Электрификация

Справочник домашнего мастера

Бортоповоротный механизм поворота вездехода

Вездеход бортоповоротный на фрикционах «Вагончик»


Материалы и механизмы использованные при строительстве этого вездехода:
1) Двигатель внутреннего сгорания Лифан 190 мощностью 15 л.с.
2) Ремни А1120
3) редукторы Салют 5 в количестве пары штук
4) От ШРУСов ваз 2108 были взяты карданные валы
5) от того же ваз взяты и тормозные механизмы со ступицами
6) спаренные звездочки с 13 зубьями использованы как ведущие
7) На вездеход понадобилось около десяти метров цепей с шагом 15.8
8) ведомые звезды имеют 42 зуба
9) 8 натяжителей ремня ГРМ
10) Колеса ободрыши ИЯВ 79 и к ним диски с конусами, общим весом порядка 70 кг
11) с УАЗ было снято сиденье
12) От сцепления Газели взяты главные тормозные цилиндры для вездехода
13) Был использован профиль 40 на 20 для постройки рамы
14) проволока 6 мм
Размеры фрикционного вездехода Вагончик с бортовым поворотом:
длина 320 см
ширина 260 см
высота 200 см
клиренс 45 см
Подробнее рассмотрим конструкцию вездехода и ход его строительства.
Автор решил вывести управление переключением передач вперед, с помощью тяг. тяги сделаны из проволоки толщиной 6 мм, с помощью них же идет управление натяжными роликами ременных фрикционов сцеплений. Конечные передачи вездехода скопированы с вездехода автора с ником «кэп».

Использовались катушки мощностью 18 Ампер, для шкива, который больше предназначен под тракторный генератор, однако катушки справляются. Так же тут показаны двигатель с ременными фрикционами:
Тут видно сами рычаги, с помощью которых идет управление фрикционами:

фотография редукторов:

На начальном этапе планировалось установить все 4 натяжителя, однако по ходу строительства автор понял, что этого будет не достаточно. Поэтому в итоге на вездеход установлено сразу 8 натяжителей, однако при резком торможении бортом происходит некорректная работа цепей со звездами, какие-то пощелкивания. При движении без поворотов, вездеход ведет себя достаточно тихо. Тормоза требуются больше для резких маневров, с плавным поворотом в них нет особенной необходимости.
Первые взвешивания вездехода показали массу под 800 килограмм, что гораздо больше, чем рассчитывал автор. хотя колесная база вездехода конечно и весит под 300 кг, но остальные 500 кг веса надо сокращать.
К тому же планируется еще установка генератора для снижения нагрузки на шкив.
Вездеход имеет три места для взрослых и одно детское, но ход довольно мягкий у вездехода, поэтому можно и большее количество людей усадить не на мягкие сиденья.
Что касается процесса поворота, то он реализован следующим образом: идет торможение одним из бортов вездехода, так как тормоза стоят на ведущем валу, то колеса удерживаются от вращения по сути только лишь цепью. Поэтому идет нагрузка на цепь и ролики цепи и зубья звездочек наезжают друг на друга, отсюда и шум. Натяжители цепи не справляются с подобной проблемой, поэтому ее решение должно быть иным. Возможно планируется установка дополнительных тормозов прямо на вал колеса. Хотя автор уже подобрал некоторую действенную модель поворота и без установки дополнительных механизмов. Для этого он включает первую передачу на одном борту а на другом заднюю и разворот идет легко. Подобная схема зачастую используется на гусеничных машинах.

Так же ведется герметизация вездехода, так как автор планирует использовать его и как амфибию. Для этого днище было закрыто металлическим листом толщиной полтора миллиметра.
На этих видео можно более детально рассмотреть как саму машину, так и ее ходовые характеристики:

Автор решил разобраться с массой вездехода:
Колеса в сборе весят 320 килограмм, рама и конечные передачи имеют массу 120 килограмм, двигатель 30 кг, редуктора весят 20 кг, приводы от ваз 2108 в сборке весят под 40 килограмм, сиденье 20 кг, цепи 10, аккумулятор 30 кг, каркас плюс тент под 20 килограмм, порог весит тоже 20 кило. То есть откуда появилось 800 килограмм не совсем ясно, скорее всего это было ошибка весов.
Далее рассмотрим конструкцию колес вездехода. Автор использовал полуось от ваз и сердцевину его колесного диска, крепление происходит на четыре болта по 12 мм.
Фотографии крепления колес:

При преодолении препятствия в виде насыпи, вездеход получил серьезные повреждения. Замок цепи на приводе заднего колеса расстегнулся, из-за чего переднее колесо потянуло слишком сильно и болт крепления сорвало. Из-за нагрузок так же была поломана полуось левого заднего колеса. Проворот шпонки составил 8 мм, а вала 25 мм.

Поэтому автор приступил к полномасштабному ремонту техники.
Причиной же поломки, кроме лихости автора могли быть и слишком большие лапти, для подобного диаметра полуоси.
По сути в момент подъема колеса спереди зависли в воздухе, вся нагрузка же пошла на заднее колесо, причем в основном на левое. А 400-800кг нагрузки на ось диаметром 25 мм, это слишком.
Для начала ремонтных работ автор разобрал борт вездехода. затем были расточены ступица и звездочки до размеров 30 мм. был заменен 305 подшипник на 206. Так же автор рассчитывает перенести тормоза прямо на сами колеса.
Как оказалось в процессе разбора вездехода, шпонка не была причиной повреждений, вышел из строя именно вал.
Затем автор приступил к установке стандартных барабанных тормозов для каждой оси. К тому же подобных подход не требует сильных модификаций конструкции вездехода. Хотя возможны изменения привода. так же будет установлена дополнительная опора со стороны звездочек. То есть будет блок ведущих звезд на двух опорах и кардан от редуктора. сомнения возникают только по массе подобной конструкции.
Так же к редукторам будут прикреплены муфты со шлицами, они будут взяты с УАЗа. Хотя если будут найдены тормоза от зила, то использование оных гораздо эффективнее.
Детали были обточены токарем, благо на валу располагаются центровые отверстия , что достаточно удобно при подобных работах. На вал 27 был приварен фланец для тормозного диска, кулак срезан, а втулка спрессована с посадками под звезды и подшипник.
По расчетам автора нагрузка от колеса выше, чем нагрузка от звезды, просто из-за соотношения размеров диаметров. Но деформации подверглась именно ось. причем ось была свернута колесом, а не звездой. Произошло это уже при торможении. Таким образом, получается, что если перенести тормоз непосредственно на колесо, то те высокие нагрузки, которые привели к поломке трансмиссии — снимутся сами собой. Поэтому весь тормозной узел, который установлен сейчас на вездеходе — можно снять, тем самым снизив массу машины.

Цепь всегда в натяжении и нагрузок при реверсе нет, в отличие от схемы классических натяжителей.
Была произведена работа по замене конструкции привода: выточен вал из хвостовика автоваза и закреплен на двух опорах:
Полуоси проточены до 30 мм, а так же установлена дополнительная опора на подшипниках:
Тут можно увидеть барабанные тормоза:
Тормоза оказались тяжелые, добавилось 15 кг в массе вездехода:
Фотографии вездехода:
Автор вездехода: Михаил «didulya» из вологодской области. Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Машины ›
Самоделки ›
Вездеход бортоповоротный

Приветствую Вас, любители вездеходов, бездорожья и активного отдыха.
Начну с того, что два года назад на очередной зимней рыбалке, пробиваясь на 4вд. грузовичке по реке через ледяные торосы, увидел Хищника 4х4. Вездеход не выбирая дороги, напрямую через большие торосы, пролетел мимо нас, перескочил через полынью и выехав на берег скрылся в ближайшем лесу.
На тот момент я был очень впечатлён проходимостью этой техники. По возвращении домой засел в сети, в поисках информации о данном транспортном средстве и случайно наткнулся на ДИФ-4 Алексея Г . После просмотров фото, видео и всей доступной на тот момент информации, покой был окончательно потерян и стало понятно что именно этот аппарат мне и нужен. Перелопатив кучу инфы определил для себя план работы, собрал все комплектующие и вот что в итоге получилось:
Внедорожное транспортное средство Гром-1
Год постройки-2015
Ш-2480мм. Д-3100мм. В-2100мм.
База-1800мм Колея-1800мм.
Дорожный просвет-600мм.
Масса с зипом и лебёдкой-1300кг.
Система поворота по методу Алексея Г. — бортовая на основе дифференциала Камаз, с применением звёзд и цепей 16В1
Двигатель — дизель 2С / 74 л.с.
Система охлаждения — проточная через моторный отсек.
Радиатор охлаждения –Газель, плюс 2 эл. вентилятора.
Шины и диски – Трэкол 1350х700х533
Система подкачки — центральная, выхлопными газами.
Диаметр подкачки на колёсах -45мм.
Все колеса соединены через раму в одну воздушную сеть –пневмоциркуляция.
Скорость на суше 1.5-35 км.ч, на воде 2 км.ч.
На воде ведёт себя довольно устойчиво, погружаясь по ось колеса. Этому способствует большой объём колёс, и водонепроницаемый корпус-лодка.
Грузоподъёмность на суше-700 кг., на воде-500кг.
Объём топливного бака-100л.
Средний расход по бездорожью 30л. на 100км.
Размер спального места с откинутыми воздухозаборниками 1500х2200мм.
Мягкий салон, обшит-винил кожей.
Сиденье водителя и пассажира-подпружиненное.
Люк-700х900мм.
2 аккумулятора по 65ам.(с раздельной зл.проводкой), лебёдка-3тн. Инвертор 12/220 на 2Квт. Предпусковой подогрев двигателя 3Квт., бензопила, вентилятор обдува стекла, чайник 220вт., аптечка и много других мелочей так необходимых в походе.
Вроде всё перечислил, если есть вопросы по строительству и эксплуатации подобного аппарата спрашивайте, с удовольствием на них отвечу. Постепенно буду добавлять фото и видео поездок.

На фото новый вездеход.
Двигатель 3CT c акпп.

Вездеход 4×4 с бортовыми фрикционами


Начиная строить данный вездеход, автор ставил перед собой задачу сделать надежную машину для передвижений по лесистой местности. Так как основное место эксплуатации лес, то вездеход должен быть маневренным, а значит бортоповоротным. Одним из необходимых условий было соблюдение размерности и массы, чтобы была возможность перевозить вездеход в прицепе легковой машины.
Материалы и агрегаты использованные при строительстве этого вездехода:
1) Колеса сняты от Нивы, используемое давление около 0.5
2) Двигатель Муравей и к нему редуктор с отсутствующим дифференциалом.
3) Цепи для реализации бортовой передачи
4)Фрикционы-корзины сцепления взяты от ваз 2108
5) От ваз 2108 так же были позаимствованы дисковые тормоза.
6) Звезды от ИЖ 15 зубные.
7)2 диска сцепления
8) 2 тормозных диска
9) 2 подшипника коленвала

10) 2 двухрядных подшипника ступицы,
11) 2 суппорта с колодками
Все парные элементы были взяты от классического ваза.
Вездеход сделан на системе двух осей и имеет следующие размеры:
Длинна 180 см
Ширина 150 см
Высота 110 см плюс накрывается тентом.
Вес без тента и каркаса составляет 340 килограмм, а полностью под 400 килограмм, что очень мало, а значит вездеход легкий и возможность где-то застрять на нем минимальна.
Был сделан клепанный кузов, который герметизировали для возможности передвижения и через водные преграды. Максимальная скорость вездехода по суше до 30 км в час, по воде всего 1 км в час, так как колеса глубоко не опускаются и гребут очень слабо, при желании это можно устранить установкой лодочного мотора.
Рассмотрим более подробно этапы строительства данного вездехода:
Приступая к сборке трансмиссии автор использовал максимальное количество уже готовых деталей от стандартных моделей ВАЗ. В качестве вала задействована полая труба, которая проходит через редуктор-реверс от Муравья. К этой трубе с обоих ее концов приварены части первичных валов со шлицами от тех же классических моделей автоваза. Далее конструкция входит в шлицы от ваз 2108, а корзины сцепления имеют крепления к тормозному диску, причем по размерам их диаметры практически совпадают. Поэтому автор просто сделал 6 отверстий и нарезал резьбу под болты м8.

Затем диск с уже установленной корзиной прикрепили укрепленными колесными болтами к стандартной передней ступице от ваз 2108. Из гранаты расположенной в ступице удалили подшипник и поставили валик со шлицами. На этот валик и надеты две звезды от ИЖ, которые имеют по 15 зубьев. От одной звезды привод идет на переднее колесо, а от второй соответственно на заднее.
Маховик коленного вала от того же ваза был использован с родными подшипниками, которые вставлены в обойму. Обойму автор вытачивал самостоятельно и приварил ее к шайбе с 4 отверстиями под болты. Таким образом шайба прикручивается уже вместе с корзиной сцепления, а так же тормозным диском, что довольно удобно.
Ступицы в сборке с поворотными кулаками, а так же редуктор закреплены на общей раме. На этой же раме крепятся и приводы сцепления. При подобной схеме натяжка цепей идет за счет подбора прокладок между двумя рамами: трансмиссионной и основной.
Вот так выглядит приборная панель

Вездеход был испытан на снегу и показал неплохую проходимость имея клиренс 34 см. Так же автор использует вездеход чтобы чистить снег, для этого приходится немного нагружать его лишним весом. По воде идет хорошо, но скорость хода весьма низкая, а тяжелее всего вездеходу ехать по сырой пашне, слишком сильно грязь липнет к месту между кузовом и колесами, поэтому подобные препятствия преодолеваются только на первой передаче.

на изображении выше показаны детали описываемых конструкций:
1)кулак поворотный в неподвижном положении
2)Диск тормозной в качестве корзин сцепления
3)Основной тормозной диск
Синий-подшипник
Желтые-звездочки
Зелёная- сцепление, точнее корзина
Красный же это сам диск сцепления
Фиолетовая-ступица

Коричневые-болты
В принципе использованная схема довольно не плоха, хотя можно было бы использовать корзины и диски от УАЗ или Волги, они больше чем у восьмерки, а значит было бы проще увеличить крутящий момент передаваемый на колеса. Так как крутящий момент пропорционален передаточному число от трансмиссии, то понятно, что в этой конструкции вся мощь двигателя распределена поровну между бортами. Поэтому при передаточном числе равном двух, сцепление будет работать нормально и испытывать меньшие нагрузки. Однако при включении третьей основной передачи передаточное число увеличивается в несколько раз, то есть на третьей скорости оно будет под 10, а значит быстрая езда приводит к усиленным нагрузкам на сцепление, что в принципе не так страшно, так как в лесу обычно сильно не разгонишься, а по ровной дороге это не проблема. В крайнем случае имеется возможность заменить вазовский двигатель на двигатель послабее например от Оки.

Тут представлена фотография ступицы в сборе.
Для ее сборки понадобились следующие детали:
1) Полуось от ГАЗ-24
2) Граната от ВАЗ 2108
3) Ступица от ВАЗ 2108, которую подточили для подшипника
4) Звёздочка от ИЖа была зафиксирована сваркой к ступице.
5) Так же от газ-24 взяты подшипники конусные.
6) Сальники передней ступицы от того же ГАЗ-24
7) Корпус был выточен, залито 0.5 литра масла, а фланец приварен
На реверс от двигателя идет цепь от муравья, так как от него же установлена звезда на реверс редукторе. А вот со звездами на двигатель автор довольно много экспериментировал, и в разных условиях себя проявляют по разному характеристики машины. Моторную цепь натягивает за счет перемещения рамы, к которой прикреплен двигатель, рама может двигаться вперед и назад.
В конечном итоге автор остановился на стандартной 15 зубовой цепи для двигателя, максимальная скорость на ней получается около тридцати километров в час. Хотя при установке звезды на 17 зубьев, скорость максимальная естественно возрастает, но автор считает, что тяга для вездехода все же важнее. Так же были эксперименты со звездами в 9 11 и 13 зубьев. Вообще после проведения испытаний машины, было замечено насколько надежность необходима при эксплуатации в таких условиях. Благодаря своему прочному каркасу можно не опасаться за целостность машины и легко раздвигать ветки на лесном пути. Вездеход получился довольно маневренным, а значит уверенным на поворотах. Посадка и высадка пассажиров довольно проста за счет конструкции рамы. Да у вездехода нет кабины, но защита от погодных условий в походе все же предусмотрена в виде тента и конструкции для его установки на вездехода.
Еще насчет корпуса ступицы, он был полностью выточен , хотя гораздо проще было сделать его из обрезка трубы, но в плане надежности такая конструкция с приваренными обоймами подшипников и сальниками смотрится лучше. В корпус было залито масло трансмиссионной в количестве 150 грамм. Приводные цепи находятся внутри кузова, и все это закрыто фальшполом, причем на приведенном ниже снимке пол был демонтирован для наглядности.

Фотографии готового вездехода:

Видео первых испытаний вездехода:

Автор вездехода Андрей с ником «avtohirurg» из города Королев Московской области. Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

ProVariator.RU

Бортовой поворот: 2 вариатора + 2 МКПП

Модераторы: argon84, Белый Дом, Вопрос, mmcl200, Володька Николаев, новичок, вовочка

  • Версия для печати
  • 1
  • 2
  • След.
  • Цитата

Сообщение Краснов » 06 апр 2010, 17:40

  • Цитата

Сообщение comer » 06 апр 2010, 18:10

  • Цитата

Сообщение Краснов » 06 апр 2010, 18:48

  • Цитата

Сообщение kosu » 06 апр 2010, 18:48

  • Цитата

Сообщение comer » 06 апр 2010, 19:57

  • Цитата

Сообщение Uha » 06 апр 2010, 20:36

  • Цитата

Сообщение lunatik-1 » 06 апр 2010, 21:30

  • Цитата

Сообщение Краснов » 07 апр 2010, 15:33

  • Цитата

Сообщение Краснов » 07 апр 2010, 15:46

  • Цитата

Сообщение shum d » 07 апр 2010, 15:53

  • Цитата

Сообщение Краснов » 07 апр 2010, 16:24

  • Цитата

Сообщение shum d » 07 апр 2010, 16:44

  • Цитата

Сообщение Gator » 11 апр 2010, 14:31

  • Цитата

Сообщение lunatik-1 » 11 апр 2010, 18:46

  • Цитата

Сообщение lunatik-1 » 11 апр 2010, 18:52

  • Версия для печати
  • 1
  • 2
  • След.

Вернуться в

  • Общение
  • Трёп и аллё гараж
  • Флеймовые
  • Интересное фото и видео
  • Мероприятия 2016
  • Мероприятия 2017
  • Мероприятия 2018
  • Архив мероприятий
  • Мероприятия 2011
  • Мероприятия 2012
  • Мероприятия 2013
  • Мероприятия 2014
  • ПОХОД 2014 ВОЛОГОДСКИЙ
  • Мероприятия 2015
  • Теория
  • Философия вездеходостроения
  • Компьютерное моделирование, чертежи, 3D визуализация
  • Справочная
  • Проектное бюро
  • Конкурсы, тендеры, заказы
  • География
  • Практика-1
  • Автомобильной компоновки
  • Вездеходы типа «Чебуратор»
  • Лёгкий каракат
  • Переломки
  • Бортоповоротные
  • Роликоприводные
  • На базе кузова ОКА
  • Перспективное направление Пневмоходов
  • Тяжелые вездеходы Пневматики
  • Тяжелые вездеходы Пневматики, DUMPER
  • Иностранная техника
  • Прототипы
  • масла смазки технические жидкости
  • Практика-2
  • Завершенные проекты
  • Строительство
  • Колёса для пневматика
  • Трансмиссия пневматика
  • Трансмиссия II
  • Трансмиссия III
  • Подвеска пневматика
  • Двигатель
  • Двигатель II
  • Двигатель III
  • Двигатель IV
  • Электричество
  • Рама и кузов пневматика
  • Тормозная система пневматика
  • Система питания
  • Система охлаждения
  • Система центральной подкачки
  • Рулевая система
  • Редкие и интересные моторы
  • Что это за двигатель?
  • Отдельные несколько тем от Админа
  • Турбо — темы
  • Генерация энергии
  • Регистрация самодельного пневматика/багги
  • Регистрация самодельного пневматика/багги
  • Прицепы
  • Полноприводные мотоциклы 2×2 и 3×3
  • Полноприводные мотоциклы 2×2 и 3×3
  • Специальная барахолка раздела 2×2
  • Персональные разделы
  • Uvat /Каракаты от Uvat,а/
  • Вездеходы Мангуст (г. Тихвин, Лен. область)
  • Вездеходы Dil,а (г. Рязань)
  • Вездеходы ТУНДРА
  • Вездеходы ВайтХаус
  • Вездеходы Валерия Леонтьева
  • Личные разделы
  • Гусеничный и Шнекороторный раздел
  • ARGO раздел, и подобные
  • Гусеничные вездеходы /теория, общение/
  • Гусеничные вездеходы ПП
  • Гусеничные вездеходы ЗП
  • Гусенично-колесные вездеходы
  • Гусеничные вездеходы /типы гусениц, методы изготовления/
  • Гусеничные вездеходы /подвеска/
  • Гусеничные вездеходы сочлененные
  • Суда на воздушной подушке
  • Шнекоходы и параллельно гусеничные машины
  • Гусеничные вездеходы /строительство/
  • Гусеничные вездеходы
  • Малогабаритная сельхозтехника
  • Минитрактора
  • Мотоблоки
  • Сельхоз приспособления
  • Мотоблоки, трактора для приусадебного участка
  • Подсобное хозяйственное оборудование, приспособления
  • GPS навигация, спутниковая связь, рации
  • GPS навигаторы
  • Рации
  • Электронные гаджеты
  • Автомобильный раздел / Мастерская / НЕ-Пневмоходная техника
  • Отопление и охрана гаража
  • Строительный раздел
  • Материалы и Технологии
  • Прочие устройства и приспособления
  • Мехобработка
  • Деревообработка
  • Мерительный инструмент и приспособления
  • Автомобильный раздел
  • Ретро и История
  • Охота и Рыбалка
  • Путешествия и вылазки на Вездеходах
  • Тема о Безопасности
  • Инакомыслие
  • Промышленные вездеходы Пневматики
  • Вездеходы Алексея Гарагашьяна (г. СПБ)
  • Вездеходы от Увата (г. Омск)
  • Вездеходы «ЛЕСНИК» (г. Вологда)
  • Вездеходы «ЛИТВИНА»
  • ТС высокой проходимости САМУРАЙ 4×4 из СПб
  • Семейство вездеходов ТРОМ 8×8 (г. Сургут)
  • Вездеходы XPEN (Коми АССР)
  • Вездеходы Петрович (Экотранс г. Тюмень)
  • Вездеходы «Хищник» (г. Сургут)
  • Арктиктранс (г. Москва)
  • Трэкол
  • Вездеходы СКБ «ГазСтройМашина», г. Тюмень
  • АВТОРОС, вездеходы Z-Project
  • ООО «ТехУнекс» г. Рыбинск
  • Вездеходы Странник
  • Вездеходы ГМ-Старатель от Компании «Фаворит»
  • Снегоболотоходы ООО «Аркуда» — СБХ4×4, СБХ8×8 и др. (г. Ирбит)
  • Вездеходы «Шторм» (г. Пермь)
  • Вездеходы «Атлант»
  • Вездеходы Кержак (г. Нижний Новгород)
  • Вездеходы МАРШ
  • Вездеходы Беркут 8×8 (г. Тюмень)
  • Вездеходы Виталия Мазуркевича
  • + вездеходы Тверь
  • + техномастер Тольятти
  • + раздел ЛАУРА СПБ
  • Вездеходы семейства «СоломоноМобиль», г. Новосибирск
  • Барахолка/магазины/доска объявлений
  • Частные магазины
  • Светоча магазин
  • Тарзана магазин
  • Юраса магазин
  • Люберецкий магазин
  • + чопор шоп
  • Dimidrol Shop — запчасти отечественных грузовиков
  • Моторные магазины
  • Магазин металообработки
  • Шинный магазин
  • Барахолка
  • Барахолка «ПРОДАЖА ТС»
  • Барахолка III
  • Барахолка II (магазин)
  • РАСПРОДАЖА КОМПЛЕКТУЮЩИХ
  • «ЖЮ»-магазин VIP комплектующих
  • Вопросы и ответы
  • Двигатель
  • Колеса и диски
  • Электрооборудование
  • Разное
  • Пользовательский раздел нашего форума
  • Работа сайта и форума
  • Правила и инструкции нашего форума
  • Полит Бюро

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей

Рулевое управление с двумя управляемыми осями

Устойчивость и управляемость автомобиля при поворотах во многом зависит от направления следования задней оси по колее передней. Это необходимо для уменьшения угла поворота автомобиля и износа его шин. Применение управляемой задней оси позволяет уменьшать поперечные ускорения при повороте автомобиля, что повышает его устойчивость. Системы управления всеми четырьмя колесами значительно улучшают маневрирование автомобилем:

  • Во-первых – повышается чувствительность автомобиля к повороту рулевого колеса. Ведь при тихой езде по городским улочкам лучше иметь «острое» рулевое управление, чтобы не вращать рулевое колесо на несколько оборотов при каждом маневре. На автостраде же «острые» рулевое управление может вызвать проблемы – автомобиль будет слишком резко реагировать даже на небольшие подруливания.
  • Во вторых – улучшить маневренность автомобиля при парковке или развороте в стесненных городских условиях, то есть уменьшить радиус поворота.
  • И в третьих – повысить курсовую устойчивость при резких маневрах на высокой скорости.

Поворот задних колес в ту же сторону, что и передних, позволяет сохранить направление и скорость движения центра масс автомобиля, но значительно увеличить мгновенный радиус поворота. При этом уменьшаются действующие на автомобиль боковые силы и, как следствие, повышается курсовая устойчивость.

При движении на малой скорости задние колеса поворачиваются в противофазе с передними, и мгновенный радиус поворота уменьшается, а при движении на большой скорости в быстром вираже или при перестроении из ряда в ряд на автостраде, задние колеса, наоборот, будут поворачиваться на небольшой угол в ту же сторону, что и передние. К примеру, автомобиль, совершая маневр на автостраде, будет словно не поворачивать, а переходить из ряда в ряд параллельно полосам разметки. Автомобиль при этом будет двигаться по дуге меньшей кривизны и большего радиуса. Момент, поворачивающий автомобиль вокруг вертикальной оси, будет меньше – стало быть, уменьшится и риск потери курсовой устойчивости и развития заноса задней оси.

Рис. Радиус поворота обычного автомобиля (МЦП – мгновенный центр поворота) и автомобиля со всеми управляемыми колесами (4WS)

В связи с эти некоторые производители вносят в конструкцию автомобиля управление задней осью. Одной из первых такую конструкцию механического управления задней осью представила фирм Мицубиси.

Рис. Механическое управление задней осью:
1 – масляный насос; 2 – ресивер; 3 – рулевой механизм с гидроусилителем; 4 – рулевое колесо; 5 – золотник; 6 – редукционный клапан; 7 – масляный насос задней оси; 8 – силовой цилиндр

В общую систему управления автомобилей входят рулевой механизм с гидроусилителем силовым цилиндром) управления передней осью 3, масляный насос 1, масляный насос управления задней осью 7, гидрораспределитель управления задней осью с золотником 5 и редукционным клапаном 6, силового цилиндра управления задней осью 8, рулевых тяг поворота передней и задней осью.

При повороте передних колес управляющее давление силового цилиндра передних колес передается в силовой цилиндр задних колес. При этом учитывается давление в системе, скорость поворота и уровень боковой нагрузки передней оси. Управляющее давление воздействует на золотник гидрораспределителя задней оси. В зависимости от воздействующего давления золотник передвигаясь открывает на определенную величину масляные каналы, по которым рабочая жидкость подается в силовой цилиндр управления задней осью. Поршень силового цилиндра, передвигаясь, воздействует на рулевые тяги задней оси, поворачивающие на необходимый угол заднюю ось.

По мере развития электронных систем управления их стали применять и в управлении задней оси (4WS). Примером может служить электронно управляемая задняя ось автомобиля Тойота Аристо, которая в 1991 году сменила механическую, общий вид которой показан на первом рисунке, а схема исполнительного механизма на втором рисунке. Подобная система применяется также и в автомобилях БМВ.

Рис. Общий вид управляемой задней осью с электромеханическим исполнительным механизмом

Рис. Электромеханический исполнительный механизм поворота задней оси:
1 – ротор (пустотелый вал); 2 – статор; 3 – планетарная коробка передач; 4 – гайка шпинделя; 5 – сателлит; 6 – солнечная шестерня; 7 – шпиндель (винт); 8 – шлицевая часть вала шпинделя; 9 – предохранитель от прокручивания шпинделя; 10 – водило планетарной передачи

Задние колеса здесь поворачиваются с помощью специального рулевого механизма с электроприводом, встроенного в довольно сложную заднюю подвеску. А управляет им специальный электронный блок, который получает от нескольких датчиков информацию о скорости автомобиля, об угле поворота руля, передних и задних колес и т. д.

Исполнительный механизм состоит из электродвигателя (статора и ротора), планетарной передачи и вала шпинделя воздействующего на рулевые тяги задней оси. Управление электродвигателем осуществляется от электронного блока управления, воспринимающего сигналы от различных датчиков рулевого управления. В зависимости от величины и времени подачи напряжения на электродвигатель изменяется скорость и время вращения ротора электродвигателя. Для увеличения крутящего момента и толкающих сил шпинделя в исполнительном механизме применяется планетарная передача.

При подаче напряжения на электродвигатель пустотелый вал ротора 1 начинает вращаться. На валу ротора имеется солнечная шестерня 6, которая через сателлиты 5 и водило 10 планетарной передачи приводит во вращения связанную с ним гайку шпинделя 4. Вал шпинделя, установленный внутри пустотелого вала ротора через винт 7 начинает совершать возвратно-поступательные движения, воздействуя на рулевые тяги задней оси. Для исключения прокручивания вала шпинделя предусмотрен специальный предохранитель 10.

Работает система 4WS в двух режимах. На малой скорости задние колеса поворачиваются в сторону, противоположную передним, и при маневре той же кривизны рулевое колесо нужно будет вращать на меньший угол. Это повышает чувствительность рулевого управления и автомобиль становится более маневренным. К примеру, при развороте передние колеса будут вывернуты до упора влево, а задние – вправо на угол до восьми градусов. Радиус разворота при этом уменьшится на 15% по сравнению с обычным автомобилем и составит всего 4,7 метра.

Портальные мосты и бортовые редуктора предназначены для увеличения дорожного просвета и значительного улучшения проходимости. Механизмы позволяют не только приподнять оси над землей, но и поставить колеса большего диаметра, увеличив и без того внушительный клиренс.

Есть у «порталов» дополнительные функции и бонусы. Многие конструкции выполняют роль внешней «понижайки», разгружая трансмиссию при установке колес большой размерности. Увеличиваются углы свеса (въезда/съезда). Возникает возможность получить преимуществом на соревнованиях, где правилами ограничен диаметр покрышек. А в обычной внедорожной жизни за счет того, что ось колес ниже оси мостов становится проще избегать «посадки на брюхо» при пробуксовке. Как показывают специализированные тесты, «порталы» улучшают геометрическую проходимость на 30–40% при одновременном улучшении тяговых характеристик.

Что мы приобретаем, устанавливая портальные мосты в сборе или отдельные бортовые редукторы понятно. А что теряем? Чтобы это понять специалисты журнала «Офф-роад Драйв» сравнили Land Rover Defender 90 с обычной подвеской и такой же Дефендер на портальных мостах от Volvo С-303, в народе именуемые «Лапландеровскими». Результат оказался ожидаемым. Установка «Лап» привела к уменьшению максимальной скорости на 20%, а динамики разгона почти на 40%. Ухудшилась управляемость, но всего на 5–6%.

Но, есть способ приподнять автомобиль без ухудшения характеристик. С помощью бортовых (колесных) редукторов, устанавливаемых на штатную трансмиссию. И вот тут мы подошли к самому главному. К пониманию того, что существует два пути повешения геометрической проходимости автомобиля с помощью «порталов».

Один способ для тех, кто хорошо разбирается в «железках», делает все своими руками и может выбрать, добыть, а затем приспособить бывшие в употреблении военные портальные мосты от других средств передвижения к своему внедорожнику.
Другой путь для тех, кто тоже в железе понимает, но имеет возможность купить и установить новые фирменные бортовые редукторы.

В общем, выбирать вам. Наше дело рассказать, какие варианты существуют и коротко их охарактеризовать. Подробно копать, не зная какой у вас автомобиль, и под какие цели готовится машина, бессмысленно. Лучше обращаться к специалистам с конкретной задачей.

ВОЕННЫЕ ПОРТАЛЬНЫЕ МОСТЫ

«Железяки», как правило, бывшие в употреблении или с консервации. Плюс один – относительно бюджетно. Минусы – иностранные мосты сложно достать, а если достал, то их состояние непредсказуемо и никакой гарантии. Минус и плюс одновременно – приспосабливая чужое, все делаешь сам (или с помощью таких же, как ты специалистов) на свой страх и риск.

Портальные мосты UNIMOG

Считаются самыми надежными и самыми не убиваемыми. Объяснение простое – нагрузки на легковом внедорожнике составляют максимум половину того, что испытывает подвеска военного грузовика Mercedes-Benz Unimog.Mercedes-Benz Unimog.

Во всех отношениях замечательные мосты если бы не вес. Например, у Unimog 404 вес переднего портала 240 кг, а заднего 220 кг. Облегчить механизмы можно путем замены огромных барабанных тормозов на дисковые. Однако это даст уменьшение веса всего на 40 кг на оба моста. Надо учитывать, что машина становится проходимей с точки зрения геометрии, но заметно тяжелее. Большим плюсом этой части подвески Unimog является уже встроенная блокировка дифференциалов на обоих мостах (переднем и заднем). В зависимости от модели блокировка либо механическая, либо пневматическая.

Увеличение клиренса: на 140 мм.
Передаточное число 6,36 (главная пара 2,18 + бортовой редуктор 2,92).
Ступица на редукторе под диски: 20 дюймов.

«Лапландеровские» мосты

Неразрезные мосты от шведского военного вездехода Volvo C303. Кстати, С-303 никогда не назывался «Laplander». «Лапландер» — это гражданский вездеход Volvo 202 на обычных мостах- единственная модель, имеющая собственное имя. Но раз у российских джиперов название прижилось, то пусть так оно и будет.

Славятся самым большим увеличением дорожного просвета, хотя характеристики подъема из паспорта аналогичны унимоговским. Зато «Лапы» значительно легче. Вес одного – 140 кг. Блокировки принудительные жесткие с воздушным включением, а в некоторых версиях еще и с функцией самоблока.

Специалисты считают мосты от Volvo самыми надежными и ремонтопригодными из всей подобной военной техники. Один только факт — главные пары переднего и заднего моста взаимозаменяемы.

Увеличение клиренса: на 140 мм.
Передаточные числа: 6:1, 7:1 и 7.56:1.
Ступица на редукторе под диски: 16 дюймов.

Редукторные мосты Pinzgauer

В отличие от вольвовской подвески, в основе портальных мостов австрийского военного вездехода Pinzgauer не заимствование от Unimog, а собственные разработки фирмы Steyr. И как следствие, собственное техническое решение бортовых редукторов с шестернями внешнего зацепления.

Несмотря на то что установка мостов от Pinzgauer дает меньшее увеличение дорожного просвета, управляемость получше, чем у Unimog или Volvo. Особенно на больших скоростях. Причина в том, что подвеска у Пинца независимая с качающимися полуосями.

Увеличение клиренса: на 120 мм.
Передаточные числа редукторов: 2,23.
Ступица на редукторе под диски: 16 дюймов.

«Военные» мосты от УАЗ-3151-03

Самый доступный и бюджетный способ приподнять автомобиль. Легко приобрести как бывшие в употреблении у вояк, так и новые в магазинах. Более тяговитые, но менее скоростные, чем у гражданских УАЗов. Однако выигрыш в высоте относительно небольшой – 8 сантиметров. 4 см дают бортовые редукторы и еще 4 см меньший, чем у гражданских УАЗов размер картера.

Более надежные, чем «гражданские» потому, что у них крупнее зубья главной пары и равномернее распределяется нагрузка между ГП и колесами. Но есть несколько минусов. Армейская конструкция тяжелее, в ней больше деталей и сложнее ремонт. В уменьшенный картер не поставить серийные самоблокирующиеся дифференциалы и принудительные блокировки. Расход топлива у внедорожника на портальных мостах увеличивается минимум на 1,5 литра на сотню.

Увеличение клиренса: на 80 мм.
Передаточное число: 5,38. Главная пара 2,77 + бортовые редукторы 1,94.
Ступица на редукторе под диски: 15 дюймов.
Одна из разновидностей – мосты «Барс» УАЗ-3159. Отличия в расширенной до 1600 мм колее, других полуосях и «чулке» от гражданской модификации.

ФИРМЕННЫЕ БОРТОВЫЕ РЕДУКТОРЫ

Сплошные плюсы, вплоть до того, что редукторы в отличие от мостов съемные. Например, перед техосмотром можно их демонтировать, а затем снова установить. Не хотите устанавливать и снимать сами? Не беда. Масса фирм, включая производителей и их представителей, сделают это за вас. Минус один – цена. Стоимость отдельных комплектов (4 шт.) переваливает за миллион.

Бортовые редукторы Tibus

Самое известное и распространенное в России заводское решение подъема осей автомобиля от Tibus Offroad Ltd & Co KG (Германия). Главная прелесть в том, что устанавливаются на «родные» мосты. Скорость передвижения не снижается (передаточное число близко к единице) и сохраняется работоспособность ABS.

Разработаны и производятся для всех моделей серьезных внедорожников: Land Rover Defender, Jeep, Mercedes Gelandewagen, Toyota весом менее 3 тонн и размером штатной резины не более 255/85 R 16. После монтажа на редукторы можно надевать колеса диаметром до 35 дюймов (315/75R16).

Выполнены в разборном и обслуживаемом алюминиевом корпусе. В комплекте идут усиленные полуоси и шрусы. По желанию покупателя может быть установлена централизованная система подкачки колес. На все оборудование предоставляется гарантия. Правда, в инструкции есть оговорка «при использовании на соревнованиях гарантия аннулируется». Так то на официальных мероприятиях, а у нас ведь просто «покатушки».

Увеличение клиренса: 100 мм.
Передаточное число: 1,16 или 1,6
Ступица на редукторе под диски: Mercedes G 16х7,5.

Бортовые редукторы LeTech

Пожалуй, самый именитый бренд на этом рынке. В России фирма пока известна не сильно, но в мире гремит, поскольку является официальным поставщиком Мерседеса. На монстрообразном шестиколесном 6х6 Mercedes Benz G63 и на военных броневиках Enok LAPV стоят бортовые редукторы от LeTech. Формально компания считается американской c офисом в Лас-Вегасе, однако, порталы и редукторы изготавливаются в Германии, так как продукция и услуги фирмы предназначены исключительно для Mercedes-Benz G-Wagen.

После установки редукторов клиренс увеличивается на 150 мм и на автомобиль становится возможным установить колеса внешним диаметром 37 дюймов. Собственно, под этот размер шин бортовые редукторы LeTech и рассчитаны.

Несложные подсчеты на шинном калькуляторе показывают, что после установки немецких редукторов и замены покрышек на Гелике со штатных 275/50R20 (31 дюйм) на резину с внешним диаметром 37«клиренс Мерседеса G-класса увеличивается более, чем вдвое. Со стандартных 205 мм до 431 мм. На 15 см машину поднимают редукторы и еще на 7,62 (3 дюйма) новые покрышки. При этом, несмотря на увеличение дорожного просвета, сохраняется штатное функционирование всех систем, включая спидометр, ABS и круиз-контроль.

Увеличение клиренса: 150 мм.
Ступица на редукторе под диски: Mercedes G 16х7,5.

Редуктора и портальные мосты «ВОиН 4х4»

Отечественный производитель, предлагающий широчайший выбор технических решений для многих внедорожников, включая прототипы и вездеходы.

Производят, продают и устанавливают редукторы для практически всех автомобилей повышенной проходимости марок: Jeep, Land Rover, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Toyota, ВАЗ 2121, ГАЗ 66. Как выпускающихся сейчас, так и «раритетов» типа Сузуки Самурай. Все редуктора оснащены узлом для подключения системы подкачки колес.

Увеличение клиренса: 130 — 150 мм.
Передаточные числа: зависит от модели редуктора.
Ступица на редукторе под диски: от 15 до 37 дюймов.

Портальные мосты тоже почти для любого автомобиля по выбору заказчика собирают одним из нижеперечисленных способов.
1. На базе мостов УАЗ, с колесными редукторами собственного производства.
2. На базе любых задних ведущих мостов, с установкой редукторов.
3. С применением бортовых редукторов (конечных передач), переднего ведущего моста трактора Т-40, на базе мостов УАЗ и других.
4. На базе мостов ГАЗ-3110 с использованием редукторов с понижением на выбор.

ЗАОКЕАНСКИЕ МОСТЫ

Фирменными, новыми и готовыми к употреблению бывают не только бортовые редукторы, но и целиком мосты. На российском рынке они большая редкость, но, тем не менее, такие узлы существуют и о них невредно знать. Лидеры по изготовлению портальных мостов американцы.

Признанный мировой лидер и крупный поставщик осей, мостов, планетарных механизмов и компонентов для тяжелой внедорожной техники и специальных машин, эксплуатируемых в сложных условиях.

Предлагают два варианта портальных мостов.
Серию 3000 с нагрузкой 3 тонны на ось и передаточными числами главной пары 5,62 -8,68.
И серию 4000 с нагрузкой до 6600 кг с передаточными числами 4,33 – 7,89. Коэффициент снижения непосредственно на бортовых редукторах «с полуоси на колесо» — 4,8.

Порталы AxleTech могут оснащаться системой центральной подкачки и контроля давления шин, ABS, блокировками дифференциалов. Тормоза предлагаются гидравлические или пневматические.

Портальные мосты PROROCK этого производителя обеспечивают подъем центральной балки над осями колес до 5 дюймов (127 мм). Это эквивалентно переходу с 35-дюймовых колес на покрышки в 44 дюйма. Нагрузки на полуоси при этом уменьшаются в 1,5 раза.

В штатных портальных мостах Dynatrac Prorock нет блокировок и стояночного тормоза. Но они могут быть легко добавлены по желанию покупателя.

Вообще, если быть точным, порталы Dynatrac это скорее не готовые к продаже мосты, а набор элементов, которые индивидуально собираются под конструктивные особенности каждого автомобиля. Определены только общие характеристики, такие, как передаточные числа 1,5:1 или диаметр полуосей. Все остальное, например, бортовые редукторы DANA подбирается на заказ.

Текст: Алексей Игнаткович.
Фотографии: Станислав Пилькевич, Сергей Мухамедов, Алексей Игнаткович,
сайты производителей и интернет-ресурсы wumimog.blogspot.ru, southeastoverland.com, 38a.ru, prouazik.ru.

Еще новости и статьи про Соболь 4×4

13.09.2019 share 6241

Автомобилистов подразнили прототипом нового ГАЗ «Соболь 4×4»

Торпедо от ГАЗели NN, светодиодная оптика, внедорожная резина и многое другое – таким увидели будущий «Соболь 4×4» посетители выставки «Комтранс 2019″… 15.08.2019 share 17529

«Карго-клипс» превратит грузовой фургон во все что угодно – от автодома до мастерской

Универсальная модульная система CargoClips за несколько минут превратит грузовой фургон в мастерскую, автодом, мобильный мото-гараж и многое другое, а то… 24.07.2019 share 2164

Конь-огонь

Стандартный ГАЗ «Соболь 4х4» прошёл маршрут Чемпионата России по спортивному туризму и преодолел препятствия Чемпионата Европы в рамках «Ладоги Трофи… 21.05.2019 share 3479

«Это не ГАЗель»: Третий СобольFest прошел под Тверью

18 и 19 мая в Тверской области состоялся весенний этап внедорожного фестиваляСобольFest. Владельцы полноприводных «Соболей» в третий раз собираются для… 01.04.2019 share 3494

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» расширяется

Клуб «ГАЗ Соболь 4х4» преобразуется в «Клуб ГАЗ 4х4» и начинает жить новой жизнью. Обновленный клуб ждет владельцев не только… 15.03.2019 share 7126

Как самому сделать бампер

Дмитрий Клюев рассказал, как они вдвоём с товарищем сами сделали стеклопластиковый бампер на ГАЗ «Соболь 4х4». Оказывается, это совсем не… 11.03.2019 share 2433

Алюляй поехал через всю страну

Любой владелец автомобиля ГАЗ «Соболь 4х4» и других ГАЗов вместе со своим автомобилем могут стать героями фильмов Олега Смирнова (Алюляя),… 08.03.2019 share 3193

Женщины в «Соболях»

Пользователи сетевого журнала «ГАЗ «Соболь 4х4» в ВКонтакте собрали из фотографий своих Любимых в своих любимых забавный клип «Ах, какая…

Колесные (бортовые) передачи

Колесными (бортовыми) передачами называются агрегаты трансмиссии, устанавливаемые по бортам ТС непосредственно перед ведущими колесами (бортовые передачи) или в самих ведущих колесах (колесные передачи). Колесные (бортовые) передачи предназначены для увеличения вращающего момента, подводимого к ведущим колесам движителя.

По числу рядов зубчатых зацеплений, с помощью которых обеспечивается получение необходимого передаточного числа, колесные (бортовые) передачи подразделяют на одно- и двухрядные. Однорядные передачи бывают простые (с неподвижными осями) и планетарные. Двухрядные передачи могут быть простыми, планетарными и комбинированными (один ряд — простой, другой — планетарный).

По расположению осей ведущего и ведомого валов все передачи подразделяют на соосные (оси ведущего и ведомого валов расположены на одной прямой) и несоосные.

Рис. Кинематическая схема трансмиссии тягача с двухпоточной шестиступенчатой четырехходовой коробкой передач:
1 — ведущее колесо; 2 — бортовая передача; 3 — остановочный тормоз; 4 — карданный вал; 5 — главная передача; 6 — центральный карданный вал; 7 — привод к водяному насосу; 8 — двигатель; 9 — сцепление; 10 — тормоз поворота

На некоторых быстроходных гусеничных машинах устанавливаются однорядные соосные планетарные бортовые передачи, у которых ведущим элементом является солнечная шестерня, а ведомым — водило. Схема такой бортовой передачи представлена на рисунке. Эпициклическая шестерня закреплена неподвижно, а водило соединено с ведущим колесом движителя. Аналогичного типа колесные передачи установлены на некоторых автомобилях. Ведущая (солнечная) шестерня приводит во вращение три сателлита, которые обкатываются по неподвижной эпициклической, шестерне и приводят во вращение водило, соединенное со ступицей колеса. Такие колесные (бортовые) передачи имеют малые размеры, большое передаточное число и обладают высокой надежностью в работе, однако конструкция их более сложна по сравнению с простыми однорядными несоосными передачами.

Шестерни и валы колесных (бортовых) передач изготавливают из хромистых и хромоникелевых сталей, а картеры — из ковкого чугуна или специальных сталей. Для смазки колесных (бортовых) передач применяется трансмиссионное масло.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх