Электрификация

Справочник домашнего мастера

B 2 stealth

Northrop B-2 Spirit

В-2 – это стратегический бомбардировщик американского производства, который входит в третье поколение малозаметных самолетов. Данный воздушный агрегат не считается «невидимкой», поскольку существуют специальные системы, способные его определить. Но благодаря небольшой заметности для вражеских ПВО самолет практически был не заменим, поскольку имел большой уровень выживаемости.

Конструкция самолета выполнена по схеме «летающее крыло» с отсутствием вертикального оперения. Расщепляющие щитки выполняют функцию рулей направления. Их установили на концах крыла. Основная часть самолета построена из алюминиевых и титановых сплавов с небольшим применением углепластиков с полиамидной и бисмалеимидной матрицами, обладающими увеличенной теплостойкостью. Главным несущим компонентом является титановый однолонжеронный кессон, который размещен в центральной передней части корпуса и сопутствующих промежуточных секциях. К ним крепятся углепластиковые консоли крыльев.

Толщина титановых монолитных панелей кессона – 23 мм. Ряд всех титановых элементов сконструирован с добавлением диффузной сварки и сверхпластического формирования. Некоторые из них являются самыми длинномерными в авиации США.

Форма самолета в плане создана 12 прямыми линиями, что дает возможность концентрирования всего отражения в горизонтальной плоскости в некоторых главных узких секторах. В основе лежит четырёхлепестковая схема. Параллельные задние и передние кромки люков и корпуса, отсеков двигателей и створок ниш шасси, а также обечаек воздухозаборников создают Х-образно размещенные 4 главных сектора отражения. По 2 сектора с задней и передней полусфер.

С фронтальных и боковых ракурсов бомбардировщик не имеет плоских поверхностей и прямых линий. В носке крыла расположена внутренняя шиловидная радиопоглощающая конструкция с сотовым заполнителем, покрытие радиопоглощающее. Передняя кромка корпуса самолета острая, не имеет изломов, со стреловидностью 33°. Задняя кромка выполнена в форме двойногоW. На полуразмахе находится верхняя точка излома. Крыло В-2 выполнено по сверхкритическому профилю.

На самолет установили 4 двигателя − по 2 на каждом крыле возле бомбоотсеков. Специально для радиолокационной малозаметности бомбардировщика сопла двигателей сконструировали плоскими. Эта же форма способствует формированию изотропного рассеивания уходящих волн, поскольку самолет выполнен по плавному сопряжению элементов и минимальному количеству выступов. Все щели с внешней стороны поверхности самолета полностью заделываются, а вооружение и двигатели находятся внутри конструкции.

В экипаж входят два человека. Они находятся в герметической кабине. На каждом рабочем месте присутствует полный комплект органов управления. Вход в кабину находится в отсеке передней стойки шасси, осуществляется при помощи складной лестницы. В этом же отсеке расположена кнопка запуска двигателей и основных бортовых систем самолета. Чаще всего ими пользуются в случае тревоги. Кабина остеклена четырьмя многослойными панелями, которые обеспечивают осмотр в горизонтальной плоскости 200°. На панели нанесен специальный слой, имеющий фотореакционную способность, которая становится светонепроницаемой во время светового воздействия ядерного взрыва. Радиолокационное излучение не может пройти через него, поскольку присутствует золотосодержащее покрытие. Во время пилотирования самолета летчики надевают противолазерные очки.

В-2 видео

В хвостовойчасти между секций корпуса и в консолях крыла находятся топливные баки. За кабиной экипажа сверху фюзеляжа находится приемник системы дозаправки горючего в полете. В-2 могут заправлять самолеты К-135 и КС-10.

Электродистанционная система управления полетом квадродуплексная, цифровая, с быстрореагирующими приводами. Состоит из четырех вычислителей и может сохранять работоспособность при двух отказах. Воздушная система сигналов с наличием 20 датчиков давления малозаметна.

В комплекс бортового оборудования входит подсистема NSS навигационного класса. В ее состав включены 2 связанных между собой блока: инерциальный IMU и астроинерциальный AIU. На ЭЛТ присутствуют 8 цветных многофункциональных индикаторов, по 4 для каждого пилота.

История проекта В-2

История создания тяжёлого бомбардировщика берет свое начало с 1979 года с программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В то время свой пик набрала «холодная война» между США и СССР. На этот период попали выборы в США, в которых Р. Рейган обещал восстановить американские вооружённые силы. В августе 1980 года министерство обороны заявило о намерении создать целый ряд малозаметных перспективных самолетов, в составе которого присутствовала программа АТВ.

По итогам предварительного оценивания конкурс на разработку нового бомбардировщика выиграли две команды: Lockheed Rockwell и Northrop Boeing. Обе они получили достаточное финансирование и контракт на исследование. В конце октября 81 года победила команда Northrop Boeing.

Предложенный проект получил кодификацию В-2 с обозначением «Spirit». В середине 80-х годов возникла заминка с дизайном самолета, что задержало начало летных испытаний на 2 года и повлекло увеличенное финансирование на 1 миллиард долларов. К 1989 году по подсчетам специалистов на проект нового малозаметного бомбардировщика в целом потратили 23 миллиарда долларов.

Первый прототип собрали на заводе ВВС №42 в Калифорнии, там же его и продемонстрировали общественности. А в июле состоялся его первый публичный полет.

Из-за огромной дороговизны построили всего 21 экземпляр В-2. Практически все они названы именами американских штатов. Последний, «Дух Америки», под бортовым номером 82-1066 приняли на вооружение 14 июля 2000 года.

Модернизация бомбардировщика

Конгресс США в 2008 году профинансировал программу модернизации системы управления вооружением против наземных движущихся целей. В декабре этого же года с компанией-создателем подписали контракт на усовершенствование радиолокационной системы, в результате чего систему перевели на другой частотный диапазон. В апреле 2009 года модернизировали грузоподъёмность В-2. Теперь он мог нести до 13 500 кг груза в каждом отсеке. В 2010 году компания смогла решить проблему, связанную с растрескиванием металлической панели самолета.

В апреле спустя 2 года закончились испытания бомбардировщика с наличием нового программногообеспечения, навигационной и коммуникационной систем. А в конце сентября 2012 года завершилась модернизация В-2 по установке новой БРЛС AN/APQ-181 с наличием АФАР. Дополнительно установили новую систему связи и бортовое оборудование.

В-2 – это не только самый дорогостоящий самолет в мире, но и в истории авиации. На период 1998 года стоимость одной единицы самолета В-2 составляла 1,157 миллиардов долларов. Стоимость программы АТВ обошлась Америке в 45 миллиардов долларов, а общая стоимость с учетом НИОКР для одного экземпляра 2,1 млрд долларов.

Впервые В-2 использовали по назначению во время проведения операции НАТО 1999 года в Югославии. Также его активно привлекали для разного рода ударных операций на территориях Афганистана и Ирака. В 2003 году самолет использовали в операции «Иракская свобода» (22 боевых вылета). В 2011 году – операция «Одиссея. Рассвет», использовали три В-2 в Ливии.

Northrop B-2 Spirit — cтратегический бомбардировщик фирмы «Northrop», основной самолет своего класса ВВС США конца XX — начала XXI вв. Первый его полет состоялся 22 ноября 1988 г. На начало века в строю находился 21 самолет. В-2 выполнен по технологии «Стелс», он практически не может быть замечен приборами обнаружения воздушных целей.

Это достигается за счет геометрии планера самолета (отсутствие резких перегибов, изломов между сопрягающимися деталями обшивки), применения композиционных материалов, использования специальных лакокрасочных покрытий. Самолет способен выполнять боевые задачи как на больших высотах, так и на малых, в частности, он может совершать полеты в режиме огибания рельефа местности.

Northrop B-2 Spirit фото

Силовая установка: четыре турбореактивных двухконтурных двигателя F118-GE-100 фирмы «General Electric».

Основные характеристики Northrop B-2 Spirit:

  • Размах крыла: 52 м

  • Длина: 21 м

  • Максимальная скорость: 1 010 км/ч

  • Дальность полета: 11 100 км

  • Начало эксплуатации: Апрель 1997 г.

  • Стоимость: 737 000 000–737 000 000 USD (1997 г.)

  • Тип двигателя: General Electric F118

«Самый незаметный бомбардировщик в мире». Почему B-2 Spirit оказался не нужен

Самый незаметный бомбардировщик в мире, B-2 Spirit в итоге вошел в историю скорее как «истребитель» — истребитель денег американских налогоплательщиков. Что же породило столь непохожий на все остальное проект, почему на него не пожалели гигантских денег, и почему они в итоге оказались потрачены зря? 42.TUT.BY разобрался в вопросе.

Фото: wikipedia.org

Зачем он нужен?

Стратегические бомбардировщики неплохо проявили себя еще во Вторую мировую. Удары британских «ланкастеров» и американских «летающих крепостей» стирали с лица земли целые города. Промышленность Третьего рейха рассредоточилась по маленьким местечкам и сельской местности, чтобы ее не уничтожили налеты тысяч «стратегов». А появившееся к концу войны ядерное оружие повысило роль стратегической бомбардировочной авиации до критической — до появления межконтинентальных баллистических ракет такие самолеты были единственным способом доставить атомную бомбу. Потому главные соперники — СССР и США — не жалели средств на разработку все более и более совершенных бомбардировщиков.

Но все ограничивалось возможностями ПВО. Зенитные ракеты и истребители-перехватчики год от года прогрессировали, и шанс, что «стратег» удачно долетит до цели, был не слишком велик. А в условиях современной войны потеря каждого бомбардировщика значила очень много: самолеты стоили до неприличия дорого. Следовало решить проблему.

Советский Союз делал это, просто увеличивая скорость самолетов до сверхзвуковой — так появились Ту-22, а потом Ту-160 (оба самолета, кстати, летали в Минске на авиапараде 3 июля). Но решение проблемы «в лоб» не выглядело оптимальным: как быстро ни летай, зенитная ракета будет быстрее.

Ту-160. Фото: wikipedia.org

А если ПВО не помеха? Вдруг существует возможность долететь до цели так, как будто она вообще ничем не защищена, и уничтожить ее ядерной бомбой? Тогда, конечно, задача значительно упрощается. Именно эти соображения и привели к созданию бомбардировщика с пониженной радиолокационной заметностью, или, по-простому, «самолета-невидимки».

Как он создавался?

Разрабатывать B-2 Spirit начали в конце семидесятых годов, программа называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). Здесь не обошлось без политики: в ходе борьбы за президентское кресло республиканец Рональд Рейган обвинял демократа Джеймса Картера, что тот недостаточно заботится о безопасности страны и уделяет мало внимания новейшим оружейным разработкам. В итоге Картер, бывший на тот момент президентом, дал отмашку на производство новейшего бомбардировщика. Идея была проста и одновременно фантастична: создать самолет, который не виден на радарах. В случае удачи бомбардировщик преодолевал бы даже самую мощную ПВО так, как будто ее вовсе не существует.

Сразу выяснилось, что удобнее всего выполнить новый самолет по схеме «летающее крыло», когда у самолета вообще нет фюзеляжа. Теоретически это идеальная форма, так как в данном случае подъемную силу создает весь самолет, а не только крылья. Это делает машину маневренной — но вместе с тем чудовищно усложняет управление, так как «летающее крыло» крайне тяжело даже просто удерживать на курсе. Еще в тридцатых-сороковых годах в СССР, Германии и США проводились эксперименты по созданию таких самолетов, но все заканчивалось одним и тем же: очередной прототип терял управление и разбивался. Но на дворе были семидесятые, уже появилась достаточно совершенная автоматика, электродистанционная система управления теперь позволяла держать самолет ровно, не отвлекая на это все силы пилота. Поэтому идея выглядела перспективной.

Более того, именно «летающее крыло» дает самые большие возможности снизить заметность самолета для радаров: отсутствие выступающих частей вкупе с использованием радиопоглощающих материалов теоретически могли сделать бомбардировщик невидимым для врага. Стоимость всего этого была астрономической, но парадоксальным образом самолет будущего мог сделать расходы на будущую войну… ниже. Как это возможно? Очень просто.

Фото: topwar.ru

На представленной инфографике видно, сколько самолетов понадобилось бы при гипотетическом преодолении советской ПВО. Если использовать обычные самолеты, то успешный налет обеспечивался бы 32 бомбардировщиками, 16 истребителями эскорта, 12 самолетами для подавления ПВО и 15 заправщиками для этой армады. Использование высокоточного оружия понижало количество задействованных бомбардировщиков вдвое, а заправщиков — в полтора раза. Так, для тех же целей потребовалось бы всего восемь штук «Ночных ястребов» F-117 с технологиями незаметности при двух заправщиках. И, наконец, всю «работу» могли сделать всего два бомбардировщика-невидимки.

На разработку нового «стратега» были выделены нужные суммы, а за право стать создателем самолета будущего боролись ведущие авиакомпании США. Победителем вышла корпорация Northrop, что в какой-то мере символично: ее основатель Джон Нортроп всю жизнь был фанатом схемы «летающее крыло» и мечтал, что такие самолеты когда-нибудь будут доминировать в небе. Увы, он умер в 1981 году, так и не увидев воплощения своей мечты.

Работа над новым самолетом стоила больше 22 миллиардов долларов и заняла 10 лет, но конструкторам все же удалось создать «бомбардировщик будущего». Он не был похож ни на один серийный самолет в мире: без вертикального оперения, без фюзеляжа, без каких-либо выступов, покрыт углепластиком черного цвета. B-2 Spirit выглядел угрожающе — и красиво. В 1988 году новый «стратег» был представлен широкой публике.

Фото: topwar.ru

Разумеется, «невидимость» самолета была частичной — в воздухе его было отлично видно. Но его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — параметр, характеризующий заметность машины для радара — была и остается очень и очень низкой. Чем она ниже — тем ниже заметность самолета для радиолокационных систем.

Теоретически большинство самых мощных советских радаров (или даже все) не могли его заметить. «Дух» должен был неспешно (скорость машины по меркам конца восьмидесятых была смешной, в районе 1000 километров в час) долететь до нужной цели, выполнить задачу и удалиться. Оружием новейшего самолета были бомбы, никаких современных ракет ему не полагалось. Зато он мог нести сразу 80 обычных или 16 атомных бомб — хватило бы любому объекту. Лишь к началу 21 века для B-2 появились крылатые ракеты.

Почему он оказался бесполезным?

B-2 Spirit создавался с одной-единственной целью: без помех разбомбить нужные объекты СССР. Но первый полет бомбардировщика состоялся в 1989 году, когда соцлагерь уже разваливался, а ближе к середине девяностых, когда первые «Духи» начали поступать на вооружение, СССР уже давно распался. Холодная война закончилась, а на предполагаемую «горячую» бомбардировщик-невидимка опоздал. Преодолевать сверхмощную ПВО Советского Союза стало незачем, ельцинская Россия была для США вполне верным союзником. Ядерные бомбы на самолетах заменили обычными, и мир так и не узнал, достаточно ли B-2 Spirit незаметен, чтобы преодолеть действительно современные радары. Потому что все случаи боевого применения «самолета-невидимки» были, мягко говоря, не против равных противников, например, Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии.

В русскоязычных кругах, правда, ходит легенда, что во время налетов на Югославию один B-2 Spirit был сбит сербскими зенитчиками. Но в данном случае имеет место банальная ошибка: батарея С-125 Золтана Дани сбила не «Спирит», а F-117 Nighthawk — тоже довольно продвинутый самолет, но с несравнимо худшими технологиями малозаметности. Сами же B-2 боевых потерь не несли никогда — только один «дух» был потерян во время аварии.

Lockheed F-117 Nighthawk. Именно такой самолет сбили в Югославии в 1999 году. Фото: wikipedia.org

Впрочем, большой пользы от неубиваемого самолета все равно получить не удалось. Для выполняемых им задач B-2 Spirit имел явно излишние характеристики, а его эксплуатация обходилась чудовищно дорого: достаточно сказать, что без специального ангара радиопоглощающее покрытие самолета теряет свои замечательные и пока ни разу не пригодившиеся свойства.

С учетом всех расходов стоимость бомбардировщика-невидимки зашкалила уже за два миллиарда долларов, и вместо планируемых 132 штук на сегодняшний день построено всего 20. Причем командование ВВС США полагает, что это на 20 самолетов больше, чем нужно. Потому великолепный футуристичный бомбардировщик, созданный для Третьей мировой, в недалеком будущем отправится в отставку. И это хорошо, потому что Третья мировая нам точно не нужна.

Малозаметный стратегический бомбардировщик Нортроп B-2 «Спирит» – проект и конструкция

США, первый полет – 17.07.89 г.

Предварительные исследования

Малозаметный стратегический бомбардировщик. Исследования по созданию стратегического бомбардировщика, способного в одиночном полете преодолеть систему ПВО СССР, начались летом 1974 г. по инициативе Оборонного Научного Комитета (Defense Science Board, DSB) МО США.

В сентябре 1974 г. заместитель министра обороны по науке и разработке новой техники Курри (Malcolm Currie) направил запрос в исследовательскую группу на базе ВВС США Райт-Паттерсон (Wright-Patterson AFB), работавшую при поддержке Агентства перспективных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Project Agency, DARPA) и специалистов научных учреждений ВВС США, которые исследовали эффективные поверхности рассеивания (ЭПР) различных объектов о возможности создания пилотируемого самолета с такой же сигнатурой, как у мини-БПЛА.

После ряда уточнений ТТТ и общей концепции такого самолета было принято решение, что необходимо не просто достичь минимума ЭПР, но и минимума направлений, на которых ЭПР достигает своего пика (максимума) в наиболее широком диапазоне частот облучения. Самолет должен применяться на высотах около 20 км.

«Харви» (Harvey) проект, малозаметный стратегический бомбардировщик. Проект выполнялся научными учреждениями ВВС для оценки возможной программы создания такого самолета по критерию «стоимость – эффективность». Он не предназначался для строительства самолета или использования в качестве эталона для сравнения с проектами, которые могут быть представлены фирмами-разработчиками в случае получения ими соответствующего задания.

эволюция проекта малозаметного бомбардировщика фирмы «Нортроп»

ASPA (Advanced Strategic Penetration Aircraft) проект, малозаметный стратегический бомбардировщик. Решение о полномасштабной разработке малозаметного стратегического бомбардировщика было принято на уровне администрации президента Картера в начале 1979 г. Это решение было секретным и не проводилось через Конгресс. В то же самое время ряд авиастроительных фирм США, в т.ч. «Нортроп» (Northrop Corp.), вероятно получив сведения о предстоящем заказе, сами проработали свои предложения. Основную роль в определении концепции малозаметного стратегического бомбардировщика на фирме «Нортроп» сыграли И. Вааланд (Irv Vaaland), который занимался анализом возможностей систем обнаружения ПВО СССР, и Джон Кашен (John Kashen), специалист по определению эффективной площади рассеивания (ЭПР) самолетов и их агрегатов. Основной их идеей было то, что ЭПР объекта зависит в большей мере не от размеров объекта, а от отражающей способности наружных и внутренних поверхностей, которая в свою очередь определяется радиооптическими свойствами материала и формой этой поверхности. Для уменьшения ЭПР было необходимо:

  • исключить «эффект уголкового отражателя» – концентрацию в каком-то направлении отраженного сигнала РЛС от какой-то нарушающей плавный обвод самолета части;
  • гасить отраженный сигнал РЛС, подбирая соответствующим образом форму самолета и его частей;
  • снизить общую мощность отраженного сигнала РЛС путем его поглощения обшивкой, так и специальными конструкциями под ней так, чтобы перевод этой энергии в другие виды (ИК и УФ-излучение) также не создавал их всплесков на каких-то направлениях;
  • снизить излучение всех видов энергии (включая ИК и УФ) системами самого самолета и исключить образование всплесков этих излучений на каких-то направлениях.

Первый эскиз общего вида В-2 выполнил конструктор Х. Маркарьян (Hal Markarian) летом 1979 г.

Его основные особенности:

  • компоновка летающее крыло без вертикального оперения и др. выступающих частей, как наиболее отвечающая требованиям малозаметности;
  • силовая установка в составе четырех бесфорсажных ТРДД, установленных попарно в крыле;
  • размах крыла выбран из расчета необходимой дальности и полезной нагрузки;
  • значение стреловидности умеренное, определено из условия получения околозвуковой крейсерской скорости полета и расположения фокуса самолета вблизи ЦТ при том, что передняя кромка крыла сдвинута к передней точке фюзеляжа;
  • консоли крыла со значительным сужением;
  • воздухозаборники в передней кромке крыла, сопла – в задней в специальной насадке, снижающей тепловую и ИК сигнатуру.

Подробная проработка с точки зрения аэродинамики и ЭПР показала недостатки проекта и он прошел несколько этапов доработки.

Первая редакция:

  • компоновка летающее крыло с двумя заваленными внутрь килями, установленными на его верхней поверхности по бокам щелевых сопел;
  • длина выступающего за профиль крыла «центрального тела» определялась необходимостью разместить кабину с обычной компоновкой, отсек вооружения и минимальными размерами, чтобы снизить сопротивление на больших околозвуковых скоростях;
  • силовая установка в составе четырех бесфорсажных ТРДД, установленных попарно в крыле;
  • воздухозаборники и сопла сделаны над крылом, общие на каждую пару двигателей, имеют S-образные каналы, обходящие лонжероны, двигатели размещены в крыле так, что ВЗ и сопла защищены от облучения РЛС снизу крылом;
  • профиль крыла М-устойчивый, с клювообразной передней кромкой;
  • крыло имеет переднюю кромку постоянной стреловидности и заднюю в виде буквы W (с одинарным «бобровым хвостом» – управляемой поверхностью, служащей демпфером тангажа), консоли без сужения.


Модель самолета ASPA 1-й редакции проекта ASPA (Advanced Strategic Penetration Aircraft) фирмы «Нортроп»
Фото: иллюстрация из книги Black Jets. The Development and Operation of America’s Most Secret Warplanes. Ed. by David Donald. AIRtime Publishing Inc., Norwalk, CT, USA, Wallingford, UK – 2003

Вторая редакция имела отличия:

  • кили значительно уменьшены и смещены к законцовкам крыла;
  • в канале рыскания добавлены реактивные рули;
  • площадь «бобрового хвоста» уменьшена, удлинение ОЧК увеличено.


Модель самолета ASPA 2-й редакции проекта ASPA фирмы «Нортроп» с изменениями в конструкции планера и системы управления
Фото: иллюстрация из книги Black Jets. The Development and Operation of America’s Most Secret Warplanes. Ed. by David Donald. AIRtime Publishing Inc., Norwalk, CT, USA, Wallingford, UK – 2003

Третья редакция имела отличия:

  • кили и струйные рули сняты, взамен установлены расщепляющиеся рулевые поверхности, которые играли роль РН при дифференциальной работе (совместно с двигателями, переводимыми на разную тягу) и воздушных тормозов при синхронной работе.

При разработке проекта использовались технологии, разработанные по программе Tacit Blue. Проект был представлен заместителю министра обороны У. Перри в августе 1980 г., и был выбран для полномасштабной разработки, на что фирма получила 2 млн. долл.

Для следующего этапа работ была сформирована группа с составе трех специалистов – Р. Шеррера (Richard “Dick” Sherrer), Вааланда (Vaaland) и Г. Греллмана (Hans Grellman). На этот этап было потрачено 14 миллионов и 11 месяцев (при цене контракта в 2 миллиона), он включал продувки в аэродинамических трубах и эксперименты по определению ЭПР. По его результатам в январе 1980 года был получен контракт на «перспективный стратегический самолет проникновения» (Advanced Strategic Penetration Aircraft, ASPA).


Модель самолета ASPA 3-й редакции проекта ASPA фирмы «Нортроп», в которой вертикальное оперение заменено горизонтальными расщепляющимися рулевыми поверхностями
Фото: иллюстрация из книги Black Jets. The Development and Operation of America’s Most Secret Warplanes. Ed. by David Donald. AIRtime Publishing Inc., Norwalk, CT, USA, Wallingford, UK – 2003

Малозаметный стратегический бомбардировщик, проект. Альтернативный вариант с ромбовидной формой. При разработке проекта использовались технологии, разработанные по программе Have Blue. Был рассмотрен заместителем министра обороны У. Перри в августе 1980 г., и отклонен в пользу варианта «летающего крыла».

«Синьор Айс» (Senior Ice) аванпроект (техническое предложение), малозаметный стратегический бомбардировщик. Техническое предложение оформлено И. Вааландом в декабре 1980 г. на основе окончательной редакции проекта ASPA. Предложение рассматривалось на основе конкурса с аналогичным предложением фирмы «Локхид» Senior Peg.

В октябре 1981 г. для полномасштабной разработки было выбрано предложение фирмы «Нортроп». По воспоминаниям руководителя отделения фирмы «Локхид» «Сканк Уорк» Бена Рича был выбран проект фирмы «Нортроп» потому, что он имел более высокие ЛТХ и был крупнее (а значит, лучше оснащен и вооружен), проигрывая варианту «Локхид» по характеристикам заметности, но И. Вааланд утверждал, что и в этом его проект был лучше.

ATB (Advanced Technology Bomber) проект ТТТ, малозаметный стратегический бомбардировщик. Проект ТТТ к самолету был сформирован ВВС США в сентябре 1980 г.

ATB (Advanced Technology Bomber) проект в 1-й редакции, малозаметный стратегический бомбардировщик.

К конкурсному рассмотрению был предъявлен проект АТВ в виде развития компоновки ASPA (см. выше) с незначительными доработками. Главные отличия касались увеличения строительной высоты средней секции крыла и объема бомбоотсека для размещения различных вариантов обычного вооружения в большем количестве.

На первом этапе для самолета предполагалось разработать наземную автоматизированную систему, позволявшую автоматически планировать операции по любой возможной цели с тем, чтобы проходить мимо всех известных РЛС противника так, чтобы самолет на данном ракурсе имел минимальную ЭПР (база данных по РЛС должна постоянно обновляться). При этом полет должен проходить на большой высоте, для достижения оптимальных летных характеристик, прежде всего – дальности и крейсерской скорости.

Однако исследования вопроса показали, что СССР способен в перспективе создать РЛС, способные обнаружить самолет АТВ на достаточной дальности. Было решено добавить требование совершать длительный маловысотный полет с М=0,55 со следованием рельефу местности. Низкое аэродинамические сопротивление компоновки позволяло увеличить число М до 0,8. Но это вызывало опасные самовозбуждающиеся изгибные колебания ОЧК, на задней кромке которых находилось по 3 секции поверхностей управления (в то же время центральная часть при выпущенных закрылках сохраняла жесткость). Местное усиление жесткости вело к росту веса пустого самолета на 4540 кг (10000 фунтов). Кроме того, к тому времени были разработаны новые радиопоглощающие конструкции с меньшей глубиной поглощающего слоя, которых не было на момент начала работ. Исходя из этих обстоятельств, было принято решение кардинально изменить конструкцию самолета при сохранении общей компоновки:

  • уменьшены размах и хорда ОЧК;
  • на каждой ОЧК сделано по две управляющих поверхности вместо трех;
  • внешние центральные секции были удлинены назад, из-за чего задняя кромка приобрела характерные контуры в виде «двойного W»;


В ходе проектирования для размещения силовой установки и рассеивания отражаемого РЛ-сигнала создана компоновка с W-образной задней кромкой крыла V-образной задней кромкой и выходных устройств двигателей. Эти решения были сохранены и в окончательном проекте, но с некоторым изменением пропорций
Фото: planeaday.com

  • вырезы под сопла двигателей стали V-образными;
  • по две секции элевонов были добавлены с каждой стороны центральной секции, заменив жесткие панели конструкции;
  • передний лонжерон и кабина сдвинуты вперед благодаря применению новых радиопоглощающих конструкций с меньшей глубиной поглощающего слоя;
  • приняты меры по обеспечению базирования самолета на типовых аэродромах (в т.ч. на пассажирских аэропортах гражданского назначения, способных принимать самолеты класса Боинг-727;
  • принята новая концепция сопротивляемости воздействию поражающих факторов ЯО (как собственного, в т.ч. бомб В.53 особо большой мощности, так и средств ПВО противника со специальными БЧ), среди прочего было решено делать все радиосистемы так, чтобы они не блокировались воздействием ЭМИ;
  • снижена масса конструкции исходя из того, что лишь незначительный процент полетов будет сделан с максимальным весом вооружения.

Для отражения всех этих новшеств в эскизный проект его пришлось в значительной мере перерабатывать, а некоторые части выпускать заново.

ATB, проект в окончательной редакции, малозаметный стратегический межконтинентальный бомбардировщик.

По требованию МО программа была засекречена и получила кодовое наименование Senior CJ, а также были предприняты дополнительные меры по обеспечению режима секретности на всех ее этапах (в т.ч. внутри допущенных к работе учреждений и предприятий – установлен особый порядок проведения всех работ, обмена информацией, перевозки изделий и т.п.).

Проектирование самолета и всех его комплектующих должно было выполняться с привлечением по возможности меньшего круга специалистов и связи между ними должны были быть ограничены.

Но из-за сложности проекта выполнить эти требования не удалось и уже в ходе проектирования появились первые утечки информации.


Сравнение компоновок и размеров в футах малозаметного стратегического бомбардировщика Нортроп В-2А «Спирит» и других межконтинентальных бомбардировщиков США – Боинг В-52Н «Стратофортресс» и Рокуэлл В-1В «Лансер»
Фото: latimes.com

Общие особенности конструкции самолета:

  • самолет представляет собой статически неустойчивое по всем трем осям летающее крыло, динамическая устойчивость которого непрерывно контролируется и поддерживается бортовой системой управления;
  • планер самолета полностью интегральный и делится на крыло и фюзеляж лишь условно (технологическое членение – см. ниже);
  • форма планера выбрана из условия достижения минимальной ЭПР на тех ракурсах, откуда облучение РЛС ПВО (наземных и воздушных) ожидается с наибольшей вероятностью, и наилучшего аэродинамического качества на крейсерской скорости на большой высоте;
  • передняя комка крыла имеет постоянную стреловидность 30 град., задняя – W-образная, что снижает ЭПР;
  • примерно на половине размаха начинается изменение профиля крыла – аэродинамическая крутка;


Крыло малозаметного бомбардировщика Нортроп В-2А меняет свой аэродинамический профиль примерно на половине размаха, что хорошо видно на этом снимке
Также видны открытые прямоугольные створки дополнительных воздухозаборников двигателей и треугольная створка вспомогательной силовой установки
Фото: taringa.net

  • профиль крыла мах-устойчивый (сверхкритический), рассчитанный на трансзвуковую крейсерскую скорость, но в отличие от применяемых на других самолетах, он имеет острый и отогнутый носок («клюв»), который увеличивает его подъемную силу, ее производную по углу атаки и критический угол атаки (прежде всего, на взлете и посадке, что позволило уменьшить площадь крыла и отказаться от традиционных щелевых закрылков);


Малозаметный бомбардировщик Нортроп В-2А «Спирит» в полете на максимальной скорости. Во влажном воздухе в зоне «размытых скачков уплотнения» на сверхкритическом профиле крыла самолета образуется так называемый «сверхзвуковой туман»
Фото: bugimus.com

  • кромки воздухозаборников, устройств слива погранслоя, вырезов и люков пилообразная, что снижает ЭПР;
  • планер на 80% состоит из композиционных материалов (КМ), остальное – алюминиевые и титановые сплавы и сталь;
  • основные типы применяемых КМ – высокопрочные на основе углеволокна, средней прочности графитовые, стеклоткань и предварительно формованные блоки, армированные пластики с эпоксидным, фенольным или полиэстерным наполнителем;
  • детали и агрегаты из КМ, формуются в стальных или композитных матрицах под вакуумом в автоклаве при температуре +350°С и более и при давлении 6,8 атм. и более, или делаются методом закрытой экструзии и подаются на сборку в готовом, но не крашеном виде;
  • полуфабрикаты из КМ предварительно контролируются и стерилизуются;
  • контроль качества полуфабрикатов и деталей из КМ в процессе изготовления производится пооперационно, а готовых изделий – неразрушающими методами на всех деталях и периодически путем отбора образцов из серийных партий для исследований разрушающими методами контроля;
  • все процессы изготовления деталей и агрегатов из КМ автоматизированы, что дало сокращение ручного труда на 69%, повысило КИМ, улучшило качество, производительность и безопасность труда (эти участки производства являются наиболее вредными для здоровья);
  • для изготовления листовых деталей сложной формы из алюминиевых и титановых сплавов размером до 1220х3660 мм и толщиной до 6 мм были разработаны и созданы станки резки струей деионизированной воды под давлением 3743 атм., которые дают скорость течения струи 581 м/с;
  • для сборки панелей были созданы переналаживаемые робототехнические 5-осевые комплексы RMA (Robotic for Major Assembly), способные выполнять с заданной точностью отверстия под крепеж разного диаметра и типа и устанавливать этот крепеж на композитных и металлических панелях с максимальным размером 5490х9150 мм;
  • в проектировании широко применялась компьютерная техника, использовались расчеты аэродинамики, веса, прочности и ЭПР по МКЭ, чертежи выпускались в программе CATIA;
  • все системы управления самолетом, силовой установкой, шасси, оборудованием и вооружением цифровые и имеют унифицированный интерфейс, их архитектура открытая и соответствует стандарту Mil-STD-1553B;
  • сотовые панели изготовлены из различных видов КМ, блоки сот фрезеруются в замороженном (наполненном льдом) состоянии, высушиваются, дезинфицируются и клеятся с панелями «на-горячо»;
  • сотовые панели обшивки (кроме РП) имеют переменную толщину (но не более 30 мм).


Общий вид малозаметного стратегического бомбардировщика Нортроп В-2А «Спирит»
Фото: militaryarms.ru

Силовая установка:

  • на самолете установлены четыре бесфорсажных ТРДД F118-GE-100 (на время выполнения проектных работ за двигателем было закреплено дезинформирующее обозначение F101-F29) взлетной тягой по 8620 кгс попарно в отсеках кессонов СЧК;
  • каждый отсек двигателя разделен на две параллельные части противопожарной перегородкой;
  • отсеки двигателей, каналы воздухозаборников и выходных устройств выполнены так, что основная часть потока идет в двигатель, а остальная огибает его сверху и снизу, охлаждая сами двигатели, внутренние агрегаты силовой установки и внешние панели обшивки, а также «размывая» тепловое поле реактивной струи;
  • воздухозаборник общий на каждые два двигателя, нерегулируемый, но для каждого двигателя на верхней части его канала сделано дополнительное входное отверстие, открываемое для запуска двигателя до разгона до определенной скорости, при снижении скорости оно также открывается;
  • открытие и закрытие дополнительных ВЗ производится автоматически по достижении определенного числа М, время на эту процедуру около 3 сек.;
  • передняя кромка ВЗ пилообразная, что служит для рассеивания РЛ-сигнала и снижения ЭПР, но также формирует устойчивую систему скачков уплотнения в полете на крейсерской скорости для повышения степени сжатия ВЗ, исключения пульсаций давления и его помпажа;
  • канал воздухозаборника S-образный, что гасит отраженный от первых ступеней компрессоров фронтальный сигнал РЛС примерно вдвое;

Силовая установка самолета Нортроп В-2 включает четыре двухконтурных турбореактивных двигателя F118-GE в двух отсеках в крыле. Их воздухозаборники и устройства слива погранслоя имеют пилообразные кромки и S-образные каналы для снижения РЛ-сигнатуры
Фото: see2me.ru

  • передняя кромка выходного устройства отсека двигателей V-образная;
  • канал выходного устройства отсека двигателей S-образный, он и примыкающие части отсека планера выполнены из теплостойких КМ;
  • за последней ступенью турбины каждого двигателя установлен радар-блокер – металлическая конструкция, гасящая сигнал РЛС противника;

Авиатехник производит техническое обслуживание двигателя Дженерал Электрик F118-GE-200 серийного самолета В-2А. За последней ступенью турбины видна установка радар-блокера
Фото: www.images&cd=&ved=2ahUKEwiVtcHv0vriAhW1AGMBHQyhDvIQjxx6BAgBEAI&url=http%3A%2F%2Fkeywordprofile.com%2FRjExOA&psig=AOvVaw28jFv_a648-Cug6scSAeGi&ust=1561208898396518

  • запуск всех двигателей или любых из них отдельно и группами производится ВСУ, установленной слева от двигателя № 1, входное устройство ВСУ при этом открывается, а отработанные газы выводятся в канал левой пары двигателей;
  • от ВСУ производится питание всех систем, необходимых для подготовки к полету, до выхода на определенный режим маршевых двигателей и перевод этих систем на питание током и воздухом разных температур и давлений от них;
  • силовая установка самолета использует керосин JP-8, есть возможность добавки присадок, облегчающих запуск в различных климатических условиях, препятствующих образованию льда и подавляющих инверсионный след (эти присадки являются токсичными);
  • топливо размещено в кессонах крыла (включая бак-отсек за кабиной экипажа), общая емкость топливной системы 74844 кг;
  • заправка топливом автоматизированная централизованная закрытая под высоким давлением, производится с земли без применения стремянок;
  • самолет имеет устройство для дозаправки топливом в полете по системе «летающая штанга»;
  • система управления двигателями цифровая с полной ответственностью (FADEC), органы управления (кнопки запуска, останова, блоки РУД и пр.) установлены на обоих постах управления;

Малозаметный бомбардировщик Нортроп В-2А «Спирит» дозаправляется от танкера KC-10A «Икстендер» с использованием системы «летающая штанга» (Flying Boom)
Фото: 10af.afrc.af.mil

  • на каждом двигателе установлена коробка приводов агрегатов для подключения электрогенераторов и гидравлических насосов.

Технологическое членение планера самолета:

  • средняя часть передней кромки крыла (производство – Northrop);
  • отсек кабины экипажа (производство – Northrop);
  • центральная часть крыла (в некоторых источниках – центральное тело – фюзеляж, производство – Boeing);
  • «бобровый хвост» (подвижная секция за центральной частью крыла, производство – Northrop);
  • кессоны СЧК (правый и левый, производство – Ling – Temco – Vought);
  • кессоны КЧК (правый и левый, производство – Boeing);
  • передние кромки крыла (правая и левая, производство – Northrop);
  • законцовки крыла (правая и левая, производство – Northrop);
  • расщепляющиеся рули (правый и левый, производство – Northrop);
  • внешние элевоны (правый и левый, производство – Northrop);
  • средние элевоны (правый и левый, производство – Northrop);
  • внутренние элевоны (правый и левый, производство – Northrop);
  • неподвижные задние кромки крыла (правая и левая, производство – Northrop);

Окончательная сборка малозаметных стратегических бомбардировщиков В-2 на заводе фирмы «Нортроп»
Фото: thedrive.com

Планер:

  • состоит из 22 отсеков, см. выше – технологическое членение самолета;
  • в отсеке кабины экипажа находятся также ниша ПОШ, отсеки БРЭО и общего оборудования;
  • силовой набор отсека кабины экипажа состоит из лонжеронов, шпангоутов, диафрагм, нервюр, бимсов, каркаса фонаря кабины, окантовок вырезов, стенок отсеков и ниш, конструкция этого отсека в основном из углепластиков;
  • в центральной части крыла находятся центральный топливный бак, закрываемая горловина устройства дозаправки топливом в полете, и другие агрегаты топливной системы, два отдельных отсека вооружения, агрегатный отсек с оборудованием самолета (в т.ч. общим, управления, электрической, топливной и др. систем);

Испытания баллистических характеристик термоядерной бомбы В83 при сбросе с борта самолета Нортроп В-2А «Спирит». Самолет имеет два отсека вооружения, расположенных бок о бок в центральной части планера
Фото из книги Black Jets. The Development and Operation of America’s Most Secret Warplanes

  • силовой набор центральной части крыла состоит из лонжеронов, шпангоутов, диафрагм, нервюр, бимсов, окантовок вырезов, стенок отсеков, конструкция этого отсека в основном из углепластиков;
  • установленный за центральной частью крыла «бобровый хвост» является поверхностью триммирования и гашения всех видов колебаний по тангажу в полете на малых высотах, но в нем установлены и антенны БРЭО, в частности, СПО;
  • «бобровый хвост» имеет цельнокомпозитную конструкцию с силовым набором из лонжеронов, нервюр и диафрагм с одно- и трехслойными силовыми панелями;
  • в кессонах СЧК размещены отсеки двигателей с их ВЗ и выходными устройствами, а также агрегатами систем силовой установки – топливной, электрической, гидравлической и др., кроме того, сквозь кессоны СЧК проходят различные коммуникации;
  • силовой набор кессона СЧК состоит из лонжеронов, нервюр, шпангоутов, бимсов, стенок и окантовок отсеков и ниш, конструкция этого отсека в основном из углепластиков;
  • в кессонах КЧК размещены баки-отсеки, ниши ООШ и агрегаты системы управления самолетом;
  • силовой набор кессона КЧК состоит из лонжеронов (двух основных и двух вспомогательных а хвостовой части), нервюр, шпангоутов, бимсов, стенок и окантовок отсеков и ниш, а также панелей обшивки, конструкция этого отсека в основном из углепластиков;
  • передний лонжерон крыла коробчатый, состоит из двух поясов (верхнего и нижнего), двух стенок, подкрепленных стойками, и диафрагм;
  • передний лонжерон КЧК изготовлен из титановых сплавов, остальной силовой набор – алюминиевые сплавы, панели обшивки – КМ (углепластики);
  • панели обшивки КЧК композитные крупногабаритные, самые большие имеют длину 22 м (для чего на фирме «Боинг» был специально построен автоклав длиной рабочей камеры 28 м и создана оснастка, обеспечивающая допуск на этот размер ±6,3 мм;
  • в передней кромке крыла установлены антенны и блоки БРЭО, а также проходят коммуникации систем;

  • силовой набор передней кромки крыла состоит только из диафрагм, она открытая сзади и для перевозки имеет технологический лонжерон, который снимается перед монтажом на самолет;
  • силовой набор законцовки крыла состоит из диафрагм, ее конструкция, а также технология производства и установки такие же, как у передней кромки;
  • задняя кромка крыла (неподвижный отсек за СЧК) изготовлена из теплостойких КМ и имеет сотовую конструкцию;
  • элевоны (3 секции с каждой стороны от ПСС) используются для управления по тангажу и крену;
  • основное (траекторное) управление по тангажу и крену режимы искусственной устойчивости и демпфирования колебаний на крейсерских и боевых режимах полета осуществляется внешними элевонами, а на малых скоростях включаются остальные секции – средняя и внутренняя;
  • расщепляющиеся рули используются для управления по курсу путем создания асимметрии аэродинамического сопротивления самолета;

Компоновочная схема малозаметного стратегического бомбардировщика Нортроп В-2А «Спирит» в окончательной редакции проекта 1988 г.

  • расщепляющиеся рули используются как воздушные тормоза в полете и на разбеге путем их открытия на заданный пилотом угол (максимальный при этом больше, чем на режиме управления по курсу);
  • конструкция всех РП – как на «бобровом хвосте» с учетом их формы и расположения.

Сведения о системах, оборудовании и вооружении самолета Нортроп В-2 читайте в следующей части этого раздела Справочника.

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. История, описание и характеристики.

Если кому-нибудь пришла в голову идея провести конкурс на звание самого необычного самолета, то американский бомбардировщик Northrop B-2 Spirit точно был бы в числе призеров. Этот самолет больше напоминает действующую декорацию какого-нибудь фантастического голливудского фильма. Однако, несмотря на свой диковинный внешний вид, B-2 Spirit является страшным оружием, ведь его создавали для нанесения ядерным ударов по городам и военным объектам противника.

Этот самолет поднялся в небо в самом конце Холодной войны, он был предназначен для прорыва эшелонированной системы ПВО противника, а его необычный внешний вид обеспечивал ему максимальную малозаметность для радаров противника. Но уже через несколько лет противника, для борьбы с которым создавался этот самолет, не стало, и B-2 Spirit превратился в дорогую диковинку, что нанесла американским налогоплательщикам урона гораздо больше, чем любым врагам США.

Немного истории

Прообразом современных стратегических бомбардировщиков являются дальние бомбардировщики времен Второй мировой войны. Американцы и англичане массировано и весьма эффективно использовали тяжелые самолеты (B-17, B-24, Ланкастер и B-29) для уничтожения промышленного потенциала Германии и превращения немецких городов в пылающие руины.

Стратегическая авиация обрела новое дыхание после начала ядерной эры. Дальние бомбардировщики превратились в стратегическое оружие и стали одним из элементов ядерной триады. Советские и американские «стратеги» находились на постоянном дежурстве, в случае начала Армагеддона они должны были донести ядерное оружие до территории противника и нанести удар по его объектам.

Наиболее массовыми стратегическими бомбардировщиками Холодной войны стали советский Ту-95 и американский B-52 Stratofortress.

Совершенствование стратегических бомбардировщиков шло по двум направлениям: увеличение их скорости и снижение радиолокационной заметности. По первому пути пошли создатели Ту-160 и В-1, воплощением второй концепции стал Northrop B-2 Spirit.

Разработка B-2 Spirit

Разработка B-2 Spirit началась в самый разгар холодной войны, в 1979 году. Программа создания бомбардировщиков с пониженной радиолокационной заметностью называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). В ней приняли участие гиганты американской авиакосмической промышленности: Northrop, Boeing, Lockheed, Rockwell. Победителем конкурса стала тандем Northrop и Boeing, а проект самолета, над которым они работали, получил обозначение В-2 Spirit.

Новый бомбардировщик был создан по схеме «летающее крыло» и своим внешним видом разительно отличался от американских «стратегов» В-1 и В-52. Однако история создания самолетов с подобной схемой началась для компании Northrop Corporation гораздо раньше.

Основатель фирмы Джек Нортроп был отличным авиационным конструктором, он еще в 20-е прошлого столетия размышлял над преимуществами, которые получат самолеты, выполненные по схеме «летающее крыло». Летательные аппараты, построенные по такой схеме, имеют более высокие летно-технические характеристики, по сравнению с обычными самолетами. Конструкция без фюзеляжа и хвостового оперения может обеспечить летательному аппарату увеличение грузоподъемности, дальности полета и скорости.

К практическому воплощению своих замыслов конструктор смог приступить только через двадцать лет: в начале 40-х годов американские военные заинтересовались созданием бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. Первое «летающее крыло» поднялось в воздух в 1946 году. Однако вскоре выяснилось, что уровень развития техники тех лет недостаточен для решения множества проблем, которые возникли сразу после начала эксплуатации машины. В 1948 году экспериментальный самолет потерпел катастрофу и после этого программу закрыли.

Концепция «невидимки»

Лишь сорок лет спустя авиаконструкторы вновь вернулись к идее «летающего крыла». Ее создатель, Джек Нортроп, умер в 1981 году, он так не увидел ее воплощения в металле.

Кроме очевидных аэродинамических преимуществ, которые давало использование этой схемы, подобная конструкция обладала еще одним важнейшим достоинством: низкой заметностью для радаров.

Американские летчики испытали настоящий шок, побывав в «ракетных джунглях» Вьетнама. Следствием этого стало начало программы «Стелс», которая стартовала в 1965 году.

Ее задачей стало уменьшение радиолокационной заметности самолетов и вертолетов, разработки шли по двум направлениям: поиск конструкции планера, которая бы минимально отражала сигналы радаров и применение особых радиопоглощающих материалов. Вскоре выяснилось, что для уменьшения радиолокационной заметности самолет не должен иметь выступающих частей, его фюзеляж плавно соединяться с крыльями, а киль желательно убрать вовсе. Под это описание прекрасно подходит самолет, выполненный по схеме «летающее крыло».

В-2 относится к третьему поколению самолетов «стелс». Первое поколение – это SR-71, представителем второго является F-117. Этот бомбардировщик нельзя назвать полностью невидимым, но значительное снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) делает эту машину малозаметной и значительно снижает ее уязвимость.

У В-2 отсутствует вертикальное оперение, планер имеет скругленную форму, нет никаких выступающих деталей: двигатели, вооружение, топливные баки – все это убрано внутрь корпуса. В конструкции самолета широко применены композитные материалы, корпус покрыт особым составом, который имеет аббревиатуру RAM. Он состоит из нескольких видов углепластиков и имеет высокий уровень поглощения радиоволн. Фонарь кабины пилотов покрыт тонким слоем золота, что помогает рассеивать сигналы радаров, и защищает экипаж от светового излучения ядерного взрыва.

Точное значение ЭПР бомбардировщика В-2 засекречено, но считается, что оно составляет 0,0014 м² до 0,1 м².

Кроме того, конструкторы позаботились и об уменьшении заметности самолета в тепловом диапазоне: реактивные струи его двигателей также экранируются.

Стоимость vs. эффективность

Разработка самолета продолжалась десять лет и стоила американским налогоплательщикам 22 млрд долларов, плюс еще один миллиард был потрачен на доработку машины. В 1988 году бомбардировщик был представлен общественности, а еще через год состоялся первый полет машины.

На сегодняшний день Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории. С учетом средств, затраченных на его разработку, стоимость одной машины составляет 2,1 млрд долларов. Весьма впечатляющими являются и затраты на его обслуживание.

Эта машина создавалась для ядерной войны с Советским Союзом. Противостояние двух ядерных сверхдержав, которое мы сегодня называем Холодной войной, оправдывало любые затраты на военные нужды. Однако даже для этого исторического периода стоимость В-2 выглядит явно завышенной. Почему так получилось?

Дело в том, что разрабатывая этот супердорогой самолет, американцы думали сэкономить. И в этом нет парадокса.

По расчетам американских стратегов, для преодоления советской ПВО, кроме непосредственно бомбардировщиков, был необходим сильный истребительный эскорт (несколько десятков машин), несколько самолетов-постановщиков помех (типа EF-111 «Рэйвен») и самолетов F-4G для подавления ПВО. Данную авиагруппу должны сопровождать самолеты-заправщики (более десятка).

Такой же по мощности удар могли нанести восемь самолетов-невидимок F-117 с поддержкой двух самолетов-заправщиков.

Американцы рассчитывали, что работу, которую должны были выполнять пять или шесть десятков обычных самолетов, могли проделать всего два самолета-невидимки В-2. Экономия, как говорится, налицо.

Кроме того, представители американского ВПК много рассказывали общественности о возможности создания полностью невидимого и неуязвимого самолета. Однако сделать это невозможно в принципе.

Обеспечение малозаметности самолетов стоит очень дорого и не дает полной гарантии успеха. Очень часто для достижения меньшего уровня заметности летательного аппарата конструкторам приходится жертвовать летно-техническими характеристиками машины. Не является ли этот путь тупиковым? Мнения экспертов по этому поводу расходятся.

После развала СССР В-2 потерял единственного достойного противника, против которого имело смысл применять этот самолет. Использовать этот баснословно дорогой и сложный в обслуживании самолет в обычных колониальных разборках нет никакого смысла. Для поражения наземных целей в странах третьего мира вполне достаточно старого доброго В-52 Stratofortress или просто F-16.

Пару слов следует сказать об обслуживании В-2. Расходы на содержание этого самолета действительно велики, они значительно превышают средства, которые нужно тратить на обслуживание других американских стратегов: В-1 и В-52.

B-2 Spirit нуждается в специальном ангаре, с постоянно поддерживаемым микроклиматом. Он боится солнечного ультрафиолетового излучения, оно повреждает радиопоглощающее покрытие корпуса самолета. В мире существует всего лишь несколько авиабаз, которые способны правильно заботиться об этом самолете.

На сегодняшний день в строю находится 19 самолетов В-2.

Описание конструкции

Самолет B-2 Spirit выполнен по схеме «летающее крыло», вертикальное оперение отсутствует. Конструкция самолета по большей части изготовлена из титановых и алюминиевых сплавов, также активно использованы углепластики с повышенной теплостойкостью.

Функции рулей направления выполняют расщепляющие щитки, которые установлены на концах крыла. На задней кромке крыла расположены по три секции элевонов, а также отклоняемая поверхность («хвост бобра»), которая расположена сзади по центру.

Машина оснащена трехопорным шасси, главные стойки имеют тележку с четырьмя колесами, а передняя стойка – с двумя.

Экипаж состоит из двух человек. Вход в кабину пилотов – через отсек передней стойки шасси.

В-2 оснащен четырьмя нефорсированными двигателями, которые расположены по краям центральной части корпуса. Каждые два двигателя имеют по одному воздухозаборнику с пилообразной передней кромкой и изогнутым каналом, который исключает облучение двигателей. Для уменьшения заметности сопла выполнены плоскими.

Самолет оборудован специальной системой, которая охлаждает выхлопные газы и уменьшает заметность в ИК-диапазоне.

B-2 Spirit оснащен весьма продвинутой авионикой. Навигационная система состоит из инерциального блока, связанного с астроинерциальным блоком, есть возможность спутниковой навигации и связи с разведывательными спутниками. Есть две многофункциональные РЛС AN/APQ-118, они дают самолету возможность полета на малой высоте с огибанием рельефа местности, могут работать в режиме картографирования и сканировать полосу земной поверхности шириной 240 км. Также на самолете установлен комплекс РЭБ ZSR-62 и аппаратура целеуказания, которая позволяет использовать высокоточные боеприпасы.

В ходе модернизации в 2010 году на бомбардировщик был установлен новейший радар с активной фазированной решеткой.

Вооружение размещено в центральной части корпуса, в двух отсеках. После модернизации бомбовая нагрузка самолета увеличилась до 27 тонн. В-2 может нести ядерные бомбы, ракеты с ядерной БЧ, а также обычные боеприпасы, в том числе и крылатые ракеты.

Применение

Боевым крещением для В-2 стала война в Югославии в 1999 году. Бомбардировщики сбросили около 600 высокоточных бомб. Для участия в боевых действиях эти машины совершали беспосадочный перелет со своей базы в США до Косово и возвращались обратно.

B-2 Spirit принимали участие в первом и во втором конфликте в Ираке, наносили удары по целям в Афганистане, участвовали в операции в Ливии.

Во время всех этих конфликтов ни один из бомбардировщиков не был сбит.

Технические характеристики

Ниже представлены летно-технические характеристики машины.

Модификация B-2
Размах крыла, м 52.40
Длина самолета, м 20.90
Высота самолета, м 5.45
Площадь несущей поверхности, м2 464.50
Масса, кг
пустого самолета 56700
нормальная взлетная 168435
максимальная взлетная масса 181500
топлива (нормальная) 73000
топлива (максимальная) 81650
Тип двигателя 4 ТРДД General Electric F118-GE-100
Тяга, кгс 4 х 8600
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1010
у земли 880
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км
без дозаправки 11100
с одной дозаправкой 18500
Боевой радиус действия, км 5560
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 2-3

Видео о бомбардировщике

Northrop B-2 Spirit — Northrop Grumman B-2 Spirit

«B-2» и «Stealth Bomber» перенаправляет здесь. Для использования в других целях, см В2 (значения) и Stealth самолетов .

Б-2 Дух

ВВС США B-2 Spirit пролетел над Тихим океаном в мае 2006 года

Роль

Stealth стратегический тяжелый бомбардировщик

национальное происхождение

Соединенные Штаты

производитель

Northrop Corporation
Northrop Grumman

Первый полет

17 июля 1989

Вступление

1 января 1997

Статус

В сервисе

Основной пользователь

ВВС США

произведенный

Количество построенных

Стоимость программы

US $ 44,75 млрд (до 2004 года)

Себестоимость единицы продукции

Млн $ 737 (1997 ок. Ветреная стоимость )

Northrop (позже Northrop Grumman ) B-2 Spirit , также известный как бомбардировщик Stealth , американский тяжелое Проникновение стратегический бомбардировщик , показывая низкую наблюдаемую стелс технологии , разработанную для проникновения плотных защитных зенитных ; это летающее крыло дизайн с экипажем из двух. Бомбардировщик может развернуть как обычные и термоядерное оружие , например, восемьдесят 500 фунтов (230 кг) -класс ( Mk 82 ) JDAM Глобальная система позиционирования -guided бомбы или шестнадцать 2,400 фунтов (1,100 кг) B83 ядерные бомбы . Б-2 является единственным признано , что воздушное судно может перевозить большие воздух-поверхность зазоров оружие в скрытом конфигурации.

Развитие началось под «Advanced Technology Bomber» проект (ATB) во время администрации Картера ; его ожидаемая производительность была одна из его причин отмены сверхзвуковых В-1 бомбардировщик . Проект ATB продолжал во время администрации Рейгана , но опасения по поводу задержек в его введении привело к восстановлению программы B-1. Стоимость программы выросла в ходе развития. Разработанный и изготовленный Нортроп , позже Northrop Grumman , стоимость каждого самолета в среднем $ 737 млн (в 1997 долларов) США. Всего закупочные расходы в среднем миллион $ 929 за самолет, который включает в себя запасные части, оборудование, модернизацию и поддержку программного обеспечения. Общая стоимость программы, которая включала разработку, проектирование и тестирование, в среднем 2,1 $ млрд на самолет в 1997 году.

Из — за своими значительные капитальные и эксплуатационные затраты, проект был спорным в Конгрессе США . Обмотка вниз от холодной войны в последней части 1980 — х годов резко снижается потребность в самолете, который был разработан с целью проникновения в воздушное пространство СССР и атаковать цели с высокой добавленной стоимостью. В конце 1980 — х и 1990 — х годов, Конгресс сократил планы по покупке 132 бомбардировщиков до 21. В 2008 году B-2 был разрушен в аварии вскоре после взлета , хотя экипаж катапультировался. Двадцать B-2 находятся на вооружении ВВС США , который планирует управлять ими до 2032 года .

В-2 способен всевысотные атаки миссии до 50000 футов (15000 м), с диапазоном более 6000 морских миль (6900 миль; 11000 км) по внутреннему топливу и более 10 000 морских миль (12000 миль; 19000 км) с одной Midair дозаправки . Он был введен в эксплуатацию в 1997 году в качестве второго самолета , предназначенного иметь передовые технологии Stealth после Lockheed F-117 Nighthawk штурмовика. Хотя первоначально разработано как прежде всего ядерный бомбардировщик B-2 впервые был использован в бое сбросив обычные, неядерные боеприпасы в войне в Косово в 1999 году Позже служил в Ираке , Афганистане и Ливии .

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх