некоторые его агрегаты еще имеют ценность. Например, компрессор. Как показывает практика, его можно использовать не только в холодильнике, но и для решения многих других задач: накачать воздухом колеса, изготовить самодельный аппарат для покраски.

Компрессор в холодильнике: особенности устройства

Устройство холодильника

Компрессор в холодильнике – его важная составная часть. Довольно часто после поломки основного устройства он сохраняет свои функциональные способности. Это важно учитывать и не спешить отправлять его на свалку. Он непременно вам пригодится.

Закреплена данная деталь с помощью 4 гаек и двух трубок. Чтобы его отрезать, необходимо первые открутить, а вторые отрезать с помощью ножовки. Также есть еще одна трубка, которая заглушена намертво. Она расположена очень близко к компрессору, поэтому распилить ее не получится. Это может повредить саму деталь. Лучше для ее отсоединения использовать кусачки. Также важно отметить, что начинается демонтаж детали только после того, как само устройство отключено от розетки.

Проверка компрессора на исправность: особенности процесса

Проверка компрессора

Если вы точно не знаете, исправен компрессор или нет, то после того, как он снят, необходимо проверить его работоспособность. Только после этого будет возможным его применение для других целей. Первое, что потребуется сделать, – это подключить деталь к электрической сети.

Признаками работы компрессора является следующее. Будет слышен звук в виде шипения. Он свидетельствует о том, что происходит процесс, заключающийся в засасывании воздуха в одну трубку и выходе через другую.

Компрессор

Важно во время демонтажа компрессора сохранить в нем масло целым и невредимым. Для этого перерезается кабель, который идет от датчика температуры. После этого проводится измерение показателей сопротивления, определяется месторасположение контактов, которые замкнуты. Это все потребуется и далее. Они являются пригодными для использования. Также стоит сохранить электросхему бытовой техники. Ее пример показан на фото, приведенном ниже.

Реле холодильника: особенности устройства

Реле компрессора

Во многих моделях холодильников фирмы «Атлант» предусмотрено наличие реле. Это и неудивительно. Данная деталь играет важную роль в процессе компрессора. Она отвечает за то, чтобы деталь не перегревалась, не ломалась. Исправное реле обеспечит длительную и качественную службу.

Чтобы подключить реле холодильника, важно определить марку устройства. После этого взять аналогичный элемент. При этом потребуются рекомендации, которые находятся в схеме устройства. Согласно им выполняется подключение реле. Причем процесс похож на тот, который проводится в холодильнике.

Как подключить реле компрессора холодильника?

Подключение реле

Чтобы подключить реле компрессора холодильника, необходимо выполнить несколько простых действий. При этом используется шланг стеклоомывателя. Найти его не составит труда. Он есть практически в любом магазине, который занимается продажей запчастей для автомобилей.

Что касается эксплуатации устройства, то важно следить за уровнем масла. Это позволит избежать перегрева. При этом длительность работы устройства не должна превышать сорока пяти минут. В противном случае оно может быстро выйти из строя.

Данное устройство является электрическим. Поэтому при его использовании необходимо соблюдать технику безопасности. Прежде чем приступать к эксплуатации, обязательно проверяется качество изоляции проводов. При этом применяется только специальный материал. Во время использования устройства руки должны быть обязательно сухими.

Также стоит отметить, что надеяться на долгую службу подобного устройства не стоит. Так как на это гарантий никто не сможет предоставить. Это необходимо учитывать, поэтому иногда лучше приобрести новый компрессор, чем использовать самодельный.

Как подключить холодильник без реле?

Вопрос «Как подключить холодильник без реле?» интересует многих. Данный процесс имеет свои нюансы, которые важно учитывать. При этом важна не сама схема подключения, а ее принцип. Первое, с чего необходимо начать, – это прозвон общего вывода. Он расположен особняком левее от остальных. После этого потребуется приставить клемму к общему выводу. Вторая клемма присоединяется к рабочей обмотке. При этом важно определить, какая обмотка рабочая. В этом поможет показатель сопротивления. Он должен быть невысоким. Большее сопротивление указывает на то, что обмотка является пусковой.

Если выполнить неправильное подключение, то возможен перегрев компрессора, и устройство быстро выйдет строя. Поэтому важно проводить эту работу не только аккуратно, но и внимательно. Также стоит проверить на пробиваемость корпуса обмотками. В противном случае, прикоснувшись рукой, вы почувствуете удар тока. Вероятность этого достаточно велика, так как компрессор уже был ранее в использовании. Чтобы проверить обмотки, необходимо левую клемму присоединить к обмотке со стороны выхода. Правая же направляется с другой стороны корпуса. Таким образом проверяются остальные клеммы. Если было определено, что они надежны и не пробивают, то могут использоваться. Компрессор в рабочем состоянии будет максимально безопасен.

Посмотреть, как подключить холодильник без реле, можно на видео, которое приведено ниже. На нем продемонстрированы все особенности и тонкости процесса.

Один из самых важных элементов в холодильнике — это компрессор. Именно он запускает работу всей системы, перегоняя хладагент из конденсатора в испаритель. Неисправный же мотор приводит к поломке всей системы в целом. Ремонт бытовой техники в сервисе для многих — непозволительная трата. Поэтому сегодня поговорим о том, как определить, действительно ли проблема в компрессоре, и расскажем, как правильно заменить старый элемент на новый.

Схема работы холодильника

Холодильный агрегат включает в себя несколько элементов:

  1. Компрессор. Различают моторы двух видов: инверторные и линейные. После включения холодильника именно этот элемент прогоняет хладагент по системе, охлаждая внутренние камеры агрегата.
  2. Конденсатор. Выглядит он как трубки, которые расположены на задней стенке холодильника. Благодаря этому элементу рефрижератор не перегревается.
  3. Испаритель. В этой системе фреон — хладагент — переходит из жидкого состояния в газообразное.
  4. Вентиль терморегулятора. Он требуется для поддержания давления на заданном уровне.
  5. Хладагент. В современных установках используют только два вида жидкости — фреон или изобутан. Циркулируя по системе, хладагент охлаждает пространство внутри камер техники.

Вся система охлаждения — это замкнутый круг. При включении холодильника компрессор выкачивает хладагент из испарителя и направляет его под высоким давлением в конденсатор. После того, как газ попадает в трубки, он переходит обратно в жидкое состояние и перетекает в испаритель.

Такая система должна работать практически в беспрерывном состоянии. Каждый раз, когда температура в камерах падает ниже нормальной отметки, в компрессор поступает сигнал от температурного датчика, и мотор начинает работать до тех пор, пока показатели вновь не придут в норму.

В чем причины неисправности механизма и как их определить

Поломка компрессора — это самая частая причина неисправности холодильника. И распознать ее можно по следующим признакам:

  • на стенках холодильника можно заметить куски льда, чаще всего такая проблема встречается в моделях, которые не оснащены системой автоматической разморозки;
  • сильный гул при работе холодильника, который при этом не морозит;
  • при включении холодильника в сеть появляется сильная вибрация;
  • компрессор клинит и работает беспрерывно;
  • нарушен температурный режим внутри камер — заметить это можно по замороженным продуктам.

Для того чтобы точно определить, в чем именно кроется причина поломки, нужно рассмотреть ее “симптоматику” более детально.

  1. Компрессор работает, но холодильник не морозит. В этом случае проблема кроется в утечке хладагента из-за неаккуратной транспортировки техники. Такие же симптомы возникают и при неисправности трубчатого нагревательного элемента.
  2. Беспрерывная работа мотора. Заклинивать мотор может из-за ряда причин. Среди них: утечка хладагента, засор системы из-за разгерметизации трубопровода, повышенная температура внутри холодильника из-за вышедшей из строя резинки-уплотнителя.
  3. При включении холодильника в сеть, компрессор издает гул, но не работает. Основными факторами, которые приводят к этой неисправности, являются деформация патрубка и неисправность терморегулятора. В новой технике посторонний шум может быть связан с наличием посторонних элементов. Например, болтов. Их нужно извлечь сразу после транспортировки.
  4. Компрессор холодильника включается на непродолжительный срок или выключается сразу после начала работы. В этом случае проблема кроется в следующем: в неисправности пускового реле, в обрыве внутренней намотки, в обрыве обмотки пускового реле.

Проверка работоспособности компрессора

Для того чтобы понять, требуется замена компрессора или нет, нам понадобится мультиметр.

Важно! Перед его использованием необходимо удостовериться в том, что корпус мотора не пробивает. В противном случае при работе может ударить током.

Если с кожухом компрессора все в порядке, можно приступать к использованию инструмента. Для этого щупы мультиметра нужно поочередно прикладывать к каждому из контактов. Если на дисплее прибора загорается знак бесконечности — контакт исправен. Если же отображается цифровое значение — проблема кроется в обмотке мотора.

Для последующей проверки нам потребуется освободить мотор от защитного кожуха. Для этого освободим проводку от контактов и перережем трубки, которые соединяют компрессор с другими элементами холодильника. Далее из корпуса вытащим соединительные болты и отсоединяем пусковое реле.

Теперь мультиметром можно проверять контакты. В норме значение сопротивления должно находиться в пределах от 25 до 35 Ом. Эта величина будет зависеть от конкретной модели холодильника. Если этот параметр существенно отличается от нормального в большую или меньшую сторону, компрессор подлежит полной замене. Если же с ним все в порядке, приступим к измерению давления манометром.

Для этого нам потребуется подсоединить шланг с отводом к нагнетающему штуцеру, запустить компрессор и измерить величину. Если техника исправна, прибор покажет значение, равное 6 атмосферам. В том элементе, что подлежит замене, давление не будет выдавать больше максимальных 4 атмосфер.

Если же проверка показала, что мотор в полном порядке, но он по-прежнему не работает, причина кроется в неисправности пускового реле.

Пошаговая инструкция по замене двигателя

Лучше всего осуществлять замену мотора в сервисных центрах, но если такой возможности по какой-то причине нет, и вы решили восстанавливать работу самостоятельно, рекомендуем строго придерживаться следующего алгоритма.

  1. Первым делом необходимо подготовить набор инструментов и приспособлений. В него будут входить: кислородная горелка, пассатижи, накопитель для хладагента, вентили, переносное устройство для заправки системы, устройство для резки труб, зажимы, приспособления для более плотного соединения устройства с патрубком для заправки системы, медная трубка, фильтр и баллон с хладагентом.
  2. После того, как мы подготовили все необходимые инструменты, приступим к высвобождению хладагента. Для этого нам потребуется пассатижами перекусить трубки, которые соединяют компрессор с системой охлаждения для слива фреона. Делать это следует аккуратно, не допуская образование пыли, поскольку она может испортить остальные элементы холодильника. После того, как мы перережем трубки, включим холодильник в сеть примерно на 5 минут. За это время хладагент успеет перейти в газообразное состояние. После этого можно приступать к забору фреона. Для этого присоединим шланг баллона к линии заправки, откроем вентиль и соберем фреон. На всю процедуру у нас уйдет не больше одной минуты. Затем снимем пусковое реле вместе в проводами, кусачками убираем фиксаторы и отключаем проводку, которая идет к вилке. После этого снимем компрессор. Перед установкой нового элемента необходимо прочистить трубки.
  3. Третьим шагом станет проверка сопротивления. Для этого воспользуемся либо мультиметром, либо омметром. Получившиеся значения сравним с номинальными величинами для конкретной модели.
  4. Затем определим силу тока. Сначала измерим значение на пусковом реле, а затем — на компрессоре. Так же сравним с номинальной величиной.
  5. Теперь можно приступать к монтажу нового мотора. Для начала нужно закрепить элемент на поперечной планке холодильника, снять заглушки с трубок и измерить давление. Не забывайте о том, что заглушки можно снимать всего за несколько минут до монтажа. В противном случае в систему может попасть пыль. Далее необходимо состыковать трубки и припаять их друг к другу. Подсоединять их следует в следующей последовательности: трубки заправки, трубка отвода и трубка нагнетания.
  6. В завершении необходимо заправить систему непосредственно хладагентом, подключить контакты и вернуть защитное реле. Осуществлять запуск нужно поэтапно: сначала следует заполнить подключенный к электрической сети холодильник фреоном лишь на 45%, затем отключить технику и проверить надежность подключения, сравнять давление до 10 Ра и заправить до конца.

Подключение компрессора без реле

Допускается подключить компрессор и напрямую — без пускового реле. Для этого нужно подать напряжение на пусковую и рабочую обмотки. Сделать это можно при помощи медного кабеля. В конце проводов устанавливают клеммы и крепят их к общей точке и к выводу рабочей обмотки.

Помните: неверные действия могут привести к еще большим поломкам. Поэтому, если вы не обладаете достаточными знаниями и умениями, рекомендуем обратиться в сервис по ремонту холодильника. В противном случае, неумелая работа обойдется вам еще дороже восстановления.

Как снять и заменить пускозащитное реле

Срабатывает тепловое реле холодильника

  • Перегорание катушки;
  • Поломка биметаллической пластины;
  • Заклинивание подвижного контакта внутри реле;
  • Ослабление пружинки.
  1. Отключить холодильник от электросети;
  2. Снять защитную крышку компрессора;
  3. Отсоединить реле от компрессора из заменить его;
  4. Установка реле выполняется в обратном порядке.

Сгоревшее реле можно заменить самостоятельно имея его в наличии. Лучше всего приобрести ту марку детали, которая вышла из с троя. При необходимости реле можно подобрать по параметрам самого компрессора.

Функция первого заключается в запуске двигателя и его защите при превышении количества рабочих оборотов. Второе считается лучшим вариантом, так как способно предотвратить поломки мотора, возникающие при чрезмерном превышении температуры. Оно отправляет сигнал о возврате пусковой обмотки в исходное положение, что снижает вероятность выхода из строя запчасти.

Пускозащитное реле устанавливают на холодильниках Индезит, Норд, Атлант чаще. Некоторые владельцы стараются заменить первый вид детали на второй сразу после покупки агрегата.

По принципу работы различают следующие виды пускового реле:

  1. Таблетки. Их основу составляет материал, который расширяется при нагреве. При поступлении тока на пусковую обмотку температура «таблетки» увеличивается, происходит запуск двигателя. О поломке часто свидетельствует звук рассыпавшегося порошка, сопровождающийся наклоном прибора.
  2. Индукционные. Работают на основе электромагнитов. Под действием тока сердечник прижимает контакты к пусковой катушке, они постепенно размыкаются, вызывая запуск компрессора.

Проверку реле на работоспособность проводят, если температура внутри камер выше заданной, холодильник не включается (при наличии тока в сети и отсутствии повреждений провода), двигатель отключается после непродолжительного периода работы.

Процедуру осуществляют следующим образом:

  1. Уточните правильность расположения запчасти. Она должна быть строго в вертикальном положении. Если наблюдаете наклон реле, то сердечник катушки не будет успевать втягиваться за отведенное время. Поправьте положение детали. При отсутствии такой проблемы ищите причину неисправности в другом месте.
  2. Снимите реле. Деталь модели РТП-1 и РТК-Х расположите стрелкой вниз, LS-08В – тыльной поверхностью вверх, ДХР – клеммами к себе.
  3. Проверьте состояние контактов. Если они окислены или сильно загрязнены, то не могут нормально работать. При наличии на гнездах следов горения, диагностику проводить бессмысленно, реле нужно менять.
  4. С помощью тестера проверьте наличие контакта между клеммами. При его отсутствии проведите зачистку контактов наждачкой.
  5. Поднимите пластинку и осмотрите направляющий шток. Если увидите ржавчину, то обработайте его специальным раствором.
  6. При отсутствии вышеперечисленных нарушений проверьте, поступает ли на реле напряжение. Такую процедуру называют прозваниванием. Проводят ее с помощью омметра или мультиметра. Полученные данные о сопротивлении сверяют с таблицей, в которой указано оптимальное значение для каждой модели.

В инструкциях к холодильникам указано, что при отключении агрегата от сети, повторно подключать его можно не раньше, чем через 10 мин. давление хладагента в системе составляет около 7 атм., а при выключении устройства оно резко падает до 1,5 атм. и меньше. Такие перепады особенно опасны для моделей старых агрегатов, которые не оборудованы системами задержки. Если дома никого нет, то холодильник будет пытаться включиться снова и снова, пока не сгорит двигатель.

Установка самодельного устройства задержки включения позволит защитить компрессор от поломки. Его устанавливают между розеткой и вилкой агрегата. Схема его проста:

  • питание происходит за счет небольшого трансформатора, стабилизатора и моста;
  • задержку включения контролирует конденсатор и последовательно соединенные резисторы;
  • 2 индикатора, один из которых сигнализирует о включении холодильника в сеть, а другой – о подключении нагрузки.

Корпус устройства пластмассовый. На нем размещена розетка для подключения агрегата и 2 индикатора (светодиоды).

При наличии опыта подобную процедуру выполнить легко. Для обычного пользователя главное запомнить расположение проводов при снятии детали. Они окрашены в разные цвета, что значительно облегчает процедуру.

Перед подключением реле определите правильное место его расположения. В различных марках устройств деталь крепится на проводе или непосредственно на двигателе. Например, в холодильнике Атлант оно присоединяется к кожуху мотора компрессора. Положение в пространстве определяют по стрелке на корпусе реле. Если его установить неправильно, то контакты катушки не будут размыкаться.

Электросхема детали имеет 2 входа (фаза 220 В и земля) от источника питания и 3 выхода (пусковая, рабочая обмотка компрессора, земля) на двигатель.

Подключают реле следующим образом:

  • при необходимости извлекают компрессор;
  • устанавливают реле на контакты, расположенные на выходе;
  • закрепляют защелки, удерживающие механизм на нужном месте;
  • соединяют контакты двигателя и детали;
  • закрывают крышку в нижней части холодильника винтами.

После установки реле попробуйте включить агрегат и проверить работу механизма.

Для примера рассмотрим характеристики пускозащитного реле Р3. Его несложная конструкция позволяет самостоятельно выявлять и устранять неисправности. Устанавливают запчасть не в гнездо компрессора, а отдельно.

Технические данные реле Р3 компрессора агрегатов марки Норд, Минск:

  • сила тока – 1,1А;
  • напряжение – 220В;
  • степень защиты корпуса – IP20 (защита от влаги и воздействия посторонних предметов, диаметр которых не менее 12,5 мм отсутствует);
  • тип – индукционное (в основе электромагнит).

Правильная работа реле зависит от его расположения (красная стрелка должна показывать вверх).

Снятие детали осуществляют во время проверки ее работоспособности, а также при выходе из строя. Процедура предполагает выполнение следующих действий:

  • отключите агрегат от сети;
  • подождите некоторое время, чтобы обесточилась вся сеть;
  • открутите винты с нижней крышки холодильника в месте расположения компрессора;
  • отсоедините контакты, соединяющие реле с мотором;
  • удалите винты или защелки, удерживающие деталь;
  • аккуратно снимите реле.

В современных моделях агрегатов в цепь реле, ведущую к стартовой обмотке, монтируют специальный тепловой резистор – позистор. По форме он напоминает небольшой цилиндр, поэтому мастера часто называют его «таблеткой». Функция позистора заключается в защите компрессора от повторных запусков в течение 5-6 мин., пока не уравновесится давление в системе.

Деталь последовательно подключена со стартовой обмоткой. При прохождении пускового тока позистор нагревается, увеличивается сопротивление, что приводит к ее размыканию. Повторение цикла происходит после срабатывания термореле и последующего включения холодильника.

Принцип работы пускозащитного реле для бытового холодильника

Причины, по которым холодильник не включается

Как проверить работоспособность компрессора бытового холодильника самостоятельно

Убедиться в исправности позистора можно путем следующих манипуляций:

  • отключите холодильник от сети;
  • когда деталь остынет (2-3 мин.), извлеките ее;
  • подключите позистор к мультиметру;
  • включите режим измерения наименьшего сопротивления. Если его величина будет превышать 10-20 Ом с учетом погрешности, то деталь неисправна;
  • нагрейте корпус позистора паяльником. Сопротивление должно резко возрасти. Если величина остается неизменной, то запчасть нужно менять;
  • отключите прибор и дайте детали остыть;
  • повторите проверку наименьшего сопротивления. Если его величина вернулась к номинальному значению, то позистор можно считать исправным.

Ремонт детали в домашних условиях невозможен, поэтому советую приобрести новую. Цена позистора невелика, поэтому его покупка сильно не отразится на вашем финансовом положении. По этой причине не советую придумывать самодельные варианты замены детали. Это может лишь негативно отразиться на работе холодильника и привести к полному его выходу из строя.

К основным причинам беспрерывного включения механизма относят:

  • выход из строя или заклинивание мотора компрессора;
  • обрыв обмотки;
  • межвитковое замыкание;
  • повышение напряжения в цепи электродвигателя;
  • нахождение реле в неправильном положении или его поломка.

Любая неисправность подобного плана становится причиной постоянной работы компрессора, что приводит к его перегреву. Для защиты срабатывает тепловое реле. Чтобы выяснить вид проблемы рекомендую проверить работу двигателя без реле. Если при прямом подключении компрессора холодильник работает нормально, то выполните замену неисправной детали. В противном случае необходимо покупать новый компрессор.

Оно необходимо для своевременного включения и выключения двигателя. При наборе компрессором заданных оборотов происходит отключение катушки, за что ответственно пускозащитное реле. Если повышается подача электроэнергии, то осуществляется разжим контактов, что приводит к запуску электродвигателя.При повышении показателей подаваемой электроэнергии происходит отключение мотора.

• В виде таблетки. Используемый в производстве материал расширяется при нагреве. При достижении температурой максимальных показателей происходит размыкание контактов;• Индукционная модель. Поступление тока в электромагниты вызывает замыкание контактов;• Биметаллический тип. Подача электричества ведет к выгибанию пластины и замыканию электроконтактов.

О необходимости проведения ремонта свидетельствуют такие признаки:1. Неработоспособность компрессора, т.е. он не запускается. Этот «симптом» проявляется также при утечке хладагента;2. Мотор включается на непродолжительное время, максимум 10 минут, после чего отключается. Также слышны частые щелчки;3. Электродвигатель работает без перерыва, при этом в обеих камерах холодильного агрегата достигнута заданная пользователем температура.

Как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность

Итоговая цена складывается из стоимости наших услуг (от 300 рублей) и выбранных заказчиком комплектующих (оригинальных запчастей или аналогов).

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА РЕМОНТ

В домашних условиях отремонтировать реле можно при наличии следующих проблем с контактами:

  • окислились;
  • покрылась ржавчиной;
  • обгорели.

При этом цепь не замыкается и запуск двигателя не происходит.

В первом случае контакты обработайте салфеткой, смоченной в спиртовом растворе. Ржавчину удалите с помощью наждачной бумаги. При обгорании контактов проведите очистку и выравнивание их пятачков.

Если при проверке реле вы обнаружили, что перегорел его позистор, спираль, то неисправную запчасть нужно заменить.

При отключении холодильника даже при нормальном температурном режиме высока вероятность сбоя в работе пластины. Существует 2 типа проблем детали:

  • не пропускает ток при замыкании контактов;
  • залипает и не опускается.

Такие неисправности возникают при искривлении ее положения или окислении контактов. В первом случае пластину нужно установить горизонтально, а во втором выполнить зачистку контактов. Если эти действия не дают положительный результат, то вам нужно покупать новое реле.

Через спираль защитного реле проходит ток, который также идет через обмотки мотора. При повышении силы тока спираль сильно разогревается и нагревает би-металлическую пластинку, которая находится рядом. Превысив допустимый нагрев, металлическая пластинка выгибается и разрывает контакты, издавая щелчок.

Поломка защитно-пускового реле одна из самых распространенных. Заклинивание подвижных контактов или ослабление пружинной пластинки у реле – первые причины. Компрессор при этом может запускаться на 5-8 секунд и выключаться. Мотор может греться до 60-70 градусов.

Основные признаки поломки являются:

  • Слышно легкое гудение мотора, а потом щелчок. Первый признак выхода из строя защитного реле.
  • Мотор холодный – нет характерного щелчка. Данная неисправность говорит, что вышло из строя пусковое реле. Если спираль защитного реле перегорела, то возможно всему виной компрессор. В данном случае необходима замена вышедших из строя деталей.
  • Мотор запустился как обычно, но потом отключился через несколько секунд.

Как прозвонить реле

Деталь подключают к рабочему компрессору, поочередно подсоединяют мультиметр к клеммам рабочей и пусковой обмотки, общему выходу. Чтобы полученные значения были достоверными, реле прозванивают только при температуре компрессора не выше 25 градусов. Первые 2 величины суммируют и сравнивают с третьей.

При величине сопротивления ниже 8-10 ОМ говорят о замыкании или межвитковом разрыве. Если прибор выдает показатель OL, это указывает на отсутствие напряжения в реле. Деталь следует заменить, так как ремонт чреват возгоранием агрегата или поломками других составных элементов.

Пусковое реле для компрессора холодильника своими руками

Конструкция детали такого типа включает следующие элементы:

  • биметаллическая пластина (сварена из 2-х металлов, отличающихся температурным коэффициентом расширения);
  • спиральный нагреватель;
  • контакты;
  • пружина;
  • защелка.

По форме реле напоминает небольшую коробочку, закрепленную на корпусе компрессора. В старых моделях деталь находится на раме. Фиксируют ее с помощью защелки, винтов, скоб.

Функция теплового реле заключается в кратковременном подключении пусковой обмотки мотора холодильника при его включении. Оно помогает защитить электродвигатель от перегрузок и перегрева. Когда ток подается на компрессор, в обмотке соленоида возникает магнитное поле, которое втягивает сердечник. Контакты при этом замыкаются, способствуя запуску пусковой обмотки.

Во время работы компрессора ток в обмотке опускается до номинального значения, магнитное поле ослабевает. Сердечник возвращается в исходное положение, контакты размыкаются и двигатель обесточивается.

Электронное реле

Это устройство является разновидностью термореле, которое поддерживает работу холодильника в заданном температурном режиме путем поочередного подключения и отключения двигателя. Термостаты электронного типа используют в агрегатах с линейными компрессорами, которые работают, поддерживая заданную температуру.

Преимущество электронного реле заключается в малой погрешности и возможности визуального контроля уровня температуры в камерах. Но в сравнении с механическими механизмами они имеют меньший срок службы при использовании в агрегатах с высоким энергопотреблением.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх